В Молдавии были созданы драгоценная чеканная рака для собора в Сучаве (XV в.) с клеймами на сюжеты Жития мч. Иоанна Нового ( Voinescu T. Un chef-d " œuvre de l " orféverie moldave ancienne: La chasse dorée de Saint Jean-le-Nouveau//Révue roumaine d " histoire de l " art. Bucur., 1965. Vol. 2. P. 41-52) и неск. фресковых циклов (в притворах соборов мон-рей Воронец (1547) и Сучевица (нач. XVII в.) и епископской церкви г. Роман (1648)), посвященных мучению святого ( Luia J. Legenda Sf. Ioan Cel Nou dela Suceava in frescurile din Vorone//Corbul Cosminului. Bucur., 1924. Vol. 1. P. 79-354; Бакалова E. Цамблаково «Мъчение на св. Йоан Нови» в румънската монументална живопис от XVI-XVII вв.//Palaeobulgarica. 1991. N 4. C. 56-77). В Сербии ок. 1577 г. изограф и гимнограф Лонгин написал для Дечанского мон-ря житийную икону кор. Стефана с 17 клеймами ( Шакота М. Зограф Лонгин - сликар и XVI в.//Стара српска Београд, 1965. С. 533-540; В. Икона св. Стефана Дечанског. Београд, 1985). В 3-й четв. XVI в. в Москве независимо от серб. образцов были сделаны иллюстрации к пространным эпизодам из Жития кор. Стефана, включенные в чудеса свт. Николая Мирликийского (РГБ. Больш. 15. Л. 212-234 об.) и в хронографические статьи 2-го Остермановского тома Лицевого летописного свода ( Бегунов Ю. К. «Житие Стефана Дечанского» Григория Цамблака в России: повествование «в лицах»//Palaeobulgarica. 1989. N 1. С. 53-66). Сцена возвращения свт. Николаем зрения королю-мученику встречается (в виде одного или неск. клейм) в росписях 1640-1641 гг. ц. Николы Надеина в Ярославле и в ряде рус. житийных икон XVII в. Соч.: Яцимирский А. И. Из истории слав. письменности в Молдавии и Валахии XV-XVI вв. СПб., 1906; он же. Из истории слав. проповеди в Молдавии: Неизв. произведения Григория Цамблака, подражания ему и переводы мон. Гавриила. СПб., 1906; [Повесть о перенесении мощей прп. Параскевы]// Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 433-436; [Житие Иоанна Нового]// Русев П. , Давидов А.

http://pravenc.ru/text/166685.html

376 ...святаго Николы... – Николай, архиепископ города Мир в Ликии (области на юге полуострова Малая Азия) в IV в., один из наиболее чтимых христианской православной церковью святых (Никола Мирликийский). 377 ...Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ.Стефан Душан был преемником Стефана Дечанского на сербском престоле (1331–1355, с 1345 г. – царь). 379 ...патриархъ Афанасие дивный соборъ състави... иже Ариева мысляща и Македониева... – Афанасий – константинопольский патриарх в 1289–1293 и 1303–1309 гг. Церковные соборы, осудившие Варлаама и его ученика Григория Акиндина (ум. в 1349 г.), происходили, однако, не при нем, а значительно позднее – в 1341 и 1351 гг. Варлаам – греческий монах из Калабрии, примыкавший к кругам итальянских гуманистов (у него учился греческому языку Петрарка), в 1328 г. приехал в Византию. Он выступил против учения исихастов, утверждавших, что познание Бога и единение с ним не требует богословских знаний. Осужденный иа соборе 1341 г., он вернулся в Италию и умер там в 1348 г. Арий и Македоний – основоположники еретических, с точки зрения ортодоксальной церкви, учений (IV в.). 381 ...зряше якоже и преже. – Прозрение ослепленного Стефана вызывало недоумение уже у современников событий. Предполагали, что палач был подкуплен, ослепление было мнимым, но Стефан скрывал это от окружаюших. 382 ...втормъ Иов... – Иов – библейский персонаж, праведник, подвергшийся тяжким испытаниям судьбы. 383 …Баньско убо мсто именуемо... – Баньский монастырь, упоминаемый в источниках со второй половины XIII в. В 1313–1318 гг. Милутин построил в нем церковь святого Стефана. Расположен севернее г. Косовска-Митровица (Югославия). 