И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день. А манна перестала падать на другой день после того как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской (5:11–12). Израиль переходит к оседлой жизни, одной из составляющей которой является землепашество. Поколению евреев, родившихся и выросших в пустыне, будет необходимо учиться труду хлебороба, в поте лица добывать себе пропитание. Окончено беззаботное время, когда не надо было думать о пище, когда сам Господь посылал ее с небес до избытка. «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую» ( Исх. 16:35 ). Но, находясь в обитаемой земле, Израиль больше не кочевник, он оседлый житель, и вместо манны у него – произведения земли. Такая перемена в жизни народа Божия дает повод Оригену порассуждать о трех видах пищи. «Когда народ вышел из земли Египетской, нес тесто в одеждах своих ( Исх. 12:34 ). Когда же закончилось тесто и не имели больше хлеба, Бог одождил на них манну ( Исх. 16:14–15 ). Но как только достигли они Святой земли… манна прекратилась и с тех пор начали есть произведения земли. Так описываются в общем три вида пищи. Той, которой питались при выходе из земли Египетской, хватило на небольшое время. За ней следует манна. Третья пища – плод, собираемый уже в Святой земле. Насколько может понять мой маленький ум, в этих различных видах пищи можно уразуметь такой символизм: первая пища есть та, которую мы, выходя из Египта, несем с собой, та небольшая эрудиция, полученная в школе, или, также, литературная культура, если кто-то нам ее привил, которая может быть нам некоторой помощью. Находясь в пустыне, то есть в состоянии жизни, в которой теперь пребываем, мы питаемся манной наставлений божественного закона. Тот же, кто окажется достойным войти в землю обетованную, то есть последовать обетованиям Спасителя, будет вкушать произведения земли.., победивший врага достигнет обетования. Действительно, как ни велика реальность, которую мы в настоящее время можем уразумевать или собирать в законе Божием и в Божественных Писаниях, но то, что будут достойны увидеть святые лицом к лицу, когда исчезнет загадка (ср. 1Кор. 13:12 ) намного более превосходно и возвышенно, потому что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 )» 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящаго»? Словами «Иже от Отца исходящаго» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков. 315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца? Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). 316. Что мы исповедуем словами: «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»? Словами: «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну, и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию. 317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»? Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой Своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие ( 2Пет.1:21 ). 318. Когда сошел Дух Святой на апостолов? Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то есть в Святую Пятидесятницу ( Деян.2:1–4 ). 319. На какой день недели приходится Святая Пятидесятница? Святая Пятидесятница приходится на воскресенье. Пояснения: I. В Деяниях святых апостолов ( Деян.5:3–4 ) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу». II. В Псалме 103-м, стихе 30-м говорится: «Пошлешь Дух Твой... и Ты обновляешь лице земли». Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» ( Рим.8:26 ), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ), и что Дух Святой подает различные дары, как-то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святой нас духовно оживляет ( 1Кор.12:7–11 ). III. Слова Господа Иисуса Христа никто не имеет право дополнять или исправлять. Второй Вселенский Церковный Собор основательно обсуждал учение о Духе Святом и принял во внимание изречения Священного устного Предания и Библии о Духе Святом; поэтому именно и он остался при том учении, что Дух Святой исходит от Отца (а не от Сына). Третий Вселенский Церковный Собор запретил изменять или дополнять Символ веры . Несмотря, однако, на это, в большей части христианских вероисповеданий было внесено дополнение, что Дух Святой исходит и от Сына. Православная Церковь настаивает на словах Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Но, с другой стороны, отойдем немного от аллегорического истолкования, Исав – это тот человек, который будет продолжателем линии Измаила. Измаил – это родоначальник всех арабов, и Исав, кроме жен хананеянок, возьмет себе жен из дома Измаила. И он тоже будет праотцем всех мусульман, всей арабской нации. И здесь мы посмотрим на это благословение несколько иначе. Впрочем, не все экзегеты уверены в том, что это было именно благословение. Например, Ипполит Римский спрашивает: «Следует рассмотреть, имеет ли сказанное блаженным Исааком силу благословения или пророчества? Вот что он говорит: «от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше» ( Быт. 27:39 )» 308 . «И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше» ( Быт. 27:39 ). А что такое «тук земли»? Это «жир» земли, потому что «тук» – это жир. А жир земли – это нефть. Прямые потомки Измаила и Исава – это арабы. Арабы жили в пустынях, они и сейчас там живут. И в начале XX века они пригласили американцев бурить для них артезианские колодцы, чтобы иметь доступ к грунтовым водам. И американцы делали скважины в поисках источников вод, но нашли нефть. Оказывается, арабы сидели на туке земли, и они не понимали, может быть, в чем же это благословение «от тука земли». А сейчас они живут в Арабских Эмиратах, не занимаются ручным трудом, навезли из Индии язычников, вот те там у них работают, а арабы ходят, отдыхают, читают Коран, молятся, беседуют. В общем, ведут такой свободный образ жизни. Вот такое благословение дается, а Божии благословения – они непреложны. Люди могут верными быть или неверными, а благословения – непреложны. «От тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше» ( Быт. 27:39 ). Откровение только на втором месте, потому что мусульмане не имеют полноты откровения. Они имеют истинное представление, что Бог един, но не видят Божественного единства в Лицах Святой Троицы. Они почитают пророков, но не читают писания пророков – им запрещено читать писания пророков, хотя они всех пророков почитают. Они почитают Деву Марию как Девственницу, они почитают Иисуса Христа, но не как Сына Божьего, а как пророка. То есть, у них нет полноты откровения, как и иудеев – покрывала на головах. И здесь на первом месте тук земли, а потом только роса небесная свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ст. 9. Отрок Господень освободит находящихся в узах, просветит пребывающих во тьме ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ) и будет для них пастырем добрым ( Ин.10:9–11 ). 10. Не взалчут, ниже вжаждут, ниже поразит их зной, ниже солнце, но милуяй их утешит их, и сквозь источники водныя проведет их. 10. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их, и приведет их к источникам вод. Ст. 10 ср. Апок.7:16 . Вместо =в р.-с. будет вести их, 70 читали: , почему: παρααλσει ατος=утешит их, ср. объясн. 41:17–18. 11. И положу всяку гору в путь, и всяку стезю в паству им. 11. Я все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты. Ст. 11 ср. 26:7; 62:10. Казавшийся прежде для последовавших за Отроком Господним трудный путь, т. е. путь добродетели, при содействии Божием, становится легким (ср. св. Кир. ал.). Посл. два слова ст.: 70 читали: , почему: α πσαν τρβον ες βσημα υτος=и всяку стезю в паству им. 12. Се, сии издалеча приидут, сии от севера, и от моря, инии же от земли персския. 12. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Ст. 12. В наследие Отрока Господня войдут народы всех стран света. Слова: „издалеча, от севера, от моря, от земли персския“ по Иерон. суть названия четырех стран света: востока, севера, запада и юга. От земли персския соотв. буквально с евр.: из земли Синим, у Ак. С. Феод. γς Σινεμ Иерон.: de terra Australi=из земли южной, на том основании, что имя Синим (), по его словам, происходит от имени горы Синай (), лежащей к югу от святой земли ( Авв. 3:3 ). Перевод Иерон. согласен с Таргумом: =от земли южной, что принимается Раши и Кимхи и одобряется Бохартом, по мнению которого происходит от , упоминаемого у Езек. 30:15 в смысле имени г. Пелузия, и означает „жителей Пелузия“, а синекдохически – жителей южных стран вообще. Со времени Ариас Монтана и Гезениуса большая часть позднейших комментаторов в стране Синим, упоминаемой здесь у пророка, видят Хину (Китай), сведения о которой, как самой восточной относительно Палестины стране, мог иметь пророк (ср. комм. Гезениуса и Делича, у последнего особое прибавление к коммент. на пр. Исаию: Können Jes.49:12 die Chinesen sein? Excurs von Victor von Strauss-Torney).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   Духа Святого мы называем Животворящим потому, что Он дает людям духовную жизнь (Пс.104:30; Рим.8:26; 1Кор.12:3, 7—11).     314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящаго»?    Словами «Иже от Отца исходящаго» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков.     315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца?    Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа,    Который сказал: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).     316. Что мы исповедуем словами: «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»?    Словами: «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну, и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию.     317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»?    Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой Своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие (2Пет.1:21).     318. Когда сошел Дух Святой на апостолов?    Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то есть в Святую Пятидесятницу (Деян.2:1—4).     319. На какой день недели приходится Святая Пятидесятница?    Святая Пятидесятница приходится на воскресенье.     Пояснения:    I. В Деяниях святых апостолов (Деян.5:3—4) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу».    