Серафим Роуз Серафим Роуз: совет современникам Судя по всему, в наши дни нет настоящих богоносных старцев -- таких, например, как были некогда Оптинские старцы, руководившие людьми по благодати Святого Духа, а не по собственному разумению или толкованию св. отцов. Этот путь духовного руководства не дан нашему времени Опасности на пути к живой вере Первая опасность подстерегает того, кто начинает читать православные книги, увлекается ими, но ошибается в применении прочтенного к своей собственной жизни. Дом нетерпимости Одни православные христиане обрушивают страшные обвинения на головы других, развешивают ярлыки, с легкостью выносят приговоры в духе 1937 года и даже отправляют в ад оппонентов, с мнением которых не согласны. Почему мы так поступаем? Несколько примеров истинного христианства Если мы постоянно общаемся с живыми носителями традиции, болезнь " соблюдение правил " нам уже не так страшна: традиция нас поправит. В ответе за дар свободы Здесь на Западе мы как в сказочной стране дураков: но раньше или позже – скорее раньше, чем позже, – сказке придет конец. Когда Бог Открывается Сердцу: Поиск Прикоснуться к подлинной, иной реальности - стремление всякой неподдельной религии. Я хочу рассказать вам о том, как достигает этого Православие, каким образом раскрывается здесь духовная реальность Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/serafim-rouz/

О. Серафим крестит младенца в железной бочке, приспособленной под крещальную купель Отец Серафим учил, что при любых затруднениях, сомнениях или при возникновении нового неведомого доселе вопроса необходимо, во-первых, отбросить предвзятость, предубеждения и подозрительность и внимательно исследовать, что по этому поводу говорили святые отцы, во- вторых, обратиться к духовнику и, в-третьих, попросить Господа о вразумлении, и ответ обязательно придет. Ответ этот нужно принять, даже если он будет противоречить мнению общества или собственным прежним убеждениям. Так всегда действовал и сам отец Серафим. Очень важной стороной жизни христианина иеромонах Серафим считал разумное изучение святоотеческих творений. Неудивительно, что один иеросхимонах в России как-то сказал, что отец Серафим, хотя и американец, но усвоил дух святых отцов лучше многих выросших в православной среде. Как мы знаем, главнейшим качеством, присущим всем святым отцам, является трезвение. Это качество и было усвоено иеромонахом Серафимом из святоотеческого наследия. Трезвение учило отца Серафима тому, чтобы не возгордиться при почитании, которое окружало его уже при жизни. Трезвение удерживало от крайностей при прохождении монашеского пути. Трезвение руководило им в выборе церковной позиции, указывая средний царский путь между крайностями церковного обновленчества и фанатичной самодостаточности. Трезвение вразумляло его относиться к православным модернистам и неправославным христианам не как к врагам, а как к заблудшим братьям, которые пока еще не поняли всей пагубности своих воззрений. Иеромонах Серафим учил, что если мы сложим руки перед силами тьмы, если оставим надежду, то перестанем быть христианами. Он считал, что ни в коем случае, ни при каких гонениях, православным нельзя озлобляться, ибо христианская любовь всему верит, на все надеется, никогда не престает. Проповедь отца Серафима не была мрачной. Даже о конце света он говорил спокойно и рассудительно, без «эсхатологического экстаза». Он весь был пронизан евангельским духом: духом апостольским, первохристианским, аскетическим. В его лице миру был явлен пример христианина первых времен, устремившего очи сердца к духовному небу в ожидании Грядущего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

