Тварь засвидетельствовала, что Творец во плоти явился. Ибо вскоре, по рождении Отрочати пришли от восток волхвы поклонитися Ему, пришли от востока, из страны от Иудеи отдаленной, пришли тех стран мудрецы и правители, имевшие начальства воздать честь над всеми Начальствующему; пришли узнав, яко мудрые, яко испытатели естества, рождение Его из естественного света, из света явльшияся на востоце новой, прежде в круге небесного течения не бывшей звезды. Понеже они, пришедши во Иудею во град Иерусалим, вопрошали: где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его, единственно для Него явльшуюся, на востоце, и приидохом поклонитися Ему. И как сказано было от первосвященников и книжников людских, что Христос в Вифлееме Иудейском рождается; то они и пошли в Вифлеем. И се звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, Дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча. Волхвы, видевше звезду, возрадовашася радостию велиею зело; и, пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его, и падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары – злато, и ливан, и смирну, яко драгоценнейшие той страны вещи; и радуяся потом отъидоша во страну свою 472 . Ясные доказательства, что не простый человек родися от Девы Марии, но родися Спас мира! Бог во плоти явися! Что и самое нареченное Ему от Иосифа Имя подтверждает. Ибо как скоро по рождении Его, исполнилось осмь дней: тотчас и обрезали Его исполняя Божие повеление данное Аврааму, да всяк мужеский пол обрежется во означение завета с Богом 473 . Обрезан был по закону Тот, Который сам был Законодатель, да подзаконные искупит, избавит от законные клятвы; обрезан был, да отрешит ветхозаконное наружной плоти обрезание, обрезание прообразовательное, а введет самое истинное, нерукотворное, духовное, оным обрезанием означаемое обрезание, обрезание сердца от всех нечистот плотских и от всех греховных страстей; обрезан был, да покажет, что Он не есть нарушитель закона но Исполнитель, и Основатель завета с Богом. Христос пролитием Крови начал жизнь, для искупления человеческого восприятую; пролитием Крови и окончал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

