Стружня. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В конце XIX - начале XX века село — центр прихода Мошковской волости Новоторжского уезда Тверской губернии. Каменный храм. Престола три. Теплые приделы в трапезной: в честь Святителя Николая Чудотворца и Илии Пророка (правый); Сергиево-Димитриевский-Борисоглебский (левый). Храм принадлежал Троице-Сергиевой Лавре ( " Жалованная грамота Императрицы Елисаветы Петровны Троице-Сергиевой Лавре на все приписные монастыри и отчины, 1752, июня 11-го дня " ). В начале 1960-х гг. церковь была закрыта. Источники: " Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года " (СПб., 1862 г.); " Сборник статистических сведений о Тверской губернии " (Т. 2: Новоторжский уезд. 1889 г.); Марина Черкасова " Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII века (По архиву Троице-Сергиевой Лавры) " . В 1752 году императрица Елизавета Петровна пожаловала этот населенный пункт Троице-Сергиевской Лавре. Каменная церковь Троицы Живоначальной с теплыми приделами: правым - Николая Чудотворца и Илии Пророка; левым - Сергия Радонежского, великомученика Дмитрия и святых благоверных князей Бориса и Глеба - возведена в 1874 году вместо обветшалой деревянной обители. Объемная храмовая композиция на высоком цоколе, выстроенная в стиле эклектики, включает в себя четверик, завершенный куполообразной кровлей и луковичным венчанием на декоративном барабане. К основному объему церкви Троицы Живоначальной примыкают полукружие алтарной апсиды, обширная трапезная, сложенная в одной связи с ярусной колокольней. Храм закрыт, разграблен и осквернен во времена советской власти. В настоящее время церковь Троицы Живоначальной не действует и находится в полуразрушенном состоянии, пополняет печальный список заброшенных храмов русской земли. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Церковь Троицкая, построена в 1874 году, каменная, престола три: в холодной Святой Троицы, в тёплой: правый Святителя Николая и Преподобного Илии, левый Сергия Радонежского, великомученика Дмитрия и Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба.

http://sobory.ru/article/?object=13289

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЯКОВ Николай Петрович (3.12.1841, с. Никольское Новоторжского у. Тверской губ.- 24.06.1911, СПб.), прот., проповедник, богослов, библеист. Окончил Новоторжское ДУ, Тверскую ДС, обучался в СПбДА (1863-1867 гг.), после чего был назначен наставником академии. В 1868-1893 гг. преподавал древнеевр. язык в СПбДС. В 1868 г. рукоположен во иерея и определен в причт Волковско-кладбищенской ц. (с 1893 настоятель). В 1869-1894 гг. законоучитель земской школы в Волковой Деревне, в С.-Петербурге. В 1874 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Историко-экзегетическое исследование Псалтири». С 1878 г. состоял членом учрежденного Святейшим Синодом при СПбДА Об-ва истолкования Свящ. Писания Ветхого Завета. В 1870-1902 гг. избирался депутатом Епархиальных съездов. В 1890 г. возведен в сан протоиерея с причислением к потомственному дворянству. С 1901 г. председатель Комитета Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства С.-Петербургской епархии. Кроме исследования о Псалтири перу В. принадлежат незаконченные толкования на псалмы (Пс 1-40), начатые в рамках программы, предпринятой Об-вом истолкования Свящ. Писания при СПбДА; работа по истории Волкова кладбища и статья, посвященная проблемам благотворительности. В 1892 г. по поручению учебного комитета он рецензировал «Краткий курс грамматики древнееврейского языка» Л. Кноллера (пер. с нем. СПб., 1893). В магист. дис. В. рассматривал вопросы авторства псалмов и времени создания книги. Основная идея исследования в полной мере отвечала общему характеру отечественных трудов по библеистике 2-й пол. XIX - нач. ХХ в., где приоритетными задачами являлись защита традиц. библейских воззрений и опровержение мнений зап. либеральной школы, отрицающей указанное в надписаниях псалмов авторство и относящих создание мн. псалмов к периоду после времени Ездры-Неемии и даже к эпохе Маккавеев. В. защищает историческую достоверность имен авторов, указанных в надписании псалмов, отдавая преимущество свидетельствам евр. текста и критически относясь к атрибутациям псалмов Давиду в LXX. Исследователь стремился доказать принадлежность Давиду всех 73 псалмов, надписанных его именем в евр. Библии. Из псалмов Давида в древних переводах (LXX, Пешитта, Вульгата) к этому списку он причислил еще 5. В работе рассматривался вопрос о др. авторах и о безымянных псалмах. Время создания псалмов определено от Моисея (XIV в. до Р. Х.), к-рому принадлежит, согласно надписанию, 89-й (90) псалом, до собирателя и завершителя канона евр. Библии - Ездры (V в. до Р. Х). В. разделял общую т. зр. дореволюционной отечественной библеистики в признании Ездры в качестве окончательного составителя Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158926.html

