Hieros. Mystag. 4. 8) 68 . Сказав о хлебе и вине в четвертой беседе, в пятой свт. Кирилл обращается к евхаристической молитве и причащению. В этот день на литургии читался отрывок 1Петр.2:1–10 , а богослужение обычно совершалось в Анастасисе. Свт. Кирилл намеревается толковать евхаристическое богослужение и делает это посредством комментирования библейского чтения. Сегодня никто из нас не стал бы предлагать интерпретацию Евхаристии, опираясь на 1Петр.2:1–10 , но свт. Кирилл делает это, и мы вынуждены признать, что он предлагает блестящий способ понимания Евхаристии. В 1Петр.2:1–10 , вероятно, содержится фрагмент хвалебного гимна Богу за все Его деяния: «Но вы... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас.» ( 1Петр.2:9 ). И свт. Кирилл обращается к этому тексту, чтобы показать смысл благодарения в анафоре Иерусалимской Церкви. Упоминаются небо, земля, море, солнце, луна, звезды, всякое словесное и бессловесное творение, за которые приносится благодарение (Cyr. Hieros. Mystag. 5. 6) 69 . Затем следуют созерцание херувимов и серафимов, Sanctus и эпиклеза. Цель Sancmus’a, именуемого «гимном», в том, чтобы соединить человека с ангельскими существами. Часть, посвященная эпиклезе, начинается с напоминания о том, что посредством этих духовных (πνευματικς) гимнов люди воистину освящаются. Таким образом, освящающий смысл Sancmus’a указывает на особое значение этих ангелических гимнов. В эпиклезе содержится прошение к Отцу ниспослать Святого Духа на Дары, чтобы они стали Телом и Кровью Христа, и мотив в данном случае вполне ясен: «...ибо всё, чего касается Святой Дух, преображается и очищается» (Ibid. 5. 7) 70 . Далее следует intercessio. Структура этой древней анафоры очень проста: вступительный диалог, благодарение, Sanctus, эпиклеза, intercessio о живых и умерших. В начале этой заключительной молитвы говорится (как и в александрийской анафоре), что евхаристическая молитва является духовной жертвой и бескровным приношением. Этот текст, принадлежащий к общей литургической традиции, следует сопоставить с ранее рассмотренным чтением, где говорится: ...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Петр.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   Положив как добрый Пастырь Свою душу за овец, Господь Иисус Христос искупает и спасает людей от греха и смерти, уготовляя им вечную жизнь с избытком (см. Ин.10:11, 10:15, 3:14-15). Искупительный характер Своей добровольной смерти Спаситель особо выделяет, изъясняя смысл Святой Евхаристии: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). А на Тайной вечери, как бы подтверждая эти Свои слова, Господь говорит о святом хлебе Евхаристии: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается» (Лк.22:19).    «Один Господь Иисус, — говорит святой Афанасий Великий, — и умер, за людские беззакония ведомый на смерть (см. Ис.53:8), и, когда Он был мертв, пребывал свободным, ибо не имел греха, который сделал бы Его повинным смерти; посему и сказал: «Имею власть положить» душу Мою «и власть имею опять принять ее» (ср.: Ин.10:18)». «Жизнь не может умереть, но, более того, она сама оживляет мертвых. Следовательно, по Божеству от Отца Господь — Источник жизни, а умер и воскрешен из мертвых Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и ради Которого восприняло нас на Себя Божество Слова... Господень же Человек умер не против Своей воли и не От болезни, но по Своей воле исшел на домостроительство смерти [которой совершил спасение], укрепляемый Богом Словом, вселившимся в Него и рекшим: «Никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю» (Ин.10:18). Следовательно, Божество Сына и полагает, и приемлет душу человека, которого Сын понес на Себе, ибо Он воспринял всего человека, чтобы и оживотворить всего человека, а с ним и мертвых. Сын как Всемогущий и Создатель всего (Зиждитель всяческих) приуготовляет Себе в Деве храм — тело, делает его Своим как орудие, вселяясь в нем и через него подавая о Себе познание. Для того и принимает Он на Себя тело, способное умереть, чтобы оно, став телом Бога Слова, вместо всех было достаточным [для] смерти и — благодаря обитающему в нем Слову — пребыло нетленным».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Больной не говорит: я не пойду на операцию, потому что болен. Он наоборот, обращается к врачу, чтобы стать здоровым. Так и нам не надо ждать, когда мы еще больше нагрешим или когда мы принесем искреннее покаяние, потому что никогда не будет у нас состояния всегдашней готовности к этому Таинству. Но мы с верой и любовью должны притекать к Врачу, Который поможет нам исцелиться от этих недугов, собрать мысли воедино, жить в чистоте и святости. Силы для этого нам и дает святое Причащение. Тело и Кровь Христовы, которым мы приобщаемся в Таинстве Святой Евхаристии, непостижимым образом животворят, освящают, дают силы и приближают нас к жизни будущего века. