А 52-е (пр. того же соб.) не позволяет в четыредесятницу ни совершать браков, ни праздновать дней рождения. Почему четыредесятница называется одесятствованием целого года, и по каким причинам совершается все то, что в ней совершается? Хорошо было бы изъяснить здесь, насколько возможно, причины и этого для неведущих: ибо неразумно с их стороны завидовать тем, кои стремятся к глубочайшему знанию, чего многие лишены по своему нерадению. Весь ветхий закон обыкновенно посредством видимого научает состоянию невидимого и посредством телесного занимается исправлением духовного. Так, между прочим, древним повелено было посвящать Богу десятины и из имущества; но то, что ими совершаемо было образно, нами приемлется таинственно. Посему божественная красота – Апостолы, желая не нарушать закон, но восполнять недостаток его и в этом (отношении), определили (в 9-м правиле) посвящать Богу десятины не временных вещей, но дней жизни нашей в каждом обращении года, дабы чрез усердие и более теплое покаяние в эти дни мы могли, с Божией помощью, уврачевать душевные немощи целого года. Эти дни поста мы и называем десятою частию года: ибо семь седмиц его, за исключением суббот и воскресных дней, составляют тридцать пять дней; а если приложить к ним и великую субботу и половину светлой и светозарной ночи, то будет 36 дней с половиною, что в точности составляет 10-ю часть 365 дней года: ибо десятая часть трехсот есть тридцать, 60-ти – 6 и 5-ти – половина 378 . Кроме того, это число 36 заключает в себе и некоторый другой таинственный смысл: ибо искусные в этой науке говорят, что оно, будучи треугольно, переходит и в форму квадрата и круга; ибо одно только совершенное между единицами число 6, будучи помножаемо само на себя, дает это самое число (т.е. 36). Итак чрез треугольник означается Триипостасное Богоначалие, чрез квадрат – правая и твердая вера в Него: ибо квадратная фигура устойчива и всегда стоит одинаково, опираясь на равномерные углы ребер, а круг означает круговое чередование добродетелей между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Благодаря повсеместному распространению сначала Студийского, а в XII-XV вв. Иерусалимского уставов, правосл. Церкви перешли на палестинский Часослов с его песнями Симеона на вечерне, Манассии и Исаии («С нами Бог») на великом повечерии, ряда из 9 (10) песней (вместе с гимнографическим каноном) и великим славословием (в 2 редакциях) на утрене и блаженнами на изобразительных. Этот порядок использования Б. п. существует в правосл. Церкви доныне, так же как и употребление нек-рых Б. п. в виде литургийных прокимнов в определенные дни и пение песней Моисея из Исх, Ионы и вавилонских отроков на вечерне Великой субботы. Утреня Собственно Б. п. совр. Типикон называет только 9 (10) песней утрени. По уставу во весь год, кроме Страстной и Светлой седмиц , а также четверга 5-й седмицы Великого поста (см. Мариино стояние ), канон на утрене должен стихословиться со стихами Б. п., к-рые помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии . В последнем (Т. 1. С. 131-155) Б. п. приведены в 3 редакциях - полной (21 стих в 1-й песни (считая «      »); есть 2-я песнь (67 стихов); 18, 32, 17, 13, 36, 19, (6+)13 стихов в 3-9-й песнях соответственно), сокращенной (18 стихов в 1-й песни; 2-й песни нет; 18, 18, 16, 12, 12, 18, (6+)12 стихов в 3-9-й песнях соответственно) и сверхсокращенной (2-й песни нет; по 12 стихов в 1, 3-8-й песнях; (6+)12 стихов в 9-й песни); Типикон (гл. 18 и 49) и Ирмологий строго регламентируют, когда и какую редакцию Б. п. следует употреблять. Полная (напечатана в Ирмологии последней; это единственная редакция Следованной Псалтири) стихословится только в будние дни и 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста; сокращенная (в Ирмологии напечатана первой) - по будним дням, когда нет никакого праздника; сверхсокращенная - по воскресеньям, субботам (Типикон. Гл. 12), в пред- и попразднства, во всю Пятидесятницу и, наконец, в те дни, когда поется полиелейная или славословная утреня (см. Знаки праздников месяцеслова ). Полная редакция Б. п. называется великопостной, сокращенная - будничной, или «    » (по начальным словам 1-й песни), сверхсокращенная - праздничной, или «    ».

