Д. поставил задачу «написать полную и обстоятельную историю русской музыки» ( Разумовский. С. 11). Исследование Д., судя по описанию Разумовского, состояло из 2 частей: 1-й - анализа греч. музыки в связи с историческим развитием пения в христ. Церкви I-VIII вв., описания истории древнерус. церковного пения, устройства церковных братств в Юж. России, прибытия иностранных капельмейстеров в С.-Петербург; 2-й - «истории светской мирской музыки во взаимоотношениях с Русской Православной Церковью» - сведений о древних певцах, гуслярах, скоморохах, древних муз. инструментах, народных песнях и их сборниках, о музыке времен от Петра I до М. И. Глинки . В тексте приведено множество нотных образцов церковной музыки из безлинейных и нотолинейных рукописей и печатных изданий. В предисловии (С. 3-6) Д. упоминает источники, которые он использовал в работе, среди них - «История Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (СПб., 1868. Т. 1), «Замечания для истории церковного пения в России» В. М. Ундольского (М., 1846), «Церковное пение в России» Разумовского (М., 1867-1869. 3 вып.), «Теория древлерусского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа. Вып. 1: Теория православного церковного пения вообще, по учению эллинских и византийских писателей» Ю. К. Арнольда (М., 1880), нотные Стихирари б-ки ТСЛ, нотный Стихирарь свт. Ростовского Вассиана II (Санина) (1515), стихиры Иоанна IV Васильевича Грозного, Ирмологии XVI в. В развитии церковной музыки в России после освобождения от монголо-татар. ига Д. выделяет 2 противоположных направления. Одно определяется усиливающимся зап. влиянием, другое - ослаблением народного искусства ( Разумовский. С. 9). Д. отмечает изменения в крюковой нотации, в композиционных приемах старых мастеров пения, приводит многочисленные сведения о церковных хорах (в т. ч. государевом, патриаршем, ТСЛ и др.) и знаменитых певчих. Отмеченные им особенности церковно-муз. палеографии сочетаются с анализом исполнительских приемов в церковном пении, описанием церковно-муз. образования. Д. считает, что церковное пение является одним из истоков национальной культуры.

http://pravenc.ru/text/180602.html

Белевский — см. Белявский Белороссов, протоиерей — Белороссов Николай Данилович (1833–1907) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1857); учитель Александро–Невского Духовного училища (1857–1859); дьякон (1859–1863) посольской церкви в Париже и священник (1863–1873) церкви Святого Николая в Брюсселе; протоиерей (с 1873 г.) и настоятель (с 1884 г.) церкви Митрофаньевского кладбища в Петербурге; автор «слов», «поучений» и «Заметок по истории церкви в Англии» (СПб., 1868–1869. Вып. 1–2) — 131 Белявский, законоучитель Морского корпуса — Белявский Капитон Васильевич (1834— ?) — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1853) и (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1857); учитель Александро–Невского Духовного училища (1857–1861); священник церквей при Елизаветинском институте (с 1861 г.) и в Морском училище (с 1872 г.); протоиерей (с 1874 г.), законоучитель (с 1882 г.) при Патриотическом обществе; автор статей по истории церкви — 131, 132, 138, 172 Белявский Алексей Васильевич — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1845); доктор медицины, брат К. В. Белявского — 138 Беляев Иван Дмитриевич (1810–1873) — историк, профессор Московского университета (1852–1873); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); собиратель документов по истории России XV— XVII вв. — 120 Беляев Николай Яковлевич — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1868), доцент (с 1869 г.), ординарный профессор (с 1879 г.) и помощник ректора этой академии; член Казанского Комитета Духовной цензуры — 301 Бенкендоф Мария Платоновна (урожд. Пишчевич) — вдова мирового судьи Московского уезда В. А. Бенкендорфа; содержательница Славянских номеров в Москве; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 249, 256, 267, 271 Берг Василий (Вильгельм) Карлович (1819–1886) — купец; владелец площадного театра во время масленичных и пасхальных гуляний на Царицыном лугу (Марсовом поле) — 181 Бережницкий (Бережнецкий) Григорий Семенович, тенор хора Киевского митрополита Филофея — 166, 175, 177

