После пережитого в храме благодатного озарения Юджин Роуз понял ограниченность буддизма, хотя, под устойчивым впечатлением от книг Генона, продолжал изучать китайскую каллиграфию, поэзию и философию. Он начал посещать православные богослужения, учить русский и церковно-славянский языки, читать в оригинале Достоевского 21 , изучать духовную литературу 22 . Весьма любопытно, что ещё в 1957 году, за пять лет до принятия православия, обучаясь в Академии востоковедения, Роуз написал реферат «Псевдорелигии и современность», в конце которого указал, что современные направления религиозно-философской мысли приведут к воцарению антихриста: «Человечество угодит в этот капкан, уверует в сверхразумную и сильную личность и как всегда в поисках «света истины» покорным стадом устремится за тем, кто предлагает «единственно верный путь " » 23 . Из этого немаловажного факта можно заключить, что эсхатологизм в его мировоззрении присутствовал уже тогда, до серьёзного знакомства с православным богословием 24 . Весной 1957 года Юджин Роуз покинул Академию востоковедения и осенью того же года поступил в Калифорнийский университет в Беркли. Здесь он близко сошёлся с профессором Петром Алексеевичем Будбергом (1903–1974), который был русским православным, хотя и нецерковным человеком, и при этом превосходным знатоком китайской филологии. Под руководством Будберга Юджин написал работу о древних наречиях китайского языка, за которую получил степень магистра востоковедения. Есть основания полагать, что Будберг видел в талантливом ученике своего преемника по кафедре. В 1961 году Роуз завершил подготовку диссертации на звание бакалавра. В университете ему прочили блестящую карьеру, но он, неожиданно для всех, особенно для родителей, оставил учёбу на время, необходимое для написания книги «Царство человеческое и Царство Божие» – исследования духовного состояния современного человека. Задуманная работа потребовала от него полной самоотдачи. Не желая распылять душевные силы и творческое вдохновение, Роуз отказался от преподавания в университете. Чтобы заработать на еду и жильё, он устроился на работу дворника, которая была непрестижной и сравнительно низко оплачиваемой, зато не служила помехой для обдумывания будущего труда 25 . Задуманную книгу Роуз так и не дописал 26 , но в университет уже не вернулся.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

– Распрекрасно! – отвечал тот. – Людям очень интересно все о Православии, они жадно ловят каждое слово на лекциях. Отец Герман поинтересовался: – Ну а как отец Серафим? – Рад-радешенек. И впрямь, отцу Серафиму доставляло огромное утешение передавать Православие томящимся духовной жаждой людям, и неважно, сколько их или насколько они «интеллигентны». Он не задавался целью воспитать «знатоков» Православия. Куда важнее, как применят люди почерпнутые знания, воспримут ли душой и сердцем. Хотя сам отец Серафим всегда и все схватывал на лету, он бывал необыкновенно терпелив к тем, до кого все доходило медленно и туго. Более всего радости доставляли ему уроки Библии , которые он давал каждый месяц по воскресеньям после литургии в Рединге. Мысль эта родилась на женской конференции, и месяцем позже отец Серафим в доме Валентины Харви провел первое занятие. Открывая людям святоотеческий подход к пониманию Священного Писания, отец Серафим радовался, видя живой интерес людей, отвечая на многочисленные вопросы. 1325 К 1979 году жизнь отцов была заполнена паломниками, разъездами по приходам, лекциями и беседами. Неудивительно, что на иное времени уже не хватало. Утомишься, пока читаешь в летописи весь полный список дел, встреч, служб. Столь напряженная кочевая жизнь, все старания исполнять свой пастырский долг в последние годы жизни отца Серафима пошли на благо не только его пастве, но и ему самому. Он отдавал себя другим, и собственная душа его становилась сильнее, созревала для Царства Божия. «Какие же мы с тобой счастливые, – говорил он собрату, – и как мало у нас времени, чтобы этим богатством поделиться с людьми». 84. Пастырские наставления Страдание – признак иного Царства, коего чаем. Если бы быть христианином значило быть «счастливым» в этой жизни, Царствие Небесное оказалось бы нам не нужно. О.Серафим (Роуз) 1326 Православие не может быть «удобным», если оно, конечно, не подделка. О.Серафим (Роуз) 1327 Почему сегодня, на первый взгляд, так мало чудес? Потому, считал отец Серафим, что мало осталось у людей сердоболия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

