Беседа тринадцатая Во время нашей последней беседы мы рассуждали о том соревновании, которое происходило между двумя женами патриарха Иакова: между Лией и Рахилью. Соревнование заключалось в том, какая из жен больше родит ему детей. Современное представление о благополучии несколько иное, но я хочу напомнить слова, которые мы читали ранее. Это 12-я глава Книги Бытия, 3-й стих: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт. 12:3 ). Здесь несколько неправильный перевод. В действительности перевести можно так: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящего тебя прокляну». То есть, здесь обращает на себя внимание то, что когда Господь говорит, кого Он благословит – используется множественное число («благословляющих»). А когда Он говорит, кого Он проклянет – не сказано «злословящих» во множественном числе, как в Синодальном переводе, но в единственном, то есть «злословящего», как есть в подлиннике. То есть тот, который подпадает под Божье проклятие, остается один: у него нет детей, нет семьи, он как Каин скрывается от людей. В этом заключается Божье проклятие, Божье наказание. А Божье благословение – в детях, которых Господь посылает родителям. В этом – смысл брака. В Писании прямо сказано женщине: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2:15 ). То есть чадородие не исключат ни целомудрия, ни святости. Ну, а первые слова, обращенные от Бога к одинокому мужчине: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2:18 ). Таким образом, мы и выясняем, что слово «благословение» в ветхозаветном тексте по преимуществу означает именно «хорошую семью и детей». А дети – и есть по преимуществу обозначение действенности этого благословения! Итак, сегодня мы с вами читаем 30-ю главу Книги Бытия с первого стиха и ниже. « И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю » ( Быт. 30:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Теодор Стилианопулос Глава вторая. Авторитет и использование Писания Мы провели аналогию с воплощением как ключевую парадигму для правильного понимания природы Священного Писания – а именно: Писание есть слово Божье, переданное нам человеческими словами. Таким образом, Библия – книга Бога и книга церкви. Это книга Бога, поскольку она свидетельствует о самооткровении Бога через Его искупительные деяния и спасающую волю. Это книга церкви, поскольку она являет собой письменное свидетельство живой веры и развивающихся традиций сначала Израиля, а затем – церкви во всех исторических обстоятельствах ее бытия. Говоря о природе Священного Писания, необходимо учитывать, что два элемента, божественный и человеческий, связаны в ней неразрывно, словно две крепко сплетенные и взаимопроникающие нити, и должны рассматриваться вместе, какие бы выводы не делали мы из исторических и богословских интерпретаций Писания. Авторитет Библии также подобен авторитету воплощения. Авторитет Писания, основа которого – в самой его природе, сочетает в себе два неразделимых, однако различных аспекта. В своем спасительном послании и по своей богословской ценности Библия – слово Божье, несущее в себе авторитет Бога. По своей исторической композиции и каноническому формированию Библия – слово Израиля, а затем – слово церкви, несущее в себе общий авторитет соответствующих религиозных традиций. Божественное откровение, как мы уже отмечали, совершается не в вакууме: оно всегда – откровение воспринятое. Оно вовлекает в себя конкретных людей, испытывающих прозрение, дающих ему интерпретацию и применяющих спасительное слово Божье в своей повседневной жизни. В этом смысле божественный авторитет Писания как письменного хранилища слова Божьего неразрывно связан с авторитетом религиозной общины и ее традиции, составляющих живые контексты принятия и передачи откровения 57 . Традиционные виды использования Писания – литургическое, дидактическое и вероучительное – предполагают этот двусторонний авторитет Библии. Но точное определение взаимосвязи авторитета Писания, предания и церкви – разумеется, очень важный и чрезвычайно деликатный вопрос, к которому мы будем обращаться на протяжении всей книги 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Беседа миссионера со штундистом о том, что право проповедовать и объяснять Слово Божье принадлежит не кому-либо иному, а только Церкви – её пастырям Источник Штундист. Ничто так мне не нравится, как сидеть за Святым Писанием, читать и толковать его. Миссионер. Увы, ты в большой опасности. Штундист. Вы говорите ужасную несообразность: это все равно, чтобы Вы сказали жаждущему: не ходи к источнику – роднику это опасно для твоего здоровья. Миссионер. Не смейся. Вижу, что это ты готов делать, а твое положение