Иконография Смоленской иконы Богородицы По типу изображения Смоленская икона относится к весьма древнему иконописному изводу, называемому Одигитрия, что значит Путеводительница. Действительно, Богоматерь в известном смысле является путеводительницей ко Христу, поскольку именно через Неё произошло воплощение в мир Спасителя. 10 августа, 2012 По типу изображения Смоленская икона относится к весьма древнему иконописному изводу, называемому Одигитрия, что значит Путеводительница. Действительно, Богоматерь в известном смысле является путеводительницей ко Христу, поскольку именно через Неё произошло воплощение в мир Спасителя. Согласно легендам, особо почитаемая на Руси икона Божией Матери « Смоленская » попала к нам из Византии ещё XI веке. Проверить сейчас это предание затруднительно, т.к. оригинал Смоленского образа был утрачен во время Великой Отечественной войны. Все нынешние «смоленские» иконы являются лишь списками с оригинала. Ныне чтимая Смоленская икона Богородицы По типу изображения Смоленская икона относится к весьма древнему иконописному изводу, называемому «Одигитрия», что значит «Путеводительница».  Действительно, Богоматерь в известном смысле является путеводительницей ко Христу, поскольку именно через Неё произошло воплощение в мир Спасителя. Но иконы типа «Одигитрии» особо подчеркивает этот момент: на них Богородица непосредственно указывает рукой на Того, Кто есть «Путь, Истина и Жизнь».                   Икона Богородицы «Одигитрия», Кипр, XII век Конечно, стоит помнить, что все Богородичные иконы, особенно те, которые писались непосредственно после 7-го Вселенского Собора, навсегда утвердившего иконопочитание, несут одно самое главное смысловое наполнение: свидетельство истинности Боговоплощения. Все прочие иконографические нюансы в отношении этого смысла носят характер вспомогательный и вторичный, хотя порой именно нюансам и принято придавать превалирующее значение. «Одигитрия», мозаичная икона, Византия, XIII век «Одигитрия». Поствизантийская икона XVI века

http://pravmir.ru/ikonografiya-smolensko...

Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Появившиеся в раннехрист. искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Др. Руси. Нек-рые иконографические изводы сохранились почти без изменений, напр. образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии К-польской, 876; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре ц. Св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр., в ц. Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Св. Софии К-польской, 1118; в соборе Гелатского мон-ря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в неск. вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с прор. Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись ц. Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в рус. традиции известно как «Знамение» , напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, до 1169; мозаика нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к к-рому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская , Тихвинская , Казанская и др.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Особенно примечательны иконы, идущие от царских врат: первая икона Спасителя, вторая икона св. Троицы с чудесными венцами; датированная икона Владимирской Божией Матери с деяниями, прекрасно реставрированная Чириковым. Эта икона XVI века, разделенная на 9, частей изображает деяния Богоматери (Рождество, Покров, Благовещение и пр.). Среднее нижнее - изображает собор прекрасных архитектурных форм. Краски иконы - выдающейся красоты; композиция рисунка чарующей строгости и линии. Все эти девять деяний в 1783 году были обложены по краям лишь серебряным, узорчатым бордюром. В этом же характере древнего письма иконы Спаса Смоленского с припадающими у его ног семью святыми и иконы св. Троицы и Тихвинской Богоматери, без окладов, но несколько позднейшего времени. Красива еще (налево от иконостаса) икона Иоанна Богослова в венце и с цатой, очень старинного письма: она помещается на северной стене храма в простенке между окнами, в киоте того же стиля, как и иконостас. Иоанн Богослов изображен в размере больше натуральной величины человеческого роста, но не во весь рост, а только по колени, с наклоненною налево головой. Выражение лица Евангелиста задумчивое, строгое. Интересна также икона Божией Матери под названием " победы над Темир Аксаком (Тамерланом) " , недавно реставрированная. Но эта реставрация, особенно 90-ых годов XIX столетия, была очень неудачна, вследствие чего древнее письмо совершенно испорчено. Испорчена реставрацией и находившаяся прежде по левую сторону от царских врат икона Сретения, испорчен образ свв. Антония и Феодосия. В алтаре холодного храма заслуживают упоминание: запрестольный восьмиконечный крест, икона Божией Матери Владимирской, и вторая икона Владимирской Богоматери - с рукоятью, за жертвенником. Образ Тихвинской Божией Матери - 1719 года. Здесь же икона Бога Отца и Бога Сына с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечею, а в воздухе лики Архангелов и Ангелов. Этот образ не подвергался переделке: краски его сохранили всю свежесть тонов. В церкви прелестны паникадила, из " зеленой меди " , сходные с паникадилами заграничной работы XVII века находящимися в Вологодском кафедральном Соборе и потому, вероятно, не русской работы.