В текущем году исполняется 30 лет со дня кончины иеромонаха Серафима, и автору этого очерка, который в своё время сам пришёл к православию в значительной мере благодаря книгам о. Серафима (Роуза), хотелось бы внести свою скромную лепту в копилку памяти и осмысления наследия этого незаурядного человека. Жизнеописание о. Серафима детальнейшим образом рассмотрено в интересной биографической книге его талантливого ученика иеромонаха Дамаскина (Христенсена). Необходимо подчеркнуть, что о. Серафиму очень повезло с биографом. Книга «Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского» (М.: Русский Паломник, 1995) написана с большим литературным вкусом и мастерством. При объёме в более чем тысячу страниц она читается очень легко и содержит обширный материал для характеристики личных качеств, основных мировоззренческих установок иеромонаха Серафима (Роуза) и его окружения . Проникнутая искренней любовью и почтением к о. Серафиму, она несколько идеализирует его образ и, по сути, представляет собой некое подобие расширенной редакции его жития. Мы совершенно не будем касаться сомнительной идеологической составляющей , заметной в последних главах этой в других отношениях образцовой биографической книги, но позаимствуем из неё некоторые важные факты из жизни иеромонаха Серафима, без знания которых невозможно объективно представить возникновение и развитие его идей. Биография иеромонаха Серафима (Роуза) Происхождение Юджин (Евгений) Деннис Роуз родился 12 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городе Сан-Диего в простой американской семье. Среди его предков были французы и датчане. Отец Юджина, Фрэнк Роуз, добрый, но слабовольный человек, был индифферентен к религии. Впрочем, парадоксальным образом именно он впоследствии поддержал сына в его стремлении к православию. Мать Юджина Эстер Роуз была энергичной протестанткой, поменявшей несколько деноминаций не по доктринальным причинам, а исключительно из-за своего неуживчивого характера. Желая видеть сына академическим учёным, она долго не могла смириться с его уходом из мира и принятием монашества.

http://bogoslov.ru/article/2794086

Помимо европейских языков Роуз серьёзно изучал китайский, тем более что в библиотеке Помоны было замечательное собрание китайских книг и рукописей. У него была редкая способность записывать иероглифы со слуха: он утверждал, что графически они точно соответствуют тому, что обозначают. С преподавателем китайского языка Шу Йиченом он переписывался ещё несколько лет после окончания колледжа. Духовные поиски Обучаясь в Помоне, Роуз серьёзно увлёкся классической музыкой, которая исподволь пробуждала в нём глубокое религиозное чувство. Часами он мог слушать Моцарта, Бетховена, Пуччини, Монтеверди, Шумана и Баха, но больше других любил Георга Генделя. Из русских композиторов выделял П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского. Сам он умел играть на фортепиано и на классической гитаре, изучал историю и теорию музыки. Душа его находилась в поисках истины, но путь к ней оказался достаточно трудным, извилистым и болезненным 9 . На втором курсе колледжа Юджин услышал лекцию знаменитого Алана Уоттса, в прошлом очень известного англиканского богослова и священника, а впоследствии востоковеда, проповедника дзен-буддизма и идейного вождя американской молодёжи. Мир дзен-буддизма надолго, может быть, слишком надолго 10 очаровал Роуза, поскольку здесь предлагались глубина поиска, аскетичный образ жизни, самоотречение и возможность мистического прозрения, к которым подсознательно стремился молодой студент. В 1956 году, закончив колледж с отличием, Юджин Роуз поступил в Академию востоковедения в Сан-Франциско, в которой преподавал и был какое-то время ректором Алан Уоттс. Здесь Юджин занимался изучением сравнительного анализа религий, который давал возможность попробовать себя в различных духовных традициях: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Каждую религию он изучал на её родном языке. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском, изучение которого продолжил под руководством замечательного знатока китайской культуры и традиций Жи Минь-шеня. При этом он довёл до совершенства знание новых европейских языков и латыни. Рене Генон в жизни Роуза

