Мониторинг СМИ Протоиерей Николай Балашов: " Не думаю, что было бы полезно брать пример с протестантов " Московский Патриархат комментирует ситуацию, сложившуюся в мировом православии 07.06.2005 11:54 Раскол в Сербской Церкви, изгнание патриарха Иерусалимского, диалог с Зарубежной Церковью. О ситуации, в которой сегодня существует мировое православие, обозреватель Страны.Ru Мария Свешникова беседует с секретарем по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиереем Николаем Балашовым. - Отец Николай, вы не могли бы кратко обрисовать в чем суть конфликта, возникшего между Сербской Православной Церковью и Македонской архиепископией. А также, как будут развиваться отношения Московского Патриархата с СПЦ? - Прекращение общения Сербской Православной Церкви с иерархами в Республике Македония произошло еще в 1967 году, когда в одностороннем порядке была провозглашена автокефалия Македонской Церкви. Автокефалию не признали ни Сербская, ни другие поместные Церкви. Македонцы иногда оспаривают то, что Сербская Церковь является Церковью-Матерью в отношении Македонской Церкви. Они указывают на то, что Охридская архиепископия - это очень древний церковный центр. Более древний, чем Печский Патриархат. Если углубляться в века, картина оказывается очень сложной, потому что Охрид считают своим первоначальным духовным центром и болгары, и сербы. Менялись государственные границы, менялись представления народов об их собственной идентичности, но непреложным фактом остается то, что по своей архиерейской хиротонии македонские епископы восходят к Сербской Православной Церкви. По нашему убеждению, разрешение этого спорного вопроса возможно только путем терпеливого и последовательного диалога. Другого пути просто нет. Святейший Патриарх Алексий II в ответ на обращение к нему, в частности, со стороны государственного руководства республики Македония, уже неоднократно говорил о готовности Русской Православной Церкви оказать посильную помощь в разрешении этого трудного многолетнего церковного спора и уврачевании этого разделения. Такая готовность сохраняется и сейчас.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Македонская авантюра» или кто подталкивает Болгарскую церковь к новому расколу? 23.11.2017 903 Время на чтение 8 минут 9 ноября 2017 года Синод так называемой Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью» . Македонская Церковь ждет от Болгарского Патриархата признание своей автокефалии и протекции своих интересов в отношениях с другими поместными церквями. По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА . Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях? 9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью». Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности. Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ . Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью и включению региона в сферу своего влияния . На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/23/ma...

Ответы на вопросы редакции журнала “Альфа и Омега” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 12 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 — Ваше Высокопреосвященство, православные люди в России практически ничего не знают о положении своих единоверцев в Македонии. И хотя вести о Вашем заключении вызвали широкий и сердечный отклик и многие молились о Вашем скорейшем освобождении, подоплека этих событий для русского человека остается неизвестной. Чем было вызвано ваше тюремное заключение? — Прежде всего позвольте с радостью поблагодарить вас за вашу достохвальную инициативу — рассказать верующим Русской Православной Церкви о церковных проблемах в Республике Македония. По моему впечатлению, у вас очень мало информации о подлинном положении вещей, из-за чего позволю себе несколько слов о сути церковного спора в Македонии. Раскол македонских верующих со всем православным миром произошел в 1967 г. В тот год по приказу коммунистической власти Народной Республики Македония местная Автономная Церковь (которая была в единстве с Сербской Православной Церковью) своевольно провозгласила автокефалию без согласия Матери-Церкви и не была признана ни одной другой из Поместных Церквей. Этот акт представлял коммунистическую попытку разрушения Церкви. В Советском Союзе оно совершалось другими способами, но в бывшей Югославии коммунисты хотели ослабить Церковь через разделение и схизму 1 . Кроме того, посредством этого шага они хотели поставить под контроль диаспору в Америке, Австралии и Западной Европе, потому что другим госслужбам это не удалось. Диаспора была настроена антикоммунистически, но Церковь уважала. Пока существовала Югославия, не предпринималось никаких серьезных попыток преодоления раскола. Первые такие шаги были сделаны лишь в 1998 г., что совпало с моей хиротонией в епископский чин, совершившейся в том же году. После долгих переговоров в мае 2002 г. пришли к решению, которое стало известно под именем “Нишского соглашения”, подписанного церковными делегациями Сербии и Македонии. Подписи поставили четыре епископа Сербской Православной Церкви и три епископа Македонской Православной Церкви, однако Архиерейский Синод МПЦ под давлением государственной власти отверг этот документ, хотя в нем содержалось наиболее “приличное” решение проблемы. Статус Церкви был бы “автономия”, и даже с более широкой свободой по сравнению с автономией, которую сегодня имеет Украинская Церковь Московского Патриархата, а Церковь называлась бы своим древним именем Охридской Архиепископии.

