Прошли торжества в крупнейшем монастыре Косово и Метохии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Прошли торжества в крупнейшем монастыре Косово и Метохии 24 ноября в монастыре Високи Дечани, расположенном на территории сербского края Косово и Метохия, торжественно отмечался день памяти св. короля Стефана Дечанского Дечани, 25 ноября 2003 г. 24 ноября в монастыре Високи Дечани, расположенном на территории сербского края Косово и Метохия, торжественно отмечался день памяти св. короля Стефана Дечанского. На всенощном бдении сослужили представители Фесоллоникийской митроаполии Элладской Православной Церкви архимандриты Парфений, Христофор и Виссарион, которые привезли гуманитарную помощь для многострадального сербского народа. Во время праздничного всенощного бдения послушник Владимир Комленац был пострижен в монашество с именем Ефрем. 25 ноября епископы Афанасий и епископ Артемий совершили Божественную литургию в сослужении более 20 священнослужителей. Помимо настоятелей и представителей нескольких крупных сербских монастырей среди сослуживших был иеромонах Амвросий из Турина (Московская Патриархия). Среди поющих был хор православных христиан из Албании, который каждый год по традиции приезжает в этот день в Дечаны. На Божественной литургией в сан иеромонаха был рукоположен иеродиакон Даниил Кандич, а в сан иеродиакона монах Серапион Тимышич. На Божественной литургии и праздничном обеде присутствовали также представители высшего руководства KFOR во главе с генералом Хольгером Кмерхофом. Епископ Афанасий обратился к собравшимся с беседой, в которой сказал, что истинной целью всякого человека является Царство Небесное, а не царство земное с его временными благами. Владыка Афанасий подчеркнул значение крестоносного пути Рашко-Призренской епархии и ее архипастыря епископа Артемия и поблагодарил представителей KFOR за то, что они сделали возможным прибытие верующих из разных краев на празднование дня памяти ктитора этой святой обители. На праздник в монастыре собралось более 650 гостей в основном из центральной Сербии и Косово и Метохии. Верующие прибыли в сопровождении KFOR.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

После пения канона было помазание маслом из лампады перед ракой с мощами святого Стефана. Когда мы стали подходить к раке, братия стали пропускать нас вперед. Это выглядело очень трогательно. Создавалось ощущение, что мы оказались среди настоящих богатырей: большинство дечанцев высокого роста. И еще было чувство, что это как будто бы наши старшие братья, которые готовы защитить нас в любой опасности. После службы отец Петр с отцом Исаией пригласили нас на чай. Большим утешением для нас было то, что к нашему чаепитию присоединился отец Савва — игумен монастыря Дечаны. Господь так устроил, что мы смогли пообщаться не официально, а в простой непринужденной обстановке. Была возможность поговорить с отцом Саввой о монашестве, задать вопросы о внутренней жизни, которые волновали нас на тот момент. Наша беседа длилась часа два. Время пролетело мгновенно. Расставаться не хотелось. Душа жаждала услышать как можно больше из живого монашеского опыта. Мы были очень благодарны отцу Савве за то, что уделил нам внимание и своим словом вдохновил идти дальше по монашескому пути. На следующий день нам предстояло покинуть святую косовскую землю. После Божественной литургии, испросив молитв и благословения у святого Стефана Дечанского, мы направились к монастырским вратам, где нас уже ждал отец Исайа. До машины нас провожал отец Петр. В благословение от игумена монастыря он передал нам две баночки дечанского меда. И вот мы, утешенные и ободренные, возвращались обратно. Наш путь снова лежал через Косовскую Митровицу. Но на этот раз мы ехали туда с другими переживаниями. Нас уже не тревожили мысли о том, как там, «по ту сторону», потому что, несмотря на то что на косовской земле непростая ситуация и сербам приходится терпеть много скорбей, лишений, там сохраняются величайшие святыни православного мира. И так отрадно, что есть люди, которые преданы до конца своей земле и, несмотря ни на что, не оставляют ее. Мы возвращаемся домой… Впереди тысячи километров пути. Конечно, по-человечески тяжело было расставаться с сербскими святынями, постоянно вспоминаешь дорогие сердцу моменты. Но для святыни нет расстояний, она живет в сердце. А еще душу греет надежда, что через год мы также окажемся здесь, потому что будем стараться снова собрать пожертвования для монастыря Девич, чтобы хоть немножко поддержать наших сербских братьев и сестер.

