Сатана три раза попытался искусить Создателя. И пусть порядок второго и третьего искушений у евангелистов Матфея и Луки различается (кто как услышал, так и запомнил), но о характере искушений апостолы пишут совершенно одинаково. Итак, первое искушение, с которым дьявол подошел ко Христу, явно было вызвано недоумением сатаны, ибо, «припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему с словами сомнения», – пишет святитель Иоанн Златоуст . Итак, дьявол говорит Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф.4:3 ). Он нарочно не упоминает о том, что Христос голоден, но льстит Ему и коварно напоминает о Его достоинстве. Испытывающему голод Господу говорится нечто подходящее по ситуации. «Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия», – заметил в свое время блаженный Иероним Стридонский . Но дьявол все же, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя – и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога. Но Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф.4:4 ). Эта фраза взята из библейской книги Второзакония ( Втор.8:3 ) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве – Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной. Если Ты Сын Божий Но дьявол, получив в ответ ни «да», ни «нет» и потерпев неудачу в первый раз, не отступил. Евангелист Матфей так пишет о втором искушении: берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею ( Мф.4:5-6 ). Кстати, уже само по себе интересно повторяющееся обращение сатаны ко Христу – если Ты Сын Божий. «Дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении», – отмечает блаженный Иероним.

http://azbyka.ru/iskushenie-xrista-v-pus...

11, 27): «так, Господи! я верю, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Нельзя забывать, что божественность Иисуса неоднократно, во ушию апостолов, исповедовали «верующие, но трепещущие» ( Иаков 2, 19 ) бесы. Так в стране Гергесинской «они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» ( Мф. 8, 29 ). «Иисус, Сын Бога Всевышняго» ( Мр. 5, 7 ., Лк. 8, 28 , ср. Мр. 1, 24 ). «Господь, изгоняя бесов, не позволял бесам говорить, что они знают, что Он – Христос» ( Мр. 1, 34 ). «И духи нечистые, когда увидели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» ( Мр. 3, 11–12 ). «Выходили также бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он – Христос ( Лк. 4, 41 ). Диавол, искушавший в пустыне, еще сомневался и спрашивал: «Если Ты Сын Божий» ( Мф. 3, 3,6 ., Лк. 4, 3, 9 ), но теперь эти сомнения уступили, очевидно, ведению и вынужденному, против воли исступленному исповеданию, которое и сделалось обычным, постоянно повторяющимся явлением. Из всех этих свидетельств явствует, что исповедание Христа Сыном Божиим, как молния, многократно прорезало, атмосферу, Его окружавшую. Поэтому не столько содержание торжественного исповедания само по себе своей новизной придает такое значение словам Петра, сколько самая значительность этого момента усвояет им такой исключительный вес. В духовном развитии учеников, в их приуготовлении к страшному Гефсиманскому и Голгофскому испытанию веры, этот момент имеет значение перелома, после которого Господь прямо и определенно начинает готовить их к предстоящему. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть». ( Мф. 16, 21 , Мр. 8, 31–2 , Лк. 9, 22 ). Господь хотел утвердить в учениках семя веры пред лицом страшного испытания. И, однако, насколько даже в Петре было смутно сознание происходящего и слаба готовность к будущему, явствует из того, как он начал тут же прекословить Учителю, и с какой поспешностью на горе Преображения он хочет построить три кущи, явно забывая, или проходя вниманием мимо грозных предварений о предстоящих страданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

74. Почему 2-й Член Символа, излагая учение Церкви о Сыне Божием, подчеркивает: «рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу»? В Богооткровенном учении об Иисусе Христе совершенно необходимо исповедывать и выделять истину о Его всесовершенном Божестве . Человеческая мысль, смущаемая диаволом, как во времена 1-го Вселенского Собора, так и в наши дни, склонялась не раз к умалению веры в то, что Господь Иисус Христос есть Бог . Это богохульное мудрование порождало всегда великий вред христианскому миру и было причиной духовного и нравственного упадка. «Ты веруешь ли в Сына Божия?« спросил Господь исцеленного Им слепорожденнаго, поясняя при этом, что Сын Божий тот, Кто совершил это исцеление ( Uoah. IX, 35 ). »...и Он пришел, обличить мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду ко Отцу Моему..» ( Uoah. XVI, 8–10 ). 