свящ. Максим Антипин Каждый пастырь св. Христовой Церкви, конечно, безусловно обязан знать Священное Писание ; но кто же из них может удержать в памяти все содержание Библии и быть всегда готовым дать ответ на основании слова Божия на тот или другой вопрос, касающийся религии. В этом случае очень полезно иметь под руками справочную книгу, могущую оказать здесь важную помощь. Одной из таковых книг может быть предлагаемая «Параллель». Конечно, данная «Параллель…» в настоящем ее виде объемлет далеко не все содержание Библии, поэтому и не может дать ответа на каждый вопрос, – но все же-таки может оказать не малое пособие пастырю; она может быть полезной особенно при составлении проповедей. Да и не для одних только пастырей рекомендуется предлагаемая «Параллель…»; она может оказать великую услугу и всякому благочестивому христианину, дорожащему учением слова Божия и тщательно ведущему свою жизнь по заповедям Божиим. Заповеди Синайского Закона и заповеди блаженства I-я заповедь Синайского законодательства Бог и Его свойства Бог есть Дух. Св. Дух есть Бог. Бог – един по существу. Бог – троичен. Бог – непостижим. Господь – вседержитель, всемогущ. Господь – утешитель и успокоитель. Господь – промыслитель. Господь – благ и источник всякого блага. Бог – вечен. Бог – неизменяем. Господь – всеведущ и вездесущ. Господь – вседоволен. Господь – щедр, кроток, долготерпелив и многомилостив. Господь праведен и правосуден. Сын Божий есть Бог. Иисус Христос – Сын Божий. Все три Лица Пресвятой Троицы –– равны. Господь человеколюбец. Господь всем желает спастись. Богопознание Не хорошо душе быть без знания. Человек должен совершенствоваться. Боговедение угоднее Богу, нежели жертва. Ищи Господа в простоте сердца, не искушая Его. Слово Божие есть руководитель и наставник. Слово Божие на душу и сердце сильно влияет. Слово Божие изучай. Слушающий Слово Божие с верой спасется. Слушая Закон, исполняй его. Проповеди и поучения не избегай. Не всякому учению верь и лжеучителей избегай. Молись об уразумении Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paralle...

Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 15 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, “предживописуя имеющее быть искупление” 1 и спасение людей. Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным неба. “Сын Божий, Бог, — учит святитель Феофан Затворник, — воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет” 2 . Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной. По словам епископа Феофана, “с тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей” 3 Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами — пророками и Апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем “движется Дух Божий, и движет душу читающего” 4 . Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств. Слово Божие, “исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами” 5 и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства. “Бог есть свет, — пишет преосвященный Феофан, — и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною” 6 . Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не “многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих” 7 . Подобно тому, как восходит солнце, освещая все пути, по которым должен идти путник, и слово Божие, “исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится” 8 .

http://pravmir.ru/svyashhennoe-pisanie-p...

Скачать epub pdf В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» 1 и спасение людей. Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным неба. «Сын Божий, Бог , – учит святитель Феофан Затворник , – воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет » 2 . Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной. По словам епископа Феофана, «с тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей» 3 Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами – пророками и Апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем «движется Дух Божий, и движет душу читающего» 4 . Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств. Слово Божие, «исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами» 5 и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства. «Бог есть свет, – пишет преосвященный Феофан, – и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною» 6 . Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не «многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих» 7 . Подобно тому, как восходит солнце, освещая все пути, по которым должен идти путник, и слово Божие, «исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Скачать epub pdf Спрашивают: в каком значении надлежит принимать перевод ветхозаветных Писаний с еврейского? Отвечаем: как пособие к уразумению богодухновенных Писаний Ветхого Завета, содержимых св. Церковью . Преданное Церкви Божией слово Божие всегда было содержимо и всегда будет содержимо ею – до скончания века. Переводов может быть много, много может быть и толкований, как преходящих и изменяющихся пониманий слова Божия; само же слово Божие, какое св. Церковью содержится, есть и пребудет неприкосновенным и неизменным. Перевод ветхозаветных писаний с еврейского принадлежит к числу преходящих и изменяющихся пониманий слова Божия. У некоторых есть поверье, встретив что-либо темноватое в писаниях пророческих, думать: перевод не точен; надо посмотреть в еврейском, полагая, что нынешний еврейский текст есть тот самый, который вышел из рук пророческих и потому содержит подлиннейшее слово Божие. Это предрассудок школы, и школы не нашей, а иностранной и инославной. Подлиннейшее слово Божие и есть то, которое содержится в Церкви, хотя