Освящённый в 1813 году в Белгороде - как считается, в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне - каменный Преображенский храм наследовал сразу двум пришедшим к тому времени в ветхость городским церквям. Спасо-Преображенский и Ильинский приделы имеются в соборе и сейчас. К началу XIX века эти церкви находились в аварийном состоянии. В 1805 году возникла идея упразднить эти храмы, заменив их новым - каменным, вместительным, выстроенным в новейшем архитектурном вкусе. Проект нового храма заказывали архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву - он работал и для Курска, и для Воронежа, создав в этих городах около двух десятков разнообразных построек: как церковных, так и светских. Был он выпускником Петербургской Академии художеств и стажёром Дж. Кваренги. Он, как и знаменитый архитектор, работал в стилистике модного тогда классицизма. Сохранилось письмо Владыки Феоктиста к Евгению Васильеву, в котором архипастырь настоятельно советует построить и " колокольню великолепную с часами и курантами для красы и славы всего города " . Место для храма выбрали видное - на Базарной площади, " между присутственными местами и красными рядами " . Его закладка состоялась в 1897 году. Деньги на строительство, продлившееся шесть лет, собирали всем миром - иные купцы даже жертвовали по несколько тысяч рублей. В августе 1813 года на волне патриотического подъёма, вызванного изгнанием французов из России, новый Преображенский собор был освящён. Изначально Преображенский храм был трёхпрестольным - главный престол в нём освятили в честь Преображения Господня, придельные - во имя Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского. С устройством в 1833 году второго (тёплого) этажа над трапезной добавились ещё два придела; при этом Александро-Невский придел переосвятили во имя Жён Мироносиц, наверху же были Богоявленский и Знаменский приделы. В конце 1880-х годов последние оказались упразднены, а второй этаж переоборудовали в хоры. В XIX веке Преображенский храм вёл тихую жизнь приходской церкви - все громкие события, запечатленные во многих печатных документах, вершились вокруг уничтоженного в советские годы Свято-Троицкого монастыря, в который, после переноса кафедры в 1830-х годах в Курск, была превращена бывшая архирейская резиденция.

http://sobory.ru/article/?object=03563

Выборг. Кафедральный собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский кафедральный собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1788. Архитектор:И. Брокман, Н.А. Львов (проект) Адрес: Россия, Ленинградская область, г. Выборг, Соборная площадь, д. 1. Координаты: 60.710106, 28.739324 Проезд:из Москвы: Поезд (Ежедневно), время в пути 9 часов. Из Санкт-Петербурга: с Финляндского вокзала " Ласточка " . В пути 1 час 12 минут, электричка со всеми остановками. В пути 2 часа 20 минут. От железнодорожного вокзала до Спасо-Преображенского собора пешком (около 1,5 км). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Выборгский Преображенский собор находится на южной стороне города Выборга и алтарем обращен на юго-восток. Прежде он стоял внутри древней крепости, обнесенной со всех сторон высоким земляным валом, обшитым снаружи рваным диким камнем. Этот вал, после крымской войны, по ходатайству городского начальства, во многих местах ныне уничтожен и на месте его красуются бульвары и обширные строения, каменные и деревянные. Через это самый город распространился и слился с форштадтами Петербургским и Выборгским. Таким образом, собор находится в самом центре распространившегося города. Хотя он находится в нижней части города, но помещен посреди лучшей площади, которая названа Екатерининскою, вероятно, от находящейся вблизи лютеранской церкви св. Екатерины. Площадь эту окружают лучшие здания города, как то: императорский выборгский гофгерихт (надворный суд), с отдельным домом для президента, городская ратуша, лютеранская кирка и казармы, перед которыми устроена площадь для военных парадов, а подле лютеранской церкви - сквер для прогулки жителей. По некоторым церковным бумагам видно, что Выборгский собор до 1788 года назывался Рождественским, но трудно определить, где этот собор находился. Говорят, что когда Выборг был покорен Петром Великим и когда здесь, кроме воинских команд, стали поселяться и другие лица, преимущественно из торговцев и промышленников, тогда для них и был построен первый в Выборге православный храм, но он не был новым зданием, а только был переделан из каменной лютеранской кирки, также обращенной из католического костела. Находилось это здание на северной части города.