75. Что говорят о Сыне Божием слова Символа: «Имже вся быша»? Эти слова, основанныя на Евангелии, значащия: «Которым все получило бытие», – указывают на то, что Сын Божий при творении всех вещей мира был исполняющим участником замыслов св. Троицы и осуществляющим мановения Ея воли . " Все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что получило бытие» ( Uoah. I, 3 ). § 39. Разбор третьего члена символа 76. Ради чего сошел с небес Сын Божий? Чтобы даровать всем человекам спасение от власти греха и избавление от смерти. Господь совершает это по все превосходящей Его любви к роду человеческому и в сострадании к нему. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..« ( 1Nem. II, 24 ). »Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдать слово Мое, тот не вкусить смерти вовек» ( Uoah. VIII, 51 ). " Верующий в Сына имеет жизнь вечную ..» ( Uoah. III, 36 ). 77. Если Триипостасный Бог вездесущ всем Своим существом, то как Сын Божий сошел с небес? Верно, что Бог всегда на небе и всегда на земле. Но чтобы явиться среди людей видимым, Сын Божий облекся в тело, иначе – воплотился. " Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах« ( Uoah. III, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостол также говорит: Един Господь Иисус Христос, через Которого все, и мы через Него (1 Кор. 8:6). Но кто такой Иисус Христос, через Которого существует все, кроме Него, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово. Оно было вначале у Бога. Все через Него сотворено, и без Него ничего не сотворено (Ин. 1, 1-3)? Посему, так как Иисус Христос есть единый Бог и человек, то, следовательно, когда говорит Он о Себе, или когда говорят о Нем апостолы, они никогда не делают того различия, которое ты напрасно желал провести в той ложности своих действий. Ибо Сам наш Спаситель, как всецело Сын Божий, так и называет себя всецело Сыном Человеческим. Ибо когда Он сказал слепому, которого просветил: веруешь ли ты в Сына Божия? и он ответил: Кто Он, Господи, чтобы мне верить в Него? Так ответил Ему Сам Сын Божий: И ты видел Его, и говорящий с Тобою есть Он Сам (Ин. 9:35-37). Говорило ли тогда с ним только Божество или Он один видел Божество и поклонялся ему? Конечно, нет. Потому что Сам Господь Иисус в обеих природах есть один Сын Божий. Он снова говорит о себе: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3:13). Но Он не сказал и то, и другое по плоти одной. Ибо в то же время Он имел плоть не на небе, но на земле, и однако же Он был Сыном Человеческим не только на земле, но и на небесах: по одной плоти, то есть только на земле; но по Божеству и на небе, и на земле, но оба неразлучно один Сын Человеческий. Ибо Сам Иисус Христос есть один Сын Божий и человек. Напрасно же ты умножил свои ненужные слова, желая показать апостолам не только Иисуса Христа, но и рабов Христовых. Ведь он есть Христос, Который есть Иисус Христос, имеющий обе природы в одном лице, в Котором божественная и человеческая сущности остаются неразделенными и несмешанными. 15.. Ни Дух без дополнения, ни Святой Дух не называются в Священном Писании Отцом или Сыном . Это Тот же Дух Божий, Святой Дух, Который есть Утешитель. По крайней мере, теперь признай, что апостолы и пророки проповедовали Духа Параклета, то есть Духа Святого, Самого Духа Божия.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Как узнать, что некоторые люди соблазнены диаволом? – Об этом говорит их ненависть к Богу и людям, а также их злоба, обман и насилие. Чего больше всего боятся бесы? – Имени Господа нашего Иисуса Христа. Чье имя больше всего ненавидят безбожники? – Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. 2.1.2. Второй член Символа Веры Как читается второй член Символа Веры? – И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Что означает имя Иисус Христос? – Иисус означает Спаситель, ибо Он пришел спасти людей от сатаны, греха и смерти. Христос означает Помазанник (как издревле называют Царей, Первосвященников и Пророков). Как понимать, что Иисус Христос – Сын Божий? – Это следует понимать так, что Он один только есть Сын Божий, рожденный Богом Отцом, а не сотворенный Им. А велика ли разница между словами «рожденный» и «сотворенный»? – Да, очень велика. Подобно тому, как человек рождает свое дитя одной с ним природы, но, в то же время, может создать, к примеру, механизм, который другой природы, так и Бог породил Своего Сына из Своего вечного существа, и потому Сын Божий наделен от Бога Отца таким же Божеским естеством. Но Бог сотворил также бесчисленное множество животных и предметов, которые не обладают божественной сущностью. Почему Сын Божий назван Светом от Света? – Бог Отец есть вечный Свет мудрости и любви, поэтому логично, что Сын, рожденный от Такого Отца, есть Свет от Света. Что означают слова: Бога истинна от Бога истинна? – Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Иисус Сам подтвердил это словами: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). Почему мы говорим: Имже вся быша? – Бог Отец все на небе и на земле сотворил через Сына Своего, что подтверждает Библия : «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). 