Организация подобных общедоступных религиозно-миссионерских диспутов оказалась весьма своевременной. 17 апреля 1905 года вышел указ об укреплении начал веротерпимости, предоставивший значительную свободу инославным церквам, а равно и нехристианским религиозным общинам, а также старообрядчеству. Тем самым были «уничтожены преграды, которые удерживали людей немощных верою в церковной ограде. Теперь возможно воздействовать на них только словом пастырского увещания, а не внешними мерами». Такими словами 8 августа 1905 года епископ Константин обратился к участникам епархиального миссионерского съезда, срочно собранного в Самаре для обсуждения методов работы в новых условиях. Председателем съезда единогласно был избран архимандрит Вениамин. Он и вел все заседания, которые прошли как «непринужденный и задушевный обмен мыслей по вопросам миссии». Депутаты съезда разделили точку зрения о. Вениамина о первостепенной важности «надлежащего религиозного образования»: «...искоренение раскола зависит от научения истинному пониманию смысла христианского вероучения, христианских обязанностей и различных обрядовых разностей» 220 . Рекомендацию съезда в качестве руководств для священников и учителей церковных школ епархии получили издания К.Н. Плотникова : «Дополнительные сведения по Закону Божию. (Для начальных народных школ)». СПб., 1902; «Краткое руководство по расколоведению. В вопросах и ответах. (Для миссионерских курсов, второклассных школ, оо. дьяконов, псаломщиков, учителей, учительниц и других лиц, желающих познакомиться с расколом и подготовиться к борьбе с ним)». СПб., 1902. Бывший семинарский наставник о. Вениамина, живший тогда уже в С.-Петербурге, продолжал издавать методическую литературу для миссионеров. Закрывая съезд, о. ректор подчеркнул, «какое важное значение имеет для него общение с пастырями-миссионерами при воспитании юношества для миссионерских целей» 221 . Выпуск семинарии 1905 года, вероятно, в связи с общими трудностями, вызванными затянувшейся Русско-японской войной, состоялся на месяц раньше обычного – 11 мая. Он был небольшим – всего 27 человек, зато 13 из них окончили семинарию по первому разряду 222 . В конце учебного года, 7 апреля, соединенный хор воспитанников и воспитанниц духовных школ Самары дал большой благотворительный концерт. Сбор от него был направлен на помощь семьям убитых воинов-самарцев 223 . А с самого начала войны все члены семинарской корпорации стали отчислять от 1 до 5% месячного жалования в пользу семейств воинов и на усиление флота 224 . Сооружение новой семинарской церкви, заложенной в 1902 году, успешно шло в 1903 году и возобновилось весной 1904 225 , но затем было приостановлено ввиду военного времени. Постройка же учебных зданий для семинарии рядом с этим храмом так и не началась 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 На врученном В. В. Болотовым А. А. Кирееву оттиске «Тезисов» имеется надпись В. В. Болотова: «Его Превосходительству Александру Алексеевичу Кирееву с глубочайшим уважением и искренней благодарностью за труд изложения русских мыслей на одном из языков всемирных от автора», и несколько ниже цитата: Luc. 12, 3». 8 В бумагах А. А. Киреева, переданных после его смерти († 1910 июля 13) сестрою его, О. А. Новиковой. о. Д. Н. Якшичу (ныне протоиерей в Дрездене) имеются, между прочим и письма В. В. Болотова к А. А. Кирееву. В одном из этих писем, по сообщению Д. Н. Якшича. В. В. Болотов «предлагает некоторые поправки (на немецком языке) в тезисах с коротенькими замечаниями по поводу этого». Д. Н. Якшич предполагает напечатать в скором времени эти письма. 9 Ср. Π. И. Янышев , Мнения уполномоченных представителей православия и старо-католичества, стр. 20–21. В бумагах В. В. Болотова сохранился писанный им проект этого донесения с предполагаемыми дополнениями и с замечаниями архиеп. Антония и пр. И. Л. Янышева. После тирады, соответствующей стр. 20: «Поэтому не представляется невозможным – кафолической церкви», В. В. Болотовым здесь написано красными чернилами: «В дальнейшем прошу позволения Вашего Высокопреосвященства выписать из известного письма направленное против этого недостатка заключение», и после замечания архиепископа Антония: «Дополнить одним пунктом по вопросу об исхождении Св. Духа», написаны на следующей странице слова: «Поэтому не представляется – армянской, маронитской», стр. 20–21. 