скорее достойно слез. Разве мало уже подобных любителей почитать и толковать Слово Божье погибло для Царства Небесного? Стал толковать, смотри, заблудился и погиб, ибо отошел от Церкви. Штундист. Как погиб, если Слово Божье есть путь, истина и живот... какое тут заблуждение, какая тут может быть погибель? Разве Вы сами не знаете, что „закон – свет стезям нашим“? Миссионер. Он так стезям нашим свет, как Сам давший этот закон – в Него и послушных Ему ( Евр.5:9 ), и пагуба для противящихся Ему ( Мф.12:30 ). Он так свет для нас, как был светом и стезями ко спасению столп облачный для Израильтян и погибелью для Египтян. Штундист. Оскорбительно: чем мы похожи на скверных Египтян? Миссионер. Своим непослушанием и противлением Богу. Штундист. Ничего себе ни я и никто из братий наших за собой не видим. Миссионер. Можно не видеть своей погибели совершенно тому, кто сбился с прямого пути и идет в прорву, в погибель: ему все-таки будет казаться , что идет он прямо. Виднее это со стороны. Посмотрите вы Писание, от которого чаете спасения. Посмотрите, как опасно ходите. Вы только и заняты толкованием Писаний. Ваше ли это дело? Разве это вам неизбежно и необходимо, не можно обойтись без толкований? И разве это такое легкое дело и всякому ли оно доступно? И разве безопасно? Не читали ли вы об этом чего-либо в Писании? Штундист. Я желаю, ищу, жажду спасения, стараюсь о нем. Кто, скажите, не спящий день и ночь и трудящийся не добьется своего, не приобретет доброго достатка? Скажите, почему я здесь, вместо добра и блага для души, получить могу вред? Не искушайте меня, не сводите меня с доброго пути и не вырывайте из моих рук того, что свет стезям моим. Не говорите мне ничего против Писаний и против чтения и толкования его, иначе я должен смотреть на вас, как на первого врага своего, который хочет отнять у меня спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Проповеди, произнесенные в Болгарии Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы ...Отныне будут ублажать Меня все роды Лк.1:48 Когда лукавому искусителю удалось прельстить наших прародителей в Раю и разрушить их райское блаженство. тогда в лице наших прародителей все человечество тотчас же подпало осуждению смерти. Смерть, прежде возвещенная предохранительно, а теперь уполномоченная самим Божественным правосудием на владычество над человеческим родом, стала наступать на человека по следам греха. Но тогда же милосердный в самом правосудии Бог приостановил ее, благоволил в умирающем уже и погибающем человечестве посеять новое семя жизни и спасения. Чудным образом в слове осуждения частью скрыл Он, частью открыл тайну помилования, когда осужденному искусителю возвестил: ...вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову ( Быт.3:15 ). То есть: ты, дух злобы, мечтаешь, что, прельстив жену как слабейшую часть человечества и через нее увлекши в преступление и Адама, будешь иметь весь род человеческий твоим всегдашним рабом. Нет! От побежденных тобою человеков восстанет против тебя вражда, противоборство, брань. Она продолжится в их потомстве. Наконец, Тот, Который до времени скрывается под таинственным наименованием Семени Жены, Той твою сотрет главу, победит тебя решительно, уничтожит твою власть, которая есть область греха и держава смерти, и, следовательно, возвратит человечеству похищенную у него святость и жизнь, безопасную от смерти. Итак, Божье определение о победоносном Семени Жены, то есть о рождении Христа Спасителя от Девы, провозглашено было Самим Богом еще в Раю. Но если оно провозглашено было еще в первые дни мира, то почему оно не исполнялось в продолжение столь многих веков? Не дерзаем приписать себе способность дать на это полный ответ. Кто познал ум Господень? ( Рим.11:34 ). Однако можем сказать не обинуясь, что не в Боге причина медленности. Быстро течет слово Его ( Пс.147:4 ). Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 )... У Вечного всегда все готово, для Всемогущего всегда все возможно. Тварь медлит по необходимости, потому что движется в определенных кругах времени, которых не может ускорить. В твари свободной не достает готовности для принятия действия Божьего, когда в ее воле не достает соответствия воле Божьей. Особенно трудно устроить сию готовность в твари падшей и разрушенной, которую нужно восстановлять и пересозидать. Слово Божье о Спасителе мира, как молния, блеснуло над человечеством в первые минуты греховного омрачения и неоднократно просиявало в последующих откровениях. Но мрак греховный продолжал тяготеть, и века и тысячелетия должны были пройти прежде, нежели действительно Слово стало плотию ( Ин.1:14 ) и Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Андрей