http://pravmir.ru/otvetyi-na-voprosyi-re...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛОМОУЦКО-БРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ [Чеш. Olomoucko-brnnská eparchie ] Чешских земель и Словакии Православной Церкви . Объединяет правосл. приходы на территории исторической обл. Моравия. Кафедральный город - Оломоуц. Правящий архиерей - архиеп. Симеон (Яковлевич; на кафедре с 9 апр. 2000). Возрождение и активное развитие Православия в Моравии в 20-30-х гг. XX в. было тесно связано с деятельностью еп. Чешского и Моравско-Силезского сщмч. Горазда (Павлика). После создания независимой Чехословацкой Республики (1918) в Чехии и Моравии началось движение духовенства и мирян за выход из состава католич. Церкви. В результате в 1920 г. была создана независимая гуситская Чехословацкая Церковь, руководство которой вскоре начало переговоры о присоединении к Сербской Православной Церкви . 25 сент. 1921 г. в Белграде бывш. католич. свящ. Горазд (Павлик) был рукоположен во епископа. После хиротонии он стал заниматься организацией правосл. общин в Моравии. В 1929 г. во главе с еп. Гораздом была создана Чешская правосл. епархия (в юрисдикции Сербской Православной Церкви), охватившая территорию земель Чехии, областей Моравия и части Силезии. Благодаря деятельности еп. Горазда в Моравии в этот период наблюдался рост правосл. верующих: если в 1921 г. здесь проживали 1686 чел. правосл. исповедания, то к 1930 г. их было уже более 9 тыс. В 30-х гг. в состав Чешской епархии входили 11 общин, из к-рых 9 располагались в Моравии. В 1934 г. еп. Горазд для улучшения управления епархией перенес свою резиденцию из Праги в моравский пос. Ржимице. Во время второй мировой войны церковные общины Моравии были фактически разгромлены нем. оккупационной властью. После окончания войны началось их восстановление. Переход в 1946 г. правосл. приходов Чехии и Словакии в юрисдикцию РПЦ, учреждение Экзархата РПЦ в Чехословакии и прибытие в Прагу экзарха архиеп. Елевферия (Воронцова) способствовали оживлению церковной жизни. В 1946-1951 гг. в правосл. Церкви в Чехословакии открывались новые приходы и складывались условия для провозглашения церковной автокефалии. В этот период увеличению числа правосл. верующих епархии способствовало возвращение на родину т. н. волынских чехов (чеш. крестьян-эмигрантов, выехавших на Волынь в XIX в.): в 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись ок. 40 тыс. чехов с Волыни, из к-рых ок. 90% исповедовали Православие.