протоиерей Димитрий Предеин Иеромонах Серафим (Роуз) как известный православный миссионер и катехизатор второй половины XX века: к 30-летию со дня смерти Скачать epub pdf Биография иеромонаха Серафима (Роуза) Происхождение Юджин (Евгений) Деннис Роуз родился 12 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городе Сан-Диего в простой американской семье. Среди его предков были французы и датчане. Отец Юджина, Фрэнк Роуз, добрый, но слабовольный человек, был индифферентен к религии. Впрочем, парадоксальным образом именно он впоследствии поддержал сына в его стремлении к православию. Мать Юджина Эстер Роуз была энергичной протестанткой, поменявшей несколько деноминаций не по доктринальным причинам, а исключительно из-за своего неуживчивого характера. Желая видеть сына академическим учёным, она долго не могла смириться с его уходом из мира и принятием монашества. Редкая умственная одарённость проявилась в Юджине уже в раннем возрасте. Его мать говорила о нём: «Он с детства рос серьёзным и прилежным. И не по годам умным. Первым среди сверстников (а порой и среди взрослых) схватывал суть услышанного или увиденного» 4 . Уже в старших классах школы проявились исключительные способности Юджина к языкам. Он сразу взялся за изучение испанского, немецкого и французского, причём по-немецки к концу школы уже сочинял стихи. Кроме того, у него были отличные математические способности, так что учитель математики дал ему рекомендацию для поощрительной стипендии в колледже 5 . Окончив школу первым учеником, осенью 1952 года он поступил в колледж в Помоне, недалеко от Лос-Анджелеса. В то время, наряду со Стенфордом, Помона считалась лучшим частным колледжем в Калифорнии и одним из главных центров гуманитарного образования в США. Обычные интересы юношества – автомобили, танцы, американский футбол 6 – Юджина не интересовали. Он всецело погрузился в изучение философии и языков. Из философов его более других привлекали Спиноза, Шопенгауэр и особенно Ницше. В этот период Юджин полностью разуверился в протестантстве, стал «самым непримиримым атеистом» 7 из всех сокурсников и в курсовой работе написал: «Под «Богом» я подразумеваю «вселенную», это более точное определение, потому что я хочу показать Его не в личностном аспекте, а в обобщающем...» 8

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

108 Иеромонах Дамаскин (Христенсен) пишет об о. Серафиме: «Тема Апокалипсиса была так важна для него, что он, видимо, начал бы сам писать комментарий на него, основанный на святоотеческом учении, если бы уже не было блестящего толкования на Апокалипсис архиепископа Аверкия» (Дамаскин (Христенсен), иером. Предисловие//Апокалипсис в учении древнего Христианства/Толк.архиеп. Аверкия (Таушева) , ред., прим., вступ. ст. и жизнеопис. автора иером. Серафима (Роуза) . – М.: Росс. Отд. Валаам. Об-ва Америки, 2001. – С.6). Поэтому о. Серафим поучаствовал в редактировании и издании толкования владыки Аверкия, снабдил его примечаниями и написал своё предисловие. 109 Статья архим. Константина Зайцева «Православие и инославие перед лицом антихриста» помещена в приложении к толкованию Апокалипсиса архиепископаАверкияв вышеуказанном издании. 110 В 1966 г., будучи ещё православным мирянином, Евгений Роуз записал в дневнике: «А каков же наш путь, куда он ведёт… Ясно, что он ведёт к образованию монастырского Братства и скита (как бы смело это ни звучало), и в дальнейшем к созданию миссионерского центра». Цит. по: Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского… С.314. 111 «Давайте же, если мы любим и ценим святое Православие, примем его и станем жить по нему… и вернём в наш безбожный, варварский век православный образ жизни» ( Серафим (Роуз) , иером. Живая связь со Святыми Отцами//Серафим (Роуз), иером. Американский просветитель русского народа. Сборник трудов. – М.: Никея, 2010. – С.115). 112 Когда мы читаем в жизнеописании о. Серафима, что он благословлял и целовал деревья в своём Платинском Свято-Германовском скиту (См.: Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского… С.443), мы понимаем, что этот человек нашёл подлинное счастье в Православии. 115 Некролог архим. Константину, написанный о. Серафимом (см. Американский просветитель русского народа… С.97–107), даже с учётом особенностей этого жанра, не предполагающего значимого критического элемента, больше напоминает панегирик святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

