Так что же, ни Сын не судит, поскольку Он говорит: «Я не сужу его»; ни Отец; но слово, которое говорил Сын? Однако же, пока послушай, что говорит Он далее: «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин.:12, 49—50). Следовательно, если судит не Сын, а слово которое Он говорил, и потому судит слово, которое говорил Сын, что Сын говорил не от Себя, но Отец, Который Его послал, дал Ему заповедь, что сказать и что говорить. Значит, судит Отец, чье слово есть то, что говорил Сын, и Само Слово Отца и есть Сам Сын. Ибо заповедь Отца и Слово Отца не разнятся; и одно и то же Он назвал и Словом и заповедью. Давайте посмотрим: когда Он говорит: «Я говорю не от Себя»; не хочет ли Он, чтобы это было понято так: «Я не от Себя рожден». Итак, если говорит Слово Отца, то говорит Он Сам, поскольку Слово Отца и есть Он. Обычно Он говорит: «Отец дал Мне»; посредством чего Он хочет, чтобы думали, что Отец родил Его. То есть не то, чтобы Отец дал что-то Ему как уже существующему и не имеющему, но само» (выражение) «дал Ему, чтобы имел» означает «родил Его, чтоб Он был» Ибо в отличие от творения, которое есть одно, а имеет другое, Сын Божий, Единорожденный, «через Кого все начало быть», прежде воплощения и прежде принятия на себя твари, — то, что Он есть, есть то, что Он имеет. Если кто готов к постижению этой мысли, то она более ясно высказывается там, где Он говорит: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.:5, 26). Ибо не уже существующему, но не имеющему жизни (Отец) дал, чтобы Он имел жизнь в Себе Самом, так как тем самым, что Он есть, Он есть жизнь. Следовательно, слова «Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» означают «родил Сына, чтобы Он был неизменной жизнью, которая есть жизнь вечная». Итак, поскольку Слово Божие есть Сын Божий, постольку и Сын Божий есть истинный Бог и жизнь вечная, как в своем послании говорит Иоанн (I Ин.:5, 20); и чего же мы еще не знаем, когда Господь говорит: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день»; и когда Он называет Само Слово Словом и заповедью Отца, а саму заповедь жизнью вечною? Поэтому Он и говорит: «Я знаю, что заповедь Его есть жизнь Вечная».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

«Многостороннее и динамичное учение об образе можно найти в сочинениях св. Григория Паламы . Он почти всегда проводит различие между образом Божиим и тем, что – по образу Божию... Образ Божий есть только Сын Божий, в то время, как человек сотворен по образу Божию, т.е. он есть отличный от Бога образ, тогда как Сын есть идентичный образ» 118 . К сказанному можно приложить и ту мысль, что не только Сын Божий воплотился в образ человеческий, но и человек был сотворен по образу имеющего воплотиться Сына Божия. Т.е. в творении человека действовал не только причинно-следственный детерминистический принцип, но и телеологический. Цель творения определяла образ творения. Богочеловек – Ω-точка творения. Все творение и, в первую очередь, человек, устремлено ко Христу-Омеге, как изошло от Альфы-Христа. Воистину, Он – Альфа и Омега, начало и конец ( Откр. 1:8 ). Человек, по Его образу сотворенный, к Его образу и устремлен 119 . Так и апостол Павел говорит, что Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3:21 ). Апостол говорит о грядущем подобии нашего тела славному телу Его, но это грядущее подобие и, даже, сообразие не предопределено ли изначальным замыслом быть образом Его? Человек – образ Святой Троицы Образ Божий в силах и способностях души человека. Образ Божий – это Сын Божий. Но Бог не говорит Сыну «сотворим человека по образу Моему», а говорит: сотворим человека по образу Нашему. Значит, человек сотворен не только по образу Сына, но и по образу Отца. А где Отец и Сын, там и Святой Дух. Так, святые отцы прозревают в человеке и устроении всех сил и способностей его души, да и всего его существа, образ Святой Троицы. Как говорил св. Епифаний Кипрский , трудно и, где-то даже, бесполезно искать, в чем именно в человеке отпечатлен образ Божий, ведь человек целокупно, весь отражает в себе Его. И, тем не менее, как человеку дано не только веровать в непостижимого Бога, но и постигать Его в явлениях Его ипостасей и свойств, так и святые отцы в тех или иных силах и способностях человека находили особо яркое и зримое отпечатление образа Божия