После X в. широкое распространение в Церкви получил монастырский Студийский устав , а с XII в.- и восходящий к нему Иерусалимский устав (существенно отличающийся от древней иерусалимской традиции), к-рый после XIII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе (как в Типиконе Великой ц.), чтения к-рой сохранены (паремия тритекти из-за того, что такой службы в монашеском Часослове нет, читается на 6-м часе). Благодаря активному гимнографическому творчеству в мон-рях в VIII-X вв. сформировалась Постная Триодь - собрание гимнографических произведений различных авторов (не только того времени, но и более ранних), предназначенных для исполнения во время В. п. (И. Карабинов). Особенностью содержания и структуры В. п. по древним и совр. Триодям является совмещение в службах неск. рядов гимнографических текстов, часть из к-рых соответствует древней иерусалимской (напр., в неделю 2-ю В. п. приведен канон, а в будние дни 3-й седмицы В. п.- стихиры, посвященные притче о блудном сыне), часть - послеиконоборческой к-польской лекционарным системам. В Триоди есть песнопения на каждый день В. п. и Страстной седмицы, на все воскресенья подготовительного периода к посту, а также на мясопустную и сыропустную субботы и все будние дни сырной седмицы. По сравнению с Типиконом Великой ц. в Студийском и Иерусалимском уставах подготовительный период к В. п. увеличен за счет еще одного воскресенья - мытаря и фарисея недели . Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14) была окончанием рядовых чтений Евангелия от Луки, к-рые ежегодно приходятся на период, предшествующий В. п., но со временем стала привязана к великопостному циклу. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь (нек-рые из древнейших греч. списков Триоди еще не включают неделю мытаря и фарисея и начинаются с недели о блудном сыне). К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших (возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см.

http://pravenc.ru/text/150109.html

На 5 седм. представленное распределение канонов может подвергнуться изменениям при следующих обстоятельствах: 1) Если в четверток 5 седмицы случится праздник 40 мучеников, то служба их переносится на вторник той же седмицы (Тип.; л. 197 на об.). Канон святаго, прилучившегося во вторник, должен быть пропет накануне на повечерии. 2) Если праздник 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то „поем службу их в нед. 5 постов“ (мр. гл. 9 март. Тип., л. 197 на об.). В данном случае, кроме канона рядового святаго, прилучившегося в неделю 25 февраля, и канон Марии Египетской может быть пропет на одном из повечерий. 3) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона: малое повечерие в самый праздник также без канона, за исключением недели, в которую, как выше сказано, поется „канон рядовый Минеи“, т. е. канон, стоящий на очереди, каковым может быть, напр., 13 и т. д. (Тип., л. 219 на об.). 4) В какой бы день ни случился праздник Благовещения, служба его в этот день и отправляется. Но при этом, если Благовещение будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 23 марта (Тип., л. 207 на об.). Канон святаго сего последнего числа должен быть пропет на одном из повечерий, примерно, в неделю 4-ю. 5) Если Благовещение будет в субботу, то субботний четверопеснец утрени переносится на повечерие в четверток (Тип., л. 208). 6) Если Благовещение будет в неделю 5-ю, то служба Марии Египетской в это время не поется (Тип., л. 206 на об.), но поется, „егда екклисиарх разсудит“ (ср. Тип., л. 202). Следовательно, одно из повечерий может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 7) Служба отдания праздника Благовещения также отправляется в тот самый день, в который случится. Но если отдание будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 5 седм. (Тип., л. 217 и 219 на об.). В этом случае на повечерии 4 нед. надобно петь тот канон, который указан ниже в следующем (10) пункте; повечерия понедельника, как дня, предшествующего пению великого канона, вторника, как дня, предшествующего празднику Благовещения, и среды, как для самого праздника, останутся без канона; но в четверток, накануне пятка, можно будет петь канон пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Если случатся два святых, то полагается петь оба канона на 6 таким образом: ирмос первого святаго 1-жды, два тропаря из канона этого святаго за 1, тропарь пред богородичном из того же канона, два тропаря из канона 2-го святаго за 1, тропарь пред богородичном из канона второго святаго, наконец, богородичен из канона этого святаго; богородичен же из канона первого святаго оставляется. Первый трипеснец предписывается петь на 4. О втором трипеснце сделано замечание, что он содержит в себе пять тропарей, каковое замечание относится ко всем песням этого трипеснца и ко всем дням седмицы, но за исключением понедельника 1-й седмицы, имеющего в первой песни шесть тропарей, а не пять. Почему, как увидим ниже, в этот день в первой песни два раза поется припев: Слава тебе, Боже наш, слава тебе, тогда как в другое время только один раз. В понедельник в 1 песни сначала на оба лика попеременно поются одни стихи из песней Свящ. Писания, а потом также попеременно на оба лика стих и песнопение из канона и т. дал.. Стихи поются именно следующие: Песнь 1-я. Гоподеви поем, славно бо прославися; коня и всадника верже в море. Помощник и покровитель бысть мне... Господь сокрушаяй... Избранные всадники... Пучиною покры их... Десница твоя... Послал еси... Огустеша, яко стена.... и ирмос канона святаго из Минеи. Рече враг..., и тропарь этого канона. Послал еси..., и тропарь этого канона. Кто подобен тебе..., и тропарь этого канона. Простерл еси...., и тропарь этого канона. Утешил еси..., и богородичен этого канона. Тогда потщашася..., и тропарь первой песни первого трипеснца или же два тропаря за один (в понед. 