Тогда во всей полноте равно раскроются все три ипостаси. Ныне есть «баня возрождения и обновления Святым Духом» в крещении для каждого человека ( Тит. 3:5 ). Когда же придет Сын Человеческий и совершит Суд в огненной реке (крещение огнем), то потом от престола Бога и Агнца изольется река воды жизни Духа Святого (крещение Духом) и будет «баня возрождения и обновления Святым Духом» всего мира. Так в последний день Христос совершит крещение всей вселенной огнем и Духом ( Мф. 3:11 ). Ей гряди, Господи, и Дух Истины! Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки... – мы заключаем из этих слов, что исходящая от престола река воды жизни, текла посредине золотой улицы города (21,21), напояя его жителей. Город – это Церковь ныне, это – паки-Церковь вечности. То, что река воды жизни течет посреди улицы города, означает, что Дух Святой внутренне присущ Церкви, является Её внутренним и сокровенным. «Сокровище благих», – всегда именует Его Церковь в своей молитве «Царю Небесный». Дух Святой – это жизнь Церкви. По словам святого Иринея Лионского , «где Церковь , там и Дух Святой, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать». Входя апостольскими вратами в город- Церковь , каждый обретает возможность припасть в этой дивной реке . В этом граде «все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12:13 ), текущим по его улице. Как некогда ангел в видении вводил пророка Иезекииля все глубже и глубже в живительную воду реки, текущей от храма: сначала по лодыжку, потом по колено, потом по поясницу, а потом он должен был оторваться от земли и плыть в потоке. Так и ты, душа, ступай по этой золотой улице города-Церкви. Входи все глубже и глубже в поток Божественной благодати Духа Святого, пока не оторвешься от земли и целиком не окунешься вся в эти благодатные воды, и будешь уже не по воде ступать, но плыть в потоке. Именно этого достигали святые. Об этом возревнуй и ты ( Еф. 5:18 ). Но всегда помни: река течет по улице города, Дух Святой подается в Церкви. После видения реки в небесном городе Иоанн видит в нем среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святой Опря Микалуш Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную. Священномученик Моисей Мачаник Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), – и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря. Священномученик Иоанн Галешский Этот священник в 1756–1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7). Здесь мы назвали лишь некоторых из святых исповедников. О многих наш народ может не знать, и лишь всеведущий Бог знает, сколько еще тех, кто, исповедуя веру, «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11: 34–38).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Об этом говорит и апостол Павел, и святой Иоанн Богослов. Вот, например, что сказано в Послании апостола Павла к Римлянам: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света ( Рим.13:11–12 ). Иными словами, раз мы пришли ко Христу, значит, приблизились к спасению. Нас ждет нечто столь великое – Царство Небесное, простирающееся до самой нашей земли, обновленной и преображенной, и пронизывающее ее. Ради этого мы ведем духовную битву, в наши времена это становится ближе, тьме мира сего наступает конец, приоткрываются врата Небесного Царства. Истинное христианство распространяется по всему миру, и неземной свет уже готов воссиять, то есть просветить сердца людей, сделать их жителями Христова Царства. Святой апостол Павел пишет о себе, что пережил избиения, кораблекрушение, заточения в темницу. И что тяжелее всего – страдал от предательства братьев. Но, пройдя через все это, он проповедовал Евангелие радости и надежды. Также и святой Иоанн Богослов, рассказав в книге Откровения о страшных временах и событиях конца света, заканчивает описанием нового неба и новой земли. И в самом конце зовет: Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.22:20 ), то есть ждет и чает пришествия Христа. Все, что было до того – зверь, блудница, лжецерковь, ложное правление антихриста, все это вторично, преходяще. Пребывает вечно лишь Царство Иисуса Христа. Мы стараемся разобраться в основах христианства, понять, что это такое, но сделать это можно лишь в страданиях. Мы должны пройти сквозь испытания и обрести трезвость и умение различать. В то же время в горниле испытаний, видя вокруг себя трагедии, коим несть числа, мы должны быть радостными, понимая, что в конце этого последнего поединка настанет конец и всему этому тленному миру. Если мы будем готовить себя, используя выстраданные в духовной борьбе знания, мы узнаем Христа, когда Он придет. Если же мы не различим знамений времен, не поймем, что явился антихрист, если в нашем сердце не живет Христос, то мы окажемся среди тех народов, что восплачут и возрыдают, приняв антихриста. Они увидят пришествие Христово, и все их “христианство” окажется ложным. И это трагедия. Такое обольщение возможно потому, что, как говорит святой апостол Павел, в сердце человека есть ложь, и ложь эта не желает ничего подлинного, не хочет истинного христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

