Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня мы прославляем всех святых нашей Церкви, которые святы святостью Божией. И все мы призваны к этой святости. Для того мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, для того мы приобщаемся святых Христовых Таин. «Святая святым» — слышим мы перед самым причастием. «Кто не свят, — говорит по этому поводу святой Кирилл Иерусалимский, — да не приступает». «Един свят, един Господь Иисус Христос», — исповедует Церковь. И святые отцы-монахи из своих пустынь, которые были полем их духовной битвы, вместе с мучениками говорят каждому из нас об одной-единственной тайне жизни: «Отдай кровь, и прими Дух». Где нам взять эту силу самоотдачи? Только у Господа. Мы должны принять в Евхаристии кровь Первомученика, Первосвятого, единого святого Господа нашего Иисуса Христа, через Него приобщиться Божественному Духу, с тем, чтобы быть способными отдавать себя и быть святыми, Христовыми. «Всякий, кто исповедует Меня перед людьми, — говорит нам сегодня в Евангелии Спаситель, — Я исповедую его перед Отцом Моим Небесным, и всякий, кто отвержется Меня перед людьми, того отвергнусь Я перед Отцом Моим Небесным». Вот эта верность перед лицом страданий, перед лицом смерти — то, что определяет святых. Быть верующим — значит быть верным, и этим только Церковь жива. Нам надо услышать сегодня слова Спасителя о том, что мы можем отречься от Него, и можем оказаться лишенными Царства святости, Божественной жизни. Как мы отрекаемся? Мы отрекаемся от Христа словами, когда говорим, что не знаем Его. Неужели мы можем такое сказать? Одна женщина с покаянием рассказывала, как в 30е годы, во время переписи населения, на вопрос в анкете о вероисповедании, она ответила «неверующая». И миллионы как будто принадлежащих Церкви отреклись в те страшные годы от своего Господа. Это отречение может быть как бы не прямым. В «Древнем Патерике» рассказывается об одном монахе, который отправился в город по послушанию, чтобы купить что-то для монастыря. Там он встретил одного иудея, очень красноречивого, который стал рассказывать ему о своей вере. Монах выслушал его, и сказал как-то очень отвлеченно: «Может быть, и правда то, что ты говоришь». Когда он вернулся в монастырь, то его духовный отец сказал ему: «Ты больше не христианин. Ты отрекся от Господа. Какой мрак я вижу в твоей душе!»

http://moral.ru/об-отречении/

Под другим углом Дурные люди, грехи которых заставляют страдать окружающих и отравляют общественную атмосферу — это всегда “они”, это абсолютно точно не я и не “люди моего круга”, сама постановка вопроса о том, что это мне нужно что-то менять в моем поведении, глубоко оскорбительна. 30 апреля, 2012 Дурные люди, грехи которых заставляют страдать окружающих и отравляют общественную атмосферу — это всегда “они”, это абсолютно точно не я и не “люди моего круга”, сама постановка вопроса о том, что это мне нужно что-то менять в моем поведении, глубоко оскорбительна. Текст замечательного пастыря о.Алексия Уминского о благополучной Церкви поднимает очень важные вопросы, по многим из которых я с ним полностью согласен; но некоторые вещи я вижу иначе, и мне хотелось бы высказать свое мнение. Не для того, чтобы спорить — но чтобы посмотреть немного под другим углом. Святой Апостол Павел описывает Церковь Христову как тело, в котором разные члены несут разное служение. И исторически мы видим в Церкви разные типы святости. Мы видим святых подвижников, удалявшихся от мира; мы видим тех, кто нес служение в многолюдных городах. Мы видим такого молитвенника, как святой Серафим Саровский , который кротко претерпевает побои от разбойников; мы видим такого правителя, дипломата и воина, как святой Александр Невский . Среди святых есть юродивые и епископы; отшельники и народные вожди; проповедники и молчальники. Возьмем, например, два внешне противоположных вида святости — юродивого и правителя. У юродивых есть свое место в Церкви — но Церковь не может состоять из одних юродивых, точно так же, как она не может состоять из одних учителей или одних отшельников. Господь наделяет каждого христианина особыми дарами и призывает к особому служению; юродивый прав и свят в своем юродстве, когда он пренебрегает условностями общества. Воин, правитель и дипломат прав и свят в исполнении своего служения, когда он со всем вниманием, которого требует его миссия, относится к сложностям политики и общественного управления.

