2128 Превосходную обработку этого эпиграфического материала дал Шюрер в Die Gemeindeverfassung der Juden in Rom in der Kaiserzeit, 1879 2130 У Шюрера, Gemeindeverfassung 9 и 13. Из позднейшего свидетельства в Homilia in s. Ioannis Natalem, приписываемых Иоанну Златоусту , видно, что иудеи выбирали себе архонтов в начале гражданского года – в сентябре (Schürer, Gemeindeverfassung, S. 23). 2135 Перечень статей и сочинений А. П. Лебедева за двадцатипятилетний период его деятельности собственно в Московск. Академ. (1870–1895) см. в статье И. Н. Корсунского «Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности проф. А. П. Лебедева ». – Бог. Вест. 1895, 11. Литературные занятия его во время службы в Московском Университете сосредоточивались главным образом на втором издании его трудов, из которых последний 10 том (Духовенство древне-вселенской церкви от времен Апостольских до IX века – Москва, 1905) было вновь подготовлен им и обработан к печати. Из остальных статей, написанных им в этот период и имеющих более или менее научный характер можно отметить следующие: «О нашем символе веры (см. Б. В. 1902, 2). «о происхождении актов вселенских соборов» (Б. В. 1903, Июнь) «Братья Господни», печатанные в Душеп. Чтении и вышедшие отдельным оттиском; «Черты нравственного облика Московского Митрополита Филарета» (публичная лекция. Москва 1905), «Преосвящ. Порфирий Успенский » (по поводу столетия со дня его рождения – Бог. Вест. 1904, 9); «Полезное издание (Языков. Обзор жизни и трудов такой как русским писателей – Бог. Вест. 1907, 1) «К вопросу о несторианстве» (Прав. Собеседн. 1907, Сент.). Появление его небольших «этюдов», помещенных в Бог. Вест. за 1907 г. «Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период» (Февр. 223–252); «К вопросу о происхождении первохристианской иерархии» (Март 460–474); «Два пионера церковно-исторической науки у нас» (Май 101–167), и представляющих собой лишь извлечения из его печатных трудов, можно объяснить только настойчивостью редактора Б. В. иметь в своем журнале статьи со столь почетным и прославленным именем. Другие его статьи позднейшего происхождения, вызванные злобой дня, будут отмечены ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подготовительный Съезд Духовенства в Ольдфордже, Па.//АПВ, 1905, Т. IX, 16, С. 328–330. Поездка в Форт Росс. (Из письма Преосвященного)//АПВ, 1897, т. I, 17, с. 342–347. Пожертвование//АПВ, 1903, т. VII, 3, с. 48. Пожертвования//АПВ, 1900, т. IV, 16, с. 335–336. Пожертвования//АПВ, 1901, т. V, 7, с. II–III. «Поминка» по о. И. Г. Наумовиче, просветителе Галицкой Руси//АПВ, 1906, Т. X , 1, С. 16–17. Поминки по почившем Патриархе Антиохийском Мелетие //АПВ, 1906, Т. X, 5, С. 96–97. Попов А.В. Вторая Камчатская экспедиция Беринга//Православный летописец Санкт-Петербурга, 2006, 25, с. 88–95. Попов К. В. Поездка в Канаду. (И з путевого журнала священника К. Попова )//АПВ, 1903, т. VII, 24, с. 448–450. Попов К. В. Пребывание Его Высокопреосвященства, Архиепископа Тихона в Миннеаполисе 30 Ноября и 6 Декабря 1906 г.//АПВ, 1906, т. X , 24, с. 474–477. Попов К. В. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. II. Закладка новой церкви в Миннеаполисе, Минесоте//АПВ, 1905, т. IX, 13, с. 252–253. Попов К. В. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии. В Канаде//АПВ, 1904, Т. VIII, 20, С. 393–396. Попов К. В. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, по Канаде. (Окончание)//АПВ, 1904, т. VIII, 23, с. 460–462. Попов П.И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Аляске. Посещение Нучека, Сельдевого и прибытие в Кенай//АПВ, 1899, т. III, 20, с. 544– 546. Попов П.И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Аляске. Посещение селений Карлука, Унги, Бельковска и Уналашки. Возвращение в Сан-Франциско//АПВ, 1899, Т. III, 23, С. 613–616. Попов П.И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Аляске. Пребывание в Кенае. Посещение Ненильчика и Тайунока. Отбытие в Кадиак//АПВ, 1899, т. III, 21, с. 574–577.