362-369 369-378 ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович († не ранее 1549), дворянин на польской и русской службах, писатель-публицист 378-382 382-386 386-391 392-394 394-397 397-401 401-403 403-412 ПЕРЕСОПНИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ памятник восточнослав. (украинского) кириллического книгописания, книжной иллюминации и миниатюры, созданный в 1556-1561 гг. на Волыни (ныне Хмельницкая и Ровненская области Украины) 412-415 415-416 416-419 421-423 419-421 424-426 «ПЕРИВЛЕПТА» («видная отовсюду», «всесторонне прекрасная», «восхитительная»), один из устойчивых эпитетов Божией Матери 426-427 427-428 428-450 ПЕРМСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Пермская митрополия РПЦ, образована по решению Синода от 19 марта 2014 г. в адм. границах Пермского края 450-451 451-453 453-455 455-477 ПЕРМСКИЙ СТЕФАНОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Пермский Стефанов во имя Святой Троицы мужской монастырь (Пермской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми 477-478 ПЕРОЖАВРА СИВНИЙСКАЯ (IV в.), св. (пам. груз. 15 янв. вместе со св. царицей Саломеей Уджармской ) Грузинской Православной Церкви 478-479 479-486 ПЕРСИДСКИЕ МУЧЕНИКИ Грузинской Православной Церкви (XVII в.) - см. Ферейданские мученики (пам. на Вознесение Господне) 486-487 ПЕРСОНАЛИЗМ обобщенное наименование мировоззренческих представлений и философских учений, утверждающих высший онтологический и ценностный статус личности 487-491 491-493 ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Архангельском у. Архангельской губ., на вост. берегу Унской губы Белого м. (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска) 493-497 497-513 PERFECTAE CARITATIS декрет Ватиканского II Собора об обновлении монашеской жизни (лат. renovatione vitae religiosae) применительно к совр. условиям 513-516 ПЕРЧАТКИ один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора 516-517 517-520 ПЕСАХ главный праздник евр. традиц. календаря, посвященный воспоминанию исхода евреев из Египта и связанных с ним событий; «пасха иудейская» (Ин 11. 55)

http://pravenc.ru/vol/lv.html

383 Слива Е.Э. Чин куроглашения – келейное и соборное последование в студийской традиции//Наследие монастырской культуры. Ремесло, художество, искусство. Статьи, рефераты, публикации. СПб., 1997. Вып. 2. С. 15. О Часословах см.: Слива Е.Э. Часословы Студийской традиции в славянских списках XIII–XV веков (классификация по особенностям состава)//ТОДРЛ. СПб.,1999. Т. 51. С. 91–106). 386 Слива Е.Э. Чин куроглашения... С. 17. Здесь необходимо также назвать седьмую молитву в вечерних молитвах Молитвослова, принадлежащую святителю Иоанну Златоусту (†407; пам. 13 нояб.). Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Молитва разделена на два абзаца и каждый абзац на 12 стихов. 387 Подробнее об этом см.: Макарий архимандрит. Как в древности измеряли время//Регентское дело. Духовно-музыкальный журнал. 2010. С. 76–78. 396 Кимвал – «музыкальное орудие, состоявшее из металлических кружков или тарелок, которыми ударяли одна о другую; употреблялось во время праздничных Богослужений в храме. От величественного и громогласного звука, издаваемого кимвалами, они назывались кимвалами восклицаний ( Пс.150:5 )» ( Дьяченко Г. , свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 250). 423 Макарий архимандрит. Жизь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 394. 424 Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Л., 1987. Т. 2. С. 426. См. также: Мокеев Г.Я. Эсхатология в русских памятниках архитектуры и градостроительства XV–XVII в.//Макариевские чтения: «Христианская символика». Материалы XVI Российской научной конференции памяти святителя Макария. Посвящается 600-летию Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. Можайск, 2009. Вып. 16. С. 394. 