Назарий (Кириллов Николай), митр.Курский и Обоянский Родился 4 декабря 1850 года в семье священника Донской епархии. В 1873 году окончил Донскую духовную семинарию. 19 мая 1874 года рукоположен во священника к Николаевской церкви Богаевской станицы и 4 июня назначен законоучителем Богаевского приходского училища. В 1876 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию, курс которой окончил со степенью кандидата богословия в 1880 году. С 31 авг.1880 года – учитель Екатеринодарского духовного училища. С 26 июня 1881года законоучительствовал в Ростове-на-Дону в реальном училище. С I янв.1883 года – законоучитель Новочеркасской мужской гимназии. В 1892 году пострижен в монашество и назначен ректором Ставропольской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 24 окт.1893 года хиротонисан во епископа Кирилловского, вик. Новгородской епархии. Хиротония состоялась в СПБ в Александро-Невской Лавре. Чин хиротонии совершали: митр.СПБ Палладий и другие. 13 нояб. 1893 года – епископ Гдовский, вик. С.-Петербургской епархии. С 21 окт.1897 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 20 янв.1901 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. Участвовал в освидетельствовании мощей преп. Серафима Саровского . 6 мая 1909 года возведен в сан архиепископа. С 1909 г. – почетный член Казанской духовной академии. С 13 авг.1910 г. – архп. Полтавский и Переяславский. С 8 марта 1913 года – архиепископ Херсонский и Одесский. 28 сент.1917 года уволен на покой с назначением настоятелем Сичонова монастыря г.Москвы. В 1919 году управлял Курской епархией· С 1920 года – митрополит Курский и Обоянский. В 1923 году уволен на покой. С 1925 по 1928 г· управлял Курской епархией. В журнале “Вестник Св.Синода“ приводится интересный случай, характеризующий отношение митр.Назария к обновленчеству. Готовясь к собору 1925 г. и стремясь привлечь к участию на нем и митрополита Назария, обновленцы написали ему “трогательное“ обращение и для вручения его отправили особую делегацию. Митрополит встретил делегацию словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вениамин (Казанский Василий Павлович), митр. Петроградский и Гдовский Родился в 1874 году в семье священника Олонецкой епархии. Окончил Петрозаводскую духовную семинарию. В 1897 году окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1895 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1896 г. – во иеромонаха. Много лет был преподавателем духовных училищ и семинарий. В 1897 году назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию. В 1898 г. – инспектор Холмской духовной семинарии. С 1899 г. – инспектор С.-Петербургской духовной семинарии. С 1902 по 1905 гг. был ректором Самарской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1905 году перемещен ректором С.-Петербургской духовной семинарии. 24 янв.1910 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митр. Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан и другие святители. В 1910 году, во время отпуска митрополита Антония заведывал делами Духовной семинарии и училища. 6 марта 1917 года возведен в сан архиепископа Петроградского и Ладожского. 13 авг.1918 года на Всероссийском Поместном Соборе возведен в сан митрополита Петроградского и Гдовского. Скончался 3 июля 1922 года. В обновленческом журнале «Сибирская Церковь » 2 за 1922 год, стр.15, пытались очернить митрополита Вениамина даже после его кончины, а в 1928 году в обновленческом журнале «Вестн.Св.Синода Правосл.