В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников ит.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о.ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, он умел быть строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководясь, очевидно, в этом случае правилом: «кому много дано, с того много и взыщется». Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей. Труды : «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви». Магистерская диссертация, издана отдельной книгой. СПБ и в «Страннике», 1868. «Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев» . Изд.Лавры, 1870. Много статей и проповедей за 1874–1882 гг. напечатано в Таврическ.Епарх.Ведом., когда он состоял редактором этих ведомостей. Слова и Речи, сказанные Рижской пастве. Рига, 1894. О миссионерстве вообще и в Рижской епархии – особенно. «Приб. к «ЦВ» 1867, 3, стр.77–90. «Путешествие на богомолье в Киев 6–21 сентября 1898 года». Казань, 1898. Путевые заметки. Путевые заметки во время его путешествия на богомолье в августе-сентябре 1902 года. «Изв.Каз.еп.» 1902, 20, стр.911–927· Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Харьков, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

в кртьяньстве соуще, а не ведают что есть кртьянство», как говорится в заглавии одного древнего поучения (Тих. Лет. Р. Лит. IV, III, 107–108)». Что это за поучение, какого века, в каких рукописях сохранилось, какое его содержание в целом, на эти вопросы ответов нет: «древнее поучение» – и только! Так и в других местах, напр. стр. 31. 43. 48. 55. 65. 67. 74. Стр. 10–11. Автор заимствует выдержку из «святительского поучения новопоставленному священнику» и ограничивается ссылкой на И. Б. VI, 102–110. На стр. 12-й ссылается на «вышецитированное святительское поучение новопоставленному священнику», относящееся по языку к XІII веку. Совсем голословно: о характере рукописей поучения ни слова! Стр. 13. «В другой редакции этого поучения (новопоставленному священнику), относящейся к XIV-XV в. (Дух. В. 62 г. 1:101) вставлено: «Аще бо кого изгубиши леностию и неродьством» и т. д. Вот и хотелось бы иметь понятие о первой и второй редакциях данного поучения, их взаимном отношении, об основаниях, по коим одна редакция отнесена к XІII в., а другая к XIV-XV веку. У автора лишь изредка встречаются голословные определения века рукописей (напр. на стр. 28. 30. 58). Автор заимствует цитаты из вторых рук даже по отношению к таким памятникам, которые легко могли бы быть у него под руками, напр. из «Изборника Святославова» 1073 (стр. 59, на стр. 104, примеч. 1-ое – ссылается на Афанасьева, Поэт. воззр. III, 430). Между тем в академической библиотеке есть известное издание этого памятника, сделанное Обществом любителей древней письменности на —206— средства Т. С. Морозова (СПБ. 1880), о каковом издании у автора ни слова! Стр. 21, примеч. 4-ое. Автор ссылается на Супрасльскую рукопись XI в. Откуда взята им цитата? Подлинной рукописи, конечно, он не мог видеть. Известное же издание Фр. Миклошича (Вена, 1851), по-видимому, ему также не известно, по крайней мере не названо. Стр. 2. 6. 7. и др. Цитаты из Несторовой летописи приводятся по изданию 1846 г. в первом томе «Полного собрания русских летописей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

я решился принять в нем участие под влиянием чувства мести. Затем в Риме есть довольно значительная группа людей, по заверению некоторых – более 9-ти тысяч, – которые не могут примириться с догматом Папской непогрешимости и другими нововведениями католической церкви. Во главе этой группы находится много лиц, принадлежащих к церковному клиру, людей, обладающих ученостью, но так мало обеспеченных в материальном отношении, что они, страха ради... чтобы не потерять всего, не решаются и не имеют возможности ничем заявить о своем существовании. В последнее время в среде этих лиц возникла мысль об образовании Комитета, по примеру старокатоликов других стран, и об издании журнала, который служил бы органом этого Комитета. Но при осуществлении этой благой мысли встретилось затруднение, по поводу презренного металла... и досаднее всего, что maximum желаний не простирался свыше 4000 фран. Но и эта небольшая сумма оказалась не по моим личным средствам. Впрочем, со своей стороны, я сделал и сделаю все, что будет от меня зависеть. Первым делом я написал обо всем Секретарю Спб. Отдела Общества Любителей Духовного Просвещения и, если он пришлет мне неудовлетворительный