426 Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым Христианом//Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе. М., 1847. Т. 5. С. 35. 434 Цит. по: Мокеев Г.Я. Городовые символы Волоколамска и Боровска//Макариевские чтения: «Христианская символика». Материалы XVI Российской научной конференции памяти святителя Макария. Посвящается 600-летию Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. Можайск, 2009. Вып. 16. С. С. 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пищальском Орловского уезда Вятской губернии. Окончил Вятскую духовную семинарию. Служил священником в с. Ацвеж. В 1839 г. постригся в монахи с именем Серафим в Успенском Трифоновом монастыре. В 1843 г. отправился на Афон, где принял схиму в Пантелеимоновском монастыре. Путешествовал по Афону и святым местам Палестины. Его письма с впечатлениями о путешествии были опубликованы в 1845 г. в журнале «Маяк», а в 1850 г. изданы отдельной книгой. Автор шуточной поэмы «Вани-вятчане». Значительный интерес представляют литературные труды Святогорца: «Русские иноки на Св. Горе Афонской от исхода X в. до пол. XIX в.», «Афонский патерик» и др. Умер на Афоне. 3 Государственный архив Кировской области (далее – ГАКО). Ф. 247. Оп. 1. Д. 149. Л. 416–416 об., 424–424 об.; Д. 204. Л. 54. 4 Наставление православному русскому паломнику, отправляющемуся для поклонения к святым местам в Иерусалим и на Афон//ВЕВ. 1895. С. 890–898. 5 Русский афонский отечник XIX-XX веков. Святая Гора Афон, 2012. (Сер. Русский Афон XIX-XX веков; т. 1). С. 116, 180, 196, 266, 302, 394, 636, 699. 6 См., напр.: Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 2. Справочные материалы. 2 изд. Киров, 2013. С. 157, 162. 7 Подробнее см.: Кустова Е. В. Иеромонах Неон (Неволин) и история чудотворного образа Божьей Матери «В скорбех и печалех Утешение»//Обретение святых – 2013: сб. мат-лов V Межрегион. церк.-научн. конф. Киров, 2014. С. 12–14. 8 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца иеросхимонаха отца Стефана. Вятка, 1994. С. 2–3, 7. 12 Денасий (Юшков), схимон. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям//Душеполезный собеседник за 1891 год. М., 1891 (цит. по: Русский афонский отечник XIX-XX веков... С. 636). 17 Кучумов В. А. Русское старчество//Монашество и монастыри в России XI-XX веков. Исторические очерки. М., 2005. С. 223–244. 23 Серафим, иером. Нынешний Русик или Русский монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

1946 Сочин., II, 424. В сказании о Максиме Гр. говорится: «А был от великия тесноты темничныя вельми скорбен очьми и ногами». (Белокуров, XVI) 1947 Сочин., II, 424–425. Очевидно, это было духовное лицо с известным положением. Что же касается Григория, то он именно есть тот диакон Григорий, которому писал М.Грек об исправлении от пьянства («люди добры меня нудят», отговаривался он), если еще есть у него «каплинка христианолепного разума», и, по-видимому, настояния Максима имели свое действие (Сочин., II, 386–388) 1948 Сочин., III, 5–22. Другое слово надписано: «другу возлюбленному», как блюсти исповедание правосл. веры (III, 54–60) с замечанием: «Довольна вам ратная дела умети строити» (55). Вероятно тому же лицу послано (благородие) по вопросу, истинно, как говорят некоторые, что убиваемые в боях «с нечестивыми языками» причастны бывают жизни праведных (245–254). Следов. это был служилый человек, но любознательный (речь идет о книжных делах, о посте и т. п.) 1951 Сочин., II, 388–394. Ср. о нем: Святыня вологодской тюрьмы – об образе всех скорбящих Радости, принадл. уд. князьям И. и Д. Андр. (Ист. Вестн., 1912, 7) 1952 Городня – переплет из бревен или из свай, наполненный землей или камнями, звено (см. Царств. книгу, 278; Никон. лет., II, 226) 1954 Сочин., II, 290–296. Предисловие к нему тоже, что и к Ж. Зосимы и Савватия (III, сл. XXXVIII) 1956 Таковы две статьи о покаянии (II, слова IV и V), с указанием, что надеяться на очищение по смерти напрасно (чистилище), и нужно творить добро здесь М. Евгений указывает на слово о покаянии, имевшееся в библ. Волокол. мон. – перевод, сделанный М.Греком в 1542 г. из соч. Кирилла, архиеп. александрийского (Словарь, I, 37) 1959 Филарет, 84–91. Ответ М.Грека озаглавлен к св. собору. Голубинский правильнее, по последним строкам обращения, называет его писанным к вел. князю Ивану IV (806), но вначале М.Грек молит всякого боголюбивого священноначальника и благочестивого князя с кротостью и правосудием выслушать его. Он не решился обращаться к собору

