Книга первая Глава 1. Предисловие о смерти Константина. Недавно все народы торжественно праздновали второе и третье десятилетие 2 великого василевса, недавно также, по случаю двадцатилетия, мы величали гимнами 3 сего доблестного победителя 4 , окруженного сонмом слуг Божьих 5 , даже сплетали венцы словес встречая его тридцатилетие и уже заранее, в самом дворце украшали ими священную главу его 6 . Но теперь язык костенеет в устах, – теперь, при всем желании произнести нечто обычное, пораженный одним дивом необыкновенного видения, он не знает, к чему обратиться. Куда ни устремится напряженная мысль, на восток или на запад, на всю землю, или на самое небо, – везде видит блаженного василевса неразлучно с его царством. Над землей господствуют его дети 7 , и как некие новые светила все озаряют лучами отчего света. В них живет он своей силой и, умножаясь их преемственностью, управляет целой Ойкуменой лучше прежнего. Приняв еще задолго достоинство кесарей 8 , теперь облеклись они во все величие отца, украсившись знаками его почестей, теперь явились они автократорами 9 , августами 10 , кесарями ( Κοισαρων), василевсами. Глава 2. Еще предисловие – о царственных сыновьях его. Сильно поражается ум, видя, что недавно живший в смертном теле, недавно находившийся с нами, и теперь, по окончании жизни, когда природа все излишнее обличает, как чуждое, непостижимо остается в том же царском доме 11 , с теми же почестями и хвалебными песнями, а между тем, простирая взор к небесному своду, мы представляем, что блаженнейшая душа его, обитает и там с Богом. При мысли, что, сбросив всю эту смертную и земную одежду, она облеклась в блистательную ризу света и живет не как оставленная в течение долгого времени среди смертных, но как украшенная неувядаемо цветущим венцом и почтенная бессмертием нескончаемой и блаженной жизни в вечности, при этой мысли ум цепенеет и остается безгласен, не может произнести ни одного слова и сознает свое бессилие; осудив же себя на молчание, он предоставляет лучшему украсить ее достойными похвалами, так как один Бессмертный, одно Слово Божье имеет силу утверждать свои определения. Глава 3. О том, что царей благочестивых Бог удостаивает чести, а тиранов губит.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

«Наталья, не лезьте в президиум!» (+ВИДЕО) Беседа с писательницей Натальей Сухининой о жизни и творчестве Елена Козенкова Известный православный автор Наталья Сухинина почти все свои книги (а их уже больше двадцати) написала на основе реальных историй. Конечно, в них есть и элементы вымысла, но чаще всего они незначительны. Трудно сказать, кто кого находит быстрее: Наталья Сухинина – истории для своих книг или истории – ее. Истории из жизни настолько интересны, что подчас ничего не нужно придумывать, – утверждает сама писательница, – будь то захватывающий сюжет о любовном треугольнике, рассказ о судьбе человека или современная семейная драма. Сложнейшие ситуации – близки и узнаваемы. Но неизменный свет в конце туннеля, который предлагает автор, пожалуй, можно выразить одним словом, духовным и древним, – это слово «агапэ». В переводе с древнегреческого оно означает форму жертвенной, бескорыстной любви. Горькие опыты – Вы изучаете женские судьбы. Вы изучаете женщину в современном мире. И по вашим книгам видно, как сегодня ей нелегко живётся. Скажите, неужели в нашей жизни нельзя обойтись без страданий? Потому что ваши героини очень много страдали и страдают. Да, вы показываете, что это страдания – очистительные, что они обретают в этом свою опору. Но неужели сегодня, в наше время, по-другому нельзя? – Всё, что мы называем страданиями, – это всё горький опыт нашей греховной жизни. Приобретая этот опыт, мы мудреем и больше верим в Божью силу, Божье предназначение. Эта цена страдания, она очень высокая! И поэтому страдание просто есть – в силу того, что Господь нам заповедовал жизнь одну, а мы своими греховными поступками извращаем эту жизнь. Господь нас выравнивает, подводит к тому, что Он задумал, к тому, что Он от нас ждёт. Конечно, это больно. А как иначе? Но это же прекрасно. Мы выравниваемся, мы постигаем какую-то Божью мудрость великую. – Получается, что сегодня быть женой-мироносицей – очень трудная задача. Потому что жена-мироносица в нашем, российском понимании – это женщина, которая обладает такими качествами, как терпение, кротость, самопожертвование. При этом она мужественна, сильна, способна преодолеть массу проблем. И она должна нести тот самый мир людям, в семью, в коллектив, если она работает. Не слишком ли много задач? Мне кажется, это трудная роль. Возможна она в сегодняшней России?

