Великая пятница. Что поется в этот день в храме. Утреня Великой Субботы. Чин выноса Плащаницы. 5 апреля, 2007. Редакция " Правмира " Тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Во святую и Великую Субботу клеплет ко Утрени в седмый час нощи. Начинаем Утреню по обычаю. И по шестопсалмии ектениа великая. На Б ог Господь: тропарь, глас 2: Б лагообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Слава: Е гда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. И ныне: М ироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. И, кадящу священнику весь храм, начинаем пети Непорочны со сладкопением: такожде по коемуждо стисе и похвалы. И абие поем тропари сия, во глас 5: Б лагословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. А нгельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смерти же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Б лагословен еси, Господи: П очто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Б лагословен еси, Господи: З ело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите: Воскресение же апостолом рцыте. Б лагословен еси, Господи: М ироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба. Слава, Троичен: П оклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во Едином Существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи. И ныне, Богородичен: Ж изнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси: падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica-chto...

Весел ли кто? Пусть поет — рай открыт! После трапезы о.М., ласково глядя на меня, говорит: — А ныне владыка торжествовал! Был в восторге! — А как же? Ведь праздник! — ответил я. Только вот на душе одна осталась заноза: охлаждение к тому брату, который был нетрезв. Знаю, что нужно бы смириться и оказать любовь, но нет ни сил, ни охоты делать это! 8 января, 2010 После трапезы о.М., ласково глядя на меня, говорит: — А ныне владыка торжествовал! Был в восторге! — А как же? Ведь праздник! — ответил я. Только вот на душе одна осталась заноза: охлаждение к тому брату, который был нетрезв. Знаю, что нужно бы смириться и оказать любовь, но нет ни сил, ни охоты делать это! Пред торжеством Я вошел в ту же церковь, в которой был и вчера, а точно что-то ныне новое в ней. Чувствуется торжество. Дивно, но это так. Ощущалось торжество, именно торжество. Слава… Хвала… «Весел ли кто?» Запели стихиры празднику. «Приидите, возрадуемся Господеви» (первая стихира на «Господи воззвах»). И накопившееся чувство торжественной встречи с Господом нашло себе выход! Хотелось петь! Не читать, не размышлять, а именно петь. Всегда в радости поют. Благодушествует ли кто, да поет (Иак. 5, 13). По-русски переведено яснее: Весел ли кто? Пусть поет псалмы. А теперь у Церкви — свои псалмы, свои стихиры. И хотелось петь громко, свободно, торжественно. Так бывает лишь во время славных торжеств, во время славословия. Поэтому, когда святой пророк Исайя слышал пение Серафимов Сидящему на престоле высоком и превознесенном … Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Вся земля полна славы Его!, то поколебались верхи врат от гласа восклицающих (Ис. 6, 3, 4). Жаль, что нас было мало. А если бы еще на два лика, попеременно. А потом бы сойтись вкупе на «катавасию» (сходку), как это бывает в монастырях… Ах, как хорошо! А до этого бы звон в тысячепудовые колокола по всем церквам. После него «малиновый» перезвон. Блестящие облачения. Хоры певчих. Бас протодиакона. О! Сколько красоты в богослужении… Но все это меньше сердца… Если в нем торжество, то главное есть. И тогда все прочее точно забывается.

http://pravmir.ru/vesel-li-kto-pust-poet...

ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ Несомненно, теми благами, на которые так восторженно настроила Церковь . И если хвала носит такой восхищенный тон, то, значит, есть чему восхищаться, ликовать. И действительно, есть. Это гимн благодарной пламенной любви. Однажды мне пришлось услышать замечательное определение службы, и в частности литургии, от одной христианки, почувствовавшей это сердцем именно во время Евхаристии. «Свят, Свят, Свят!» слышу я, – говорила она мне. – «Осанна! Осанна!» И вдруг мне стало ясно, что это Церковь от любви своей так поет Ему, Жениху своему Небесному. А от этого мне раскрылось, что и вообще все службы Церкви есть гимн любви ее к Богу». Мне эта мысль показалась тогда весьма примечательной и даже новой, оригинальной для меня. Ведь мы обыкновенно теперь все больше просим да каемся. И чем далее от начала христианства, тем молитвы становились все более покаянными. Но в глубоко религиозном сознании чистой души, каковым является сознание Церкви, этой чистой Невесты Христовой ( Еф. 5 ), должно быть и было, и бывает иначе: преданность ее Господу Спасителю прежде всего и должна выражаться в любви и благодарности; и все святые души пламенели этой любовью: «Сладчайший Иисус». Эти слова были лишь образными выражениями, а отвечали горению сердца. И если вслушаться в тайную музыку духа Евхаристии, скрывающуюся под гимном благодарности, то можно ощутить этот дух любви. Благодарность, о которой мы так пространно говорили, не есть благодарность раба, отпущенного на свободу, нет, это есть славословие сына, любящего и любимого. И ничего лучше не найдешь для выражения этого чувства, как «Песнь Песней», где невеста поет восторги Возлюбленному своему. Церковь с древних времен приложила эту песнь к себе и ввела ее в число канонических книг. И хотя в своих молитвах Церковь указывает целый ряд причин для своей благодарности, но это не холодный отчет «долга», а лишь слабые указания для объяснения своей любви. Вот мы, допустим, «сознаем», сколько величайших милостей проявил к нам Господь, и, сознавая (сначала преимущественно умом), потом благодарим, «перечисляя» в уме и на языке, «за что нужно» благодарить Его. И это пока еще от ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Книга третья Для меня недостаточно той величины книг, которая слагается мною при толковании пророка Исаии, где опущение чего-либо есть ущерб для разумения. Поэтому в каждой из книг, которые означают только перечень и последовательность их, я поместил лишь очень краткие предисловия. А тебя, девственница Христова Евстохия, прошу помочь мне молитвами в изъяснении весьма трудного видения, в котором созерцаются: Бог всемогущий в своем величии и два серафима, стоящие окрест Его и восклицающие: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); поколебавшееся и потрясенное наддверие храма, и дом Иудейский, наполнившийся мраком заблуждения; и пророк, говорящий, что он, в сравнении с божественною славою, имеет нечистые уста, и обитает посреди богохульствующего народа, который голосом нечестия единодушно кричал: распни, распни Его, и: не имамы царя токмо кесаря ( Ин. 19:6, 15 ); и один из серафимов, посланный к Исаии, чтобы, взяв клещами с жертвенника горящий уголь, очистить им уста пророка, а чтобы народ остался нечистым. Итак, третья книга на Исаию начинается так: Гл. VI. Ст. 1. В год, в который умер царь Озия, видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Надписанием первого видения о Иуде и Иерусалиме указано, что Исаия пророчествовал при четырех царях, то есть, при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Следовательно умершему Озии, при котором изречено все то, что мы выше изложили, наследовал сын его Иоафам, царстовавший шестнадцать лет, сотворивший правое пред Господом и построивший высокие ворота храма ( 2Пар. 27:1–3 ). В его царствование Исаия видел Господа сидящим на престоле высоком и превознесенном, в обозначении царственного достоинства. И то, что было под Ним, наполняло храм, или, как Феодотион и Симмах перевели: и то, что было под ногами Его, наполняло храм, вместо чего LXX перевели: и дом полон славы Его. Знаю, что когда я, около тридцати лет тому назад, был в Константинополе, и у красноречивейшего Григория Назианзена , в то время епископа этого города, учился исследованию святых Писаний: то, для испытания своего слабого ума и повинуясь настоянию друзей, я продиктовал краткий и наскоро составленный трактат об этом видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рассуждение о времени преложения Св. Даров Рассуждение святителя о времени преложения Св. Даров из письма к А.