ответ, буду искать ресурсов в среде моих прихожан. Может показаться странным, что люди, стоящие во главе 9-ти – тысячного общества единомышленников, нуждаются в таких сравнительно ничтожных средствах. Чтобы понять это явление и поверить его действительности, достаточно узнать основную черту характера Римлян и посмотреть их жизнь. Римлянин скорее пустит в ход нож, чем пожертвует грош. И он отчасти прав: богатство и достаток сосредоточены в немногих руках; дороговизна на предметы первой необходимости непомерная; труд оплачивается плохо, содержание состоящих на коронной службе скудное. Большинство семейств, состоящих из мужа, жены и нескольких детей, – люди, принадлежащие к среднему сословию, живут в такой скудной обстановке, что, не видевши, трудно поверить: ухитряются обходиться без всякой прислуги; в доме ни плошки, ни ложки; утренний кофе совершают в кофейнях, где кстати прочитывают утренние газеты gratis

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все перечисленные лица стали участниками РФС. В 1902 г. Новоселов начал издавать «Религиозно-философскую библиотеку», вокруг которой сложился «Новоселовский кружок» (иначе «Кружок ищущих христианского просвещения»), ведший в том числе и миссионерскую работу в среде студенческой молодежи. В это же время возникают основные политические партии. В 1898 г. в Минске собрался 1-й съезд РСДРП, а в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне – 2-й. С 1902 г. вокруг нелегального журнала «Освобождение» (Штутгарт-Париж) объединились либералы в «Союз освобождения». Учредительный съезд проходил в Петербурге 3–5 января 1903 г. В 1905 г. «Союз освобождения» был преобразован в Конституционно-демократическую партию. 16 января 1901 г. в СПб. в редакции газеты «Новое время» состоялось последнее предварительное заседание, где был окончательно утвержден проект устава организации, которую ее создатели назвали «Русское собрание». Она положила начало православно-монархическому движению в России. В феврале 1903 г. появилась газета «Известия Русского собрания». Трудно подобрать иной термин как не «пассионарный толчок» (Л.Н. Гумилев) по отношению к многообразным энергичным движениям в столь разных областях, происходящих в одно и то же время. Излом веков чувствовали многие: «Россия переживает эпоху исторического перелома (...) открывается, быть может, совершенно новая эра (...) Не о политическом только ренессансе идет речь, а о культурном, о новой культуре, построенной на мистических, религиозных началах» 1029 . А.А. Блок писал: «Я позволю себе чисто догматически, без всякого критического анализа, в качестве свидетеля, не вовсе лишенного слуха и зрения и не совсем косного, указать на то, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий» 1030 . Позже о том же писал прот. Георгий Флоровский : «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало, перевал сознания. Изменяется само чувство жизни. (...) И был не только душевный сдвиг. То был новый опыт... В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек вдруг находит неожиданные глубины, и часто темные бездны. И мир уже кажется иным. Ибо утончается зрение. В мире тоже открывается глубина. ..Религиозная потребность вновь пробуждается в русском обществе, как это уже было однажды, в Александровскую эпоху. И это пробуждение опять было болезненным и трудным. Соблазнов стало больше, когда «душа пробудилась», и жизнь стала опаснее... Религиозная тема ставится теперь как тема жизни, не только как тема мысли. Теперь ищут уже не только религиозного мировоззрения. Вспыхивает жажда веры. Рождается потребность в «духовной жизни», потребность строить свою душу. И вдруг все становится как-то очень серьезно...» 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Линицкого (РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1895 г. Ед. хр. 16. Л. 9). Учебный комитет, утвердив программы, строго предписал академическим Советам следить, чтобы эти программы выполнялись в течение учебного года; в противных же случаях – отчитываться, почему программа не выполнена. Однако представленные программы являли лишь желаемый идеал, который год из года не выполнялся даже при «Уставе 1869 г.», когда большинство предметов читалось в более обширном объеме. При уменьшении количества часовна большую часть предметов при «Уставе 1884 г.» идеальные программы еще более отрывались от реальности, поэтому узаконенное их исполнение поставило преподавателей перед выбором: либо продолжать