и что говорил по этому поводу отец Серафим (Роуз) В семидесятые годы все почему-то ожидали конца света, думали, что близится апокалипсис – были очень сильны тревога и страх, какие-то предчувствия последних времен. Но отец Серафим (Роуз) призывал нас не бояться конца света. Он напоминал нам, что, во-первых, о конце света не знают даже ангелы, это открыто только Отцу, тем более мы, люди, не можем этого знать. Нужно жить так, словно каждый твой день может стать последним – и ведь это действительно так: мы никогда не знаем, какой именно день или какая ночь станут для нас последними. Господь милосерден и прощает нам грехи, в которых мы каемся, но никому из нас не обещан завтрашний день. И еще отец Серафим утешал боязливых и говорил: – Не бойтесь страшных времен! Смотрите вперед! Ведь если действительно близится конец света – то чем это все закончится? А закончится это Пришествием Христа во всей Его славе! И Пришествие Его – это же величайшая радость для нас, христиан! Поэтому, говоря о последних временах, не нужно ужасаться, а нужно иметь веру и надежду, что когда придет время, Господь все покроет Своей милостью и любовью. Еще говорил: – Нам нужно ждать не ужасного конца, а радости встречи с Христом! Иеромонах Серафим (Роуз) «Ищите царский путь!» И еще отец Серафим часто повторял: – Никогда не впадайте в крайности! Нужно жить осторожно, выбирать средний – царский путь, избегая крайностей. С одной стороны, не впадать в фанатизм и осуждение. С другой стороны, не расслабляться и не становиться теплохладным. А для того, чтобы выбрать царский путь, нужно иметь духовное рассуждение, недаром его считают высшим из духовных даров. Стяжать такой дар – трудно, но все же нужно стараться не впадать в крайности. Любимыми словами отца Серафима (Роуза) были: – Ищите царский путь! Жил как аскет, но не требовал такого же аскетизма от других Он мало обращал внимания на свой внешний вид, ходил в заношенном подряснике, не подстригал бороду Хотя сам отец Серафим жил как аскет и очень строго постился, но никогда не требовал такого же аскетизма от других – подходил к другим людям с любовью.

http://pravoslavie.ru/141481.html

Человек Все рубрики Иеромонах Серафим (Роуз) Душа после смерти: Глава 9. Смысл современных " посмертных " опытов Несомненно, что всякий, придерживающийся традиционного христианского взгляда на жизнь как на место испытания для вечности, и на смерть как на вход в вечное блаженство или вечные муки, в зависимости от веры и земной жизни, найдет ее книгу расхолаживающей. Гуманно относиться к умирающему, помогать ему готовиться к смерти, не ставя при этом на первое место веру во Христа и надежду на спасение, когда все уже сказано и сделано, - значит оставаться в той же тоскливой сфере гуманизма, куда неверие вовлекло современное человечество. Иеромонах Серафим (Роуз) Душа после смерти: Глава 7. Опыты " выхода из тела " в оккультной литературе Исследователи современного " посмертного " опыта почти неизменно обращаются за пояснением этих случаев к той форме литературы, которая утверждает, что основана на опыте " выхода из тела " , - к оккультной литературе с древнейших времен, от египтян и тибетской " Книги мертвых " , и вплоть до оккультных учителей и экспериментаторов наших дней. С другой стороны, едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские и святоотеческие источники, на которых оно основано. Почему же так? Душа после смерти: Глава 9. Смысл современных " посмертных " опытов Несомненно, что всякий, придерживающийся традиционного христианского взгляда на жизнь как на место испытания для вечности, и на смерть как на вход в вечное блаженство или вечные муки, в зависимости от веры и земной жизни, найдет ее книгу расхолаживающей. Гуманно относиться к умирающему, помогать ему готовиться к смерти, не ставя при этом на первое место веру во Христа и надежду на спасение, когда все уже сказано и сделано, - значит оставаться в той же тоскливой сфере гуманизма, куда неверие вовлекло современное человечество. Иеромонах Серафим (Роуз) Душа после смерти: Глава 7. Опыты " выхода из тела " в оккультной литературе Исследователи современного " посмертного " опыта почти неизменно обращаются за пояснением этих случаев к той форме литературы, которая утверждает, что основана на опыте " выхода из тела " , - к оккультной литературе с древнейших времен, от египтян и тибетской " Книги мертвых " , и вплоть до оккультных учителей и экспериментаторов наших дней. С другой стороны, едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские и святоотеческие источники, на которых оно основано. Почему же так? Иеромонах Серафим (Роуз)