Григорьев , доктор филологических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Каждый год 24 мая в славянских странах празднуется день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия первоучителей словенских. С 1863 года в России это и день славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем основное деяние солунских братьев – создание славянской письменности. Почему именно в 1863 году был учрежден этот день – потому что в 863 году, за 1000 лет до этого, Кирилл и Мефодий приезжают в Моравию с просветительской миссией. И современная научная традиция, несмотря на наличие различных мнений по данному вопросу, склоняется к тому, что Кирилл и Мефодий первоначально создают глаголицу и затем, либо они сами, либо, вероятнее всего их ученики, обычно здесь вспоминают имя Климента Охридского, создают кириллицу. Таким образом у славян до Кирилла и Мефодия, как считают ученые, не было особой специфической письменности, а после появления Кирилла, Мефодия и их учеников возникают сразу две славянские азбуки. И действительно, глаголица производит впечатление азбуки, которая является продуктом индивидуального творчества первоучителей, также, как, например, и азбука армянская, которую еще в V веке создает известный просветитель и теолог Месроп Маштоц. Многие отмечают, что буквы глаголицы нельзя возвести к какому-то одному единственному алфавиту. Их прототипы можно найти и в сирийском, и в хазарском, и в иранском, и в том же самом армянском алфавите. Но только в глаголице есть такое уникальное явление – первая буква алфавита представляет собой крест и называется «аз», то есть в переводе «аз» – это местоимение «я». Ну, предполагается, что ученик, который приступает к изучению азбуки, а ее изучали, чтобы читать христианские тексты, конечно же, должен написать первую букву, то есть нарисовать крест и произнести ее название «аз», то есть «я» – это означает: «я – христианин». И здесь мы видим глубокий символизм глаголицы. Но на самом деле само название «глаголица» происходит от слова «глагол», сейчас мы это слово воспринимаем, как название части речи, а первоначально глагол – это слово, причем слово Божье и такая особенность употребления этого слова ощущалась еще в XIX веке, и Пушкин, если вы помните: «Когда Божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется…», ну или в классическом стихотворении «Пророк»: «Восстань пророк и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Это слова Бога, то есть именно имеется в виду Божественный глагол, слово Божье.

http://academy.foma.ru/tag/alfavit-i-bib...

Скачать epub pdf Гомилия I 1 . Подобно тому, как «в последние дни» (ср. Деян.2:17 ) Слово Божье пришло в этот мир, облаченное в плоть, воспринятую от Марии, являясь не тем, кем виделось, и не тем, кем понималось – ибо плоть Его была открыта взору всех, и лишь немногим избранным было даровано видение Его Божественности, – так и через пророков и Законодателя Слово Божье явилось людям, сокрытое под покровом надлежащих подобающих одеяний. И как под покрывалом буквы (ср. 2Кор.3:14 ) таится духовный смысл, так и за плотью сокрыта Божественность. Ибо как она сокрыта под покровом плоти, так и под покрывалом буквы, словно бы под плотью, таится духовный смысл, воспринимаемый как Божественность. Мы видим это в книге Левит, в которой описаны священнодействия, разнообразные жертвоприношения и обязанности священников. Возможно, и достойные, и недостойные видят и слышат все это в соответствии с буквой, которая есть, так сказать, плоть Слова Божьего и одеяние Божественности. Но «блаженны очи» (ср. Лк.10:23 ), внутренним взором видящие Божественный Дух, сокрытый под покрывалом буквы; и блаженны те, кто слышит все это чистым слухом внутреннего человека. Иначе ясно означится в этих словах «буква», которая «убивает» (ср. 2Кор.3:6 ). Если я так же, как и некоторые среди нас, последую простому пониманию, и без всяких словесных ухищрений и туманных аллегорий – за что обычно насмехаются над нами – восприму голос Законодателя, то я – человек церковный, живущий по вере во Христа и поставленный посреди Церкви, и сила Божественных повелений побуждает меня приносить в жертву тельцов и агнцев и жертвовать лучшую пшеничную муку, фимиам и елей. Ибо так поступают те, кто понуждают нас принимать буквальное значение и держаться буквы закона. Но теперь время вспомнить слова святой Сусанны, обращенные к бесстыдным старейшинам. Те, кто отвергает эту историю, исключают ее из списка Божественных книг. Но мы принимаем и умело используем против них сказанные Сусанной слова: «Тесно мне ото всюду». Поэтому если соглашусь следовать вместе с вами букве закона, то «смерть мне», если же не