http://pravenc.ru/text/2578343.html

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 6. Сербская Православная Церковь 6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви 6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и Патриархата на территории бывшей Австро-Венгрии. Сербы приняли христианство в VII в. Однако много веков раньше первые семена веры Христовой были занесены на Балканский полуостров св. апостолами. Предание свидетельствует, что здесь проповедовал св. апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Св. апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий побывал в восточной и южной части Балканского полуострова, а в Далмацию послал своего ученика Тита. В IV–VII в.в. здесь находилась митрополия с центром в Сирмии (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и архиепископия в Салоне (ныне Сплит на территории Хорватии). Вторгшиеся в VI в. на Дунай авары уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII в. по просьбе византийского императора Ираклия (610–641) папа Римский прислал священников, которые много сербов обратили в христианство. До 732 г. сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В этом году император Лев Исаврянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в XI в., когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 г. послал к сербам греческих священников. Окончательно христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885) начали свою проповедь на народном – славянском – языке. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Возникло монашество, была основана первая славянская – Величская – епархия. Первым епископом этой епархии стал св. Климент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Раскол — не административная проблема, а тяжкий грех 16.01.2020 453 Время на чтение 19 минут Иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней в интервью сербскому еженедельнику «Печат» коснулся актуальных тем церковной жизни и межправославных отношений в свете событий, вызванных неканоническими шагами Константинополя, а также ситуации в Черногории и Северной Македонии и других тем. Ниже приведен перевод на русский язык ряда ответов епископа Иринея. — Минувший год был полон испытаний не только для Сербской Православной Церкви, но и для всего Православия. Мы являемся свидетелями того, как политика вновь неумолимо вмешивается в священный церковный порядок, как отдельные политические силы на мировой политической сцене пытаются регулировать этот порядок, исходя из своих потребностей, а точнее, из своих геополитических планов. Православие стремилось бороться с такими явлениями в XX веке, и ему это удавалось. Может ли этот опыт помочь в новых обстоятельствах? — Мне кажется, что Вы говорите об этой большой проблеме, в слишком, может быть, смягченной форме, а ведь уже давно всем известно, о чем именно здесь идет речь. Мы об этом разговаривали и накануне прошлого Рождества, и я в общих чертах определил проблему на трех уровнях — как неканонические поступки Константинопольского Патриархата на канонической территории Московского Патриархата и, вследствие этого, проблему нарушения отношений в православной вселенной в целом, и, наконец, как серьезную угрозу подлинности свидетельства вселенского Православия о себе как о Церкви и перед инославными христианами, и перед верующими других религий. За прошедшее время лишь раскрывалось то, что мы предполагали или о чем догадывались, поскольку действующие лица больше не чувствуют необходимости что-либо скрывать: в публичном режиме, под вспышки фотокамер, документирующих события, высшие чиновники американской администрации посещают православных Первоиерархов и архиереев, встречаются с игуменами древних монастырей и открыто требуют от них присоединиться к Константинопольскому Патриархату в его очевидных нарушениях устройства и канонического порядка Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/episko...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 г. 23:58 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II , Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Православная Церковь сожалеет об отказе бывшего епископа Косовского Артемия принести покаяние в раскольнических действиях 25.07.2012 481 Официальный сайт Сербской Православной Церкви подверг резкой критике последнее интервью бывшего епископа Рашко-Призренского и Косовско-Метоховского Артемия, в котором тот очередной раз заявил, что не собирается приносить покаяние в раскольнических действиях, в которых он обвиняется священноначалием СПЦ, передает « Благовест-инфо ». Бывший глава епархии СПЦ в Косово, а ныне монах Артемий (Радосавлевич) в своем последнем интервью заявил, что его «дело» может быть решено только путем «аннулирования неканонических решений» Священного архиерейского собора СПЦ. Отец Артемий добавил, что готов разговаривать с представителями сербской иерархии, но что после встречи с Сербским Патриархом Иринеем, состоявшейся два месяца назад, не было предпринято никаких конкретных шагов по решению проблем, возникших в связи со снятием его с Рашко-Призренской кафедры в мае 2010 года и лишением сана в ноябре того же года. Бывший глава Косовской епархии также отметил, что его не пригласили на последнее заседание собора в мае этого года. Сербский Патриарх Ириней после собора заявил, что «путь раскола», который выбрал бывший епископ, – трагедия как для самого отца Артемия, так и для всей Церкви , и что следующим этапом может быть его полное отлучение от Сербской Православной Церкви. «Мы сопроводили соборный акт просьбой, чтобы он, покаявшись, вернулся в лоно Церкви, надеясь, что он не пойдет на тот шаг, который ведет к расколу. А для Церкви нет ничего трагичнее раскола. Это разделение единого организма, это путь, не оправданный ни Евангелием, ни канонами», - сказал Патриарх. Он уточнил, что монах Артемий является раскольником, поскольку «отступил от Церкви и отрекся от послушания». В заявлении, опубликованном на официальном сайте Сербской Православной Церкви, отмечается, что бывший епископ «обманывает наивных людей». Единственным возможным выходом из ситуации представители СПЦ считают официальное покаяние монаха Артемия, прекращение им неканонической деятельности на территории его бывшей епархии , роспуск группы союзников и прекращение клеветы в адрес Сербской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/25/se...

