Const. Höfler», Prag, 1868) против немецкого издателя и исследователя гуситских памятников, пражского проф., Гёфлера («Geschichtschreiber der husitischen Bewegung in Böhmen» Th. I-III в «Fontes rerum Austriacarum», Scriptores, Bd. II, VI и VII). 8 В «Djinu národu eského w echách a v Moraw» (нем. изд. с 1836 г. и чешское с 1848 г.), в I-V томах (двойных) и в других многочисленных изданиях и исследованиях по густискому вопросу. 9 В своем теперь уже 7-томном «Djepis msta Prahy» изд. продолжается до сих пор, затем в «Jan ika» (W Praze 1879) и др. 11 Напр. в своих «Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der böhmischen Brüder» Prag, I (1878) и II (1882). 12 Подробнее об этих материалах приходилось мне говорить в своем отчете о научных занятиях заграницей – в Праге, Гернгуте и Вене. Отчет этот напечатан – к сожалению не совсем исправно – в «Журн. заседаний совета спб. дух. Академии за 1883–4 учебный год» (Спб. 1884) и – за 1884–5 (Спб. 1885) 13 Krummel, l. c. S. 7–10. Слова Круммеля в буквальном русском переводе приведены у нас в цит. соч. на стр. 198–199 14 Указания на эти работы сделаны были нами ранее, напр. в ст. «Памятники кирилло-мефодиевской старины в Чехии и Моравии», напеч. в «Сборнике статей по славяноведению», изд. учениками В.И. Ламанского, также в юбилейной речи на 6-е апреля 1885 г., напеч. в «Христ. Чт.» за 1885 г., 3–4. Здесь прибавим только, что много весьма любопытного материала и глубоких соображений о кирилло-мефодиевской старине в Чехии и Моравии можно находить в издающейся теперь в Вене в газете «Parlamentär». 15 Τμος ’Αγπης κατ λατνων ουλλεγες κα τυπωθες παρ Δωαιθου πατριρχου εροσολμων, ε’ν Γιασφ , 1698, in f° (σελ. 320–332) «Христ. Чт.», 1–2, 1888 г. 16 Об этом можно предполагать на основании свидетельства итальянца – католика Умбертино Пускуло, который, будучи очевидцем пребывания чеха-гусита в Константинополе (вероятно Константина Ангелика или Англика) писал между прочим: «Варвар (т. е. чешский посланец), когда увидел, что храм наполнился народом, взошед на указанное ему место, стал, весь покрытый волосами, в косматом одеянии, с обнаженной главой, и, расправляя по плечам длинные, нечесанные волосы, раскрыл свои лютые уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/k-...

Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. München, 1940; 2 Ed. 1957. Schaeder H. Moscau — das dritte Rom. Hamburg, 1929; 2 ed. Darmstadt, 1957. Sickel W. Das bysantinische Krönungsrecht bis zum 10 Jahrhundert//BZ. 1898. Bd 7. Treitinger O. Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höfischen Zeremoniell. Jena, 1938. Treitinger O. Vom oströmischen Staats und Reichsgedanken//Leipiziger Vierteljahrsschrift für Südosteuropa. 1940. Bd 4. Vernadsky G. V. La charte costitutionnelle de l’empire Russe de l’an 1820. Paris, 1933. § 6. Святейший Синод: полномочия и организационные измененияв XVIII–XX вв. Барсов Т. В. О духовной цензуре в России//Христ. чт. 1901. 5–9. Барсов Т. В. О собрании духовных законов. СПб., 1898. Барсов Т. В. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающих духовных лиц светскому суду//Христ. чт. 1875. Ч. 2. 6. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Барсов Т. В. Синодальные учреждения нового времени. СПб., 1899. Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. Бердников И. С. К вопросу о реформе церковного управления и суда. Казань, 1906. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной Церкви. Казань, 1888; 2-е изд. 1903–1913. 2 т. Благовидов Ф. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. Казань, 1899; 2-е изд. 1900. Богословский А. М. Сборник статей судебных уставов 20 ноября 1864 г., имеющих отношение к Ведомству православного исповедания. СПб., 1872. Верховский П. В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст. Варшава, 1912. Т. 1. Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Заозерский Н. А. Историческое обозрение источников права православной Церкви. М., 1891. Т. 1: Канонические источники. Здравомыслов К. Я. Сведения о консисторских архивах и церковно-археологических учреждениях в епархиях и Проект высочайше утвержденной архивно-археологической комиссии при Св. Синоде и Положение о церковно-архивных комиссиях. СПб., 1908.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