Н. Муравьеву. Святитель Филарет (Дроздов) Рассуждение о времени преложения Св. Даров Момент тайнодейственного преложения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову непостижим для ума. Учение о сем должно заимствовать из предания св. Апостольской Церкви. Представителями предания относительно сего пункта учения должны быть преимущественно составители литургий — св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст, и определения момента тайнодействия прежде всего надобно искать в самом составе их литургий. Начнем с того места, когда священнодействующий, приступая к совершению Евхаристии, возглашает: Горе имеим сердца! Благодарим Господа. Чем выражается сие благодарение? Жертвою хваления: 1) в следующих двух молитвах, обращенных к Богу Отцу; 2) в подражательном тайнодействии. В первой молитве, восхваляя непостижимые совершенства и благодеяния Божии, явленные в целом творении и промышлении о сотворенных и наполняющие небо и землю, служащий благодарит за приятие и его службы, хотя вся тварь словесная и умная, все силы небесные непрестанное воссылают ему славословие, поюще песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь Небо и земля славы Твоея (Ис. 6:3). Во второй молитве, подражая силам небесным, служащий восхваляет неизреченные благодеяния Божии, явленные, в частности, роду человеческому — в создании его и воссоздании чрез Сына Божия (в историческом порядке излагается вся икономия спасения), Который в воспоминание Своего страдания установил таинство Евхаристии, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом рек: примите, ядите… пиите от нея вси… [ 1 ] Сими словами оканчивается вторая хвалебная или благодарственная молитва Богу Отцу. По самому составу речи слова Господни относятся к предложению вводному и составляют продолжение предыдущей молитвы — исчисления благодеяний искупления, изложенного в историческом порядке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Поучение пред Св. Причащением Со страхом Божиим и верою приступите. В настоящей седмице вы, братие, говели, ходили в Божию церковь , постились и молились, были на исповеди, каялись в своих грехах, а теперь, по Господней милости, вы приступаете к принятию святых таин Тела и Крови Христовой. С каким же расположением души должны мы приступать к сему великому таинству? Сему научает нас Св. Церковь . Она взывает ко всем нам: «со страхом Божиим и верою приступите». «Приступите со страхом Божиим». – Помыслим со вниманием, где мы теперь? пред кем предстоим? к чему приступаем, и кто мы? Место, где предстоим мы, – земля свята есть ( Исх. 3:5 ); сие место освящено схождением Святого Духа, невидимым присутствием Божиим, совершением великого Таинства, на которое – самые Ангелы не могут смотреть без страха и трепета. Это есть дом Божий, жилище вечного Бога, место нашего спасения. Если же самое место так свято, то как свят и велик Тот, Кто освящает сие место своим присутствием! Это есть Тот великий Бог, который всемогущим словом Своим сотворил небо и землю и по Своей премудрой воле всем управляет. Это есть тот святейший Бог и Судия, Который придет судить живых и мертвых, и пред Которым все мы должны явиться на Его страшный суд и отдать отчет во всех наших делах и помыслах. Велик и свят наш Бог . Велик и свят и Его небесный дар, который мы намереваемся принять теперь устами нашими. Это есть то пречистое Тело, которое Иисус Христос, ради нашего спасения, принял на себя от Пресвятой Девы Марии; то самое Тело, в котором Господь пострадал и умер на кресте за грехи всего мира, воскрес в третий день, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца на престоле вечной славы. Это есть та самая святейшая Кровь Богочеловека, которая из пречистых Его ребр, во время страданий на кресте, излилась за жизнь и спасение мира. И после сего всякий из нас должен понять, с каким страхом и благоговением должны мы предстоять в доме Господнем, пред Богом святейшим! С каким страхом и благоговением должны мы приступать к принятию Его небесного дара – Тела и Крови Христовой!