и, даже, конкретно Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он говорит об этом один, но не следует опасаться, что этим он противоречит остальным евангелистам. Он же далее продолжает: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:51–54 ). Марк повествует так: «Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» ( Мк. 15:39 ). Лука говорит так: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был праведник» ( Лк. 23:47 ). Нет противоречия в том, что Матфей говорит, будто сотник и бывшие с ним, видя землетрясение, удивлялись, тогда как Лука говорит, что он удивлялся, слыша, что Господь испустил дух с таким восклицанием, показав, какую имел Он мощь, когда умирал. В самом деле, в том, что Матфей сказал не только «видя землетрясение», но еще прибавил «и все бывшее», он показал, что место у Луки безупречно, ибо по его словам сотник удивлялся самой смерти Господа; потому что и она была между тем, что чудесным образом тогда совершилось. Но хотя бы Матфей даже и не прибавил этого, все-таки должно это понимать так, что поскольку тогда совершилось многое достойное удивления, то повествователям вольно было припоминать то, что им было угодно. И они не противоречат друг другу в том случае, когда один говорит, что сотник удивлялся одному, а другой – другому, так как он удивлялся всему. А то, что по словам одного сотник сказал: «Воистину Он был Сын Божий», а по словам другого: «Истинно Человек Сей был Сын Божий», пусть не смущает того, кто не забыл, что мы говорили выше, поскольку то и другое выражение вполне совпадают по мысли; также нет противоречия и в том, что один евангелист употребил слово «человек», а другой – нет. Может показаться противоречивым то, что по словам Луки сотник не сказал «Сын Божий», а сказал «праведник». Но мы должны понимать, что или сотник сказал и то и другое, или же один евангелист сказал одно, а другой – другое. А, может быть, Лука хотел выразить мысль сотника, каким образом он сказал, что Иисус есть Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ведь дабы не подумали, что говорю я, не проверяя, просто то, что на ум взбредет, собрав из составленных ими в церквях книг пригодное для этого и представив в качестве доказательства, я запечатлею истину своих слов. Итак, поистине треблаженный и прославленный в благочестии Афанасий, бывший в свое время епископом Александрийской Церкви, в слове «О воплощении» 54 сказал о Христе следующее: (10) «Исповедуем также, – говорит он, – что Он есть Сын Божий и Бог по Духу, Сын Человеческий по плоти 55 ; что один Сын – не две природы, из которых одной надлежит поклоняться, а другой не надлежит поклоняться, но одна природа Бога Слова воплощенная и принимающая поклонение вместе с плотью Его одним поклонением; и не два Сына, один Сын Божий истинный и принимающий поклонение, а другой – человек от Марии, не принимающий поклонения, ставший Сыном Божиим по благодати, как и люди. Но Тот, Кто от Бога, как сказал я, единый Сын Божий и Бог, Он Самый, а не другой родился и от Марии по плоти в последние дни, как на слова Богородицы Марии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – говорил Ангел: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» 56 . Поэтому Рожденный от Святой Девы – это Сын Божий по природе и Бог истинный, а не по благодати; и только через причастность (μετουσ) по плоти Он – человек от Марии, а по Духу Он – Сам Сын Божий и Бог . Хотя Он претерпел наши страдания по плоти, как написано: «Христос пострадал за нас 57 плотью» 58 – и еще: «Тот, Который Сына Своего Сына не пощадил, но предал Его за нас всех» 59 , но по Божеству пребыл бесстрастным и неизменяемым, согласно сказанному пророком: «Я Бог 60 и не изменяюсь» 61 . Хотя Он умер по плоти нашей смертью за наши грехи, дабы чрез смерть за нас уничтожить смерть, по слову апостола: «Поглощена смерть победою. Смерть! где твоя победа? ад! где твое жало?» 62 – и еще: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» 63 , но по Божеству пребывал бессмертным и неодолимым смертью , как бесстрастная сила Отца, согласно Петру, говорящему, что смерти «невозможно было удержать Его» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Изложив кратко, но по преимуществу почти подлинными словами Толстого его суждение о христианской церкви, мы невольно поражаемся тем, как искажено и извращено в нем