Московская Духовная Академия в 1854–58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова Д. ст. сов. Иван Кузьмич Смирнов родился 17-го марта 1833 г. в селе Бережек, Юрьевского уезда, Владимирской губернии; учился в Владимирском духовном училище и семинарии, а затем в 1854–58 гг. в Московской Духовной Академии; служил преподавателем Томской духовной семинарии (1858–62 г.) и Томской гимназии (1862–68 гг.), директором Иркутской (1868–73 г.) и Томской (1874–80 г.) гимназии, старшим наблюдателем студентов С.-Петербургского Технологического института (1881–86 г.), и состоял до самой кончины причисленным к Министерству Народного Просвещения, участвуя в 1888–99 гг. в рассмотрении отчетов директоров и инспекторов народных училищ и учительских семинарий и был командирован в 1893 г., в Восточную Сибирь для обозрения народных училищ; скончался 24 февраля 1912 г. в С.-Петербурге и погребен в с. Покровском, что под Рогачевым, Клинского уезда, Московской губернии. И. К. Смирнов напечатал: «О церковном судопроизводстве в древней России» (Чтен. в Импер. Общ. Истор. и Древн., 1865, I; отдельным изданием Спб. 1874); «Отшельник Феодор» («Русск. Стар.» 1887); «Преосвященный Парфений Томский» («Русск. Паломн.», 1888); «Из поездки на Алтай» («Русск. Паломн.» 1889); «О состоянии образования в Енисейской и Иркутской губерниях» («Русск. Школа», 1898). Кроме того, он оставил рукописные воспоминания, писанные в несколько приемов; главная часть их посвящена службе его в Сибири и написана в 1885–88 гг.; позже написаны были отдельные, не связанные друг с другом, части и в их числе одна, 1897 года, о пребывании в Московской Духовной Академии, что здесь и печатается. Я. Смирнов. По окончании курса (в 1854 г.) во Владимирской духовной семинарии (хотя и первым или вторым студентом в третьем отделении), не был я послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет: начальство предоставило эту честь беднейшим кандидатам (Нарбекову и Воскресенскому) 262 , а мне, как сыну благочинного, предложено ехать и поступить (с небольшим единовременным взносом нескольких десятков рублей на первоначальное обзаведение) в Московскую Академию так называемым «волонтером». Предстоял вступительный экзамен, и более строгий для волонтеров. Вместо отдыха в каникулы пришлось учиться, готовиться к этому экзамену.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19. De obitu Theodosii, 395 г. — CSEL 73; Citta Nuova, (1985). 20. De officiis ministeriorum, OK. 389 г. — CNE 13 (1977) 21. De paenitentia, ок. 388 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 22 De paradise, OK. 378 г. — CSEL 32, 1; CNE 2, 1 (1984). 23 De patriarchis , OK. 391 г. — CSEL 32, 2; CNE 4 (1980). 24 De sacramentis, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 25. De Spiritu Sancto libri tres, 381 г. — CSEL 79; CNE 16 (1979). 26. De Tobia, OK. 389 г. — CSEI 32, 2. 27. De viduis, OK. 377 г. — PL 16. 28. De virginibus, 377 г. — PL 16. 29. De virginitate, 377 г. — PL 16. 30. Epistulanun libri I–VI. — CSEL 82, 1 о. Отто libri VII–IX. — PL 16; Epistularum libri X. — CSEL 82, 3 М. 31. Exameron, ок. 378–390 г. — CSEL 82; CNE 1 (1979). 32. Exhortatio virginitatis, 394 г. — PL 16. 33. Explanatio super psalmos XIL 387–397 гг. — CSEL 64; CNE 7–8 (1980). 