8) По делу о болгарском архиепископе Иосифе: Собрание мнений и отзывов. Т. 5. Ч. 1. с. 201. 9) Письма митрополита Филарета к наместнику Лавры, архимандриту Антонину, изданные: СПб., 1884. Ч. 4. с. 290. 10) 1862. О браке французской католички: Собрание мнений и отзывов. Т. 5. Ч. 1. с. 225. О Синайской рукописи: Там же. с. 366, 368, 369. 11) Отзывы митрополита Филарета: Там же. с. 123, 126, 187, 190, 191, 200. Письма митрополита Филарета, изданные Преосвященным Саввой. Т. 2. с. 160. священнике Агапии Гончаренко: Собрание мнений и отзывов. Т. 5. Ч. 1. с. 675. 12) Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому, с мнением о донесении архимандрита Антонина по делу о неустройствах в Иерусалимской Духовной Миссии: Там же. с. 445–456, 465. II . Об архимандрите Антонине как профессора, в Записке Ив. И. Малышевского , в книге «Пятидесятилетний юбилей Киевской Духовной Академии». Киев, 1869. с. 99–100, 102. NB. Здесь кстати спросить, отчего в книге о юбилее не напечатано приветствие отца Антонина на полувековой праздник родной ему Академии? Не может быть сомнения, что оно было прислано им, – хоть в роде письма к ректору, – отчего же оно не напечатано?!?! О деятельности его в Иерусалиме упоминается вполне сочувственно у каждого паломника-писателя, посещавшего Палестину в период времени от 1866 до 1894 гг. Мы здесь напомни только немногие, наиболее авторитетные отзывы. 1) Олесницкий А. А. Актовая речь//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. 11. с. 20–21. 2) Хитрово В. Н. Неделя в Палестине. СПб., 1879. с. 35, 48, 65. 3) En Terre Sainte. Souvenirs de voyage. SPb., 1884. Р. 66, 67, 96,109, 290, 302. 4) Елисеев А. В. С русскими паломниками по Святой Земле. СПб., 1885. с. 107–108, 147–148, 200, 243–244, 255, 361. 5) Русский паломник. 1886. 13. с. 97–101; 1887. 35. с. 359; с. 404. 6) Коптев А. Воспоминания о поездке в Константинополь, Каир и Иерусалим. СПб., 1888. с. 89, 109, 129, 141–144, 174–176, 188–189, 230, 255. 7) Маркова Евгения. Путешествие по Святой Земле. СПб., 1891. с. 54, 220, 252, 272.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

о даче в пустынь денег на церков. потребы и на жалов. строит. Иосифу с братиею); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.”, I, 96, 1 (устав скитского иноческого жития, составлен. преп. Нилом), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память Нила, начальника скитского жития, 7 мая), 422, 72 (от глав старца Нила Сорарьской пустыни, преже бывши Кириловы обители иа Белеозере; напеч. в “Ист. Р. Иер.”, V, 227). 338. Нило – Столбенская , мужская пустынь, заштатная, при Туранских минеральных водах, Иркутской губ. и округа, в 257 вер. к юго-зап. от Иркутска и в 7 вер. к сев.-зап. от минеральных вод, на левом берегу р. Иркута, у подошвы Саянскихъ гор, близ Монгольской границы. Основана в 1845 г. преосвященным Иркутским Нилом и утверждена правительством в 1851 г., причем пустынь приписана к иркутск. архиерейскому дому и в ней предположено завести школу для детей Бурят. “Сенат. ведом.”, 1851 г, 66; “Зап. Сибир. Отд.”, 1864 г., VII, 55; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1851 г., 10 (учреждение); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 89. 