Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы Издание содержит полные тексты служб праздника Пятидесятницы: малой вечерни, великой вечерни с утреней, первого и девятого часов, песнопений литургии и чина великой вечерни в сам день праздника с последованием коленопреклонения, а также канон Святому Духу, читаемый на малом повечерии того же дня. Текст коленопреклонных молитв для удобства чтения напечатан крупным шрифтом. В приложении находятся уставные указания к совершению праздничной службы, беседы Иоанна Златоустого и Григория Богослова на этот день, русский перевод праздничного синаксаря, сведения по истории богослужения Пятидесятницы и акафист Святой Троице. Ранее в издательстве Сретенского монастыря выходили книги в таком же формате: «Службы Первой и Страстной седмиц Великого поста» в четырех книгах и «Службы Светлой седмицы». Из «Слова на Пятидесятницу» святителя Григория Богослова. …Евреи, на основании закона Моисеева, чтут число семь... Хотя не знаю, по каким законам соотношения или по какой силе числа семь, однако же евреи чтут его; и известно то, что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и украсил его всякими видами и сочетаниями, и совершил этот видимый ныне мир, а в седьмой день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означавшее по-еврейски покой… Даже чествование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и в годах. Седмицы дней производят пятидесятницу, — день у них священное собрание (Лев. 23, 21); седмицы же лет — так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и... восьми (Екк. 11, 2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение.

http://pravoslavie.ru/94029.html

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ АНТИПАСХИ Явление Господа Святому Апостолу Фоме Сегодня Воскресения, в продолжение целой Пасхальной седмицы Воскресший Господь не являлся более Своим ученикам. Через восемь дней после Пасхи ученики опять собрались вместе, и Фома был с ними. Двери, как и в тот вечер, опять были заперты. Вдруг явился среди них Иисус Христос и сказал им: Мир вам! – и, обратившись к Фоме, отвечая на требования его сомневающегося сердца, сказал ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (см.: Ин. 20, 27 ). Тогда чудесное явление Господа и Его чудесное слово, показывающее Его всеведение, победило сомнение ученика; он не осмеливался уже влагать персты в язвы гвоздиные и влагать рук в ребра Воскресшего Спасителя. Пристыженный в своем неверии, он в молитвенном благоговении признает: Господь мой и Бог мой! Теперь он верует от всего сердца, потому что видел Господа и испытал на себе силу Его Воскресения. Господь, принимая исповедание Своего ученика, говорит, однако, ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20, 29 ). Этим Он указал нам, не видевшим Его, на слово, которое возвестили о Нем Его апостолы. Антипасха Обычай продолжать торжества великих праздников до семи дней был уже в Церкви Ветхозаветной. Таким образом праздновались Пасха и праздник Кущей. Последний из праздничных дней был особенно торжествен, назывался великим (см.: Ин. 7, 37 ) и как бы заменял собой сам праздник. По этому примеру и от переизбытка духовной радости о Воскресшем Спасителе, и в Церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество как бы в замену самой Пасхи, отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо или против Пасхи. Притом день этот, служа заключением Светлой, служит вместе началом другой – новой Недели после Пасхи – царицы праздников; им начинается круг Недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в Церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи Неделей новой, т. е. первой – днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святителя Григория Богослова , напоминает тот первый день мира, который следовал по торжественном окончании творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Аристарх: Халатность и безответственность обернулись трагедией В Кемерово в результате пожара в торговом центре «Зимняя вишня» погибло 64 человека 26.03.2018 781 Время на чтение 6 минут Следственный комитет подтвердил гибель 53 человек в результате пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово, сообщает РИА Новости со ссылкой на официального представителя ведомства Светлану Петренко. Позже по сообщению Первого канала стало известно, что количество жертв возрасло до 64 человек. Пожар в четырехэтажном ТЦ начался в воскресенье, 25 марта. Следователи возбудили уголовное дело по статьям 109, 219 и 238 Уголовного кодекса («Причинение смерти по неосторожности», «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». — Прим. РИА Новости). Его передали в центральный аппарат СК. Кроме того, в Кемерово отправили следственную группу из Москвы . Сообщалось также о четырех задержанных. Неподалеку от места трагедии, в здании школы 7 расположился оперативный штаб по тушению пожара. Вместе со спасателями и психологами в штабе находились священнослужители Кемеровской епархии, сообщает пресс-служба Кузбасской митрополии . Руководитель отдела церковной благотворительности и социального служения протоиерей Геннадий Князев и протоиерей Сергий Адодин. Священники исповедовали желающих, общались с нуждающимися, ободряя и поддерживая их. Ночью совершались молебны, в которых выражалась надежда на милость Божию, а также не прекращалась молитва о тех, кто погиб в результате пожара. В течение дня, 26 марта, в штабе продолжится дежурство священнослужителей и активистов православного волонтерского движения, будет оказываться помощь всем нуждающимся. По благословению митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха, главы Кузбасской митрополии, 27 марта во всех храмах региона священнослужители совершат панихиды по погибшим в результате пожара. Также заупокойные богослужения во всех храмах Кузбасса будут совершены 31 марта, в Лазареву субботу, 2 апреля, в девятый день после трагедии, а также 3 мая, в сороковой день. Во всех храмах митрополии также будут молиться об упокоении усопших после каждого богослужения за исключением периода Страстной и Светлой седмиц, когда Церковь заменяет общую церковную молитву частной в связи с богослужебными особенностями.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/26/mi...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы. День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: " Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради " . Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В древности шествие новокрещеных во время чина Крещения представляло собой не обход купели, а процессию новокрещеных из баптистерия в основной храм для участия в Божественной литургии. Согласно к-польскому Типикону Великой ц. IX-XI вв., пение «Е. во Х. к.» открывает литургию Великой субботы , главного крещального дня в древнем К-поле, совершаемую непосредственно после вечерни этого дня (таинство Крещения происходило в баптистерии во время чтения в храме паремий этой вечерни); под пение «Е. во Х. к.» со стихами Пс 31 (вероятно, наличие «Аллилуия» в составе «Е. во Х. к.» обусловлено именно тем, что некогда «Е. во Х. к.» было припевом к псалму) новокрещеные входили в храм Св. Софии и патриарх совершал над ними Миропомазание ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 88), после чего входил в алтарь (Ibid. P. 88-90). Типикон Великой ц. предписывает петь «Е. во Х. к.» вместо литургийного Трисвятого также и в Лазареву субботу , поскольку и в этот день, как и в Великую субботу, в К-поле совершалось таинство Крещения (Ibid. P. 64), и в дни Светлой седмицы (Ibid. P. 94, 98; в древности в эти дни новокрещеные должны были ежедневно присутствовать в церкви, чтобы приобщаться Св. Таин и слушать тайноводственные поучения). Вне Страстной и Светлой седмиц Типикон Великой ц. заменяет литургийное Трисвятое стихом «Е. во Х. к.» трижды в году: на Пятидесятницу (Ibid. P. 138), на Рождество Христово (Ibid. T. 1. P. 155) и на Богоявление (Ibid. P. 186). Неизвестно, связано ли пение «Е. во Х. к.» на литургии этих дней непосредственно с таинством Крещения - в Типиконе Великой ц. эти дни не являются крещальными. Возможно, пение «Е. во Х. к.» в день Богоявления (а также Рождества Христова, поскольку в вост. традиции эти праздники тесно связаны) объясняется не тем, что в этот день крестили оглашаемых, а тем, что праздник Богоявления посвящен событию Крещения Спасителя; пение «Е. во Х. к.» в день Пятидесятницы, вероятно, объясняется тем, что это песнопение, звучавшее на Пасху, Рождество и Богоявление, воспринималось как высокоторжественное (существует также иное объяснение - в этот день крестили тех из оглашаемых, кто не смогли принять Крещение в Великую субботу,- но оно не имеет подтверждения в источниках).

