Категория : Сербия Материал из Азбука паломники Республика Сербия (серб. Република государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Население — 7 243 007 (2013). Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Сербии [ править править код ] Православие  — одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (перепись 2002), или 85% населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту. Сербская Православная Церковь [ править править код ] Сербская Православная Церковь (серб. Српска Православна Црква) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата. История [ править править код ] На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610—641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край. В 1219 году поставленным «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I Сербской Церкви было предоставлено право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

10 октября 2002 г. Когда террор становится законом. Из истории гонений на Православную Церковь в Хорватии в середине XX века Из истории гонений на Православную Церковь в Хорватии в середине XX века Исповедник Досифей (Васич) митрополит Загребский был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и коммунистического правительства. Страдания Сербской Церкви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии Церкви Русской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в России до сих пор крайне мало. После поражения Югославии в апреле 1941 года в Загребе было провозглашено Независимое Государство Хорватия (Независна Држава Хрватска — НДХ). На территории, вошедшей в его состав, до войны проживало около 5 млн. католиков — в основном хорватов, почти 2 млн. православных сербов и около 750 тысяч мусульман. 13 апреля 1941 года, после вхождения в Загреб немецких войск, встреченных цветами и песнями, сюда приехал и вождь хорватских фашистов-усташей Анте Павелич. На следующий день его посетил Загребский католический архиепископ Алоизий Степинац, который приветствовал и благословил главу нового государства. В это же время в газетах публикуются распоряжения, согласно которым все православное сербское население должно покинуть столицу Хорватии в течение 12 часов, а всякому, кто укроет православного, грозит арест. На Пасху 1941 года, благословляя от имени Ватикана Анте Павелича, Загребский архиепископ Степинац сказал: «Сердечно поздравляя вас, как главу НДХ, мы молим Бога Небес, да ниспошлет свое небесное благословение вам, вождю нашего народа». Павелич, для которого была чрезвычайно важна поддержка Ватикана, 18 мая 1941 года с большой делегацией усташей прибыл в Рим, чтобы с благословения Ватикана передать корону Хорватии Томиславу II. Папа Пий XII принял делегацию и имел с Павеличем продолжительную беседу. Тогда же Павелич встретился и с Бенито Муссолини.

http://e-vestnik.ru/history/kogda_terror...

Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили освящение собора Воскресения Христова в Подгорице 7 октября 2013 г. 20:33 7 октября 2013 года в Подгорице (Черногория) состоялось освящение кафедрального храма Воскресения Христова. В освящении собора и Божественной литургии в нем приняли участие Главы и представители Поместных Православных Церквей, ставшие участниками торжеств в часть 1700-летия издания святым равноапостольным Константином Миланского эдикта. В богослужении участвовали  Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва . В числе сослуживших за Божественной литургией членов официальных делегаций были представители Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии   епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, глава  пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   диакон Александр Волков . В храме молились Президент Черногории Филип Вуянович, Премьер-министр этой страны Мило Джуканович, другие представители государственной власти, видные представители общественности, деятели культуры, дипломаты, в том числе посол Российской Федерации в Черногории А.А. Нестеренко. На торжестве присутствовали представители Римско-Католической Церкви,  Армянской Апостольской Церкви , других инославных общин. Несмотря на дождливую погоду, на площади перед собором собралось множество людей. По завершении богослужения к верующим обратились Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/3295465.ht...