http://pravmir.ru/category/chelovek/page...

На следующее после Преображенской всенощной утро отец Серафим совершил последнюю литургию в жизни. Вскоре он заболел и более не мог присутствовать на монастырских богослужениях. И раньше случалось недомогание, но отец Серафим никогда не жаловался, и трудно было судить, насколько он болен. На этот раз стали докучать сильные боли в животе. Отец Серафим уединился в своей келье, в одиночку сражаясь с недугом. Жара, спавшая было в дни паломничества, воцарилась снова, что лишь усугубляло самочувствие больного. Выше упоминавшийся студент Джон, ныне находившийся в монастыре и готовившийся ко крещению, зашел к отцу Серафиму с вопросами по Священному Писанию. Он вспоминает: «От сильной боли у него даже путались мысли. Он, как всегда терпеливо, выслушал меня, стараясь не выдавать своего самочувствия, но в конце концов признался, что сейчас не в состоянии что-либо мне посоветовать». Несколько дней боли не прекращались. Стало очевидно, что недуг серьезный, и, как ни отказывался отец Серафим ложиться в больницу, надеясь на выздоровление, он все же уступил настояниям отца Германа. Боль к этому моменту была уже невыносимой. По пути в больницу он все повторял слова, сказанные святителем Иоанном Златоустом , когда того увозили в последнюю ссылку: «Слава Богу за все!» После осмотра врачи нашли его состояние очень серьезным. В сосудах кишечника образовались тромбы, кровь не поступала, началась гангрена. Случай весьма редкий, как указали врачи, и болезнь эта коварна, она разрушает кишечник без видимых симптомов, и долгое время больной ничего не подозревает. Удивительно, как отец Серафим столько дней терпел жуткую боль, не прибегая ни к каким болеутоляющим средствами. По мнению врачей, от невыносимой боли впору было кричать. Отца Серафима немедленно отвезли в операционную и удалили омертвевшую часть кишечника. Отец Герман один пошел к нему после операции и увидел ужасающую картину: отец Серафим, привязанный к кровати, с какой-то трубкой во рту, метался в невыносимой агонии, кляня самых близких ему во всем мире людей, говорил, что ненавидит всех, грозил отомстить, как только обретет свободу. Отец Герман был шокирован, услышав такие слова, исходящие из уст собрата, но, взглянув в глаза отца Серафима, увидел, что они затянуты пеленой и ни на что не смотрят. Отец Серафим действительно не был в этот момент самим собой, находясь в состоянии бреда, вызванного болью и остаточным действием анестезии. Отец Герман тотчас же пошел сказать врачу, что отец Серафим испытывает сильнейшую боль, и попросил дать ему обезболивающее. Сказал он и о том, что отец Серафим говорит шокирующие вещи, но доктор посоветовал не обращать на это внимания, поскольку люди, выходящие из состояния анестезии, могут вести себя как лишенные рассудка.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