http://pravoslavie.ru/59266.html

и место рождения и мирское имя Даниила неизвестны. Сапочяне находятся при истоках реки Рашки, в трех часах езды от Нового Пазара в Старой Сербии, теперь от Троицкого монастыря, задушбины Неманичей, остались одни развалины. был сербским архиепископом с 1286 по 1304 г. Жича (Житьча, Жидьча), существующий до настоящего времени, находится на правом берегу реки Ибра, недалеко от впадения ее в Сербскую Мораву, в пределах теперешнего Сербского королевства. Холмская или Захолмская находилась в нынешней Герцеговине. января 1321 г., см. житие св. Стефана Дечанского под 11 ноября. обо всех сих делах см. в вышеуказанном житии св. Стефана Дечанского под 11 ноября в сих Минеях-Четьих. то же житие. труд Даниила, называемый иногда то Родословом, то Цароставником, напечатан с позднейшими дополнениями, к коим принадлежит и житие Даниила, написанное одним из его учеников, напечатан Даничичем в издании, указанном в примечании на с. 1016. Страдание святой мученицы Иулиании девы и других с нею Никомидии см. на с. 954,   прим. 7 . один из наиболее почитаемых древними греками и римлянами языческих богов, считавшийся богом солнца и умственного просвещения, а также общественного порядка, охранителем закона и божеством прорицания будущего. Артемида — иначе Диана — известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском. Иулиания девица и с нею 500 мужей и 130 жен пострадали в 304 г. Житие святого Петра, митрополита Киевского и всея России юго-западная часть России. св. Петра были люди — состояния достаточного и принадлежали к сословию боярскому, или же купеческому, почему св. Петр впоследствии и имел возможность соорудить на свои средства монастырь. свидетельству древнего жития, св. Петр обучился искусству иконописания в такой степени, что стал «иконник чуден». Памятниками сего доселе служат находящиеся в Московском большом Успенском соборе две иконы Богоматери, им написанные: Успение Божией Матери и другая, по его имени, нарочито известная под именем Петровской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сербские торжества в Косово HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Сербские торжества в Косово 24 ноября в монастыре Високи Дечани прошло празднование дня памяти святого короля Стефана Дечанского. Как и в предыдущие годы, это торжество, несмотря на тяжелые условия, в которых монастырь живет после 1999 года, собрало большое количество духовенства, монашествующих и верующих. Грачаница, Косово и Метохия, 24 ноября 2002 г. По сообщению информационной службы Рашко-призренской епархии СПЦ, 24 ноября в монастыре Високи Дечани прошло празднование дня памяти святого короля Стефана Дечанского. Как и в предыдущие годы, это торжество, несмотря на тяжелые условия, в которых монастырь живет после 1999 года, собрало большое количество духовенства, монашествующих и верующих. 23 ноября во время всенощного бдения состоялся монашеский постриг двух насельников монастыря. На следующий день праздничную божественную литургию совершили епископы Артемий , Афанасий (Евтич) и Григорий (Джурич) в сослужении двадцати священнослужителей. Состоялось рукоположение во иеродиакона монаха Андрея (Шайча). Песнопения божественной литургии исполнялись на церковно-славянском и албанском языках братским хором и верующими из соседней Албании, прибывшими на торжества по благословению епископа Тиранского Анастасия. На богослужении присутствовали также командующий итальянскими силами КФОР генерал Фабио Мини и командующий бригады Юго-запад генерал Вольф Дитер Скодовски со своими офицерами. От имени Координационного центра по Косово и Метохии на празднике присутствовали Светислав Стефанович и Александар Фулгоси. Торжественную монастырскую трапезу разделили многочисленные гости, прибывшие в сопровождении военных из разных районов Косово и Метохии, а также из центральной Сербии и Черногории. С целью обеспечения безопасности монастыря итальянские и немецкие военные совместно блокировали всю территорию около монастыря и усилили меры контроля в Дечанах. Все пребывавшие в монастырь проходили предварительную проверку. «Такие беспрецедентные меры безопасности, - говорится в сообщении, - свидетельствуют о значении, которое международная миссия придает этому монастырю, но в тоже время и о ухудшении условий безопасности после недавнего разрушения сербских православных церквей и нападений на сербов в Печи и Гораждевце». Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Она подвизалась в удаленных келиях-испостницах, укромных молитвенных местах и пещерах. Святая Елена была скромного и кроткого нрава и упокоилась, будучи еще в непреклонных летах. Произошло это в середине XIV века. Преподобная была похоронена в воздвигнутом ее братом монастыре Высокие Дечаны, где ее мощи покоятся под спудом и по сей день. Начало почитания святой связано с одним чудесным случаем, произошедшем в 1692 году. Тогда турецкий правитель Татар-хан появился с сильным войском в окрестностях Дечан, и, как пишет летописец, «погибель была роду сербскому и народу православному». Несколько лет иноверец осквернял и разорял кельи Дечанской лавры. Он даже вознамерился превратить в мечеть Вознесенский собор. Но, когда турки собрались у храма для этого безумного предприятия, гнев Божий смертельно поразил турецкого ходжу и уничтожил осквернителей чудесным пламенем, вырвавшимся из могил святого короля Стефана и его сестры Елены. На поклонение к ее святым мощам притекали многочисленные сербы и албанцы. Согласно письменным свидетельствам, приложиться к мощам преподобной Елены приезжали Белградский митрополит Викентий Стефанович (1753 г.) и митрополит Вальевский Феодосий Попович (1757 г.). В ризнице Дечанского монастыря хранится деревянный ковчежец для креста конца XVIII – начала XIX века, на крышке которого с внутренней стороны изображена композиция со Святой Троицей, преподобной Еленой и святым Стефаном Дечанским, вероятно, работы Симеона Лазовича. На одном гравюрном оттиске также находится изображение ликов святых Елены и Стефана Дечанских. Гравюра эта относится к середине XIX века – времени архимандрита Серафима Ристича.    В Метохии был заветный монастырь преподобной Елены – Будисавцы под Клиной, строившийся в то же время, что и Высокие Дечаны, но меньших размеров. Монастырь был приписан к Печской патриархии. Надгробие над могилой прп. Елены Дечанской в Вознесенском соборе монастыря Высокие Дечаны      Мощи преподобной Елены ныне почивают под спудом в ее могиле в соборе Вознесения Господня Дечанского монастыря. Поклониться святой Елене и сейчас может всякий, кому посчастливится добраться до великой Дечанской лавры, хранящей великие святыни и дух древнего подвижничества.

http://pravoslavie.ru/121580.html

Прошли торжества в крупнейшем монастыре Косово и Метохии (версия для печати)/Православие.Ru Прошли торжества в крупнейшем монастыре Косово и Метохии Православие.Ru , 28 ноября 2003 г. Дечани, 25 ноября 2003 г. 24 ноября в монастыре Високи Дечани, расположенном на территории сербского края Косово и Метохия, торжественно отмечался день памяти св. короля Стефана Дечанского. На всенощном бдении сослужили представители Фесоллоникийской митроаполии Элладской Православной Церкви архимандриты Парфений, Христофор и Виссарион, которые привезли гуманитарную помощь для многострадального сербского народа. Во время праздничного всенощного бдения послушник Владимир Комленац был пострижен в монашество с именем Ефрем. 