http://pravenc.ru/text/189873.html

     Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

Миссионерская комиссия г. Москвы, православные организации и приходы Московской епархии провели массовые пасхальные миссионерские акции 15 мая 2013 г. 11:09 С 28 апреля по 12 мая 2013 года в Московской городской епархии прошел ряд миссионерских мероприятий, организованных Миссионерской комиссией при Епархиальном совете г. Москвы, благочиниями и приходами Московской епархии и православными общественными организациями. 28 апреля состоялся миссионерский выход на Белорусском вокзале. Слушатели и выпускники Епархиальных миссионерских курсов раздавали пассажирам и провожающим православную литературу, просветительские листовки и Евангелия. В течение Страстной и Светлой седмиц члены Миссионерской комиссии, представляющие десять викариатств столицы, распространяли пасхальные листовки, ленточки и экземпляры Нового Завета. Книга Новый Завет с Псалтирью, выпущенная издательством «Лепта» и предоставленная Фондом святителя Григория Богослова, раздавалась миссионерами в Великую субботу людям, пришедшим освящать куличи. По словам организаторов, важно не просто раздать книги, но вручить их тем, кто действительно проявляет интерес к Православию и искренне готов принять Благую Весть. Также московские приходы раздали более ста тысяч экземпляров Евангелия от Марка с комментариями протоиерея Алексия Уминского, предоставленных издательством «Никея» и распространявшихся при поддержке благотворительного фонда «Предание». Экземпляры книг также вручили всем участникам Георгиевского парада «Дети победителей», который прошел 6 мая 2013 года на Поклонной горе при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для массовой раздачи в Великую субботу и Пасху рабочей группой Миссионерской комиссии была подготовлена просветительская листовка «Пасха: вопросы и ответы». Миссионеры из отдаленных благочиний и новых территорий Москвы, а также все желающие, оставившие заявки, смогли получить листовку в электронном виде. Формат макета был выбран такой, чтобы можно было не только раздать типографский тираж, но и при необходимости распечатать листовку на обычном принтере.

http://patriarchia.ru/db/text/2970230.ht...