10 Напечатан b «Revue internationale de Théologie», 1899, русском переводе в «Церк. Вестнике», 1902, 31, и отдельно: Π. И. Янышев , Новые официальные и другие данные для суждения о вере старокатоликов. СПБ. 1902, стр. 11–22. 17. 19 Христ. Чтение. 1899, I, 7, стр. 90 – 136. Ср. А. А. Киреев. Сочинения. Часть первая. Церковно-богословские статьи. Под редакцией прот. Д. Н. Якшича. СПБ. 1012, стр. 297–323; статья перепечатана здесь с некоторыми изменениями. 20 «Христ. Чтение», 1899, 1, 100. Сочинения, 1, 299: «полемика по вопросу о Filioque потеряла и значение, интерес после появления статьи «русского богослова» [проф. Болотова] «Thesen über das Filioque» (в 24 «Revue»), которая, несомненно, и вполне исчерпывает спорный вопрос».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В. Каталог- указатель духовно-музыкальных сочинений, распределенных в порядке следования их в церковных службах и разделенных по степени трудности (М., 1909); Лисицын М. Обзор духовно-музыкальной литературы (СПб., 1902); Матвеев М. Обзор и перечень всех духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора (СПб., 1912); Матвеев М. Обзор всех духовно-музыкальных сочинений для однородного хора (СПб., 1912); Лебедев В. В. Обзор детской школьной и хоровой музыкальной литературы (Тамбов, 1907). 595 Речь идет о хоре Богоявленского (Елоховского) собора в Москве, регенты которого и поныне обходят стороной произведения великих русских классиков. 596 Хор Кастальского «Благослови, душе моя, Господа» греческого роспева (для большого состава) был опубликован в 1900 году. 597 В современном богослужении в церквах с увеличенным штатом духовенства «Приидите, поклонимся» поют сами священнослужители. Обычно поют плохо, невыразительно, «без души», формально и часто с крикливой концовкой «к нему», искажающей слово. Я не помню, чтобы в прежние времена духовенство пело эти стихи, даже в наиболее торжественных всенощных. И в соборах, и в приходских церквах полагалось их произносить священнику, начинавшему всенощную. – Примечание С, А. Шумского. 598 Встречающиеся иногда в материалах Шумского определения «тресветлое согласие», «мрачное согласие», заимствованные из древнерусской теории музыки, не следует понимать буквально. Автор использует эти термины как метафоры. 599 Имеется в виду второй номер Всенощного бдения Рахманинова «Благослови, душе моя, Господа», в основу которого положен тот же греческий роспев. 601 В 1903–1906 годах автор «Материалов» пел в альтовой партии Синодального хора, поэтому интерпретации Орлова он знал в тонкостях. 602 Об ансамбле басов-священнослужителей Успенского собора см. в опубликованном в настоящей книге «Церковном календаре Синодального хора» А. П. Смирнова и комментариях к нему. 603 Приехавшего в Москву из Казани в 1924 году протодьякона Максима Дормидонтовича Михайлова сравнивали уже не с причетниками Успенского собора, службы в котором были прекращены в 1918 году, а с двумя другими любимцами москвичей – протодьяконом М.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В последующем приводится ряд именных типов, изложенных на основании такого рода интуиции. Они распределены в некотором внутреннем порядке; постоянным сопоставлением отдельных имен изложение может быть проведено более сжато и более выразительно. 338 «Иль Виколо ди Мадама Лукреция» («Переулок госпожи Лукреции») – новелла Проспера Мериме; впервые опубликована в посмертном сборнике писателя «Последние новеллы». В подготовительных материалах к работе «Имена» сохранилась библиографическая отсылка рукой Флоренского: «Мериме П. «Избранные рассказы», М., 1913, стр. 152». 