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

В 1992 г. жители пос. Нов. Быт организовали православную общину, к-рой был передан собор Всемилостивого Спаса. 1 июня 1995 г. Д. п. была возобновлена, настоятелем назначен иером. (впосл. архим.) Герман (Хапугин; † 26 июля 2005), 6 окт. 2005 г.- архим. Роман (Гаврилов), 10 авг. 2006 г. хиротонисанный во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 6 окт. 2011 г. решением Свящ. Синода настоятелем был назначен иером. Сергий (Куксов). В сент. 2006 г. в Д. п. проживали архимандрит, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха. 23 мая 1997 г. в Д. п. были обретены мощи прп. Давида, находящиеся ныне в Знаменском храме, слева от царских врат. Братия составила службу с акафистом прп. Давиду Серпуховскому. Благоустроено монастырское кладбище, в 2002 г. найдено и восстановлено захоронение ген. Дохтурова. Обитель имеет подворья при Преображенском храме в дер. Ст. Спас и при храме прп. Давида Серпуховского близ дер. Талеж. Арх.: РГАДА. Ф. 1447. Оп. 1 (1725-1885). Ист.: Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 350; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. 17; ПСиР. 1869. Т. 1. 58; 1889. Т. 5. 1892; Холмогоровы В. и Г. Ист. материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7; 1896. Вып. 9; Клейн В. К. Царские жалования церквам в XVII в.//Моск. церк. старина: Тр. Комиссии по осмотру и изучению памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1911. Т. 4. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание... Воскресенского мон-ря. М., 1876; Симсон П. Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественной историей. М., 1880; Токмаков И. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Виноградов Н. П. , диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1975. Т. 2; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Прокин А. Давидова пуст.//Лопасненские страницы. Чехов, 1991. С. 8-13; Ефремов А. Обитель прп. Давида//Моск. журнал. 1992. 1. С. 42-44; Воропаева Е. Пробуждение Давидовой пуст.//Народная газ. 1999. 4 нояб.; Васильева М. Давидова пуст., чистый родник//Моск. ЦВ. 2000. 3/4. Март. С. 6; Зырянов П. Н. Русские мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 288; Архиерейское богослужение в Давидовой пуст.//Моск. ЕВ. 2003. 11/12. С. 41-43; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: К 400-летию ее основания, 1515-1915/Изд. Давидовой пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность//Моск. ЕВ. 2004. 6/8. С. 120-125; Вознесенская Давидова пуст. Чехов, 2004; Мон-ри в окрестностях Москвы. М., 2004. С. 198-218; Яковлев И. Вознесенская Давидова пуст.//ЖМП. 2004. 5. С. 12-33.

http://pravenc.ru/text/168568.html

См.: Евреинов М.М. Некоторые воспоминания о митрополите Филарете. М., 1873. С. 5. Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по уставу Православной церкви. СПб., 2007. С. 320. Там же. С. 176. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки с разными лицами. Цит. по: Предание.ру, Творения, 2. Фирсов А.Г. Особенности Богослужебной практики святителя Филарета Московского.//Филаретовский альманах. 2012. Вып. 8. С. 68. Филарет Московский, свт. Призовите Бога в помощь (Сборник писем). М., 2008. С. 247. Там же. С. 216. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1878. Т. 2. С. 80-81. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1878. Т. 2. С. 79. Там же. С. 187. Там же. С. 257. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1880. Т. 3. С. 17-18. Письма митрополита Филарета к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868. С. 13. Фирсов А.Г. Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы//Филаретовский альманах. 2007. Вып. 3. С. 115. «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского». М., 1882. Т. IV. С. 485. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М., 1897. С. 83. Письма митрополита Филарета А.Н.М. Киев, 1869. С. 650-651. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М., 1897. С. 84. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Слова и речи. М., 1882. Т. 4. С. 37-41. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1877. Т. 1. С. 352. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1877. Т. 1. С. 230-231. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М., 1897. С. 79-80.