http://pravenc.ru/text/149135.html

Припев канона – на панихиде: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (книга: «Правило», изд. в Киеве, 1863 г., л. 88. Послед. за усопших). При малой ектении за упокой, начинающейся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся», поется: «Господи, помилуй», но однажды (Послед. за усопших особ. кн. и Чин на поминовение воинов), а при малой ектении, начинающейся прошением сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже», поется по трижды (там же, и Послед. парастаса, изд. в Киеве). Но после 1-й статьи «Непорочны» и ектении малой за упокой: «Паки и паки миром Господу помолимся» – после прошения: «Милости Божия, Царства Небеснаго» и пения: «Подай, Господи», когда диакон возгласит: «Господу помолимся», а иерей окончит втай (Тип., гл. 14) молитву: «Боже, духов», лик поет, тихогласно (Тип., гл. 14 и послед. субб. мясопустн.) «Господи, помилуй», 40 раз, дóндеже скончает священник молитву: «Боже, духов» (Тип., гл. 13) 1267 . По отпусте панихиды диакон возглашает: «Во блаженном успении». И певцы поют трижды: «Вечная память» (Тип.. гл. 14 и парастас) 1268 . Во время всей панихиды бывает каждение. Иерей имеет в руках кадило, если служит без диакона. Если диакон участвует при панихиде, он кадит, и пред началом каждой ектении просит у иерея благословение для каждения. иерей отпуст говорит с кадилом 1269 . В книге озаглавливаемой: «Роспись о бываемых повсягодно в разных месяцех и числах поминовений так указано поминовение чинити в епархиальных кафедральных соборах: «Архиереям отправляти панихиды в тех месяцех и чнслех, где, о том по упомянутой росписи, показано. В прочия же месяцы и числа панихиды в кафедральных соборех отправляти архимандритом или протоиереем соборне. Когда же из показанных, в упомянутом Реестре, лиц поминовение случиться по ком быти во днех Великого поста, или в воскресные и праздничные дни и по таковых те поминовения чинити по субботам тех седмиц. По которых же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботою лазаревою и фоминым понедельником, в Неделю ваий и на страстной и Светлой седмицах, по таковым всех поминовение чинити в Неделю фомину во вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Точно так же, т. е. со стихом, является πακουστν на утрени в Пятницу и Субботу Светлой недели (стр. 212, 214. νλ. σ. 244:959). Отсюда видно, что πακουστν есть что-то вроде прокимена или даже настоящий прокимен, только под другим названием; он занимает почти то же место, какое занимает и в настоящее время прокимен на утрени пред Евангелием и по форме своей сходен с прокименом. Выше в том же памятнике, в описании службы утром в Великую Субботу (стр. 168. νλ. σ. 176:177) есть одно даже такое место, которое позволяет утверждать это почти с несомненностью. Там сказано, что после стихир «на хвалитех» ψλλουσι τρες δικονοι τ πακουστ ρπροσϑεν το γου τφου. Μετ τν συναπτν χος β´· «νεκε τς ταλαιπωρας τν πτωχν κα τν στεναγμν τν πεντων, νν ναστσομαι λγει Κριος (см. то же выше). Στχ. Σσν με, Κριε, τι κλλοιπεν σιος. τερον πακουστν· χος δ´· νστα, Κριε· βοϑησον μν κα λτρωσαι. Στχ. Σ ε ατς βασιλες κα Θες μου· Τ ατ προκεμενον, χος δ´. νστα, Κριε· βοϑησον μν κα λτρωσαι μς νεκε το νματς σου. Στχ. Θες ν τος σν μν κοσαμεν». Далее чтение из пророка Иезекииля. Здесь, таким образом, сам составитель устава слово: πακουστν отождествляет со словом: προκεμενον и употребляет безразлично оба термина как однозначащие. Поэтому, если нужно было термин: πακουστν заменять другим, то лучше бы было заменить его словом: προκεμενον, а не πακο. πακουστν, по всей вероятности, есть или старый термин, не успевший ещё выйти из употребления, или местный, и указывает на способ пения на слух, как это мы видим и в настоящее время при пении прокимена: прокимен сначала произносится чтецом в слух всех, а затем певцы с его слов поют его. Что касается: πακο, то этот термин встречается в нашем памятнике несколько раз со своим специальным значением и прилагается к некоторым стихирам, входящим в составе канонов. О пении одной из этих стихир, а именно ипакои из пасхального канона, сообщается любопытная подробность, из которой может быть возможно извлечь что-нибудь для объяснения этого тёмного термина. Пение этого ипакои: Προλαβοσαι τν ρϑρον α περ Μαραν (Предварившие утро яже о Марии) должно происходить при особенной обстановке, располагающей и вызывающей слушателей к особенному вниманию: ναβανουσιν ο ψλται π το μβωνος, κα δομστικος λλαγμνος κα μετ χειρ... χρυσ, κα ψλτης, πακο χος δ´· (стр. 186 νλ. σ. 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