все христианское учение. Иногда думается даже, что Толстой говорит о чем-то другом, а не об учении Иисуса Христа. И все это делается без всяких оснований, голословно, произвольно, даже с презрением к несомненным историческим фактам, историческим свидетельствам и памятникам, требованиям здравого разума и научной совести... Странное учение, явившееся 1800 лет тому назад, по словам Толстого, было приписано человеку Христу. Все представление об Иисусе Христе, какое выработал себе Толстой и какое он ясно изложил еще в предисловии к своему лжеевангелию, состоит в следующем: «1800 лет тому назад явился какой-то нищий и что-то говорил; его высекли и повесили». Вот и все! Толстому нет никакого дела до того, что Христос Сам называл Себя Сыном Божиим и приписывал Себе свойства, которые могут принадлежать только одному Богу ( Мф. 22:43, 45 ; Мар. 12, 37 ; Лук. 20, 42. 44 ; Ин. 8, 58 ; Мф. 18, 11. 20; 9, 6; 11, 27, 26, 64; 24, 30 и мн. др.), он не придает никакого значения свидетельству Иоанна Крестителя, который, говоря об Иисусе Христе и о бывшем при Его крещении, «свидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1, 34 ); для него не важны принятые Иисусом Христом свидетельства от Нафанаила: «Равви! Ты Сын Божий» ( Ин. 1, 49 ), от. ап. Петра: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16, 16 ). «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Ин. 6, 68. 69 ); народ неоднократно свидетельствовал Христу: «истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14, 33 ). И Он не отверг ни одного из этих свидетельств. Даже враги Христа, неверующие иудеи, у самого креста на Голгофе, издеваясь над ужасными страданиями Распятого, свидетельствовали: «Он сказал: Я Божий Сын» 105 . Даже римские язычники – «сотник и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27, 54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Мы будем вызывать свидетелей последовательно, держась хронологического порядка, т.е. начиная с тех, кто впервые, в дали веков, были оглашены Евангельскою проповедью, и кончая свидетелями наших дней. Сойдутся ли раскинутые на 2000 лет свидетельства их с самосвидетельством Иисуса Назарянина? Оправдают ли они сверхчеловеческие притязания Его быть Спасителем рода человеческого. «Сей есть Сын Божий;... се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29,34 ), – свидетельствует Иоанн Креститель. «Равви! Ты Сын Божий, ты Царь Израилев, – восклицает изумленный и восхищенный Нафанаил. – Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47,49 ). «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф.14:33 ), – исповедуют ученики, склоняясь перед Ним на озере Генисаретском. «Ты Христос, Сын Бога Живого», – твердо отвечает Ап. Петр на вопрос Иисуса, за кого они, Ученики, почитают Его. «Господи! К кому нам идти? – слышим мы от того же Петра. – Ты имеешь глаголы жизни вечной, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:68,69 ). «Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ), – робко откликается Марфа на призыв Иисуса к вере. «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ), – раздается радостный крик Фомы. «Никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ), – отвечают служители фарисейские на вопрос своих господ, почему они не привели Иисуса. «Воистину Он был Сын Божий!» – с болью вырывается из груди сотника, стоявшего при кресте «Царя Иудейского». Не чудесны ли эти свидетельства, так согласно и твердо устанавливающие факт необычайности Существа, носящего образ человека? Этим людям – в тайниках их души – открывается великая, страшная и радостная истина, что так долго всеми Ожидаемый Посланник неба здесь, с ними, – что это точно Он, Избавитель, имеющий ключи ада и рая, Которому дана всякая власть на небе и на земле. Да и как не дивиться, как не устрашаться, как не радоваться, как, наконец, не верить Ему, когда на их глазах, по Его благой воле, слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Происхождение и существование суть два понятия сродные между собою, но имеют различное значение. Что происходит, то является. Мир произошел, значит он явился. Со времени своего происхождения он существует. Посему существование мира предполагает его происхождение. Но мир произошел не сам собою, а обязан своим происхождением Богу. Подобно этому и дальнейшим своим существованием