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человек, который причащается Святых Христовых Тайн, явится в Царствие Божие как бы облаченным в золотые одежды, для него откроется Чертог Небесный. Многие святые отцы свидетельствуют: если человек сподобится в день смерти быть причастником святых Христовых Таин, то он не проходит мытарства, потому что в нем пребывает Сам Христос. Причастник не только сподобляется будущих благ, для него уже в этой жизни земля становится небом. Через Святое Причащение законы любви проникают в нашу жизнь, преображают нас и соединяют друг с другом. В пасхальную неделю, когда царские врата все время открыты, можно увидеть, как во время пения народом Символа веры священники лобызают друг друга в плечо со словами: «Христос посреде нас!» — «И есть, и будет!» Это — реальность, которую особо ощущают причастники. Сам Спаситель сказал: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). До конца века, имеется в виду — до конца существования этого земного мира, будет с нами и Таинство Святой Евхаристии. Нет другой такой высокой молитвы и формы благодарения Бога, как Литургия, на которой «за всех и за вся» приносится Бескровная Жертва. Приносится для пользы всему миру, потому что там, где совершается Божественная литургия, освящается все вокруг. Мало того — мир стоит Божественной литургией, потому что мы молимся о благостоянии Святых Божиих Церквей, о мире всего мира, о благоденствии, о благорастворении воздухов, об умножении мира во всем мире.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» (Апок. 1:6), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» (1 Пет. 2:9), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар [ 224 ]. Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16-17); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в Литургии святителя Василия Великого). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина — «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Евхаристия «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она — сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» ( Апок. 1:6 ), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман , речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. 178 Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «...Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Ин. 14:16–17 ); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:7 ). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в Литургии святителя Василия Великого ). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел ( Гал. 5:22, 25 ). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Евхаристия «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она – сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евхаристия для православных – это бескровная жертва. Апостол Павел говорит: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13, 10 ). Но если есть жертвенник, то есть и жертва. Сектанты отвергают жертвенный характер хлебопреломления, для них это не более чем вкушение хлеба и вина. Справедливости ради отметим, что и среди харизматиков есть признающие, что в акте хлебопреломления вкушаются истинные Тело и Кровь Христовы. Но при этом они остаются в глубоком заблуждении, полагая, что без благодатного священства возможно чудо пресуществления хлеба и вина. Подлинная Евхаристия может совершаться только в Православной Церкви. В первые века истинное понимание Евхаристии отвергали только еретики. Например, докеты учили, что Христос принял «призрачную», а не настоящую человеческую плоть. Это было следствием извращенного учения о воплощении Бога. Но как понимать разделяющих Православное вероучение о воплощении Богочеловека, но унижающих святое таинство Евхаристии, не верящих словам Самого Христа? Святой Кирилл Иерусалимский о таких говорит: «Если Сам Господь определенно сказал о хлебе: сие есть Тело Мое, – кто осмелится после того сомневаться в этом? И если Сам подтвердил и изрек: сие есть Кровь Моя, – кто усомнится и скажет, что это не Кровь Его? Хотя чувства и представляют тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера». Разве не очевидно, что, отвергая ясное свидетельство Священного Писания и всех богоносных Отцов, сектанты лишают себя даров истинной веры? «Спасение достигается не через вкушение Тела и Крови, – заявляют сектанты, – мы очищены через Слово, которое Господь проповедовал».Однако для спасения потребно не одно только слово, ибо сказано: «Очищены, но не спасены». Святые Апостолы были очищены через Слово гораздо более, нежели нынешние сектанты, однако Господь говорил им: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6, 53 ). Действительно, исполнение Слова Божия очищает душу. Исполнять же надлежит все, как написано в святой Библии. Господь еще задолго до Своих крестных страданий говорил ученикам: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». Если бы спасало только Слово, разве указывал бы Господь на будущее время, присовокупив, что пищу, вводящую в жизнь вечную, Он только даст. Итак, одно только Слово Божие само по себе еще не спасает. Все, изложенное в Писании, необходимо не просто исполнять, буквально подражая первохристианам, а еще правильно понимать и правильно исполнять.