Свыше 43 лет блаженнопочивший владыка сербский Михаил проходил свое великое архиерейское служение (с 14 октября 1854 г. как епископ шабацкий) и в том числе около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде (по синодальному избранию 25 июля 1859 г., с утверждения князя Милоша и согласия константинопольского патриарха Кирилла от 9-го августа того же 1859 г.), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвигов на пользу святой церкви, отечества, сербства и даже целого славянства. Само собою разумеется, что в настоящей речи мне нет возможности и, пожалуй, нужды всесторонне характеризовать жизнь и деятельность великого сербского святителя и патриота, тем более, что о некоторых выдающихся сторонах его жизни и деятельности не мало уже есть и в нашей печати, а многое другое, наиболее существенное, представляется вниманию настоящего собрания другими почитателями незабвенной памяти блаженнопочившего сербского владыки. Жаль, что по недостатку времени не могут поделиться с нами своими воспоминаниями о блаженнопочившем многие другие его искренние почитатели. А таковых и здесь немало. Вероятно, в общей массе воспоминаний нашлись бы – конечно – многие общие черты, но в них – без сомнения– открылись бы и некоторые новые стороны, из соединения которых все более и полнее вырисовывался бы величавый, светлый и цельный нравственный образ великого святителя православной церкви, типичного выразителя истинных идеалов сербства и великого славянина, ясно понимавшего и глубоко верившего в историческое призвание России в славянском мире. Не претендуя на всестороннюю характеристику великого покойника, я хотел бы только освежить в памяти собрания некоторые факты из его церковно-административной деятельности, направленной к внутреннему церковному благоустройству, к хранению прав и канопов церкви и водворению церковного мира не только у себя в Сербии, но и вне ее границы – на Балканском полуострове. Приняв хиротонию епископства вскоре после завершения (в 1853 г.) высшего своего богословского образования в России и после непродолжительного профессорства своего в белградской „ богословии “, молодой, в то время владыка Михаил в октябре 1854 года занял шабацкую епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Медвежья услуга» Кривокапича владыке Иоанникию Заявление премьера Черногории накануне Архиерейского Собора Сербской Церкви вызвало церковно-государственный скандал 29.05.2021 2226 Время на чтение 5 минут Церковный скандал на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви, связанный с неудачными инициативами премьера Черногории Здравко Кривокапича, который, согласно сформировавшейся в СМИ картинке, пытался оказать давление на Собор, наиболее серьёзно проанализирован Алиной Арсеньевой и Наташей Йованович. Их комментарий был опубликован коллегами из Федерального Агентства Новостей. Речь идёт о следующем. Накануне встречи со Священным Синодом Здравко Кривокапич опубликовал в Twitter заявления о том, что прибыл в Белград, чтобы « на троне Святого Петра Цетинского увидеть Владыку Иоанникия», а также о том, что договор с СПЦ будет подписан в Цетинье 30 октября, в день упокоения Митрополита Амфилохия. Это заявление противоречило позиции премьера, которая была озвучена в интервью , где анонсировалось скорое подписание соглашения: «Базовый договор с СПЦ всколыхнул страсти, которых я не могу понять. Объясню почему. Законом о свободе вероисповедания уже все определено, а базовый договор является всего лишь дополнением к закону, как это уже было в случае с католической церковью, исламской и иудейской общинами, — и текст договора не выходит за рамки закона. Здесь нет ничего спорного. Есть несколько деталей, которые мы очень быстро согласуем». Владыка Будимлянско-Никшичский Иоанникий в комментарии порталу ИН4С отреагировал на публикации Кривокапича достаточно резко: «Абсурдным является предложение господина Кривокапича о подписании базового договора 30 октября. Это своего рода политический маневр, который невозможно трактовать как добронамеренный жест, ведущий к снижению долгосрочного напряжения — а именно это и было ключевым приоритетом правительства Кривокапича». Дело в том, что епископ Иоанникий и так, скорее всего, стал бы митрополитом Черногорско-Приморским, а теперь утверждение его кандидатуры выглядит как попытка Кривокапича оказать давление на Патриарха, в противовес якобы имеющему место давлению епископа Иринея (Буловича). Который, согласно мнению источников в СПЦ, пытается продвинуть вместо владыки Иоанникия - епископа Крушевацкого Давида (Перовича). Эта идея могла бы внести смуту в среду православных Черногории.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/29/me...

