Орнамент царских врат симметричен относительно вертикальной оси, он более густой и плотный в нижней и верхней части. Обычная для врат планка на оси по стыку створ отсутствует. В средней части врат орнамент более крупный и прозрачный, в его рисунке отсутствуют переплетения и многослойность. Овальные иконы Благовещения и Евангелистов малы по размерам, что подчеркивает значительность массы орнамента и его масштабность. Рокайльные щитки у левого и правого краев композиции, покрытые по поверхности сетчатым трельяжным орнаментом, и небольшие цветочные гирлянды под щитками показывают один из источников стиля врат-рококо. Другая стилистика свойственна верхней и нижней зоне орнаментики. Фантастические цветы и бутоны в многослойном густом плетении можно найти в числе декоративных мотивов искусства первой половины и середины XVIII в. Гибкость силуэтного рисунка орнаментов, заостренные окончания акантовых листьев, жесткость моделировки лицевой поверхности врат желобками и выемками, а также золочение, делают деревянные резные врата своего рода имитацией врат металлических. Сюжетные живописные композиции, а также резные потир и звезда, вкраплены в ковровый рисунок орнамента как его составные колористические и пластические элементы. Общая идея - врата райского сада - сопровождена скульптурными образами ангелов, они расположены на облаках по сторонам врат как небесные стражи. Дважды повторенное на оси изображение короны, облачные подножия ангелов и балдахин с открытым занавесом обозначают идею врат царствия небесного. Точных аналогов для Спасских врат выявить не удалось, однако по ковровому характеру измельченной резьбы ц малому масштабу овальных икон обнаруживается сходство с царскими вратами Успенского собора в Смоленске. Успенский иконостас в Смоленске датирован 1730-1740-ми гг. Он был исполнен украинскими резчиками во главе с С.М. Трусицким в стиле украинского барокко. На пономарских дверях располагались изображения архидиаконов Стефана и Лаврентия, украшенные внизу поволоченной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=15136

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТВЕРСКОЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тверской собор в честь Преображения Господня, 1903 год Тверской кафедральный собор в честь Преображения Господня (взорван в 1935 году, ведутся работы по его воссозданию) Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор ( " Спас-златоверхий " ) - древнейший каменный храм города Твери , главный собор Великого Тверского княжества - располагался в самом центре Тверского кремля на Соборной площади (площади Революции). Древний собор Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году святым благоверным великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном . Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси. С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон . В последующие годы в храме были погребены мощи святого князя Михаила Ярославича , его матери княгини Ксении и великого князя Михаила Александровича , которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык. В 1344 - 1359 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как " Святой Спас Златоверхий " . В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний храм был разобран, а на его месте построен новый собор. Новый собор Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689 - 1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский собор московского кремля .

http://drevo-info.ru/articles/13676909.h...

Тверь. Собор Спаса Преображения (утраченный). Спас Златоверхий /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тверской Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом Тверской земли. Собор находился в сердце города - центре Тверского кремля, где после пожара 1763 года был возведен Путевой императорский дворец. История собора делится на два периода: древнего храма и собора возведенного в конце XVII века. Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Святым Благоверным Великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси (Ростов Великий, Новгород и т.д.). В 1344-59 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году Великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как " Святой Спас Златоверхий " . С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи Святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и Великого князя Михаила Александровича, которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык. В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний Спас был разобран, а на его месте был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор. Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689-1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский Собор московского кремля.

