Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1.11.1836, с. Логиново Череповецкого у. Новгородской губ.- 2.04. 1917, Москва), исследователь древнерус. и старообрядческой лит-ры, фольклора Русского Севера, археограф, собиратель. Род. в семье правосл. священника. После окончания Устюженского ДУ учился в Новгородской ДС, затем в СПбДА, к-рую окончил в 1861 г. со степенью канд. богословия. Был назначен преподавателем логики и психологии в Олонецкую ДС в Петрозаводске. Записывал народные песни, плачи, былины, предания, пословицы, поверья и заговоры Олонецкого края. Систематически начал заниматься собиранием произведений фольклора после знакомства с этнографом, собирателем устного народного творчества севера России П. Н. Рыбниковым; часть своих записей Б. опубликовал в кн. «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (М., 1867. Т. 4). В 1867 г. Б. записал крестьянские похоронные, рекрутские и свадебные плачи и причитания в исполнении народной сказительницы И. А. Федосовой (Причитания Северного края. М., 1872-1886. 3 т.; СПб., 1997п. 2 т.). Книга была отмечена золотой медалью Русского географического об-ва и удостоена Уваровской премии; опубликованные в ней тексты привлекли к себе внимание мн. рус. писателей, использовавших их в своем творчестве (Н. А. Некрасов, П. И. Мельников-Печерский, М. М. Пришвин, М. Горький и др.). Встречи со старообрядцами- беспоповцами , жившими в Олонецком крае, пробудили интерес ученого к истории и книжности рус. старообрядчества. В 60-х гг. XIX в. в «Олонецких ГВ», «Памятной книжке Олонецкой губернии», в нек-рых столичных изданиях публиковались многочисленные труды Б. по истории и этнографии Олонецкого края, фольклору, истории старообрядчества. В эти же годы Б. начал заниматься коллекционированием рукописных и др. материалов, связанных с историей Русского Севера. Е. В. Барсов. Фотография. Кон. XIX в. Е. В. Барсов. Фотография. Кон. XIX в. В 1870 г. по приглашению хранителя отд-ния рукописей и старопечатных книг Московского публичного и Румянцевского музеев А. Е. Викторова Б. переехал в Москву для работы помощником хранителя отд-ния. В 1873 г. Б. стал библиотекарем в рус. и слав. отд-нии музеев, одновременно с 1873 г. заведовал Чертковской городской б-кой в Москве. С 1883 г. являлся хранителем, затем библиотекарем Дашковского этнографического музея. В 1885 г. получил чин статского советника, в 1890 г. вышел в отставку.

http://pravenc.ru/text/77604.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Греч. Νφων], свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.). Согласно тексту пространного Жития Н., написанного иером. Петром, Н. род. в правление имп. Константина I Великого (306-337), однако этой датировке противоречит остальная хронология его жизни: Н. прожил более 50 лет, а скончался якобы вскоре после смерти архиеп. Александрийского свт. Александра († 328). Многочисленные анахронизмы ( Костомаров. 1861. С. 1; Ryd é n. 1990. P. 34-36; Каждан. 2012. С. 201-203) делают невозможным отнести появление текста Жития к раннему времени. Весьма вероятно, что в нем содержится намек на войну с Русью в 970 г. ( Иванов. 2018); это предположительная нижняя временная граница (terminus post quem) создания Жития. Верхняя граница (terminus ante quem) определяется появлением имени святителя в месяцеслове Ассеманиева Евангелия ( Срезневский И. И. Календарь из Ватиканского глаголического Евангелия// Он же. Сведения и заметки о малоизв. и неизв. памятниках. СПб., 1867. Вып. 2. С. 56), т. е. примерно сер. XI в. Имя Нифонт было, вероятно, вымышлено автором Жития, но уже с нач. XI в. встречается довольно часто. Житие Н. не является плодом фольклорной, низовой агиографии - его автор был весьма образованным книжником ( Иванов. Эсхил в Житии св. Нифонта. 1999. С. 102-103). На основании анализа сюжетного, стилистического и лексического уровней Житие встраивается в группу, включающую помимо Жития Н. Жития преподобных Василия Нового и Андрея Юродивого , свт. Григентия , архиеп. Зафара. Все тексты были созданы в К-поле в течение одного полувека, за пределами офиц. церковной среды. По всей видимости, Житие Н. было написано последним. Путешествие Н. в конце его жизни в Александрию, как и содержащаяся в Житии апология «эфиопской» расы, никак не мотивированная внутри Жития, могут объясняться знакомством автора с Житием свт. Григентия. Описания посмертных «мытарств», видения рая и Страшного Суда весьма напоминают фрагменты Житий прп. Василия и Андрея Юродивого. Вмешательство вмц. Анастасии в жизнь героя прямо отсылает к соответствующему эпизоду в Житии прп. Андрея. В «земной» части Жития Н. нет конкретизируемых деталей и персонажей, которые можно идентифицировать, мало локализуемых топонимов, мало действия, вместо нарратива цепочки молитв, наставительные поучения и ответы святого на вопросы людей о покаянии, заступничестве Пресв. Богородицы, об ангелах-хранителях, о благотворительности, смирении, о том, как противостоять козням бесов. Судя по отсутствию в древнейшем славянском переводе пространного описания Страшного Суда, явленного Н. в видении, и по путанице в нумерации глав оригинала, этого фрагмента не было в изначальной версии Жития.