соглашусь, «то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан.13:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Слепые строят реабилитационный центр под Киевом. Нужна помощь зрячих Возможность услышать слово Божье в любое время суток поможет слепому сохранить его жизнь 11 марта, 2014 Возможность услышать слово Божье в любое время суток поможет слепому сохранить его жизнь У нашей корреспондентской группы первый день Великого поста начался как надо — со знакомства с заслуженным юристом Украины Владимиром Николаевичем. Турский В. М. является главой Всеукраинской благотворительной организации инвалидов и пенсионеров «Обличчям до И еще… он — незрячий. «В Украине сейчас порядка 500 тыс. слепых. Часть из них вообще ничего не видит. У некоторых настолько малый процент зрения, что они не могут ни читать, ни писать. По статистике ежегодно по тем или иным причинам слепнут порядка 10 тыс. людей. К сожаленью, каждого здорового человека может постигнуть такая беда. Жизнь таких людей полностью меняется…», — начинает свой рассказ Владимир Николаевич еще в автомобиле. Едем в село Большая Мотовиловка, что под Киевом. Поездку запланировали давно, но все время что-то мешало осуществить задуманное. То революция, то попытки захватов наших православных святынь, то возможность ввода войск на территорию державы. А в это время… «Вот уже 18 лет слепые зрение заменяют слухом. На обучение новым технологиям незрячих мы смогли получить бесплатно специальные звуковые компьютерные программы для слепых (гранты), и начали учить незрячих пользоваться программой, которая позволяла на слух набирать тексты на компьютере. Наша организация была создана в 1997 г., сразу после того, как в нашей организации (Украине) появился первый 286-й компьютер. Этот компьютер имел частоту процессора 8-17 МГц, что позволяло прослушивать на нем звуковые программы на синтезаторе речи, разработанном в Минске». Так, как Владимир Николаевич сам юрист, то и начал он собирать вокруг себя людей с проблемами зрения — профессионалов в этой отрасли. «В этом же году общественная благотворительная организация «Информационный центр незрячих юристов Украины и помощи инвалидам» создала первую в Украине юридическую электронную звуковую компьютерную библиотеку для слепых. Тогда мы объединили около 200 незрячих юристов по Украине.

http://pravmir.ru/slepye-stroyat-reabili...

Старец Ефрем Ватопедский: Мы должны распространять духовный опыт через Интернет сейчас, потому что может настать время, когда это будет невозможно Есть люди, которые были на грани абсолютного разочарования и, прослушав какие-то речи в интернете, нашли необходимую духовную силу, 8 мая, 2015 Есть люди, которые были на грани абсолютного разочарования и, прослушав какие-то речи в интернете, нашли необходимую духовную силу, Выступая на открытии «Первой международной конференции электронные СМИ и православное пастырское душепопечение», настоятель Священной Великой Обители Ватопед на Афоне игумен Ефрем отметил, что Интернет — уникальный в истории инструмент христианской проповеди. Стремительное развитие информационных технологий за последние два десятилетия действительно принесло неожиданные результаты, о которых нельзя было еще мечтать в 70-х и даже 80-х годах. Интернет, электронная почта, веб-ресурсы, соцсети – они являются частью нашего быта, работы, науки, образования, искусства, досуга. Интернет позволил сократить и даже упразднить расстояния. Таким образом, одна новость может передаться посредством интернета за несколько секунд с одного края Земли на другой – у нас у всех есть такой опыт. Беседа, иногда даже с использованием визуального контакта, теперь происходит беспрепятственно, независимо от расстояния. Единственное условие — это чтобы у пользователя было подключение к интернету. Действительно, использование интернета настолько простое, что любой ребенок или пожилой человек может с легкостью использовать его. Таким же способом Слово Божье может передаваться везде на Земле. Таким образом, то, что происходит здесь, в Афинах перед аудиторией в 100 человек, может быть записано и передаваться тысячам или даже миллионам пользователей, или даже передаваться в онлайн режиме, так, как происходит сейчас с нашей конференцией. Но мы должны понимать, что Слово Божье – это не простая человеческая речь, оно несет божественную энергию, которая может духовно возродить человека, и истинно утешить его, и это может произойти через интернет. Мы знаем много случаев, когда разные люди – атеисты, идолопоклонники из Индии, Японии, Непала нашли Православие через интернет и возродились, потому что они нашли правду, то, что они искали в этой жизни, они нашли Христа.