традицию «идеальных» отчетов, либо заявить о формализме, присутствующем в синодальном указе. За широту образования приходилось расплачиваться его поверхностностью,что практически лишало богословскую науку надежд на плодотворное развитие; приходилось опираться на творческую самостоятельность профессоров и студентов. Академические корпорации главную слабость академий в их настоящем состоянии видели в неудовлетворительной постановке учебной инаучной деятельности. В 1896 г. в академиях были созданы комиссии, членыкоторых представили свои проекты преобразования всего строя учебного процесса (Материалы комиссий духовных академий: ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1.Ед. хр. 3360; ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Ед. хр. 255; [Глубоковский Н.Н.]. К вопросуо нуждах духовно-академического образования/Вафинский Н.//Странник. 1897. С. 519–540). Во всех практически проектах прослеживалась мысль,что крайние варианты Уставов 1869 и 1884 гг. дали ценный опыт и идеи, невсегда верно понятые и реализованные. Однако Св. Синод не предполагалпроводить значительные перемены, и проекты остались нереализованными.Преобразования 1895–1905 гг. соединили четыре составляющие: а) желаниецерковной власти оградить академии от вредных внешних влияний (научныхи общественных), направить деятельность корпораций в сферу их непосредственных – учебных – задач; б) попытку Учебного комитета исполнитьсвои учебно-организационные и методические обязанности по отношению какадемиям; в) желание части преподавателей Духовных академий исправить недостатки учебного процесса корректировкой соответствующих положений действующего Устава; г) попытку другой части преподавателей Духовных академий сделать новый шаг в развитии высшего богословского образования, используя опыт двух предыдущих уставов и силы самих корпораций.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Главнейшим из этих вероисповедных пунктов, укоренившихся в римско-католической церкви, как известно, является догмат о папском главенстве. Преимущественно против этого догмата и восстают представители западного модернизма. В виду того, что этот догмат является корнем, на коем возросли другие ложные учения, присущие римско-католической вероисповедной системе, нельзя не сочувствовать с православной точки зрения усилиям западных модернистов подорвать в римско-католическом мире веру в состоятельность этого догмата. Своею деятельностью подобного рода они, несомненно, оказывают важную услугу западно-христианскому миру. Вот те отрицательные и положительные стороны западного модернизма как религиозного движения. Не скрывая этих сторон, нельзя высказать в настоящее время ни решительного осуждения, ни решительного одобрения этому новому религиозному движению в западно-христианском мире, доколе более или менее не выяснятся его вероисповедные взгляды. 30-е Сентября 1910-го года. У автора проф. Казанской Духовной Академии продаются также следующие издания: 1) Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении. Казань. 1894. Ц. 2 р. 2) Старокатолический вопрос в новейшее время. Казань. 1897. Ц. 40 к. 3) К старокатолическому вопросу. Ответ старок. еп. Веберу. Казань. 1897. Ц. 10 к. 4) Старокатолический еп. И. Г. Рейнкенс. Казань. 1896. Ц. 20 к. 5) Три месяца в центре старокатолицизма (в Бонне и Берне). Казань. 1898. Ц. 30. 6) Четвёртый интернац. старок. конгресс. Казань. 1898. Ц. 30 к. 7) Пятый интернац. старок. конгресс и современное (внешнее и внутреннее состояние старокатолицизма). Харьк. 1902. Ц. 50 к. 8) Шестой интернац. старок. конгресс и развитие старокатолицизма в последние годы (1902–1904). Казань. 1904. Ц. 60 к. 9) Значение последнего VII-ro интерн, старок. конгресса в связи с обсуждением старок. вопроса в новейшее время. М. 1908. 10) Кто виноват? К скарок. вопросу. Спб. 1903. Ц. 20 к. 11) К старок. вопросу. По поводу ответа А. А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