1-й седм.). Нападет на ня..., и тропарь этого трипеснца. Дóндеже пройдут..., и тропарь этого трипеснца. Введ насади я..., и богородичен этого трипеснца. Примеч. В особом издании Служб на каждый день 1 седм. св. Четыредесятницы соединение стихов из Свящ. Писания с песнопениями трипеснцев указано несколько иное (см. понедел., л. 23 на обор, и 24); мы излагаем то, которое представляется более согласным с Типиконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Свете тихий» читается, причем ни отверствия царских врат, ни входа с кадилом не бывает. Таже иерей пред царскими вратами возглашает прокимен дне, который указывается на каждый день седмицы в служебнике и в часослове. После прокимна читается: «Сподоби, Господи». До молитвы «Сподоби, Господи», молитвословия вечерни относились несколько и к окончанию дня проходящего; с молитвы же «Сподоби, Господи», они принадлежат уже наступающему дню. Поэтому в посту после «Сподоби, Господи», прекращаются поклоны, если следующий день праздничный, и наоборот начинаются поклоны, если со следующего дня начинается пост. Далее следует – Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву…» с заключительным возгласом ее: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…» Затем иерей преподает " Мир всем», лик ответствует: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», и иерей чтет тайно Молитву главопреклонения, заключая вслух возгласом: «Буди держава Царствия Твоего благословенна…», и поются Стихиры на стиховне из Октоиха с припевами, указанными в часослове. Если предпразднство или попразднство, то поются стихиры предпразднства или праздника из Минеи. Затем Слава, стихира Минеи, если она есть, И ныне, богородичен или крестобородичен накануне среды и пятницы, или же стихира предпразднства или праздника из Минеи. «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш», после чего иерей: «Яко Твое есть Царство…» и поется Тропарь, и Слава, и Ныне, богородичен или в дни попразднства тропарь праздника. Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», заключающаяся возгласом иерея: «Яко милостив и Человеколюбец…« Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!» а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш….» Лик поет: »Аминь» и «Утверди, Боже, святую православную веру….» Иерей возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» и далее, великий отпуст. После отпуста вседневной вечерни, так же, как после отпуста и малой вечерни и великой, поется многолетие. 9. Малое повечерие После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5-ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1) Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не служится); 2) Все дни Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы); 3) Великий Понедельник и Великий Вторник вечером; 4) На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения. Последование Великого повечерия Сначала рассмотрим чиноследование обычного Великого повечерия, совершаемого вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы. Чиноследование Великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири, а его устав – в 49-й главе Типикона (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). Чиноследование Великого повечерия состоит из обычного начала и 3-х частей, каждая из которых начинается с «Приидите, поклонимся...». Поэтому желательно, чтобы повечерие читали три чтеца следующим образом: – первый чтец – обычное начало и 1-я часть; – второй чтец – 2-я часть; – третий чтец – 3-я часть. Обычное начало и 1-я часть Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Господи помилуй» (12 раз). «Слава и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 4: «Внегда призвати ми...» Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...» Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...» «Слава и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». Псалом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» Псалом 30: «На Тя Господи, уповах...» Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...» «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Хор: «С нами Бог... » (полностью). Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог». Чтец: «Услышите до последних земли». Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «Могущие покаряйтеся». Хор: «Яко с нами Бог» (далее по тексту Великого повечерия).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

774 Прим. 1. Так как в пяток канон кресту поется и в том случае, если в среду 4 седм. не будет праздника Благовещения (Тр. Постн., послед. в пяток средния седмицы на утрени, л. 253); то это указание Типикона можно понять только так: если Благовещение случится в среду 4 седм., то канон креста поется или два раза, как обыкновенно, только не в среду и пяток, а в понед. и пяток, или же только один раз в пяток. Прим. 2. О каноне для повечерия накануне понедельника чит. ниже (ч. 2, глава 31). 775 Т. е. стихиры и славники на вечерню пред понедельником, а канон на утреню понедельника; если же канон на утреню понедельника не перенесен, то надобно перенести по крайней мере стихиры и славянки на вечерню пред пятком; канон креста: Древу святому.., в этом случае останется не пропетым, потому что пяток имеет свой крестный канон. 