II. В Псалме 103-м, стихе 30-м говорится: «Пошлешь Дух Твой... и Ты обновляешь лице земли». Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8:26), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3), и что Дух Святой подает различные дары, как-то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святой нас духовно оживляет (1Кор.12:7—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Например, Иосиф Прекрасный является прообразом Христа. Догадывался ли об этом сам Иосиф? Родные братья продают его в Египет 11 ; может ли он думать о том, что это событие что-то прообразует? Это ведь реальная житейская ситуация, и ему очень обидно. А мы теперь воспринимаем это прообразом того, как Христа предал Иуда. Иными словами, мы видим в событиях, происшедших с Иосифом, прообраз событий, происходивших с Христом. Тут нет доказательств, а есть внутренняя интуиция; здесь Дух Божий говорит духу человеческому, и человек либо откликается на это, чувствует и видит, либо нет. Святые отцы усматривали немало прообразов Христа и Божией Матери. Возьмем для примера текст из книги Бытие, повествующий о сотворении человека: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою ( Быт.2:4–7 ). Девственная земля даже не поливается дождем, от нее исходит пар. От этой земли, увлажненной паром, берется тот прах, из которого Господь творит Адама. Святые отцы усматривали в этой девственной земле прообраз Девы Марии. Под паром же, орошавшим ее, понимался Святой Дух: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк.1:35 ). Это Святой Дух, Который орошает, освящает и увлажняет девическую утробу, от которой берется тело Нового Адама, потому что Христос, особенно в богословии апостола Павла, неоднократно называется «вторым Адамом» или «последним Адамом». Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор.15:45–47 ). Итак, от «земли» берется прах, орошенный Духом, и является Истинный Адам, т. е. Господь.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Но мы просим, чтобы Он действовал в нас, пришел и поставил внутри нас шатер, как в древности Бог в Скинии действовал среди Израиля, так пускай и Дух Святой войдет в наше сердце и в нем поставит себе Скинию. И пускай мы с вами будем вместе певчими великого хора, у которого финансист, регент, управитель – Дух Святой, ведущий нас и дающий нам петь Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. В Святом Духе мы познали тайну Троицы, и благодаря Ему мы освящаемся, и причащаемся, и объединяемся с ангелами. Святой Дух — источник жизни и для ангелов, и для людей. Пускай никто из нас не будет мертвецом, пускай Дух Святой подует на нас и все мертвенное из души нашей и из тела выдует. И чтобы в день нашего великого сбора, в день, когда Господь придет собрать к Себе, Дух Святой вознес нас, преобразил, оживотворил, и чтобы мы жили вечно в Царстве Святого Духа, где царствует вечно Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная, которой мы поем, которую мы благословляем, которую мы благодарим, которую мы величаем и утром, и днем, и вечером и, преклонив колена, возносим ей благодарственные молитвы. Да поможет нам в этом Господь Всемогущий! Храни вас Господь! Обрезание Господа Иисуса Христа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с праздником Обрезания Господня! Многие не понимают. зачем этот праздник нужен, не понимают, каково значение этого праздника для нашей жизни. И действительно, этот обряд уже утратил свое значение. Со времен Авраама Господь дал повеление, что всякий младенец мужского пола в восьмой день рождения должен вступить в Завет с Богом. И знаком этого Завета, должно было быть обрезание крайней плоти. Этот обряд был связан не с какой-то гигиенической процедурой, а с тем, чтобы евреи выделялись из всех народов земли. Такой же обряд есть у нас, мы с вами знаем, что есть священное таинство Крещения, когда мы, погружаясь в воду, отделяемся от всех людей земли, становимся избранными людьми, избранными детьми Божьими. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1 Пет.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящего»? Словами «Иже от Отца исходящего» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков. 315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца? Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа, который сказал: «Когда же приидет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоанн 15, 26). 316. Что мы исповедуем словами: «Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима»? Словами: «Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима», мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию. 317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»? Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие (II Петра, 1, 21). 318. Когда сошел Дух Святой на апостолов? Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то-есть в святую Пятидесятницу ( Деян.2 , 1–4). 