1893. 47 Полное заглавие: «История разделения Церквей в IX, X и XI вв.» С подробным указанием русской литературы, относящейся к этому предмету, с 1841 по 1900 гг. М., 1900. 48 Заимствовано из сочинения «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX, X и XI вв. (От конца иконоборческих споров до начала Крестовых походов 1096 г.) М., 1902. С. 29–30, о котором сейчас пойдет речь. 51 Полное заглавие: «Исторические очерки состояния Византийско-Восточной церкви от конца IX до середины XV в. (от начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.)». Приложение: «Общество любителей духовного просвещения в Византии давнего времени». М., 1902. 63 Т. VI. С. 74–75. Разумеется, и для Византии подобные явления были исключительными, и среди патриархов находились лица, исполнявшие свой долг. 66 Т.е. массивный, твердый, компактно сколоченный, что должно, по-видимому, указывать на вечность Божества. 70 Любопытно, что еще в век Плифона хорошо помнили о взаимных отношениях Платона и Аристотеля в древнюю эпоху догматических движений. Плифон в защиту Платона писал, что отцы Церкви, сочувствовавшие эллинской мудрости, становились, как, например, св. Кирилл Александрийский , на сторону Платона, тогда как ариане утверждались на основании принципов Аристотеля. 78 Богатое подробностями и документальными данными исследование проф. И.И. Соколова «Константинопольская патриархия в XIX в. Опыт исторического исследования». Т. I. СПб., 1904 оставалось недоступным А.П. Лебедеву , уже печатавшему свое исследование отдельными статьями в «Богословском Вестнике» в 1904 и 1905 г. Оно, конечно, вносит значительное дополнение к соответствующему пункту рецензируемого сочинения Алексея Петровича, но все прочее содержание его оставляет неприкосновенным. 79 См. его «Несколько сведений, замечаний и наблюдений касательно хода развития церковно-исторической науки у нас в России» (Т. I. С. 490 и ел.); о проф. Чельцове и его «Истории христианской Церкви» (Там же. С. 507 и сл.). 80 Вот его собственные слова из предисловия к новому изданию своих сочинений: «Указанные восемь томов составились из моих академических лекций, но при печати приноровленных к пониманию читателя, исправленных, дополненных и популярно изложенных» (От автора, предисловие к I тому).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Перечень основных трудов прот. Г.П. Павского и сочинений, посвященных его жизни и творчеству, можно найти в «Русском Биографическом словаре» (Вольский А. Павский Герасим Петрович. СПб., 1902. С. 108), в «Словаре» А. Родосского (Биографический словарь студентов первых XXVIII-мu курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814 – 1869. СПб., 1907. С. 348–349), также у прот. Г. Флоровского в «Путях» (Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 544). Родился Герасим Петрович 4 мая 1787 года в Павском погосте Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (сейчас село Пава Псковской области) в семье местного священника Петра Макарьева. Фамилия – Павский, по месту рождения, была дана в семинарской среде в соответствии с принятой тогда практикой наречения фамилий, куда, как и полагалось, он был отдан отцом на обучение. В десятилетнем возрасте Герасим Петрович поступил в Александро-Невскую главную семинарию в Санкт-Петербурге. В своей автобиографии, приводимой Н.И. Барсовым , он так писал о начале своего обучения: «В Александро-Невскую семинарию я представлен в 1797 г., по исполнении десяти лет от роду... Впрочем, отец мой, записавши меня в семинарию в июле месяце, отпросил домой еще на полгода. И потому собственно мое учение началось в марте 1798 года. Определен я в самый низший класс – инфиму, но как я и дома уже обучен был чтению как церковных, так и гражданских книг и отчасти письму, то в тот же год переведен был в фару [порядок двух первых классов спутан – автобиографию Г.П. писал в преклонном возрасте, видимо забылось], через год – в грамматику, потом через год – в синтаксиму. Об этих низших классах, соответствующих нынешним приходскому и уездному училищам, сказать нечего. Тогда занимали эти классы латынь, латынь и латынь... От 1802 до 1808 года я проходил курс семинарский от поэзии до богословия». Как отличительные, можно отметить следующие обстоятельства его ученических, семинарских лет. Во первых, безусловно, выдающиеся способности Герасима Петровича. На протяжении всех лет обучения он неизменно возглавлял разрядный список учащихся. Будучи студентом, был назначен преподавателем младших классов. Затем, бедность, почти до крайности (отец Павского не был способен оплачивать его обучение), заставлявшая его оказывать различные услуги менее даровитым, но состоятельным соученикам. Его биограф Н.И. Барсов сравнивает здесь его с Ломоносовым и Яном Гусом – более чем выразительное, типологическое сопоставление, справедливое не только для лет его ученичества, но знаковое в отношении всего его жизненного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