http://pravmir.ru/starets-efrem-vatopeds...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Обетование Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно ( Ис. 40:8 ; Плач. 3:23 ; Евр. 6:18 ). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью. I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя ( Быт. 3:15 ), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет ( Ис. 11:1–5 ; Ис. 42:1–4 ), и о пути спасения ( Ис. 53 ). Не улучшением мира можно помочь людям – люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего ( Зах. 12:10 ) и дарование им новых сердец ( Иез. 36:26 ) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему ( Иер. 31:33 ), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему ( Иер. 31:31 ; Иез. 36:27 ). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив ( Иов. 19:25 ); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем ( Числ. 24:17 ). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ ( Быт. 12:2 ), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле ( Исх. 32:13 ). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них ( Быт. 18:18 ), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу ( Втор. 12:10 ) и каждому израильтянину в отдельности ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:10.17 ); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни ( Лев. 25:19 ). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им ⇒ богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан ( Пс. 49:15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1. Всеведущий ли Бог? В 18 главе 21 стихе книге Бытия сказано: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают, так каков вопль на них восходящий ко мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:21 ). Зачем Бог сходит узнать, он же Всеведущий? Господь действительно Всеведущий, но даже свое всеведение Он ограничивает своей справедливостью. Для того чтобы никто не сказал, что Он без проверки, без суда, без следственного эксперимента, осудил содомитов, Господь сходит узнать. Не теоретически узнать, какая информация приходит. А для того чтобы конкретно, опытом узнать, что происходит в реальности. Вот именно поэтому так здесь и говорит Книга Бытия. 2. Что такое покаянный чин царственным мученикам? Сейчас среди православных организуется чин покаяния царственным мученикам. Кто сейчас участвует в этих чинах, тот после смерти минует мытарства? Так ли это? Мытарства минуют те, кто жил по заповедям Господа, кто умер после принятия Святого Причастия, достойный Причастия. Такой человек остается освобожденным от всякого нападения, которые мы слышим в 90-ом Псалме. Все чины покаяния запрещены Патриархом, и участвующие в них делают незаконное дело. Патриарх запретил эти действия. Сейчас делают чин покаяния царственным мученикам от лица русского народа. Но дело в том, что Библейская норма говорит о том, что Тебе Единому Согрешив и лукавое пред тобой сотворив ( Пс.50:6 ). Кому это сказано? Богу. Человек грешит перед Богом, а не перед человеком. И покаяние это личное исповедование греха человеком, а не какие-то действия, вдобавок еще запрещенные Епископом. Все эти действия противоречат воле правящего Архиерея, поэтому в таких вещах не участвуйте. 3. Попадут ли некрещеные младенцы в ад? Что такое ад? Слово ад имеет два значения. Первое, ад есть место безнадежности и место тьмы, но не наказание. Вот как шло в древности в Ветхом Завете, где люди находились в темноте, не видя Бога, но они не подвергались наказанию. Второе значение, ад в смысле наказания, та самая геенна огненная, о которой говорит Писание. Нужно различать две вещи. Младенец некрещеный не может войти в Царство Божье потому, что он не крещен, потому что у него нет глаз, чтобы увидеть Царство Божье, он не родился для Царства. И более того страшно то, что в нем есть первородный грех. Что такое первородный грех? В сердце каждого некрещеного человека живет злой дух, он выгоняется перед крещением. Именно сотрудничество со злым человеком порождает постоянное зло в сердце человека. Поток злых мыслей, поток злых желаний, происходит от одного из злых духов дьявола, который живет в сердце у некрещеного. На нас тоже этот же дьявол действует снаружи, а на некрещеного изнутри, как бы такой внутренней силой. Такой же злой дух живет в сердце любого младенца, именно вот эта злая сила, живущая в его сердце, мешает такому человеку войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010