С этой стороны на причащение Тела и Крови Христовой нужно смотреть, как на особенное некое приготовление нас к будущему воскресению. Поэтому-то то отцы Церкви называют евхаристию «врачевством бессмертия.» 4. Что требуется с нашей стороны для достойного принятия Тела и Крови Христовой? а) Живая вера в Иисуса Христа и Его ходатайственные заслуги, в действительность Тела и Крови Его в таинстве евхаристии, и в благодатную силу их для нашего освящения. «Верую Господи и исповедую» и т. д. б) Искреннее сознание нашего недостоинства, живое чувство нашей духовной и телесной нищеты, от которого происходит голод и жажда Тела и Крови Христовой, как единственной пищи, могущего насытить нас и исцелить недуги наши. «Несмь достоин, да под кров мой внидеши.» в) Живая любовь к Спасителю, питающему нас Своим Телом и Своей Кровью и желающему навеки соединиться с нами. г) Святая решимость, по таинственном соеденении со Христом, оставаться навсегда живыми членами Его и быть во всем подобными Ему. С такими чувствами приступим к принятию Святых Таинств, и да будем приобщены к вечной жизни! Приобщение Святых таинств служит для нас сильнейшим побуждением к святой жизни « Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет » (1Кор. 11:26). Итак, вот что мы делаем каждый раз, когда причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа! Мы возвещаем, воспоминаем смерть Его. За несколько минут до страданий, преподав ученикам своим святейшее таинство евхаристии, Господь сказал им: « сие творите … в Мое воспоминание .» Таким образом, Господь желал, чтобы все Его последователи, приобщась Его истинного Тела и истинной Крови каждый раз воспоминали Его смерть и имели постоянно пред очами цель Его смерти и крестных страданий. Что же из этого следует и к чему это нас обязывает? 1. Каждый приобщающийся должен умереть для греха и ожить для добродетели, ходить не по плоти, а по духу, отложить всякие дурные страсти и пороки, любить и делать добро, вести святую, благочестивую жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Святая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, излиянная за грехи мира, Тело Его Святое, ломимое за нас и ныне нами вкушаемое. Но сия Кровь и сие Тело преподаются только в истинной Святой Православной Церкви. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Чей разум может вместить полноту истины и чье сердце может вместить полноту правды? И мы не дерзаем вместить сию полноту и в сознании своей немощи стоим и испытываем благоговейный трепет перед этой полнотою истины и правды. Ныне Святая Церковь вводит нас в Сионскую горницу, ныне мы присутствуем на Тайной вечере, на которой было утверждено и дано людям страшное Таинство Евхаристии, когда Тело, за нас ломимое, и излиянная на Голгофском кресте Кровь, наполнившая потир, стали в Таинстве Евхаристии для нас истинным Телом и истинной Кровью Господа. На Тайной вечере, в преддверии к Голгофе, завершилось земное поприще Господа Иисуса Христа. Спаситель, прошедший через эту земную жизнь, все принял, все людям открыл и дал. Принял гонение, клевету, неправду. Дал людям милость, любовь, дал им знамения, чудеса, столько сотворил перед ними, а они не уверовали в Него и, наконец, распяли своего Бога. И говорится в Евангелии о Тайной вечере, о том, как предал Иуда Спасителя, как вошел в него сатана, как вышел он из светлой Сионской горницы творить свое страшное дело. И была ночь… И вот эта ночь покрывает неверующий мир и доныне и будет покрывать, дóндеже не придет Сын Человеческий в Славе Своей, и как бы можно было жить, если бы была только эта ночь?! Как можно было бы жить человеку, если бы он потерял последний разум и остатки совести?! Как бы хватило силы у него жить, даже при его косном сердце, даже при его мертвой совести, видя такое ужасающее торжество зла, неправды, всякой лжи и всякой мерзости. Как бы он мог принять жизнь, видя, что вся земля залита кровью человеческой, вся залита слезами человеческими, вся в неправде; как бы даже самое косное сердце, даже самая мертвая совесть могли принять мир и жить в нем?! Но есть Тот, Кто все это принял и все это омыл Кровию Своею, есть Тот, Кто победил диавола, Кто победил самую смерть – это Тот, Кто омыл ноги ученикам Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Священнику, как всякому смертному человеку, могут быть даны или не даны Богом определенные таланты. Он может оказаться плохим оратором, что отразится на его проповедях; застенчивым и необщительным человеком, и это помешает ему наладить отношения с клиром своего храма, старостой и певчими; из-за отсутствия опыта духовничества он может быть не слишком взыскательным духовником. Все эти недостатки при желании со временем могут быть преодолены, а на первых порах их покрывает лишь одно неотъемлемое качество священника – его евхаристический дух, если он не перестает ощущать своим главным делом строительство таин Божиих, служение Божественной литургии, Причащение себя и своих духовных чад Телу и Крови Христа ради своего и их обожения и приобщения Божескому естеству по слову апостола Петра: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель. в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь ( 2Пет.1:3–7 ). Большей власти и более действенного