С мая, а по местам и ранее, в Святой Земле начинается первая летняя работа на нивах: уборка пшеницы и ячменя, посеянных в начале зимы. Со времени жатвы и уже до самого октября или ноября палестинское небо остается постоянно безоблачным. За весь этот период времени, и особенно во дни жатвы, дождь и гром – явления невозможные в Святой Земле 28 . Правда, при пророке Самуиле, во время уборки пшеницы, лился дождь и гремел гром, но то было чудо, совершенное, по молитве пророка, Господом и послужившее наглядным доказательством того, что легкомысленное желание народа поставить над собою царя было оскорбительно для Бога Израилева. Писатель 1 кн. Царств 29 об этом происшествии повествует следующее: «Станьте (сказал пророк Самуил народу) и посмотрите на сие дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими: не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову ко Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех , который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и от Самуила. Отсутствие дождей в летнюю пору, постоянно светящее южное солнце, однако, неблагоприятно действуют на природу Святой Земли. Травы и кустарники, покрывающее поля и луга, недолго сохраняют в себе жизнь. Палимые солнечными лучами, не получая влаги из высохшей почвы, они блекнут и, по большей части, вовсе засыхают, оставляя после себя лишь обнаженные мертвые стебли. Такое замирание растительной жизни особенно быстро совершается в местностях, имеющих песчаную и каменистую или глинистую почву. Лишенная зелени Палестина принимает грустный вид безжизненной пустыни. В это время начинают оскудевать палестинские воды; цистерны, пруды, многие ручьи почти высыхают; иссякают даже некоторые источники живой воды и палестинский земледелец с нетерпением начинает ждать ранних дождей, которые должны увлажнить и размягчить его закаменевшее поле. Впрочем, хотя летом в Палестине не бывает дождей, однако, палестинская природа не остается в это время вполне лишенною благотворной влаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

После того, как святой произнес сии слова, мучитель повелел бить его камнями по шее. Анфим же, с благодарностью принимая эти побои, как начало страданий за Христа и основание венцов мученических, желал еще больших страданий, желая наследовать высшее воздаяние и, то насмехаясь и поругаясь над мучителем, то приводя его в сильнейший гнев, чтобы повелел мучить его тягчайшими страданиями, повторял грозное пророческое слово: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10:11). Сии слова пронзили сердце мучителя яростью, и он повелел раскаленными острыми железными кольями насквозь просверлить ноги священномученика. Но и сие мучение было для святого радостью, ибо он, радуясь, прославлял Бога, сподобившего его терпеть за имя Господа Иисуса Христа таковые страдания. Потом Максимиан повелел положить по земле острые черепки, возложить на них страдальца нагим и в таком состоянии бить еще сильнее палками, чтобы сердце его пронзала сугубая боль: сверху от биения палками, снизу от острых черепков. Но святой и тогда не отчаялся в своей победе над мучителем, воспевая: «Благодарю Тя, Господи, Царю веков, «ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня» (Пс.17:40-41). Тогда мучитель изобрел иную муку: раскалив медные сапоги, надели их на ноги Анфима. Но Божественная благодать свыше осенила страдальца, укрепляя его в страданиях, и он слышал голос, обещавший ему вскоре венец небесный, и сей голос исполнил сердце его блаженством. От сего Божественного утешения святой начал явно пред всеми не обращать внимания на мучения, и лицо его озарилось небесною радостью, как будто он не претерпевал никакого страдания. При виде этого, мучитель изумлялся и говорил про святого Анфима, что он — волхв и посредством какого-то волшебства превозмогает огненную силу жжения. Стали спрашивать его: почему он, находясь в таких мучениях, радуется? — Потому я так радуюсь, — отвечал святой, — что настоящие страдания служат мне твердым упованием обещанных благ, в скором же времени я препобежду твою надменную гордыню и докажу, что твои боги много беспомощнее сил человеческих, и ты будешь каяться о злобе своей во веки, но без пользы, — и не прежде отойдешь из сей жизни, чем будешь осужден на вечную погибель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? (стих 1). Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? — “Пребывание” (paroik…a) означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои 1 . Ведь и Авраам — странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра 2 . Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело. Истинное блаженство не в том, чтобы прилепляться к земным вещам как к личной собственности и держаться за здешнее, словно за природную отчизну, а в том, чтобы сознавать свое отпадение от лучшего и, терпя наказание в сей жизни, проводить ее подобно тем, кого судьи за какую-то вину изгнали с родины на чужбину. Редко кто не привержен к здешнему как к лично ему принадлежащему, кто понял сколь кратковременно пользует богатство, кто ощутил недолговечность телесной крепости, кто уразумел, сколь ненадежно блистание человеческой славы! — Кто может пребывать в жилище Твоем? — Жилищем Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Далее — продвижение, движение вперед к более совершенному: кто может обитать на святой горе Твоей? Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. — Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах 3 .