Церкви» 5, стр.5 через шесть лет после смерти упоминают митрополита Вениамина, как сочувствовавшего обновленческому течению. Все эти данные, конечно, не были подтверждены и личность митрополита Вениамина (Казанского) осталась незапятнанной. Доказательством этого служит его послание к пастве от 15/28 мая 1922 года. В этом послании, по поводу слухов об отречении патриарха Тихона, он говорит, что никакого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а поэтому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя Патриарха. Потом митр. Вениамин сообщает, что петроградские священники Александр Введенский , Владимир Красницкий и Евгений Белков без его воли отправились в Москву и приняли там высшее управление Церковью, и этим поставили себя в положение отпавших от общения со Св. Церковью. Далее митрополит Вениамин предупреждает перечисленных выше священников, чтобы они покаялись, а паству свою, чтобы не присоединялись к ним и через то не лишили бы себя общения со Св.Церковью и ее благодатных даров, – «чтобы никто из вас не погиб».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1.02.1874, с. Сошки Липецкого у. Тамбовской губ.- 2.08.1930, близ Воронежа), сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., настоятель ц. в честь Успения Божией Матери с. Бутурлиновка Бобровского у. Воронежской губ. (ныне город в Воронежской обл.). Род. в семье псаломщика, после окончания в 1896 г. Тамбовской ДС служил псаломщиком. В 1904 г. рукоположен во диакона ко храму в с. Сторожевые Выселки Воронежской губ., в к-ром через 2 года стал священником. В 1918 г. перешел служить в храм с. Липовка Бобровского у., а спустя 2,5 года - в храм с. Мечетка того же уезда, где прослужил ок. года. В нач. 20-х гг. А. был переведен в ц. Успения Божией Матери в с. Бутурлиновка и вскоре, по возведении в сан протоиерея, назначен благочинным. 8 апр. 1930 г. А. был вызван на допрос, где подтвердил свою лояльность советской власти, после чего его отпустили, но вскоре арестовали в связи с делом буевцев и обвинили в «принадлежности к антисоветской организации». 28 июля А. был приговорен к расстрелу и вскоре расстрелян вместе с еще 11 осужденными - священниками, монахами и мирянами. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Воронежской обл. Арх. П-24705. Т. 1-4. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 112; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 38, 45, 234, 325; ЖНИР. Июль. Ч. 1. С. 460. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64080.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЮЖСКИЙ Василий Максимович (18.07.1874, с. Чекуево Онежского у. Архангельской губ.- 28.02.1955, Ленинград), прот., проф. ЛДА. Из семьи священника. По окончании Архангельских ДУ и ДС в 1894 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1898 г. со степенью канд. богословия за соч. «Афанасий, архиеп. Холмогорский». В 1898-1901 гг. преподавал философию и обличительное богословие в Самоковском богословском уч-ще (Болгария). 31 дек. 1901 г. назначен помощником инспектора СПбДС, с 13 нояб. 1903 г. являлся преподавателем обличительного богословия, истории и обличения раскола. 28 мая 1908 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Афанасий, архиеп. Холмогорский: его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в кон. XVII в.: Церковно-ист. очерк» (СПб., 1908). 13 окт. 1909 г. был определен в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге , 1 нояб. 1909 г. рукоположен во иерея. 15 февр. 1913 г. назначен доцентом СПбДА, с 29 сент. 1914 г. являлся экстраординарным профессором сверх штата, с 10 февр. 1915 по 1918 г.- штатным экстраординарным профессором по кафедре истории слав. Церквей. В этот период В. публиковал статьи по совр. положению Поместных Церквей в «Христианском чтении» и в Богословской энциклопедии. 29 апр. 1916 г. возведен в сан протоиерея. Был награжден орденами св. Станислава 2-й (1908) и св. Анны 3-й степени. С 7 февр. 1922 г. занимал должность профессора кафедры истории слав. и румын. правосл. Церквей петроградского Богословского ин-та . Работал старшим архивистом в Главархиве. В 1923 г. отказался перейти в обновленчество , и в июне того же года указом временно управляющего Петроградской обновленческой епархией Лужского еп. Артемия (Ильинского) В. был уволен с должности священника Воскресенского собора за «нежелание быть в единении с Петроградским ЕУ». Вскоре после этого В. подвергся аресту по обвинению в «распространении контрреволюционных листовок», приговорен к году лишения свободы, но вскоре освобожден. 9 авг. 1923 г. с возвращением храма Воскресения Христова в ведение правосл. Церкви и присвоением ему статуса кафедрального собора Петрограда В. был назначен его настоятелем.

