О процессе напечатания своего перевода о. Гурий сообщал в 1864 г. редактору Иркутских епархиальных ведомостей: " Надо приготовить список для писца; напишут — я должен проверить. С этого списка другой художник напишет полууставом, как должно быть напечатано в книге. Новая поверка: нет ли пропусков, все ли крючки и точки на месте, верно ли сделаны переносы. Резчик берет этот лист, накладывает на доску и по писанному вырезывает. Но и в этой работе не без ошибок. Лист накладывается на доску так, что все буквы приходятся наоборот. Поэтому резчик с самостоятельным взглядом на вещи, которому никакой оригинал не указ, иногда такую поставит букву, которой ни по каким законам быть не следует. Новые хлопоты. И так ежедневно " . [О занятиях Пекинской Православной Миссии. — " Иркутские епархиальные ведомости " , Иркутск, 1864, 185.] Были завершены переводы чинопоследований всех двунадесятых праздников, Страстной и Светлой седмиц, литургий св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров, а также Часослова. Был пересмотрен гуриевский перевод Евангелия и издан заново в 1884 г.[О занятиях Пекинской Православной Миссии. — " Иркутские епархиальные ведомости " , Иркутск, 1864, 185.] Не останавливаясь здесь на анализе текстологических различий, отметим лишь, что евангельский текст в новом издании перемежался краткими разъяснениями, набранными мелкими иероглифами. В дальнейшем тенденция к составлению подстрочных толкований сохранялась. Переводчики констатировали значительные трудности, касавшиеся передачи богословских понятий, особенно догматических истин о Пресвятой Троице, таинстве воплощения и др. При изучении различных переводов Священного Писания на китайский язык ученые стараются проследить влияние одних текстов на другие. [См., например, Strandenaes Т. Principles of Chinese Bible Translation (as Expressed in Five Selected Versions of the New Testament and Exemplified by Mt 5:1-12 and Col 1). Coniectanea Biblica, New Testamenl Series 19, Stockholm, 1987.] В настоящее время мы не располагаем сведениями о том, какими материалами пользовался архимандрит Гурий.

http://pravoslavie.ru/40030.html

В годовой богослужебный круг Церковью включены и особые дни для торжественного, вселенского поминовения всех от века усопших христиан. 1 . Суббота мясопустная (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей). 2 . Субботы второй, третьей и четвертой седмиц (недель) Великого поста. 3 . Вторник Фоминой недели (то есть недели, наступающей после Светлой Седмицы), называемый Радоницей. 4 . Троицкая суббота пред днем Святой Пятидесятницы. 5 . Димитриевская суббота – перед днем великомученика Димитрия Солунского (то есть перед 26 октября по ст. стилю), когда поминают «православных воинов, за веру и Отечество жизнь на поле брани положивших». 6 . Поминовение усопших воинов – 9 мая (по н. ст.). 7 . Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 25 января (7 февраля по н. ст.), если этот день – воскресенье, либо в ближайшее воскресенье после него. В синаксаре 32 установление о вселенском поминовении всех от века усопших христиан в мясопустную субботу объясняется так: «Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви». Начало молитвенных поминовений усопших в Троицкую родительскую субботу восходит также ко временам апостольским. Объяснение этому находим в содержании праздника и косвенно – в словах апостола Петра, который в день первой христианской Пятидесятницы говорит о Воскресшем Спасителе: Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув узы смерти) ( Деян. 2; 24 ). В Постановлениях апостольских также говорится, что «Апостолы, исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы, проповедовали иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии живых и мертвых» (книга 5-я, глава 19). В День Пятидесятницы освящающая и совершительная сила Животворящего Пресвятого Духа излилась не только на живущих, но и на умерших. Поэтому и Святая Церковь в День Пятидесятницы молится о всех усопших отцах и братьях. Субботы мясопустная и Троицкая по преимуществу (в связи с их достоинством) называются Вселенскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Православно-кафолическая Церковь содержит четыре 162 поста многодневных: 1, великий или св. Четыредесятницу (продолжающуюся до Лазаревой субботы), с которою непосредственно соединен пост страстной седмицы; 2, пост св. апостолов (Петров), продолжающийся от одной до шести недель, сообразно с тем, как рано или поздно бывает Пасха; он начинается с недели всех святых, первой по пятидесятнице, и оканчивается в праздник свв. апп. Петра и Павла; 3, Успенский с 1 до 15 августа, и 4, Христорождественский или Филиппов от 15 ноября до 24 декабря, и несколько однодневных, т. е. 1, по средам и пяткам чрез весь год, кроме сплошных седмиц: а) седмицы, следующей за неделею мытаря и фарисея; б) светлой седмицы; в) первой седмицы по пятидесятнице, и г) двенадцати дней от Рождества Христова до навечерия Богоявления; 2, в навечерие Богоявления; 3, в праздник Воздвижения честного Креста, и 4, в день Усекновения главы св. И. Предтечи. Кроме общих постов в нашей Церкви могут быть и частные. 163 14 ноября пред постом Рождественским и 31 июля пред постом Успенским – у нас последние числа, в которые разрешается мясоястие; но если числа сии падут на среду, или пяток, – то мясоястие в эти дни воспрещается, 164 равно как и прекращение Апостольского и Успенского поста не бывает в среду или пяток. 165 Но в день Рождества Христова и Богоявления, если случатся в среду или пяток, мирянам разрешается на мясо, монашествующим на сыр и яйца. 166 В сырную седмицу у нас полагается полупост: запрещается ядение мяса, но разрешается употреблять масло, молоко, сыр и яйца. 167 По уставу нашей Церкви пост имеет четыре степени: 1, совершенное неядение, 2, сухоядение, состоящее в хлебе, воде, плодах, сухих овощах и т. п., 3, варение без елея, или с елеем, и 4, ядение рыбы. Совершенное неядение заповедуется уставом нашей Церкви в первые два дня первой седмицы великого поста 168 и в последние два дня страстной седмицы; 169 только престарелым и немощным позволяется вкушать хлеб и воду или квас после вечерни во вторник на первой седмице Четыредесятницы, или по захождении солнца в великий пяток. Сухоядение предписывается в продолжение Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, 170 и по понедельникам, средам и пяткам в прочие три многодневные посты. 171 Принятие пищи в постные дни заповедуется однократное в 9 часу (в 3 пополудни), 172 или после трех четвертей дня. Во дни субботние и воскресные в св. Четыредесятницу разрешается принятие пищи по литургии без продолжения неядения до трех четвертей дня, 173 и при том двукратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Каноны о усопших (как о едином, так и о многих) можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц. За одного усопшего всегда следует читать канон о едином усопшем. Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни 21 . За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха) 22 . Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы. О пользе поминовения усопших накануне субботы существует следующее древнее церковное предание. Преподобный Макарий Египетский († 390) однажды, проходя пустыней, нашел лежащий на земле череп какого-то мертвеца. Старец спросил, кто он? И череп ответил, что он был главным жрецом идолов у язычников, которые жили на этом месте и, назвав святого Макария по имени и духоносцем, поведал ему о том, что когда христиане молятся в субботу за преждеотшедших христиан, то «бывает на них свет от вечера пятницы до рассвета понедельника». «Тогда и мы (души неверных), – заключил он свой рассказ, – имеем некоторую отраду». Начало заупокойных канонов Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

13 В конце 1-го часа, т.е. после молитвы «Христе свете истинный...», положено петь «Взбранной Воеводе...», но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как исключение, поется кондак «Дева днесь...» (там же. с. 789). 14 В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на «Слава, и ныне» поется стихира праздника, а в пятницу вечером на «Слава» поется стихира праздника, а на «И ныне» – догматик гласа (отдание его) «Типикон, 7, сентября). 17 «Подобает ведати, яко аще случится Отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляется восследование святого Петра и поется, егда хощет екклесиарх» (Тип., 25 ноября). 19 Примечание: Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а службы попразднства – под 26 марта. 21 Примечание: Совпадение Благовещения с Великим Пятком было в 1950 году. Подробные уставные указания можно найти в Богослужебных указаниях на 1950 г., вып. II. Изд. Моек. Патр., с. 6–46. 