http://sobory.ru/article/?object=21415

Спасо-Преображенский собор (Белозерск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор в Белозерске был построен в 1668—1670-е годы. В соборе сохранился многоярусный резной иконостас конца XVIII — начала XIX веков. В 2017 году Спасо-Преображенский кафедральный собор был передан в собственность Череповецкой епархии и стал вторым кафедральным собором епархии. Содержание История [ править править код ] Спасо-Преображенский собор города Белозерска построен во второй половине XVII века,в прошлом – главный городской собор. Принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся памятников русского зодчества этого периода, возвышаясь в историческом ядре города – в центреБелозерского кремля. Спасо-Преображенский собор, колокольня и храм Василия Великого (слева направо). Фото начала ХХ века Собор находится внутри земляного валаБелозерского кремля, построенного в XV веке при Великом князеИване III, архитектурной доминантой которого и является. В соборе сохранился многоярусный резной иконостас конца XVIII — начала XIX вв. Под центральным куполом на цепи висит паникадило, не полностью сохранившееся. Богослужения в соборе совершались до августа 1937 года: в ходе Большого террора 1937—1938 годов все священникиБелозерска, включая соборного протоиерея СергияБелицкого, были арестованы и 9 октября 1937 года расстреляны в Ленинграде. После закрытия собора его внутреннее убранство тщательно сохранялось и поддерживалось, собор принадлежал городскому музею. Заботами и трудами работников музея в 2012 году проведены ремонтно-восстановительные работы иконостаса, храма и прилегающей территории. Череповецкой епархиихрам был предоставлен во временное пользование. В это время в соборе возобновились регулярные богослужения. Так, 9 июня 2016 года, впервые за 79 лет,там состоялось архиерейское богослужение. При большом стечении верующих владыке Флавиану сослужили клирики не только города Белозерска, но и других городов Череповецкой епархии. 25 октября 2017 г. в г. Вологде Епископом Череповецким и Белозерским Флавианом и руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Л.М. Ермоленко был подписан Акт приема-передачи в собственность Религиозной организации «Череповецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Белозерска, являющегося объектом культурного наследия федерального значения.» Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рославле 5 июня 2010 г. 15:58 Днем 5 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Смоленскую и Вяземскую епархию , прибыл из Десногорска в Рославль, где посетил Спасо-Преображенский мужской монастырь. У врат монастыря Его Святейшество встречали наместник игумен Сергий (Зятьков), губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, глава Рославльского района А.М. Иванов, представители региональной администрации, братия обители и воспитанники гимназии при монастыре. Святейший Патриарх Кирилл прошел в Преображенский собор монастыря, а затем осмотрел гимназию. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с крыльца собора. Святейший Владыка вспомнил, как посещал монастырь в 1985 году, и поблагодарил епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта и наместника игумена Сергия за труды по возрождению Преображенской обители. В заключение Святейший Патриарх Кирилл посадил дуб в парке рядом с монастырем. Рославльский Спасо-Преображенский монастырь расположен в г. Рославле на левом берегу небольшой речки Становки. Год основания монастыря неизвестен, некоторые авторы относят его к 1560 г. В 1611 г. монастырь был полностью разграблен войсками Сигизмунда III. В 1634 г. монастырь стал восстанавливаться. Была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня. В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду заштатных и стал приходить в упадок. К концу XVIII века обитель была упразднена. К этому времени относится уникальное явление в духовной жизни России — пустынножительство в рославльских и брянских лесах. Возобновлена Спасская обитель была в 1864 г. Ко времени открытия в монастыре уже действовал Спасо-Преображенский собор, построенный в 1819 г., братские келии, игуменский дом. Все постройки были каменные. В 1872 г. в монастыре был освящен храм в честь Александра Невского. В начале ХХ века монастырь был третьеклассным, управлялся игуменом, число братии  — около двадцати. Закрыт монастырь в 1929 г. В монастырских постройках разместился музей, в соборе — зернохранилище. В 1942 г. Спасо-Преображенский собор был открыт как приходской храм. Решением Священного Синода монашеская жизнь в обители была возобновлена в конце 1996 г. Со дня открытия монастыря при нем действует православная гимназия. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1174075.ht...