339 Марка – персонаж из цикла «Этюды о нравах» («Сцены политической жизни», рассказ «3. Маркас»). Этот рассказ Бальзака впервые напечатан 25 июля 1840 г. в журнале «Парижское обозрение» под названием «Смерть честолюбца». В 1846 г. он вошел в двенадцатый том первого издания «Человеческой комедии» под своим окончательным названием «3. Маркас». 340 В подготовительных материалах к работе «Имена» сохранилась библиографическая отсылка рукой Флоренского: «Виктор Гюго. Post Scriptum моей жизни. Издание редакции «Нового журнала иностранной литературы», СПб., 1902, стр. 90–93». 342 Имеется в виду статья Вяч. Иванова «О «Цыганах» Пушкина»//Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. 344 Фабр д’Оливе Антуан (1768–1825) – оккультный мыслитель, интересовавшийся существом древних религий и языков, развивал теорию, по которой санскрит, греческий и латынь произошли из еврейского языка. Фабр д’Оливе – автор трактата «Восстановленный еврейский язык». Флоренский цитирует данный трактат по изданию: Fabre d’Olivet А. Vocabulaire radical ou série des racines hebraïques//Fabre d’Olivet. La langue hebraïque restituée, et le veritable sens des mots hébreux. Paris, 1815 (см. на соответствующие буквы и буквосочетания). 345 Шарль де Броссе (1707–1777) – французский историк и лингвист. Имеется в виду его труд «Brosses Ch. de. Traité de la formation mécanique des langues. Paris, 1765. Рус. пер. см.: de Броссе Ш. Рассуждение о механическом составе языков и физических началах этимологии/Пер. А. Никольского . СПб., 1821–1822.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Интервью г-жи Юлии Шалкаускас автору, Каунас, сентябрь 1993 г. Здесь и далее мы цитируем непубликовавшиеся стенограммы интервью, собранных С.С.Хоружим в Литве осенью 1993 г., в ходе работы над телефильмом «Любовь и смерть Льва Карсавина». 5 A.J.Greimas. Iš arti ir iš toli. Цит. по франц. пер. в статье: S.ukas. Karsavin et le monde intellectuel lituanien (à travers les souvenirs de A.J.Greimas)//Revue des Études Slaves. 1996. T. 68(3). P.368. 6 См.: П.Ивинский. Цит. соч. С. 40–42. 7 Цит. по: F.Lesourd. Aperçu biographique//Lev Karsavine. Le poème de la mort. Lausanne. Editions L’Age d’Homme. 2003. P.166. Цитируемый документ подписан совместно Карсавиным и его двумя коллегами — историками. 2 Разумеется, в докладе мы не углубляемся в анализ этих кардинальных вопросов. Дальнейшее обсуждение их — лишь краткое резюме позиций, развитых и обоснованных в наших книгах: После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; О старом и новом. СПб., 2000; Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. 3 См.: С.С.Хоружий. Неопатристический синтез и русская философия//Он же. О старом и новом. С.40. 4 Иером. Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы//Seminarium Kondakovianum (Прага). 1936. T.VIII. С.149. 5 Подробней см. статью «Синергия» в нашем «Аналитическом словаре исихастской антропологии» (К феноменологии аскезы, с. 127–137). 6 См.: С.С.Хоружий. Очерки синергийной антропологии. М., 2005. С. 334–335. 7 Близкий к этому антропологизированный подход к истории проводится в исследованиях Фуко по истории безумия, наказаний и сексуальности. 8 Ф.Е.Василюк. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М., 2005. С.3. 1 М.Шелер. Человек и история//Макс Шелер. Избранные произведения. М., 1994. С.70. 3 М. Lot-Borodine. La déification de 1 " homme. P., éd. du Cerf, 1970, p. 88—89. 4 Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1902—1903 гг.) СПб. 1906, стр. 427, 430. 6 Подчеркнем еще раз: этот способ, этот подход к человеку, впервые возник и сформировался в аскетике, в практике православного подвижничества, и долгое время оставался хранимым и развиваемым лишь в ее лоне. Отцы Церкви были искушенными аскетами, и однако, по очень многим причинам, вся богатейшая, живая стихия православного энергетизма лишь очень исподволь и не сразу начинала находить свое выражение в их писаниях. Положение радикально изменилось лишь с появлением паламитского богословия энергий. Именно этим определяется та особая, выделенная роль, которую играют в нашей работе аскетика и паламизм. Но мы, вместе с тем, далеки от мысли как-то вырывать и обособлять эти элементы из единого здания православной духовности. Связь их с другими краеугольными элементами этого здания несомненна и неразрывна. Так, в частности, важнейшее связующее звено между патристикой классического периода и богословием Паламы немедленно обнаруживается в творениях преп. Максима Исповедника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