339. Ново – Афонский – Симоно – Кананитский , мужской, общежительный, Кутаисской губ., Сухумского округа, бывшей Абхазии, в 20 вер. к зап. от Сухум-Кале, при впадении рч. Псыртсхи в Черное море. Основан в 1879 г. Пантелеймонскими иноками с Афона, пожелавшими перенесть свою деятельность в пределы России. В 1885 г. обители передан Пуцундинский м-рь с принадлежавшими ему постройками и наделом земли в количестве 520 дес., из коих 301 дес. леса. Недалеко от м-ря, в версте от берега Черного моря, при Трахейском ущельи и рч. Псыртсхе, находится древняя церьковь, в которой, по преданию, погребен ап. Симон Кананит, приходивший сюда вместе с ап. Андреем для проповеди . В 1889 г. в м-ре скончался преосв. Геннадий, епископ Сухумский, проживший здесь 3 года. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1879 г., 53, ст. 34; 1885 г., 44, ст. 366; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1883 г., 313; 1886 г., 214; Ив. Чернояров, “Пицунд. Успенский и Ново-Афонский Симоно-Кананит. м-рь в Абхазии”, СПб., 1877 г., брошюра в 8 стр.; “Ново-Афонский м-рь в стране Иверской, на Кавказе”, СПб., 1876 г., брошюра в 4 стр.; “Абхазия и в ней Ново-Афон. Симоно-Кананит. м-рь, с планом Абхаз. примор. берега и с планом м-ря”, Моск., 1885 г.; “Путеш. на Кавказ и пребыв. нескольк. дней в Ново-Афон. Сим.– Канан. м-ре”, СПб., 1884 г.; “Церковн. ведом.”, прибавл.,1888 г., 36, 998 (ист. очерк, по поводу освящения храма на подворье в СПбурге), 47, 1315 (Посещ. Их И. Велич. м-ря); 1889 г., 1, 6 (история м-ря и постройка подворья в СПбурге), 31 (памяти преосв. Геннадия); 1890 г., прибавл., 10, 328 (тихое пристанище на берегу Черного моря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М. И. Палибин. 2–е изд. СПб., 1912. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М., 1848; 5–е изд. 1884; 6–е изд. 1896. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1857; 2–е изд. 1859; 3–е изд. 1884. 2 кн. Филарет (Дроздов), митр. Мнения, отзывы и письма/Сост. Л. Бродский. М., 1905. Филарет (Дроздов), митр. Переписка с Н. Протасовым//Чтения. 1877. Кн. 1. Филарет (Дроздов), митр. Письма к А. Н. Муравьеву. 1832–1867. К., 1869. Филарет (Дроздов), митр. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. 2 т. Филарет (Дроздов), митр. Письма к Леониду, епископу Дмитровскому. М., 1883; то же в: Душеп. чт. 1886. 1–3. Филарет (Дроздов), митр. Письма к наместнику Свято–Троицкой Сергиевы лавры архимандриту Антонию. М., 1877–1881. 4 т. Филарет (Дроздов), митр. Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883. Филарет (Дроздов), митр. Письма к С. Нечаеву//Рус. арх. 1893. 1–2. Филарет (Дроздов), митр. Полное собрание резолюций. М., 1903–1906. 3 т. Филарет (Дроздов), митр. Собр. мнений и отзывов… по учебным и церковно–государственным вопросам. М., 1885–1888. 5 т. и доп. том. Филарет (Дроздов), митр. Собр. мнений по делам православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. «Церковные ведомости»/Издание Святейшего Правительствующего Синода. СПб.; Пг., 1888–1917. «Церковный вестник»/Издание Санкт–Петербургской Духовной Академии. СПб., 1874–1887. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867–1895/Под ред. А. Завьялова. СПб., 1896; 2–е изд. (1867–1900). СПб., 1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви, ее учреждений и действующих узаконений по ее управлению. Харьков, 1898. Ammann A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. Ammann A. M. Storia della Chiesa Russa e del pae si limitrofi. Turin, 1948. Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. Hamburg, 1957 (Rowohlts deutsche Enzyklopädie. 40). Benz E. Die Ostkirche im Lichte der protestantischen Geschichtschreibung von der Reformation bis zur Gegenwart.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В поисках «оригинальной славяно-восточной культуры» Константин Леонтьев остается идеологически слепым к очевидному: к церковнославянскому языку как православному дару средневековой Болгарии. Но тогда Леонтьев был бы Лихачевым еще до Лихачева. А Константин, немного перед тем как стать Климентом, понимает, что, «пожалуй, призвание-то России чисто религиозное… и только!» Рейтинг: 9.3 Голосов: 245 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Леонтьев Константин . Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения//  Леонтьев Константин.  Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. Т. 8. Кн. 1: Публицистика 1881–1891 годов. СПб., 2007. С. 221.   Леонтьев Константин . Дополнение к двум статьям о панславизме (1884 года)//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. М., 1885. С. 76.   Леонтьев Константин . Мои воспоминания о Фракии//Русский Вестник. 1879. Примечание 1885 г.//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 240, 237.   Леонтьев Константин . Письма о восточных делах//Гражданин. 1882–1883//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 297.   Леонтьев Константин . Панславизм и греки//Русский Вестник. 1873//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 8–10.   Леонтьев Константин . Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 189.   Леонтьев Константин . Дополнения (1885 года)//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 227.   Карлова М.Ф . Турецкая провинция и ее сельская и городская жизнь. Путешествие по Македонии и Албании//Вестник Европы. 1870. 7. С. 162. Еще по теме:  Нил Попов . По поводу восстановления Болгарского Экзархата (Сказано в заседании Славянского комитета 11 мая)//Православное обозрение. 1872. Май. С. 654.   Леонтьев Константин . Моя исповедь (декабрь 1878 г.)//  Леонтьев Константин.  Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. Т. 6. Кн. 1: Воспоминания, очерки, автобиографические произведения 1869–1891 годов. СПб., 2003. С. 234.  Цит. по:  Кострюков А.А . Жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева). София, 2011. С. 91–92.

http://pravoslavie.ru/111696.html

7 См. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Пг., 1915. С. 370. А в целом, по данным А. И. Клибанова, в XIX в. учение субботников было распространено в 30 губерниях России и насчитывало несколько десятков тысяч последователей. См. Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974. С. 197. 8 Полное собрание законов Российской империи, 1649–1830. СПб., 1830. Т. XL. 30.436.а. С. 397–408. 9 Ряд этих факторов был рассмотрен в статье: Хижая Т. И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в.//Религиоведение. 1. 2007. С. 49–59. 10 См. об этом: Былов М. Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне (Святителе)//Воронежские епархиальные ведомости. 1890. 4. С. 151–153. 12 Козьмин М. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников//Еврейская старина. Т. 6. 1913. С. 5. 13 Е.-в. Секта последователей Моисеева закона, или иудействующих, в Воронежской губернии//Воронежские епархиальные ведомости. 1877. 9. С. 280. 15 Священник П. Богословский. Субботники в селе Каменке//Тамбовские епархиальные ведомости. Приложение. 1878. 7. С. 3, 11. 24 См. об этом: Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1885. С. 170, 171, 181. 25 И. Г. Мимоходом. Моё знакомство с субботниками в одном из уголков Сибири//Недельная хроника Восхода. 1885. 3. С. 1070. 34 Священник С. Парадизов. О деятельности миссионера среди молокан в сёлах Пришибе и Заплавном Царёвского уезда за время с 1880 по 1884 гг.//Астраханские епархиальные ведомости. 1885. 4. С. 59. 39 Рабинович В. Ю. Положение зиминских субботников в обществе: постановка проблемы//Россия и Восток: взгляд из Сибири. Материалы и тезисы докладов к XI международной научно-практической конференции. Т. 1. Иркутск, 1998. С. 233. 41 Геры (гер в переводе с иврита ‘пришелец’; слово, использовавшееся для обозначения обращённого в иудейскую веру) — течение, выделившееся в движении иудействующих во второй половине XIX в. под влиянием равинистического иудаизма. Для общин геров была характерна рецепция ашкеназских религиозных представлений и практик и постепенная эволюция в сторону ортодоксального иудаизма.

http://pravmir.ru/dvizhenie-russkih-iude...

Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1925, 26 мая. 151; 1936, 6 декабря. 283. Ислам в законодательстве России 1554–1929 гг./сост. А.Б. Юнусова и др.; под общ. ред. А.Б. Юнусовой; изд. Башкирского университета. Уфа, 1998. – 120 с. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) [сборник]/сост., ком. и предисл. Д.Ю. Арапов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. – 366 с. История протестантства в России/собрал Дм. Цветаев, действительный член Императорского Московского Общества истории и древностей российских. Ч. 1. М., 1888 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898–1954: в 2 ч. 7-е изд. Ч. 2. М.: Госполитиздат, 1954. – 1204 с. Львовская летопись. Ч. I.//Полное собрание русских летописей, изданное по Высочайшему повелению Археографическою комиссиею. Т. 1–24. СПб., Археоргафич. комиссия, 1841–1921. Т. 20 (половина 1-я). СПб, 1910. Москва послевоенная: 1945–1947: Архивные документы и материалы. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 2000. – 765 с. О религии и Церкви: Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1981. – 176 с. Памятники русского права/под ред. [и с предисл.] С.В. Юшкова. Вып. 1–8. М.: Госюриздат, 1952–1963. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е: С 1649 по 12 дек. 1825 г. Т. 1–45. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии. 1830. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 1–55. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии. 1830–1884. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е: С 1 марта 1881 г. Т. 1–33. СПб.: Гос. тип. 1885–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1–10. СПб.: Синод. тип. 1872–1911. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты и судебная практика. М., Юриспруденция, 2001. – 448 с. Российское законодательство Х–ХХ веков [Текст и коммент.]: в 9 т./под общ. ред. [и с предисл.] О.И. Чистякова. М.: Юридич. лит., 1984–1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Журналы за 1879 г.//ПрибТСО 26. С. 176. 10 В 1883 г. проф. Н. И. Субботин стал издавать под своей редакцией возобновленный журнал «Братское слово» антираскольничьей направленности (Отчет за 1882-1883 г.//ПрибТСО 32. С. 647). Журнал начал издаваться в 1875, 1876 г., возобновился с августа 1883 г. 11 Отчет за 1878-1879 г.//ПрибТСО 26. С. 170-174. 12 Отчет за 1878-1879 г.//ПрибТСО 26. С. 155. 13 Журналы за 1879 г.//ПрибТСО 26. С. 176. 14 Журналы Совета от 6 сентября 1891 г.//БВ 1892. Т. 2. 6. С. 358-359. 15 Там же. С. 359. 16 Журналы Совета от 27 ноября 1891 г.//БВ 1892. Т. 2. 7. С. 408. 17 Корсунский 1894 . С. 16-17. 18 Сводный перечень ректоров и преподавателей Академии и иных лиц, участвовавших в издании «Творений» и «Прибавлений», см.: Корсунский 1894 . С. 44. Примеч. 5. 19 Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869-1870 и в течение 1870-1871 уч. г.//ПрибТСО 24. С. 560. 20 Там же. С. 560-561. 21 Отчет за 1871-1872 г.//ПрибТСО 25. С. 485. 22 Отчет за 1883-1884 г.//ПрибТСО 35. С. 423. 23 Отчет за 1884-1885 г.//ПрибТСО 37. С. 496. 24 См.: Журналы за 1886 г.//ПрибТСО 39. С. 93. 25 Среди членов редакционного комитета он упомянут как «бывший ректор прот. С. Смирнов» (Отчет за 1885-1886 г.//ПрибТСО 39. С. 86). 26 Отчет за 1886-1887 г.//ПрибТСО 40. С. 266; Отчет за 1887-1888 г.//ПрибТСО 42. С. 434. 27 Отчет за 1888-1889 г.//ПрибТСО 44. С. 702; Отчет за 1889-1890 г.//ПрибТСО 47. С. 115. 28 Отчет за 1890-1891 г.//ПрибТСО 48. С. 652. 29 Отчет за 1891-1892 г.//БВ 1892. Т. 3. 11. С. 292. 30 Отчет за 1881-1882 г.//ПрибТСО 30. С. 700. 31 Отчет за 1882-1883 г.//ПрибТСО 32. С. 647. 32 Отчет за 1883-1884 г.//ПрибТСО 35. С. 423. 33 О принципах деятельности Цензурного комитета см.: Отд. III. О Цензурном Комитете//Проект устава духовных академий. Ч. 2. СПб., 1823. С. 18-25. 34 На первом номере «Прибавлений» стоит цензорская подпись архим. Агапита, наместника «Иосифова Волокаламского монастыря»: «Печать позволяется с тем, чтобы по отпечатании, до выпуска из Типографии, представлено было в Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. Декабря 7-го дня, 1842 года. Московская духовная академия. Цензор, ...». Цензорами были также ректоры Вифанской семинарии: архим. Филофей (2-5 номера), архим. Евгений (7-10 части).