СЛУШАТЕЛЬ: Но так не было до пришествия Христа. О. СЕРАФИМ: До пришествия Христа у сатаны было на­много больше власти, так как каждый склонялся перед идолами, служа демонической силе. СЛУШАТЕЛЬ: Но ведь все происходящее подчиняется Божиему промыслу. О. СЕРАФИМ: Да. Но это тайна Божия. Все является про­мыслом Божиим, хотя каждый человек и волен делать то, что желает при наличии этого промысла. А Бог все приводит ко благу и благоустроению, несмотря на множество бесов и людей, желающих совершать зло. 19. Духовное тело Христа СЛУШАТЕЛЬ: Как можно понять, что Христос пребывает в том месте, где пребывают сейчас святые, и как связано это пре­бывание с положением Адама, которое ему, как Вы говорите, предназначалось достичь? О. СЕРАФИМ: Иисус Христос – Бог. СЛУШАТЕЛЬ: Да, и Он прославляется святыми; но обладает ли Он духовным телом, подобно тому, какое будут иметь святые? О. СЕРАФИМ: Да, Он все же обладает телом. Св. блаж. Андрей, например, видел Христа на троне на небесах. СЛУШАТЕЛЬ: Но ведь Он есть дух, и мы общаемся с ним духовно. О. СЕРАФИМ: Да, Бог повсюду. Он есть Свет. Но Христос также и на небесах в Своем воскресшем теле. Как это происходит на деле – мы недостойны этого пони­мания: то есть, будем ли мы пребывать вместе с Ним и говорить с Ним. Но только подумайте – ведь Он ходил по земле вместе со своими учениками. СЛУШАТЕЛЬ: Это помогает понять. Он есть дух, но... О. СЕРАФИМ: Но Он принял человеческую плоть. Он стал подо­бен нам, и поэтому эта плоть сохраняется в ином мире. На небесах мы будем общаться с Богом духовно, но также и увидим Его во плоти. СЛУШАТЕЛЬ: И мы познаем Его сущность? О. СЕРАФИМ: Нет. Существует учение свят. Григория Паламы о сущностях и энергиях Бога. Мы не знаем Бога по Его сущности, но мы знаем Его по Его энергиям (благодати). СЛУШАТЕЛЬ: Так святым не известна сущность Бога? О. СЕРАФИМ: Нет, они знают Бога по Его энергиям, и так они становятся Его сослужителями. Мы не в состоянии постичь мысль Божию: мы не можем вместить Его мыслей или постичь Божий деяния до того, как этот мир был сотворен, либо вообще нечто подобное. Мы только можем соучаствовать в Божием домо­строительстве, насколько нам это дозволяется по Его благодати. 20. Твердь