http://pravoslavie.ru/130382.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Эстетика. Литературная критика. Стихи и проза Филокалия — любовь к красоте, как истинная форма богословия. Красота как Имя Божье и «определение» того, что Он создал, как суть и цель творения. Святость это прежде всего красота. Соловьев мечтал построить эстетику всю свою жизнь, но, к сожалению, ему это не удалось. Однако, с самых своих ранних работ и до конца его философия оставалась сущностно эстетичной, всегда имплицитно затрагивая эстетику или вполне эксплицитно её развивая. Ещё в первой крупной соловьевской работе «Философские начала цельного знания» эстетика становится на первый план. В этой антологии мы попытались собрать работы Соловьева, посвященные эстетике. Первой идет «СОФИЯ» — черновой набросок к «Началам», неопубликованный при жизни и неоконченный первый вариант соловьевской системы. Сюда мы его включили в первую очередь из-за его начала. Здесь Соловьев развивает свою удивительную концепцию смеха как знака метафизической природы человека и поэзии, философии и религии как «насмешки над миром». Соловьев писал ( а потом скажет в знаменитой лекции на Высших женских курсах): «Я определяю человека как животное смеющееся… Человек рассматривает факт, а если этот факт не соответствует его идеальным представлениям, он смеется. В этой же характеристической особенности лежит корень поэзии и метафизики… Поэзия вовсе не есть воспроизведение действительности,— она есть насмешка над действительностью… Животные принимают мир таким, каков он есть, для человека же, напротив, всякое явление есть только маска, за которой он ищет невидимую богиню… А я скажу: лучше быть больным человеком, чем здоровой скотиной» Второй раздел составили работы по теоритической эстетике. Это в первую очередь две статьи к намечавшейся Соловьевым работе по общей эстетике (она должна была идти после «Оправдания добра» и «Теоритической философии») – «КРАСОТА В ПРИРОДЕ» и «ОБЩИЙ СМЫСЛ ИСКУССТВА». Сюда же мы поместили «Первый шаг к положительной эстетике» и совсем небольшую, но крайне интересную статью «Что значит слово «живописность»?» (где Соловьев рассматривает вопрос о том, можно ли считать «живописными» зверства Грозного; по сути о тождестве, истинном или мнимом, блага и красоты; этот же вопрос в радикальной форме повторил недавно Харт, говоря о том что в постмодернизме нельзя провести черту между хосписом и концлагерем; если мы не считаем филокалию (любовь-к-красоте/благу) основой бытия, мы не сможем сказать почему безобразны нацистские парады, почему ужасны ледяные трупы детей в тех же концлагерях – ведь есть же в этом покой, гармония, размах?).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