средства не дано священнику, чем это служение Тела и Крови Господних; оно и должно быть сердцевиной жизни пастыря. Но что значит это евхаристическое настроение? Оно выражается в постоянном непреоборимом желании самому совершать возможно чаще таинство святой Евхаристии. Здесь важно подчеркнуть именно желание самостоятельно совершать великое Таинство, а не только в сослужении другим, будь то настоятель, архимандрит и даже епископ. В соборных служениях Евхаристии можно говорить о Причащении стоящих кругом иереев из одной Чаши и от руки одного священнослужителя, но фактически о сослужении! здесь говорить не приходится, так как совершает Таинство один предстоятель; он один символизирует Христа, а остальным иереям надо представлять себя только соприсутствующими апостолами, ожидающими Причащения, от руки единого приносящего Бескровную Жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Священнодействие народа в Евхаристии является решающим для учения о совершителе таинств в виду того значения, какое имеет Евхаристия в жизни Церкви. Все таинства происходят в Церкви и совершаются в Церкви, а Евхаристическое собрание есть выявление Церкви во всей ее полноте. Если совершителем Евхаристии является народ Божий, собранный в Церковь , то и совершителем таинств может быть только народ совместно со своими предстоятелями. Мы возвращаемся к тому, что было сказано нами выше, а именно: область священнодействия не только открыта лаикам, но без их участия священнодействия не могут совершаться в Церкви. Священнодействуя в Церкви, народ священнодействует иначе, чем его предстоятели, а предстоятели священнодействуют иначе, чем народ, хотя все в Церкви совершается в их совместном действии. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17,21 ). IV. СЛУЖЕНИЕ ЛАИКОВ В ОБЛАСТИ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 1 . В Свящ. Писании народ Божий именуется «poimnion tou Qeou» – стадом Божьим. В этом стаде епископы – пастыри. Как пастырь идет впереди стада и ведет его, так и пастыри в Церкви стоят впереди стада и ведут его. «Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушают голос его, и он зовет овец, и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними, а овцы за ним идут, так как знают голос его» ( Ин. 10,2–4 ). Епископы – пастыри в узком смысле, т. к. во всем Божьем стаде – один Пастырь Христос. «Да будет едино стадо и един Пастырь». Будучи пастырями, они поставлены не над стадом, а в стаде. «Внимайте себе и всему стаду, в котором (en w) Дух Святой поставил вас епископами пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» ( Деян. 20, 28 ). Верные – пасомые Христа, а только в узком смысле – пасомые своих епископов, т. к. все – овцы Христовы и все находятся в стаде Божьем. Епископы предстоят стаду Божьему, будучи сами овцами этого стада, ведомые, как и все остальные овцы, Христом. Если бы они были вне стада, они не были бы овцами стада Божьего, а потому не могли бы быть пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Так понимали приведенное пророчество древние отцы церкви: св. Ириней, 49 Иустин Философ , 50 Иоанн Златоуст 51 и другие. Евхаристия есть жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Святая церковь несомненно верует, что сия есть истинная умилостивительная жертва, приносимая за всех благочестиво живущих и умерших, и, как сказано в молитвах таинства сего, преданных церкви апостолами по повелению Господню, – за спасение всех. 52 Ибо Христос Сын Божий есть Спаситель всего мира; Он пострадал и умер за грехи всего рода человеческого; Он принес искупительную жертву, как за тех, которые жили прежде пришествия Его в мир, так и за тех, которые жили после пришествия Его, и будут жить на земле до скончания мира. Он, по учению святого апостола Иоанна Богослова, есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ). Сей первосвященник Иисус, учит апостол Павел, поскольку пребывает вечно, то и священство имеет непреходящее. Почему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр. 7: 24, 25 ). Пред сею бескровною жертвою евхаристии церковь приносит молитвы Богу о всех нуждах человеческих и испрашивает различных благ, потребных человеку для жизни настоящей и будущей. Во время литургии вы слышите возношение молений о свышнем мире, о мире всего мира, о всей церкви Божией, о предержащих властях и других членах церкви, и о различных благах, необходимых людям для мирной жизни. Поэтому и в нуждах общественных со священнодействием литургии соединяются особенные моления, как: по случаю бездождия или безведрия, губительной болезни и под. Это все делается потому, что Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира, и мы приступаем, по слову апостола, смело к престолу благодати, дабы получить милость и обрести благодать, для благовременной помощи ( Евр. 4:16 ). Послушайте, братия, как учит о сей великой жертве святой отец, Кирилл Иерусалимский : «По совершении духовной Жертвы, бескровного служения (то есть по освящении Святых Даров, когда хлеб преложился в тело Христово, а вино в кровь Христову) над умилостивительною сею жертвою умоляем Бога об общем мире всех церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах, о споборниках, о сущих в немощах, о труждающихся, и