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Но подобный же случай уже после Воскресения Христова, именно благословение хлебов двум ученикам на пути в Эммаус, которое особо подчёркивается в повествовании: Христос благословил, преломил и подал , Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк 24:30, 35), уже более приближается к евхаристическому благословению, именно в проскомидии как приготовлении вещества таинства. Чудесное насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами в VI гл. Евангелия от Иоанна сопровождается далее на том месте, где ели хлеб по благословении Господнем (Ин 6:23), беседой евхаристической, так что первое ставится в прямую связь со вторым, хотя одно с другим и не отожествляется. Относительно же вина мы также имеем евхаристически звучащее повествование в рассказе об умножении его в Кане Галилейской: Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою (Ин 2:11). Во всех указанных случаях мы имеем как бы прообразование Божественной Евхаристии в разных её духовных аспектах. Святой Грааль Святой Грааль, изображенный на витражном окне в кафедральном соборе Кемпера (Франция) Однако все это не может сравниться по важности и таинственной значительности с излиянием крови и воды из пронзенного ребра Иисусова, о котором говорится в Иоанновом повествовании о крестной смерти Его: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас же истекла кровь и вода (Ин 19:34). Мною дано уже богословское истолкование этого события в этюде «Св. Грааль», и здесь остаётся привести лишь главные его выводы применительно к основной нашей теме о земном пребывании Господа. В общем можно сказать, что событие это оставалось и остаётся как бы незамеченным в богословии, несмотря на то, что Евангелист хочет привлечь к нему особое внимание: и видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы Вы поверили (Ин 19:35). Но что же он именно говорит и какую истину возвещает? Чему поверить он призывает? Сам он даёт лишь намёк на это, приводя в качестве истолкования два ветхозаветных текста (о чём ниже).

http://blog.predanie.ru/article/svyatyj-...

Обязательность Святого Причастия видна из слов Спасителя: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Таким образом, Святое Причащение столь же обязательное условие для достижения спасения, как и Крещение. Христиане с самого начала считали обязательным частое причащение. Об этом свидетельствует один из отцов II века – св. Игнатий Богоносец : «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога». А св. Иоанн Дамаскин говорит, что человек, состоящий из души и тела, нуждается в пище духовной и физической; в пищу духовную Иисус Христос дал нам Свою Плоть и Кровь, которые подаются в Евхаристии в виде хлеба и вина. Иногда верующие спрашивают: почему Господь для изображения своей Плоти и Крови преподал апостолам хлеб и вино? Потому что хлеб есть символ силы Божией, символ единения людей. Святой пророк Давид в 103-м псалме говорит, что вино веселит сердце человека, а хлеб укрепляет его. В учении Двенадцати апостолов – «Дидахе» – говорится: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в твое Царство». Виноград также таит в себе таинственную силу Божию. В Книге пророка Исаии читаем: Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: “не повреди ее, ибо в ней благословение” ( Ис.65:8 ). Очень большое значение имеет, как часто человек должен принимать Святое Причастие. Некоторые христиане, считая себя недостойными, причащаются в год один раз, а то и в несколько лет один раз. Это большая ошибка, это во вред самому себе. Разве человек, как бы он ни подготовился, будет когда-либо достоин принять Пречистые Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа? С сознанием собственной греховности и с надеждой на милость Божию должны мы часто приступать к этому великому таинству. В первые века христианин принимал Святое Причастие во время каждой Божественной литургии. Это были люди сильные духом, готовые каждый день умереть за Христа. Святой Василий Великий говорит о себе, что он причащался в каждую неделю четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу. Кроме этих четырех дней он причащался в каждый праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послание, которое Павел уже долгое время пишет, вызвано именно этими обстоятельствами. Ему стало известно, что в Коринфской церкви происходят бурные споры. Он не знает, поможет ли его послание братьям и сестрам, утихомирит ли оно разыгравшиеся