Местоблюститель Патриаршего престола посетил Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга 3 января 2009 г. 01:31 2 января Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , прибывший в северную столицу для участия в праздновании 100-летней годовщины блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, совершил также паломничество к святыням Санкт-Петербурга. Он, в частности, посетил Спасо-Преображенский собор, в котором хранится образ Спаса Нерукотворного родительское благословение императору Петру I. Эта икона, написанная знаменитым московским иконописцем С.Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича, была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве. Преображенский храм был возведен по повелению императрицы Елизаветы Петровны на месте штаба гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка. При освящении его в 1754 году присутствовала сама государыня. Во время царствования императора Павла полковой Спасо-Преображенский собор получил почетное название «собор всей гвардии». После пожара в 1825 году он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Главный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. Настоятелем Спасо-Преображенского собора является протоиерей Николай Гундяев. В слове к прихожанам митрополит Кирилл рассказал: «Первый раз я пришел сюда в далеком 1951 году, когда моего отца иерея Михаила из храма на Смоленском кладбище перевели в Спасо-Преображенский собор. Отрочество мое проходило в этом храме, я помню, как по четвергам отец мой служил здесь акафист святителю и чудотворцу Николаю, как много собиралось здесь прихожан этот большой храм был почти полон. Я помню возвышенное пение, совершавшееся всем народом. В этой благодатной обстановке происходило мое возрастание от отрочества к юности». «Радостно сегодня, войдя в храм, увидеть его в таком благолепии», сказал далее Патриарший Местоблюститель, высказав мнение, что, пожалуй, за всю историю свою храм не выглядел так красиво, как сейчас. Это можно сказать и про другие соборы города Петербурга, подчеркнул он. «В каком-то смысле то, что происходит с нашими храмами, отражает происходящее в стране: после очень трудных лет наш народ, выйдя из тех страданий, которые выпали на его долю, быть может, медленно, но, надеемся, верно встает на единственно спасительный путь это путь, на котором мы свои собственные человеческие усилия соединяем с помощью Божией. Если человек живет так, если следует этому пути, то силы его удесятеряются, так же и силы народа становятся во много крат больше. Верим, что Господь в ответ на молитву мучеников и исповедников, в ответ на молитву всей Церкви приклонит к нам Свою милость», отметил владыка Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/519950.htm...

Архиепископ Виктор призвал верующих возродить самый древний собор в Твери Тверь. 14 декабря 2007 г. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор призвал верующих внести посильный вклад в воссоздание духовного центра в Твери и ее главного православного символа - Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора, сообщил РИА Новости в пятницу представитель Тверской епархии Русской Православной Церкви.  " Благодаря подвижничеству небесного заступника - святого благоверного князя Михаила Тверского в городе был возведен Спасо-Преображенский кафедральный собор, из-за величия которого на протяжении семи с половиной веков Тверь именовали городом Святого Спаса. В 1935 году святыня была разрушена. Рака с мощами святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского была утрачена но сохранились обмеры храма, его чертежи и часть икон " , - рассказал собеседник агентства.  По его словам, это дает возможность восстановить собор в его историческом виде. " Уже начался сбор средств на возрождение храма " , - добавил собеседник агентства.  Спасо-Преображенский собор в Твери был заложен в 1285 году Великим князем Михаилом Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси, построенным после монголо-татарского нашествия.  В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний Спас был разобран. На его месте в 1689-1696 годах был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор, практически в неизменном виде простоявший до момента разрушения.  В 1934 году по распоряжению советских властей Спасо-Преображенский собор начали последовательно уничтожать. Рака с мощами Святого Михаила Тверского, уцелевшие иконы, картины и церковная утварь оказались в запасниках тверского музея. Кресты были сброшены, а уникальные колокола собора, в том числе и знаменитый тысячепудовый, разбиты.  Сам собор был взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года. В 1992 году в ходе археологических исследований найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение, создана документальная и научная база для начала работ по восстановлению храма. 14 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25211.html