— Русская Православная Церковь еще 11 апреля сего года приняла  решение , чтобы богослужения в храмах и монастырях, находящихся в ее юрисдикции, совершались исключительно «за закрытыми дверями», то есть без присутствия верующих. Между тем, Русская Церковь позаботилась о духовенстве и своей пастве и до этого, о чем свидетельствует и  Синодальное решение  от 17 марта 2020 года, которое прежде всего касалось способа причащения верующих во время эпидемии. Эта же тема затрагивается во многих обращениях Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также Высокопреосвященного господина  митрополита Волоколамского Илариона  и Высокопреосвященного господина  митрополита Воскресенского Дионисия , которые уполномочены доводить до общественности позицию Русской Церкви. Я перевел одно из ключевых интервью митрополита Илариона (Алфеева), председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, чтобы приблизить к пониманию всех верующих нашей Сербской Церкви ту ситуацию, в которой находится Русская Церковь. Напомнил бы также, что по благословению Патриарха Кирилла адаптированы все последования Страстной и Светлой седмиц (что будет продолжено и на дальнейший период) для совершения в домашних условиях, то есть в режиме самоизоляции. Все это говорит нам, что позиция Русской Церкви отличается точностью и ясностью, будучи обязательной как для клириков, так и для мирян. Поэтому любые возможные недоумения и разногласия вокруг совершения богослужения и причащения во время эпидемии исходят от лиц, которых никто не уполномочил заниматься этими вопросами, или которые вообще не в курсе решений и позиции своей Церкви. Когда я говорю «своей», то имею в виду решения также и всех Поместных Православных Церквей, находящиеся в согласии с канонами и обязательные для соблюдения верующими. — Общественность, тем не менее, продолжает дискуссии о причащении. В России решено проводить стерилизацию лжицы посредством дезинфицирующего средства, в Румынии — использовать пластмассовые ложечки. Существуют ли на сей счет ясные рекомендации и какое решение, по Вашему мнению, наилучшее?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5643725...

Пандемия как задание от Бога Какие вопросы поставил перед христианами Covid-19 30 апреля, 2020 Какие вопросы поставил перед христианами Covid-19 Все происходящее в мире осмысляется христианами как задание от Бога — что Господь ждет от нас здесь и сейчас, в этот момент, при этих обстоятельствах? И нынешняя пандемия проявила многое, что должно быть понято современными христианами — чтобы исполнить волю Божию. Время катаклизмов, бедствий, кризисов приводит к тому, что в людях проявляются противоположные состояния души: и высота святости, и впадения в грехи существуют рядом — и также должны быть замечены, осмыслены. Мы не изменим произошедшее, но можем сделать выводы, изменить себя и свою жизнь. Предлагаю подумать об этом и предполагаю, что это только начало разговора. Думаю, что размышлений об уроках проживания пандемии предстоит увидеть еще немало. Жизнь вне храма Внезапно, причем в период самых больших христианских праздников, церковное богослужение оказалось недоступно для большинства верующих — и многие почувствовали это как явное лишение участия в жизни Церкви, как утрату важнейшей стороны жизни. И возникает вопрос — как христианам, оставшись вне храма, не потерять устроение церковной, молитвенной жизни?  Виктор Судариков Да, если церкви недоступны, то каждый дом, где живут христиане, может превратиться в малый дом молитвы. Но ведь этому трудно появиться без подготовки. Значит, это может и должно быть устроено заранее.  И чтобы богослужебное наследие Церкви хотя бы в некоторой степени было освоено каждым — об этом стоит позаботиться. Выпускать книги, которые позволили бы мирянам совершать дома адаптированный круг богослужебных чтений (примеры таких чтений для Страстной и Светлой седмиц публиковались , например, на официальном церковном сайте).  Да, в этом есть некоторый риск — что домашнее богослужение кому-то придется по душе и у кого-то будет меньше потребности ходить в храм. Особенно если путь до него связан с затратами времени и ресурсов. И значит, надо продумать, как в то же время обустроить общую молитву в храме — чтобы радость этой молитвы была явлена зримо.  Молитва на расстоянии

http://pravmir.ru/pandemiya-kak-zadanie-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010