4-ая, стр. 545 слл. – H. Vaihinher , – Commentar zu Kants Kritik. d. reinen Vernunft. Stutt., 1887, Bd. I, SS. 467 ff. 338 Это перетолкование и производят марбуржцы, особ.: P. Natorp , Platos Ideenlehre, 1903. См. излож. и разбор этой книги у В. Зеньковского , в «Вопр. ф. и пс.». Впрочем, задолго до марбуржцев истолкование Платона в духе трансцендентализма дал П. Д. Юркевич в своей актовой речи: «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» («Моск. Унив. Изв.», 1865, 5, М., 1866, стр. 321–392) История нападок на эту речь изложена в иссл. Волынского , – История русской критики («Сев. В.» и отд. изд.) 339 Бергсон, – Материя и память,, стр. 259. Таким образом, по Бергсону проблема личности существенно связана с проблемою памяти. Но – так и не по одному только Бергсону. Ассоциационисты и гербартианцы рассматривают личность «как ряд идей, первая из которых, по свидетельству памяти, непрерывно связана с последней … Память и личность отожествляются». «Явления Я и памяти, – говорит Дж. Ст. Милль , – только те две стороны одного и того же факта … Я знаю длинную и непрерывную последовательность прошлых чувств, идущую назад, насколько достает памяти, и заканчивающуюся ощущениями, которые я испытываю в настоящий момент; все это соединено необъяснимою связью … Этот ряд чувств, который я называю моею памятью прошлого, есть то, чем я отличаю себя (личность)». О значении памяти для единства самосознания: Дж. Ст. Милль , – Обзор философии с. В. Гамильтона, пер. Н. Хмелевского, СПб., 1869. Подобным же образом и «теория волны» В. Джемса , при анализе ее, обнаруживает что в ней отождествлены личность и память. См. Б. Сидис стр. 186–187, 190, вообще см. всю гл. XXIX; «Проблема личности». 340 Поучительные страницы, уясняющие значение памяти для всего строя внутренней жизни духа, – для познания, личности гениальности и т. д., написаны О. Вейнингером , – Пол и характер, СПб., 1908, издание «Посев»; (=М, 1909, изд. «Сфинкс» – пер. хуже, но зато полный, и др.). – О связи между памятью и гениальностью высказывался также Шопенгауэр , – Nachlass, Neue Paralipomena, § 143. 341 Д. Юм, – Исследования человеческого разумения. Пер. с англ. С. И. Церетели, СПб., 1902, отд. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

170) и пытался сохранить учение о душе: «В учение о душе … заключается сущность спиритуалистической гипотезы. И теперь можно видеть, что она представляет собою нечто более важное, чем простая гипотеза: по всем признакам в ней идет речь о положительной истине» (там же, с. 243). На проблеме самонаблюдения он потом остановился отдельно: «Метод самонаблюдения в психологии» (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2/62). Эти свои мысли он повторил и позже, в курсе лекций, читанных в университете и на Высших женских курсах, см.: «Курс психологии» (М., 1903). Криком предостережения о надвигающейся катастрофе была его речь в Московском университете 12 января 1917 г. – «Неотложные задачи современной мысли» (Вопросы философии и психологии. 1917, кн. 1/136). Насколько своевременным, настолько и невостребованным оказалось напоминание Лопатина о «бесконечной ценности человеческой души» (с. 9). 1896 г.: 1897 Утверждено Философское общество в Санкт-Петербурге (первое в России). Из гуманитарных организаций до этого существовало только Московское психологическое общество. Официально утвержден Психологический семинарий при кафедре философии Киевского университета. На самодеятельных начал семинарий существовал с 1894 г. Организовал и руководил им Г. Челпанов. На семинаре разбирались темы: «Критика философского материализма», «Современные учения о душе», «О свободе воли», «Основные вопросы эмпирической психологии» и др. 1898 В 1898 г. вышла интересная статья М. Пятницкого в духе религиозной психологии: «Юродство Христа ради. (Церковно-исторический очерк и нравственно-психологический анализ подвига)» (Новгородские епархиальные ведомости. 