Разделы портала «Азбука веры» ( 21  голос:  4.7 из  5) Мне не раз доводилось слышать от современных литераторов: “Мой писательский дар — это инструмент, данный Богом”. И дальше делается такое умозаключение: раз инструмент Божий, то значит, все, что им сделано, — хорошо. Но так ли это? Вот посмотрим: руки — Божий инструмент? Да. Кто создал металлы? Бог. Противоречит ли Богу искусство выплавки? Нет. А топор сам по себе? Тоже нет. Но если человек берет топор и бьет им по темечку ближнего — это Божье дело? Казалось бы, — Божьими руками, Божьим топором… А дело выходит бесовское. Вот так же и здесь. Из того, что писательский талант — дар Божий, а это безусловно Божий дар, — не следует, что любое его употребление — Богоугодное. Более того: наличие дара налагает немалую ответственность. Ибо Бог взыщет с каждого, как он этим даром пользовался. Вспомним евангельскую притчу о талантах. Можно вспомнить и басню Крылова: погиб разбойник и умер писатель. Оба очутились в аду. И писатель оказался под маленьким огонёчком, а разбойник горел в сильном пламени. А потом под разбойником огонь потух, так как кончились все последствия его беззаконий, а под писателем огонь все больше и больше разгорался, потому что книги, оставшиеся после его смерти, продолжали развращать людей. Так что возникает вопрос об ответственности писателя перед Богом, и вопрос, как мы видим, весьма серьёзный. В нашем случае речь идет об особенной, специфической области литературы — о фантастике. Само слово “фантастика” происходит от слова “фантазия”. И некоторые говорят, что фантазия — великолепное свойство человеческого ума, якобы, нечто возвышенное. Так ли это? Вспомним, что с точки зрения Православной Церкви наш разум, пребывает в ненормальном, искажённом состоянии. После грехопадения Адама и Евы наш разум болеет, и самая тяжелая его болезнь называется фантазией. Да-да! Такова одна из основных посылок христианского учения о грехе. Любой грех начинается с того, что человек фантазирует себе: это — добро! Здесь речь идет не только о литературе, но и о самых обыденных делах. Алкоголик говорит себе: “Вот эта конкретная рюмочка мне не повредит”, хотя и знает, что пьянство — зло. В результате он спивается. Так происходит с любым грехом.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-f...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.5 из  5) Оглавление Слава Богу за всё! Благослови душа моя Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс. 102:2 Радостно пойте Богу… Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли Пс. 80:2-3 Вступление 1. " Пою о Веге, о весенней звезде... " Пою о Веге, О весенней звезде, Об облачном беге, О плывущем льде. О летящих птицах, О соке берез, О счастье молиться До теплых слез. О свидании с теми, Куда нет пути, О том, что время Христу придти. 1932 I. Единому 2. " Смотреть на мир - как это много!... " Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Рим. 1:20 . Смотреть на мир — как это много! Какая радость без конца! Смотреть на мир и видеть Бога, Непостижимого Отца. По вере жить — как это много! Не уклоняясь от креста, По вере жить и славить Бога, За нас распятого Христа. В молитве быть — как это много! Встречать сердечную весну. В молитве быть и слышать Бога - Святого Духа тишину. /1922 — 1931/ 3. Слово Божье Аз есмь Путь и Истина и Жизнь. Евангелие Как ни стремится наше знанье Постичь загадку мирозданья, Но ум бессилен, все равно. Не охватить нам мир бескрайний, За тайной возникает тайна, И все по-прежнему полно Непостижимостью священной. Не самочинно, а смиренно В нее проникнуть суждено, А в слове Божьем нам дано Самораскрытие Вселенной. 4. " Как поле утренней росою... " Как поле утренней росою Ты милостью покрыл меня. Я — как Израиль столп огня - Твой образ вижу пред собою. На землю, как прозревший, я Гляжу счастливыми глазами, Как вновь отверстыми ушами Внимаю гимнам бытия. Как Товий ангелом храним , Я осенен добром людским, Как Даниил во рву у львов Спасен от смерти и оков. Но что во мне? Идут года, Живу, не принося плода. О, как смоковницу меня Не иссуши к исходу дня. 1932 5. " Как Ты решаешь, так и надо... " Как Ты решаешь, так и надо. Любою болью уязви. Ты нас ведешь на свет и радость Путями скорби и любви. Сквозь невозвратные утраты, Сквозь дуновенье черных бед В тоске взмывает дух крылатый

http://azbyka.ru/fiction/slava-bogu-za-v...