http://sobory.ru/article/?object=00562

Ковров. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского). Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания. Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются. Источник: prvskovrov.narod.ru Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Невьянск. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Невьянск, Спасо-Преображенский собор. Каменный, пятипрестольный, заложен в 1824 году на средства заводовладельцев Яковлевых. С 1912 года присвоен соборный статус. В 1930-е годы этот великолепный храм был закрыт и изуродован - снесены куполы и колокольня, здание перестроили под производственное помещение. В 2003 году остоялось знаменательное событие - полностью восстановленный храм снова был торжественно открыт при большом стечени народа. Среди всех горнозаводчиков легендарные Демидовы, сумели первыми на Урале получить так необходимый чугун. Произошло это на Невьянском (тогда еще казенном) заводе 15 декабря 1701 года. В те времена рождение нового завода всегда было связано с возведением Божьего храма. 6 декабря 1702г. думный дьяк А.Виниус передал Никите Демидову «Память» (свод петровских предписаний) с указанием: «А у старых заводов построить церковь Божию, при которой однолично детския школы, а больным больницы были б построены...» Никита Демидов выполнил высочайшее повеление, воздвигнув на территории завода деревянную церковь «о трех престолах: первом в честь Преображения Господня (освящен в 1710г.), втором в честь Успения Божией Матери и третьем во имя св. апостолов Петра и Павла», освященных в 1712 году. Прошло столетие и при новых хозяевах завода Яковлевых возникла необходимость построить каменный храм, поскольку старый не мог уже вместить всех молящихся. 20 июня 1824г. епископ Пермский Дионисий выдал Невьянской заводской конторе разрешение на постройку каменной приходской церкви, а 10 августа в тринадцати саженях к северо-западу от Наклонной башни состоялась торжественная церемония закладки храма. В 1826г. сгорел деревянный старый Преображенский храм. Быть может, это печальное обстоятельство несколько ускорило строительство каменной церкви. 20 марта 1827г. в новом храме освятили южный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. 21 июня 1830г. был освящен северный придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 июня — центральный придел в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=01204

< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

Выступление епископа Троицкого Панкратия на заседании Патриаршего Попечительского Совета Храм Христа Спасителя, 5 июня 2006 года 5 червня 2006 р. 17:50 В Трапезных палатах храма Христа Спасителя состоялось очередное заседание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Наместник обители епископ Троицкий Панкратий рассказал членам Совета о ходе восстановительных работ в 2005 году. Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые члены Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря! Прошедший, 2005 год, явился наиболее значимый за те три года существования Патриаршего Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. За короткий срок был выполнен основной объем реставрационных работ и главная святыня обители — Спасо-Преображенский собор — был торжественно освящен 19 августа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2005 г. велись работы по воссозданию живописи в западной части собора, а также в районе хоров и на лестнице колокольни. Были вновь восстановлены композиции «Крещение Господне», «Гостеприимство Авраама или Ветхозаветная Троица», «Иисус Христос и жена грешница в доме Симона прокаженного», «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы», проведена реставрация композиций «Исцеление кровоточивой», «Христос и самарянка», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и ряда других. В настоящее время ведутся работы над композициями: на хорах — «Въезд Господень в Иерусалим», на плафоне хор — «Нагорная проповедь», «Отречение апостола Петра». В целом, несмотря на большой объем, сложность выполнения реставрационных работ, короткий срок (три года), все композиции были отреставрированы и заново написаны на высоком художественном уровне. Приемной комиссией были отмечены некоторые недоделки, которые в этот реставрационный сезон будут устранены. (Доработка композиций «Воскрешение праведного Лазаря» и «Обрезание Господне»).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203137...