723 Dr. Sonden (à Stockholm), Mémoire sur l’extase religieuse épidémique qui régnait en Suède en 1841 et 1842 (Gazette médicale de Paris, 1843, t. XI, 35, p. 556). Краткое извлечение из этой интересной статьи даёт Paul Richer (Etudes cliniques sur la grande hystérie ou hystéro-épilepsie. Paris, 1885, p. 900–902). Шведские экстатики, о которых идёт здесь речь, очень напоминают наше мистико-экстатическое сектантство не только характером религиозной экзальтации, выражавшейся, между прочим, в неудержимом стремлении проповедовать (отсюда местное название самого экстаза – «maladie de predication») в пророческом духе, но и историей своего эпидемического появления. 724 И. А. Сикорский, Психопатическая эпидемия 1892 года в Киевской губернии (Киевские Университетские Известия, 1893, апрель, с. 17). 725 Дело Новочеркасского окружнаго суда (уголовного отделения) «о крестьянке Аксинье Кучьминой, рядовом Михее Косенко, крестьянине Данииле Владыкине, унтер-офицере Феодоре Дуванском и крестьянине Романе Божко, обвин. в преступлении против веры и ограждающих оную постановлений». Началось в 1880 г., решено в 1881-м. Архивный 104, л. 21 (Показание Ивана Диденко, участника собрания). У Сибирских шаманов в аналогичных условиях кровообращения, во время экстаза, иногда появляются даже кровоизлияния: идёт «кровь носом и ртом» (Трощанский, Эволюция черной веры (шаманства) у якутов, Казань, 1902, с 118). 727 Отчёт Синодального обер-прокурора по ведомству православного исповедания за 1894: и 1895 годы. СПБ., 1898, с. 236. 731 О роли ускоренного кровообращения в происхождении блеска глаз Дарвин говорит: «Блеск глаз зависит, по-видимому, главным образом от их напряжённости, обусловленной сокращением круговых мышц глаза и давлением поднятых щёк. Но напряжённость глаз, по замечанию д-ра Пидерита... может быть в значительной степени отнесена на счёт того обстоятельства, что глазное яблоко наполняется кровью или другой какой-нибудь жидкостью, вследствие ускоренного кровообращения, под влиянием возбуждения... Все причины, замедляющие кровообращение, гасят блеск глаз» (Дарвин, О выражении ощущений у человека и животных, пер. под ред. Ковалевского, СПБ. 1896, с. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нилус С. Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа. — Сергиев Посад, 1911. — С. 81. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. — М., 1897. — Т. 4. — С. 828. Матвеев П. Гоголь в Оптиной Пустыни//Русская старина. — 1903. — 2. — С. 303. Русский архив. — 1885. — 6. — С. 311. 19 Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов . Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. Приложения. — Киев 1915. — С. 121. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 1: Аскетические опыты. — Спб., 1905. — С. 253, 255. См.: Богданов Д.П. Оптина Пустынь и паломничество в нее русских писателей//Исторический вестник. — 1910. — 10. Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 году. — Спб., 1860. — С. 138-139. Тверские епархиальные ведомости. — 1902. — 5. — 1 марта. -С. 138-139. Там же. — С. 137, 138. Предисловие Я был тяжело болен ; смерть уже была близко. Собравши остаток сил своих и воспользовавшись первой минутой полной трезвости моего ума, я написал духовное завещание, в котором, между прочим, возлагаю обязанность на друзей моих издать, после моей смерти, некоторые из моих писем. Мне хотелось хотя сим искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому что в письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях. Небесная милость Божия отвела от меня руку смерти. Я почти выздоровел; мне стало легче. Но, чувствуя, однако, слабость сил моих, которая возвещает мне ежеминутно, что жизнь моя на волоске и приготовляясь к отдаленному путешествию к Святым Местам, необходимому душе моей, во время которого может все случиться, я захотел оставить при расставанье что-нибудь от себя моим соотечественникам. Выбираю сам из моих последних писем, которые мне удалось получить назад, все, что более относится к вопросам, занимающим ныне общество, отстранивши все, что может получить смысл только после моей смерти, с исключеньем всего, что могло иметь значенье только для немногих. Прибавляю две-три статьи литературные и, наконец, прилагаю самое завещание, с тем чтобы в случае моей смерти, если бы она застигла меня на пути моем , возымело оно тотчас свою законную силу, как засвидетельствованное всеми моими читателями.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010