оно не на еврейском, а на востоке, на греческом, у нас же – на славянском. Возмем дело с начала. Совершенно ли ясными и для всех понятными ветхозаветные писания вышли из рук пророческих? Нет; они и из их рук вышли темноватыми. Причина сему та, что божественные созерцания, какие влагал в ум пророков Дух Святый, не влагались вполне в формы человеческого слова, каким они владели. Чтобы приблизить эту мысль к убеждению, стоит взять в сравнение писания апостольские. Во всем ли они ясны и понятны? Нет, есть и в них темноты, как это всякий знает по опыту. Причина и сему таже: божественное невместимо вполне для человеческаго слова. Св. ап. Павел говорит: «я невежда словом, но не разумом», – давая разуметь, что многое видит умом богопросвещенным, но что слова у него недостает к выражению того. Между тем апостолы писали на греческом языке, который оборотливее еврейского. Если же в апостольских писаниях нельзя было избегнуть темноватостей; насколько более должно быть их в писаниях пророческих, писанных в такой древности и на таком языке?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Что говорит Слово Божие о настоящей любви? Святоотеческое толкование на соборные послания апостолов Источник Предисловие от составителя Идея этого издания принадлежит священнику Даниилу Сысоеву . Несколько лет назад он обратил внимание на то, что не хватает православного комментария к Библии, который был бы компактным, но при этом в концентрированном виде включал в себя интеллектуальное богатство понимания Писания, накопленное Церковью на протяжении двух тысячелетий. Отец Даниил попросил своих друзей выбрать различные книги Нового Завета для составления к ним комментария на основе святоотеческих толкований. Мне он доверил Соборные послания апостолов, а сам начал работать над составлением комментария на книгу Деяний Апостольских, который, однако, не успел закончить. Толкование на второе и третье послания апостола Иоанна, а также на послание апостола Иуды были составлены мной еще при жизни отца Даниила и в их обсуждении с ним сформировались общие принципы работы. Фактически это издание продолжает древнюю традицию катен, – комментариев к Писанию, составленных из цитат святых отцов. Нет нужды подробно объяснять важность такого замысла. Ведь согласно 19 правилу VI Вселенского Собора православные христиане должны понимать Священное Писание «не иначе, чем разъяснили святые отцы». Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания . Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его, – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь и ее истинные чада!» Читать и изучать Писание православному христианину необходимо, но при этом важно избежать ошибочного понимания, поскольку неправильное понимание Слова Божия может привести к ошибкам в вере и духовной жизни и даже к гибели, о чем говорит апостол Петр (см. 2Пет.3:16 ). Не всякое понимание Писания правильное, а неправильное понимание опасно настолько, что Сам Господь отчитал за него апостолов (см. Мф.16:6–12 ), а апостол Иоанн предостерегал ранних христиан (см. Ин.21:22–23 ). Следование святым отцам не только избавляет от этой опасности, но и позволяет понять Писание намного глубже и точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Что мы можем предложить людям после Святого Крещения? Главное, конечно, что мы должны предлагать — это священное Слово Божие. Я веду уже более 10 лет беседы по Священному Писанию. Часто в Воскресных школах, на курсах для взрослых, даже в семинариях изучают Священное Писание очень поверхностно: изучают введение в Священное Писание, чтобы каким-то образом освоить само понятие Священное Писания, понятие Священная История, разобраться в каких-то основах Священного Писания. Я пошел по другому пути. Я считаю, что православный христианин должен стараться углубляться в тонкости Священного Писания, поэтому я отказался от идеи делать круг, в чине которого все повторяется. Вернее круг есть — Священное Писание от начала до конца. Мы за 10 лет прошли 40 Библейских книг, изучая в тонкостях Слово Божие по принципу толкования отцов Церкви, по принципу понимания, что вся Библия — это единая книга Одного Автора — Святого Духа, а не книга разных авторов. И в силу этого, например, текст из книги Бытия может быть истолкован апостолом Павлом. Или текст апостола Павла может быть аллюзией на книгу Сына Сирахова. Т.е. Библия как единый текст. Но само это толкование Священного Писания было бы схоластикой, если бы не касалось жизни. Поэтому беседы проходят под девизом: «Библия как новость для современного мира». И это действительно так. Библия содержит в себе откровение Божие для современного человека также, как и для человека прошлого и будущего. И Библия именно в православном ее понимании, в понимании святых отцов — это то, что необходимо знать христианину и чем нужно жить. Вот у нас часто, когда ставят вопрос о курсе изучения Священного Писания, понимают Библию как предмет. Мы прошли предмет «Слово Божие» и на этом остановились. С одной стороны это необходимо. Необходимо знать Священную историю, чтобы ориентироваться в той книге, которую ты изучаешь. Но этот курс не может заменить того живого действия благодати Божией при постоянном чтении и погружении в Священное Писание. Это очень важный момент. Я считаю (и помощник мне в этом святой Иоанн Златоуст), что мы должны кроме курсов по изучению Священного Писания, по изучению основ Христианства, аскетики, иметь еще и некоторое сквозное изучение Слова Божия все годы нашего священнического служения в своих приходах. Христиане должны непрерывно вникать в Священное слово, чтобы таким образом научаться живым словам Господа.