I. Устав Св. Синода До недавнего времени православная черногорская церковь в своей канонической жизни и деятельности руководствовалась только общими для всей православной церкви источниками канонического права и, кроме того, еще некоторыми частными специальными церковно-гражданскими постановлениями местной государственной и церковной власти. Однако, эти последние постановления не были приведены в одну общую систему, не составляли одного цельного сборника или «регламента». Наоборот, некоторые из них иногда противоречили друг другу и даже общим каноническим правилам, являясь продуктом своеобразных условий исторической жизни Черногории. Только в самом конце 1903 года обнародываются «Устав Св. Синода в княжестве Черногорском», который, в виду его канонической (для местной церкви) важности, почитается ниже в русском переводе с сербского, и «Устав православных консисторий» в том же княжестве, содержание которого, относящееся к устройству консисторий, епархиального управления и суда в поместной черногорской церкви, представляет тоже бесспорный интерес и для единоверных членов других поместных частей единой вселенской церкви. Оба названные устава, по просьбе митрополита черногорского Митрофана, составлены знаменитым православным канонистом, епископом далматинско-истрийским Никодимом Милашем 1 , и с начала 1904 г., будучи утверждены князем Николаем, вступили в силу и являются теперь действующим церковно-государственным законом, нормирующим внешние н внутренние отношения поместной православной черногорской церкви. Чтобы понять особенности этого закона и оценить его значение в судьбах черногорской церкви, необходимо напомнить, хотя бы в самых кратких чертах, исторические и современные политические и церковные отношения в стране, бесспорно отразившиеся во многих подробностях нового закона 2 . Как известно, ядро нынешнего княжества Черногорского составляет бывшая территория древней сербской области Зеты, с конца XII века вошедшей в состав древнего сербского государства Неманичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Мюнхена Москва, 1 декабря 2008 г. 30 ноября в Неделю 24-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении архиереев и духовенства Московского Патриархата, Сербской и Русской Зарубежной Церкви совершил Божественную литургию в мюнхенском кафедральном соборе в честь Новомучеников и исповедников Российских. Святейшему Патриарху Алексию, находящемуся в это время на отдыхе и лечении в Германии, сослужили настоятель собора архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), епископ Штутгартский Агапит (РПЦЗ), представитель Сербской Православной Церкви епископ Западноевропейский Константин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Клинский Лонгин и епископ Венский и Австрийский Иларион. На богослужении присутствовали представители Католической Церкви в Германии и Лютеранской Церкви, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . После Литургии настоятель собора епископ Марк обратился к Святейшему Патриарху со словом, в котором напомнил, что в прошлом году, когда Его Святейшество совершал богослужение в соборе, он передал в дар собору Корсунскую икону Божией Матери, теперь эта икона пребывает в храме, и буквально несколько дней назад для нее был закончен резной киот. В дар Святейшему Патриарху Алексию была преподнесена Патриаршая мантия, струи которой вышиты сестрами мюнхенского монастыря. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви поблагодарил владыку настоятеля и сказал, что он находится в Германии в связи с прохождением курса лечения, но несмотря на это он принял решение совершить Литургию вместе с паствой Германской епархии. Также Святейший Владыка отметил, что в этот день исполняется 28 лет архиерейской хиротонии Преосвященного архиепископа Марка, окормляющего верующих Германии и Великобритании. Патриарх особенно подчеркнул труды владыки, во многом благодаря которым стало возможно воссоединение Русской Православной Церкви. На молитвенную память Святейший Патриарх подарил владыке Марку панагию с памятной надписью.

http://pravoslavie.ru/28475.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010