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Этого интересного вопроса мы не будем касаться в настоящее время, так как он нисколько не занимал изучаемого нами автора. Выяснив два основных типа в понимании и осуществлении общеобязательного евангельского завета – безраздельной любви к Богу, обратимся к сочинениям преп. Макария. Уже ранее приведённые выдержки из его бесед показывают, что выражением полной и безраздельной любви к Богу подвижник считал постоянное размышление о Нём и постоянное внутреннее переживание чувства любви к Нему. Цель подвижничества состоит в том, чтобы „преставиться и преселиться умом в век иной и мыслью пребывать в горнем мире Божества“ 1054 . Такова внутренняя жизнь подвижников. „Там желания, там помышления их, там они живут, там ходят их помыслы, там имеет всегда пребывание своё ум, препобеждённый божественной и небесной любовью и духовным желанием“ 1055 . „Предадим, продолжает преп. Макарий, души свои единому Христу, то одно будем иметь в уме, чтобы Им одним заниматься, о Нём одном иметь попечение, Его одного искать. Если же по причине тела не употребим должного радения об исполнении заповедей и о послушании Богу, то по крайней мере ум наш да не устраняется от любви ко Господу, – от того, чтобы искать Его и стремиться к Нему“ 1056 . Душа подвижника становится невестой Христа, „всецело прилепляется ко Господу, в Нём пребывает помыслом, к Нему возносит молитвы, с Ним ходит и вожделеет любви Господней“ 1057 . Вознося свой ум к Богу, человек находится в постоянном духовном общении с Ним. Этим он идёт навстречу Божественному снисхождению, которое в своём человеколюбии склоняется к человеку, чтобы войти с ним в суще- —252— ственное общение и обожить его природу. „Сидящий на престоле величествия в небесном граде пребывает в душе“, открываясь ей в видении света. С своей стороны ум человека восходит на небо и пребывает там со Христом. Так получается неизреченное единение Бога с душой. „Господь служит душе во граде тела, а душа служит Ему во граде небесном“ 1058 . Такова задача подвижничества. Ясна после этого та неразрывная связь, в какой стоит отречение от мира и удаление от общества людей с идеалом непрерывного мысленного созерцания Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Предложение Преосвященного Ректора Академии: „В виду состоявшегося увольнения от службы при Академии заслуженного ординарного профессора по кафедре древней гражданской истории, члена академического Правления, действительного Статского Советника Н.Ф. Каптерева, – предлагаю Совету Академии войти в обсуждение вопроса об избрании ему преемника по должности члена Правления Академии и званию ординарного профессора“. Справка: 1) По произведенной баллотировке единогласно избраны: на должность члена Правления Академии – заслуженный ординарный профессор по кафедре церковного права, доктор церковного права, действительный Статский Советник Н. А. Заозерский, а в звание ординарного профессора – экстраординарный профессор по кафедре нравственного богословия, Статский Советник М.М. Тареев, утвержденный в степени доктора богословия указом Святейшего Синода от 26 августа 1904 года за 8256. – 2) § 93 устава духовных академий: „Члены Правления из ординарных профессоров Академии утверждаются Епархиальным Преосвященным по представлению Совета“. – 3) § 45 того же устава: „Ординарные профессоры Академии должны иметь степень доктора богословских наук“. 4) По § 81 лит. в п. 4 академического устава избрание кандидатов на должности профессоров значится в числе дел Совета Академии, —252— представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Уведомить Действительного Статского Советника Н. Ф. Каптерева о последовавшем увольнении его от духовно-учебной службы и, по назначении пенсии, выдать ему установленный аттестат о службе. – 2) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении заслуженного ординарного профессора Н. А. Заозерского в должности члена Правления Академий, – со дня избрания его на эту должность академическим Советом, т. е. с 13 августа 1905 года. – 3) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении со дня избрания, т. е. с 13 августа 1905 года, экстраординарного профессора по кафедре нравственного богословия, доктора богословия, Статского Советника М. М. Тареева – в звании ординарного профессора Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соч.: Нешто о кроници деспота 1867. 111. С. 1-30; Бекство nampujapxa Apcehuja IV из (По опису Napmehuja)//ГСУД. 1868. 