http://bogoslov.ru/article/6176984

39 Иоанн 3латоуст, св. Беседы на Послание к ефесянам//Творения. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 1.С. 102. 43 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова. C. XXXIII-XXXIV. 45 Письмо И.В. Киреевского к А.И. Кошелеву. Цит. по: Ко л ю п ан ов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева. М., 1892. Т. 2. Приложения. С. 102. 55 Феофан,еп. О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 1909. С. 247–248, 207. Среди работ епископа Феофана была и такая: «Умная молитва – долг мирян» (Киев, 1883). Тоже в «Домашней беседе» за 1869 г. (Вып. 44). 56 Некоторые случайно сохранившиеся имена этих древних подвижников в браке передает Руфин в «Жизни пустынных отцов». 60 Письмо И.С. Аксакова к Н.С. Соханской (Кохановской) от 20 сентября 1861 года//Русское обозрение. 1897. Апр. С. 564. 62 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова. C. X-XII, XXXVI. 67 Киреевский И. В. Письмо [неизв. адресату] от 3/15 марта 1830 г.//Поли, собр. соч./Под ред. М. Гершензона. М., 1911. Т. 1. С. 31. 68 Кошелев А. И. Материалы для биографии И.В. Киреевского//Киреевский И.В. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 84–85. 69 Лясковский В. Братья Киреевские. СПб., 1899. С. 49–51. Отпевал о. Филарета сам митрополит Московский Филарет. См.: Филарет (Дроздов) , митр. Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868. С. 46. 72 См.: Л ясковский В. Братья Киреевские. С. 49–51; Кошелев А.И. Материалы для биографии И.В. Киреевского. С. 101. 73 См,: Из писем И.В. Киреевского к оптинскому иеромонаху Макарию//Русский архив. 1912. 4. С. 584–596. 84 Бродский Н.Л. Славянофилы и их учение//Ранние славянофилы/Под. ред. Н.Л. Бродского. М., 1910. C. XXV-XXVI. 85 Записка Л .М. Муромцева о последних минутах A.C. Хомякова//Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 8. Приложение. С. 52. 106 Тихон Задонский , св. О истинном христианстве//Творения. М., 1889. Т. 3. С. 199, 68, 89, 240; Он же. Сокровище духовное, от мира собираемое//Там же. М., 1889. Т. 4. С. 278; Он же. Наставление христианское//Там же. М., 1889. Т 5. С. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

74 Пр. Нил вменяет в обязанность каждому христианину «рассмотрять», труды св. мужей и подвижников прежде чем брать их в пример для себя и даже самые добрые дела творить с рассуждением и во благо время, и подобными мерами. Препод. Нила Сорского Предание ученикам. СПБ. 1852 г. 47– 48. 191. 75 Полемические сочинения Вассиана Патрикеева Правосл. Собеседник 1863 года, часть. III, 208. В собрании рукописей графа А. С Уварова, в Поречье, я видел обширный сборник (рукопись XVI в. в лист), состоящий из житий святых, в предисловии к которому говорится, что в нем помещены жития святых «исправления старца Нила». По моему мнению, под старцем Нилом скорее всего нужно разуметь преп. Нила Сорского . При составлении своего устава и вообще в своей литературной деятельности преп. Нил делал выбор из святоотеческих и других творений и заимствовал из них только то, что было согласно «с его разумом». Преп. Нил Сорский . СПБ. 1864 г. 180. 76 «В Новгороде, говорит Костомаров, все исходило из принципа личной свободы, народо-правление Новгорода носило характер этой же личной свободы». Исторические монографии и исследования. том. I. СПБ. 1863 года, 385. 77 Литература о ереси жидовствующих: труды историков преосв. Филарета – История Русской церкви ч. III, Макария, – история Русской церкви т. VI, 80–118. 152–157; Карамзина Ист. Государства Российского т. IV, Руднева – история ересей и расколов в Русской церкви М. 1838 г., Соловьева – История России т. V, Костомарова – Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, первый отд. вып. II, Северно-русские народоправства т. II, Иконникова – О культурном значении Византии в Русской истории. Киев. 1869 г. 389–426: Петрова – его статья о влиянии западно-европейской литературы на древнерусскую, напечат. в Трудах Киевской Дух. Академии за 1872 г. т. II, кн. 1–3; Булгакова – преп. Иосиф Волоцкий – церковно-историческое исследование. С.-П.Б. 1865 г., Хрущова – Исследование о сочинениях Иосифа Санина. С.-П.Б. 1868 г. Сервицкого – его статья «Опыт исследования о ереси новгородских еретиков или жидовствующих», напечатанная в Прав. Обозрении за 1862 г. 6, 7 и 8; Панова – статья «Ересь жидовствующих», напечат. в Жур. Минист. Народн. Просв, за 1877 г. 1, 2 и 3, и наконец – А. Никитского – его исследование «Очерк внутренней истории церкви в великом Новгороде»,напечат. в Журн. Минист. Народн. Просв. 1879 г. Июль, ч. CCIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