http://bible.predanie.ru/ierej-daniil-sy...

I. Общая характеристика новозаветного толкования Ветхого Завета а) Основоположения новозаветного толкования Самое общее основоположение новозаветного толкования Ветхого Завета заключается в учении о втором Лице Святой Троицы Господе нашем Иисусе Христе, как Слове, бывшем искони у Бога (Λγος σαρκος) и в последние дни соделавшемся плотью (Λγος νσαρκος), Ин. 1:1–14 . Из этого основоположения развиваются все частнейшие основоположения, на которых зиждется новозаветное толкование. Предвечным советом Божественным, открытым духовному взору священных толкователей новозаветных (сравн., между прочим, Апок. 19:11–13 ), Слово – Сын Божий, рожденный от Отца прежде всех веков, предназначен был к тому, чтобы в Нем и чрез Него невидимое по существу Божество делалось видимым, открывалось, как в слове – ум. «Сын называется Словом», говорит св. Григорий Богослов 43 , потому, что Он относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что являет Его. В этом смысле Он есть образ Бога невидимого 44 . «Отец» есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца, как выражается св. Ириней Лионский 45 . Начало этого откровения, явления Бога Отца в Сыне естественно совпадает с началом миротворения. Творец мира, поэтому, как и конечная цель его, есть Сын Божий, Слово Божие 46 . «Сын», учит св. Феофил антиохийский, раскрывая в этом смысле истинное понятие о Нем, как Λγος νδιθετος (слово сокровенное, мысль) и Λγος προφορικς (Слово произносимое), есть Слово всегда сущее (νδιθετος) в недре Бога. Прежде нежели чему-либо произойти, Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил в совете Своем, Он родил сие Слово вне проявленное (προφορικν), перворожденное всей твари, не так однако же, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал. Посему нас учат Священные Писания и все духоносцы, из которых Иоанн говорит: в начале было Слово, и Слово было у Бога, показывая этими словами, что сначала был один только Бог и в Нем – Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Беседа о воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Павла, епископа Эмесского Мария Дева родила нам Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам. Иначе, каким образом Он мог бы быть назван жезлом от корене Иессеева ( Пс. 11:1 ), семенем Авраамовым ( Евр. 2:16 ), сыном Давида ( Матф. 1:1 )? Какой смысл был бы этого выражения: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог ( Римл. 4:5 )? или как следовало бы понимать следующие слова блаженного Павла: о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего ( Римл. 1:3–4 )? Таким образом, Пресвятая Мария родила Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам, – бесстрастного по Божеству, подверженного страданиям по человечеству. Ибо хотя Бог Слово усвоил Себе страдания Своей плоти и признавал их Своими, однако Сам Он оставался в пределах бесстрастия. И хотя ты слышишь, что Он Сам говорит: плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50:6), при всем том не думай, чтобы Он потерпел что-либо собственным естеством, а лучше позаботься усвоить себе страдания Его плоти, ибо Бог Слово остался бесстрастным. Но противящиеся Божественным писаниям возразят нам: «если Бог Слово бесстрастен, неизменяем и непреложен, каким образом Слово стало плотью»? Выслушай, возлюбленный. Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ) не пременением в плоть, ибо ни Божество Сына не преложилось в плоть, ни плоть воспринятая не изменилась в естество принявшего ее. Что же значит: Слово плоть бысть? – то только, что Слово восприняло плоть, и не одну плоть, но с разумною и мыслящею душою, т. е. восприняло всю нашу природу. Таким-то образом Слово стало плотью. Дабы видеть силу сказанного, хотелось бы, чтобы вы поняли мысль громогласного Иоанна. Иоанн Богослов, сын громов ( Марк. 3:17 ), удостоившийся возлежать на персях у Господа ( Ин. 13:25 ) и потом изложивший для нас высочайшие и божественные догматы , хочет изобразить чрезмерное человеколюбие Божие к нам и прежде всего говорит о Божественных свойствах: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Сын Божий, Избавитель наш, странствуя на земле ради нашего спасения и переходя из града во град, из веси в весь, и рассевая на нивах сердец человеческих семя спасительного Своего учения, пришел в весь некую, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великою радостью. Она хотела угостить столь вожделенного Гостя, как можно лучше, и всячески заботилась о том. Но поскольку Сын Божий для того и в мир пришел, чтобы возвещать волю Отца Небесного и проповедать Евангелие царствия, то и в доме том Он не преминул проповедать Слово Божие. У благоговейной Марфы была благоговейнейшая сестра, именем Мария, которая, оставивши все попечение домашнее, каким бывают заняты женщины в таких случаях, и седши у ног Спасителя, с охотою начала слушать слово