24 Примечание: В день Благовещения, случившийся в св. Четыредесятницу, разрешается рыба (Тип., 26 марта), но в Страстную седмицу, начиная с понедельника, рыба не разрешается (см. К. Никольский . Цит. соч., с. 566). 26 2 Примечание: В 20 и 48 главах Типикона не содержатся указания, чтобы в отдание праздника Благовещения, случившегося в седмичные дни, св. Четыредесятницы (кроме Лазаревой субботы, Вербного воскресенья, Страстной и Светлой седмиц) на 9-й песни канона петь припевы праздника. А это значит, что следует петь «Честнейшую…» (см. также Церковный календарь, 1981 г., с. 16). И тем более в среду 4-й седмицы прямо сказано, что в отдание праздника поем «Честнейшую…». Но в субботы 3-ю и 5-ю Великого поста в отдание праздника поются запевы, вместо «Честнейшую…» (Типикон, 26 марта и Марковы главы; В. Розанов . Цит. Соч., с. 626). 31 Если праздник Успения придется в среду или пятницу – разрешается на трапезе только рыба, во все другие дни – мирянам разрешение «на вся», монахам – на рыбу. 32 Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Не дивитеся сему. Мы привыкли к тому, что канон существует как бы сам по себе, он не связан никоим образом со Св. Писанием. Так нам подсказывает наша интуиция. Но от начала не бысть тако. И остаток древнего канона сохраняется в нынешнем обиходном богослужении во время Великого Поста: в это время каноны всегда поются с пророческими песнями. Согласно нынешнему Типикону, каноны утрени должны быть с пророческими песнями каждый день в течение всего года – кроме Страстной и Светлой седмиц. Только две недели в году, когда песни отлагаются. Но, между прочим, скорее всего на Руси никогда этого и не было. Видимо, изначально каноны y нас читались и пелись без библейских песней. То место, которое, согласно Типикону, должны занимать стихи пророческой песни, ныне y нас занимают так называемые запевы («Слава Тебе, Боже, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» и т.д., например, «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»). Устав не знает этих запевов на утрени. Вместо них должны быть стихи библейских песней. Но сейчас этого нигде нет. Между прочим, старообрядческая традиция не признает песней вне поста. При всей ревности к уставу старообрядцы каноны утрени поют с запевами, а не с библейскими песнями. Это отражает именно русскую особенность богослужения. Пойдем дальше. Каким же образом строится канон? Основу, каркас канона составляют библейские песни. Почему в каноне не 10, а, как правило, 8 песней? Песнь Пр. Богородицы не соединяется с тропарями, как мы говорили. Но, как правило, в каноне отсутствует 2 песнь. Когда она бывает? Она бывает только по вторникам Великого Поста (всего 6 дней в году). И еще есть некоторые маргинальные случаи, когда бывает 2 библейская песня. В частности, в субботу сыропустную канон всем преподобным, в подвиге просиявшим, идет со 2 песней. Почему так? Почему именно 2 песнь выпала? Обычно говорят так, что эта песнь носит особый характер: она суровая, обличительная, покаянная, поэтому-де и поется только Великим Постом. Это верно. Но основное отличие 2 библейский песни от прочих библейских песен другое. Что из себя представляют библейские песни? Это молитвы ветхозаветных праведников. Ведь Пр. Богородица и пророк Захария все-таки были людьми ветхозаветными. К кому эти песни обращены?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часто владыка Михаил имел в виду просто «в меру своих сил попечение о дальнейшем упорядочении богослужений в церквах вверенной ему епархии». в различных циркулярах регламентировались богослужения Великого Поста, Страстной и Светлой седмиц и различных праздничных богослужений. Архиепископ Михаил даже подробно описал время возжигания лампад в храме и характер колокольного звона, запретил пение в посту благовещенской стихиры «Совет Превечный», поскольку оно «нарушает великопостный характер богослужений». Требуя от духовенства совершения Преждеосвященной литургии хотя бы раз в неделю в течение всего великого Поста, владыка озаботился тем, чтобы совершение этого богослужения было правильным и разослал почти всем священникам епархии «Практическое пособие к совершению литургии Преждеосвященных Даров» протоиерея Г. Иванова. Как минимум одну такую службу духовенство было обязано совершить в вечернее время (как это положено по уставу). Забота о правильности литургической жизни основывалась владыкой Михаилом