http://pravmir.ru/svyatitel-vasiliy-veli...

Поэт П.А. Вяземский написал такие строки: Наш разум, омрачась слепым высокомерьем, Готов признать мечтой и детским суеверьем Все, что не может он подвесть под свой расчет. Но разве во сто раз не суеверней тот. Кто верует в себя, а сам себе загадкой, Кто гордо оперся на свой рассудок шаткий И в нем боготворит свой собственный кумир, Кто в личности своей сосредоточив мир, Берется доказать, как дважды два четыре, Все недоступное ему в душе и в мире? Тайна Божественной жизни для нас представляется чем-то внелогичным, но в самой Божественной жизни никаких противоречий нет. Какой же вывод можно сделать отсюда? Только тот, что познать Святую Троицу невозможно рассудочным путем. Лишь очистив ум и сердце от всех земных впечатлений, можно возвыситься к созерцанию Троицы. В какой-то мере к познанию Святой Троицы нас приближает та духовная истина, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Бог есть Любовь всесовершеннейшая, и это значит, что Три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – вечно пребывают друг с другом в единстве непрерывной любви. Что говорит об этом Священное Писание Страницы Книги жизни свидетельствуют о троичности Лиц в Боге. Но ум человека при этом землен и груб, поэтому многие свидетельства носят прикровенный характер. Для понимания их требуется духовная проницательность. Впрочем, есть в Писании и такие свидетельства, которые открыто указывают на троичность Лиц в Боге. На них мы и остановимся. В книге Бытия сообщается о чудесном явлении праотцу Аврааму: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:1–3 ). В образе трех Ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея (Рублева).

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Бог один. Он есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный 44 . Когда мы говорим о сердце, глазах, ушах, руках Божиих, то под сердцем разумеем благость Божию, любовь, – под глазами и ушами – всеведение Божие, под руками – всемогущество. Бог один по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Троичность Божия, при единстве Божием, есть тайна, которую слабый человеческий ум понять не может. О Святой Троице сказал Сам Иисус Христос, посылая Апостолов на проповедь : «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» 45 . Апостол Иоанн говорит: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино». Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий (Бог-Слово) предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы суть равного Божественного достоинства: Бог Отец есть истинный Бог, Бог Сын есть истинный Бог и Бог Дух Святой есть истинный Бог. Бог называется Вседержителем, потому что Он все содержит в Своей силе и власти. Он называется Творцом небу и земли, видимым же всем и невидимым, потому что все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога. Под именем «невидимых» разумеется духовный мир, к которому принадлежат Ангелы 46 . Весь видимый мир сотворен Богом в шесть дней. В шестой день Он закончил творение, создав человека. Человека Господь сотворил по образу Своему и по подобию, т. е. вдунул в него душу бессмертную, одарил разумом, способным познавать Бога, и дал ему свободную волю, способность любить своего Творца и ближних, стремиться к правде и истине, дал память, дар слова 47 . Сотворив мир и человека, Господь, по Своей благости, премудро сохраняет все, созданное Им; направляет ко всему доброму; помогает всякому добру; пресекает зло, исправляя его или обращая к добрым последствиям. Это управление Божие миром и заботы Его о нем называются промыслом Божиим, о котором сказал Спаситель: «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в запас; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» 48 О втором члене

