Скачать epub pdf 201. Евангелист Ветхого Завета За семьсот лет до Рождества Христова в Иерусалиме жил святой пророк Исаия. Происходил он из царского рода, но не искал ни богатства, ни почестей земных, и ради Бога смиренно подвизался в нищете. В ранней молодости он призван был Богом к пророческому служению, и продолжал это служение при пяти царях Иудейских более семидесяти лет. Вот как сам он рассказывает о своем призвании к великому служению пророческому. «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывали каждый лицо свое, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом исполнился курениями. И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Хотел бы и я славить Бога, но уста мои нечисты, и живу среди людей с нечистыми устами... А вот, Царя Господа Саваофа вижу очами моими!»... Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся он уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня!» ( Ис. 6:1–8 ). Так, воспламененный небесным огнем пророческого вдохновения Исаия сам вызвался на дело проповеди, и с того времени стал небоязненно возвещать волю Божию и царям и всему Иудейскому народу. Он смело обличал их пороки и нечестие, грозил им судом Божиим, предсказывал опустошение Иерусалима, отведение народа в плен Вавилонский и возвращение из этого плена. За сто с лишком лет до рождения Кира, царя Персидского, Исаия назвал его по имени и предсказал, что этот царь освободит Иудеев из плена и повелит восстановить Иерусалим и построить храм. Пророк ясно видел будущую судьбу народов и царств, соседних с Иудейским царством, и почти за двести лет подробно описал падение Вавилона. Но всего поразительнее Его пророчества о Христе Спасителе. Более чем за семьсот лет до рождества Господа Иисуса Христа вдохновленный Богом Исаия возвещает о Нем миру с такой точностью, такими ясными чертами, как будто это говорит не пророк, а евангелист: вот почему многие толкователи Священного Писания называют Исаию евангелистом Ветхого Завета, а Его священную книгу – Евангелием от Исаии. Раскроем эту вдохновенную книгу и послушаем, что вещает о Господе нашем Ветхозаветный пророк-евангелист.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Тайные молитвы Литургии – Алексей Сергеевич, прежде всего, давайте поясним читателям, что «тайные» в данном случае не означает «секретные». У Православной Церкви, как известно, есть Таинства, но нет тайн. Любой прихожанин при желании может ознакомиться с текстами тайных священнических молитв и получить, наконец, представление о том или ином богослужении в целом. Но почему, все же, принято произносить эти молитвы про себя? – Процесс ухода части молитвословий из слышимых в неслышимые начался примерно в VI веке и закончился в VIII. Это объяснялось охлаждением религиозного чувства и евхаристического рвения в верующих: люди переставали со вниманием слушать длинные молитвы пресвитеров, поэтому молитвы становились тайными. VI веком датируется новелла императора Юстиниана, в которой он резко критикует зарождающуюся практику тайного чтения молитв Литургии. Тем не менее тайное чтение молитв в Церкви закрепилось и сохраняется. – Значит, тайное произнесение молитв – своего рода икономия, снисхождение к духовной немощи верующих? Это непривычно: мы ведь уже имели достаточно случаев понять, что Церковь , напротив, сшита нам на вырост. – Да, это уступка. И не единственная. Для примера: молитва Ефрема Сирина за великопостными службами когда-то совершалась с шестнадцатью земными поклонами, а теперь лишь с четырьмя. Все каноны на утрене когда-то принято было петь, теперь же мы поем лишь ирмосы и катавасии. Церковь идет навстречу людям, которым не под силу слишком напряженный и непрерывный духовный труд. – Много ли теряют верующие, которым этот пласт богослужения – тайные молитвы – совершенно неизвестен? – Конечно, и не имея представления о тайных молитвах, можно быть добрым христианином и участвовать в Таинствах. К тому же многознание не говорит еще о высокой духовности. Но, если мы чувствуем потребность по-настоящему проникнуть в содержание Литургии, утолить свою жажду от ее неисчерпаемого источника – тогда мы должны видеть ее целиком, а не отчасти. И даже не только потому, что в этих молитвах содержатся важнейшие богословские смыслы. Дело еще и в том, что слышимое нами во время Евхаристического канона – это во многих случаях обрывки фраз. Канон – это целостный текст, и лишь меньшая часть этого текста произносится иереем вслух. В результате мы зачастую не понимаем сути тех или иных слов. Например, когда из-за закрытых Царских врат раздается «…победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…» – что это, к кому это относится? Мы не ведаем, потому что не слышали предшествующего текста первой молитвы Евхаристического канона, а в нем говорится об ангельских силах, предстоящих Богу, а начинается фраза так: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и (хотя и) предстоят Тебе тысячи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими… (…) победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…» – начиная со слова «победную» мы уже слышим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