http://sobory.ru/article/?object=49826

Смоленская-Белгородская В Белгороде Курской епархии совершается празднование Смоленской иконе Божией Матери в воспоминание чудесного явления сей иконы в соборном храме в честь иконы Смоленской Богоматери. Накануне 2 октября ежегодно совершается торжественный крестный ход с чудотворною иконою из собора в часовню близ собора, откуда после молебствия с акафистом возвращается в собор. 28.07. Смоленская – в Воронеже В Благовещенском Митрофановом монастыре в Воронеже находится благодатная икона Смоленской Божией Матери. Икона эта огромного размера, на ней серебряная позлащённая риза, весом два пуда. По преданию, эта икона находилась первоначально в Предтечевом монастыре в г. Азове. По обратном возвращении туркам Азова, в начале прошлого столетия, монастырь был переведён в нынешний Богучарский уезд и соединён с существовавшею тогда Успенскою пустынью (ныне Донецкий Предтечев монастырь), а икона Смоленской Божией Матери была перенесена в Троицкий Борщов монастырь, в Коротоякском уезде, а оттуда при преосвященном Иоакиме (1730–1742) была перенесена градскими священниками в Воронежский Благовещенский собор. В настоящее время Эта икона находится в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря, на втором левом столбе, в богато устроенном киоте. В том же Митрофановом монастыре хранится и другая (Смоленская свято чтимая икона небольшого размера. Эта икона была келейною у святителя Митрофана. 30.07. Оконская Свято чтимая икона, именуемая Оконской, находится в селе Лыскове Нижегородской губернии. Оконская 64 Ирмос – первый, главный стих церковного гимна, показывающий содержание прочих его стихов. – Ред.. 71 Приводится чтимый список с чудотворного образа, который находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря – Ред.. 73 Приводится древний список с чудотворного образа, который находится ныне в Богоявленском соборе, в Костроме – Ред.. Читать далее Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Неприятели отступили от города с великою потерей. В благодарность жители построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в который в 1618 году из Москвы была привезена чудотворная икона. Списки чудотворной иконы возили со своими войсками многие русские полководцы. Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая " Умиление " . 14 октября (1 ст. ст.) Празднование Псково-Покровской иконе Божией Матери во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием. Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица и преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями киевским и псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Празднование сей иконе совершается в благодарность за победу над турками и татарами в войне 1736 -1740 годов. См. 28 августа: икона Успения Псково-Печерская. Ярославская-Смоленская икона Божией Матери. 25 октября (12 ст. ст.) Икона Божией Матери Ярославская-Смоленская   Икона Одигитрии Смоленской явилась в 1642 году 12 октября (ст. ст.) архимандриту Сергиевой лавры Адриану. Икона стояла в его келии, и однажды ночью во время сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братиею вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских дверей, на правой стороне. Калужская икона Божией Матери 25 октября (12 ст. ст.) Калужская икона Божией Матери явилась в имение боярина Василия Кондратьевича Хитрово в селении Калужки Калужской губернии в 1748 году. Во время разборки чердака боярского дома одна из дворовых девиц, именем Евдокия, дерзнула плюнуть в изображение на найденном полотне и была поражена невидимой силой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Богоматерь Тихвинская. Россия. Начало XVIII в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия). Тихвинская икона Божией Матери Тихвинская икона Пресвятой Богородицы (празднование ее 26 июня) почитается в России с 1383 г. Она ближе всего к византийскому типу Одигитрии Богоматерь Тихвинская. Россия. Первая половина XVII в. Музей икон. Реклинхауэен (Германия) Елеусы (Милостивой). Н. П. Кондаков считает, что Тихвинская икона воспроизводит появившийся уже в Византии вариант Елеусы 166 . Как бы то ни было, здесь в классическом типе византийской Одигитрии появляются некоторые изменения. Младенец Эммануил изображен уже не прямо обращенным к зрителю; Он повернут к правому плечу Матери, а лик Его изображен вполоборота. Он так же прямо сидит на левой руке Богоматери, но поза Его уже не столь церемониальна. Правая Его нога под простым гиматием (без золотой разделки) повернута так, что ступня ее видна из-под полувытянутой левой ноги. Также и Его жест благословения менее величествен: Младенец не простирает торжественно всю руку, а лишь поднимает кисть для благословения. Фигура Богоматери несколько сдвинута в правую сторону иконы. Не теряя Своего величавого выражения, превыше всех человеческих чувств, Тихвинская Одигитрия слегка склоняет голову к Младенцу Эммануилу. Взгляд Матери обращен не на Младенца, но вся Она обращена к Нему и Ее задумчивое и печальное выражение являет нам Одигитрию милостивую, молящуюся Своему Сыну за падший мир. Воспроизведенная здесь слева икона восходит, вероятно, к XVI в. 167 Несмотря на поздние поправки, в ней видна рука большого мастера. Икона того же типа, воспроизведенная справа, характерна для русской иконописи XVII в. Сравнение этих двух икон может дать понятие о той свободе, которая предоставляется художнику при передаче одного и того же иконографического типа. Богоматерь Казанская. Россия. Конец XVI в. Частная коллекция Казанская икона Божией Матери Казанская икона Богоматери (празднования ее 8 июля и 22 октября) была явлена в 1579 г. «Явлением» иконы согласно принятому в старых летописях и житиях святых словоупотреблению называется какое-либо чудесное событие, чрез которое неизвестная дотоле икона становится новым источником благодати. Сказание о явлении иконы Богоматери в Казани, столице татарского ханства, незадолго перед тем покоренного русскими, представляет типичный пример такого события. Пресвятая Богородица несколько раз являлась во сне одной девочке, повелевая указать церковным и светским властям место, где лежит под землей Ее чудотворная икона. Ни клир, ни светские власти не поверили девочке. Но ей и ее матери удалось откопать икону. Эта новоявленная икона Богоматери была с великой честью перенесена в собор, где от нее произошли чудеса. Эта икона сопровождала народное ополчение, которое в 1612 г. освободило Москву от поляков. В 1812 г. Казанская икона вместе со Смоленской хранила русское войско. Историческую роль Казанской Богоматери в России можно сравнить с ролью Влахернской Богоматери в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Кроме Городецкой Покровской пустыни, преподобный Авраамий в разных местах основал еще несколько монастырей. Последний из основанных им монастырей был Чухломский, на берегу Чухломского озера, против города Чухломы. По имени этого монастыря и Авраамий получил название Чухломского. Поэтому и обретенная им икона Божией Матери Галичская называется еще и Чухломской. Икона «Знамение» Абалацкая. Сведения о ней помещены под 27 числом месяца ноября. 21 июля Вычегодская икона. Об этой иконе сведений не имеется. 23 июля Почаевская икона. Сведения о ней помещены под 8 числом месяца сентября. 28 июля Икона Одигитрия Смоленская Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери. После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Портаитисса " , Иверская икона Божией Матери. Афон. Иверский монастырь. IX век. Прп. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона Прошло более полутора веков. 31 марта 999 года икона явилась у Святой горы Афон . В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой ( Вратарницей ). Икона и по сей день хранится на Афоне. Чтимые списки в России " Портаитисса " , Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона. Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы , а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор . 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