1898, 20, с. 1353–1366). «Опытная психология» Ивана Мироновича Гобчанского (1869?–1899) была предназначена для духовных семинарий (В 2-х ч. СПб., 1898; 2-е изд.: СПб., 1901; 4-е изд.: СПб., 1908). Её первая часть посвящена способностям души: способности познания (ощущения, представления, мышление, созерцание), способности чувствований (эстетические, интеллектуальные, нравственные), способности желаний (инстинктивные стремления, воля, страсти). Среди нравственных чувствований говорится о чувстве долга и совести. Отдельно выделяются чувствования по отношению к Богу: благоговение, любовь, страх Божий, преданность воле Божьей и др. В качестве примера неправильного чувствования по отношению к Богу приводится религиозный фанатизм Магомета. Вторая часть книги посвящена проблеме связи души с телом. Здесь разбираются: 1) постоянные нормальные особенности психической деятельности, связанные с телом (пол, темперамент, особенности расы и народности); 2) периодические нормальные особенности психической деятельности, зависящие от тела (возраста жизни, сон, сновидения); 3) ненормальные особенности психической деятельности, связанные с телом (разнообразные душевные болезни, а также, сомнабулизм, экстаз, гипнотизм). В конце всей книги автор поместил критическое приложение о спиритизме и медиумизме.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

В.В. Виноградов Мизер, мизерный Мизер, мизерный. «С домов господских вид мизерный». Слово мизерный (существительные мизерь и мизир) зарегистрировано уже в Латино-немецко-славянском лексиконе Вейсманна 1731 г. (см. БАС, 4, с. 970), а с ударением мизерный в «Русско-французском словаре» Ф. Рейфа (1, с. 560), но оно не было употребительно в стиле лирической поэзии 20–30-х годов. Так, оно вовсе не встречается в языке Пушкина. На нем лежал отпечаток разговорно-бытовой речи, позднее с чиновничьей окраской. Вот несколько примеров употребления слов – мизерный, мизерность, мизерия, мизерство, мизерабильный, мизорный: «Хлопотно и вам... да и мне мизерному непригоже, быть может.» Веревкин. Так и должно. Росс. феатр, ч. 19, т. 9, с. 209. «(Волдырев Прельщаловой Смеем ли мы мизерные сердиться на ваше Высокородие! Не обнесен ли я каким – ? (Прельщалова О Нет...» (Свадьба Болдырева, явл. 13//Росс. феатр, 42, с. 142). «Ну, что он (приказчик) затеял?.. девок ловят да поневоле выдают... да коли бы однех наших крестьянских, наше дело мизерное, а то и у Филиппа Тарасовича дочь хочет отнять.». (Милозор и Прелеста. Комич. опера//Росс. феатр, 26, с. 190). «Об отправлении короля шведского... не слышится ничего.... И сказывают, живет зело мизерно и весь изранен,...» (Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. 1–10. СПб., 1890–1902 (1661–1727 гг.), кн. 9 (Пис. 1713 г.) (с. 33). «...чрез всю Лифляндию такое худое доволство всей свиты показывали, что не токмо на своих одних лошадях ехать, но и на оные корму, и всем пищу и питья получить и за деньги едва могли и в мизерных корчмах становиться принуждены...» (Рассуждения какие законные причины е. ц. в. Петр Первый... к начатию войны против короля Карла 12 Шведского 1700 году имел. СПб., 1717 (с. 75). «Бедный, мизерный, трудящийся, мучащийся – miser, aerumnosus, Mühselig.» (Сл. АР 1731, с. 424). «...И Селуянушка наш хотя перед нею [дочерью богатого помещика] был мизирного состояния; но имел вид не только недурной... но приятный.». (Похождения Ивана гостиного сына и другие повести и сказки, ч. 1, СПб., 1785, с. 114).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Итак, идея необходимой связи между явлениями возникает, по–видимому, когда мы встречаемся с рядом сходных примеров построения связи этих явлений…» (Юм Д. Исследование о человеческом разумении. СПб., 1902, с. 83–84). 