384 Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери... – Константин был сыном Анны, а не Симониды. В союзе с Константином против Стефана выступил его племянник Владислав. 385 ...не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець... – Имеются в виду библейские легенды: о Каине, убившем своего брата Авеля, и о Иосифе, которого хотели убить, а затем продали в рабство родные братья. Впоследствии, когда Иосиф достиг могушества и власти, он не стал, однако, мстить братьям, а обратился к ним со словами ( Быт. 40, 19–20 ), которые почти дословно повторяет Стефан: «Не бойся, Божий бо есмь азъ! ...а мн благая...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

386 Восхот же обителъ тмъ създати... – Стефан построил в начале XIII в. монастырь в Дечанах (в области Метохия, близ города Печ). 387 ...бысть въ болгарех царь Михаилъ. – В 1323 г. болгарским царем стал Михаил Шишманович, женатый на сестре Стефана Дечанского Анне. Византийский император Андроник III Палеолог (1328–1341) выступил в союзе с Михаилом против Сербии. В 1330 г. в битве под Вельбуждом (западнее современного города Кюстендил в западной Болгарии) болгарские войска были разбиты, а Михаил убит. 390 ...Александра, того нетия, царя поставльше... – После победы под Вельбуждом Стефан восстановил на престоле свою сестру Анну и ее сына Ивана Стефана, но в 1331 г. власть захватил племянник Михаила – Иван-Александр, царствовавший до 1371 г. 392 ...отца ятъ... горчайшей смерти осужаеть. – Стефан Дечанский был свергнут с престола своим сыном и спустя два года убит (удушен) в г. Звечане. 393 ...Андрониц и при сыне его Иване... – Византийских императорах Андронике III Палеологе (1328–1341) и Иоанне V Палеологе (1341–1391). 396 ...краль в сербех Волкошинъ, да брат его деспотъ Углешь... – Стефан Душан разделил страну на шестнадцать областей, раздав их в управление своим родственникам и вельможам. Македонские земли получил Вукашин, объявивший себя в 1366 г. кралем. Земли Вукашина и его брата Углеши фактически отделились от Сербии. 397 ...сего ради не изгнаша, но сами от них убиени Быша... – В 1371 г. в битве на реке Марица близ Черномена (к западу от г. Эдирне в современной Турции) Вукашин потерпел поражение и был убит. 398 ...великаго князя Лазаря... – Князь Лазарь (1371–1389), сын Ирибаца Хребельяновича, придворного Душана. Жена Лазаря Милица происходила из рода Неманичей, ее предок Вукан был сыном Стефана Неманича, братом Стефана Первовенчанного. После смерти Уроша Лазарь правил его уделом, пытался вновь объединить Сербию. В 1389 г. потерпел поражение от турок в битве на Косовом поле, попал в плен и был казнен. 399 ...царь... Хириданъ... – История Хиридана – родоначальника турок-османов – видимо, легендарна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того есть и другие древние монастыри, но они в запустении, или в развалинах, напр. Чернорецкий, Кореииский, св. Марка, Гричаницкий, Девичский, Чернорецкий основан преп. Иоанникием, современником сербского десуота Юрия Бранковича (1427– 1456 г.). Здесь 70 лет подвизался преп. Иоанникий. Хранится еще церковь в утесе, и пещера, где он молился. В церкви стоит рака с мощами юноши Петра Коришского, подвизавшагося в царствование Душана в горах близ Призрена. В этом монастыре один только монах, и богослужение совершается только в великие праздники 141 . Кориииский основан на месте подвигов юноши Петра, почивающего в Чернорецком монастыре. Селом же Кориша владеют арнауты 142 . Марков основан двумя братьями, призренскими купцами, но разорен турками: здесь одна церковь с 3 или 4 монахами 143 . Гричаницкий, основанный (1322 г.) Стефаном Урошем III, назначен был для кафедры епископа липлянского 144 . Здесь некогда почивало тело св. князя Лазаря, перенесенное отсюда в монастырь раваницу на фрушской горе. Теперь гречаницкий монастырь до того