Выступление епископа Будимлянского и Никшичского Иоанникия (Сербская Православная Церковь) на конференции «Нарушение прав верующих на Украине» 5 июня 2019 г. 11:31 Международная конференция, организаторами которой выступили Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Межрелигиозный совет России , Российская ассоциация защиты религиозной свободы и Императорское православное палестинское общество , прошла 29 мая 2019 года в Москве. В предпринятых Константинопольским Патриархатом на Украине действиях по признанию и слиянию двух групп, во главе которых находятся два раскольника (один из них — преданный анафеме), и предоставлению созданной структуре «автокефалии», которая не была признана ни одной из других Православных Церквей, нет ничего, что происходило бы в соответствии со святыми канонами и общепринятой церковной процедурой относительно дарования автокефального статуса. Если в самом начале были совершены тяжкие канонические нарушения (в первую очередь имеются в виду вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата и самоуправляемой Украинской Православной Церкви без их согласия и «отмена» датируемого 1686 годом решения Константинопольского Патриарха Дионисия IV, которым Киевская митрополия была передана Московскому Патриархату, при упорном отказе от диалога с Московским Патриархатом и другими Православными Церквами, указывавшими на эти нарушения), то и все последующие действия были незаконными и неканоническими. Русская Православная Церковь своевременно основательным образом проанализировала действия Фанара и дала им оценку, опираясь на каноническую основу, что помогло другим Православным Церквам занять правильную позицию по этому болезненному вопросу. Не вдаваясь более подробно в каноническую сторону этого вопроса, мы укажем лишь несколько относящихся к ней важных деталей. Константинопольский Патриархат в данном случае показал готовность истолковывать вековые церковные положения в соответствии только со своими интересами, игнорируя нерушимые права других и правовую логику в целом. Что касается отмены решения 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату, мы считаем, что, следуя этой логике, он может аннулировать и другие подобные документы, которые являются важными для Церквей, включая и томосы, данные в прошлые века другим Поместным Церквам.

http://patriarchia.ru/db/text/5449224.ht...