И максимальный результат от службы, от молитвы можно получить тогда, когда вы не просто впитываете всеми органами чувств то, что происходит в храме, а когда вы включаетесь в это. Именно для такого включения, для соработничества и нужны храмовые молитвы. Но к большому сожалению, понимание этой их роли у нас часто отсутствует. Не так давно у меня была очень эмоциональная дискуссия с нашими прихожанами. На Светлой седмице кто-то задал вопрос: «А можно ли на Пасху освящать мясо?» И я с ужасом понял, что все, кто приходили в Великую Субботу освящать куличи, не слышали слов молитв. Ведь молитва, которую мы читаем над куличом, вообще-то читается на освящение пасхального агнца, то есть барашка. Но прихожанам, оказывается, все равно. И если бы батюшка вместо этого прочитал молитву на освящение, например, соли, многие бы и не заметили и довольные пошли бы домой! Я был в шоке, ведь это те самые прихожане, которые регулярно ходят в храм и каждый день читают молитвы… Но почти никто из них, оказывается, даже не задумывается, в чем их смысл. У нас началось обсуждение и возник вопрос: а как понимать молитвы на непонятном языке? Но 70, 80, а может и 90 процентов слов и выражений молитв вполне понятны. Проблема в том, что у многих наших прихожан и мысли нет вслушиваться в те слова, которые читает священник. С их точки зрения, придя в храм, надо впасть в состояние интеллектуального ступора. А в таком состоянии уже не имеет значения, что там читается, что поется: раз читается и поется, значит, это полезно для души. Происходит обессмысливание того, ради чего огромное число святых ученых мужей писали тексты, разрабатывали богословские системы и превращали все это в стройное, красивое, глубокое и интересное православное богослужение. И все ограничивается ритуальным присутствием: «Ты был в храме?» — «Был!» Получи галочку. «А сегодня в храм не ходил? Какое безобразие!» А чтобы быть соработником, нужно знать, что именно происходит в каждый конкретный момент богослужения и слышать это. Ведь когда священник читает молитвы, он читает их не от своего лица, а от всех присутствующих в храме. И тут важно ощущать сонастроенность. Обычно она особенно чувствуется на богослужениях Страстной и Пасхальной седмиц, когда всех объединяет общий дух, единый порыв.

http://foma.ru/v-hrame-molitsya-svyashhe...