http://pravenc.ru/text/158218.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викторин (Любимов), еп. Подольский. Фотография. 1882 г. (РГИА) (Любимов Валентин Дмитриевич; 17.04.1821, с. Лисино Калужского у. и губ.- 21.08. 1882, г. Каменец-Подольск), еп. Подольский и Брацлавский. Из семьи священника. Обучался в Калужской ДС, по окончании к-рой в 1843 г. был рукоположен во иерея. В 1848 г. в Боровске во время эпидемии чумы бесстрашно причащал умирающих и снискал уважение горожан. После смерти жены 30 янв. 1850 г. был принят в братию Пафнутиева боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . 19 сент. того же года поступил в СПбДА. 20 окт. 1852 г. принял монашеский постриг. По окончании курса 31 окт. 1853 г. определен инспектором в Смоленскую ДС. 18 апр. 1855 г. получил степень магистра, защитив дис. «Влияние Церкви на частную и общественную благотворительность». 14 апр. 1857 г. возведен в сан архимандрита. 15 сент. того же года определен в СПбДА бакалавром и преподавателем нравственного и пастырского богословия, 13 нояб. назначен инспектором. Строгость В. навлекла на него неприязнь со стороны студентов академии, и 29 окт. 1858 г. он был переведен в Кострому ректором ДС и настоятелем Богородицко-Игрицкого мон-ря . 30 нояб. 1860 г. последовал перевод в Тифлис ректором ДС и настоятелем тифлисского в честь Преображения Господня мон-ря . С 24 дек. того же года В. состоял членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . 21 авг. 1868 г. В. определено быть епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии, 3 нояб. состоялась хиротония. 7 дек. 1874 г. получил в управление Полоцкую кафедру. 6 марта 1882 г. перемещен в Каменец-Подольск. Погребен в Казанском соборе Каменца-Подольска. Большое количество статей В. печаталось в журналах «Христианское чтение» и «Православный собеседник» . Преобладающими темами статей являлись советы духовенству в деле проповедничества и наставления народа в правосл. вере. В. редактировал перевод трудов свт. Иоанна Златоуста. Широкую известность приобрела составленная им по звуковой методике «Азбука по новому способу обучать детей грамоте» (СПб., 1867), к-рая с 1871 по 1892 г. выдержала 10 изданий (с 5-го заглавие: «Азбука русского и церковнославянского языка...»).