679 Ср. применение белого цвета для фона в обороте иконы «Спас Нерукотворный» (см. выше, с. 246). 681 Его определения впервые четко сформулировал О. Демус: Demus О. The Style of Kariye Djami and its Place in the Development of Paleologian Art//Underwood P. (ed.). The Kariye Djami. Princeton, 1975. Vol. 4. P. 128 ff. (см. об этом стиле: Kitzinger E. I Mosaici del periodo normanno in Sicilia. Il duomo del Monreale. Palermo, 1994; Hadermann-Misguuch L. La peinture monumentale tardo-comnene et ses prolonguments au XIII siècle//АСЕВ. 15. Vol. 3. Athènes. 1976. P. 99 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends. P. 116 ff.; Лазарев В. H. История византийской живописи. T. 1. С. 118; Колпакова Г. С. Искусство Византии. 1. С. 436 и сл. 682 Батхель Г. С. Новые данные о фресках церкви Благовещения в Аркажах на Мячине близ Новгорода//ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С. 245 и сл.; Лазарев В. H. I) Искусство Новгорода. С. 27 и сл.; 2) Древнерусские мозаики и фрески. С. 47; Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения в Аркажах. СПб., 1999. 683 Walter Ch. The Christ-child on the altar on Radoslav nartex: a Learned or Popular theme?//Studenica et Art Byzantin de l’année 1200. Beograd, 1988. P. 219 ff. 684 Cm.: Babi G. Les chapelles annexes des Églises byzantines. Fonction liturgique et programmes iconographiques//BCA. Paris, 1969. Vol. 3. P. 7, 10, 58, 61–64; Jolivel-Levi C. Les Églises byzantines de Cappadoce: les programmes iconographique de l " apside et ses abord. Paris, 1991. P. 80 ff., 338 ff. 685 Красносельцев H. Ф. Памятники древнерусской письменности, относящиеся к истории нашего богослужения в XIV в.//ПС. М., 1884. Январь. С. 93 и сл.; Муретов С. Д. 1) Исторический обзор чинопоследования проскомидии//ЧОЛДП. М., 1893. Июль. С. 19 и сл.; 2) Чин проскомидии в греческой церкви с XII до половины XIV в. (до патриарха Филофея)//ЧОЛДП. М., 1894. Февраль. С. 192 и сл.; 3) Чин проскомидии в русской церкви с XII по XIV в. (до митрополита Киприана)//ЧОЛДП. М., 1894. Октябрь. С. 485 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом создатель иконографической программы рассматриваемого «Воздуха Марии Тверской» не забывает и об ином, теофаническом, аспекте образа Христа, предстающего во всем величии своей божественной славы. Этот аспект был совершенно прозрачен, когда читались сейчас практически невидимые надписи, вышитые тонким шелком на верхних и нижних каймах рядом с образами ангелов. В свое время Н.А. Маясовой удалось различить слова «…слава ни небе и на земле…» 251 , находящие многочисленные параллели в литургических текстах и как бы вложенные в уста ангелов, прославляющих Вседержителя. Теофаническими по своей природе являются и образы шестикрылых серафимов и херувимов над ликом Христа, которые, согласно текстам ветхозаветных видений, сопровождали явления всемогущего Бога. На это же указывает и ангельское воинство на полях иконной композиции и изображения евангелистов но четырем сторонам света. В данном иконографическом контексте «Спас Нерукотворный» 1389 г. не просто евхаристический символ, но и теофанический образ, сопоставимый по значению со «Спасом в силах», который вскоре займет свое доминирующее место в центре деисусного чина русского высокого иконостаса 252 . Знаменательно, что символическая структура «Воздуха Марии Тверской», сочетающая многосоставность композиции с темой Теофании, находит ясные аналогии в западных антепендиумах и еще более близкие параллели в венецианской Pala d " Oro. К примеру, в обеих программах главный теофанический образ Христа также окружают четыре евангелиста в медальонах, а над головой Христа изображены тетраморфы и ангелы. На уже рассмотренной индитии Великой церкви, посланной в 1261 г. в Рим, над головой Христа «во славе» также показаны Силы небесные. Таким образом, речь идет об укорененном в византийской традиции иконографическом мотиве. При этом основное отличие русской многосоставной иконы состоит в акцентированном литургическом содержании, осмысленном в национально-историческом контексте. Не будет преувеличением сказать, что «Воздух Марии Тверской» 1389 г. – ключевой памятник в истории древнерусского искусства, подготовленный многовековой традицией предалтарных икон и одновременно разрабатывающий иконографические модели будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Утверждения советских деятелей, формулировки законодательных актов были одни, а реальность совершенно противоположной. Так, не выполнялись многие пункты распоряжения Вологодского облисполкома «О зданиях православных церквей и молитвенных домах (часовнях)» от 18 декабря 1944 года за 50, посвященного процедуре открытия храмов. Сельсоветы по-прежнему и часто безнаказанно без специальных распоряжений торговали церковными зданиями (продавали колхозам, артелям), разламывали на стройматериалы, занимали под складские помещения. Даже «значительным группам верующих» нелегко было добиться открытия пустующих храмов. Это подтверждают примеры со многими церквями: Покровской (с. Анхимово, Вытегорский район), Спаса Нерукотворного (с. Спас-Лом, Мяксинский район), Лазаря Четверодневного (г. Вологда), Успенской (с. Чернецкое, Грязовецкий район), Афанасия Александрийского (с. Чирково, Усть-Кубенский район) и др. В 1957 году на совещании уполномоченных Совета Г.Г. Карпов говорил: «Как известно, уполномоченный не имеет никакого аппарата и работает в области один. В силу отделения Церкви от государства, уполномоченный, как представитель органов власти, не может вмешиваться в дела Церкви, требовать от нее представления каких-либо сведений, представляющих для нас интерес в смысле изучения ее положения и деятельности (о денежных доходах, об исполнении треб, о посещаемости церквей и т.д.). Таким образом, никакими другими источниками информации, кроме личного наблюдения, уполномоченный пользоваться не может» . Это не так. Уже в первых отчетах личные наблюдения И.М. Игнатова переплетаются с точными сведениями денежных доходов, количеством совершенных треб, посещаемости по отдельным церквям, добытыми через конкретных лиц у церквей и у епархиального управления. Уполномоченный еще задолго до создания комиссий по контролю за соблюдением законодательства о культах был окружен помощниками из райгорисполкомов, осведомителями из числа духовенства и мирян. Епархию в самые трудные годы возглавляли мужественные архиереи, образованные люди: Иустин (Мальцев, 1945–1949), Гавриил (Огородников, 1949–1959), Мелхиседек (Лебедев, 1967–1972), Михаил (Чуб, 1972–1974), Дамаскин (Бодрый, 1974–1979), Михаил (Мудьюгин, 1980–1993).