мир обязан одному Богу. Своею всемогущею силою Бог произвел то, что мир произошел, и тою же силою Он производит также и то, что мир существует. Вот почему мы называем Бога не только Творцом, но и Вседержителем, то есть Богом, все держащим в Своей силе и власти или все сохраняющим и всем управляющим. Если теперь Сын Божий принимал участие в сотворении мира, то ясно, что Он принимает также участие и в деле сохранения его и управления им. Этому научает нас Сам Спаситель в словах: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Бог Отец доныне действует именно в деле сохранения мира и управления им. Точно так же и Сын Божий, подобно Отцу, доныне сохраняет мир и управляет им. Эту великую истину выражает апостол Павел, когда говорит об Иисусе Христе: «и Он есть прежде всего, и все Им стоит», то есть существует, сохраняет бытие. Так, Сын Божий есть вместе и Промыслитель мира, и в обоих делах – в творении мира и в промышлении о нем Он открывает Свое божеское существо. Таким образом, из слова Божия мы показали, что Сын Божий и по Своим свойствам, и по Своим делам во всем подобен Богу Отцу и есть истинный Бог. Но чтобы лучше усвоить эту великую истину, мы остановимся на ней еще, и для этого приведем некоторые из тех изречений, в которых Бог Отец называет Спасителя Сыном Божиим, и Сам Спаситель усваивает Себе это наименование. Во время крещения Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Это свидетельство Бог Отец повторил во время преображения на горе Фавор. Три апостола, бывшие тогда вместе с Иисусом Христом и слышавшие это свидетельство, твердо поверили после того, что Иисус Христос есть истинно Сын Божий, и впоследствии проповедовали эту истину перед всем миром. Какое сильное впечатление произвело на них это свидетельство, об этом говорят слова апостола Петра: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от великолепной славы принесся к нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Здесь апостол Петр имеет в виду событие преображения Иисуса Христа и слышанное им тогда свидетельство Бога Отца об Иисусе Христе прямо называет гласом Отца о славе и величии Иисуса Христа, как возлюбленного Сына Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

1, с. 340–341): «Отцы Собора (I Вселенского) говорили, что должно написать: Сын есть истинная сила и образ Бога Отца; что Слово подобно Отцу во всем, не отлично от Него, непреложно, всегда нераздельно и в Нем пребывает...» Приверженцы же ариевы, хотя терпели это, не смели противоречить от стыда, потому что уже были обличены; однако же стало заметно, что они друг другу шептали и подавали знаки глазами, будто бы слова «подобно», «всегда», и «имя Сына», а также «в Него» – суть опять общи и нам (простым людям) и Сыну. [Арий говорил о том, что Сын Божий, Слово – сотворен, поэтому Арий и искал признаки Сына Божия в любых выражениях, но только, чтобы это выглядело как сотворенный, а не как единосущный Отцу, что было время, когда Сына Божия не было. Для Ария важно было, все эти термины выдержать – прим. о. Бориса] Поэтому Епископы, усмотрев их лицемерие, и сами вынуждены были написать яснее, а именно, что Сын единосущен Отцу, во означении того, что Сын не только подобен, но и не отделим от сущности Отчей, Сын и Отец – едины суть, Слово всегда в Отце и Отец – в Слове, как неразлучны сияние и свет». «Им же вся быша» – речь идет о том, что Сын Божий принимает участие в Творении мира . Каким же образом? Можно было бы подумать, что Сын Божий есть лишь некое орудие Бога для сотворения мира, но это не так. Попробую показать, что Сын Божий это не орудие для творения мира, а Сам Творец. В Катихизисе сказано очень коротко: «Бог все сотворил Сыном Своим как вечною Премудростью Своею и вечным словом Своим». Вы видите, не совсем все ясно, даже в катихизисе. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ... все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ). А вот что пишет св. Василий Великий (О Святом Духе, гл. 16): «В творении их (т. е. ангелов) представляй первоначальную причину сотворенного – Отца, и причину зиждительную – Сына, и причину совершительную – Духа». Он пишет о творении ангелов, но это можно применить ко всякому творению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тот же апостол и в том же послании говорит: Бога никто никогда не видел ( 1Ин. 4:12 ); те же слова он повторяет в своем Евангелии ( Ин. 1:18 ); другой апостол называет Бога невидимым ( Кол. 1:15 ; 1Тим. 1:17 ). Эти изречения прежде всего означают то, что человек не может видеть Бога телесными очами; потому что Бог есть дух ( Ин. 4:24 ). Но в то же время, и даже преимущественно, они указывают на невозможность человеку и вообще всякому сотворенному существу постигнуть Бога, постигнуть и определить Его природу или сущность. Невидимый для глаз человека, как дух, Бог не объемлется и умственным взором его, как существо беспредельное. Что под видением Бога у Иоанна Богослова разумеется не одно только рассматривание Его телесными очами, но и вообще познание Бога, это будет для нас очевидно, если мы сопоставим одно с другим следующие два евангельские изречения: Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ) Кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Лк. 10:22 ). В том и в другом изречении только одному Сыну Божию приписывается и видение Бога, и знание Его, которые, очевидно, отождествляются. И хотя по смыслу этих же самых слов Сын Божий знание о Боге сообщает и другим существам, напр., людям, являя им Бога Отца; но их способ познания Бога существенно отличается от Его богопознания, потому что им Сын Божий открывает не все то, что Сам он знает о Боге. Об этом различии Он Сам говорит следующим образом: У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ис. 54:13 ). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, кто есть от Бога; Он видел Отца ( Ин. 6:45,46 ). Таким образом хотя Сын Божий и людям приписывает знание о Боге, но это знание отличается от Его знания о Боге, во 1-х, по источнику, – потому что Сын Божий имеет знание о Боге Сам по Себе, а люди получают это знание чрез Сына, – во 2-х, по самому существу своему, потому что Сын видит Бога и знает, кто есть Бог , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   Вся жизнь и учение Господа Иисуса Христа твердо свидетельствуют о Нем как о Сыне Божием и Боге (Рим.1:4; Деян.4:33; Еф.3:4—5), но в равной степени явно они указывают на Него как на истинного человека, на человека с настоящим человеческим телом и с настоящей человеческой душой, что и выражено в Евангелии благовествованием: «Слово стало плотью» (Ин.1:14; ср.: 1Ин.1:1). Спаситель особенно любил называть Себя мессианским именем «Сын Человеческий» (Дан.7:13—14), исключительно акцентируя подлинность Своего человеческого естества. Об этом говорят Его трогательные слова: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). Бог во плоти, Господь Иисус Христос возвещает о Себе, что Он как Сын Человеческий имеет Божественную власть — отпускать людям грехи (Мф.9:6; Мк.2:10; Лк.5:24). Сын Человеческий, реальный в Своем человеческом естестве, как Сын Божий — в Божественном, есть «господин и субботы» (Мф.12:8; Мк.2:28; Лк.6:5).    Вечный Сын Божий сделался Сыном Человеческим и как таковой явился в свойстве Небесного Сеятеля, сеющего на ниве сего мира Божественные истины и дела (Мф.13:37—38). Сын Божий, став Сыном Человеческим, сделал человеческое естество Своим вечным достоянием; как Сын Человеческий Он распоряжается Божиим Страшным Судом и к тому же Он — господин Ангелов и Небесных Сил (Мф.13:41, 16:27, 19:28). Господь Иисус очень часто возвещает, что как истинный Сын Человеческий Он действительно пострадает, умрет и воскреснет (Мф.17:22, 9, 20:18—19, 28, 26:2, 24; Мк.8:31, 9:9, 12, 31, 10:33—34, 14:21; Лк.9:22, 44, 17:25, 18:31—33, 24:7). Свое Второе Пришествие Господь Иисус называет пришествием Сына Человеческого (Мф.24:27, 37, 39, 44, 25:13, 31, 26:64; Мк.8:38, 13:26, 14:62; Лк.9:26, 12:40, 17:24, 30, 18:8, 21:27). Крест — это знамение Сына Человеческого (Мф.24:30). Блаженство людей зависит от их веры в Сына Человеческого и от страданий ради Него: «Блаженны вы», — говорит Спаситель Своим последователям, — «когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого» (Лк.6:22). Бог Отец передал весь суд Своему Сыну потому, что Сей стал Сыном Человеческим (Ин.5:27, 22), прожил человеческую жизнь во всей ее горечи и скорби, поэтому никто из людей не может Ему с полным правом сказать: «Ты не имеешь права судить нас, людей, ибо Ты не был человеком и потому не знаешь, какое это мучение — быть человеком».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010