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все воскресенья, а также субботы и особые дни Г. п. б. к. (в т. ч. дни Сырной, Страстной и Светлой седмиц) имеют уникальный богослужебный устав; устав первых 2 седмиц подготовительного периода к Великому посту обычный (но устав намеренно облегчает устав всего подготовительного периода к Великому посту в целом - сокращается число кафизм на утрене и др.); в седмичные дни Великого поста служба идет по великопостному чину, характеризуемому обилием земных поклонов, своеобразным строем служб и др. (см. ст. Великий пост ); богослужение большинства дней Пятидесятницы сходно с богослужением попразднства двунадесятого праздника в месяцеслове (эти попразднства относятся к предшествующим памятям Цветной Триоди), хотя и имеет свои особенности. Взаимодействие памятей Г. п. б. к. с неподвижным годовым богослужебным кругом Устав соединения непраздничных последований неподвижного круга с последованиями Г. п. б. к. излагается в 49-й и 50-й главах Типикона. Одной из характерных особенностей великопостного устава является тенденция к уменьшению числа праздничных служб. Поэтому в той части неподвижного годового круга, к-рая часто выпадает на Великий пост, есть лишь неск. великих и средних праздников (т. е. обозначаемых знаками ,     и ), а подавляющее количество дней содержит памяти святых без тропаря. Даже в том случае, когда последование святого (без праздничного знака) имеет нек-рые праздничные элементы (напр., тропарь или стихиру на  ), в будние дни Великого поста они отменяются. Великопостные особенности богослужения (главная из к-рых - пение «Аллилуия» на утрене) отменяются только при совпадении с великим или средним праздником месяцеслова (от полиелея и выше - см. Знаки праздников месяцеслова ). Во мн. дни Г. п. б. к. Минея отменяется вовсе (это никогда не относится к празднику Благовещения Пресв. Богородицы и в нек-рых случаях - к др. важнейшим памятям). К ним относятся все воскресенья Г. п. б. к., все дни Страстной и Светлой седмиц, а также Мясопустная и Троицкая вселенские заупокойные субботы; субботы Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазаревой; среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц поста; среды Преполовения Пятидесятницы, его отдания и отдания Пасхи; четверг Вознесения Господня и пятница его отдания; понедельник Св. Духа и суббота отдания Пятидесятницы. Последования Минеи, не спетые в эти дни, устав предписывает исполнять на повечериях седмичных дней Великого поста.

http://pravenc.ru/text/165231.html

совершается во все дни Светлой седмицы . В эти дни повторяется пасхальное последование (с незначительными изменениями), соединяемое с воскресными последованиями Октоиха. Время от Недели Антипасхи до Вознесения называется попразднством Пасхи, однако пасхальное последование поется только в воскресные дни этого периода (кроме Антипасхи) и в день отдания Пасхи (в среду 6-й седмицы), соединяясь с обычным богослужением этих дней; в остальные дни попразднства Пасхи из пасхальных песнопений исполняются лишь отдельные тексты (тропарь Пасхи, тропарь «Воскресение Христово видевше» и др.). Общая структура памятей Г. п. б. к. т. о., включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), заканчивающаяся субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из 6 седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонной, прп. Иоанна Лествичника, прп. Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь 1, 5 и 6-я - вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц, а отчасти и будние дни 1-й седмицы); 3) период Страстной седмицы (к к-рому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем еще 6 седмиц, каждая из к-рых начинается своей неделей: Антипасхи, жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов VII Вселенского Собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Св. Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых.