http://pravmir.ru/pod-drugim-uglom-1/

Под словом преподобный разумеется человек святой, или по крайней мере, стремящийся к святости, как такому качеству, которое уподобляет его Богу и к которому все мы обязаны стремиться, по заповеди Божией: святи будите, глаголет Господь, яко же и Аз свят есмь. Чем кто точнее, полнее и выразительнее осуществляет в себе, в своих т. е. мыслях и чувствованиях, в словах и действиях, или, что то же, в образе жизни внешней и внутренней идею святости, тем тот более приближается к Богу и чрез то становится подобным Ему, так что мера приближения к святости есть мера и уподобления Богу. Но поскольку не все стоят на равной степени святости и не все одинаким путём стремятся к ней; то естественно, что об одном можно сказать, что он в некотором отношении только подобен Богу, а о другом, сравнительно с первым, что он подобнее его или преподобен. На сем основании, людям, которые для удобнейшего достижения святыни расторгли союз с миром, презрели удовольствия плоти и посвятили себя исключительно на служение Богу, каковы суть монахи и отшельники, церковь преимущественно усвояет имя преподобных, точно так же, как Писание всех христиан именует святыми, хотя между ними всегда были и есть и грешные, именует же их таким образом по отношению к целому человеческому роду, из среды которого дни, по особенному смотрению Божию, избраны и отделены чрез Таинство Крещения на служение Богу истинному. А потому и называются у апостола родом избранным, царским священием и народом святым. Собственно говоря, никто кроме Бога, даже Ангелы, не могут быть названы ни святыми, ни преподобными в полном смысле слов сих; ибо как, по словам Христовым, никто же благ токмо един Бог, так и никто же свят и преподобен, как только един Бог: не смотря на то, само же слово Божие и Ангелов и человеков называет святыми и преподобными сравнительно первых с Ангелами падшими и человеками, стоящими на низшей степени духовного совершенства, а последних – с подобными им человеками, ведущими жизнь, несообразную с правилами веры Христовой, которая одна только может приблизить нас к Богу; ибо верою, по апостолу, имамы приведение к Богу, след., жизнь не только не возводящую их к богоподобию, но и нередко низводящую даже до состояния бессловесных животных, как совершенно ясно говорит об одном из таковых пророк Израилев: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им, и как поразительным образом доказал это пример надменного царя вавилонского. И так, пророк в настоящем псалме, говоря об оскудении преподобных и умалении истины от сынов человеческих, говорит, что между людьми не стало святых и мало встречается верных. Но говоря сие, он скорбит и сетует, болезнует и страшится, ибо взывает о помощи к Богу: спаси мя, Господи, говорит он, яко оскуде преподобный, и яко умалишася истины от сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

При сличении этого медного наперсного образа с другими подобными, оказывается, что он, по форме и по работе, имеет сходство с так называемой «Черниговской» золотой медалью 1 , найденной близ Чернигова в 1821 году, и со старинным небольшим образом, найденным в Рязани 2 , и совершенно одинаков с некоторыми другими, уже известными экземплярами 3 . Экземпляр Лаврский найден в недавнее время на пашне, в 15 вёрстах от города Устюжны (Новгородской губернии), близ села Никифорово, где по преданию, был какой-то женский монастырь. Образ – круглой формы, 1½ вершка в поперечнике, с ушком для привешивания на цепочке или шнурке, и вылит из металлической композиции (красной меди с примесью олова). На лицевой стороне его в средине изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем в левой руке, который положил правую свой руку на левое плечо матери. По изображению, икона сия имеет сходство с иконой Божией Матери, известной в нашем отечестве под именем Владимирской 4 . Надписей над ликами Богоматери и Спасителя, равно как и в венцах у них, никаких нет, или, по крайней мере, теперь незаметно. Всё изображение обведено двумя концентрическими кругами, между которыми греческая надпись, без разделения слов одного от другого: ФЕОТОКЕ СКЕПЕ КЕ ВОНОН ТН ЕХНТА СЕ АМИН, т. е. «Богородице, призри и помогай имеющему тебя, аминь». На оборотной стороне, посреди изображена человеческая голова с длинными волосами, окружённая змеями или драконами, которые, извиваясь кругообразно двенадцатью главами 5 , двумя из них касаются почти до ушей лика человеческого. Около клубка этих змей обведены два концентрических круга, между которыми другая греческая надпись 6 : АГИОС, АГИОС КЕ ФС САВАОФ О ПЛИРИС УРАНОС, т. е. «Свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо». И в той, и в другой надписи есть некоторые неправильности и сокращения в словах; именно, в первой надписи грамматические формы: σκπε (вместо σκπα от σκεπω), βοϑη (вместо