25 ноября епископы Афанасий и епископ Артемий совершили Божественную литургию в сослужении более 20 священнослужителей. Помимо настоятелей и представителей нескольких крупных сербских монастырей среди сослуживших был иеромонах Амвросий из Турина (Московская Патриархия). Среди поющих был хор православных христиан из Албании, который каждый год по традиции приезжает в этот день в Дечаны. На Божественной литургией в сан иеромонаха был рукоположен иеродиакон Даниил Кандич, а в сан иеродиакона монах Серапион Тимышич. На Божественной литургии и праздничном обеде присутствовали также представители высшего руководства KFOR во главе с генералом Хольгером Кмерхофом. Епископ Афанасий обратился к собравшимся с беседой, в которой сказал, что истинной целью всякого человека является Царство Небесное, а не царство земное с его временными благами. Владыка Афанасий подчеркнул значение крестоносного пути Рашко-Призренской епархии и ее архипастыря епископа Артемия и поблагодарил представителей KFOR за то, что они сделали возможным прибытие верующих из разных краев на празднование дня памяти ктитора этой святой обители. На праздник в монастыре собралось более 650 гостей в основном из центральной Сербии и Косово и Метохии. Верующие прибыли в сопровождении KFOR. Поблагодарив хозяев за приглашение и за «незабываемый духовный опыт» немецкий генерал Холдер Камерхоф сказал, что он и его коллеги уезжают из монастыря «духовно обогащенными». Епископ Артемий в свою очередь поблагодарил генералов за помощь, оказанную в организации и проведении праздника и выразил надежду, что процесс возращения сербских беженцев ускорится и празднование дня памяти св. Стефана Дечанского в следующем году пройдет в атмосфере безопасности и свободы. Игумен монастыря от имени братии поблагодарил епископов, священнослужителей и представителей KFOR за участие в торжествах и подчеркнул, что духовное значение монастыря Дечаны состоит в сближении людей из разных краев около духовных ценностей, которые святой король Стефан Дечанский воплотил в своей жизни. Вечером того же дня гости в сопровождении KFOR покинули монастырь и территорию Косово и Метохии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

701 Кроме Цамблака сам Дечанский: «благий Бог – зная правоту сердца моего в отношении к родителю, явил на мне великое свое милосердие, просветил меня и возвратил свет очам моим». См. грамоту добрушскому храму в прим. 36 летоп. в Гласнике X: 266, 267. 704 Родослов у Раича 2, 524–533. Цамблак: «в некотором Диоклитиисце граде от царсе купно и отьца с многою чьстыю посылаетьсе пребывати». 706 Симонида, по примирении сына с отцом, удалилась в Константинополь под предлогом свидания с умирающею материю и потом не хотела явиться к мужу. Милютин вынудил тестя выслать её к нему (Грегорас у Раича 2, 513). О кровавых сценах при гробе Милютина Даниил у Раича 2, 509 и яснее летопись в Гласнике V: 62, 63. 708 У Даниила Дечанский говорит собранию: «видите и дивитеся, яко слеп бых и се ныне вижу». Раич 2, 537. 709 Письмо Дечанского (у Цамблака) к Константину, ясно говоря о кознях гречанки Симониды, показывает и то, что Константин был законный сын Милютина и гречанки; тоже говорят о Константине житие Милютина и летописи (Гласник V, 59). Майкову хочется считать и Константина и Стефана незаконными детьми (Ист. серб. яз. 231). Но он сам же показывает, что это доселе никому не приходило и в голову. Странная же страсть у него придумывать небылицы! Ведь, история – не то, что сказка какой-нибудь нянюшки. 710 Цароставник у Раича 2, 537–541. Серб. летоп. в Гласнике V, 62. Симонида после прославления мощей св. Милютина удалилась в Царьград и там вступила в монастырь. Даниил у Раича 2: 516, 519. 711 Раич 2, 432. Никон. летоп. 2, 288. Серб. летоп. в Гласнике V, 58. X, 264. Летопись у Шафарика (Памятн. 2, 52): «ть же урошиць светло вь благочьстыи кончину премь гробу предасть се, положен бысть в митрополии ахильской и благодатию светаго Духе миро истечаеть, яко же есть ведомо вьсемь».– Изображения обоих братьев в Грачанице. Зап. геогр. общ. XIII, 237. 713 Раич 2, 549–552. Луккари Annali di Rausa 49–61. Чертков о перенесении фракийцев за Дунай во Времен. общ. ист. X, 66. 715 У Григоровича 138 трескавицкая грамота без года. В ней в числе сёл: «Небрегово, у Богомили, в Бабуны стась... метохь у Охриде св. Иоанна Феолога». Здесь упоминается о сыне короля, т.е. том, который воевал с бабунами. Итак, бабуны жили невдали от Прилепа. Недавний путешественник пишет: «опасная теперь своими ущелиями гора Бабуна в древности, как говорит предание, была убежищем бабунов или богомилов. До сих пор в ея ущельях есть село Богомили». Григорович 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