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Преподобный Гавриил, старец Седмиезерной пустыни (1844–1915) Преподобный Гавриил, восприяв заветы Оптинских старцев, положил начало своему старческому служению в Казанском крае. Преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал схиархимандрит Гавриил многие благодатные дары: прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Множество людей разных званий и сословий находили у старца разрешение от тягостных сомнений, утешение в скорбях, действенную молитвенную помощь. В Седмиезерной пустыни исполнил старец еще одно церковное послушание – наставничество и духовное окормление иночествующих студентов и преподавателей Казанской Духовной Академии, многие из которых в годы гонений на Русскую Православную Церковь засвидетельствовали истину Христову мученической кончиной. Духовные беседы преподобного старца Гавриила Богатство благости Божией Вам говорю, делатели виноградника Христова, спасающиеся о Господе, – не думайте, что исчерпаете когда-нибудь всю сладость у Господа. Нет! Он – неисчерпаемая бездна сладости. Если бы весь мир небесный и земной неотступно стремился познавать Его, то и тогда Он бы только все более и более открывал им Свою Премудрость и Любовь, восходя от силы в силу, от совершенства к совершенству, и от восторга и благоговения люди бы, как Ангелы, вечно взывали: свят, свят, свят Господь... полны небеса и земля славы Его, Аллилуиа! Пусть не познавшие Бога с недоверием спрашивают: «когда это будет? не мечта ли все это?» Мы слышим призыв Христа Спасителя: аще кто жаждет, да прийдет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы ( Ин. 7, 37–38 ), и молитву Его к Отцу: Отче праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тя познах, и сии познаша, яко Ты Мя послал ecu: И сказах им имя Твое, и скажу: да любы, еюже Мя ecu возлюбил, в них будет, и Аз в них ( Ин. 17, 25–26 ), мы знаем, что Он принес людям Богосыновство и верующим во имя Его дал область быть чадами Божиими (см.: Ин. 1, 12 ). Сия область открыта сердцам смиренномудренно следующим по стопам Сына Божия. Им дается Любовь Божественная, которая всюду видит Отца Небесного, всюду слышит призывающий, наставляющий и утешающий голос Его. Сии чада Божии следуют завету Спасителя: научйтеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ), исполняют волю Его, и осуществляется в них обещание Христово: приидем к ним, и обитель у них сотворим. Они делаются жилищем Отца и Сына, и Дух открывает им глубины Божии (см.: 1Кор. 2, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Разделы портала «Азбука веры» «Исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви». ( Еф.5:18-19 ). Самый естественный, самый древний, а вместе с тем и самый благородный способ выражения молитвенных чувств есть, без сомнения, слово человеческое. Слово дано человеку в первую очередь для того, чтобы он славил Бога. Мы приходим в церковь , которая названа Самим Спасителем «домом молитвы» ( Лк.19:46 ). Здесь, в доме молитвы, требуется от человека сосредоточенность, самоуглубление и возношение духа к Богу. Что же более всего к этому располагает молящегося? «В самом деле, — говорит святитель Иоанн Златоуст , — ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь» (из Беседы на 41и псалом ). С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ — ангелов и людей. Пение, как и речь, служит у тех и у других выражению высоких чувств богопочтения. Еще в ветхозаветные времена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песни. Люди знали о сходстве своих хоров с небесными хорами ангелов. Особенно выдающееся пение издревле определялось как «ангельское». В Священном Писании, в явлениях святым и праведным людям, ангелы представляются сонмом, разделенным на лики или хоры, поющим хвалу Триединому Богу. Пророк Исайя видел Серафимов, окруживших Престол Божий и взывающих друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ). Пение ангелов слышал пророк Иезекииль. Новозаветный тайновидец Иоанн в разных местах своего Апокалипсиса неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей. И первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь. Вера в музыкальное единство земного и небесного определила и взгляд на пение в земной церкви: оно есть отзвук пения ангельского, язык восторженного состояния человека, благодатное средство к возбуждению и выражению молитвенных чувств.