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1570 Сатир был в это время только оглашенным, но получил хлеб от верующего. Ambros. De Excess. Frat. Satyri. 1:43. 1573 Conc. Laod. 372 г. (?); c. 28. Suicer под словом, αγπη col. 27. Бл. Августин упоминает, что его мать, будучи в Милане, желала исполнить свой африканский обычай и отнести хлеб и вино на гробницы мучеников. Ho ей сказано было, что св. Амвросий запретил этот обычай (Confess, 2:2). Сам бл. Августин деятельно старался о подавлении обычая есть и пить в церквях, как в своем собственном диоцезе, так и побуждением других епископов принимать участие в этом деле Ерр. 22, 29; De Мог. Ecel. Cath. 1:34 и след. 1579 См. напр. Conc. Antioch. c. 1; Conc. Laud. c. 7. Некоторые из восточных новациан, хотя в общем и православные, придерживались его. Socr. 5:21. 1583 Св. Златоуст в Беседе на праздник Рождества, произнесенной в Антиохии в 386 г., говорит, что праздник этот был введен там не более десяти лет перед тем (2:355). 1589 Val. 1, 367–8 гг. in Cod. Theodos. 9, 38:3,4. Val. 2, 381–4 гг. там же, 6–8. Законов Феодосия нет в этом кодексе. 1598 De iis, qui adeunt Hierosolyma. Opera 2, 1084–7. Подлинность этого места, впрочем, подвергается сомнениям. 1602 Aug. De Haeres. 72. Бл. Иероним называет его «Эпикурон христиан», обвиняет его в том, что он сменил монашескую строгость на жизнь роскоши, и начертывает смешную картину его лоснистой, нарядной и веселой внешности. Он спрашивает, его: «если ты считаешь брак, одинаково хорошим с безбрачием, то почему ты не женишься?» (Adversus Jovin. 1, 1:10). Даже бл. Августин вместо того, чтобы восхвалять в Иовианине безбрачие, считавшееся столь почетным у других, говорит, что он оставался холостым с целью избежать тягостей брачной жизни. De Haeres. 72. 1610 Павлин родился в 353 или 354 году, удалился в Нолу в 394 году, сделался епископом того места в 409 году, и умер в 421 или 424 году. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГИОПОЛИТ [греч. Αγιοπολτης - Святоградец, т. е. происходящий из Иерусалима], древнейший из сохранившихся визант. музыкально-теоретических трактатов, составленный предположительно во 2-й пол. XII в. Как следует из предисловия, «А.» первоначально был составлен как приложение к собранию песнопений, возможно «тропарей» (τροπρια) преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина . Рукопись нач. XIV в. (Paris. Gr. 360) - единственный сохранившийся источник, хотя из др. дошедших визант. трактатов ясно, что «А.» был очень известной компиляцией. Текст, впервые изданный Й. Раастедом, сейчас разделен на 150 параграфов разной величины. Параграфы 1-55 - собственно визант. раздел, содержащий важную информацию о певч. нотации (палеовизант. (§ 13-16) и медиовизант. (§ 24-27) невмы ), изложение ладовой системы, интонационных формул , знаков модуляции и др. Нек-рые параграфы этого раздела относятся к теории древнегреч. музыки или по крайней мере используют ее терминологию (§ 5, 11-12, 28, 31 и 32). Параграфы 56-89 содержат трактат о древнегреч. музыке (т. н. Anonymus Bellermani III), известный по др., лучшим рукописным спискам, представленный здесь с пропусками и нарушением порядка. Последняя часть (§ 90-105), посвященная также преимущественно древнегреч. музыке, очевидно, была скомпилирована из др. источников. Среди сохранившихся трактатов