стене наоса), Страсти Христовы (33 сцены), чудеса, притчи (20 сцен, нек-рые переходят в юж. неф). В сев. нефе (в парекклисионе вмч. Димитрия) изображено более 50 сцен от Сотворения мира и человека до строительства Вавилонской башни. Этот цикл является самым обширным в правосл. искусстве. Среди прообразовательных сюжетов, подробно представленных на зап. стене наоса, помещены «Древо Иессеево», «Сон Навуходоносора», «Три отрока в пещи огненной», «Прор. Даниил во рву львином», а также 4 эпизода композиции «Премудрость созда себе дом». В сев.-вост. части наоса и в юж. нефе (в парекклисионе свт. Николая) помещен один из древнейших иконографических примеров Акафиста Божией Матери в монументальном искусстве, состоящий из 22 сцен, исключая 3-й икос и 4-й кондак. В сев. части наоса представлены события из жизни апостолов Петра, Павла, Филиппа и архидиак. Стефана. 3 обширных житийных цикла святых Димитрия, Георгия и Николая, изображенные в парекклисионах одноименных святых, включают редкие сюжеты. Древо Неманичей. Роспись кафоликонам мон-ря Дечаны. 1338/39-1348 гг. Древо Неманичей. Роспись кафоликонам мон-ря Дечаны. 1338/39-1348 гг. В росписях представлены сотни святых, в т. ч. редко встречающиеся, напр., мученики Феопемпт, Феофилакт, Каллистрат, и др. Их фигуры тектонично распределены по стенам, в арках, на пилястрах и на откосах окон. В алтаре и в парекклисионах - образы серб. епископов Саввы и Арсения, на столпах в наосе - св. воины, в нартексе и в боковых нефах - преподобные. На центральной оси храма в нижнем ярусе представлены по сторонам зап. портала в нартексе апостолы Петр и Павел и архангелы Михаил и Гавриил, около портала на вост. стороне нартекса - Богородица Параклисис и Иисус Христос, со стороны наоса того же портала - еще раз апостолы Петр и Павел, свт. Николай (Скоропомощник), св. Иоанн Креститель, Христос Пантократор с мечом (в основе иконографии, возможно, текст из Мф 10. 34-42), Богородица Епискепсис, св. воины Димитрий и Георгий, св. Стефан Дечанский с моделью дечанского храма (ранее под этим изображением находился ковчег с его мощами), свт. Николай и больших размеров Деисус с Этимасией вверху. Полноту Церкви символизируют как образы отдельных святых, так и обширный минологий на весь год, написанный в нартексе. Здесь же, на сводах среднего нефа, находится цикл Вселенских Соборов. Центральная зап. часть наоса занята подробно разработанной сценой Страшного Суда, включающей расширенное число ходатаев и посредников перед Христом, представленным скорее как Спаситель, чем Судия. Необычное размещение сцены, вероятно, вызвано желанием приблизить ее к первоначальному местоположению гробницы св. Стефана Дечанского.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Главная святыня мон-ря - мощи св. Стефана Дечанского, и ныне привлекающие паломников,- хранится в ковчеге, содержащем и др. реликвии: волосы Христа, частицу Животворящего Креста, мощи святых. В ризнице хранятся многочисленные драгоценные кресты, из к-рых наиболее известны кресты царя Душана и св. Стефана Дечанского с частицами Животворящего Креста, а также реликварии с челюстью свт. Григория Нисского, десницей св. Никиты, мощами святых Харалампия, Алипия Столпника, Пантелеимона, Кира, Космы, Дамиана, Мартирия, ап. Фомы и серб. святых Саввы, Георгия Кратовского и Феоктиста (кор. Драгутина). Среди множества энколпионов, кадил, чаш, вотивных предметов и др. произведений прикладного искусства разных эпох в ризнице выделяются костяной панагиар XIV в. с