63 О И.Ф. Гербарте см.: Шишкин Н.О. О детерминизме в связи с математической психологией//Вопросы философии и психологии. 1891, 8. 64 Lotze R.H. An outline of metaphysics. Transl. from german by D. Ladd. Boston, 1884. 65 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 334. 66 Кант И.. Критика чистого разума, перевод Н. Лосского. СПб., 1903 [М., 1994, с. 162. «Так как всякое следствие есть нечто происходящее, — пишет здесь И. Кант, — стало быть, изменчивое, которое обозначает время по его последовательности, то последним субъектом изменчивого служит постоянное как субстрат всего сменяющегося, т. е. субстанция»]. 67 Модус — в системе Спинозы свойство субстанции, присущее ей лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута (неотъемлемого свойства). 68 Акциденция (от лат. accidentia — случай, случайность) — термин для обозначения единичного, случайного, несущественного проявления субстанции. 69 «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется, в действии представляется правилом» (Бэкон Ф. Сочинения в 2–х тт. М., 1978, т. 2, с. 12). 70 Вышеславцев Б. Этика Фихте. СПб., 1914. 71 Интроекция — в широком смысле слова включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей. 72 Сублимация (от лат. sublimo — высоко поднимаю, возношу) — одно из основных понятий психоанализа, введенное в науку 3. Фрейдом и означающее трансформацию сексуальных влечений в социально приемлемую форму. С помощью этого понятия 3. Фрейд выводил из низших психических форм высшие — такие, как научная деятельность, художественное и философское творчество. 73 Левицкий С. Основы органического мировоззрения. Лимбург/Лан: Посев, 1947. 74 В письме к леди Мешэм от 30 июня 1704 г. Лейбниц писал: «Я определю организм, или естественную машину, как такую машину, в которой каждая часть опять есть машина, и, следовательно, тонкость устройства доходит в ней до бесконечности, ибо ни одна мелочь не упущена…» (Лейбниц Г.В. Сочинения в тт. М., 1983, т. 2, с. 594). 75

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

3 Гнозис (греч.) – букв.: познание, знание. Здесь это слово употребляется в прямом значении, а не как название дуалистического религиозного течения поздней античности, в котором сочетались элементы восточных (иудейских, персидских) и эллинистических религиозных и философских учений. 4 Академики – здесь не носители высшего ученого звания, а представители догматических учений (как это понималось в поздней античности) 5 «Отвлеченные начала» – термин философии В. С. Соловьева , который писал: «Под отвлеченными началами я разумею те частные идеи (особые стороны всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и, вступая в противоречие друг с другом, повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится» (Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. М., 1988, т. 1, с. 586). В другой своей книге Бердяев отметил: «Употребляю выражение «отвлеченное начало» в том смысле, в каком употребляет его В. С. Соловьев в своей «Критике отвлеченных начал». ( Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999, с. 98). 6 «Проблемы идеализма» – сборник статей двенадцати авторов ( Н. А. Бердяева , С. Н. Булгакова, П. Б. Струве, С. Л. Франка , С. Н. и Е. Н.Трубецких, Б. А. Кистяковского, А. С. Лаппо-Данилевского, С. А. Аскольдова и др.), изданного в Москве в 1902 г. под общей редакцией П. И. Новгородцева. Сборник стал своего рода манифестом русской религиозно- идеалистической философии и вызвал оживленную полемику в печати. Подробнее см. статью А. А. Ермичева в словаре «Русская философия». М., 1995, с. 398–400; Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб., 1996. 7 Солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse – я сам) – философское учение, признающее несомненной реальностью только мыслящего субъекта, а все остальное – существующим лишь в его сознании (крайняя форма субъективного идеализма). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010