34 Explanatio symboli, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 35. Expositio de psaimo CXVIH, ОК. 389 г. — CSEL 62. 36. Expositio evangelii sec. Lucarn, OK. 390 Г. — CSEL 32, 4; CNE 11–12 (1978). См. также общую библиографию:Септо anni di bibliografia ambrosiana, 1874–1974 Vita e Pensiero.1981. См. также: Omnia quotquot extand Ambrosii, episcopi Medio–lanensis opera. T. 1–5. Basel, 1567; S. Ambrosii Mediol. episcopi opera omnia ad Mediol. codices pressius exacta curante P. Aneelo Ballerini, , Mediol., 1875 II. Издания св. Амвросия на русском языке в хронологическом порядке 37. Св. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Пер. Г. Харламова. М., 1776. 38. Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии. Пер. Г. Харламова. Спб., 1778. 39. Слово св. Амвросия Медиоланского к императору Феодосию. Пер. с лат. Спб., 1790. 40. Св. Амвросия, епископа Медиоланского, Увещание к падшей деве, купно с наставлением како дева, посвятившая себя иноческому житию, хранити себя долженствует. М., 1805. 41. Св. Амвросий Медиоланский. Проповеди. М„ 1807. 42. Св. Амвросий, епископ Медиоланский, о важности и свойствах чина священнического. М., 1814 (на старославянском).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

1 Если не считать известного Введения в Богословие, сочин. Высокопреосвященного М. Макария, — сочинения несколько устаревшего. 2 Tertull. Praescr. с. 37. Ed. Leopold. Lips. 1839—41. 3 Римская цифра означает том, или часть сочинения, арабская — страницу. 4 Рассуждаем в относительном смысле, памятуя мудрое «ничто не ново под солнцем» Еккл. 1:9. 5 И. Злат. Беседы на посл. к Ефес., рус. пер. Спб. 1858. Стр. 177. 6 Vgl. Schmid. Die Darwinschen Theorien und ihre Stellung zur Philosophie, Religion u. Moral. 1876. См. у Heinrici 243. Voigt 5—6. 7 Strauss 75. 8 О недостатках современной научно-философской мысли подробно гов. Fr. Pilgram 5 ff. 9 Leipz. 1864. 3 (unveänd.) Auflage 1874. 5 Aufl. Bonn. 1889. 10 Delitsch 4 ff. o Schwartz 11 Iren. Contra haeres. lib. V. с. 20. § 2; lib. III. с. 4. § 1. 12 Iren. C. haer. lib. III. c. 24. § 1 13 Сург. De unit. eccl. f. 109. 14 Об отношении православия к рационализму (к протестантизму) см. у Хомякова, 66 и сл., где высокопочтенный автор опровергает возражение, что «римский раскол, поставив на место вселенской веры свое частное, областное мнение, тем самым, в момент своего возникновения, совершил акт протестантства» и что из этого, заключает возражение, будто бы «следует, что протестантство может возникнуть прямо из Церкви». В своем опровержении приведенных слов Х-в не достаточно выдвинул догматический аргумент, заключающийся в строгом разграничении между входящими в состав Церкви верующими и самою Церковью, между материальною и существенною сторонами Церкви. Первое отчасти подвержено изменениям, второе-неизменно. 15 Подробней об этом будет сказано ниже. 16 Dorner. 1—3. 17 Подробнее об этом говор. Pilgram 128—146. 18 Rosenkr. 1 — 25 и мн. др. смотрят на дело совершенно иначе. «Чистое мышление», говорит Rosenkr. 15, «не равнозначуще с абстрактным мышлением». Чистое мышление «не имеет своим содержанием никакой внешней материи, а производит его только из одного себя». 19 Под объективным знанием понимаем (следуя понимания многих) здесь не беспристрастно — научное, но безлично- индифферентное знание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2855...