рельефными изображениями Божией Матери «Знамение» и под аркадным фризом - полуфигуры Христа, архангелов, апостолов и др. святых (серебряный оклад - более поздний); панагиар кон. XVI в. с живописным образом Богородицы и Христа (вероятно, работы мастера Лонгина), окруженных резным текстом «Достойно есть»; серебряная кадильница XV в. «святого короля» с готическим декором, вероятно, работы мастеров из Дубровника; позолоченные рипиды, чаша и звездица работы мастера золотых дел Кондо Вука с гравированными изображениями Христа, Богоматери, Небесной литургии, Ангела Великого совета и Причащения апостолов, пожертвованные в 1568-1569 гг. неким Радивоем; вышитый крест с изображением Богородицы «Знамение» (XVI в.) и епитрахиль (XVI в.) - приношение семьи Дмитрича. Библиотека Формирование монастырского книжного собрания началось еще во время его строительства, но большинство рукописей раннего периода не сохранилось, неск. кодексов находятся в б-ках мира. Б-ка и скрипторий Д. в XIV в. были тесно связаны с мон-рем Хиландар на Афоне - в обоих собраниях есть рукописи, переписанные одними и теми же книгописцами (см.: Предговор// Рукописне 1995. С. 8-17; Мано-Зиси К. Анагност Jobah, хиландарски писар друге пол. XIV jyжhocлobehckux рукописа. Београд, 1995. С. 231-242), ряд дечанских и хиландарских кодексов XIV в. написан на одинаковой бумаге ( М. Хиландар и рукописне XIV в. ман-ра Високи Дечани//Осам веков Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 325-341).

http://pravenc.ru/text/171794.html

- Какова история этого храма? - Он был задуман и начал строиться как царская усыпальница великим святым сербским королем Стефаном Дечанским в 1327 году. Постройка храма была завершена к 1335 году уже сыном Стефана, царем - Душаном. Но работы по росписи продолжались еще долго, ведь тут невероятное количество изображений! Только в главном приделе храма их 365 - по числу дней года. - Здесь трудились мастера - сербы? - Известно имя архитектора и скульптора - это францисканский монах фра Вита, а помогали ему братья мастера Георгий, Доброслав и Никола. Все это были опытные мастера, построившие к тому времени уже несколько сербских церквей. На репродукциях росписи косовских монастырей и храмов имеют необычайный колорит: на них византийский канон дополнен буйной палитрой красок. Казалось бы, - совершенно несовместимо. Но именно на балканских иконах они смотрятся вполне гармонично. Почему вы печатали свои фотографии в монохромной гамме? Но это не главное, почему я ушел от цвета. Печатая обычные цветные фотографии, я заметил, что цвет очень искажается, цветопередача весьма приблизительная. А фрески Косово и Метохии обладают своим интенсивным и очень красивым звучанием. Оказалось, что цветная фотография не может передать все нюансы, оттенки настоящей фресковой живописи. Тем более, что уменьшая масштаб, мы тоже искажаем цвет. Когда стоишь в храме, ты видишь это громадное пятно синего фонового цвета - оно на тебя воздействует совершенно определенным образом. Но если оно уменьшается до размера открытки или альбома, то это воздействие просто теряется, даже не уменьшается, а пропадает совершенно. Поэтому фотографии печатались в таком тонированном, приглушенном цвете. Это не репродукция. А переживание увиденного. - Все эти храмы имеют шести-семивековую историю. Что они значат для сегодняшних сербов? - Знаете, храм в Пече патриарший, Двенадцати апостолов в источниках называется матерью сербским церквам. Что может значить для православного сербского человека эта усыпальница епископов и патриархов сербских? По аналогии - это Успенский собор в Кремле. Что может значить для православного русского человека Успенский Собор? Храм великого святого сербского короля Стефана Дечанского, это собор дечанского монастыря Пантократора, где и до сих пор главная святыня - его нетленные мощи, которые мы можем там видеть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010