http://azbyka.ru/proisxozhdenie-i-istori...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 марта 2023 года 16. Среда 1й седмицы. Мчч. Памфила и иже с ним. Литургия Преждеосвященных Даров. Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 14 февраля. Утреня совершается, как указано в понедельник. Особенности: к первому Троичному тропарю окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 19я, 20я и 1я. Трипеснец состоит из 3й, 8й и 9й песней. 1я песнь канона стихословится так же, как во вторник (ирмос Минеи и тропари со стихами на 4). 2я песнь не стихословится. 3я песнь стихословится подобно 1й в понедельник (поскольку соединяется с трипеснцем). Песни с 4й по 9ю стихословятся как в понедельник. По 3й песни – седален мчч. Памфила и иже с ним, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Дева и Агница…». По 6й песни – кондак мчч. Памфила и иже с ним, глас 4й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1м стихословии.) К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Что зримое видение…». Прочее – как в понедельник. Часы 1й, 3й, 6й и 9й совершаются как в понедельник. На 1м часе – кафизма 2я, на 3м часе – кафизма 3я, на 6м часе – кафизма 4я, на 9м часе – кафизма 5я. На 6м часе 1й прокимен, глас 4й: «Исповемся Тебе, Господи…»; стих: «Возвеселюся и возрадуюся…». 2й прокимен, глас 6й: «Праведен Господь, и правды возлюби…»; стих: «На Господа уповах…». Изобразительны. Подробное изложение порядка изобразительных см. 14 февраля. В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест…», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…», а кондак храма опускается. Кондаки в храме Богородицы и святого – в том же порядке, что и в понедельник. Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» См. также: О разных иконах Пресвятой Троицы «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Бог, почитаемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Троица Святая, облекает Церковь в трисолнечный свет. Трисолнечный свет православия. И в этот триединый свет мы вступаем и сопрягаемся с ним лишь посредством неложного исповедания Святой Троицы. Омраченное, лишенное чистоты исповедание заслоняет от нас божественную трисолнечную славу, становится непроницаемым средостением, не давая нам приобщиться к этому свету и наполниться им, подобно тому, как полон был им Спаситель в Преображении. Можно сказать, что не полное, более искаженное исповедание Святой Троицы лежит непреодолимым препятствием на нашем пути на Фаворскую гору, к источнику трисветлой славы Преображения, к святости, которая одна может быть завершением пути. Исповедание Святой Троицы, выраженное в Символе Веры , в молитвах, в изречениях отцов, во всем богослужебном богатстве святой Церкви, должно быть выражено и в иконе. Икона Святой Троицы должна быть той царской печатью, которая дает этому исповеданию завершающую силу. Икона Троицы является исповеданием триипостасного единства Бога, не менее полноценным, чем то, которое выражено словом и является источником догматического исповедания Святой Троицы. Словесное выражение истины веры не дается готовым, но хранится и живет в Церкви, заключенное в Священном Писании, и требует особого словесного выражения, как бы совершенного исповедания Церковью этой истины, которое ложится покровом или как бы броней, защищает истину от искажений или полного ее извращения, стремящихся омрачить Церковь , проникая в нее извне. И как в Церкви действием Божиим и соборным единомысленным усилием создается и наконец рождается лишенное всякого порока церковное определение, исповедующее истину, так и в создании иконы мысль не всегда бывает выражена окончательным и совершенно неизменяемым образом, но возводится действием благодати и подвига на одетую немеркнущей белизной высоту. Такое возвышение и очищение образа можно проследить и в создании иконы Святой Троицы, имеющей бесконечно важное догматическое значение, свидетельствующей о триипостасном единстве Божием, изображающей в той мере, в какой это может быть доступно, Бога в трех Лицах. Думается, что образ Святой Троицы и есть та икона, без которой нет полноты и нет завершения. И она не может быть выражена во всей своей полноте иначе, как в явлении трех Ангелов, ибо в этой иконе, глубоко символической, изображены все три Лица Святой Троицы. И то изображение первого Лица, которое не находит полноты в образе Ветхого Денми, становится, освободившись от тяжести чисто человеческого образа, достойным изображением, в той мере, в которой это мыслимо.

http://azbyka.ru/ob-izobrazhenii-svyatoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010