По прибытии в Казань энергично взялся за дело просвещения инородцев Казанской епархии. Плодом его просветительской деятельности было обращение в Православие 811 человек. В то же время в Казани завел процесс с губернатором Артемием Волынским и подал на него челобитную, в которой обвинял его в разных обидах архиерейскому дому, монастырям и духовенству, в насилиях всем жителям Казанской губернии, во взятках, в потворстве расколу, в побоях и даже убийствах. Волынский был смещен с губернаторства, но скоро вошел в большую силу при дворе, после чего Сильвестру пришлось дорого поплатиться за свой донос. Он был отрешен от епархии и окончил свою жизнь в крепости. Духовный писатель. Труды: Канон Пресвятой Богородице, «егоже от оклеветания в печалях и напастях петь прилично». Молитвы. Челобитная//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1862, кн. 4. Письмо к духовнику царевича Алексия, Я. Игнатьеву от 6 ноября 1707 г. с изъявлением радости о возвращении царевича в отечество//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1861. – Кн. 3. Несколько молитв. Литература: Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 14. Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. – С. 114, 480. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 29, 31–32. Знаменский П. В. Сильвестр, митрополит Казанский//Православное обозрение. – М., 1878, апрель, май, июнь. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 84, 341–347, 671. Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1, прим. 9. – С. 4, 7, 9. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 46, 73, 140, 289, 416, 444, 592, 605.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 654, 698; Святые преподобные отцы, просиявшие и чествуемые в Олонецкой епархии//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1860 г. Петрозаводск, 1860. С. 26; СИСПРЦ. С. 133; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 25, 27-28; он же. Преподобные Обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-1869 г. Петрозаводск, 1869. С. 20-25; Ключевский. Древнерусские жития. С. 320-322; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62; Строев. Списки иерархов. Стб. 1004; Барсуков Н. П. Жизнь и труды П. М. Строева. СПб., 1878. С. 269-270; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 309; Докучаев-Басков К. А. История Челменской пуст.//ХЧ. 1889. 7/8. С. 223-256; 9/10. С. 477-512; Зверинский. Т. 1. С. 205-206 367); Леонид (Кавелин). Св. Русь; Голубинский. Канонизация святых. С. 103, 190; Ист.-стат. и археол. описание Челмогорской муж. пуст. Каргопольского у. Олонецкой губ. в связи с ист. сказанием о житии прп. Кирилла, Челмогорского чудотворца, с прил. свидетельств о благодатных знамениях, явленных им страждущему человечеству, и службы ему/Под ред. И. Токмакова. М., 1896; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 379; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1905 г. Петрозаводск, 1905. С. 327, 330-331; Мардарьев И. Кирилло-Челмогорская пуст.: (Впечатления богомольца)//Олонецкие ЕВ. 1910. 14. С. 320-324; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 56-59; Савич А. А. Главнейшие моменты монастырской колонизации рус. Севера XIV-XVII вв.//Сб. Об-ва ист., филос. и социальных наук при Пермском ун-те. Пермь, 1929. Вып. 3. С. 62-63; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 126-130, 358; Смирнова Э. С. Записи на иконах Заонежья как источник для истории северной живописи//АЕ за 1966 год.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