XXXI. Пророк Самуил Был человек, от колена Ефремова, именем Елкана, который имел две жены: одна рождала, другая же, Анна, оставалась неплодной; всякий год ходил он в Силом, поклоняться кивоту завета и приносить жертвы Господу; он разделял остаток жертвы между детьми многочадной; неплодной же давал с горечью одну только часть, хотя любил её более. «Зачем чуждаешься пищи и бьешь себя в сердце, говорил он, не я ли лучше для тебя десяти детей?» Однажды в Силоме, когда Илий первосвященник сидел пред дверьми скинии, Анна предстала Господу и, с горькими слезами, излила душу в умиленной молитве: «Господи Сил, если призришь смирение рабы Твоей и дашь мне плод мужеский, Тебе посвящу его на всю жизнь; не вкусит он вина, или иного напитка, и железо не коснется волос посвященного.» Так глубока была молитва Анны, которую произносила из внутренности сердца, что голос её не был слышен, и Первосвященник, по непрестанному движению уст, почел её исполненной вином. «Нет, Владыка, отвечала смиренная, на горький укор, я только бедствующая жена в жесткой доле, и не исполнена вином, но изливаю душу мою Богу; не смешивай рабы твоей с дочерьми погибели, ибо от множества сетования истаяла ныне душа моя.» Первосвященник отпустил её с миром, помолясь Господу, чтобы исполнил её прошение, и с миром в сердце возвратилась она в дом свой, где вскоре родила сына, которого назвала Самуилом. Она уже более не сопутствовала мужу, в Силом, доколе не воздоила млеком своего младенца; тогда привела его в дом Господень, с принесением жертвы, и напомнив Первосвященнику о молитве его над ней, предала отрока в руки Илии, для служения Господу на всю жизнь. Радостью исполнилось сердце матери, при совершении обета; она воспела песнь Богу: «утвердилось сердце мое в Господе, разрешились уста мои на врагов моих, и возвеселились о спасении. Один Господь свят, Он один праведен, и кто свят подобно Ему? Господь живит и мертвит, низводит в ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит, дает молитву молящемуся, благословляет лета праведного. – Да не хвалится премудрый премудростью своей, сильный силой, и богатый богатством, но пусть хвалятся тем, что знают Господа и творят суд Его и правду на земле.» Первосвященник благословил её в путь, а Господь, разрешивший её неплодие, утешил её еще тремя сыновьями и двумя дочерьми; оставленный же в скинии, отрок Самуил, возвеличился пред лицом Божьим, и всякое лето мать приносила ему льняную одежду, для служения в святилище, подобно Левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ И МНИМАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ И ВСЕПРОЩЕНИЕ. «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся».  ( Иоан. 20, 22–23 ). «Никтоже да плачет прегрешении, прощение бо от гроба возсия»...  слышим мы в священную и всепразднственную спасительную нощь Воскресения Христова столь радостные для нас слова великого вселенского учителя и святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста . И действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение,  или  отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал:  «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся»   ( Иоан. 20, 19–23 ). А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к  покаянию  и принятию святого крещения  «во оставление грехов». «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимите дар Святаго Духа», – так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 38 ). «Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших», взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения ( Деян. 3, 19 ). «Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися», говорил св. Апостол Павел афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом:  «зане уставил есть день   (ибо Он назначил день),  в оньже хощет судити вселенней в правде   (в который будет праведно судить вселенную)» ( Деян. 17, 30–31 ). Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а  условно  – именно  под условием покаяния   (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и  не прощать  грехи – очевидно тем, кто не кается по-настоящему:  «... и имже держите, держатся», то есть: «на ком оставите грехи, на том  останутся "  – следовательно,  не простятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). «Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия»... слышим мы в священную и всепразднственную спасительную ночь Воскресения Христова столь радостные для нас слова великого вселенского учителя и святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста . И действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:22–23 ). А далее, из книги Деяний апостольских мы видим, что св. апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения «во оставление грехов». «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа» – так взывал св. апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы ( Деян.2:38 ). «Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших» – взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения ( Деян.3:19 ). «Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися, – говорил св. апостол Павел афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом, – зане уставил есть день (ибо Он назначил день), в оньже хощет судити вселенней в правде (в который будет праведно судить вселенную)» ( Деян.17:30–31 ). Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно – именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи – очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «...и имже держите, держатся», то есть: «на ком оставите грехи, на том останутся» – следовательно, не простятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово на день Сретения Господня. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем ( Лук. 2:25 ). Что лучше, что преславнее сей похвалы? Эту похвалу провещал Дух Святой, написал Евангелист, проповедует во вселенной Церковь : Симеон бе человек праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в Нем. Соберитесь со всей вселенной, мудрецы и витии, и составьте из премудростей ваших похвалы какому-либо высочайшему в земной славе лицу. Если тот, кого вы хвалите, неугоден Богу и не имеет хвалы от Него, если он не праведен и не благочестив, если в нем нет чаяния утехи Израилевы, если в нем не живет и Дух Святой: то напрасны все хвалы ваши. Высочайших похвал на небе и на земле достоин тот, кто угождает Богу правдою и благочестием; бессмертной Славы достоин тот, в ком есть чаяние утехи вечной и жительство Духа Святого. Симеон был муж праведен: это звание почтеннее самых почетных званий, так как и Сам Бог чествуется тем званием в Святом Писании, как вешает во Второзаконии Моисей: Праведен и преподобен Господь (Второзак. 32:4); и Давид говорит: праведен Господь во всех путех Своих ( Пс. 144:17 ). Праведническая почесть выше самой высшей, царской почести: в царской почести еще не известно, будет ли (человек) спасен; у христиан было много царей, но не все получили спасение; а в праведничестве известно спасение: не видех праведника оставлена, говорит Псалмопевец ( Псал. 36:25 ). Если Бог не оставляет праведника во временной жизни, то тем паче не оставит его в вечной, но дарует ему спасение. Кто праведен, у того – несомненная надежда получить венец небесного царствия. Некогда Давид вопрошал Господа: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? и услышал ответ Духа Святого, говорящего в сердце его: ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем: иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла ( Пс. 14:1–3 ), и прочее, что пишется в Псалме четырнадцатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Часть III. Духовная жизнь Глава первая. Введение Церковь учит, что духовная жизнь – это не только переживания человеческого духа и разума, но вся наша повседневная жизнь, в целостности своего общения с Богом. Каждый поступок христианина, каждая мысль его, каждое слово и каждое дело, каждое проявление его личности – должны быть духовными, то есть вдохновляемыми и ведомыми Святым Духом, чтобы воля Бога Отца могла быть исполнена так, как она была явлена в Его Сыне. «Что делаете, всё делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). В ветхозаветном Законе написано: Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. ( Лев.11:44 ) В Новом Завете апостол Пётр возвращается к этой основной Божьей заповеди: …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». ( 1Пет.1:15–16 ) Люди становятся святыми через участие в святости Самого Бога, в этом – смысл единства с Ним. Все «призваны быть святыми» ( Рим.1:7 ), делаясь «причастниками Божественного естества» ( 2Пет.1:4 ). Именно это и имел в виду Иисус Христос, когда в Своей Нагорной проповеди Он провозгласил: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ). Путь единения с совершенством и святостью Бога лежит «во Христе». Видящий и знающий Иисуса Христа – видит и знает Бога Отца ( Ин.8:19, 14:7–9 ). Находящийся в общении с Сыном – пребывает в неразрывном единстве с Отцом ( Ин.17 ; Еф.2 ; Рим.8 .). Всё это возможно исполнить только присутствием и силой Святого Духа в жизни человека. Если любите Меня (говорит Христос), соблюдите Мои заповеди. И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. ( Ин.14:15–17 ) Как говорил преподобный Серафим Саровский , сущность христианской духовной жизни и, более того, смысл жизни как таковой – есть «стяжание Святого Духа Божия». Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, всё-таки светится в сердце искони бывшем божественным светом бесценных заслуг Христовых… А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю…   (Св. Серафим Саровский , «Разговор с Мотовиловым»)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