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Статистика Чистович Иларион Алексеевич писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Чистович защитил диссертацию на степень доктора богословия: " Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека " (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, потом управлял контролем при Святейшем Синоде и был членом учебного при Синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Чистовича: " Курс опытной психологии " (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения " История Санкт-Петербургской духовной академии " (СПб., 1857); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 - 1888 годы " (СПб., 1889); " Феофан Прокопович и его время " (СПб., 1868). Во " Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете " Чистович напечатал между прочим: " Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии " (1855) и " Проект издания российских летописей в 1734 г. " (1856); в " Чтениях " того же общества - " Выговская раскольническая пустынь " (1859), " Материалы для биографии Бецкого " (1863) и " Иона Сальникеев " (1868); в " Дне " 1861 - 1862 гг. - " Арсений Мацеевич " ; в " Православном Обозрении " - " Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г. " (1860) и " Решиловское дело " (отдельно, СПб., 1861); в " Христианском Чтении " - " История православной церкви в Финляндии " (1853), " Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с половины XVI до начала XVIII века " (1857) и " Неизданные проповеди Стефана Яворского " (1867); в " Страннике " - " Новгородский митрополит Иов и его переписка " (1861) и " Митрополит Амвросий Подобедов " (1860). В 1878 г. Чистович напечатал " Историю перевода Библии на русский язык " (2-е изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был " Очерк истории западнорусской церкви " (СПб., 1882 - 1884). После смерти Чистовича, в 1894 г. вышло в свет его сочинение " Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ " (СПб.). Все сочинения Чистовича по истории русской церкви составлены на основании архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей. См. " Памяти историка нашей академии - И.А. Чистовича " ( " Церковный Вестник " , 1893, 45); Н. Б. " И.А. Чистович " ( " Церковные Ведомости " , 1893, 46); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет " (стр. 53 - 54 и 133). Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/309

профессор Иван Фёдорович Нильский (1831–23.08.1894) профессор Иван Фёдорович Нильский Российский богослов; заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия; действительный статский советник. Биография Родился в семье сельского причетника в Псковской губернии. Путь духовного образования начал в Псковском духовном училище и Псковской духовной семинарии (вып. 1853). По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии (1857) был бакалавром, помощником инспектора академии; затем занял в ней кафедру кафедру Истории и обличения раскола и оставался на ней до конца жизни. В 1863 году он был возведён в звание экстраординарного профессора; 4 ноября 1870 года, после защиты диссертации, — в звание ординарного профессора. С 27 сентября 1878 года, в течение семи лет, был инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и членом её Правления. Наиболее известные его первые исследования учения раскольников — «Об антихристе против раскольников» (СПб., 1859), «Об издании Стоглава в Лондоне» (1861) «О священстве против беспоповцев». Главный его труд — докторская диссертация, защита которой состоялась 25 октября 1870 года: «Семейная жизнь в русском расколе» (СПб., 1869), посвящённый изложению раскольничьего учения о браке от начала раскола до конца царствования Николая I (Вып. 1: От начала раскола до царствования императора Николая I. - 1869. - 406 с.; Вып. 2: Царствование императора Николая I. - 1869. - 256 с.). В 1869 году напечатано