βοϑει от βοϑω), κε вместо κα и троекратное употребление « » вместо « о» должно приписать эпохе, в которую язык греческий много уже утратил из прежней чистоты своей, или месту чеканки, в котором, может быть, не совсем хорошо были знакомы с этим языком 7 . В последней надписи недостаёт третьего слова γιος по тесноте места, ке вместо Κριος, фс вместо Θος; , вероятно, вместо о, т. е. коего полны небеса, а слов конечных: κα γη τς δξης недостаёт также по тесноте места 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Скачать epub pdf Память Преподобного Сергия Радонежского Сегодня мы прославляем преподобного Сергия Радонежского, великого во святых, поэтому читалось Евангелие о заповедях блаженства. Господь призывает нас к высокому совершенству. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». И сегодняшнее Евангелие показывает, в чем это заключается – «блаженны нищие духом», блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны те, кто плачет о своих грехах. Когда человек идет по этим ступеням блаженства, он достигает совершенства. «Блаженны нищие духом». Обычно средний человек считает, что он хороший или уж, во всяком случае, лучше многих. Но тот, кто находится в таком чувстве, не может достичь духовной жизни. Ее основа есть нищета духовная. Человек должен сознавать себя не только хуже всех остальных людей, а хуже всякой твари. И не потому, что он что-то себе придумает или поддастся самовнушению. Нет, это сознание приходит, когда у него открывается духовное зрение. Действительно, возьмем любого человека и сравним его с насекомым. Ну конечно, насекомое не делает таких грехов, как человек. Оно поступает точно по тем заповедям, которые дал ему Бог: питается тем, что ему Бог предначертал; ест столько, сколько ему надо; размножается так, как это ему заповедано Богом. Вся его жизнь может быть поставлена в пример. Человек гораздо хуже насекомого: какие безобразия он совершает, как он извращает свою природу, как губит себя, уродует. То есть чтобы подняться хотя бы до уровня насекомого, нам нужно пройти очень сложный путь духовного развития. А ведь насекомые Царствия Божия не наследуют. И многие люди – действительно хорошие, которые не делают никому никакого зла, а даже иногда делают кому-то какое-то добро (детям своим, племянникам, подруге на работе), – они тоже не наследуют Царствия Божия, потому что это удел только святых. Святость – это значит, что пришла к человеку благодать Божия. Свят ведь один Бог. Значит, если человек имеет в себе свет Божий, то он свят. А как почувствовать в своем сердце благодать Божию? В чем проявляется то, что человек начинает жить духовной жизнью? Апостол Павел говорит: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». То есть когда человек стремится к духовной жизни, она приносит вот такие плоды. А если этого нет, то и никакой духовной жизни нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Слово 1. О Хранении сердца 1 . Как может, кто бы то ни был, сказать: «поскольку пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение свое; то я свят?» Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? Ибо очищение есть не одно воздержание от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести. Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха – уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный, умоляй Бога о тайных твоих. 2 . Истинная смерть сокрывается внутри, в сердце; и человек умерщвлен внутренне. Посему, если кто в тайне прешел «от смерти в живот» ( Иоан. 5, 24 ); то истинно во веки он живет, и не умирает. Даже если тела таковых и разрушаются на некоторое время; то, поскольку они освящены, восстанут со славою. Почему, успение Святых и называем сном. 3 . Все усилие сопротивника в том, чтобы придти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращая нас к мнимо, а недействительно, прекрасному. Ибо всякое доброе дело, если и сделает человек оное, лукавый готов очернить и осквернить, усиливаясь примешать к заповеди собственное всеяние тщеславия или самомнения, чтобы делаемое добро совершалось не ради Бога, и не по доброму только усердию. 4 . Итак, что же, и как начать нам, никогда не входившим в сердце? Стоя вне, будем ударять постом и молитвою, как повелел Господь, сказав: «толцыте, и отверзется вам» ( Мф. 7, 8 ). Ибо если пребудем в слове Господнем, в нищете, в смиренномудрии, во всех заповедями требуемых добродетелях, день и ночь ударяя в духовную дверь Господню: то возможем приобрести искомое; потому что можно получить избавление чрез сию дверь всякому, кто хочет избежать тьмы. Там обретает он свободу души, восприемлет ее помыслы и возможность стяжать небесного Царя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О БОГЕ В САМОМ СЕБЕ РАЗДЕЛ I. БЫТИЕ, СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА БОЖИИ Истина бытия Божия – это первая