X. Диссертация и вообще монографии по предметам, входящим в объём нравственного богословия Особенно много содействовали росту рассматриваемой нами науки у нас – в России ученые диссертации, время от времени появлявшиеся и посвященные специальному выяснению тех или иных нравственных вопросов или близко с ними соприкосновенных. Эти произведения важны потому, что их авторы, большею частью знакомые всесторонне не только с русскою, но и с иностранною литературами по исследуемым ими вопросам, обыкновенно сообщают в своих трудах, так сказать, последнее слово науки... Отсюда добытые ими результаты большею частью могут быть смело положены в основу выяснения тех отделов данной науки, каких они касаются. Об исключениях в настоящем месте не говорим, хотя они и есть. К некоторой, хотя бы и краткой, характеристике таких диссертаций рассматриваемого нами периода времени и перейдем. Располагаемые в хронологическом порядке диссертации принадлежат: А. Ф. Гусеву , Ф. Ф. Гусеву, А. П. Мальцеву, В. С. Соловьеву , А. А. Бронзову , Н. Г. Дебольскому , Д. И. Тихомирову , о. Антонию (Храповицкому) , г. Н. Ланге, С. П. Никитскому, г. И. Невзорову, А. Ф. Гусеву , Я. С. Элпидинскому, г. Н. Страхову, Н. П. Архангельскому, г. М. Селезневу, о. Сергию (Старогородскому), И. В. Попову , о. И. К. Лабутину, П. П. Пономареву, г. Ф. Зелепугину, Д. П. Миртову и г. Н. Егорову, с одной стороны (I), и – А. Н. Надеждину, о. П. Д. Городцову, о. Г. П. Вышеславцеву, Л. И. Писареву , о. Т. И. Буткевичу , г. А. Кремлевскому , о. Палладию, о. Иннокентию, А. А. Бронзову , г. А. Соколову и иным, с другой (II). I. a) Проф. А. Ф. Гусеву принадлежит магистерская диссертация: «Нравственный идеал буддизма в его отношение к христианству» (Спб. 1874 г.). Кроме «предисловия», в книге пять глав: религиозно-нравственные воззрения индийцев, предшествующая буддизму (1); личность основателя буддизма и его биография (2); религиозно-теоретическое учение буддизма (3); религиозно-нравственное учение буддизма (4); сопоставление буддийского нравоучения с христианским (5)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

А.Н. Надеждин Деятельность семинарского правления Входить в подробности и тем более в оценку действий правления спб. семинарии и отношений его к высшему начальству представляется не совсем удобным и, может быть, преждевременным. Но в виду того, что семинарское правление в той форме, какую придал ему устав 1867 года, составляет едва ли не самую видную сторону этого устава, выступающую даже в истории вообще русских учебных заведений, с другой стороны, так как в последнее время правление в означенной форме уже отменено в законодательном порядке и следовательно составляет достояние истории, – ввиду этого рассмотрение деятельности его, касающейся всех сторон семинарского быта, по крайней мере в более крупных фактах, на основании документальных данных, является интересным и необходимым. Состав правления (из 12 членов с председателем-ректором) в течение рассматриваемого периода неоднократно изменялся, с выходом кого либо из членов, по случаю оставления семинарии, или отказа от членства по выслуг 6-ти летнего срока и т. п. Из наименованных в предыдущей главе преподавателей почти все перебывали членами педагогического правления, исключая преподавателей новых языков и служащих по найму, а также и тех, которые слишком не долго состояли на службе в семинарии (Ляборинский, Извеков), некоторые же снова избирались – до двух раз и более (Надеждин, Смирягин – трижды были избираемы). В 1874 г. когда, по выслуге 6-ти летнего срока тремя членами правления, на одну из вакансий никто не был избран безусловным большинством голосов, а вновь баллотировку потом не производили, но обратились с запросом к высшему начальству, – в члены был назначен епархиальною властию один из старших преподавателей, Ловягин, Членами распорядительного собрания из учителей состояли один за другим – Щелкунов, Каптерев, Смирягин, Гурьев, Мальцев, Налимов и вторично Гурьев. От духовенства членами педагогического собрания были, по избранию епархиального съезда: протоиерей В. Полисадов (стр. 322), свящ. А. Никольский (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Г. Подковырова, игумен Стефан (Садо), А. Н. Михайлов. К вопросу о судьбе библиотеки В.Г. Дружинина. Книги из собрания В.Г. Дружинина в СПб. Духовной Академии Основываясь на отрывочных сведениях из «Воспоминаний о литературных встречах и знакомствах» 172 В.Г. Дружинина , цитировавшихся в статьях Т.В. Берестецкой и др., и на «Записках старого книжника» Ф.Г. Шилова 173 , мы можем составить некоторые представления об истории формирования личной библиотеки В.