его сочинение: «Об антихристе против раскольников (в 2-х ч.)». В «Христианском чтении» (1871, кн. 12) была напечатана, продолжившая тему диссертации, статья: «Семейная жизнь в русском расколе в настоящем царствовании». Из журнальных статей наиболее выдающиеся были напечатаны в «Христианском чтении»: «Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней» (1863), «Разбор беспоповщинского учения о лицах, имеющих право совершать крещение» (1865), «К истории раскола в Остзейском крае» (1885), «К истории духоборства и молоканства» (1886). Публикации выходили также в «Церковном вестнике» и журнале «Странник» в 1887 и 1888 годах вышли: «Официальные записки о даровании раскольникам прав и свободы в отправлении богослужения». И. Ф. Нильский был активным членом Общества любителей духовного просвещения. Обратили на себя внимание, происходившие публично в Обществе любителей духовного просвещения и затем напечатанные в «Чтениях» Общества (1873—1874 гг.) и в «Церковно-Общественном Вестнике», его прения с Т. И. Филлиповым по вопросам о клятвах собора 1667 года, о единоверии и т. п. В 1875 году, по поручению Академии наук, он рассматривал сочинение профессора МДА Н. И. Субботина, представленное на соискание Уваровской премии и за рецензию получил золотую Уваровскую медаль. Скончался 11 (23) августа 1894 года. Похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/

Василий Тимофеевич Георгиевский (06.01.1861–14.12.1923) Василий Тимофеевич Георгиевский Исследователь древнерусского искусства и церковной старины, архивист, статский советник. Биография Родился в городе Судогда Владимирской губернии в семье священника. Учился во Владимирской духовной семинарии, которую окончил в 1881 году, и в церковно-историческом отделении Киевской духовной академии (окончил в 1885 году). Преподавал во Владимирском женском епархиальном училище, служил инспектором церковно-приходских школ в Киеве и Киевской губернии. С 1901 по 1914 годы Георгиевский — уполномоченный по делам иконописных школ при Комитете попечительства о русской иконописи. В 1907—1917 годах — член Училищного совета при Святейшем Синоде. В 1911—1913 годах Василий Тимофеевич совершил три научных путешествия на Афон, доставив в Россию несколько фрагментов афонской стенной живописи и опубликовав альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914). После Октябрьской революции, в 1917—1918 годах, был делопроизводителем на Всероссийском Поместном соборе в Москве. В июле 1918 года Георгиевский вошёл в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. Принимал участие в расчистке фресок XII века в Дмитриевском соборе и фресок начала XV века в Успенском соборе во Владимире. С сентября 1918 года был членом экспедиции А. И. Анисимова в Белозерский и Ферапонтов монастыри города Кириллова, по возвращении из которой получил должность инспектора при Главном управлении архивного дела и с сентября 1919 года был назначен хранителем древних тканей Оружейной палаты Московского Кремля. Жил в Москве в Замоскворечье. Умер 14 декабря 1923 году в Москве после болезни. Похоронен на Даниловском кладбище. Дочь Георгиевского — Е. В. Георгиевская-Дружинина после смерти отца издала последнюю, подготовленную до 1917 года, научную работу отца — «Памятники старинного русского искусства Суздальского музея» (Москва, 1927). У неё же сохранилась часть архива В. Т. Георгиевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Горицы. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты За пределами монастырской ограды, на возвышенном мысу, слегка вдающемся в Шексну, расположена Введенская церковь с колокольней и домом причта. Построена она была в 1861 г., когда разросшееся вокруг монастыря село начало доставлять насельницам некоторые неудобства: в ближайшей округе на этой стороне Шексны церквей не было, и жители посещали монастырские храмы. Присутствие мужчин в женской обители было нежелательным, нужна была приходская церковь, которая и была выстроена вне стен монастыря. Действовала она в советское время дольше других и службы в ней проводились вплоть до 1941 г. Сохранились столбы ворот от разобранной во время войны на металлолом кованой церковной ограды. Рядом с церковью находилось кладбище. Раков Э. Экскурсия по монастырю//Монастырь опальных княгинь. — СПб: Концепт, 1995. В 1999 году по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия был вновь открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь. Настоятельницей была назначена монахиня Евфалия (Лебедева), на плечи которой легли труды по восстановлению