Брянск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Покровской горе. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровский храм находится в центре современной Покровской Горы, которая получила название от построенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После упразднения (вероятно, в 1500 году) самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Брянским Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года, после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием. 25 февраля 1995 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 февраля 1996 года был освящен придел во имя Преподобных Олега и Поликарпа Брянских. В этом приделе совершается Таинство Крещения. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Старый Брянск, упоминаемый в летописи в 1146 году, был полностью разрушен татаро-монголами и отстроен заново уже на новом месте. Известно, что после возрождения города в середине XIII века его центр расположился на Покровской горе. Видимо, холм на берегу реки Десны тогда и получил это название - по крайней мере, первый Покровский храм вырос здесь примерно в это время. Именно это естественное укрепление являлось центром города, именно отсюда начинался древний Брянск. Первым его правителем был князь Роман Михайлович, при котором, возможно, и построили первый, ещё деревянный Покровский храм, давший имя холму, где стояла крепость. В 1500 году Брянск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому, взял великий князь Московский Иван III, после чего присоединив его к Москве; крепостная Покровская церковь превратилась тогда в кафедральный собор. После того как Брянск принялся развиваться как важный центр на оживлённом пути из Москвы в Малороссию, в конце XVII столетия, Покровский собор перестроили в камне, и он приобрёл знакомый нам облик.

http://sobory.ru/article/?object=00659

Копорье. Собор Спаса Преображения. Крепостной собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1705. перестройка 1756-1760. Архитектор:С.А. Волков (перестройка трапезная) Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Копорье, крепость Координаты: 59.709012, 29.031457 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Копорская крепость. Спасо-Преображенский крепостной собор, начало XVI в. Разорён шведами в 1612, возобновлён в 1704–1705. В 1756–1760 по проекту арх. С.А. Волкова были пристроены трапезная и колокольня. Восстановлен после пожара в 1854–1856 гг. Разорён вновь во время ВОВ и вновь сгорел в 1962 г. Пребывает в руинах. В начале XXI в. ведутся реставрационные работы. Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада - позднейших времен. Восточная - из плиты, западная из кирпича… Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху - восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви - 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора - по 3 окна. Над папертью - колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла. В притворе, на высоте 4 аршин - малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь - из парусины. Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На иконе есть надпись: « 1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери - портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола.

http://sobory.ru/article/?object=05843

Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1661-77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений. Поначалу, в 1620-е годы на месте, где возвысил свои пять глав величественный Троицкий собор, стояла деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Но церковка совсем не соответствовала статусу этой Волжской обители, и поэтому через несколько лет церковные власти решили воздвигнуть большой храм. Новый соборный храм, освящённый во имя Святой Троицы, являлся смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. Он строился в 1651-58 годах. Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года - митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведение каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных - ярмарочных - доходов). Но у Никона, выходца из Нижегородской земли, было сугубо личное отношение к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности. Архитектурное решение Троицкого собора подтверждает его соотнесённость с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Никоном, - строить " по старине " , шатровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца иметь перед мысленным взором Успенский собор Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руководил возведением каменных храмов обители " подмастерье каменных дел " Максим Апсин, родом москвич. Заказчики соборного храма проявили известную амбициозность: для своего времени собор очень велик. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато - даже в XIX веке, монастырям приходилось расставаться с одним-двумя ярусами своих колоколен, если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но всё-таки на аршин больше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=05366

