Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОНА, ПРОРОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иона. Из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста Иона ( VIII в. до н.э. ), пророк из числа малых , преемник пророка Елисея Память 22 сентября Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской , к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия , и у нее не истощались мука и масло. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима , кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии ( Иона 3, 3 - 10). Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии . Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой. Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: " Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи " ( Мф. 12, 40 ). Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: " Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы " ( Мф. 12, 41 ).

http://drevo-info.ru/articles/3972.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Литература ИУДАИЗМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru «Старейшины народа, первосвященники и книжники... начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он (Иисус) развращает народ наш,…называя Себя Христом». ( Лк. 23:2 ) «Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; ... Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» ( Мк 14:61-64 ). Причины, из – за которых мудрецы Израиля не признавали Иисуса Мессией, впервые можно узнать из иудейского источника V века «Толедот Йешу» (на ивр. также «Сефер Толедот Йешу» перевод с иврита «Родословие Иисуса»). " Сказала им (Мудрецам Израиля) царица: Есть ли в вашем Учении то, на что он (Иисус) ссылается? Ответили мудрецы Израиля ей: Есть, но сказано это не о нем, потому что он не сын Бога и не Мессия, и суд обязан вынести ему смертный приговор. Мессию, которого мы ждем, можно будет распознать по известным признакам, как написано: " И бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит злодея. И справедливость будет препоясывать чресла его, и честность будет поясом на бедрах его. И волк будет жить рядом с овцой, и леопард рядом с козленком будет лежать, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик водить будет их... Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Бога, как полно море водами " ( Ис. 11, 4 -9) И еще сказано о Мессии: " В его дни Иудея будет спасена и Израиль будет жить в безопасности, и вот имя его, которым его назовут: Бог — справедливость наша " ( Иер. 23, 6 ). И ничего подобного нельзя сказать о Йешу " В дальнейшем различные авторы, раввины в принципе лишь повторяли данную точку зрения и аргументацию, незначительно дополняя её. Тоже самое пишут современные иудеи: «Отвергая христианство, евреи, прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией» Редакция текста от: 30.01.2014 14:58:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1371.html

По образу преп. Ефрема Сирина, «тайна рая изображена Моисеем, устроившим два святилища: святое и святая святых» 1414 . В первом из них – во внешнем храме – Адам «служит как священник» 1415 , древо жизни, очевидно, находится в святая святых, древо же познания «Бог поставил посреди , чтобы отделяло оно и высшее и низшее, и святое и святая святых» 1416 . Тайна древа познания столь велика, что «утаена от Ангелов» 1417 (как и тайна новозаветной Евхаристии, заметим мы). Адаму «не был дозволен вход во внутренний храм» 1418 . Преп. Ефрем удивительно поясняет причину утаения от человека тайны рая – если бы человек видел все сияние и сверхмирную красоту древа жизни – то он стремился бы к исполнению заповеди ради видимой награды, а не ради Незримого Бога 1419 . Но в то же время человек должен был туда войти (при определенных условиях), ибо «при их (обоих дерев) посредничестве человек может уподобиться Богу: при посредстве жизни не знать смерти и при посредстве мудрости не знать заблуждения» 1420 . В древе познания заключена «слава рая» 1421 и поэтому всякий, «вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстенать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать, ибо увидит собственное бесславие и устыдится» 1422 . Адам «приступил, дерзнул войти и пришел в ужас» 1423 . С ним произошло то же, что и с царем Озией: еще не обладая надлежащей и сугубой харизмой, он дерзнул приступить к высшему теургическому деянию 1424 … И Причащение из Св. Чаши может быть не только опытом приобщения к Добру, но и опытом приобщения ко злу. Причастие может быть не только во спасение, но и «в суд или во осуждение». «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,27-29). Итак, в зависимости от того, с чем подходит человек к Чаше, причастие может ввести его в Царство Добра, а может и стать актом приобщения человека ко злу. Зло войдет в человека не из Чаши, но из его собственной воли, которая не захотела «рассудить о Теле Господнем». Святые Дары, в которых нет ни примеси зла, – могут убить человека. «И они, когда сообщаются душе, исполненной злобы, то больше повреждают и губят ее, не по своему свойству, но по болезни принявшей души», – предупреждал св. Иоанн Златоуст 1425 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Само собою понятию, что осуждается не проповедь истинной веры, а небрежение к обращенному в нее. Затем Господь укоряет книжников и фарисеев за то, что они дают десятину с мяты, аниса и тмина, а ославили важнейшее в законе: – суд, милость и веру. И здесь, как и там, первое одобряется, а второе осуждается, как и сказано далее : «сие надлежит делать и того не оставлять» ( Мф.23:15–24 ). 