разрушенной обители. Матушка Евфалия приехала в Горицкий монастырь в 1996 году. Первым храмом, в котором стало совершаться богослужение, стала приходская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенная у стен монастыря. Возрождение этого храма началось благодаря трудам православной общины села Горицы. У стен Введенской церкви располагалось сельское кладбище, на котором были похоронены поколения жителей села. В советские годы прекрасный храм обратили в тракторную станцию, высокую колокольню с изящным шпилем разрушили, кладбище осквернили. При строительстве Волго-Балтийского водного пути воды реки Шексны разлились и поглотили часть берега у стен обители - могилы сельского кладбища ушли под воду. Стараниями прихожан Введенской церкви был восстановлен придел иконы Божией Матери " Живоносный источник " , устроена колокольня. В трудах по восстановлению участвовали добровольцы из Санкт-Петербурга, других городов и даже студенты-иностранцы. Из издания Воскресенский Горицкий женский монастырь. 2008. Комментарии и обсуждение Построена в 1812 г. В советское время в ней размещался гараж, а прилегающее кладбище уничтожено. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00573

Николай Васильевич Елагин (12(9).08.1817–1891) Апологетика Жития святых Каноническое право Нравственно-аскетические труды Русская литература Николай Васильевич Елагин Духовный писатель, цензор, действительный статский советник. Биография Родился в имении Жары Нерехтского уезда Костромской губернии. Происходил из старинного дворянского рода Елагиных; один из 14 детей гвардии поручика Василия Дмитриевича Елагина (1789—1868), участника войны 1812 года. Учился в 1-м кадетском корпусе. В 1836—1840 годах служил в одном из конных полков. В 1840 году был командирован в канцелярию Министерства народного просвещения, работал в Археографической комиссии, которой со временем передал в дар собранную им коллекцию древних грамот. В 1848 году был назначен сторонним цензором в Санкт-Петербургский цензурный комитет.  С 1857 года назначен чиновником особых поручений при Главном управлении цензуры; служил до 1860 года, когда был назначен чиновником особых поручений при Министерстве народного просвещения по делам Варшавского учебного округа, но вскоре вышел в отставку. Елагин был большим почитателем Тихона Задонского, именно ему принадлежала идея основания Тихоновского женского монастыря на берегу Короцкого озера, где этот святой родился; будучи крупным помещиком, он внёс значительную сумму денег на строительство монастыря; принимал непосредственное участие в сборе житийных материалов, а также выступил в роли редактора и издателя книги «Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений» (М., 1861). Занимался Николай Васильевич и историей Саровской пустыни. Он стал автором первого капитального труда о Серафиме Саровском:  «Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила» (СПб., 1863). Состоял в активной переписке со святителем Феофаном Затворником: известно 235 их писем. Елагин постоянно подчеркивал значение монашества и особенно архиереев — преемников апостольских, поскольку падение роли епископата приводит к протестантизму. Он подвергал критике гражданскую власть, начиная с Петра I, за «мирское направление». Основной задачей он считал устранение всего, что может стеснять, подавлять проявления духовности церкви, лишать её возможности без ограничений исполнять своё предназначение — вести верующих ко спасению. Николай Васильевич Елагин скончался в 1891 году. Похоронен на кладбище С.-Петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Господня женского монастыря, могила утрачена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Ново-Осетинская. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима и епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершили Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца станицы Новоосетинской Моздокского района Северной Осетии. Никольский храм, построенный в традициях византийской архитектуры в 1918 году, считается одной из архитектурных достопримечательностей Северной Осетии. В силу драматических обстоятельств XX века архиерейское богослужение в его стенах не совершалось. 