1 дек. 1892 г. Г.-П. прочел студентам МДА лекцию «Антука» (en tout cas - на все случаи), подвергнув резкой критике стремление правительства использовать духовенство для сиюминутных целей, загруженность священства бюрократической отчетностью и непродуманность реформы семинарского образования при обер-прокуроре Святейшего Синода Н. А. Протасове . Помимо научной деятельности Г.-П. служил в Сергиевско-Посадской думе уполномоченным, с 20 авг. 1888 г.- городским головой. Боролся с чиновничьим произволом, в т. ч. с помощью обличительных сатирических памфлетов. Создал проекты организации всероссийского взаимного страхования и финансового контроля. Похоронен на кладбище МДА в Сергиевском посаде. Арх.: РГБ ОР. Ф. 172. К. 123. Ед. хр. 33; К. 161. Ед. хр. 33; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1015, 5056. Соч.: Описание Св. Земли//ДЧ. 1866. 12. С. 319-332; История Тридентского Собора//ЧОЛДП. 1868. Кн. 5. С. 1-104; 1869. Кн. 6. С. 105-215; О трудах архим. Михаила [(Лузина)]//ПО. 1873. 2. С. 289-310; 4. С. 658-693; Неск. слов о ст. преосв. еп. Феофана [(Говорова)] «По поводу издания свящ. книг ВЗ в рус. переводе»//Там же. 1875. 11. С. 505-540; О недоумениях, вызванных рус. переводом свящ. книг ВЗ//Там же. 1877. 1. С. 69-104; 2. С. 260-284; 4. С. 681-702; Псалтырь в новом слав. переводе Амвросия [(Зертис-Каменского)], архиеп. Московского (с введ. и прим. Г.)//Там же. 1878. 1. С. 1-16; 2. С. 17-32; 3. С. 33-64; 5/6. С. 65-128; 7. С. 129-160; 8. С. 161-192 (отд. изд.: М., 1878); О евр. рукописи Пятокнижия XII в. (из б-ки МДА). Слав. Псалтырь XVIII в., переведенная с евр.//Тр. III Междунар. съезда ориенталистов в С.-Петербурге в 1876 г. СПб., 1879-1880. Т. 1. С. 591-594; Нар. Библия во времена Христа Спасителя//ПрТСО. 1880. Ч. 26. С. 1070-1085; 2-я кн. Моисея «Исход» в переводе и с объяснениями//ВиР. 1890. Т. 1. Ч. 1. 1.С. 16-34; 3. С. 115-133; 5. С. 253-273; 7. С. 373-397; 9. С. 513-531; 11. С. 625-651; Ч. 2. 14. С. 57-72; 17. С. 269-282; 18. С. 337-357; 21. С. 534-554; 22. С. 579-597; 24. С. 707-721; 1891. Т. 1. Ч. 1. 2. С. 73-94; 6. С. 327-344; 10. С. 563-576; 11. С. 617-636; Ч. 2. 13. С. 1-21; Антука (En tout cas). Серг. П., 1894; Отрывки из «Скорбной летописи городского головы». Серг. П., 1891. Вып. 1.

http://pravenc.ru/text/166271.html

Лит.: Бусилин, Г. Поп Илиев. Български букварь [от Г. Бусилин]/На иждивение моск. купца, Ангели Николаевича Хаджогло, из града Русчук. М., 1844; Новиков Е. Православие у чехов. М., 1848. С. 95-96; Rossi G., de. Del sepolcro di S. Cirillo nella basilica di S. Clemente//BACr. 1863. An. 1. N 2. P. 9-16; Бодянский О. М. Изображения славянских первоучителей и просветителей свв. Кирилла и Мефодия на полях образа свт. Николая Скоропомощника, находящегося в афонском Дохиарском мон-ре//ЧОИДР. 1868. Т. 1. Смесь. С. 247-260; Dudik B. Neuentdeckte Fresken aus dem Leben der heil. Apostel Cyrill und Method in Rom//Mitteilungen der K. K. Central-Comission zur Erforschung und Erhaltung der Baudenkmale. W., 1869. Bd. 14. S. 1-9; Mullooly J. S. Clement Pope and Martyr, and his Basilica in Rome. R., 1869; Прахов А. В. Киевские памятники визант.-рус. искусства: Докл. в Имп. МАО 19 и 20 дек. 1885 г.//Древности: Тр. МАО. М., 1887. Т. 11. Вып. 3. С. 1-31; Кънчов В. Пътуване по долините на Струма, Места и Брегалница//СбНУНК. 1891. Т. 4. 1891. С. 79-80 (То же// Он же. Избрани произведения. София, 1970. Т. 1); Вильмс З. Г. Святые Кирилл и Мефодий, апостолы славянские. М., 18952; Белен В. Славянская икона святых Кирилла и Мефодия в базилике св. Петра в Риме//БВ. 1906. Т. 3. 10. С. 361-377; Wilpert J. Le pitture della basilica primitiva di San Clemente. R., 1906; Семеновский А. И. Памятник тысячелетию России, воздвигнутый в Новгороде 8 сент. 1862 г. по повелению Александра II. СПб., 1908; Кондаков Н. П. Македония: Археол. СПб., 1909. С. 198-199; Митов А. Базилика св. Климент в Рим и образи на св. Кирила и Методия в нея//Художествена култура. София, 1910. Т. 1. Кн. 3. С. 35-39; Иванов Й. Старински църкви в Югозападна България//Изв. на Бълг. археол. дружество. София, 1912. Т. 3. Св. 1. С. 53-73; Nolan L. The Basilica of S. Clemente in Rome. R., 19142; В. Календар у старом живопису српском: Фреске св. у Старом Нагоричану//Старинар. Београд, 1923. 1. С. 3-18; Енчев-Видю И. Халинският манастир//Изв.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010