беден, что священник совершает в нем службу в холщевом облачении 145 . Диьвичскиии монастырь св. Иоанникия, близ бедного города Вучитрна, построен сербским деспотом Юрием Бранковичем (1427– 1456 г.) на том месте, где больная дочь его, девина, исцелена была преп. Иоанникием, которого н мощи здесь почивают. Тут игумен со двумя иноками 146 . Святые сербской церкви Сербскою церковию причислены к лику святых многие цари и святители сербские. Из царей сербы благоговейно чтут память князя Владимира-Иоанна (у 1015 г.), Стефана, в монашестве Симеона, Немани (у 1200 г.), Стефана Первовенчанного (+ 1224 г.), Драгутина (у 1316 г.), Мил утина (у 1320 г ) , мать их Елену (у 1306 г.), Стефана Дечанского (у 1336 г.), сына его Уроша Гу 1337 г.), Лазаря (у 1389 г.) и некоторых других. Св. князь Владимир-Иоанн был сын Петрислава. Дед его Хвалимир отдал Петриславу, старшему сыну во владение Зету (Черногорию), второму Хвалимир Иребинье и Хльвну, а младшему Мирославу– Подгорье (Захлумье).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Мария Живкович – филолог, журналист, автор и ведущая программы «Святая Русь» на радио «Светигора», известна русскому слушателю по интервью со многими священниками Русской Православной Церкви. Митрополит Амфилохий (Радович) Это было долгая молитвенная ночь. Паства была в агонии: жив ли, умер... На ИВЛ, состояние стабильное... Митрополит Амфилохий готовился к встрече со Христом! Причастился и ушел в Божии объятия. Никто не смел подумать, что он уйдет, но он готовился. Это было видно. Видно по его последней проповеди, которую он произнес на больничной постели, в день Апостола Любви – 9 октября. Это была его прощальная проповедь и последнее слово своим чадам: любите друг друга! К этому он призывал всю свою жизнь! Прежде всего – собственным примером. Это была его прощальная проповедь и последнее слово своим чадам: любите друг друга! Моя последняя встреча с ним произошла в конце августа. Мы встретились в коридоре радиостудии. Он обнял меня крепко и долго-долго держал меня в теплом объятии, и, как всегда, интересовался детьми. И каждый день я отламываю частицу того объятия и как-то могу дышать. – Владыко, Йован сказал, что вы его не узнали... – Видишь, растут дети, благо мени (обычная поговорка владыки). Да. 18 лет назад он помазывал его при Крещении, держал на руках и благословил иконой Христа. В этом году, когда придет день Крестной Славы – святой Стефан Первомученик, Йован возьмет гусли, но споет уже не для владыки. Он крестил всех четверых. Особенно любил Иулиту, она была его любимицей. Дал ей имя, которого не было ни у кого в Черногории. О рождении Стефана, в день святого Стефана Дечанского, митрополит узнал, будучи в Греции, и дилеммы с именем не оставалось. Благословил назвать его Стефаном, а спустя два дня, вернувшись в Подгорицу, притащил с собой две новых детских коляски: одну для Стефана, другую для Софии, дочери отца Далибора. Наш добрый владыка и об этом заботился как отец, который знает, что детей надо накормить и одевать, и все, что имел, разделял с другими. Закатилось солнце земли сербской

http://pravoslavie.ru/135919.html

В Градиште с момента основания и до Второй мировой войны существовала монастырская школа, которая находилась сначала в башне, а затем в келейном корпусе. В XX веке монастырь также подвергался разорению: во время первой мировой войны австрийцы сняли все колокола, а в 1941 г. монастырь был сожжен итальянцами. Трудами игумена Бориса с братией монастырь был обновлен в 1972 году. Были отреставрированы церковь Св. Саввы и кельи, устроена дорога к монастырю. При землетрясении 1979 года монастырский комплекс сильно пострадал. Церковь Св. Саввы была разрушена полностью, а храм Св. Николая и келейный корпус частично. Восстановительные работы продолжались