6. С. 252-253; Прилошци к извора српске ucmopuje. Београд, 1878; О кн. Лазару. Нови Сад, 1887 (то же//Бoj на Косову - cmapuja и hobuja Београд, 1992. С. 17-287); Шта се и како се и с koje се стране досле покушавало, да се и код нас ochyje ceмuhapuja за кандидате свештеничког реда? Нови Сад, 1887; О nampujapcuмa од Makapuja до Apcehuja III: (1557-1690). Задар, 1888; Прилошци и за повест о српским манастирима//Старинар. Београд, 1888. Год. 5. Св. 2. С. 41-50; О натпису на цркви Херцега Стефана у Горажду. Београд, 1889; Одломци о грофу и Apcehujy nampujapxy с три излета о makoзbahoj Beлukoj сеоби српског народа. Београд, 1896; Montenegrina: Прилошци ucmopuju Црне Горе. Сремски Карловци, 1898; Одломак из написане пре 1891 расправе о главним моментима у животу св. Саве првог српског архиепископа. Нови Сад, 1901; О хумским епископима и херцеговачким митрополитима: До 1766. г. Мостар, 1901; Рашки епископи и митрополити. Београд, Прилошци ucmopujckoj reorpaфuju Cpбuje. Нови Сад, 1905; Писма архим. Илариона Руварца игум. Сави Сремски Карловци, 1930, 2005; Aymoбuorpaфuja архим. И. Руварца//ГлИДНС. 1932. 5. Бр. 2(12). С. 161-162; Нешто о Босни дaбapckoj и Дабро бocahckoj enuckonuju и о српским манастирима у Босни//Catena mundi: Српска хроника на светским веригама. Београд, 1992. 1. С. 223-228. Лит.: В. Иларион Руварац//Богословски гласник. 1905. Св. 8. С. 107-113; J. О Uлapujohy Руварцу//ЛетМС. 1905. 233. Св. 5. С. 106-120; 1907. 244. Св. 4. С. 1-21; 245. Св. 1. С. 51-70; 1932. 331. Св. 1/3. С. 56-73; он же. Иларион Руварац и радови на црквене ucmopuje//ГлИДНС. 1932. 5. Бр. 2(12). С. 229-244; В. Архим. Иларион Руварац: Нови прилози за животопис//Там же. С. 304-314; Д. J. Рад Илариона Руварца на политичке ucmopuje Срба у Bojboдuhu//Там же. С. 248-251; Paдojчuh Н. О ucmopujckoм методу Илариона Руварца//Там же. С. 163-219; Б. Иларион Руварац и дело подовом Нови Сад, 1973. 2. С. 453-509; М. Архим. Иларион Руварац и зhaчaj на политичке и културне ucmopuje Срба//Теолошки погледи. Београд, 1976. Год. 9. Бр. 3. С. 179-207; А. Руварац Иларион//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 627-629; Б. Иларион Руварац: ucmopuje и mpaдuцuje//Словенско Београд, 2001. С. 637-652; он же. Иларион Руварац и народна Београд, 2007.

http://pravenc.ru/text/389205.html

—151— истины, возьми её: она в св. писаниях и, исполняясь ей, препровождай её к детям твоим духовным; только не молчи“ (252). Пастыри-учители на земле занимают даже как бы место Бога (268). Они на учительство посланы, как и сам Христос. Проповедь – единственный садовый нож в руках делателей винограда Божия (272 стр.). Воздействовать на паству проповедник прежде всего может „не иначе, как через проповедь слова Божия; ибо у нас одно это оружие“ (272 стр.). Вот почему святитель так дорожит этим правом; ради сохранения его он готов пожертвовать всеми другими. „Пусть возьмут все права, говорит он, и оставят одну свободу не стесняясь говорить по-пастырски“ (273 стр.). Для него проповедь – „священнодействие слова“. „Слово есть могущественное средство помогать ближнему. В нём душа выходит сочетаясь с другой, силы ему придаёт“ (391 стр.). „Торжество пастырей не в видимом блеске без силы, а во внутренней силе их слова над другими пасомыми“. Но для этого пастырю необходимо „стать святым, перенести Евангелие на скрижали своего сердца, загореться тем огнём, какой хотел воврещи на землю Христос“. „Того не сообщись другим, чего сам не знаешь“. (394 стр.). „Назидать или созидать других может только тот, кто сам воссоздан, чей ум светло созерцает истины, чьё сердце согрето тёплой любовью к сим истинам“. „Истину можно сказать только по опыту, по вкушении только духовных благ самым делом“. „Проповеднику нужно быть очевидцем Божественной истины, свидетелем её (395 стр.). „Проповеднику нужно постоянно слышать голос Божий в своей душе“. „Недостаток же такого настроения ничем не может быть заменён. Проповедь умная, вооружённая всеми способами риторики к возбуждению страстей, к поражению воли, к увлечению сердца и всеми грациями словесной эстетики останется проповедью холодной, бессильной, пусто звучащей. Это будет пустоцвет, немогущий дать плода“. „Слово, исходящее из духа благонастроенного, и без внешних средств риторики будет назидательно. Или лучше в нём то и есть источник исключительно истинного красноречия, а не во внешних приёмах“. (398). „Чтобы вести других, надобно видеть все