776 Если Благовещение случится в пяток 4 седм., то должно быть выполнено предписание Типикона: „по отпусте часов бывает поклонение честному кресту, поющим нем стихиры самогласны... и взимается иереем честный крест, и относится во святый олтарь“ (л. 326 на об.). 778 Сначала надобно пропеть стихиры на Господи, воззвах Триоди, напечатанные в последов. понедельника вечера, потом петь стихиры (по алфавиту) вел. канона. 779 Состав стихир на Господи, воззвах пред литургией преждеосв. даров во вторник будет уже не тот, какой мы показали на предыдущей странице, а именно: самогласен Триоди 2, подобны Триоди 3 и праздника 5. 780 Возглашения: „Премудрость. Благослови. Сый благословен. Утверди, Боже“, в составе утреннего богослужения в Великий четверток указываются в москов. издании Службы во свят. и Великий четверг., л. 20 на об., и несомненно указываются на основании общего устава вседневной утрени, поемой не во дни поста (Тип., гл. 9, л. 18); но в Типиконе они не поименованы ни в последов. Великого четверг. (л. 339 на об.), ни в 15 мр. гл. о празднике Благовещения, аще случится в Вел. четверток (л. 212 на об. и 213). 781 В Послед. св. спасит. страстей сказано, что в это время иерей или диакон кадит и что каждение повторяется и на следующих седальнах (до 50 пс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Примеч. 2. В том же послед., л. 297, сказано: «от сея недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения... Феодора Студита ... По окончавии же чтения, глаголем тропарь преп. Феодора... и совершенный отпуст». Это выражение не то означает, что с этого воскресенья начинается чтение Оглашений Феодора Студита , так как они читались и во все предыдущие воскресные дни (см. в Тип., гл. 2, 3, 4 и 5), а то (как это можно понять из послед. понед. 1 седм. св. Четыред., Типик., л. 310), что с седмицы, следующей за неделей Мытаря и Фарисея, к заупокойным литиям, бывающим в седмичные дни, в некоторые из них, а именно по средам и пяткам, присовокупляется чтение Оглашений Студитовых и пение тропаря Феодору Студиту . На часах. B неделю Мытаря и Фарис. На 1 часе: Тропарь воскресный. По трисвятом – кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздник. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Кондак воскресный. Тропарь воскресный. Слава – предпразднства. Кондак предпразднст. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. На 3 часе: Так же. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак воскресн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздник. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Конд. Триоди. Тропарь воскресный. Слава – предпразднства. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. На 6 часе: Так же. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Кондак святых. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. На 9 часе пред вечернею: Так же. Так же, как на 3-м часе. Как на 1-м часе. Так же, как на 3-м часе. Так же, как на 3-м часе. Так же, как на 3-м часе. B неделю Блуднаго: На 1 часе:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В одном из документов Русской Церкви XVII века под названием «Известие учительное» перечисляется несколько вещей, возбраняющих священнику служить литургию, а верующим принимать Причастие (хотя здесь ничего не говорится о других сторонах литургической жизни): невоздержанность в еде и питье, половое сношение, ночное истечение и прочее Другими словами, из этого можно сделать вывод, что указанные вещи оскверняют человека. «Известие учительное» заключает также, что оскверняться могут как люди, так и священные строения и предметы.  Оно предписывает, например, прекращение богослужений в храме, если он будет «осквернен случайным пролитием человеческой крови при каком-либо беспорядке, от удара оружия или руки, или другого удара, или от какой-либо телесной нечистоты на Может ли последнее относиться к менструальной крови?  Возможно, но данное требование этого не уточняет, и потенциально может относиться к вещам не связанным с женской физиологией. Разграничение священного и мирского — в пространстве, времени или периодах человеческой жизни — соответствует православной картине мира: от особых требований к чистоте (для мужчин и женщин) при богослужении до благоговейного отношения к богослужебным предметам, от масленичного веселья Сырной седмицы до чистой радости Светлой седмицы — все в православии говорит об этой дихотомии.  Это не значит, что все мирское непременно противоестественно и порочно, но не стоит также и сводить правила в отношении женщин с менструаций к пережиткам языческих обычаев, не пытаясь найти чисто христианского понимания этих правил. Богословский аспект Одно из подобных объяснений правил о ритуальной чистоте было предложено протоиереем Владимиром Воробьевым в лекциях по Литургическому преданию, прочитанным в Православном Свято-Тихоновском  Православном Университете в Москве Он отмечает, что в результате грехопадения Бог сказал женщине: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…» (Быт. 3:16).  Отец Владимир делает вывод, что все, что относится к рождению детей — менструация и естественное очищение после родов — может рассматриваться как епитимья или своего рода «наказание», во время которого, как во время любой епитимьи следует воздерживаться от причастия.  Можно спорить о том, верно ли подобное толкование Писания и насколько оно отражает мнение Церкви, но существование подобных предложенной о. Владимиром точек зрения указывает на то, что в устаревших, на первый взгляд, правилах о чистоте может содержаться живой богословский аспект.