с 1980 по 1993 год. 18 апреля 1993 года митрополит черногорско-приморский Амфилохий заново освятил монастырь. Сейчас в монастырский комплекс составляют три храма, келейный корпус и кладбище. Церковь Св. Саввы расположена у входа в монастырь. Она воздвигнута на развалинах более старой одноименной церкви. Стены сложены из рядов красного и белого камня; над входом находится звонница на три звона. Надпись на плите свидетельствует, что звонницу соорудил Раде Марков Папан из Спича. Иконостас храма выполнен в 1864 году греческим иконописцем Николаем Аспиотисом. Церковь Св. Николая находится в центре монастыря. Она построена в конце XVI века при черногорском митрополите Рувиме Негуше на месте старой церкви. Над входом также сооружена звонница на три звона. Роскошный иконостас с резьбой выполнил в 1796 году иконописец Василий Рафаилович из Рисана. Расписал храм в 1620 году священник Страхийе Будимлянин. На южной стене изображены Св. Савва и Симеон (Стефан Неманя). На северной стене – фреска Св. Марии Египетской " Млекопитательница " . В старину под этой фреской ставили свои скромные дары, в основном масло и вино, молодые матери, не имевшие молока. Над входом – надпись с именами строителя Дионисия и Стефана Давидович, а также живописца " попа Страхийа из Будимле " . Церковь Успения Пресвятой Богородицы, самая маленькая, находится на верхней площадке, на кладбище. Она построена в стиле сельской церковной архитектуры и расписана Страхией Будимлянином в 1620 году. Фрески изображают святых из династии Неманичей: Симеона Мироточивого, его сыновей Савву и Стефана Первовенчанного; Симеона Храпавого, Милутина, Стефана Дечанского и " свету кралицу " Елену.

http://sobory.ru/article/?object=18534

85 На стене храма монастыря Рыльского изображен «святой Никодим мирото- чец» (Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г./Под ред. Н. Барсукова: В 4 ч. СПб., 1885–1887. Ч. III). 91 Четыре слова отысканы в Лаврской златой чепи XIV в. и изданы в «Прибавление к Творениям святых отцов» (М., 1843). Пятое найдено и издано Шевыревым (Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь, в 1847 г.: В 2 ч. М., 1850. Ч. 2). Еще два изданы в «Православном собеседнике» (июль 1860 г.). 92 Vitae part. Lib. V, c. 7, n. 19. Dicebant de abbatissa beatae memoriae virgine Sarra et cet. Lib. V, c. 5, n. 10/Narraverunt de abbatissa Sarra et cet. 95 У коптов св. Сара 15 (11) марта и 25 (20) апреля. Ludolfi. Ad soam historiam aethiopicam commentaries. Francof., 1691. 96 Кожеозерский монастырь//Московские ведомости. 1852. 33–34. Здесь был он келарем и, следовательно, жил не один год. 97 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI; Рат- шин А. Полное собрание сведений о монастырях. По грамоте 1691 г. «за Недумскою пустынею» было «15 дворов половничьих» тех, которые обрабатывали монастырскую землю, с удержанием половины доходов в свою пользу. 98 Григорович пишет: «житие Стефана деспота, писанное по всей вероятности Константином Костенским, гораздо важнее (жития Дечанского) для истории Византийской и Сербской… Сколько могу догадываться, есть несколько рецензий сего жития. Одна – подлинная с подробностями; другая – та, что ходит по России; третья – внесенная в Цароставник и Никонову летопись» (Известия Императорской Академии Наук, VII). У Бодянского (Бодянский О. О времени происхождения славянских письмён. М., 1855 (далее – Бодянский О. О времени происхождения славянских письмён. -Ред.)) «житие благочестивого господина деспота Стефана, списано повелением и понуждением св. патриарха земле Себрскые Кир Никона» и пр. Биограф говорит: «от святейшего Кира Никона, патриарха Сербских и поморских земель, приходившего в Белград (на погребение блаж. Стефана), от воеводы военного (кн. Георгия) и от других лучших людей