страсти. Но он видит свой долг в том, чтобы напомнить коринфянам о взаимной любви и жертвенности, о природе церкви как Божьего Храма и Христова Тела, об евхаристии как средоточии церковной жизни и о многих других вещах. Несмотря на то, что коринфяне хорошо знакомы с идеями христианства, эти идеи нередко забываются и их место занимают старые обычаи и привычки. К несчастью, этот груз веков неотступно следует за всеми христианами, и нужно постоянно быть чутким к своим поступкам и к поступкам ближних, чтобы совместными усилиями вырваться из объятий идолопоклонства. Разве не ужасно, что у коринфян «появилось блудодеяние... что некто вместо жены имеет жену отца своего» ( 1Кор.5:1 )? Павел понимал, что такой грех – результат полного упадка нравов, так как «худые сообщества развращают добрые нравы» (Там же, 15:33). Ну а общество, в котором приходится жить христианам, бесконечно далеко от идеала. А разве не ужасно, что святая евхаристия у коринфян превратилась чуть ли не в языческий пир, «ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (Там же, 11:21)? Ведь евхаристия – показатель уровня развития человека и степени его приобщения к глубинам веры. Если же этот святой обряд превращается в мерзкую попойку, то не может быть оправдания тем, кто безучастно смотрит на осквернение самых искренних чувств. Поэтому Павел позволил себе лишний раз напомнить: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: „народ сел есть и пить, и встал играть» ( Исх.32, 6 ). Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали...» ( 1Кор.10:7–8 ). В этих словах порицаются нормы жизни тех, кто думает только о себе, о своем бренном существовании и забыл о вечной жизни. Когда такие люди собираются и начинают пить, то через некоторое время обязательно появляется желание услышать музыку инструментов, а вместе с ней не заставляют себя долго ждать пляски и песни. А какие могут быть пляски и песни после обильных возлияний в такой беззаботной компании – хорошо известно. Неужели у коринфян святой обряд евхаристии превратился в столь неприглядное действо? Неужели они осквернили завет Христа? Неужели сменили псалмы на низменные уличные песенки? Неужели в самом деле люди, видящие их евхаристию, говорят: «Народ сел есть и пить, и встал играть»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«При наступлении дня Пятидесятницы они все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого..» ( Деян 2.1–4 ). Так возникает Церковь koinonia, о которой говорил святой Иоанн. Причащение Святым Дарам служит основой общения святых. Ибо, как пишет святой Киприан, «верховное жертвоприношение для Бога – это мир наш и наше братское согласие. Это весь народ, собранный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» («Комментарий на Отче Наш»). Аналогия между братским общением и тринитарным едино-многообразием энергичным образом провозглашается и в литургии святого Иоанна Златоуста : «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Всякий член народа – laos – Божия, является laikos – каким бы ни было его место в иерархии, «духоносцем». Евхаристия – это причащение одновременно и Христу и Духу Святому. «Прияхом Духа Небесного», – поет хор от лица причастников. Таинство миропомазания, соединенное с крещением, по традиции неразделенной Церкви, составляет таинство всеобщего священства. Помазание святым миром главных жизненных точек тела символизирует огненные языки Пятидесятницы. Во Христе, при помазании Духом, крещеные образуют – «род избранный, царственное священство», как говорит Петр, повторяя слова Божий Моисею: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх 19.6 ). К этой теме возвращается Апокалипсис: «Ты соделал нас царями и священниками Богу нашему и мы будем царствовать на земле» ( Откр 5.10 ). Всякий крещеный, запечатленный Духом, есть царь, священник и пророк в единстве народа Божия. Крещение-миропомазание и Евхаристия наделяют всех членов Церкви равным священническим достоинством, при той же освящающей благодати, которая имеет решающее значение. В лоне этого равенства некоторые отбираются для установленного священства, которое Бог даровал Своей Церкви, чтобы вести ее в ее странствовании, потому что Пасха и Парусия пока еще не слились воедино. «Это различение функционально и не производит никакого онтологического различия», – отмечает Павел Евдокимов . Народ Божий – это не миряне, противопоставленные клиру, это совокупность Тела Христова, где все – миряне и священники, и где Дух распределяет харизмы служения. Архимандрит Феодор Бухарев писал, что он поднялся к различным ступеням священства, чтобы осуществить и оживить в своем приходе благодать царственного священства. «Таков смысл моего служения, когда я преподаю таинства или проповедую слово Божие» (Ф. Бухарев, Письмо протоиерею Валериану Лавескому).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010