5. О почитании Святого Креста С тех пор, как Господь наш, Иисус Христос, был распят на кресте, крест сделался для христиан великой святыней. Святым Крестом христиане украшают свои храмы, изображение его полагают на себе, силою креста освящают себя и изгоняют злых духов, крест ставят на могилах умерших. За что же так чествуют христиане Святой Крест? Христиане чествуют крест за то, что он прежде всего явился древом, послужившим орудием нашего оправдания. Спаситель, пишет Апостол Петр «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ). Вот почему христиане благословляют крест, следуя словам Священного Писания: «Благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). Будучи для нас орудием оправдания для Спасителя, крест послужил орудием величайшего прославления; ибо Христос Сам назвал Свои страдания на кресте Своим прославлением: «Ныне прославился Сын Человеческий» , говорил Спаситель, идя на вольные страдания ( Ин.13:31 ). «Отче, молился Спаситель пред страданиями , пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твои прославит Тебя» ( Ин.17:1–2 ). Если же крестные страдания Спасителя за грехи всего мира были величайшим прославлением Божиим, то можем ли мы относиться к орудию этого прославления, честному Кресту, иначе, как не с величайшей похвалой? Вот почему Святой Апостол Павел и писал христианам: «не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего, Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира» ( Гал.6:14 ). О том, что люди будут ублажать и прославлять Святой Крест, было предсказано еще в Ветхом Завете: «Пойдем к жилищу Его, восклицал псалмопевец Давид и поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Глава 56. Спасение всех по благодати Божией. Призвание язычников 1–2. Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. (Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближися бо спасение Мое приити и милость Моя открытися. Блажен муж творяй сия, и человек держайся их, и храняй субботы не оскверняти, и блюдый руце свои не творити неправды). Возвестив народу непреложное обетование об оправдании и спасении, а вместе с ним и об откровении полноты благ в Новом Завете, пророк побуждал уже «искать Господа и призывать Его», убеждал всех оставить свои мысли и дела нечестия (гл.55:6–7). Теперь Он решительнее утверждает, что искомое всеми «спасение» приблизилось прийти или уже наступает и милость Божия в даровании спасения и соединенных с ним всяческих благ готова открыться, как дверь сокровищницы щедрого царя. В виду этого, народ должен творить суд и правду, как они выражены в законе, который есть прямое выражение воли Божией (ст.4). «И блажен муж, который делает это!» восклицает пророк. Так как в Ветхом Завете, по прямому указанию четвертой заповеди, делам Божиим был посвящен исключительно седьмой день – субботний; то пророк определённее, в частности, убеждает соблюдать субботу и поясняет, как собственно нужно хранить субботу, – чтобы не творить неправды в субботу и так не осквернять или святить ее. Это учение о субботе еще точнее разъяснил Христос-Спаситель: по Его учению, не тот освящает субботу, кто ничего не делает, а тот, кто не делает неправды, и творит суд и правду, как говорит и пророк Исаия. 3–5. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. (Да не глаголет иноплеменник приложивыйся ко Господеви: еда отлучит мя Господь от людей Своих? и да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Украине судят православного священника, давшего отпор сектантам 10.04.2006 10 апреля в г. Смила Черкасской области Украины начался суд над 60-летним священником Украинской Православной Церкви отцом Александром Гладченко , в апреле 2005 года изгнавшим из села Березняки, где он является настоятелем единственного православного храма, представителей известной тоталитарной секты " Свидетели Иеговы " , передает Русское Воскресение. Священнику предъявляют обвинение в том, что 29 апреля 2005 года он, " совершил избиение " так называемых " свидетелей Иеговы " . Последние (по некоторым данным их было 36 человек) прибыли в село Березняки , где о. Александр является действующим священнослужителем, накануне Пасхи - в Страстную Пятницу - с целью сеять антиправославные настроения в сознании мирян. По заранее установленному плану они разбрелись по селу с целью, как выразился на суде один из них, " помочь людям понять Библию " . Каждый из приезжих знал " свою " улицу и ту ее сторону, на которой ему предстояло проповедовать и раздавать свою литературу. Отец Александр после утренней службы вернулся из храма домой, где ему и сообщили о том, что в селе проповедуют сектанты. Священник подхватил для острастки стоящую у калитки палку и вышел к иеговистам со словами: " Геть, сатана! " Понимая, что " в последние времена отступят некоторые от веры, слушая духов искушающих и учений бесовских " (1 Тем. 4:1) и что никакие увещания православного священника не подействуют на глумливых сектантов, отец Александр (ветеран Афганистана, который в свои 60 лет, если физически и не является молодым, но все еще стоек в Вере), руководствуясь истиной " не давать святыни псам " (Мтф. 7:6), с молитвой Господней выпроводил незваных гостей из села. Однако, история на этом не закончилась. Сектанты обратились в суд, обвинив отца Александра в " разжигании межрелигиозной розни и нанесении побоев " . Они требуют от него возмещения морального ущерба в размере 70 тысяч гривен и несколько тысяч для возмещения их материального ущерба. Священник виновным себя не признает, он убежден в своей правоте и утверждает: " Мое село - это моя семья! Моя собственная!.. Как сказано в Евангелии от апостола Иоанна " пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их " . Я не побежал, когда пришли волки. " Для моральной поддержки священника накануне заседания у здания суда был отслужен молебен, а на суд пришли и приехали несколько десятков человек из Березняков, Яблунивки, Смелы, Черкасс. Они убеждены в правоте о. Александра и расценивают визит группы иеговистов в село накануне Пасхи спланированной провокацией, которая имела целью поглумиться над чувствами православных христиан.