2.1.3. Третий член Символа Веры Как читается третий член Символа Веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.  Дева сказала: " как будет это " не потому, что она как бы не поверила, но потому, что она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события, ибо ничего подобного не было прежде сего и ни после сего не будет. Поэтому и Ангел прощает Ей и не осуждает как Захарию, но еще объясняет образ события. Захария справедливо осуждается: он имел много примеров, так как многие неплодные рождали, а Дева не имела ни одного примера. " Дух Святый, - говорит, - найдет на Тебя " , устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. " И сила Всевышнего, - Сын Божий, ибо Христос есть сила Божия (1 Кор. 1, 24), - осенит Тебя " , то есть покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит " осенить " . Быть может, иной скажет: как живописец сначала набрасывает тень, потом раскрашивает окончательно, так и Господь, созидая Сам Себе плоть и составляя образ человека, сначала оттенил плоть во утробе Матери, смесив ее из кровей Приснодевы, а потом образовал ее. Но это сомнительно. Ибо одни говорят, что вместе с тем, как Господь осенил утробу Девы, тотчас же стал совершенный младенец, а другие не принимают сего. Выслушай же, что говорит: " посему и рождаемое Святое " , то есть растущее в утробе твоей постепенно, а не вдруг явившееся в совершенном виде. Отсюда и уста Нестория заграждаются. Ибо он говорил, что не Сын Божий, обитавший в утробе Девы, воплотился, но простой человек, родившийся от Марии, стал иметь впоследствии Бога своим сопутником. Пусть же слышит, что рождаемое в утробе, именно оно, было Сын Божий, не иной был носимый во чреве и иной Сын Божий, но один и тот же был Сын Девы и Сын Божий. Смотри, как указал и на Святую Троицу, поименовав Духа Святаго, силу - Сына, Всевышнего - Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Дева сказала: «как будет это» не потому, что она как бы не поверила, но потому, что она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события, ибо ничего подобного не было прежде сего и ни после сего не будет. Поэтому и Ангел прощает Ей и не осуждает как Захарию, но еще объясняет образ события. Захария справедливо осуждается: он имел много примеров, так как многие неплодные рождали, а Дева не имела ни одного примера. «Дух Святый, — говорит, — найдет на Тебя», устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. «И сила Всевышнего, — Сын Божий, ибо Христос есть сила Божия (1 Кор. 1, 24), — осенит Тебя», то есть покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит «осенить». Быть может, иной скажет: как живописец сначала набрасывает тень, потом раскрашивает окончательно, так и Господь, созидая Сам Себе плоть и составляя образ человека, сначала оттенил плоть во утробе Матери, смесив ее из кровей Приснодевы, а потом образовал ее. Но это сомнительно. Ибо одни говорят, что вместе с тем, как Господь осенил утробу Девы, тотчас же стал совершенный младенец, а другие не принимают сего. Выслушай же, что говорит: «посему и рождаемое Святое», то есть растущее в утробе твоей постепенно, а не вдруг явившееся в совершенном виде. Отсюда и уста Нестория заграждаются. Ибо он говорил, что не Сын Божий, обитавший в утробе Девы, воплотился, но простой человек, родившийся от Марии, стал иметь впоследствии Бога своим сопутником. Пусть же слышит, что рождаемое в утробе, именно оно, было Сын Божий, не иной был носимый во чреве и иной Сын Божий, но один и тот же был Сын Девы и Сын Божий. Смотри, как указал и на Святую Троицу, поименовав Духа Святаго, силу — Сына, Всевышнего — Отца.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Но все равно может показаться, что Вознесение - грустный праздник. Если до этого дня в храмах можно было каждый день услышать радостные пасхальные песнопения - «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то теперь нам придется ждать целый год, до следующей Пасхи. Но наша радость не должна уменьшаться. Да и само Священное Писание и церковные песнопения говорят о том, что Вознесение стало для учеников Христа (а значит, должно стать и для всех нас) - днем радости. Например, мы читаем в Евангелии от Луки, что Иисус вывел учеников из Иерусалима к Вифании, а затем: подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53). Или в одном из главных песнопений праздника - тропаре - мы услышим: « Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира » (в русском переводе: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира»). Вознесение Спасителя - это явление Его божественной славы. Спаситель пребывал с Богом Отцом, как Сын Божий, теперь Он пребывает