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

Отшельник. Памяти о.Серафима (Роуза) 30 лет назад преставился ко Господу иеромонах Серафим (Роуз) 2 сентября, 2012 30 лет назад преставился ко Господу иеромонах Серафим (Роуз) 30 лет назад преставился ко Господу иеромонах Серафим (Роуз) В тесной келье деревянной На пол брошены дрова Бьет в окошко ветер пьяный Кружит желтая листва. Под горой журчит, играя, Светлый молодой ручей. И отшельник умирает В келье сладостной своей. Он и помощи не просит, Чтоб печурку растопить, И свою подругу осень Он не выйдет проводить. Дверь у старого порога Не подвигнется с петель На коленях молит Бога, Опираясь на постель Взор с прощальною любовью На икону вознесет И приникнет к изголовью Очи ясные сомкнет…. Келья о.Серафима Роуза Монахи-нынешние насельники обители говорят, что в келье о. Серафима со времени его кончины почти ничего не меняли. За этим столом были написаны практически все труды о. Серафима (Роуза). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 апреля, 2024 16 марта, 2024 16 марта, 2024 9 марта, 2024 9 марта, 2024 3 марта, 2024 2 марта, 2024 24 февраля, 2024 21 февраля, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/otshelnik-pamyati-o-se...

Поначалу отец Серафим был так обескуражен взглядами д-ра Каломироса на эволюцию, что не хотел связываться с этим вопросом. Слава Богу, он преодолел это искушение и, напитавшись усердием от самих святых отцов, взялся за дело. Попутно преодолев и другой едва ли не врожденный свой недостаток – стремление быть «мудрее мудрецов». Отец Серафим открыл, сколь благородны и поистине бесценны творения святых отцов. Читая его комментарии, понимаешь, что святоотеческий разум – не просто плод человеческой мудрости; есть в нем и что-то Божественное. Как заметил отец Серафим, пророк Моисей, автор Книги Бытия, получил знание о сотворении мира в Божественном видении – по-гречески «теория». Святые отцы, комментировавшие Писание, тоже были общниками Божественного созерцания и благодаря этому стали из-за этого единственно достоверными толкователями повествования Моисея. Отец Серафим, погрузившись в мысль отцов, представил современному миру святоотеческое видение всего сотворенного мира, выведя дискуссию далеко за рамки исключительно рациональных, научных определений. Многие из святых отцов, будучи провидцами, на опыте познали, каковым замышлялся человек: первоначально нетленный Адам жил естественно, теперешняя же жизнь, подверженная тлению после падения человека, является неестественной. 926 Святые отцы 927 учили, что до грехопадения все в тварном мире было нетленным, бессмертным. Подобно отцам древности, современным христианам тоже дается возможность вкусить от естественной жизни, еще будучи на земле, ненадолго узреть мир преображенный, непорочный, ради которого и создавался человек. Отец Серафим считал, что величайшая беда сегодняшних христиан в том, что они утратили сознание того, кем был Адам до грехопадения, до того, как изменилась сама природа человека. По этому поводу отец Серафим писал: «Когда в момент грехопадения у Адама и Евы открылись глаза, они уже потеряли жизнь в раю... Взор их стал открыт лишь для низменного, земного, а горнее, Божие видится уже с трудом. Они перестали быть бесстрастными, и с тех пор все мы живем в приземленной суете и страстях». 928