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—251— духовенства учатся только по необходимости (бедности и трудности учения в светских заведениях), а не по призванию, – и напротив, для имеющих внутреннее призвание к пастырству семинарии слишком мудрёны и непосильны. Важность предмета налагает на меня долг сообщить Совету это впечатление моё от прочитанных поучений“. д) Представленные экзаменационными комиссиями списки с обозначением баллов, полученных явившимися в Академию лицами на поверочных испытаниях, и общую табель сих баллов, составленную секретарём Совета по окончании испытаний. Справка: 1) §§ 111–113 устава духовных академий: „Желающие поступить в академию допускаются к поверочному испытанию, если представят установленный аттестат о вполне удовлетворительном знании курса наук семинарии, и принимаются не иначе, как по успешном выдержании означенного испытания. Примечание. Окончившие курс учения в классических гимназиях и соответствующих им светских учебных заведениях, для допущения к приёмному в духовные академии экзамену, представляют свидетельства об успешном выдержании ими испытаний при духовных семинариях по всем богословским предметам семинарского курса учения. – Из числа подвергавшихся поверочному испытанию, как по вызову академий, так и по прошениям, выдержавшие оное удовлетворительно принимаются: лучшие – казённокоштными студентами, а остальные – своекоштными. – Своекоштные студенты допускаются в академию только в качестве пансионеров и живут в зданиях академии, подчиняясь всем правилам, установленным для казённокоштных студентов; число их определяется вместительностью академических зданий. – Примечание. Вне зданий академии своекоштным студентам дозволяется жить только у родителей“. – 2) Предложенных резолюцией Его Высокопреосвященства от 27 мая 1902 года за 2171 к руководству „Дополнительных правил о приёме в студенты Академии“ а) § 1: „Выдержавшими приёмные испытания в Академию признаются те из державших экзамен воспитанников, которые займут в списке место не ниже 50: прочие же все, незави- —252—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Можно думать, что таким вопросом саддукеи имели в виду осмеят не только учение фарисеев о воскресении мертвых, а и понимание ими закона о левирате. Ирония вопроса заключалась в указании на неразрешимый с фарисейской точки зрения случай. Между тем, для саддукейского понимания ответ на вопрос был ясен: женой последнего, для которого умершая была действительной женой и при жизни, так-как для остальных шести братьев она могла быть только невестой. 1150 Ср. Geiger, Sadducaer und Pharisaer, 1863. Wellhausen, Die Pharisaer und die Sadducaer. 1874. Schurer, Gesch J. V. Bd 11. S. 47b f. Разбор уклоняющегося от обычного взгляда Holscher’a (Sadducaismus. 1906). См. в Theol. Lit. Zeit. 1907. S. 200–203 и у Schurer " a. Bd. II. S. 488. Anm. 43. 1152 Relandi, dissert, de Samarit. с. XXV. Frankel, Ueber Einfiuss palast. Exegese. S. 252. Geiger в Urschrift S. 137. 176, 181. 262. 395. 467 и в статьях о самарянах. Nutt, 1. с. р 37–40Л). Drabkin, I. с. Wreschner, S. IX-XI. О караимах см. Fuirst. Geschichte Karaerthums. 1662–1869. Jew. Encyclop. v. VII, 438–447, 1162 Из свидетельства Древн. XVIII, 2, 2. Монтгомери (р. 160) заключает, что во время И. Флавия самаряне допускались в ограду храма и к участию в иудейских праздниках. Но И. Флавий в названном месте сообщает, что самаряне, осквернившие храм, тайно проникли в Иерусалим. 1165 Am-haarez – населяющие Палестину полуиудеи, вообще те, кто не исполняет закона во всей точности. См. у Schurer " а, II, 468. В Demai III, 4, самарянин приравнивается am-haarez’y: „пшеница, свезенная на мельницу к самарянину или ам-гаарецу, остается в прежнем положении относительно десятинных пошлин и правил о субботнем годе”. 1166 О смысле назваяния chaber, chaberim см. Schurer , II, 469. Ср. Г. Скарданицкий, Фарисеи и саддукеи. 1905, Стр. 54 и д. 1167 Но в Berach. VIII, 8 относительно славословий за трапезой все-таки говорится: „после славословия (прочитанного) израильтянином, отвечают аминь, а после славословия кутийца не отвечают, прежде чем не выслушают всего славословия».