одним словом, о всех требующих помощи молим все мы, и приносим сию жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таким образом, жертва Голгофская и жертва евхаристическая неразрывно связаны друг с другом как начало и продолжение одного и единственного всеспасительного жертвоприношения. Но жертва Голгофская есть основоположительная жертва, дающая бытие жертве евхаристической. Евхаристическая жертва не сама по себе имеет благодатную силу прощения и очищения, а получает её от крестной жертвы Иисуса Христа. Но как для продолжения дела нашего спасения, начатого Христом в Его земной жизни и смерти, необходима Церковь , где совершается усвоение верующими спасения, приобретенного Господом, так и для полной реализации благ, приобретенных для человечества через голгофскую жертву, необходима жертва евхаристическая. Вопрос : Какие места Священного Писания можно относить к жертве евхаристической? Ответ : Древние отцы и учителя Церкви (св. Ириней, епископ Лионский, св. Иустин мученик , св. Иоанн Златоуст , св. Иоанн Дамаскин ) видели пророческое указание на жертвенный характер Евхаристии в словах пророка Малахии: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал. 1, 11 ). Апостол Павел в 10-й главе первого послания к Коринфянам убеждает христиан, участвующих в приобщении Тела и Крови Христовых (см. ст. 16), убегать идолослужения (см. ст. 14), в которое они могли легко впасть не отдавая себе отчета, поскольку язычники нередко приглашали их участвовать в ядении идоложертвенного (см. ст. 19), т.е. пищи, связанной с совершением языческого культа. Говоря о несовместимости христианского служения истинному Богу с языческим служением ложным богам, или бесам, Апостол указывает на недопустимость участия в «трапезе бесовской», т.е. идоложертвенной. «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовкой» (ст. 21). Но так как идоложертвенные трапезы были завершением идолослужения, то по противоположности видно, что и «трапезу Господню» ап. Павел мыслил как завершение христианского жертвоприношения, т.е. святой Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Таким образом, стоящий в храме народ не пассивно следит за богослужением, а сослужит служащему священнику или епископу. Все молящиеся должны чувствовать ответственность за общее богослужение и участвовать в молитвах. Только так Литругия истинно является Литургией – общественным служением, а Церковь – экклезией, собравшимся для Евхаристии народом Божиим. Евхаристия – жертва благодарения В предыдущей главе были приведены слова апостола Петра, которые указывают на жертвенный характер Литургии: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Это осуществляется в Евхаристии – центральной части Литургии верных. В ней, во время анафоры или молитв возношения, провозглашаемых священником, община, именно как духовное священство, совершает бескровную духовную жертву, благодаря Бога за все, что Он сделал для человечества. Сначала приносится благодарение Богу: Ты «от небытия в бытие нас привел еси»; и затем: Ты «отпадшыя возставил еси паки, и не отпустил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и царство Твое даровал еси будущее». Благодарение приносится Святой Троице: «о всех ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниях бывших на нас», и особенно «о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи ангелов … победную песнь поюше, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, свят, свят…» В молитве объединяется вся община, когда она поет: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних… Присоединяясь таким образом к пению небесных хоров, община исповедует святость и славу Бога, Который: « иже мир твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. В ношь, в юже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб, … благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым своим учеником, рек:

http://azbyka.ru/kak-my-veruem

Христос в Таинстве являет Свое жертвенное заклание. Жертвенный смысл Божественной литургии с самого начала исповедовался Церковью. Третье правило святых апостолов называет Литургию учрежденной Господом Жертвой. В молитве «Никтоже достоин от связавшихся», вошедшей в чин всех трех Литургий — святого апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, сказано: «…служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие». В злато­устовой Литургии в 1-й молитве верных читаем: «…приносити Тебе мoлehiя и мольбы, и жертвы безкровныя». В толковании святого Златоуста на Послание к Римлянам говорится: «…трапеза сия, от которой мы все причащаемся, нас ради закланный Христос, — Жертва, на ней возлежащая» (8, 8//PG 60, 465). Песнь 8 «Законное скончавъ nobeлhie, скрижали законныя написавый въ Синаи, снде убо пасху древнюю и сновную: бысть же Пасха Тайная и живожертвенная». Написавший скрижали ветхозаветного закона на Синае, теперь, в сионской горнице, Сам исполнил повеление закона, вкусив пасхи древней, но в Таинстве стал Пасхой и живой Жертвой Нового Завета. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, однеми и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:1, 10, 12). В непостижимом и неизреченном Таинстве мы приобщаемся этой Жертве. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51, 53, 54, 56). «Отъ вка сокровенную Христе премудрость тайноводя, показалъ еси купно всмъ апостоломъ Спасе на вечери, юже церквамъ предаша бorohochiu». Премудрость — имя Самого Христа (1 Кор. 1:24). «…Искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:18-20; ср. также 1 Кор. 2:7-8). «Тайноводство» — посвящение в таинство (тайноводити — соответствующий глагол). Иногда это слово называет само таинство: «…каждый из нас таковым тайноводством [крещением во имя Святой Троицы] введен в богопознание» (Василий Великий, свт. О Святом Духе//PG 32, 209). Чаще всего тайноводство (греч. µυσταγωγα) — таинство Евхаристии. Преподобный Максим Исповедник посвятил истолкованию Литургии сочинение «Тайноводство». Одно из значений этого слова в современном греческом языке — Божественная литургия. Тропарь говорит об установлении Христом Спасителем на Тайной Вечери Таинства, которое апостолы передали основанным ими Церквам.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Христос воскрес в день воскресный; Святой Дух сошел на Церковь тоже в воскресенье (Деян.2:1), и потому в воскресенье же Церковь неопустительно призывает Святого Духа, и Он осуществляет посреди нас и в нас Божие присутствие: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Впоследствии, когда стали совершать Евхаристию не только по воскресеньям, но также на некоторые праздники и в дни памяти святых мучеников, значение таинства нисколько не изменилось. " Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " (1Кор.11:26). В Православной Церкви, как было и в первохристианских общинах, совершение Евхаристии сохраняет общественный характер. Как таинство любви и единения, Евхаристия совершается всею Церковью, она есть " общее дело " всех верных, по-гречески " Литургия " . Тем не менее, с самого начала в Церкви Христовой не было единообразия в совершении таинства Евхаристии, хотя в основном оно одно и то же. В наши дни совершается литургия по чину либо святого Иоанна Златоуста, либо святого Василия Великого, иногда святого Иакова брата Господня. Наконец, в некоторые дни Великого Поста совершается вечерня с причащением святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье; эта служба называется " литургией преждеосвященных Даров " . Чин литургии состоит из трех частей. 1) Проскомидия, или подготовительная часть. Слово " проскомидия " означает приношение, так как в это время священнослужители приготовляют принесенные верующими для совершения бескровной жертвы хлеб и вино, не случайно для сего выбранные Господом. Хлеб есть символ единения; так, в древней молитве (Дидахи, 9) говорится: " Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царство " . Виноград таит в себе необыкновенную растительную силу, а изготовляемое из него вино (при умеренном употреблении) дает бодрость и, по словам Псалмопевца, " веселит сердце человека " (Пс.103:15). Установление и преподание Таинства на трапезе, т.е. в виде совместного вкушения пищи, обнаруживает глубочайшее о нас промышление Божие, так как уже наше обычное питание и домашний стол являются образом Божественной Трапезы и в некоторой мере подготавливают к ней. Через питание человек обретает жизненную силу, а домашнее совместное принятие пищи есть время дружеского общения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Христос Воскрес, чтобы нас приобщить к Своему Воскресению и Своей победе над адом, грехом и смертью. На Божественной Литургии мы причащаемся Христа, Который победил смерть! Воскресшего Христа! Частичка будущей жизни как бы входит в нас, чтобы мы стали иными, чтобы в нас уже эта будущая жизнь жила . Но будем помнить, что кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1 Кор.11:29 ). Апостолы Христовы буквально, а не аллегорически понимали слова своего Учителя. Так, святой апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1 Кор.10:16–17 ). Мы принимаем Христа, соединяемся с Ним. Соединяясь в одно целое, в Церковь Христову, в семью Христову, даем возможность Иисусу Христу сделать с нами чудо: мы становимся Телом Христовым, Его органами, членами. В Причащении, или иначе в Евхаристии, происходит таинственное соединение христианина со Христом. Человек приобщается жизни и личности Воскресшего Христа, а Спаситель приобщается нас, входит в жизнь Своего ученика. Через приобщение к жизни Воскресшего Господа христианин приобщается к жизни и других христиан, соединяющихся в Таинстве Евхаристии с Богочеловеком. Созидается невидимый глазами таинственный организм Церкви. Святые апостолы называют Церковь Телом Христовым. Мы – члены, органы этого Тела, а Христос – его Глава (или по-русски – Голова). Можно сказать, что именно голова руководит жизнью всего организма. Когда тело здорово, его органы живут и действуют в согласии со своей головой. Иисус Христос совершает Тайную Вечерю со Своими апостолами и причащает их Своими Телом и Кровью (освященными Хлебом и Вином). Через благодатную жизнь Церкви православные христиане могут духовно участвовать в этой неповторимой Тайной Вечере. На ней «мы становимся участниками той же Божественной Трапезы, что и святые апостолы, потому что приобщаемся тем же Святым Тайнам, что и они» .

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010