http://pravoslavie.ru/31733.html

Иконография первых икон отличается вариативностью и разработанностью. Как правило, это сложная, догматически осмысленная программа, часто не менее значимая, чем в произведениях монументального искусства. Изводы икон, хорошо известные в Византии, обязательно учитывали специфику аудитории молящихся, поэтому в них вносились особые, иногда уникальные детали. Существовало и собственное иконографическое «творчество», разрабатываемое высшими церковными иерархами. Многие иконы несли представление о константинопольских или иерусалимских реликвиях, являясь списками с чудотворных и нерукотворных образов или даже своеобразным синтезом реликварных комплексов («Спас Нерукотворный» с «Поклонением Кресту» на обороте). Это позволяло русскому человеку, никогда не бывавшему в Константинополе или на Святой земле, воочию приобщиться к самым почитаемым сакральным святыням христианства. Сакральная полнота достигалась и тем, что вместе с иконами «переносились» широко известные в восточнохристианском мире действия со знаменитыми святынями Константинополя: литийные шествия, городские богослужения, объединявшие город в единое священное пространство, воспроизводившие почитание Одигитрии, Влахернской Пречистой Девы, Христа Халкитиса. В сочетании с реальными носителями святости – мощевиками, ампулами с миром или кровью святых – иконы сами превращались в олицетворения сакральных локусов. Поразительно обилие сведений источников о чудотворении икон, причем не обязательно прославленных или знаменитых. Все явления, связанные с иконами либо ими производимые, воспринимались как знаки, знамения (не случайно собственно русское наименование типа Богоматери Воплощение или Великой Панагии – Знамение), предвестия, не говоря уже о фактах прямого чудотворения. Столь пристальное внимание само по себе выступало признаком сверхвысокого сакрального статуса иконы. Ранние иконы существовали в нескольких основных типах. Это большие настолпные и настенные поклонные образы, а также иконы небольшого размера, может быть стоявшие на темплоне открытой алтарной преграды, 354 и лишь с XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, – ведь образ уже должен быть обращён в истину, – когда удалён был Моисей, когда то есть прекратились прообразы подзаконного служения и к нам явился Христос истинный Иисус, ибо Он спас „людей от грехов их“ ( Мф.1:21 ): тогда мы перешли Иордан, тогда приняли обрезание в духе через учение двенадцати камней, то есть святых учеников, о коих у пророков написано: „что камни святые катятся по земле“ ( Зах.9:16 ). Обходившие и обежавшие всю вселенную, эти святые камни суть конечно те, посредством коих и мы обрезаны обрезанием нерукотворным в духе, очевидно через Духа. Посему, когда мы призваны Хри- —493— стом в царство небесное, – ибо это, полагаю, а не другое что, означает вшествие кого-либо в землю обетованную: тогда манна у нас уже не прообразовательная, ибо мы уже не питаемся Моисеевыми писаниями, – но уже хлеб небесный, то есть Христос, питающий нас в вековечную жизнь, через подаяние Святого Духа и сообщение Своей Плоти, влагающей в нас причастие Бога и уничтожающей мертвенность (сущую) от изначального проклятия. Ин.6:35 . грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже 1843 . Есть нечто прикровенное также и в этих словах, что необходимо изъяснить. Обычно Спаситель Христос не только не лишал никогда святых славы, но напротив – увенчивал их досточудной честью. Однако-ж, когда некоторые из невежественнейших, не зная, какое имеет Он над ними превосходство, приписывали им высшую славу, тогда Он весьма благополезно убеждал их иметь более правильное о Нём представление, заставляя размышлять о том, кто есть Единородный и каким несравненным превосходством Он отличается. Но речь об этом Он составляет не особенно ясную, а несколько затемнённую и без всяких прикрас, по созерцанию самих дел или по сравнению заставляющую признавать Его превосходство. Так, например, разговаривал Он некогда с Самарянской женщиной, коей обещался давать воду живую. Женщина же, не поняв ничего из Его слов, сказала: „неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодезь?“ ( Ин.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Имея талант иконописательства, врученный моему ничтожеству…» О русском иконописце XVII века Симоне Ушакове Спас Нерукотворный. 1677 г. Государственный Русский музей XVII век в русской истории – особая эпоха, насыщенная политическими, социальными и культурными событиями. Это время расцвета государства, уже к 30-м годам восстановившегося после польского разорения, время появления первых мануфактур, активных отношений с западным миром, бурных социальных восстаний, реформ, церковного раскола. Часто культуру XVII века называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко . И действительно, она представляет собою чрезвычайно пестрое явление. В ее развитии значительную роль сыграли западные влияния, которые, ассимилировавшись, смешались с народными представлениями и художественными вкусами. XVII век – это время высокой книжной образованности общества, время последнего взлета монументальной храмовой живописи, когда создаются многочисленные ансамбли росписей (в середине века – в Москве, Владимире , в последней трети века – в Ростове и городах Поволжья ), время нового расцвета архитектуры и декоративно-прикладного искусства, а также широкой деятельности первоклассных мастеров Оружейной палаты, среди которых главное место принадлежит Симону Ушакову. Именно иконопись Симона Ушакова отражает те идеалы, которыми жила его эпоха, подобно тому, как искусство Андрея Рублева является свидетельством своего времени. Биография художника имеет немало пробелов, восстановить которые отчасти возможно по авторским надписям на иконах. Именно благодаря одной из таких надписей мы знаем дату рождения художника – 1625 (до сентября) или 1626 (после сентября) год . Кроме датировок, художник зачастую указывал и имя заказчика той или иной иконы. Известно также, что по происхождению он был дворянином, имел родственников среди духовенства и монашествующих. Помимо иконописания, Ушаков, состоя на государственной службе, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ.