http://pravenc.ru/text/165231.html

Паремии обычные, рядовые. Вход – с Евангелием, потому что Евангелие будет читаться. Обе паремии Триоди, разделяемые возглашением «Свет Христов просвещает всех», а далее, после второй паремии, прокимен Апостола, Апостол, Аллилуарий, Евангелие. Затем «Да исправится» и прочее последование Преждеосвященной. Кроме того, добавляется еще особый причастен. На любой Литургии Преждеосвященных причастен «Вкусите и видите, яко благ Господь», а здесь добавляется причастен святого. Чинопоследование Богослужений Цветной Триоди У нас оказалось не рассмотренным Богослужение Страстной и Светлой седмиц. Но это Богослужения настолько специфические, что их лучше было бы излагать отдельным спецкурсом. В общемс курсе литургики следует научить больше тому, что имеет значение повторяющееся, что бывает характерно вообще для Богослужений. Но Богослужения Страстной и Светлой скорее уникальны, нежели характерны. Прежде всего это относится к Страстной седмице, Богослужения Светлой седмицы уже в большей степени вписываются в рамки обычного богослужебного последования. На Светлой седмице каждый день фактически совершается воскресная служба соответствующего гласа (особенно ярко это видно на вечерне) с добавлением к ней чисто Пасхальных моментов – стихир и канонов Пасхи. В течение Светлой седмицы совершается как бы парад воскресных песнопений соответствующих гласов. На самую Пасху, начиная еще с Литургии Великой Субботы, поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый Понедельник – 2-го гласа, в Светлый Вторник – 3-го гласа, в Светлую Среду – 4-го гласа, в Светлый Четверток – 5-го гласа, в Светлый Пяток – 6-го гласа, в Светлую Субботу – 8-го гласа. Пропущен 7-й глас. Почему? Богослужение Светлой седмицы связано с Богослужением всей Пятидесятницы. Служба 1-го гласа идет в самую Пасху (стихиры на «Господи, воззвах» в Великую Субботу, стихи на «Хвалитех» – на самую Светлую, на утреню Пасхальную); воскресная служба 2-го гласа присутствует многими своими элементами в Неделю жен-мироносиц, 3-го гласа – в Неделю о расслабленном, 4-го гласа – в Неделю о самарянке, 5-го гласа – в Неделю о слепом, 6-го гласа – в неделю Вознесения. А вот служба 7-го гласа должна была бы быть в самый день Пятидесятницы, но там двунадесятый Господский праздник, который, как известно, полностью отменяет воскресную службу. А в Неделю Всех Святых поются некоторые песнопения воскресные 8-го гласа. Думаю, что именно с этим и связан пропуск 7-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) Господи, жены текоша на гроб видети Тя Христа, нас ради пострадавшаго. И пришедше обретоша Ангела на камени седяща, страхом отвальшемся, и к ним возопи глаголя: воскресе Господь, рцыте учеником: яко воскресе от мертвых, спасаяй души наша 493 . Святые жены Мироносицы, преданнейшие ученицы возлюбленного Учителя, не убоялись ни мрака ночи, ни воинов, стерегуших пречистое тело Его, и еще сущей тьме 494 пришли ко гробу, чтобы совершить священный обряд помазания тела Умершего благовонными веществами; но во гробе пречистого тела не нашли. Ангел, сидящий на гробном камне, возвещает им радостную весть, что Христос воскрес. Воскресший Господь, в тоже утро, является сперва одной Мироносице Марии Магдалине, а потом всем вместе, идущим обратно от гроба во святой град. Так первая жена, обольщенная змием, пала в грех , преступив заповедь Божию, и за то навлекла осуждение на весь род человеческий, зараженный первородным прародительским грехом; и первой жене возвещено всерадостное Воскресение Господа, силой которого совершено примирение и оправдание наше с Богом, и даровано от Него прощение и живот вечный. Притом первое, прежде других, явление воскресшего Господа святым женам Мироносицам показывает, что тайны веры Господь открывает доброму чувству верующего сердца, а не холодному размышлению пытливого ума. 3) Неделя святой Пятидесятницы § 165. Общее содержание ежедневного Богослужения после Пасхи до вознесения Господня Поскольку воскресший Господь, по воскресении своем, четыредесятми деньмы являяся ученикам своим, глагола им, яже о Царствии Божии 495 , то воскресение Христово воспевается в службах церковных и после светлой седмицы (хотя не так торжественно, как в светлую седмицу), до исполнения сорока дней, то есть до славного вознесения Господа славы на небеса. В воскресные дни седмиц Пятидесятницы вечернее и утреннее Богослужение отправляется по чиноположению праздничному, то есть со всенощным бдением. Во все дни седмиц по Пасхе до вознесения Господня, каждая служба предначинается и оканчивается пением тропаря воскресного: Христос воскресе из мертвых .... На каждой утрени, кроме дневного канона (по Минеи), поется канон праздничный (по Триоди), и пред ним стихира из пасхального канона: воскресение Христово видевше поклонимся.... На каждой Литургии входный тропарь поется воскресный: Христос воскресе; вместо песни Богородице: достойно есть яко воистину ... поется припев девятой песни воскресного канона: Ангел вопияше благодатней ... и девятая песнь: светися, светися новый Иерусалиме ... После причащения, вместо тропаря: видехом свет истинный, поется тропарь воскресный: Христос воскресе из мертвых .... Службы седмиц святой Пятидесятницы содержатся в цветной Триоди. § 166. Вторая неделя по Пасхе – Фомина, или – антипасхи. Содержание службы и цель установления ее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010