http://drevo-info.ru/articles/13806.html

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. вновь открылся приход в честь Владимирской иконы Божией Матери. Священником был назначен Александр Вавилович Рыбалов. После освобождения Харькова в 1943 г. приход снова был закрыт, а священник арестован. В 1959 г. отец Александр умер во львовской тюрьме. В 2012 г. была возобновлена деятельность религиозной общины. На тот момент не было точно известно название новоселовского разрушенного храма, и по благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского, община была названа в честь Смоленской иконы Божией Матери. 10 августа 2013 года, по благословению Высокопреосвященейшего Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского, на территории парка-стадиона «Свет шахтёра», в Карповском саду, состоялся праздничный молебен с пением акафиста в честь празднования Смоленской иконы Божией Матери, для чего был установлен палаточный храм. Молебен совершил иерей Сергий Дамманс со священнослужителями епархии, приехавшими на праздничное богослужение. В мероприятии участвовали жители прилегающего района, члены церковной общины Смоленской иконы Божией Матери. В 2012 году была создана община в честь Смоленской иконы Божией Матери, инициатором которой был Высокопрееосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, и от которого было получено благословение на её создание. Следует отметить, что в этом районе нет вообще никакого храма. Икона Смоленской иконы Божией Матери была издавна защитницей канонического православия, передачи и сохранения его духовных традиций от православной Византии. В 2014 году у Министерства обороны Украины было взято в аренду историческое здание Духовной Семинарии, которое служило санитарной частью для училища летчиков. Сейчас стараниями отца Сергия Дамманса и старосты православной громады Анатолия Афанасьевича Стадника оно приводится в надлежащее для отправления служб состояние. Жители округи и активисты общины верят, что смогут добиться того, что на этом месте Карповского сада будет возведен храм в честь защитницы канонического православия и западных рубежей Руси. Планируется, что храм будет состоять из двух ярусов: верхнего - в честь Смоленской иконы Божией Матери, и нижнего - в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=41997

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010