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Если перед нами действительно не исконная омонимия, а генетическое родство, то наиболее правдоподобным представляется видеть в основе лат. domre значение «связывать» (нем. binden, in Bande legen), первоначально о животных (Grienenberger 1900: 94). В этом случае в индоевропейском языке слово »дом» этимологически могло представлять собой плетеный шалаш и являться близкой параллелью к известной изосемантической модели «связывать, сплетать» → »стена», ср. лит. siti «связывать» → siena »стена», др.-рус. плету → оплотъ и др. (подробнее см.: (Meringer 1904–1905: 139–142), а также (Откупщиков 1967: 233)). Если исходить из первичного значения «связывать» (ср. др.-гр. δω »связываю» и δμω «строю» с более общим и с более поздним значением), то и древнегреческое название »супруги» (δμαρ) (Frisk, s.v.: «нет надежного объяснения») следует, видимо, объяснять не из значения «дом» или »укрощать», а из лежащего в основе всех трех образований значения «связывать, соединять» (ср. лат. iungo »соединяю и coniunx " супруг, супруга»). 281 Лат. FREMENTUM 282 Это слово темного происхождения встречается в Итале (Lev., 14.54 cod. Lugd.), где оно соответствует др.-гр. ϑρασμα " струп, короста " и лат. percussra Вульгаты. ThLL (VI, I, col. 1278) предлагает конъектуру: fermentum в значении " воспаление " – вместо frementum. Эту конъектуру приняли А. Эрну и А. Мейе в первом издании их этимологического словаря (Ernout, Meillet 1932, 371). Но такая конъектура плохо согласуется как с др.-гр. ϑρασμα, так и с percussra Вульгаты. Кроме того, слово frementum было обнаружено в папирусе III–IV вв. н. э. (CPL, 126, рар 48, 6) – обстоятельство, заставляющее отказаться от приведенной конъектуры. М. Лойман попытался вывести слово frementum из по аналогии с фонетической эволюцией vginti > vinti (Leumann 1937: 32). Эта гипотеза (в очень осторожной форме) была принята в третьем и четвертом изданиях словаря А. Эрну и А. Мейе (Ernout, Meillet, I, 252, изд. 4). Гипотеза, предложенная М. Лойманом, неубедительна, прежде всего, из-за своей фонетической несостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не читай того, что писали эти люди, сами не понимая, что пишут. Ты так мало знаешь, по общей нынешней моде, христианскую религию, что очень удобно можешь усвоить себе какую-нибудь ложную мысль и повредить ею свою душу (т. IV, стр. 482). 1018 Преосвященный Игнатий неоднократно приводит примеры, подтверждающие, что отклонение от начал истинной веры выражается упадком нравственной жизни. Он отмечает, что поведение ересиархов было развратное: Аполлинарий имел прелюбодейную связь, Евтихий был особенно порабощен страсти сребролюбия, Арий был развратен до невероятности (т. IV, стр. 80). 1045 Там же, стр. 151–154. По особому богатству духовных наблюдение и их анализу указанный страницы заслуживают особого внимания. См. там же, стр. 333–336. 486–487, 252–253. 1079 Три силы духа различаются Епископом Игнатием, как ум, мысль или слово и дух. Умом называется самый источник, самое начало и мыслей и ощущений духовных. Духом, в частном значении, называется способность духовного ощущения, или нравственная сторона человека. Мы полагаем, что этим выражается у Епископа Игнатия тесное единение в человеке умственно-познавательной и нравственной стороны духа нашего с самой сущностью его. 1096 Сочинения Епископа Игнатия, т. IV, стр. 259–260. В молитве пред Херувимской песней Архиерей молится об избавлении от совести лукавой, т. е. омраченной грехом и ложными понятиями, причем зло признается добром и совершается как бы добро. С особенной очевидностью лукавая совесть проявляется в деятельности варварских народов; но для христианина наблюдателя она столько же очевидна и вообще в деятельности человеческой, а особенно в своей собственной деятельности. Примеч. Епископа Игнатия. 1128 О наследственности греха, см. Сочинения Ев. Игнатия, напр., т. II, стр. 93, 329; IV, 119, 157; V, 322. 1132 Об этом см. мою кн. « Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней Церкви». Вологда 1905 г., стр. 5. 1147 Состояние это в его существе, происхождении и значении для духовной жизни уяснено Преосвященным Игнатием в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010