получили мы поручение написать житие сего святого деспота; но по неблагоприятным обстоятельствам отложили дело. Спустя четыре года после отшествия сам блаженный явился в сонном видении, грозил наказать за непослушание и велел выполнить обещание. Потому постарался я начертать житие». Раич не знал, кто был сочинителем жития Стефанова (Раич Йован. История разных славенских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов: В 4 ч. Вена, 1794–1795. Ч. 3 (далее – Раич. История разных славенских народов. -Ред.). Но сербская летопись говорит: «житие все по реду написует се Константин фолософом, по мнозе умолени синклит» (Safarik. I pismenech crunorizca Chrabra. Pamatky drevniho pisemnictvi Jihoslovanuv. Prague, 1851 (далее – Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi. -Ред.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Перу Феодосия принадлежит и 1-е серб. монашеское (анахоретское) Житие прп. Петра Коришского, написанное ок. 1310 г. Произведение создано на основе воспоминаний учеников отшельника, подвизавшегося в окрестностях Призрена (автор посетил место подвига святого и поклонился его мощам), и ранневизант. лит. образцов (в первую очередь Жития прп. Антония Великого и Патериков). В 1-й трети XIV в., при кор. Стефане Уроше II Милутине (1282-1321) и его сыне, св. Стефане Уроше III Дечанском (1321-1331), в серб. обществе и Сербской Церкви окончательно сложилось представление о святости династии Неманичей. Отражением этого явилось создание архиеп. Печским Даниилом II сб. «Жития королей и архиепископов сербских» ( Данило. 1866), дополненного позднее новыми житиями других авторов. Первоначально сборник включал Жития королей Стефана Уроша I, Драгутина (см. Феоктист , прп.), кор. Елены Анжуйской, кор. Милутина и архиепископов Арсения I , Иоанникия I и Евстафия I (помимо этого цикла Даниилу атрибутируется также Житие Милутина в форме властительской автобиографии, послужившее источником текста в сборнике). Жития, написанные Даниилом (и в особенности цикл в целом), отличаются сложностью и мозаичным характером композиции, использованием элементов мн. жанров: молитв, плачей, диалогов героя со своей душой, покаянных исповеданий и поучений. Аристократическое происхождение автора, его многолетняя близость к королевскому двору (как в светский, так и в церковный период его биографии) и личное знакомство с большинством героев делают его сочинения незаменимым источником по истории Сербии сер. XIII - 1-й четв. XIV в. Труд архиеп. Даниила был продолжен после его кончины. Безымянному «1-му продолжателю» приписывают и заслугу окончательного оформления этого агиографического свода. Во 2-й пол. 30-х гг. XIV в. он написал Жития Стефана Дечанского, кор. Стефана Душана и самого Даниила II; стиль его повествования ближе к стилю Феодосия, чем к манере письма непосредственного предшественника. После 1375 г. «2-й продолжатель» дополнил свод краткими известиями о поставлении 3 Сербских патриархов - Иоанникия, Саввы и Ефрема.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В результате войн Стефана Уроша Милютина, Стефана Дечанского и Стефана Душана в Сербское королевство вошел ряд епархий Охридской архиепископии и Константинопольского Патриархата. От Охрида была отторгнута Скопская митрополия, которая перешла под власть Сербского архиепископа. В 1346 году король Сербии Стефан Душан Сильный при участии Тырновского патриарха Симеона и Охридского архиепископа созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, а патриархом стал Иоаким (1338–1346, 1346–1354). Как и царь, патриарх получил титул «Патриарх сербов и греков». Были образованы новые епархии (например Лесновская). Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Судя по Законнику, митрополии стремились организовывать по византийскому образцу: известно о наличии степени экзарха, который, согласно Законнику, не мог быть мирянином . Согласно Законнику, царь имел известную власть над Церковью и церковным имуществом, однако она была законодательно ограничена . Стефан Душан стремился привести все епархии, оказавшиеся под его властью, под юрисдикцию патриарха Иоакима и изгнал греческих иерархов из своего царства в 1349 году. Это вызвало протесты Константинопольского патриарха Каллиста, который в 1352 году предал анафеме и царя, и патриарха Иоанникия . И только в 1374/1375 году анафема была снята усилиями святого князя Лазаря с непременным условием: если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменят митрополитов, как и повелевают Соборные правила . После смерти царя Уроша в 1371 году в течение последующих 80 лет Сербский Патриархат был носителем духовного единства сербов в эпоху распада сербской государственности и турецких нашествий. От этих нашествий тяжко пострадала Сербская Церковь. Вначале Сербский патриарх был вынужден покинуть Печ, а после гибели Сербской деспотовины в 1459 году Сербский Патриархат был временно упразднен . Он возродился только в 1557 году при патриархе Иоанникии (Соколовиче) благодаря усилиям его брата – потурченца Мехмеда Соколовича, великого визиря Порты.

http://pravoslavie.ru/33796.html

721 Так как Добрун иди Добрушта взят был у Греции в 1331 г., то хиландарская грамота (у Аврамовича 7) о добрушском храме св. Николая должна быть отнесена к 1331 г. Здесь король молится св. Николаю и вспоминает о прошлом несчастии своём: «яко раждеженна устроити утробу родителя кралевства ми и вьврещи ме хоте вь ровь погыбельни, яко не быти ми наследника столу отчства моего». Король писал к архиеписк. Даниилу: «вестно буди, яко помощию Божиею и заступлением святаго господина преп. отца Симона и Саввы и молитвами вашими заступляемь и укрепляем и силою Св. Духа вооружаем, защищаемо королевство ми и с возлюбленным сыном кралевства ми Стефаном (Душаном) и свими моими, яже реку чада отечествия ми, оного злоковарнаго врага царя болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Земльин, Богу помогшу ми, силы тоя мощныя и многия победил.-Да о сем убо воврадовавшеся, якоже и достойно есть, воздадите хвалу Богу в помощь нашу». 722 Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIII, 184–187. Сербский летописец XVI в. передавал такой отзыв современных сербов: «призренске церкве патось (размер) и дечанскаа церкви и пекскаа припрать (западный притвор) и банско злато (Милютинова банскаго храма архид. Стефана) и ресавско писание не обретает се нигде же»; но о призренском храме Душана уже он говорил: «такова доброта, грех ради моих, близь есть разорениа». Schafarik Pamatky стр. 61. Призренский Душанов храм совсем разобран, а банский опустошен и обращён в мечеть. Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIIÏ 205, 301–303. 723 Обширная грамота напечатана в Изв. акад. VII, 223–240. У Миклошича Monum. 83. В Гласнике доказано (1: 155, 156), что эта грамота, ныне довольно испорченная, состоит из двух грамот не одного времени. По окончании первой была и особая подпись короля. Вторая грамота начиналась словами: «и еще приложить кралевство ми». Соборное совещание: «и нарекох его игумения обьще место чрьньцем, сь благословением господина ми отьца Данила и всех епискупь и вьсего сбора србскаго». 724 Цароставник у Раича II, 580. У Миклошича (Monum. serb. 95) надпись на дечанском храме: «прими, владыко господи о пандократоре, приносимое моление раба твоего Стефана краля. Се бо приношу церковь божественную с сыном моим кралем Стефаном: взираю на тленное ми тело над гробом своим и боюсе страшнаго ти судища, к тебе припадаю вседержителю, помилуй ме день судны».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010