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Когда рядом дети, сердце умягчается. Возможно, кто-то скажет: не монашеское это дело – воспитывать детей. Однако и у самого преподобного Германа были крестные сыновья, мальчики-полукровки от матерей-алеуток и отцов – русских торговцев мехами на Аляске. Дети оставались у него, жили в отшельническом покое и тишине, напитываясь христианской любовью и благочестием. Платинские отцы, не задаваясь такой целью, невольно следовали по стопам своего небесного покровителя. Наблюдая много лет, они пришли к выводу, что детям легче приспособить себя к жизни в скиту, нежели взрослым, уже отравленным «удобной» жизнью и мирскими благами. Отец Серафим любил детей за их простоту, прямодушие и чистоту. О своих монастырских приемышах он сказал однажды: «Они – наше утешение». 66. Новые братия Первое и главное в монашеской жизни – доверие, которое приходит с опытом. Отец Серафим (Роуз) 943 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Гал.6:2 Примечательно, что отец Серафим и отец Герман, последовав в монашестве примеру взаимного послушания преподобного Паисия и его сотаинника Виссариона, прожили уединенно вдвоем четыре года; потом к ним присоединились новые братия. Ровно столько же прошло времени, прежде чем к преподобному Паисию и Виссариону стали примыкать люди. В житии преподобного Паисия говорится: «Но не долго наслаждахуся таковаго, тихаго, сладкаго по Бозе, душе же утешного и безмолвного жития, точию четыре лета, и мала более... И друзии бо братия, приходящим от мира во иночество, видяще таковое наше любовное с братом сожительство, ревностию возревноваша к таковому же житию себе прилучити». 944 В 1973 году накатила первая волна желавших избрать монашескую стезю. Вначале был крестный сын отца Серафима Лаврентий. Сами братия никоим образом не пытались привлечь людей, дабы те делили их судьбу. «Прежде всего потому, что жизнь в единодушии и единомыслии, которую мы ведем в условиях материальной скудости и необустроенности, по плечу лишь людям свободным, жаждущим этого», 945 – объяснял отец Серафим. Однако такие нашлись, и отцы приняли это как Божие провидение. Получив известие о скором приезде очередного страждущего, отец Серафим записал: «Дел здесь хватит больше чем на четверых. Хорошо, что Господь посылает нам помощников. Но каждая пара рук – это еще и душа, безмерно глубокая, и мы молим Господа, чтобы не направить ко злу посылаемых нам, а чтобы Его силой укрепить узы любви и братства». С расширением Братства отец Серафим все более уповал на отца Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В целом, нам следует сказать, что эта идея о том, что все едино – как, например, «цепь света», которая может разделяться на отдельные различные существа – совершенно не принимается святыми Отцами. Они говорят о том, что с самого начала существовали различные роды, и что от них сохраняется семя, производящее различные роды твари до самого скончания века. 198 13. Природа рая О. СЕРАФИМ: до того как начать новую главу, может ли кто-либо из вас сделать обобщение о том, каким был на земле рай? СЛУШАТЕЛЬ: Он не был материальным миром, известным нам, но не принадлежал и духовному миру, а располагался где-то посредине. Это некое возвышенное физическое место. О. СЕРАФИМ: Да. И было ли оно на земле или на небе? СЛУШАТЕЛЬ: Ни на земле ни на небе, но было возвышено над землей. О. СЕРАФИМ: Да, но, фактически, в начале рай был частью земли, даже если и занимал возвышенное положение. А сейчас? СЛУШАТЕЛЬ: Действительно это место, куда нельзя попасть географическим образом в понятиях этого мира. О. СЕРАФИМ: Побывал ли там кто-нибудь за последние тысячелетия? СЛУШАТЕЛЬ: Разбойник, что был на кресте [ Лк. 23, 43 ]. О. СЕРАФИМ: Верно, но он не возвратился и не сообщил об этом. А кто-нибудь возвращался? СЛУШАТЕЛЬ: Св. блаж. Андрей Константинопольский, Хри­ста ради юродивый. О. СЕРАФИМ: Да. А кто еще? СЛУШАТЕЛЬ: Был также монастырский повар. О. СЕРАФИМ: Верно. Преп. Евфросин повар. СЛУШАТЕЛЬ: Говорится ли о ком-либо из них в книге Душа после смерти! О. СЕРАФИМ: Да, упоминается о некоторых, кто побывал в раю, возвратился и поведал нам об этом. Как и св. ап. Павел, они говорят, что не в состоянии выразить того, что они видели. Хотя они и рассказывают нам о рае (блаж. Андрей, например, говорит о растениях, о прекрасном саде и, прежде всего, о самом небе), но все это настолько вне границ нашего обычного опыта, что они не в состоянии рассказать многого. Они видели то состояние, к которому мы должны прийти в веке будущем. Рай был особым местом на земле, созданным, как говорит преп. Ефрем, вместе с растениями в Третий День. В Шестой День Бог поместил туда человека. Изначально это было опре­деленным местом на земле, как бы показывая тем самым, что человеку было уготовано вознестись с земли на небо. Оно не было совершенно материальным и обладало утонченной ма­терией, чего мы с вами не в состоянии понять. Но из-за гре­хопадения человека рай как бы стал небесным местом на зем­ле – особой частью первозданной земли – возвышаясь и удаляясь за пределы нашего зрения, хотя мы все же в состоя­нии к нему вернуться. В то же время, по грехопадении земля погрузилась в тление.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010