http://pravenc.ru/text/158584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОТОВИЧ Иоанн Антонович (1839, с. Черевачицы Кобринского у. Гродненской губ.- 1915 (?), Вильна), прот., церковный деятель, историк и публицист. К. происходил из старинного белорус. правосл. священнического рода. Его братья (Фома, Николай, Никанор, Алексей) также были священниками, сестры (Мария, Юстина, Елена) вышли замуж за лиц духовного звания. Окончил Кобринское ДУ, Литовскую ДС, СПбДА. Являлся учеником М. О. Кояловича , под руководством которого защитил магист. дис. «Первоначальная история Христианства в нынешнем Северо-Западном крае России до великого князя Литовского Ягайлы» (1873). Преподавал Закон Божий в Кобринском и Виленском духовных уч-щах, Виленском реальном уч-ще. Служил в церквах г. Вильна. В 1868 г. рукоположен во иерея, в 1875 г. возведен в сан протоиерея; служил настоятелем виленского Пречистенского собора. Усилиями К. древний собор был отремонтирован, было устроено отопление по самой передовой для того времени технологии инженера Креля. В 1869-1903 гг. редактор «Литовских епархиальных ведомостей» . К. объединил вокруг журнала защитников Православия и «русскости», ему удалось сделать это издание самым читаемым в крае. Будучи прекрасным публицистом, он привлек к сотрудничеству в журнале ряд известных авторов: И. С. Аксакова , А. В. Белецкого, А. С. Будиловича , П. Н. Жуковича , В. З. Завитневича , В. В. Качановского, Г. Я. Киприановича , Кояловича, Ю. Ф. Крачковского, Е. Ф. Орловского, С. Г. Рункевича , К. В. Харламповича , П. А. Червяковского, О. В. Щербицкого и др. На страницах издания были опубликованы наиболее значительные работы К.: «Ответ на изданную за границей брошюру: «О преследовании схизматиками римско- и грекокатолической Церкви и ее последователей» [А. Млоцкого]» (Вильна, 1874), «Историческая записка о Литовской ДС» (Вильна, 1878), «Высокопреосв. Алексий, архиеп. Литовский: Его кончина и погребение 10-13 нояб. 1890 г.» (Вильна, 1890), «Слово в день празднования 300-летнего юбилея со времени построения Свято-Духовским братством церкви Св. Духа в г. Вильне» (Вильна, 1897) и др. Перу К. принадлежало большое количество статей об истории мон-рей и церквей края, а также некрологов И. С. Аксакову, Кояловичу, П. И. Чайковскому и др. Он был инициатором и разработчиком методических материалов в помощь духовенству для написания церковноприходских летописей, которые и в наст. время не потеряли значения для развития церковного краеведения. К. принимал участие в издании «Документов, объясняющих историю Западнорусского края и его отношения к России и Польше» (СПб., 1865), а также материалов IX Всеславянского археологического съезда в Вильне (1893). Сотрудничал с журналами «Православное обозрение», «Виленский календарь» и др.

http://pravenc.ru/text/2458899.html

Схимонах Павел Рильский (в миру Ралев; 1874–1949) – болгарский подвижник благочестия. Родился в набожной и многодетной крестьянской семье. В 8 лет остался без матери и вынужден был начать трудовую жизнь. Заразившись тифом в армии, молил Бога дать ему умереть в монастыре. Выздоровев и демобилизовавшись, ушел в монастырь. Подвизался на Святой Горе Афон, искусству молитвы учился у русских отшельников – старцев Вениамина, Феофила и Николая. В 1925 году был направлен в Болгарию, в Рильский монастырь. Был весьма посещаем любителями духовной мудрости как на Афоне, так и в Болгарии. Публикуемые ниже наставления схимонаха Павла Рильского взяты из работы о старце архимандрита Серафима (Алексиева; 1912–1993) – болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, духовного писателя и поэта, борца за чистоту православной веры. Отец Серафим хорошо знал схимонаха Павла Рильского, был близок также и к архиепископу Серафиму (Соболеву) . На русский язык переведена его книга «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» (СПб., 1992). О «малых» грехах      Один мирянин спросил старца: – Дед Павел, не слишком ли строги святые отцы, да и Святое Евангелие тоже, когда не дозволяют даже малых грехов? Ведь жизнь была бы такой унылой без смеха и других мелких удовольствий. Схимонах Павел усмехнулся и сказал: “Малые” грехи хоть и малые с виду, но имеют силу отдалять от Бога – Малые грехи приводят к большим. Святой Исаак Сирин говорит: «Кто пренебрежительно смотрит на малый грех, тот впадет в большой». Поэтому каждый должен бояться и самых малых грехов: пустословия, смеха, курения, потому что эти грехи, хоть и малые с виду, имеют силу отдалять от Бога. А если они отдаляют тебя от Бога, ты погиб. Когда стреляешь из ружья, стоит руке чуть-чуть дрогнуть, пуля не попадет в цель. Ты скажешь: «Чуть дрогнула рука. Ну и что с этого?» Чуть-то оно чуть, но только если не попадешь в цель, награды тебе не будет. В самом начале, в момент выстрела, пуля вылетела с маленьким отклонением в сторону, но чем дальше она летит, тем больше отдаляется от цели. Так и малые грехи – вроде и незначительные, но отдаляют от Бога.