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Годы учения в Олонии Первая школа В 1883 году Василий Казанский, как позднее и его младшие братья, Григорий и Александр, был отдан в Каргопольское духовное училище. Затем он продолжил образование в Петрозаводске и в Санкт-Петербурге. Духовные школы этих столь различных между собой городов помогли развить воспитанные с детства религиозные чувства и зажечь в сердце юноши «пламенную ревность о распространении царства Божия на земле» 58 . Каргополь – самый древний город Олонецкой губернии – вплоть до 1920-х годов сохранял патриархальность Святой Руси. При населении, не превышавшем 3000 человек, в Каргополе имелось 7 приходов. Священник здесь окормлял не более 300–400 духовных чад, включая младенцев, и мог повседневно оказывать пастырское влияние на своих прихожан. По внутренней жизни каждый подобный приход приближался к духовному братству. На окраине города стоял женский, а за рекой Онегой – мужской монастырь 59 . Общее число каргопольских городских и монастырских церквей составляло 20, а число престолов в них приближалось к 80 60 . Городской Христорождественский собор – первый каменный приходской храм епархии – строился еще при Иване Грозном в 1552–1562 годах. Каждый месяц, а то и чаще, из него направлялся крестный ход в какую-нибудь городскую или монастырскую церковь в честь храмового праздника. На Преполовение «с крестами» обходили весь город, а водосвятия 6 января и 1 августа совершались на обоих берегах Онеги – духовенством собора и братией Спасо-Преображенского монастыря. У монастырской стены проходила дорога на Нименское... Были в Каргополе и чудотворные иконы – Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери, и местночтимый родник, носивший название «Волосатый», с часовней над ним. Каргопольцы любили и берегли церковную старину, так богато представленную в храмах города. Каргопольское духовное училище было открыто в 1809 году. Попытка разместить его в Спасо-Каргопольском монастыре не увенчалась успехом, и для него отвели место в самом городе. Училищное строение долго оставалось тесным и неудобным. Назначенный смотрителем в 1878 году молодой выпускник С.-Петербургской духовной академии Яков Яковлевич Михайловский (1851 – 23 октября 1903), уроженец Олонецкой епархии, видел, что местное духовенство, содержавшее училище материально, «вполне понимает и ценит науку и, в частности, весьма сердечно относится и к требованиям современной гигиены» 61 . Был произведен сбор средств, на которые удалось приступить к сооружению для училища нового двухэтажного здания. Деревянный на каменном фундаменте дом, с огромными окнами и широкими коридорами для прогулок, игр и гимнастических упражнений, строился вблизи реки и собора. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Павел (Доброхотов; 1 июня 1814 – 23 апреля 1900) выхлопотал в Святейшем Синоде 3000 рублей на достройку здания. Освящение училища состоялось 18 ноября 1882 года. Из собора в новый корпус был совершен крестный ход с чудотворной Казанской иконой 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Девятьсот дней в аду Духовенство Ленинградской епархии, награжденное медалями ’За оборону Ленинграда’ вместе со своим митрополитом Алексием (Симанским). Октябрь 1943. Фото из музейной экспозиции Успенской церкви на Малой Охте, Санкт-Петербург. К началу Великой Отечественной войны советское руководство под влиянием внешнеполитических обстоятельств вынуждено было отказаться от идеи полного уничтожения Русской Православной Церкви в стране. Перспектива надвигавшейся войны заставила правительственные органы по-иному оценить роль Церкви внутри страны и на международной арене. Однако ее положение оставалось трагичным, множество запретов затрудняло ее деятельность, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. К концу 1930-х гг. в Советском Союзе на свободе оставалось всего 4 правящих православных архиерея. В одной из крупнейших епархий страны, Ленинградской, к 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм, были закрыты монастыри и духовные учебные заведения, отсутствовала церковная печать. К этим трудностям прибавились и суровые тяготы войны и блокадного города. Ленинградскую епархию в тот период возглавлял известный церковный деятель митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В самом городе и северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, в его ведении находились Никольский кафедральный и Князь-Владимирский соборы, а также церкви: Никольская Большеохтинская, Волковская кладбищенская св. Иова, Димитриевская Коломяжская и Спасо-Парголовская. К обновленческому течению принадлежали Спасо-Преображенский собор и церкви на Серафимовском кладбище и в поселке Лисий Нос, которыми управлял протопресвитер Алексий Абакумов. Кроме того, в городе оставался один действующий иосифлянский храм - Троицкий в Лесном, где служил иеромонах Павел (Лигор). Общее количество православных священнослужителей в Ленинграде не превышало 25 человек. " Церковь зовет к защите Родины " С первых дней войны Русская Православная Церковь посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня 1941 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к верующим. Оно зачитывалось в храмах Ленинграда, и люди уходили на фронт как на подвиг, имея благословение Церкви. Глава епархии митрополит Алексий 26 июля написал свое обращение к духовенству и верующим " Церковь зовет к защите Родины " . Особенную известность получила его проповедь, произнесенная 10 августа. В ней говорилось прежде всего о патриотизме и религиозности русского человека. Авторитет и влияние Ленинградского митрополита в это время были настолько велики, что 12 октября 1941 г. Патриарший Местоблюститель в своем завещательном распоряжении именно его назначил своим преемником.