Г. Дружинина. С 1874 г., еще учась в старших классах гимназии, Василий Дружинин на карманные деньги стал покупать книги русских писателей-классиков, книги и рукописи у букинистов, издания русских летописей 174 и тома «Русской исторической библиотеки» 175 прямо в Археографической комиссии. В студенческие годы он продолжал систематически собирать библиотеку: С.Ф. Платонов уже в ранний период их знакомства (третий-четвертый курсы) отмечал, что все три жилые комнаты Дружинина были заполнены книгами и рукописями 176 . Имея определенные средства, молодой Дружинин довольно быстро собрал неплохую коллекцию книг, которую разместил в своей квартире на Сергиевской улице, д. 45 (именно там собирался студенческий «Кружок русских историков», участники которого постоянно пользовались книгами хозяина 177 ). В «Воспоминаниях» Дружинин записывает: «книжные шкафы стояли во всех трех комнатах: в средней комнате ... резной дубовый книжный шкаф в готическом стиле. Вдоль стен пять шкафов с книгами. В соседней комнате стоял большой письменный стол, а кругом у стен – шкафы с книгами, в третьей – спальне вдоль одной стены полки с журналами» 178 . Вот как Дружинин описывает жизнь тех лет: «Пребывание в университете и первые годы по окончании курса было лучшей порой моей жизни, когда можно было всецело предаваться научным работам. Я не имел надобности добывать средства для жизни, родители давали мне достаточно карманных денег, и я жил у них на всем готовом. Средств этих было настолько достаточно, что я постепенно собрал себе хорошую специальную библиотеку» 179 . По воспоминаниям Федора Григорьевича Шилова владелец книжной лавки М.П. Мельников, у которого он работал мальчиком-приказчиком, очень почитал Василия Григорьевича: «Когда он [Дружинин] приходил, спрашивая чего-нибудь новенького, Максим Павлович приказывал все за последнее время книги выкладывать перед ним на стол. Дружинин в течении многих лет собирал книги, но держась своего плана и не уклоняясь в сторону. У него образовалась библиотека, помещавшаяся в пятидесяти шкафах... В последствии Дружинин покупал книги очень мало (у него было уже все, что входило в план его собрания), но всецело отдался собиранию поморских рукописей» 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

П.Е. Фокин Кожевников Владимир Александрович Скачать epub pdf Историк культуры, богослов, публицист, поэт. Член «Кружка ищущих христианского просвещения» (Москва). Публикации в журналах «Русский архив» и «Русский вестник». Сочинения: «Нравственное и умственное развитие римского общества во II b.» (Козлов, 1874), «Бесцельный труд, „неделание“ или дело?» (М., 1893), «Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII b. и к критической философии» (ч. 1, М., 1897), «Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его учения…» (ч. 1, М., 1908), «О добросовестности в вере и неверии» (М., 1909, 1912), «О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем» (СПб., 1910), «Исповедь атеиста» (М., 1911), «Современное неверие» (М., 1912), «Буддизм в сравнении с христианством» (Пг., 1916) и др. «Имена князя Трубецкого и С. Н. Булгакова достаточно известны, но хочу остановиться на главной вдохновляющей силе кружка, одном из самых выдающихся ученых, с которым я вообще имел дело в своей жизни, человеке огромных знаний, сильной и пытливой научной мысли, талантливом, глубоко самостоятельном исследователе, прямо поражающем ширью своего захвата и из ряда вон выходящей эрудицией – не той, которой довольствуются заурядные ученые, а более вглубь идущей, основанной на умении пытливо искать и находить все новые и новые данные, характеризующие предмет или данную эпоху. И вместе с тем это был мыслитель и человек, чувствующий трепет красоты и охваченный горячей верой. Говорю о Владимире Александровиче Кожевникове . Он был серьезным специалистом в самых различных областях, как, например, в области истории религий, которая была особенно близка его сердцу…Далее, он был выдающимся специалистом по истории итальянского Возрождения. Огромное исследование по культуре Ренессанса, и особенно по истории его эстетических идеалов, лежало у него готовым в 14 рукописных томах, но так и осталось ненапечатанным. Он был также большим знатоком идейных и философских течений XVIII века, в особенности тех, которые шли вразрез с господствующим в этом веке рационализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Предисловие Eucharistiae sive percipiendae, sive eo ritu quo geritur explicandae, quis facile explicet rationem? Ориген 1 «Сравнение различных редакций Евхаристической молитвы показывает, что она состоит из