Божие. Вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. – Как вы, слушатели, думаете о двух сих Христолюбивых сестрах: которая из них более услужила Христу, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя: Мария всем сердцем прилежала к слушанию проповеди Христовой. Многие, пожалуй, похвалят более труд Марфы, нежели Марии (да и мне так кажется), поскольку Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы угодить любимому Гостю; а Мария не трудилась, услаждалась одним только слушанием Слова Божия. Посему Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Но слушайте, что говорит Христос Марфе, столь пекущейся: Марфо, Марфо, печетися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу: а далее присоединяет: Мария же благую, то есть, лучшую часть избра ( Лук. 10:40–42 ). Так вот видите, что Христос не по нашему рассудил: похвалил более тщание Мариино, нежели Марфино: Мария же благую часть избра, яже не омъимется от нея. Похвально было тщание Марфино, что она старалась угостить Христа, но еще более похвально Мариино, что она прилежно слушала Слово Божие. Марфа заботилась о телесном угощении, а Мария о духовном: посему для Христа было приятнее старание Марии, нежели Марфы. Ему, как пища сладкая, приятно, если кто слушает святое слово Его с благоговением и усердием. А когда Христос так похваляет усердие Мариино в слушании слова Божия, то тем научает нас, чтобы мы ревновали тому же духовному усердию. Посему, подражая старанию боголюбивой Марии, будем усерднее поучаться и мы, слушатели, в слове Божием, – о чем ныне составим и беседу нашу. Сего требует и торжество нынешнее, которое совершает Святая Церковь в честь Пресвятой Матери явльшегося на земле Сына Божия: ибо ныне Она вошла во храм Божий, во Святое святых, дабы соделаться храмом святым и жилищем воплощаемого Ипостасного Божия Слова. Послушайте же беседу нашу о том, что: 1) от незнания Слова Божия бывают всякие заблуждения и пороки, – 2) что, стало быть, оно нужно всякому хотящему жить по воле Божией, – и о том 3) как должно слушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава восьмая. Имя Божие От Хорива, от неопалимой купины любовь Божия воспламенилась в явлении славы Ягве. И там же на Хориве у неопалимой купины мир приобщился тайне имени Божия. Дарование людям Своего имени явилось дарованием им Своей любви. Бог возлюбил – и открыл Свое имя. Бог возлюбил – и нарек имя Свое на возлюбленных. Как славу Ягве, так и имя Его принял для людей великий Моисей. Моисей – пророк славы Господней и имени его. Итак – богословско-экзегетический этюд о имени Господнем. 8.1. Философия и богословие имени Божия Вопрос об имени и имени Божием в особенности обсуждался многими философами и богословами. Что есть имя? Можно указать на три восходящие ступени в понимании имени. – Имя обозначает именуемого, оно является его знаком, или даже значком, иногда оно его кличка. Это напоминает условные знаки в математике или физике. Обозначим буквой «а» одну из сторон треугольника, или буквой «v» скорость движущегося объекта. В таком случае имя – это некоторое слово, служащее условным знаком для определения того или иного человека и обращения к нему. Грубо говоря – кличка. Чтобы говорить о Боге и обращаться к Нему, необходим тоже некоторый знак, имя. – Имя выражает существо именуемого, является его образом, качеством, типом. В таком случае человек через имя не только обозначает именуемого, но познает его. Так в Эдемском саду нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым ( Быт. 2:20 ). Здесь явно речь идет не о том, что Адам дал имена животным в смысле простого их обозначения, не клички же он давал им. Речь идет именно о выражении существа именуемых. Нарекая имена животным, человек познавал их природу. Сегодня бы сказали, что Адам осуществил грандиозное зоологическое исследование. Так и имена Божии не просто обозначают для человека Бога, позволяя ему обращаться к Нему, но свидетельствуют о Божественной природе, а также о человеческих представлениях о Боге. Имена Божии выражают сущность и свойства Божии. – Имя не только выражает, но и являет существо именуемого, онтологически связано с ним. Имя как эманация, энергия, сила и явление именуемого. Это наиболее глубокое значение имени. В таком случае произносящий имя Божие не только обозначает Того, к Кому обращается, не только выражает Его свойства, но и приобщается и таинственно соединяется с Ним. В таком случае имя Божие есть сила Божия и, соответственно учению св. Григория Паламы (XIV в.) и афонских исихастов, есть энергия Божия. Св. Григорий, помимо сущности и ипостасей Божиих, говорит и об энергии Божией, о нетварном Фаворском свете. Непостижимая тварным миром сущность Божия постигается через нетварные Божественные энергии. К нетварной Божественной энергии относится слава Ягве, к ней же относится и само имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010