с Отцом и как Сын Человеческий. Очень точно эту мысль выразил апостол Павел: Сын Божий будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). Сын Божий - будучи равным Отцу, уничижает Самого Себя, отказывается от Своей славы, становится человеком - самым обычным человеком, принимает страдания и смерть в бесславии. Но Бог за это прославляет Его, даруя высшую славу, которой никто и никогда не может достигнуть. Вот этой славе Учителя и радуются ученики. Поэтому они не скорбят, что Христа больше нет с ними. Да, Его нет физически среди нас, но Он всегда пребывает в Церкви - среди верующих. Эту радость, испытанную учениками в день Вознесения Христова, должны сохранять и мы. Ведь этой славой Господь желает с нами поделиться. Путь на небо

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Сколь многое и великое выражается посему этим исповеданием! Рассмотрим это подробнее. О значении имени Спасителя: Иисус и Христос мы уже говорили. Теперь следует другое многознаменательное имя Спасителя: «Сын Божий, единородный, иже от Отца рожденный прежде всех век». Иисус Христос называется Единородным Сыном Божиим в следующих словах апостола Иоанна: «Бога не видал никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Тот же апостол говорил об Иисусе Христе: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». По изъяснению Катехизиса этим названием выражается, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому безмерно превосходит всех Ангелов и святых человеков, называемых сынами Божиими по благодати. Таким образом, наименование Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным научает нас, что Иисус Христос не сотворен, но рожден из существа Бога Отца. На земле обыкновенно рождаются все живые существа и рожденное имеет существо подобное родившему его. Подобно этому и Сын Божий, как рожденный от Бога Отца, имеет одно и то же существо со Своим Небесным Отцом, почему и апостол прямо называет его образом Бога невидимого, в котором «обитает вся полнота Божества телесно». Потому же и апостол Иоанн говорит об Иисусе Христе, что Он «есть истинный Бог и жизнь вечная», и христианская церковь во втором члене символа веры называет Его Господом и Богом истинным от Бога истинна, Единосущным отцу. Великая истина эта указывает на личное свойство Сына Божия и на отличие Его от Бога Отца и Духа Святого. В символе она изъясняется словами: «света от света». Слова эти, по объяснению катехизиса, подобием истиного света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет видимый по всей подсолнечной. Но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный свет. От Него рождается Сын Божий, который также есть вечный свет. Но Бог Отец и Сын Божий, который также есть вечный свет, нераздельный, – единого Божеского естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Чтобы показать, как велико это Божие благодеяние – искупление человеков кровию Иисуса Христа, Апостол раскрывает величие Иисуса Христа, сперва как Сына Божия, истинного Бога (ст. 15–17), потом, как Богочеловека (ст. 18–20). 15. Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Сын Божий есть образ Бога невидимого, т. е. Бога Отца, который невидим, как учит Иоанн Богослов: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Сын Божий именуется образом Бога, не в том разуме, как человек называется созданным по образу Божию. Сын Божий, как пишет апостол Павел в другом послании, есть сияние славы и образ Ипостаси Божией ( Евр.1:3 ), т.-е. Он являет в Себе славу и величие Своего Отца, единосущен Отцу, равен Ему по Божеству, есть истинный Бог. Поэтому Иисус Христос говорит: видевый Мене, виде Отца ( Ин.14:9 ), и объясняет, почему говорит так: яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть (ст. 10). Перворожден всея твари. «Рожденный прежде всякой твари». Рожденный от вечности или предвечно от Бога Отца. Сын Божий был и тогда, когда не было никакой твари, не было и времени; Он был вечно как единосущный Богу Отцу, сый в лоне Отчи. Говоря о вечном рождении Иисуса Христа, Апостол обличал заблуждение еретиков, отвергавших Божеское достоинство Иисуса Христа, Сына Божия, и причислявших Его к разряду тварей. Поэтому далее Апостол раскрывает Божеское величие Иисуса Христа из дел творения и управления миром. 16. Яко тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая тем и о нем создашася. 17. И Той есть прежде всех, и всяческая в нем состоятся. Сын Божий перворожденный всея твари, говорит Апостол, не есть тварь, но есть Творец всех тварей; «ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». И мир видимый и мир невидимый, со всеми ликами бесплотных духов, получили бытие от Сына Божия, как всесильного Бога. Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:8 ), учит св. Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010