http://pravmir.ru/k-voprosu-o-ritualnoj-...

Прежде всего, оказывается, что никоновские справщики, действительно, пользовались славянскою Триодью не московского издания, а киевского: наш экземпляр 3-го издания киевской правленой Триоди 1648 г. 8 Но первоначально в Москве, кажется, была сделана попытка вести исправление по московскому изданию, пользуясь для этого греческим оригиналом и киевской Триодью: в нашем экземпляре в службе сырной субботы вклеены 1½ листа с синаксарем на этот день из Триоди московской печати (в киевских изданиях синаксари переведены на южно-русский литературный язык того времени), причем в этом отрывке оказывается исправленным не только синаксарь, но также и уцелевшая на обратной стороне части канона с кондаком и икосом: их текст и поправки значительно отличаются от текста и поправок этих вещей в киевском издании. Затем, в службах первой седмицы справщикам Евфимий приклеил множество бумажных листков и полосок с различными дополнениями и изменениями к киевскому изданию: обратная сторона некоторых из этих листовок, исписанных рукою того же Евфимия, заключает в себе отрывки из устава богослужения на понедельник первой седмицы 40-цы. Эти отрывки содержат правленый киевский текст, но он опять-таки сильно отличается от печатного текста самой книги с его московскими поправками: быть может, названные отрывки принадлежат к дополнениям, предназначавшимся для Триоди, когда ее исправление велось еще по московскому изданию. Указанные уставные статьи в до-никоновских московских изданиях сильно расходятся с греческими печатными Триодями, поэтому их необходимо было переводить вновь, между тем киевские издания, как исправленные по греческим печатным книгам, в данных местах требовали лишь исправлений и некоторых дополнений. Быть может, первоначальная попытка править по московскому изданию была брошена, во-первых, потому, что состав до-никоновских Триодей сильно разился от состава греческих печатных изданий, а во-вторых – потому, что нашли ненужными проделывать сполна ту работу, значительная часть которой сделана была уже киевскими справщиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Феофана, а первый из них (Тебе пристанище спасения) даже так прямо стоит в его каноне св. Никите мидикийскому (3 апр., 4 п.). Выше было отмечено, что, быть может, трипеснцы св. Иосифа на сырную седмицу составлены были им не в одно время с его триодью: если последняя появилась прежде, то св. Феофан мог составить свои трипеснцы раньше св. Иосифа. Таким образом выходит, что первый, как будто, дополнял триодь второго, — составил две группы вступительных и заключительных к ней трипеснцев. Раз это так, — триодь св. Иосифа должна была явиться не позднее 850 г., потому что около этого года св. Феофан уже скончался. Данный вывод был бы справедлив, если бы можно было быть уверенным, что св. Феофан составлял свои трипеснцы для дополнения песнопений, именно, св. Иосифа: весьма возможно, что он дополнял триодь не последнего, а св. Феодора Студита. Как мы видели, трипеснцы св. Феодора от Вознесенья до недели всех святых, как и у подражавшего ему св. Иосифа, тоже идут в восходящем порядке гласов.    В ряду прочих произведений св. Иосифа его триодь является сравнительно уже поздним его созданием. Она написана была им после песнопений Октоиха. Это видно из следующего. Все печатные песнопения св. Иосифа на первую седмицу поста — второго гласа: быть может, у него первоначально была даже мысль — составить песнопения 40-цы в последовательном порядке гласов, посвятив каждому гласу по седмице, начиная с сырной седмицы, т. е., сделать то, что сделал св. Феодор для трипеснцев 50-цы, но потом он почему то эту мысль бросил. Если сравнить трипеснцы названной седмицы с канонами Иосифа 2-го гласа из Октоиха, то оказывается, что и те, и другие, за ничтожными исключениями, составлены по одним ирмосам. В синайской триоди 734—735 в каждом из указанных трипеснцев есть по нескольку тропарей, перенесенных сюда из канонов Октоиха. И в нашей печатной триоди в первой песни понедельника еще стоит один такой тропарь — Един аз греху поработихся, взятый из первой песни покаянного канона на понедельник 2 гласа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010