следующих постоянных, освященных древней традицией частей: 1) выражения хвалы в самом начале, 2) благодарения за творение и промысл, связывающегося с воспоминанием ангельских сил, окружающих престол Божий, и с гимном «Свят, Свят, Свят», 3) благодарения за спасение с указанием фактов из жизни Спасителя и 4) воспоминания установления Таинства с присоединением призывания Святого Духа. Порядок этих частей в различных молитвах различен 2 . Но как же составилась такая традиционная схема? Почему, например, ангельский гимн непременно связывается с благодарением за творение, а не с другим каким-либо элементом анафоры? Решить подобные вопросы и пробует автор в настоящем исследовании. Материалом для него служат, главным образом, тексты наиболее древних Евхаристических молитв. Исходным пунктом его объяснений является наблюдение, именно – над тем, что «порядок частей в различных молитвах различен». Вглядываясь в эти особенности, он пытается связать генетически Евхаристические молитвы «Учения XII апостолов» с молитвами IV в. Этот взгляд изложен, главным образом, в II-IV главах книги. Так как он, по-видимому, не подходит к тем сведениям о Евхаристической молитве, какие дают христианские писатели II-III вв., то автор пересмотрел со своей точки зрения наиболее определенные из этих известий. Это изложено в первой главе. Вопрос о вставке в константинопольские литургии молитвы «Господи иже Пресвятаго Твоего Духа» автор опускает, потому что данная молитва к корпусу анафор не принадлежит. Общий вывод, к какому пришел автор, – тот, что схема Евхаристической молитвы в том виде, в каком мы теперь ее имеем, выработалась на Востоке, главным образом, в Сирии, в течение I-IV вв.: на IV в. падает преимущественно упорядочивающая работа. Греческие и латинские тексты молитв в книге приводятся по изданиям: Renaudot Е. Liturgiarum Orientalium Collectio, 2 vol. Editio secunda correctior. Baer, Francofurti ad Moenum, 1847; Assemani J. Codex liturgicus ecclesiae universae, I-XIII, Romae, 1749–1766; Hammond C. Liturgies Eastern and Western, 1878 и по его переизданию F. Brightman’a, vol. I, 1896. Русский перевод берется из «Собрания древних литургий, восточных и западных», вып. I-V, СПб., 1874–1878 гг. Указания литературы предмета взяты из G. Rietschel. Lehrbuch der Liturgik. I, 1900. Сведения о Севастьяновском евхологии XI в. (Румынский музей, 374) любезно сообщил автору ординарный профессор М.И. Орлов. I. Происхождение анафоры

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Статистика Родосский Алексей Степанович Сын протоиерея Рязанской Симеоновской церкви, получившего потомств. дворянство. Первонач. образование получил в Рязанской семинарии (1860), в 1861 поступил в Петерб. духовную акад., к-рую окончил в 1865 со степенью канд. богословия. В 1865-70 служил инспектором Кобринского духовного училища (Гродненская губ.). В 1869 в журн. " Странник " опубликовал работу " Коммунизм и христианская любовь " , где задолго до известных работ В. Соловьева, Е. Трубецкого, С. Булгакова, Г. Федотова и др. подверг резкой критике этическое учение домарксова коммунизма. 5 марта 1870 поступил пом. б-ря в Петерб. духовную акад., в июне 1876 избран б-рем. Служил в б-ке Акад. почти 40 лет. Авт. и сост. многочисл. каталогов, указ., первого печатного каталога Петерб. духовной акад., ежегод. алф. указ, новых поступлений в Акад. (изд. в 1874-98). Библиогр. тр. Р. отличаются высоким кач-вом и тщательностью описания, получили широкую известность в России и за рубежом, не утратили актуальность и поныне. 14 марта 1873 зачислен вольнотр-ся при читальном зале ПБ, назначен мл. деж., в июне 1874 переведен деж. в журн. комнату, уволился из ПБ 8 окт. 1874. Р. написаны многочисл. библиогр. заметки о церк.-славян. кн., рукописях, отд. богослужебных кн. и их истории, церк. б-ках и б-ках церк. деятелей, по раскрытию фондов Петерб. духовной акад. и др. в журн. " Литов. епарх. вед. " , " Странник " , " Библиогр. изв. " , " Церк. вести. " , " Христиан, чтение " . Ряд указ. Р. издан как прил. к журн. " Христиан, чтение " . Писал под псевд.: А. Р.; А. Р-ий; С. А. Р.; С. б. А. Р.; R. За свои тр. Р. был удостоен Уваровской премии, награжден орденами Владимира 4-й степени, Анны 2-й и 3-й степени, Станислава 2-й и 3-й степени. После смерти удостоен звания заслуж. уч. б-ря Петерб. духовной акад. Похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге. Соч.: Коммунизм и христианская любовь (СПб., 1870); Систематический указатель книг, поступивших в библиотеку [Духовной] Академии за годы с 1867 по 1873 год включительно (СПб., 1875); Алфавитный список книг, поступивших в Библиотеку СПб.