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

1449 Как и в «Православии и религии будущего», отец Серафим в первую очередь представлял сначала факты, а уж потом – их толкования. В первой главе он подробно остановился на посмертных ощущениях: отделение души от тела, «встреча с другими», «о светлых существах» и т.п. Все это описывается как первые ощущения при наступлении клинической смерти, когда душа еще парит над землей и может вернуться в тело, «оживленное» врачами. Эти ощущения отец Серафим сравнил с описаниями подобных явлений у западных и восточных святых отцов, эпизодами в житиях святых, с рассказом православного серба, пребывавшего в состоянии клинической смерти около полутора суток. Вторая глава посвящена разъяснению сути «светлых существ». Отец Серафим представил учение Православной Церкви об ангелах, как святых, так и падших. В противовес теории Декарта (возрожденной в наши дни) – «все, что не принадлежит миру материи, относится к “чистому духу”» – отец Серафим вывел, что ангелы, духовные по отношению к человеку, на самом деле материальны по отношению к Богу. Лишь Бог полностью нематериален. 1450 Описав явления Ангелов и бесов (по православной литературе), отец Серафим продолжал: «До недавнего времени лишь немногие “старомодные” или “простодушные” православные верили этим рассказам буквально, и сегодня многие не верят им: столь велико современное заблуждение, что Ангелы и бесы суть “чистый дух” и не могут проявлять себя “материально”. Правда, недоверие это пошатнулось: уж больно сильно воздействуют бесы на людей в последнее время». 1451 В третьей главе, «Явление Ангелов и бесов в смертный час», отец Серафим описал, как «новопреставленный встречает двух Ангелов... Им надлежит проводить душу в загробный путь. Ангелы весьма конкретны и “материальны” и по облику, и по действиям. Обликом похожие на людей, они подхватывают “хрупкую” душу усопшего и влекут ее прочь». 1452 Глава четвертая, «Видение небес», рассказывает о впечатлениях и ощущениях неправославных христиан, язычников, неверующих, даже самоубийц, – все они утверждали, что попали в некий «рай» сразу же после наступления клинической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Студенты и не подозревали, как им повезло. Такой глубины в своих лекциях отец Серафим еще не достигал. А следующих ему уже не довелось прочитать. Он и сам прекрасно сознавал, что такое образование, такое миропознание, основанное на принципах Православия, сейчас уже фактически угасает. В дополнение к курсу «Православного мировоззрения» отец Серафим вел занятия по английской грамматике, стихосложению и писательскому мастерству. Отец Герман занимался со студентами церковной историей и литературой. Двенадцать часов в неделю посвящалось лекциям и еще десять добавлялось двум семинаристам, дабы они не отстали от программы. Материалы отцам присылали из Джорданвилля. Важной частью программы было чтение литературной классики. В сентябре 1981 года отец Серафим сделал следующую запись: «Наши двое семинаристов приступили к изучению “добогословского” курса. Феофил наконец-то оценил, сколь важна определенная доза нерелигиозных знаний для подготовки к восприятию богословия (он сейчас читает Платона), а N., прочтя две пьесы Пушкина, обнаружил, что в его образовании есть недостающее звено – светская литература! Синдром “внезапного штурма твердыни богословия”, кажется, действительно порождает множество проблем и для отдельного человека, и для Церкви в целом». 1620 Один из этих юных семинаристов плохо усваивал материал, не мог сосредоточить внимание и прочесть зараз больше одной страницы. Для таких отец Серафим придумал ежедневно читать вслух интересные романы, такие как «Преступление и наказание», и сразу же обсуждать прочитанное. Он отмечал, что «результаты великолепные: повысились и интерес, и понимание». В другом месте отец Серафим писал об этом курсе чтения вслух: «Вопрос пробуждения православного сознания, вполне возможно, сводится к таким вот простым вещам». 1621 Отец Серафим приготовил наброски будущих курсов (третьего, четвертого и пятого года обучения) для своих семинаристов, включив все дисциплины, преподаваемые в Свято-Троицкой семинарии. 1622 Но накануне третьего учебного года он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Алексей Янг не раз говорил отцу Серафиму, что при чтении этих страниц у него «замирает сердце». «Для того они и написаны», – тихо улыбаясь, говорил отец Серафим и, не тратя времени, удалялся к себе в лесную келью – переводить дальше. 