и основная религиозная истина. Ап. Павел говорит: Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр.11:6 ). Идея о Боге является «врожденной» идеей для человека: история не знает безрелигиозных народов, у которых не было бы никаких религиозных верований, никаких представлений о сверхъестественном. Само по себе стремление к бесконечному, потребность и способность познавать Бога – все это заложено в человеке, укоренено в его природе. Свидетельствует об этом и внутренний религиозный опыт человечества. Особенно это касается свидетельства христианской души, очищенной от греха и приблизившейся таким образом к Богу. Помимо этого внутреннего свидетельства христианство дает еще и внешнее, историческое основание для уверенности в бытии Божием, а именно явление Бога во плоти в Лице Господа нашего Иисуса Христа. Священное Писание прямо называет неверие в Бога, отрицание Божественного бытия безумием (см.: Пс.52:2 ). Впрочем, следует иметь в виду, что отрицание бытия Божия достаточно редко бывает основанным на искреннем заблуждении и обусловленным чисто теоретическими причинами, – вопрос о бытии Бога всегда имеет прямое отношение к жизни человека. Чаще всего люди отрицают бытие Бога не потому, что их к этому приводят какие-то рациональные доводы, а прежде всего потому, что утверждать небытие Бога им так или иначе выгодно. Поскольку сущность Божия для человеческого познания недоступна, содержанием учения о Боге в Себе является не сама Божественная сущность, а свойства Его сущности. Эти свойства именуются существенными (греч. τ ο σι δη δι ματα, лат. proprietates essentiales), они принадлежат самой сущности Бога и отличают Его от всех прочих существ; эти свойства являются общими для всех Лиц Святой Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных, или ипостасных, свойств, принадлежащих тому или другому из Лиц Святой Троицы 208 . В Книге Исход Господь открывает Свое имя как Сущий (греч. ν) ( Исх.3:14 ). Свят. Григорий Богослов толкует значение этого имени следующим образом: «Сим именем именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится» 209 . Из этих слов свят. Григория можно заключить, что Бог, во-первых, является свободно-разумным Существом (Личностью) и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия. Эти две истины обусловливают деление Божественных свойств на две группы:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

5. Опыт краткого изъяснения (на основании отцов и учителей Церкви) молитвы Господней (Лк.11:1–3). Однажды Господь в одном уединенном месте молился. По окончании молитвы один из учеников сказал Ему: «Господи, научи ны молитися, якоже Иоанн научи ученики своя». Удовлетворяя этому желанию, Господь преподал Своим ученикам образец молитвы, заключающей в себе главнейшие прошения, с какими последователь Евангелия обращается к Богу. Эта молитва, данная Господом, и называется по этой причине Господнею. «Егда молитеся, – сказал Господь, – глаголите: Отче наш , Иже на небесех!» – «Человек новый, возрожденный и примирившийся с Богом по Его благодати, прежде всего говорит: Отче! Потому что уже начал быть сыном» (замечание св. Киприана в «Хр. чт.» 1839 г. 1. стр. 140). И это великое право – называть Бога Отцом христианин получает по особенному благодатному усыновлению во Христе Спасителе, как замечает св. евангелист: «елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин.1:12 , ср. Рим.8:14 ; Гал.4:6 ). Господь научает возносить молитву от лица всех верующих: «Отче наш!» А словом: «на небесех», по выражению св. Иоанна Златоустог о, «не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах, располагая к стремлению на небеса». (Бесед. на Ев. Матф. ч. 1. стр. 401. Бесед. на разные места Св. Писания, Спб. 1862 г. т. 2. стр. 71). Хотя Бог вездесущ, но в Св. Писании небеса представляются местом особенного явления Его присутствия ( Пс.2:4, 102:19 ); там Ангелы Божии ( Ин.1:51 ) и все святые созерцают Его славу; туда и молящийся, «взяв крылья веры» (Выражение св. И. Злат. Бесед. на разн. места Св. Писания, т. 2, стр. 71), возносит свой ум и сердце. «Да святится имя Твое». Бог Сам в Себе, по выражению одного св. отца Церкви, «Свят и Всесвят, и святее всех святых. Он имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда неизменяемую». Но среди верующих имя Божие может прославляться добрыми делами, совершаемыми во славу Отца Небесного ( Мф.6:6 ), может и хулиться нечестивой жизнью, возбуждающей соблазн и осуждение со стороны неверных или маловерных ( Ис.52:5 ). Посему Спаситель внушает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью: «Сподоби нас так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили, перед всеми являть жизнь столь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке». (Св. И. Златоуст. Бесед. на Ев. Матф., ч. 1. стр. 402. Бес. на разн. места Св. Писания, т. 2. стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 27. Поражение дракона и спасение Израиля 1. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (В той день наведет Господь мечь святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори). В «тот день», когда Господь будет уничтожать всякое зло в мире, в особенности язычество, столь вредное и враждебное церкви истинно-верующей, в это время Он наведет свой меч и на дракона. Этот меч Господа свят, потому что служит верным оружием святой правды Божией; он велик – соответствует величию могущества десницы Божией и действует страшно и убийственно; он крепок – назначенный для сильного врага, он не переломится при ударе ни о какую броню и непременно поразит свою жертву. Этот враг Бога и Его народа есть дракон. Этот злой дракон есть бегущий, а не ползущий, он быстро стремится к своей добычи и с налёту нападает на нее; змей лукавый извивающийся кольцами, бросающийся в стороны и вообще хитрый; он живет в море (точнее при море) и здесь, близь берегов, в густой траве, среди болотистых отмелей он недоступен бывает для охотников. Этот страшный дракон есть, прежде всего, царь Египетский, злейший враг Израиля, стоящий во главе огромного войска, охраняемого боевыми колесницами, как бы крыльями, живущий в низменной части Египта, среди болотистых берегов Нила (ср.гл.30). Но образ дракона, как врага Божия, напоминает древнего змея – дьявола, который, как виновник лжи и всякого зла на земле, был так силен в мире языческом и сделал столько зла для ветхозаветной церкви Божией, доколе не поразил его мечем своего слова Искупитель (ср. Ис.2:1–4 ). 2. В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике: (В той день виноград добрый, желание пети над ним). Тот день, когда Господь поразит «дракона при море» – царя Египетского, будет радостным временем для народа Еврейского, как бы день доброго урожая винограда, при сборе которого обыкновенно пелись веселые песни. Бесчисленные трупы падших врагов облитые кровью, вот этот виноград! Над ним воспоет народ Божий торжественно хвалебную песнь Господу-Победителю (гл.26:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 2 После сего дается Пророку повеление, жителям Иерусалима сказать: Иер.2:1–2 . Сия глаголет Господь: помянух милость юности твоея, и любовь совершенства твоего, егда последовал еси Святому Израилеву в пустыни, в земле ненасеянной, глаголет Господь. «Юностью» нарек начало призвания Иудеев. Ибо тогда Израильтяне, бедствуя в Египте, «востенаша» ( Исх.2:23 ), и Бог умилосердился, и употребив в служение Моисея, освободил их. Слова: «любовь совершенства твоего» употреблены в укоризну; потому что Иудеи никогда не имели совершенной «любви» к Благодетелю. Сие же открывает нам и песнописец Давид; ибо говорит: «возлюбиша Его усты своими, и языком своими солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его» ( Пс.77:36,37 ). Иер.2:3 . Свят Израиль Господеви, т. е. издревле я предпочел тебя другим народам, и стал ты именоваться Моим народом. Так сказал и блаженный Моисей: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Израиль» ( Втор.32:9 ). Начаток плодов Его. Ибо преимущественно пред всеми другими избрал его, почему и Фараону сказал: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4:22 ); и устами другого Пророка говорит так: «яко же грезн в пустыни обретох Израиля, и яко» плод ранний «на смоковнице», обрел отцы «их» ( Ос.9:10 ). Вси поядающии его согрешат: злая наведу на них, глаголет Господь. Ибо ратующие против Израиля ратовали, не как служащие Богу, но как предполагавшие, что превозмогут самого Бога. Так и Сеннахирим говорил: «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же уповал еси, глаголя» спасет Господь Иерусалим от руки моей ( Ис.37:10 ). Посему-то Бог сим ратующим угрожает наказанием, потом говорит всему народу: Иер.2:5 . Кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? яко удалишася от Мене, и ходиша во след суетных, и осуетишася. Кто в состоянии по достоинству воспеть человеколюбие Владыки? Ибо не судит как Судья, но как повинный приносит оправдание, и хочет, чтобы обличили Его, если должен был что сделать, и не сделал. И Всесвятый Бог беззаконным людям говорит: в чем Я погрешил? В чем поступил несправедливо? Говорите, обличайте. В чем могли обвинить Меня отцы ваши, когда оставили Благодетеля, и стали служить рукотворенным идолам? Я освободил их от рабства египетского, путеводил их по земли непроходимой, в пустыне «безводной» даровал им поток обильных вод, ввел их в обетованную землю, производящую всякого рода плоды. Ибо именем ( Иер.2:7 ) «Кармил» означена у Пророка вся обетованная земля. Но и сим воспользовавшись, не познали вы Благодетеля; напротив того, подражали мерзости отцов. Потом произносит Бог обвинение каждому лицу отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010