28 мая этого года архиепископ Зосима впервые посетил станицу Новоосетинскую, не так давно отметившую двухсотлетний юбилей, и выразил намерение совершить в ныне реставрируемом храме Божественную литургию, что и удалось осуществить три недели спустя. Источник: Информационно-аналитическое издание «Осетинское радио и телевидение» Никольская церковь в станице Новоосетинской – самый поздний по времени октагон в регионе. Постановление о ее строительстве было принято на станичном сборе в 1911 году: «…взамен старой деревянной маловместительной церкви, пришедшей в ветхость, построить новую кирпичную по проекту, выработанному владикавказским епархиальным архитектором Богдановым». Имеется в виду гражданский инженер Иван Иванович Богданов (1861-?). как видно из отношения строительного отделения Терского областного правления, проект церкви вызвал определенные нарекания. 27 октября 1912 года, после исправления ошибок, было дано разрешение на строительство по смете, составленной И.В. Рябикиным. Церковь освятили 10 мая 1918 года – в канун праздника перенесения мощей Николая Чудотворца. Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. - СПб., 2007. С. 140-141 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25545

Епифаний, епископ Воронежский и Черкасский (Саввич-Канивецкий) Родился около 1775 года. Образование получил в Переяславской духовной семинарии и Киевской духовной академии. В 1798 году назначен учителем Переяславской духовной семинарии. В 1800 году пострижен в монашество. С 1805 года – учитель Новгородской духовной семинарии. В 1806 году переведен учителем Петербургской духовной семинарии. В 1807 году возведен в сан архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря. 6 февраля 1808 года назначен ректором и профессором богословия Казанской духовной академии и архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 26 марта 1816 года хиротонисан во епископа Воронежского. Скончался 24 мая 1825 года (на 50-м году жизни). Погребен в Воронежском Благовещенском соборе. Труды: Слово на день святого Иоанна Златоустог о 13 ноября: «Об обязанностях наставника». – СПб., 1807. Слово на день тезоименитства императрицы Марии Федоровны и великой княгини Марии Павловны. – СПб., 1807. О благотворном влиянии святой веры на людей. – СПб., 1807. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. – СПб., 1857. – С. 138. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 220. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 220. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 295, 539, 839. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 61. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – Харьков, 1859–1861, кн. 2. – С. 431. Известия по Казанской епархии. – 1872, 8. – С. 249. Православный собеседник. – Казань, 1905, май. – С. 98. Исторический вестник. – 1882, январь. – С. 93–94, 100. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 844; т. 8. – С. 249. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 552: т. 2. – С. 1177. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иродион, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Жураковский) Происходил из малорусской дворянской фамилии. Образование получил в Киевском коллегиуме. Монашество принял в Киевском Межигорском Спасо-Преображенском монастыре, где впоследствии был избран игуменом. 6 января 1709 года там же возведен в сан архимандрита. 3 мая 1722 года хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В 1734 году ушел на покой в Киевский Межигорский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался 18 сентября 1735 года. Епископ Иродион был энергичный и настойчивый архипастырь. Он много способствовал образованию духовенства, возвышению церковного благосостояния, исправлению нравов клира и стремился устранить излишнее влияние светских лиц на церковные дела. Ревность о благоустройстве епархии нашла выражение в некоторой его резкости и суровости, что вызывало неудовольствие различных слоев общества, и он нажил себе много врагов. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. – Чернигов, 1861. – С. 68–78. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – Кн. 2. – С. 299–300. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876. – С. 68. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 25. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 25. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 25, 510. Исторический вестник. – СПб., 1905, июнь. – С. 897. Русский архив. – М., 1871, 7, 8. – С. 1897. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1892. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 5. – С. 1047. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 2364. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 137–138. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 25. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010