по визант. музыке «А.» выделяется именно смешением сведений из античной и визант. муз. систем, а также одновременным использованием палеовизант. и медиовизант. нотаций. «А.» (§ 2) предполагает систему из 10 ладов (4 основных, 4 плагальных и 2 медиальных - 2-го и 4-го, возможно νενανω и νανα) и поэтому, вероятно, принадлежит палестинской, а не к-польской (студийской) традиции, для к-рой характерна 8-ладовая система (см. Осмогласие ; Иерусалимский устав , Песненное последование , Студийский устав ). Система 10 ладов противопоставляется 16 ладам в «асме» (4 основных, 4 плагальных, 4 медиальных и 4 фторальных - § 6), однако точное значение последнего понятия пока не установлено. Изд.: The Hagiopolites: A Byzantine Treatise on Musical Theory/Preliminary ed. by J. Raasted. Copenhagen, 1983. (Cah. de l " Inst. du Moyen-Âge Grec et Latin; 45). Лит.: Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner/Mit Beitr. v. Ch. Hannick u. P. Pieler. Münch., 1978; (греч. пер. с доп.: Hunger H. Βυζαντιν λογοτεχνα: Η λγια κοσμικ γραμματεα τν Βυζαντινν. Αθναι, 19942. Τ. 3. Σ. 394, 406-411, 413, 417, 421, 422, 424, 428, 434 [библиогр.]). Б. Шартау Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/63304.html

Константинопольский I-й, на коем учреждается экзархатство сего имени наравне с другими – 340. Uwaga о властолюбии пап – 351. Императоры способствовали успехам христианства – 370. О пресечении патриаршеского достоинства у евреев – 382. О несогласии Римского и Констан. патриархов – 383. С. Геласий Р.П., гнавший Евфимия II. за Акакия и предписавший причащаться под обоими видами – 394. Церковная иерархия – 413. Патриархи. Митрополиты – 414. Архимандриты – 415. Протопресвитер (προτοππα) – 416. О викариях, особенно Римских пап – 416. Образ правления Церкви – 422. Соборы – 424. Равенство Рим. и Конст. патриархов, на Халкидонском соборе подтверждённое – 430. На Карфагенском соборе, Аврелий митрополит называется папою – 430. Там же, запрещены жалобы за море (к папам) – 431. Об Анатолии и Акакии, Констан. Патриархах – 440. О Льве I и его речи к Аттиле – 443. Содействие успехам христианства от императоров – 465. Об Иоанне, названном вселенским патриархом и потому гонимом Римскими патриархами – 482. О Григории В., Папе, порицавшем Иоанна – 487. О Filioque во время Григория Великого – 491. Церковная иерархия – 509. Пустынножительство – 512. Общие права иерархии – 514. О соборе Kohcm. II, вселенском V, где о Вигилии папе – 518. О титуле вселенского патриарха – 524. О испрошении папою Ормиздом патриаршеского титула – 526. О Пелагии I, который первый начал производить первенство Римской Церкви не от соборов или от человек, но от Иисуса Христа – Uoahh III противного совершенно характера – Neлaruй II безбрачную жизнь предписал – 527. Гонение внутреннее, где о властолюбии пап, и сопротивлениях оному – 549. О происхождении Духа Св. и чистилище – 561 и 563. Преимущество супружества над девством – 570. Иерархия вообще – 571. Собор вселенский VI, где осуждён Онорий – 573. Труллянский, где повелено: епископу быть без жены, а пресвитерам и диаконам блюсти супружество в чистоте – 578. В алтарь кроме императора никому входить не дозволялось, по оному же Труллянскому собору – 581. О папах VII столетия: Бohuфamuu III, испросившем у Фоки титул Вселенского – Бohuфamuu IV, причислившем монахов к клиру – Bumaлuahe I, введшем в богослужение органы – Ebrehuu I и Агатоне, блюстителях безженства духовных – Beheдukme II, исходатайствовавшем увольнение от утверждения императорами пап – 590.