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

– Принесешь ли ты, Исидор, – сказал Нумериан, – жертву богам, если хочешь остаться живым. или нет? Святой отвечал: – Если бы ты и умертвил меня, то над душою моею у тебя нет власти. Поэтому мучь меня, как хочешь, ибо я имею Помощником своим истинного и живого Бога и Господа Иисуса Христа, Который и ныне со мною и по смерти моей со мною будет, и я буду с Ним. Я не перестану исповедовать имени Его пресвятого до тех пор, пока в моем теле будет пребывать дух жизни. Воевода сказал: – Ты хоть один раз принеси жертву, повинуясь приказанию царскому, а потом поступай, как хочешь. Но святой отвечал: – Не думай, нечестивый, что ты прельстишь меня коварством своим. Тот, кто один раз отвергся от Христа и Бога своего, может ли называться Его верным рабом? «неверный в малом неверен и во многом» ( Лук. 16:10 ), но я не позволю себе даже в мысли моей подумать о чем-либо, неугодном Господу. Воевода сказал: – Я советую тебе, Исидор, к твоей же пользе. Послушай же меня. Если же ты меня не послушаешь, то я предам тебя лютым мукам, и буду мучить тебя до тех пор, пока ты не исповедуешь величие богов наших. Вслед затем воевода приказал своим воинам растянуть святого и бить его четырем воинам без милосердия. Когда мучители били святого, то окружавшие его из народа сказали ему: – Подчинись, Исидор, воле императора, если не желаешь окончить жизнь свою среди мучений. Но святой отвечал: – Я повинуюсь воле и приказанию Бога моего, Царя небесного, пребывающего вечно. Этого Бога я исповедую и почитаю; я не отрекусь от Него, и не буду отвержен Им в день суда. После биения мучитель долгое время соблазнял святого к идолопоклонству и ласками, и угрозами, но совершенно не имел успеха и лишь слышал от мученика брань и укоры как себе самому, так и богам своим. Наконец, преисполнившись гнева, сказал: – Я прикажу изрезать твой скверной язык на части. Святой отвечал: – Хотя бы ты и изрезал язык мой, все равно исповедание имени Христова от уст моих ты не отнимешь. И отрезан был язык у святого, по приказанию мучителя. Однако святой и по отрезании языка говорил достаточно отчётливо, прославляя Христа, Бога истинного: воевода же от страха пал на землю и сделался немым. Когда его подняли с земли, то он не мог сказать ни одного слова и выражал свои мысли лишь маханием руки. Затем, попросив бумагу, написал на ней:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бог наш Живой и Истинный – не самолюбив и не самоугодлив, не эгоист и не тиран. Бог наш есть Бог-Человеколюбец, возлюбивший нас в Своем Сыне любовью вечною, как Сам говорит через пророка (Иер. 31, 3) и как на деле лично, самоипостасно Он показал, открыл и даровал во Христе. И в этой вечной любви и человеколюбии Бог пребывает верным, как говорит святой апостол Павел: Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2 Тим. 2, 13). Непреложны Его дары в отношении нас (Рим. 11, 29), Его любовь «неисправимо» и необратимо блага и приклонена к человеку. Он не изменится, потому что от вечности Он есть Сый ( Сущий ) , Тот, Кто Есть , и причем таков, каков Есть и каким пре- Будет присно и до века, о чем свидетельствует святая литургия нашей Церкви в богодухновенных молитвах, призываниях, возгласах и неизреченных радостных глаголах, когда Дух Святой молится в нас, с нами и за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). И в сердце святой литургии (Евхаристии) пребывает свидетельство Неба и земли, времени и Вечности о том, что благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа – со всеми вами (2 Кор. 13, 13; канон святой литургии). Это чувствует и переживает наше христианское сердце, которое есть чувство, тайна глубокая и даже больше сего; сердце, являющееся ядром богоподобной и христоцентричной человеческой личности, а не только бессодержательным «сознанием», ограниченным разумом, потому что такой, зачастую отчужденный и обособленный от сердца, разум может оказаться и холодным, и мертвым. Но человечность, христоподобная и христоцентричная, всегда жива и тепла, радостотворна, любезна и любвеобильна. Поэтому вечная жизнь в Богочеловеке Христе будет вечной радостью и непосредственным верованием, и надеждой, и любовью. «А теперь пребывают — вечно пребывают – сии три: вера, надежда, любовь – от Святой Троицы; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). Этой любовью Предвечный Отец «избрал нас… прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны – человечны и христочеловечны [=богочеловечны] – пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа», Возлюбленного Сына (Еф. 1, 4–6).

http://pravoslavie.ru/725.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010