http://lib.cerkov.ru/authors/403

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Николай Блинов Николай Николаевич (7.10.1839, с. Лекомское Вятской губ.- 18.12.1917, г. Сарапул той же губ.), свящ., миссионер, писатель, краевед. В 1860 г. окончил Вятскую ДС, 20 июля 1861 г. рукоположен во иерея и добровольно отправился в глухое с. Карсовай Глазовского у., где основал школу для удмуртов и коми-пермяков. C 1863 г. действительный член Вятского губернского статистического комитета. В 1864 г. переведен в с. Бахту, близ Вятки. Написал первую удмурт. азбуку «Лыдзон» (1867), включив в нее первый перевод стихотворения А. С. Пушкина («Птичка Божия») на удмурт. язык, а также неск. др. книг для школьного обучения («Грамота», «Ученье - свет», «Пчёлка», «Трудовой крестьянский год»). В 1868 г. награжден набедренником. С 1872 г. служил священником в Нолинске, с 1874 г.- в Вятке, с 1876 г.- в Петергофе. Под псевдонимом Боример Николаевич издал кн. «Страдания Великого Учителя, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: Для семейного чтения» (СПб., 1878), тираж к-рой был уничтожен, т. к. обер-прокурор Святейшего Синода гр. Д. А. Толстой увидел в сочинении Б. «дух рационализма» и «пропаганду социалистического учения». С 1878 г. Б. состоял членом РГО. С 1879 г. служил священником в Сарапуле, в 1895-1896 гг.- в Бемыже, в 1898-1906 гг.- в Орлове, с 1906 г.- снова в Сарапуле. В 70-90-х гг. Б. писал рассказы и пьесы, сделал авторское переложение книги Д. Дефо (Жизнь Робинзона. СПб., 1879), занимался краеведением. Его кн.«Языческий культ вотяков» (1898), имевшая миссионерскую направленность, вызвала оживленную дискуссию в периодической печати. В проповедях и лит. сочинениях Б. отстаивал идеи гуманизма, выступал за бескорыстное служение народу. Соч.: Лыдзон: Азбука для вотских детей. Вятка, 1867; О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ. Вятка, 1868. СПб., 18702, 18753; Грамота. Вятка, 1869, 18795; Пчёлка: Сб. стихотворений, пословиц и загадок. М., 1873. СПб., 18782; Ученье - свет. Вятка, 1873, 18842; Движение народонаселения в Орловском у. Вятской губ. Вятка, 1876; Оспенная эпидемия в Вятской губ. в 1875 г. Вятка, 1876; К 100-летнему юбилею г. Сарапула. Сарапул, 1880; Трудовой крестьянский год. Вятка, 1880; Земская служба. СПб., 1881; Сельская общественная служба. СПб., 1882. М., 18943, 19036; Сарапул: Ист. очерк. Сарапул, 1887; Толковая книжка о сельском управлении. М., 1887; Мирон Петрович: Сцены из народной жизни. Каз., 1888; Свет и во тьме светит!: Драматический эскиз в сценах. Сарапул, 1888; На ниве народной: Рассказ. Вятка, 1897. М., 19033, 19164; Языческий культ вотяков. Вятка, 1898; Сарапул и Среднее Прикамье: Былое и современное. Сарапул, 19082; «Кавалерист-девица». Сарапул, 1913.

http://pravenc.ru/text/149387.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010