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Карта и ближайшие объекты Спас-Сумарин монастырь, заштатный, в 2 верстах от города Тотьмы. Основан преподобным Феодосием (см. 28 января). Мощи преподобного Феодосия находятся зимою в Воскресенском соборе под аркою между собором и северным приделом во имя самого угодника, а весною ежегодно с торжественным крестным ходом переносятся в холодный Преображенский собор и здесь остаются в продолжение лета на месте левого клироса в серебряной раке под массивной аплике сенью; они покрыты покровом и только оставлена открытою для лобзания рука преподобного. Перед ракою, в киоте за стеклом, — чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тотемскою и Суморинскою, принесенная самим преподобным (по фамилии Сумариным) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; празднование в честь этой святой иконы бывает 28 января и 29 июня. В ризнице хранятся: часть крышки с гроба преподобного Феодосия; кожаные сапоги его с железными подковами, найденные в земле при открытии мощей его; древняя копия с духовной преподобного, писанная столбцом на свитке; железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия. Ежегодно 28 января вокруг монастыря, а 30 августа, 2 и 5 сентября в монастыре из собора города Тотьмы совершаются крестные ходы. При монастыре богадельня, странноприимный дом и открытая в 1889 году церковно-приходская школа имени преподобного Феодосия. К монастырю приписана с 1832 года Дедовская Троицкая пустынь, в 7 верстах от города Тотьмы, на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году » Спасо-Суморин монастырь – бывший мужской православный монастырь в городе Тотьме. Расположен на продолговатом мысу между речками Песья Деньга и Ковда. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX вв. отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Новгород-Северский. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Когда b XI веке в Новгороде-Северском был основан монастырь, все строения его были деревянными. Первым же каменным сооружением стал построенный в kohцe XII века монастырский собор, освященный во имя Преображения Господня. И сейчас, когда пройдя под башней-колокольней, заходишь на территорию монастыря, прямо перед глазами, в центре монастыря, возвышается величественное строение собора. Вот только не похож он совсем ни на древнерусский храм, ни на собор построенный в стиле украинского барокко. 22 января 1787 года монастырь посетила императрица Екатерина II. По личному указу старый собор должен быть разобран, а на его месте построен более величественный храм. Средства на его строительство выделила лично сама государыня. Возводился собор с 1791 по 1806 год по проекту Джакомо Кваренги. Большой массивный объем храма, который в плане имеет размеры 28х28 м и такую же высоту до зенита купола, поражает величием и монументальностью среди окружающих его невысоких построек. Большой световой круглый барабан со сферическим куполом и четыре глухие восьмиугольные барабана по углам создают торжественный, выразительный образ этого грандиозного сооружения. Три фасада украшены треугольными фронтонами. Западный фасад украшен четырехколонным портиком тосканского ордера. Южный и северный ризалиты оформлены пилястрами того же ордера. В интерьере храма - четыре пилона, соединенные подпружными арками, разделенными на 9 частей. В северном нефе находится могильная плита из красного мрамора с надписью: " Здесь похоронен граф Алексей Кириллович Розумовский (1748-1822) " . А на глубине около двух метров находится фундамент и остатки стен древней церкви Спаса, в которой святили оружие в поход на половцев воины князя Игоря Святославича. Именно отсюда отправился он вместе с сыном, племянником и братом в половецкий поход в 1185 году. В 1853 году в соборе устроили два боковых престола: справа - Успения Богородицы, слева - св. Димитрия Ростовского. Бывал ли Кваренги в Новгороде-Северском, неизвестно, но он не учел особенностей рельефа и грунта, и уже через 15 лет после завершения строительства Антону Карташевскому пришлось укреплять стены контрфорсами и купол внутренними колоннами. Собор подвергался реставрации в 1858, 1910, 1968 и в 1983 годах.

http://sobory.ru/article/?object=05573

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1156. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная Координаты: 57.805167, 28.329288 Проезд: Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе М -10 (через Новгород и Лугу), либо по трассе М-9 (через Ржев и Великие Луки). Трасса М-10 находится сейчас в лучшем состоянии. Расстояние от Москвы до Пскова — 722 км. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М-20. В Пскове вам нужен мост в Завеличье. Лучше воспользоваться не Ольгинским мостом, а мостом им. 50-летия Октября. Он выведет вас прямо к Мирожскому монастырю. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль Спасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв. Ольгинская набережная, 2, 3 Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники. Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв. Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010