http://pravoslavie.ru/87347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович; 20.06. 1818, с. Любицы Малоярославецкого у. Калужской губ.- 20.07.1893, г. Ростов Ярославской губ.), еп. Угличский, вик. Ярославской епархии. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ), еп. Угличский. Кон. 80-х - 90 -е гг. XIX в. (ГИМ) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ), еп. Угличский. Кон. 80-х - 90 -е гг. XIX в. (ГИМ) Род. в семье причетника. Учился в Боровском ДУ (1829-1835) и Калужской ДС, после окончания к-рой в 1840 г. поступил в МДА. 14 нояб. 1842 г. принял монашество, 1 авг. 1844 г. рукоположен во иеромонаха. В 1844 г. окончил МДА со степенью канд. богословия и назначен смотрителем Суздальского ДУ. С 1852 г. архимандрит, смотритель ростовских духовных уч-щ, настоятель Борисоглебского на р . Устье мон-ря, с 1858 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря . В 60-х гг.- в числе братии Угрешского во имя свт . Николая, затем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы миссионерского мон-рей, вел научную работу. С 1874 г. настоятель Данилова московского мон-ря . 1 мая 1888 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии, жил в Ростове. Основные научные интересы А. лежали в области слав. и греч. палеографии. Он исследовал и издал такие важные памятники слав. письменности, как Галицкое Евангелие 1144 г., болгарские Струмицкий Октоих XIII в. и Карпинский Апостол нач. XIV в., Румянцевский Апокалипсис нач. XIV в., опубликовал слова и поучения свт. Димитрия Ростовского . А. получил Демидовскую премию за исследование о Пандекте Антиоха, Ломоносовскую премию имп. СПб АН (1883) за труды по греч. палеографии и издание текстов и вариантов Псалтири и Галицкого Евангелия, был удостоен Высочайшей благодарности за труд «Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича». Важнейший труд А. по греч. палеографии - «Палеографическое описание греческих рукописей с IX по XVII в. определенных лет». Как исследователь он отличался редким трудолюбием (напр., в изобилии калькировал образцы почерков для палеографических занятий), работоспособностью и продуктивностью. Однако из-за отсутствия серьезной филологической подготовки в его трудах встречаются неточности. В связи со своими учеными занятиями А. собирал древние рукописи (отчасти через духовную консисторию из числа конфискованных у старообрядцев), по окончании работы над определенной темой соответствующие рукописи он передавал в публичные б-ки. Собрания рукописных книг из коллекции А. имеются в РГБ (Ф. 7), РНБ (в составе Основного собрания), Дмитровском краеведческом музее, отдельные материалы в РГАДА (Ф. 1605, 1626). Архив А. находится в ОПИ ГИМ.

http://pravenc.ru/text/114636.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010