http://drevo-info.ru/news/448.html

Приведши возражение Иудеев, будто бесполезно служить Богу и никакой нет выгоды от хранения Его заповедей, так как, по их наблюдению, «живущие беззаконно благоденствуют и, тогда как искушают Бога, остаются невредимы, – пророк на это возражение отвечает: – но в то же время боящиеся Иеговы говорят друг другу: Иегова вникает и слышит, и пишется книга памятная пред лицем Его о боящихся Иеговы и чтущих имя Его. И будут они, говорит Иегова воинств, Моими в тот день, в который Я сотворю Мою собственность; и Я буду беречь их, как человек бережет сына своего, почтительного к себе. И обратитесь, и увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему. Ибо вот идет день, пылающий, как печь; тогда все гордецы и все, делающие беззаконие, будут соломою, и попалит их, говорит Иегова воинств, день оный грядущий, который не оставит у них ни корня, ни ветвей. И взойдет для вас, боящиеся имени Моего, Солнце правды, и под крыльями Его исцеление; и выйдете и будете прыгать как откормленные тельцы. И будете попирать беззаконных, ибо они будут пеплом под ногами вашими, в тот день, который Я сотворю, говорит Иегова воинств» ( – 3, 14–18; 4, 1–3). Подобными чертами изображал правосудие грядущего Мессии святой Иоанн Предтеча: «Уже бо и секира при корени древа лежит», – говорил Он надмевавшимся своим происхождением от Авраама Фарисеем и Саддукеем, но не творившим дел Авраама, – всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо... Ему же (то есть у грядущего Мессии) лопата в руце Его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим» ( Мф. 3:10, 12 ). Явившись на земли, для спасения падшего во глубину зол человечества, не имевшего возможности собственными силами восстать, Богочеловек Господь Иисус Христос воспринял на Себя все грехи всех времен человечества и, как Любитель правды ( Пс. 10:7 ), первоначально осудил их в Самом Себе, положив за них душу Свою на кресте ( Ин. 10:17, 18 ), а потом воспринял, по Своей человеческой природе, от Отца Своего Небесного суд над человечеством ( Ин. 5:22 ), и так как Он соделавшись человеком, в то же время не переставал быть Богом, – то суд Его над людьми, как суд Бога всеведущего ( 1Ин. 3:20 ), всемогущего ( Псал. 32:9 ; Лк. 1:37 ), неизменяемого ( Иак. 1:17 ), Ревнителя правды (Второз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Ст. 1. Господь заповедует соблюдать суд и делать правду, ибо вскоре должно явиться спасение Его и открыться правда Его (ср. Мф.3:2 ). в. Блаженъ мжъ творй и человкъ держайс ихъ, и хранй сббты не сквернти, и блюдый рц сво не творити неправды. 2. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Ст. 2. Благо человеку, творящему правду, соблюдающему субботу от осквернения и не делающему зла. Относительно слов с. ст. бл. Феодорит замечает, что «ими Он (Бог) показал и то, как должно почитать субботу: следует, говорит, хранить руки свободными от неправды, – таким именно образом не оскверняется суббота». г. Да не глаголетъ иноплеменникъ приложивыйс ко гдеви: лчитъ м гдь своихъ; и да не глаголетъ каженикъ, к азъ древо схо. 3. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ст. 3. По иудейскому праву, прозелиты, даже соблюдавшие все религиозные предписания наравне с израильтянами, никогда не могли иметь одинаковых с ними прав, Они не допускались к гражданским и военным должностям, и не имели жребия в земле обетованной. Священникам было воспрещено вступать в брачные союзы с прозелитами; дети, рождённые от родителей прозелитов, оставались в том же положении. Что касается кажеников и скопцов из народа израильского, то, по закону Моисееву ( Втор.23:1 ), им не было дозволено входить в собрание Господне, таким образом они были в положении, одинаковом с прозелитами. Вообще бесчадие в законе Моисеевом признавалось признаком отсутствия благословения Божия ( Втор.7:14 ). Такой порядок вещей был в ветхом завете, где права на причастие к народу Божию обусловливались естественным происхождением от Авраама; но иной порядок в завете новом, гд вс сть сынове врою Хрт гд нсть ни еллинъ: нсть рабъ, ни свободь: нсть полъ, ни но вс едино о Хрт ( Гал.3:26; 28 ). Посему ни пришлец, уверовавший в Господа, ни скопец не должны отчаиваться в том, что и они могут быть членами церкви Христовой. В евр. выражении – в р.