http://bogoslov.ru/pribav/about

Обширный материал для характеристики миссионерской деятельности М. находится в фондах Алтайской миссии в Государственных архивах Алтайского края (ГААК) и Томской обл. (ГАТО). В этих фондах, содержащих материалы за период с сер. XIX в. до 1919 г., сохранилось 89 документов, принадлежавших М. Это письма, распоряжения, указы, запросы, характеристики миссионеров, наставления, телеграммы и др. документы, касающиеся его миссионерской деятельности в разные периоды жизни: на Алтае, в Томске, в Москве, после изгнания с Московской кафедры. Документы из фондов АДМ отражают многогранное и плодотворное служение М. и отношение к нему алтайских миссионеров как к равноапостольному подвижнику веры и благочестия, дают богатый материал для жизнеописания одного из величайших миссионеров Русской Церкви за всю ее многовековую историю. Арх.: ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 6, 8, 10, 11, 37, 45, 52, 53, 56, 57, 136, 117, 158, 164. Оп. 2. Д. 17, 31, 45, 78, 89, 90, 64; ГАТОТ. Ф. 144: Фонд прот. Александра Сулоцкого. Д. 106; ЦГИА СПб. Ф. 834: Рукописи Синода. Оп. 4. 1057; РГБ НИОР. Ф. 259: Русское Слово. К. 25. Ед. 45; ГА Томской обл. Ф. 184. Оп. 1. Д. 11. Соч.: Полн. собр. проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) (1884-1910 гг.)/Собр. под ред. прот. С. Путодеева. Томск, 1910; [Полн. собр. проповеднических трудов] за все время... служения в архиерейском сане (1884-1913 гг.). Серг. П., 1914. 5 т.; Записки алтайского миссионера за 1861 г.//ДЧ. 1862. 11. С. 261-280; То же за 1863 г.//Там же. 1864. 6. С. 44-60; 7. С. 67-80; То же за дек. 1866 г. и за 1867 г.//Там же. 1868. 8. С. 81-92; Инородческий вопрос на Алтае//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1885. 5. С. 1-9; 9. С. 1-21; Беседы к язычникам. Томск, 1885. (На алт. и рус. яз.); Советы для миссионеров Алтайской и Киргизской миссий и инструкции для учителей миссионерских школ. Бийск, 1887; Вторая лепта в пользу Алтайской Духовной Миссии: Духовно-нравственные песнопения (с цифирными нотами). Бийск, 1888; Инородцы Нарымского края: Из путевых заметок начальника Алтайской миссии//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1890. 8. С. 20-26; 9. С. 8-29; Природа и население Алтая//Там же. 9. С. 29-35; 10. С. 13-24; 16. С. 1-17; 17. С. 1-17; 18. С. 1-7; 19. С. 1-9; 20. С. 1-7; 21. С. 12-18; 1891. 4. С. 1-7; Простые речи о великих делах Божиих. Томск, 1899; Советы для миссионеров Алтайской миссии: Права и обязанности миссионера в отношении к молодым воспитанникам, определяемым в миссионерские станы на должность псаломщиков, учителей и толмачей//Томские ЕВ. 1902. Миссионерский отд. 6. С. 1-6; Наставления для учителей миссионерских школ//Там же. С. 7-11; Из рукописного наследия митр. Макария//Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосиб, 1998. С. 133-158; Письма к духовной дочери. М., 1999; Единое на потребу: Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. М., 2011-2012. 4 т.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010