77. Православие и религия будущего Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 2Тим.4:3–4 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы, прельстить, если возможно, и избранных. Мф.24:24 Отец Серафим 10 мая 1976 года возвращался на своем грузовике из Орегона – он вез оттуда тираж своей первой книги «Православие и религия будущего», коей суждено было стать катализатором духовного пробуждения, в особенности в России. В книге рассматриваются современные религиозные направления, признаки «нового религиозного сознания», которое прокладывает путь единой, общемировой религии и знаменует начало «бесовской пятидесятницы» последних времен. Доселе не являлось столь глубокого исследования духовных течений XX века, их никто не изучал столь подробно, опираясь на вечную, не зависящую от конкретной эпохи, мудрость святых отцов. С начала до середины 1970-х годов, когда отец Серафим работал над книгой, почти все идеи и учения, которые он рассматривал, еще не завладели умами большинства людей; до поры они ютились на обочине философской мысли. Однако отец Серафим точно предугадал: с «обочины» все эти учения быстро переместятся на «главную магистраль». Он подметил: за внешними многочисленными различиями этих явлений скрывается пугающая единая цель, и достижение ее – не за горами. И конечно, с таким «обличительным» грузом – а в книге срывалась маска с самых изощренных бесовских учений нашего времени – отец Серафим не мог проехать мимо центра американского неоязычества – горы Шаста. Ранее полагалось, что она – святилище некогда живших там индейцев. И ныне она стала центром растущей деятельности оккультных группировок. Там возникли целые поселения. Проехав несколько вверх по склону, отец Серафим остановил машину у огромной горы, там, где обычно проводились фестивали теперешних язычников, исполнил пасхальные песнопения о Христовом воскресении, о Его победе над сатаной, о попрании смерти. В который уже раз ему подумалось: «Православный священник должен окропить эту гору святой водой!» 1109 Много позже, уже после рукоположения, он с отцом Германом вновь приедет сюда освятить гору. Но книга его сделает больше: она будет двигать горы!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Таким же образом отец Серафим рассмотрел и другую книгу, «Трансцендентальная медитация», руководство к «достижению духовного успеха без видимых усилий». Отец Серафим писал, что подобный подход «применялся часто в середине 1970-х годов в армии, школах, тюрьмах, больницах, в некоторых церковных общинах (в том числе в Греческой Архиепископии в США) как якобы нейтральная форма “душевной терапии”, что сопоставимо с исповедованием того или иного религиозного культа». Чтобы доказать лживость такого подхода, отец Серафим описал «санскритское посвящение» на подобных курсах «трансцендентальной медитации», где наивные американцы, сами того не ведая, приносят жертвы языческим богам. «Так современный агностик, чаще всего неосознанно, приобщается к языческим индусским ритуалам, незаметно он поощряется к таким богопротивным действиям, которым его далекие предки-христиане предпочитали муки и жестокую смерть, – к жертвоприношению языческим богам. В духовном плане страшен скорее этот грех, а не сама “система душевных упражнений”, и, пожалуй, именно он служит объяснением невиданного успеха “трансцендентальной медитации”». 1116 В пятой главе – «Новое религиозное сознание» – отец Серафим более остановился на быстром развитии и внедрении на Западе восточных (и псевдовосточных) культов и движений. «Достаточно нескольких примеров из жизни начала 1970-х, чтобы убедиться, сколь велико влияние восточных религий среди американской молодежи (которая всегда “впереди планеты всей” во всех начинаниях). 1117 Первым делом он описал кришнаитов в Сан-Франциско во время их ежегодного празднества: они везут огромное изваяние «бога» через парк Золотые Ворота к океану, со всеми почестями, характерными для индуизма. Отец Серафим замечал: «Сцена, типичная для языческой Индии, но для “христианской” Америки– нечто новое». 1118 Далее он остановился на движении гуру Махараджи, которого тысячи молодых поклонников провозгласили «богом Вселенной». На большом собрании в Хьюстоне «Третье тысячелетие-73», под крышей огромного спортивного дворца Махараджу приветствовали овацией, а на огромном табло вспыхнула надпись «Б-О-Г». «Это уже более чем почитание языческого идола, – пишет отец Серафим. – Еще несколько лет назад такое поклонение здравствующему человеку невозможно было бы представить ни в одной христианской стране. Сегодня же это обычное явление для тысяч и тысяч “богоискателей” Запада. Это ли не репетиция перед приходом антихриста в конце времен, ибо сказано: В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:4 )». 1119

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010