-с. совсем отделил меня, 70 префикс приняли за вопросит. , почему: φορισμ φοριε με ρα, ср. слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Новозаветная перспектива дополняется пророком Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа : " И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой " ( Иез 36, 26 -27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и другими народами ( Иез 36, 23 ). Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже пророк Моисей , с которым " говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим " ( Исх 33, 11 ), не может видеть Божественной славы. " Когда же будет проходить слава Моя, - говорит Господь Моисею, - Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе] " ( Исх 33, 22 -23). Слова о том, что " человек не может увидеть " лица Божия " и остаться в живых " ( Исх 33, 20 ), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего Ветхого Завета ( Суд 6, 22 ; Суд 13, 22 ; Ис 6, 5 ; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления ( Исх 19, 21 ). Даже пророк Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью ( 3 Цар 19, 13 ). Пророк Давид указывает, что Бог " мрак сделал покровом Своим " ( Пс 17, 12 ). Облачный и огненный столп, который сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне ( Исх 13, 21 ) и в образе которого " явился Господь в скинии " ( Втор 31, 15 ), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в которых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность богопознания. Идея Божественной непознаваемости в Новом Завете выражена с предельной ясностью и категоричностью: " Бога никто никогда не видел " ( 1 Ин 4, 12 ). Апостол Павел объясняет, что Бога " никто из человеков не видел и видеть не может " потому, что " Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете " ( 1 Тим 6, 16 ). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: " Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " ( Мф 11, 27 ; ср.: Лк 10, 22 ). " Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным " , - пишет Тертуллиан, объясняя антиномический характер таких утверждений .

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

Премудрость Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Почитание Премудрости Божией усиливается в Израиле в эпоху после Вавилонского плена. Премудрость олицетворяется (Притч 14. 1). Она - возлюбленная (Сир 14. 22 слл.), мать-хранительница (Сир 14. 26), жена, заботящаяся о пропитании (Сир 15. 2 сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9. 1-6), в противоположность «женщине безрассудной» (Притч 9. 13-18). Священные писатели видят в Премудрости Божественную реальность, существующую предвечно и связанную с премудрым устроением мира (Притч 8. 22-26; Сир 24. 10). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24. 3), она - «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7. 25-26). Она обитает на небесах (Сир 24. 4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9. 4), живет в близости с Ним (Прем 8. 3). Премудрость участвует во всем, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8. 27-31; ср.: 3. 19 сл.; Сир 24. 5) и продолжает править вселенной (Прем 8. 1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Премудрость поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24. 7-19), проявляясь в конкретной форме Закона (Сир 24. 23-34). Она направляет историю (Прем 10. 1-11. 4), и она же обеспечивает людям спасение (Прем 9. 18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая суд над ними (Притч 1. 20-33), а послушных призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч 8. 1-21, 32-36), сесть за ее стол (Притч 9. 4 сл.; Сир 24. 21). С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Владыкой неба и земли» (Быт 14. 19), Тем, Кто «сотворил семизвездие и Орион», Кто «образует горы и творит ветер» (Ам 5. 8; 4. 13). Деяния Бога Творца становятся основанием для упования на Него как на Владыку истории: не есть ли творение столь прочное, величественное, могущественное - залог могущества и верности Бога (Ис 40. 12 сл.)? Его восхваляют за все, что является «делом рук Его»: за небеса (Пс 18. 2), за землю (Пс 101. 26) и за то, что Он поставил человека «над делами рук» Своих (Пс 8. 4-7). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои» (Пс 144. 10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36. 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, человек должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (ср.: Иов 10. 3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?» (Ис 29. 16; 45. 9; Прем 12. 12; Рим 9. 20 сл.).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010