Разделы портала «Азбука веры» Если сталкиваешься с недобросовестным поведением работодателя в процессе собеседования или уже на работе, то стоит ли потом оставлять отзыв о нем в интернете? С одной стороны — Бог попустил, чтобы с нами обошлись непорядочно, ради нашего же блага, которого мы в данный момент не осознаем, ( 2Цар 16:10–12 ) и оставление отзыва, даже конструктивного, будет ропотом против Божьей воли и местью ( Рим 12:19–21 ). С другой — наш отзыв может быть полезен другим соискателям и обуздает попытки обмана работодателя в будущем. В жизни же существуют правоохранительные органы, куда люди обращаются при нарушении их прав, а ведь это тоже можно считать ропотом против Божьей воли. В каких же случаях следует исключительно полагаться на «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь», а в каких можно воздействовать на непорядочное поведение с помощью законных мер, предоставленных Богом? Похожие вопросы 3 Ответа =наш отзыв может быть полезен другим соискателям и обуздает попытки обмана работодателя в будущем= Именно так. Вы должны предупредить других людей об угрожающей им опасности. Если же в какой-то ситуации речь не идет об угрозе другим людям, а только об удовлетворении собственного чувства мести, то воздерживайтесь от ответных действий, проявите смирение. С уважением, Спасибо за ответ! Роман, Вы путаете действие с различными мотивами его совершения. Слово Божье запрещает нам воздавать злом за зло, то есть портить другим жизнь по злобе. Если Вы оставляете отзыв или подаете заявление в полицию не с желанием мести, а для восстановления справедливости (при серьезном нанесении ущерба) или для предостережения других людей, то в этом нет греха. Все дело в мотивах. В каких же случаях следует исключительно полагаться на «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь», а в каких можно воздействовать на непорядочное поведение с помощью законных мер, предоставленных Богом? Эти вещи не нужно жестко противопоставлять, так как совершение правосудия законной властью — это и есть опосредованное возмездие Бога преступникам ( Рим.13:4 ).

http://azbyka.ru/vopros/otzyv-o-rabotoda...

С поздней античности крупнейшие христианские Церкви и синагога признавали один и тот же корпус текстов — Танах/Ветхий За­вет — как Слово Божье. Со времен Иеронима многие христианские авторитеты считали, что боговдохновенным является в первую очередь Hebraica veritas , сохраненная синагогой, и с благодарностью обращались к еврейской­ учености, чтобы лучше понять ее. Это общее Писание часто рассматривается как сила единства, как краеугольный камень иудео-христианской ­традиции. В этом заявлении есть очевидная истина, но оно не отменяет того факта, что общая Библия является также источником раскола и разногласий. Каждая из двух религий интерпретирует одно и то же Писание совершенно по-разному. Поистине — и это ключевой тезис настоящей статьи — каждая религия склонна толковать общую для обоих Библию таким образом, чтобы исключить толкование другой стороны и тем самым разрушить библейские основы ее веры. Зачастую это означает, что христианские­ чтения ключевых отрывков Ветхого Завета созданы с явной или неявной отсылкой к еврейским чтениям тех же отрывков и предназначены для того, чтобы подтвердить истинность христианства и отвергнуть любые преимущества, которые могут получить из них иудейские оппоненты. Это действует и в обратную сторону. Иными словами, между двумя экзегетическими традициями существует мощная взаимосвязь, которую последователи каждой из них должны всегда принимать во внимание. Историю христианской библейской экзегезы невозможно понять должным образом без учета истории еврейской библейской экзегезы, и наоборот: только когда экзегеза одной из сторон читается в полемическом контексте, как направленная против другой, многие экзегетические ходы, совершаемые каждой из них, приобретают смысл. Удивительно мало людей пытались сравнивать­ экзегитические традиции обеих сторон подобным образом. Немногие эксперты одной традиции обладают компетенцией в другой, и сравнения, как правило, проводятся с точки зрения влияния и заимствования (главным образом­ от иудаизма к христианству), а не с точки зрения радикально диалектической герменевтики.