не только на желании повысить грамотность вверенного ему духовенства, но также на том, что богослужение обладает высоким просветительским потенциалом, который необходимо привлекать, повышая церковную культуру прихожан. Так, владыка напоминал духовенству о «распространенном среди мирян, граничащим с суеверием заблуждении, что отпевание якобы обеспечивает вечное спасение человека, даже если он жил нечестиво и умер без покаяния». Как всегда, его обоснование того, что «этих случаях отпевание в духовном отношении для усопшего бесполезно, а для живых вредно, ибо поощряет их ложную надежду на возможность спасения без личного покаяния и исправления», поразительно внятно и исчерпывающе логично. Такое вмешательство архиерея приносило большую пользу духовенству, которое могло сослаться на авторитетное и великолепно обоснованное мнение правящего епископа в обращении к малоцерковной пастве. Аргументация владыки Михаила была такова. «С чисто гражданской точки зрения отпевание человека, не желавшего иметь ничего общего с Церковью , представляет собой надругательство над его памятью: пока он был жив, верующие родственники, естественно, считались с его взглядами; даже если жизнь усопшего христианина протекала в пьянстве, разврате и лжи, они стеснялись упрекнуть его или предостеречь, а теперь, когда он бездыханен, считают возможным делать над его останками все, что хотят они, но чего совсем не желал он», чем греховный образ жизни получает дополнительное поощрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

     Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются: Кириопасха – когда Благовещение случится в самый день Пасхи. На Светлой заутрене, перед великой ектенией на «Слава» и затем на «и ныне» поется тропарь Благовещения (2 раза). Полиелея и величания не бывает. Евангелие Благовещения читается на утрене после 6 песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен – Недели Ваий, и Евангелие – Недели Ваий, а не Благовещения. Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрене читаются 12 дневных («страстных») Евангелий. После 7 дневного Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны: первый антифон 4 гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка 96 . Канон праздника, по обычаю, читается двумя чтецами (до 9 песни): один читает тропари «Ангела», другой – «Богородицы». Тропари 9 песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8 песни канона «Честнейшую Херувим», как правило, не поем, а поется припев и ирмос 9 песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3, 4 и 5 седмиц Великого Поста, когда по 8 песни поется «Честнейшую Херувим». Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется – вне зависимости от праздника Благовещения (кроме суббот и воскресений). В Пасхальную седмицу и на Благовещение Великого славословия не положено. Если великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и совершаются три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого Поста). Часы служатся вседневные (если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу) или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы). Поклоны на великопостных часах бывают только на Первом часе и Изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (также по 3 великих поклона).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: «Никто же да убоится смерти, – восклицает святой Иоанн Златоуст , – свободи бо нас Спасова смерть». Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это – поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь. Живоприемное Христово Востание просветило всю тварь. Христос озарил всю вселенную Божественными блистаниями Своего Воскресения. Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования – Пасха страданий, или Пасха Крестная (греч. πσχα σταυρστμου) и Пасха Воскресения (греч. πσχα υαστστμυη). Сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались постом, вторые – торжественной радостью. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в Малоазийских церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (по нашему счету март – апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля. На VI Вселенском Соборе было разрешено другое разногласие о времени прекращения поста пред Пасхой: было постановлено прекращать пост в средние часы ночи после Великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010