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Священство Величие служения священства Священство – есть высшее из всех благ, каким пользуются люди (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 176). Оно касается превыспренних сводов, невозбранно восходит в самые небеса Небес, светло и свободно пролагает стези вместе с бесплотными среди Ангелов (прп. Ефрем Сирин , 31, 600). О, какой высокий сан имеет странное и чудное священство! Блажен, кто чисто и неукоризненно жительствует в сем достоинстве (прп. Ефрем Сирин , 31, 603). Источник. Сподобился ты, брат, сана священства? Приложи старание благоугождать Воеводе чистотою, и праведностию, и божественною мудростию, и светлым девством. Будь пламенным ревнителем, как целомудренный Иосиф, чистым, как Иисус, странноприимным, как Авраам, нищелюбивым, как Иов, любвеобильным, как Давид, кротким, как Моисей, заблудшегося возврати на путь, хромого подкрепи, падшего восставь, немощных защити и делай все тому подобное (прп. Ефрем Сирин , 31, 607). Источник. Кто приял истинное священство и подчинил себя великому Архиерею, тот, конечно, и сам пребывает иереем во век, и смерть не возбраняет ему пребывать оным навсегда (свт. Григорий Нисский , 24, 393–394). ...Священство... столько выше (всякой) власти, сколько дух превосходнее плоти... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 423). Источник. Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению Небесному... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 424). Источник. ...Когда ты видишь Господа закланного и предложенного, священника, предстоящего этой Жертве и молящегося, и всех окропляемых этою драгоценною Кровию, то думаешь ли ты, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься ли тотчас на небеса... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 425). ...Что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 426). Источник. возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей (свт. Иоанн Златоуст , 44, 426).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

271 Рукопись Московской Синодальной библиотеки, 281 по ста­рому счету, л. 280 по каталогу Маттеи и л. 394 по новейшему ката­логу архим. Владимира. 280 Славянская рукопись Московской Синодальной библиотеки, 330, л. 220 об. Этот устав написан патриархом Алексием для Кон­стантинопольского монастыря в честь Успения Богоматери между 1034 и 1043 гг. 285 В «Афонском патерике», в противовес Житию, сказано, что Григорий Синаит и его ученик нашли по желанию своему пещеры и там поселились, но не жили совместно в одной пещере. Несомнен­но, основательнее доверять Житию, где говорится об одной пеще­ре для общих подвигов обоих отшельников. 296 Исторические очерки состояния Византийской Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. М., 1902. С. 270−273. 313 В Житии Афанасий назван племянником царя. Но Андроник Старший за политические интриги приказал постричь в монаше­ство насильственно своего родного брата Константина Палеолога, которому при постриге дано имя Афанасий. Житие преподобно­го Григория Синаита . С. 60, 114. Georgius Pachumeres. De Andronico Palaeologo. 1. 5. P. 424. Bonnae, 1835. 320 Житие Феодосия Терновского. См.: Сырку П. А. К истории ис­правления книг в Болгарии в XIV в. С. 108−109. 323 Рукописное Житие преподобного Григория XVI в. на славян­ском языке принадлежит Софийской библиотеке при Петроград­ской Духовной академии. 1488. Л. 466 об. См.: Житие преподоб­ного Григория Синаита . С. 71−74. 324 Арсений (Иващенко), архим. Летопись. СПб., 1880. С. 505. Он же. Очерк жизни патриарха Константинопольского Калли­ста//Православное обозрение. Т. 1. 1873. С. 917. Филарет (Гуми­левский), архиеп. Святые южных славян (1 февраля). СПб., 1894. С. 23, примеч. 46. Леонид (Кавелин) , архим. Из истории южносла­вянского монашества XIV столетия//Душеполезное чтение. Ч. 1. 1871. С. 358. Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. С. 156. 331 Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия/В сб.: Трои­це-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1919. С. 20. 333 Эйнгорн В. О значении преподобного Сергия и основанной им обители в русской истории. М., 1899. С. 16−17.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010