Жизнь святого Саввы 1 , первого Архиепископа сербского, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и рассадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в 12 и 13 веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 2 . Святой Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великого Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженного императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области 3 . Утверждая свое политическое могущество, Стефан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольские капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенной ревностью противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большом числе в Болгарии и Боснии 4 . Стефан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но потом Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимого сына отлучиться навсегда от ложа супружеского. Молитва была услышана и благословенным ее плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 6 . Отличаясь красотой телесной и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание, с которого начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священного Писания , Растко преимущественно упражнялся в чтении божественных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день от дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выступление епископа Будимлянского и Никшичского Иоанникия (Сербская Православная Церковь) на конференции «Нарушение прав верующих на Украине» 07.06.2019 415 Время на чтение 10 минут Украине » " title="" width="" height="" align=""/> Международная конференция, организаторами которой выступили Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Межрелигиозный совет России , Российская ассоциация защиты религиозной свободы и Императорское православное палестинское общество , прошла 29 мая 2019 года в Москве . В предпринятых Константинопольским Патриархатом на Украине действиях по признанию и слиянию двух групп, во главе которых находятся два раскольника (один из них - преданный анафеме), и предоставлению созданной структуре «автокефалии», которая не была признана ни одной из других Православных Церквей, нет ничего, что происходило бы в соответствии со святыми канонами и общепринятой церковной процедурой относительно дарования автокефального статуса. Если в самом начале были совершены тяжкие канонические нарушения (в первую очередь имеются в виду вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата и самоуправляемой Украинской Православной Церкви без их согласия и «отмена» датируемого 1686 годом решения Константинопольского Патриарха Дионисия IV, которым Киевская митрополия была передана Московскому Патриархату, при упорном отказе от диалога с Московским Патриархатом и другими Православными Церквами, указывавшими на эти нарушения), то и все последующие действия были незаконными и неканоническими. Русская Православная Церковь своевременно основательным образом проанализировала действия Фанара и дала им оценку, опираясь на каноническую основу, что помогло другим Православным Церквам занять правильную позицию по этому болезненному вопросу. Не вдаваясь более подробно в каноническую сторону этого вопроса, мы укажем лишь несколько относящихся к ней важных деталей. Константинопольский Патриархат в данном случае показал готовность истолковывать вековые церковные положения в соответствии только со своими интересами, игнорируя нерушимые права других и правовую логику в целом. Что касается отмены решения 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату, мы считаем, что, следуя этой логике, он может аннулировать и другие подобные документы, которые являются важными для Церквей, включая и томосы, данные в прошлые века другим Поместным Церквам.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/7/vystu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Краснодар – Белград – Гаага В память о почившей Лилиане Булатович и генерале Ратке Младиче 20.06.2023 1161 Время на чтение 14 минут Фото: из открытых источников По инициативе КРОО югославской общины «Юговичи» состоялась встреча в культурном центре Кубанского казачьего хора с Лилианой Булатович-Медич . Кубанский казачий хор 28.03.2014 г., в лице русского патриота Виктора Гавриловича Захарченко, руководителя Государственного академического ордена Дружбы народов и ордена Русской Православной Церкви святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени Кубанского казачьего хора, широко и радушно открыл двери и принял сербского патриота Лилиану Булатович-Медич, известного журналиста-документалиста в Сербии и за её пределами, борца за истину. Общество друзей Генерала Ратко Младича из города Армавир, в лице Алексея Юрьевича Петрика, пригласило сербскую гостью Лилиану провести презентацию её новой книги «Сербский генерал Младич», «Судьба защитника Отечества» , что бы донести истину до русского народа о генерале Ратке Младиче, о узнике Гаагского трибунала «сербском Жукове», не давшему уничтожить свой православный народ мусульманам и хорватам-католикам ,которых поддерживала Америка и Запад, которые претендовали на территорию исконно населявшую сербами. На сцене был размещен банер с изображением Ратко Младича. Был показан видеоролик о бомбардировании Югославии НАТО альянсом в 1999 г., Кубанский казачий хор спел песню времен первой мировой войны «Тамо далеко». Виктор Захарченко поприветствовал гостью и выразил сострадание сербскому братскому народу. Рассказал, что во время революции свой кров нашли в Югославии и казаки Кубанского казачьего хора, которых с любовью приютил сербский народ. Слово сказал Виктор Иванович Лихоносов - советский и русский писатель, публицист, педагог, говорил о том, что послал в адрес генерала Р. Младича в Гаагскую тюрьму поздравительную открытку. Выразил сострадание братскому народу, говорил о чудовищном бомбардирование цветущей страны Югославии НАТО войсками, в 1999 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > На земле святого Саввы Сербского 17.10.2017 667 Время на чтение 12 минут О жизни и истории братского сербского народа, его духовных и культурных традициях мы беседуем с Ильей Михайловичем Числовым, одним из ведущих отечественных сербистов, известным литературным переводчиком и членом Союза писателей России, председателем Общества русско-сербской дружбы, главным редактором Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке. - Илья Михайлович, насколько я знаю, вы недавно вернулись из паломнической поездки в братскую Сербию. Расскажите, пожалуйста, каковы ваши впечатления от этой прекрасной и героической страны, которая за последние десятилетия стала так дорога русскому сердцу. Правда ли, что для нас, русских, нет сейчас народа ближе и роднее, чем православные сербы? - Чистая правда. Ведь украинцы и белорусы - это уже мы сами. И в Государственной академии славянской культуры, и в православных гимназиях, где мне приходилось преподавать, я всегда старался подчеркнуть, что существует триединый русский народ. Как существует и единый сербский народ, включая черногорцев, уроженцев Боснии и Герцеговины, ряда иных сербских краев. В современном мире многое намеренно запутано и усложнено. Но мы с вами, будучи православными христианами, исходим из очевидного: раз на всех этих территориях верные по-прежнему пребывают под омофором единой Русской и Сербской Православной Церкви, значит, ни о каком необратимом разделении говорить не приходится. Другое дело, что в сознании людей произошли за десятилетия коммунистического террора и демократического беспредела определенные сдвиги. Однако разве не все возможно у Господа? Естественно, при искреннем покаянии нашем. А покаяние - это и конкретные дела. Отрадно, что в братской Сербии большинство жителей той же Черногории до сих пор осознают себя сербами. Эти люди безгранично преданы не только идее национального единства, но также - и единоверной и единокровной России. «Русские - наши братья по вере и по крови, - говорят они, - для нас нет никого ближе русских». Так как же и нам не питать к ним столь же теплые и искренние ответные чувства? Зная уже более четверти века выдающегося славянского пастыря - митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), не устаю благодарить Бога за то, что сподобил меня радости общения с этим удивительным старцем, пострижеником преподобного Иустина (Поповича) и келейником Паисия Святогорца. Благодаря таким духовным исполинам крепок и весь сербский народ, у которого - здесь и сейчас - мы многому можем научиться к вящей пользе всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/17/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010