http://pravoslavie.ru/770.html

не пискни, голову разможжу... и затем перестать думать об оной, – забросить подальше все напоминающее, – поискать пятен на сем солнце – и на них больше смотреть. Это довольно холодная водица на прохлаждение сердца, – особенно если безнадежность от нее зависит. Пройдет» 336336 . Своими письмами святитель Феофан многих спас от духовной смерти, многих возродил к новой жизни, многих направил на путь истины и всем указал действительные средства к нравственному усовершенствованию. Вот одно из свидетельств одного из современников святителя Феофана – присяжного поверенного М. Р. Карякина: «святитель Феофан своими письмами многих и многих обратил на правый путь покаяния и привел в разум истины, чем и воздвиг себе нерукотворный и неизгладимый памятник как в сердцах людей, обращенных им от тьмы к свету, так равно и в сердцах тех людей, которые достойно именуются истинными сынами православной церкви». О себе же лично он, Карякин, в этом отношении говорит: «Почившему старцу (святителю Феофану) суждено, было прийти ко мне на помощь в самые критические минуты, когда одною ногою я стоял уже на краю нравственной погибели. Вот тут-то он воззвал ко мне своим спасительным словом, и, под его просвещенным руководством, я встрепенулся от мрака греховного и нравственного ожил» 337337 . Однако, не смотря на такое сильное нравственное воздействие на других, святитель Феофан, по своей кротости и смирению, не считал себя руководителем и наставником других. «Вашим руководителем и наставником я пастырем перестаньте меня называть, – писал он одному лицу. Ни для кого не берусь быть таким лицом; а когда спрашивает кто, сказываю, что представляется мне подходящим» 338338 . Живя на Выше, святитель Феофан следил и за состоянием современного ему русского сектантства и раскола, а за некоторыми церковными и даже политическими событиями. На все это он откликался из своего затвора и выражал те, или другие свои взгляды, давал те, или другие советы и наставления. Так, в это время появилось рационалистическое учение Пашковцев, последователей Редстока; и святитель Феофан пишет против них, указанные ними, замечательные «Письма к одному лицу в С.-Петербурге по появлении там нового учителя веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