http://pravoslavie.ru/4874.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Феодоровская икона Богоматери – покровительница св.блгв. кн. Александра Невского К 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 12.02.2021 2610 Время на чтение 25 минут Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго , сила же его бе яко часть от силы Самсоновы , гласъ же его слышати яко труба въ народе» Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого благоверного князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой благоверный князь Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон , епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От старца-иерарха получил святой благоверный князь Александр первое благословение на ратное служение на защиту Руси. Спасо-Преображенский собор ( XII век) и памятник святому благоверному князю Александру Невскому (середина XX века). Название Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого благоверного князя Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Икона святого благоверного князя Александра Невского 17 век

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Закрыть Александр Невский и наше время Евгений Иванов   12:42 13.09.2021 901 Время на чтение 15 минут Источник: ХРИЗМА Иллюстрация: Св. Александр Невский. Миниатюра XVII в. Каждый год в России традиционно приурочен к юбилеям знаменательных событий или исторических деятелей. 2021-й — не исключение: страна вспоминает святого благоверного князя Александра Невского — человека, без которого невозможно представить великий путь нашей страны. Подвиг Александра Невского Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года 448 в 2021 году отмечается 800летие со дня рождения Александра Невского (1221—1263), который почитается Русской православной церковью как святой благоверный князь. Указ гласит, что празднование проводится « в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Надо признать, весьма актуальная задача, тем более в нынешние неспокойные времена. Со школьной парты нам известно имя Александра Невского — одного из величайших деятелей в истории России. Но подчас то, что кажется предельно понятным, общеизвестным, как ни странно, нуждается в напоминании и разъяснении, особенно, когда многие современники будто испытывают историческую амнезию, а порой и вовсе хамски относятся к родной истории. В чём же значение личности святого князя для России и Православной Церкви? Кем он был? Как жил? Что совершил? Александр Ярославич Невский родился в мае 1221 года в Переславле (нынешний Переславль-Залесский Ярославской области) и был сыном князя Ярослава Всеволодовича, в разные годы правившего в Переславле, Киеве, Владимире, Новгороде. Александра крестили в Спасо-Преображенском храме. Шедевр древнерусского зодчества XII века, церковь сохранилась до наших дней. Принадлежа к роду Рюриковичей, взрастая в исконно русских местах, юный княжич получил воспитание в духе верности Руси, православию, народу. Часть детства он провёл в Новгороде, где впоследствии правил (с перерывами) с 1236 по 1259 годы. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (Ярославская обл.).

http://ruskline.ru/opp/2021/09/13/aleksa...

— Скажите, пожалуйста, какие храмы Рязанского кремля требуют реставрации? В каких церквях Вы планируете возродить богослужение? — Мы планируем отреставрировать Спасо-Преображенский собор и Богоявленский храм в Спасо-Преображенском монастыре, где ныне хранятся архивы; и Духовской храм, в Свято-Духовом монастыре, где ныне расположена музейная библиотека (большая часть книг взята из дореволюционной семинарской библиотеки). Эти храмы до сего дня пребывают оскверненными, и доступ в них по сей день закрыт не только для верующих, но и для туристов. Необходимо также возродить богослужебную жизнь и в Архангельском соборе — усыпальнице рязанских святителей, где ныне располагается музейная экспозиция. Отмечу особо, что эти храмы после их реставрации будут доступны как верующим горожанам и паломникам, так и многочисленным туристам. — Какие еще восстановительные работы планируется провести в Кремле? — Мы намерены разместить на территории Кремля общедоступную библиотеку, видеотеку и фонотеку. Кроме того, мы рассчитываем, что интерес к этому культурному центру будет проявлен не только в музейно-археологическом аспекте, но и в духовном плане: планируется, что в центре будут дежурить священники, которые смогут ответить на вопросы приходящих к нам людей. — Скажите, пожалуйста, владыка: какие существуют варианты решения проблемы новых помещений для музея «Рязанский Кремль»? — Мэр города Рязани Федор Иванович Провоторов предложил очень подходящий вариант помещений для перемещения туда музея из Рязанского Кремля. Мы поддерживаем и приветствуем это предложение. Речь идет о комплексе зданий, которые являются памятниками архитектуры федерального значения, компактно расположены в центральной части города и значительно просторнее и удобнее как для обустройства экспозиции, так и для хранения фондов. Музею предлагаются площади размером более восьми тысяч квадратных метров вместо нынешних шести тысяч. После переезда музея в новые здания экспозиции могут стать более наглядными и более доступными, а также улучшатся условия работы и сохранится нынешнее материальное содержание сотрудников музея.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204969...