http://bogoslov.ru/article/6168039

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иосиф Иосиф [евр. Йосеф, «Он (Бог) прибавит (еще детей)» ]. I 1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили ( Быт. 30:22–24 ). Из сопоставления Быт. 30 и Быт. 31 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е. когда Иаков еще находился в услужении у Лавана. Отец любил И. больше других своих сыновей, т.к. он родился, когда Иаков был уже в преклонном возрасте ( Быт. 37:3 ). Иаков сшил И. дорогую одежду, предположит. – длинную рубаху (⇒ Одежда ); употребленное здесь евр. слово встречается также в 2Цар. 13:18.19 ; б) в судьбе И. проявился Божий промысл. Бог возвысил его, предварит. заставив пройти через тяжелые испытания. Через И. исполнился божеств. замысел сохранить Израиль и увести его народ в Египет, чтобы там, в уединении Гесема, вдали от искушений Ханаана, израильтяне сплотились и стали великим народом. Этот народ должен был истребить хананеев, прегрешения которых заслуживали жесточайшей кары, и унаследовать обетованную землю. И. отчасти понимал суть этого замысла ( Быт. 50:20 ) и даже на смертном одре верил в Божье обетование ( Евр. 11:22 ). Текст Пс. 104:16–22 проливает свет на божеств. Промысл в отношении И.: испытания были призваны укрепить его. Прежде он часто сообщал отцу «худые слухи» о своих братьях ( Быт. 37:2 ), с гордыней рассказывал о своих снах. Предпочтение, которое отец отдавал И., пробудило в его братьях зависть ( Быт. 37:4.8.11 ), и они в ⇒ Сихеме замыслили убить его. Желая спасти юношу, один из братьев, Рувим, отговорил остальных от кровопролития, и они ограничились тем, что бросили И. в пересохший ров. По совету другого брата, Иуды, И. был продан за двадцать сребренников купцам, шедшим с караваном в Египет; те взяли И. с собой в Египет и там перепродали его Потифару, царедворцу фараона и начальнику телохранителей. Вернувшись домой, братья показали Иакову одежду И., которую предварит. испачкали кровью козла, сказав, что нашли ее в таком виде. Иаков долго оплакивал И., считая, что его любимого сына растерзал хищник ( Быт. 37 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суд I. ПОНЯТИЕ 1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего ( Пс. 57:12 ; Иер. 17:10 ). Судящий Бог – защитник гонимых, вдов и сирот ( Исх. 22:21–23 ; Исх. 23:7 ; Пс. 25:1 ; Пс. 67:6 ; Пс. 118:52 ). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров ( Лев. 26:14 ; Втор. 28:15 ; Иер. 28:16 ); 2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем – «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт. 1:4 ) – неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ; Иак. 1:17 ). В Нем нет места греху, который является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы ( Ин. 3:19 ). «Все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5:11–23 ). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет. II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ 1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» ( Ин. 8:15 ). Его цель – спасение человечества, а не его уничтожение ( Лк. 9:56 ; Ин. 12:47 ). Божья воля к спасению засвидетельствована в Библии ( Иез. 33:11 ; Лк. 5:32 ; Лк. 19:10 ; 1Тим. 1:15 ; 1Тим. 2:4 ). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно; 2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., который отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. которому одни «восстанут», другие же «падут» ( Лк. 2:34 ). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. ( Ин. 12:31 ). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Слово Божье I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Первонач. значение евр. слова давар («вещь» и «слово») – «оборотная сторона», «подоплека», т.е. смысл какой-л. вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не «слово» в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом. II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) «Слово Божие» как слово Бога. Если ВЗ говорит о «слове Божием» (только 6 раз) или о «слове Яхве», то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании ( Быт. 1 ). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу ( Иер. 23:29 ). Слово Бога пребудет вечно ( Ис. 40:8 ), человек живет словом, исходящим из уст Господа ( Втор. 8:3 ). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню ( Ам. 8:11 ); 2) «Слово Божие» как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа «словом Божиим», если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение ( 3Цар. 22:19 ; Ис. 7:7–17 ; Иер. 7:2–7 ). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье ( Иер. 23:28 ; Иер. 27:18 ). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано ( Ис. 55:10 ). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой ( 2Пар. 18:24 ; ср. 4Цар. 9:36 ; Иер. 28:16 ); 3) «Слово Божие» как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде ( Исх. 24:4 ), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее «Священным Писанием», – это уже не то «Божие слово», каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Иер. 7:22 ). Если первонач. «слово Божие» было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных «слов» выражение «слово Божие» применительно к ⇒ Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово ( Притч. 13:13 ), так и собрание свящ. текстов в целом ( 2Пар. 29:15 ). III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010