…В войне надежда светит нам, не в мире! Из старинной трагедии Расположенная на высоком обрывистом берегу над Окой, Рязань казалась неприступной. Земляные валы были огорожены тыном из дубовых стояков. Крутые скаты, политые водой, покрылись наледью, по которой взобраться было невозможно. Все население города и ближайших поселков поднялось на защиту родной Рязани. Немало рассказов вспомнили бойцы о том, как в старину осаждали город и половцы, налетавшие из степей, и безжалостные суздальцы, грабившие своих же русских братьев. Нелегкое дело одолеть эти огромные откосы стен, когда сверху польется горячая вода и кипящая смола. Нужно только дружной ратью встретить врагов. Воевода и бояре не сзывали больше охочих людей – теперь все улицы, все концы сами собрали свои дружины. Каждый являлся в дружину, приносил с собой меч, секиру, копье или тугой лук. День и ночь стучали молотки, кузнецы «надыманием мешным» «творили разжение железу» и ковали добротные булатные мечи. Искусные «ремественники» готовили шлемы, кольчуги, щиты и стрелы. Готовились к долгой, тяжелой осаде. Савелию Дикоросу было указано место на городской стене – над обрывистым скатом к реке. Сам воевода назначил его быть старшиной над полусотней ратников. Савелий не стоял без дела. Он позаботился о запасных стрелах и о камнях, сложенных грудами возле каждого защитника. Достал он и тяжелые секиры и шестоперы. Вместе с другими вырыл землянку, чтобы можно было в ней укрыться от непогоды. Невдалеке находился лабаз Живилы Юрятича, новгородца, где хранились пенька, соль, хлеб и другие товары. Савелий прошел к купцу и сурово спросил: – Ты, Живила Юрятич, греешься на теплой лежанке, а почему к нам на стену не заглянул? Мы и днем и темной ночью, в непогоду и в стужу стоим на страже и не видим даже горячей похлебки-пустоварки. Ты как же нам помочь думаешь? Рослый, дебелый купец в лисьей шубе поежился и заговорил грустным, слабым голосом: – Я ведь не тутошний, я новгородец. Да и когда выкатывал бочку с варом, с пупа сдернул, и теперь мне в нутре жгет. Лучше я моих молодцов-сидельщиков на стену поставлю. Только вот с делом управлюсь. Князю Юрию Ингваревичу я подарил для ратного дела десять лодок с хлебом. Теперь и вас кормить стану. Сегодня же прикажу поварихам каждый день давать твоим молодцам котел похлебки и котел крупяной каши. Может быть, Спас Нерукотворный простит мне по грехам моим.

http://azbyka.ru/fiction/batyj-vasilij-j...

Горсть – пуста, сама – беспомощна… Чем же отблагодарить Мне Того, Кто дал под солнышком Любоваться и любить? Под ветрами лучезарными В звездном кружеве дорог Мне прожить неблагодарною Богу Жизни – не дай Бог. 30 декабря 2008 г. Божий Закон У щедрого – и не убудет. Кто с Богом – тех не побороть. И не захочешь – выйдешь в люди, Когда ведет тебя Господь. Сопротивляться бесполезно: Бегущий славы – к ней бежит… Да царствует Закон Небесный, Что умудряет и живит! Мир наполняется значеньем – И притупляются соблазны. И смысл чужих вероучений Вдруг постигаешь весь и сразу. И чуешь – вечное сокрыто В попутном ветре, встречном ветре Пока не поняты орбиты – Немыслимо понять планеты. Фиалка тоже знает осень, Хоть рождена для первоцвета. А соки изумрудных сосен Сгущаются в созвездья где-то… (из заимствованного) Вездесущий и парящий – Что еще найдется выше ли? – Дух Живой и Говорящий Хочет, чтоб Его услышали. Неотмирный, настоящий, Связанный со всеми душами, Дух Святой, Животворящий Хочет, чтоб Его послушали. Жизнь дающий властью вящей Даже тем, что Бога предали, – Дух Зовущий и Святящий, Хочет, чтоб Его изведали. 2006 г. Снова вспыхнет цветами персик И затеплит слезою очи. Много в мире о жизни версий, Но Твоя лишь правдива, Отче! Ты однажды сказал: – Да будет! – И составилась жизни тайна, Та, которую слепо люди Называют теперь случайной. В явь Твою исхожу из сна я – Слово Сына коснулось слуха! Вижу персик цветущий, знаю Животворную силу Духа. Вседержитель! Повсюду свято Мощь разлита Твоя и милость. …Красотою душа крылата, Где мгновенье остановилось. Когда сума страшней острога – Добра в сердцах не удержать. …Усталая пылит дорога, И редкий дождь, как благодать. Усталая коптит душа – А ей бы Слово, ей бы Слово! Но жизнь настолько хороша, Что забывается Основа… Спас Нерукотворный А мир, как встарь, лежит во зле, Но через беды и невзгоды К Твоим святыням на земле Текут усталые народы. Так дети за руку отца Хватаются, когда им страшно… В святом скорбящие сердца Находят то, что не продажно.

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-pravosl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010