Спасо-Преображенский собор (Углич) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор города Углича, расположенный на берегу Волги в Угличском кремле. Собор, построенный под руководством Григория Федорова в 1710-е гг на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века. Содержание История [ править править код ] Спасо-Преображенский собор Угличского кремля стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце 10-начале 11 вв. князь Ростова Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом в честь Похвалы Богородицы. В первой половине 13 в. рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго еще была приписана к нему. Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг. его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от Палат. Собор был с одной главой и стоял на четырех столпах. Он поднимался на подклете. С трех сторон его окружала галерея. В Смутное время в соборе был похоронен царевич Димитрий, погибший в Угличе. В 1611 г., во время польского нашествия в храме укрывались жители города. Но враги ворвались в церковь и перебили их, а собор подожгли. После ухода поляков Спасо-Преображенский собор был восстановлен в числе первых. В конце 17 в. храм снова обветшал, и в 1700 г. было получено разрешение царя на строительство нового, более крупного храма. Уже в 1706 г. новый храм был освящен. Иконостас был установлен в 1853 г. и выполнен в стиле «нарышкинского барокко». Он украшен роскошной резьбой. Все его иконы являются древними. В 19 в. фасады храма были перестроены. Северный Похвальский придел, южный портик и западная паперть были возведены в 1830-1840-х гг. в классическом стиле. В 1929 г. собор закрыли и передали его в ведение музея. Начиная с 1990-х гг. в соборе время от времени совершались церковные службы. С 2004 г. службы проходят каждое воскресенье и в праздничные дни. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе располагается экспозиция, посвященная древнерусскому искусству, для осмотра доступен интерьер храмовой части. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Спасо-Преображенский собор (Губкино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор в Губкине – второй по величине в России после храма Христа Спасителя. Строился собор с января 1993 года до августа 1996 года. В создании ансамбля СпасоПреображенского собора приняли участие российские, украинские, белорусские, чешские и греческие специалисты. Содержание История [ править править код ] СпасоПреображенский собор – второй по величине в России после храма Христа Спасителя. Идея строительства этой духовной обители принадлежит руководству и администрации ОАО «Лебединский ГОК» во главе с генеральным директором Анатолием Тимофеевичем Калашниковым. Именно благодаря его незаурядным организаторским способностям, личной инициативе, неуёмной энергии и подлинном подвижничестве и всего коллектива комбината, началось строительство храма примирения в память о погибших в годы Великой Отечественной войны на Черноземье. Строился собор с января 1993 года до августа 1996 года. В создании ансамбля СпасоПреображенского собора приняли участие российские, украинские, белорусские, чешские и греческие специалисты. 26 сентября 1996 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора. СпасоПреображенский собор – пятипрестольный. Главный алтарь Спаса Преображения, два придела – во имя священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского, и в честь Песчанской иконы Божией Матери ( в верхнем храме), придел во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших ( в крестильном храме), и алтарь во имя Святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского (в нижнем храме). Для колокольни собора голландской королевской фирмой «Петит и Фритцен» изготовлены 11 колоколов, самый большой из которых весит 6,2 т, самый маленький - 10 кг. Слева от главного алтаря находится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощь в родах». Она освящена в Новгороде в XVII веке. Каждое воскресение перед этой иконой совершается водосвятный молебен, испрашивается заступничество Божией Матери. О полученной помощи свидетельствуют многочисленные ювелирные украшения, принесенные в знак благодарности.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Великий Устюг. Устюжский Спасо-Преображенский женский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1422. Адрес: Вологодская обл., Великоустюжский р-н, г. Великий Устюг Координаты: 60.760829, 46.306633 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года, о чем свидетельствует надпись на западной стене Спасо-Преображенской церкви. В 1764 году был ликвидирован с переводом в Иоанно-Предтеченский монастырь, а Спасо-Преображенский собор превращен в приходскую церковь. 19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал СпасоПреображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Спасо-Преображенского храма. Когда были построены первоначальные Преображенские церкви неизвестно, но они существовали до 1422 года, так как монастырь был образован уже при существующих церквях. Согласно Писцовой  книге 1676-1683 годов в 1679 году обе деревянные церкви и колокольня с 10 колоколами сгорели, на их месте была построена одна деревянная (сгорела в 1715 году). Лишь в 1689 году рядом с деревянной церковью начато строительство каменной холодной церкви во имя Преображения господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределами во имя Богоотца Иоакима и Анны, а также колокольни. Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм был построен в 1669 году. освящен архиепископом Великоустюжским и Тотемским Александром 6 августа 1697 года. По своей архитектуре напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо=западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах и внешнем убранстве (В убранстве Спасо-преображенского храма использовано большое количество изразцов местного производства).    Сени и своды в алтаре Спасо-преображенского собора были украшены в 1756 году живописными изображениями. По западной стене  церкви под сводами были построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей. Предалтарный иконостас резной золоченый. Возведен в 1697 году, через год после постройки храма, по заказу архиепископа Александра. Иконостас поражал пышностью своего орнаментного убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капетелями.    

http://sobory.ru/article/?object=03694

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010