319. На какой день недели приходится святая Пятидесятница? Святая Пятидесятница приходится на воскресенье. Пояснения: I. В Деяниях Святых Апостолов ( Деян.5, 3 и 4) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому...? Ты солгал не человекам, а Богу». II. В Псалме 104, 30 говорится: «Пошлешь Дух Твой..., и Ты обновляешь лице земли». – Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» ( Рим.8, 26 ), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( I Kop.12, 3 ) и что Дух Святый уделяет различные дары, как то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святый нас духовно оживляет ( I Kop.12, 7–11 ). III. Слова Господа Иисуса Христа никто не имеет право дополнять или исправлять. Второй Вселенский Церковный Собор основательно обсуждал учение о Духе Святом и принял во внимание изречения святого устного предания и Библии о Духе Святом; поэтому именно и он остался при том учении, что Дух Святый исходит от Отца (а не от Сына). Третий Вселенский Церковный Собор запретил изменять или дополнять Символ веры . Несмотря, однако, на это, в большей части христианских вероисповеданий было внесено дополнение, что Дух Святой исходит и от Сына. Православная Церковь настаивает на словах Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Заклеймив страшным позором блуд, святой Апостол восхваляет девство и чистоту. Он говорит, что не женатым быть лучше, нежели женатым, и девой быть лучше, нежели замужней. Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие… и пользующиеся миром сим – как не пользующиеся. ( 1Кор. 7:29–30 ). в) В 13 главе святой апостол Павел увековечивает святую любовь, как вечную царицу. Он облекает ее в царские одежды и полагает на голову драгоценный венец. Коринфские мудрецы ставили во главу угла чопорную ученость и знание иностранных языков. Святой Апостол разом опроверг эту аристократическую псевдомудрость. «Любовь выше всех языков, даже ангельского. Любовь выше всех чудес, даже если и горы переставляете. Любовь выше всех жертв, даже если и тело свое отдадите в огонь, – ничто не будет значить без святой Любви». И вдруг святой Апостол ставит великую лестницу Любви от земли на небо. «Любовь долготерпит, – восторженно говорит он. Любовь милосердствует, Любовь не завидует, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Пророчества прекратятся, языки умолкнут; знание упразднится, а Любовь будет ВЕЧНО! " ( 1Кор. 13:1–13 ) Поистине счастлив тот бесконечно, кто имеет святую Любовь! ОДА СВЯТОЙ ЛЮБВИ Тебе, кому миры подвластны, Кто чередует свет и тьму, Мой скромный стих и слабогласный Споет ли должную хвалу? Рождает звезды миллионом Столетий, бывших словно сон, А там, в Твоем превечном лоне, Роится новый миллион. Нам душу грозный мир явлений Смятеньем, хаосом обстал, Но ввел в его ряды делений Любви сияющий кристалл. Даешь ты миру материнство, И с первых дней земной чете Куешь ты счастия единство В земных скорбях – святой мечте. Ты – рай души неутоленной! Чем от Тебя я отделю Свой смертный разум, прикрепленный К Тебе, как пламя к фитилю?.. И может быть, в преддверье света, Обремененный кончив путь, Вспорхнет, как голубь, пламя это,

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Здесь святой Брендон прибыл к старцу, которого звали Хайльбран, и он понял, что двигается прямо к родине. Затем они обрубили канаты якоря и подняли паруса. И карлик повел корабль с удивительной быстротой. Когда они вышли в море, они увидели несколько застрявших в клейком море кораблей, которые были там уже много лет. И затем они вскоре прибыли в новое место, где святой Брендон увидел старца верхом. Он был одет в дорогую одежду, а борода была заплетена чистым золотом. И имел он соболий плащ, украшенный карбункулами. Там был вышит золотом и драгоценными камнями орел, который стоял, словно собираясь улететь. Господин был мужествен и добродетелен и был владетелем земли и ехал на муле с черным ухом. Одежда его была дороже 1000 марок золотом. Этого человека звали Хайльбран. И когда святой Брендон увидел его, он его сразу узнал и был рад, ибо он понял, что они близки к своей земле. И сказал своим братьям — радуйтесь и славьте Бога, ибо мы здесь снова в нашей земле и мы преодолели все наши беды. И тогда они сошли на берег. И добрый человек и карлик попрощались со святым Брендоном и монахами и уехали обратно на своем маленьком кораблике. Затем святой Брендон снова прибыл в Ибернию в свой монастырь . Когда святой Брендон и его монахи вышли на землю Ибернии и подошли к городу, все, кто там был, выбежали им навстречу и приняли их с почетом. И святой Брендон записал все увиденные чудеса в книгу и взял ее и принес в монастырь, и все братья следовали за ним, и положили книгу на алтарь Девы Марии. И был голос Бога, Который приветствовал их возвращение. И сказал Брендону — если желаешь, приди ко Мне. И святой Брендон подготовился к мессе и пел ее с большим чувством, и когда он кончил мессу, он скончался и душа его вознеслась к Богу. И мы должны просить его, чтобы он молил за нас Бога, дабы жизнь наша пришла к хорошему концу. Да помогут нам в этом Отец и Сын и Святой Дух. Аминь. Перевод с ранненововерхненемецкого Ц. Нессельштраус Публикация Ю. Садовской 1 Подробнее см.: Местночтимые святые Сурожской епархии//Альфа и Омега. 2000. 1(23), 2(24).

http://pravmir.ru/moreplavanie-svyatogo-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010