инок Всеволод (Филипьев) V период. С начала XX века – до нашего времени Церковная письменность русского зарубежья Глава первая. Значение церковной письменности русского зарубежья Церковная письменность русского зарубежья – это совершенно новое уникальное явление, возникшее в XX столетии. По милости Божией, «великое русское изгнание», последовавшее за разрушением безбожниками православной Российской империи, обратилось в «великое послание» – в миссионерское и охранительное шествие Русского Православия среди всех народов. Бесспорно, церковная письменность русского зарубежья неоднородна. Мы будем говорить о богословском наследии церковных писателей Русской Православной Церкви Заграницей. Именно их традиция представляется нам наиболее важной для дальнейших судеб не только Русского, но и Вселенского Православия. XX век стал временем осмысления причин революции в России и вообще всего революционного движения, антихристианского по своей сути. Это был век противостояния православных натиску рационализма, атеизма, экуменизма и реформаторства. Это было время покаянного признания судьбоносной роли православного царя, как помазанника Божия. Обнажившиеся язвы апостасии требовали врачевания, и Господь воздвиг в русском зарубежье, в условиях относительной внешней свободы Церкви, сонм ревностных богословов, в духе ветхозаветных пророков – печальников, обличителей и молитвенников. Кроме охранительной задачи, перед церковными писателями зарубежья встали задачи в области миссионерства, догматики, нравственности, экклезиологии, агиографии, литургики и проч. Эти задачи, с помощью Божией, решались и решаются. Церковные писатели русского зарубежья – люди самые разные. от мирянина до архипастыря, от богослова-монаха до женщины-церковной песпописицы. Их объединяет любовь к истинной православной традиции, забота о чистоте догматического и нравственного учения, устремленность к возвышенным евангельским идеалам. На их трудах лежит отблеск подвига новомучеников и исповедников Российских. На сегодняшний день прославлены во святых двое из представленных нами богословов русского зарубежья – свят. Иоанн (Максимович) и свят. Серафим (Соболев) . Но мы убеждены, что многие, если не все церковные писатели, о которых пойдет речь, стяжали благодать у Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

О Таинстве Брака I. Православное учение о таинстве брака Брачный союз в Новом Завете возведен на степень великой тайны Божией; именно он есть образ союза Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины ( Ин. 1:14 ), т. е. есть союз благодатный, истинный; потому и брачный союз должно почитать исполненный благодати, т. е. союз, на который ниспосылается от Бога благодать св. Духа и который, поэтому, есть истинный союз. На этом основании и заключается брачный союз не по одному родительскому только благословению, но с благословения Церкви, чрез поставленных в Церкви пастырей, совершением над брачующимися особого священнодействия, т. е. таинства брака, для преподания им благодати св. Духа. Брак христианский свят и духовен, как свят союз Христа с Церковью. Поэтому апостол и говорит: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр. 13:4 ) и заповедует христианским супругам: воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти нехотения, как язычники, не знающие Бога ( 1Фес. 4:3–5 ). Брак должен быть нерасторжимым: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ), разумеется, самовольно: муж не должен самовольно оставлять жену, а жена – мужа (см. Рим. 7:1–3 ). Единственная достаточная причина для развода – прелюбодеяние; но и в этом случае муж и жена разводятся не иначе, как властью самой Церкви чрез ее законных пастырей, т. е. той властью, которая сочетала их: кто привязал жену мужу или мужа жене, тот только может и развязать их, ибо только апостолам и их преемникам Спаситель дал власть связывать и разрешать людей ( Мф. 18:18 ). Всякий иной развод, помимо Церкви, осуждается словами: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Апостол пишет: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем; если же разведется, то должна остаться безбрачною или примириться с мужем своим и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор. 7:10 – 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010