Соловки – славянская «Голгофа». Памяти всех пострадавших от гонений посвящается 7 февраля по новому стилю будет поминаться Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Иерей Андрей Чиженко Источник: Портал «Православная жизнь»      Соловки. В XVIII преподобным Иовом Анзерским на одном из Соловецких островов – Анзер – был основан Голгофо-Распятский скит. По преданию, святому явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Слова Девы Марии оказались пророческими. Соловки стали воистину славянской «Голгофой» XX века. В данной статье мы не ставили задачу описать историю Соловецкого монастыря или подробности житий мучеников и исповедников, томившихся в многотысячной северной тюрьме. Наша цель – передать атмосферу Соловецкой тюрьмы особого назначения, обозначавшейся в советских бюрократических документах аббревиатурой «СТОН». Воистину «СТОН» Святой Руси… Соловки – это архипелаг, состоящий из шести островов, общей площадью до 350 километров. Они находятся на севере России – в Белом море. Климатические условия там сложные. Лето короткое, тучи комариного гнуса грызут человека до крови. Зимы длинные – морозы за тридцать градусов. Монахам Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря было очень непросто молиться и трудиться в условиях русского Севера на благо родной обители и во спасение собственной души. В мае 1920 года монастырь закрыли. В течение нескольких лет богатства, накопленные веками, грабили. Выковыривали драгоценные камни из окладов икон, митр. Позже над Спасо-Преображенским собором – главным храмом обители – повесили красный флаг. В церквях и других помещениях монастыря устроили арестантские палаты. Изо всех концов Советского Союза начали свозить в лагерь архиереев, священников, монахов, дворян, бывших заводчиков, купцов, крестьян, политических оппонентов и всех тех, кто стал неугоден режиму.

http://pravoslavie.ru/90410.html

Тайны Богоявленского собора в Полоцке – Вера Федоровна, расскажите, что Вы знаете о кресте Евфросинии Полоцкой? Вы же долгое время находились рядом с матушкой Ольгой. Что она говорила Вам о месте, где может быть спрятана реликвия? – Матушка всегда говорила, что крест преподобной Евфросинии Полоцкой здесь, в Полоцке, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – В те времена матушка Ольга была певчей на хорах в Спасо-Преображенской церкви. В храм приходили люди и с собой приносили крест. Это были пожилые монахини. Они всем давали прикладываться к кресту. Прикладывалась и Ольга. Тогда никто не знал, что это за крест. Потом уже стали говорить, что это крест Евфросинии. Он очень был похож на настоящий. – Значит, матушка Ольга видела крест и даже прикладывалась к нему? – Да, не только видела, но и прикладывалась к кресту. А когда узнали, что святыня хранится за Полотой (река в Полоцке), то стали ходить туда – поклонялись и исцелялись. Было это где-то в 70-х годах прошлого столетия, – продолжала Вера Федоровна свой рассказ. – В те годы было большое гонение верующих, и крест прятали. Слушая рассказ, я вспомнил, как лично спрашивал матушку Ольгу о месте, где может находиться крест Евфросинии. И она мне ответила: «Алексей, крест здесь, в Полоцке! Я знаю это точно!». По версии инокини Ольги (Дорожко), послушницам полоцкого монастыря в 1929 году удалось обменять привезённое с собой из Полоцка в Могилев золото и простой крест на реликвию, и затем доставить крест Евфросинии обратно в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны одна из монахинь матушка Валентина хранила крест Евфросинии Полоцкой на территории монастыря, а после войны, забрав крест с собой, ушла жить за реку Полоту (ул. Слободская). Со слов инокини Ольги, крест монахини собирались закопать, «чтобы он не достался мирским властям и НКВД». Ещё в начале 70-х годов прошлого столетия монахини, хранительницы креста, предлагали матушке Ольге прийти и приложится к реликвии, но она не смогла этого сделать из-за тяжелой болезни. Меня неоднократно спрашивали: «Почему же крест в те времена не вернули назад, в монастырь?». Всё очень просто. В те годы были очень сильные гонения на верующих. И поэтому инокини старались спрятать святыню от мирских властей. Территория монастыря, его храмы и сооружения находились в очень плачевном состоянии. Крестовоздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм были почти полностью разрушены. Спасо-Преображенская церковь требовала капитального ремонта. Возвращать святыню – крест Евфросинии – в то время было просто некуда!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/21/ta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010