На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный. (Приложим к рыданию рыдание и изольем слезы вместе с Иаковом, оплакивающим приснопамятного и целомудренного Иосифа, порабощенного телом, но сохранившего не порабощенную душу и воцарившегося над всем Египтом: ибо Бог подает Своим рабам венец нетленный.) Тропарь дня в Великий понедельник: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдет бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдет в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворенных дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас. Этот тропарь отсылает нас к притче о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных, ожидавших прихода жениха. Он будет повторяться на утрене Великого Вторника и Великой Среды. Ексапостиларий (Великий понедельник): Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Вижу Твой чертог украшенный, Спаситель мой, и не имею одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, о, Податель Света, и спаси меня. Этот тропарь отсылает к притче о брачном чертоге, из которого был изгнан человек, вошедший в не подходящей к празднику одежде. Обе притчи будут вспоминаться в Великий Вторник. Проповеди на Великий понедельник Протоиерей Валентин Амфитеатров Протоиерей Валентин Амфитеатров Лучшего времени для христианина на земле быть не может, как грядущие теперь, день за днем, две недели — Страстная и Светлая. Не знаем, так ли хороша эта Святая седмица там, за пределами жизни, как здесь! Эти две недели на земле есть исключение из общего правила суетливой жизни.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-2/

Телефонный звонок: - Здравствуйте, Христос воскресе! Батюшка, скажите, была седмица Светлая, все вкушали всё. Завтра во вторник Радоница. В понедельник с четырех часов вкушаем мясо. Можно после четырех часов, если ничего не ели, завтра причаститься? О.Алексей Ладыгин: - Пока ещё не возбраняется, после Великого Поста мы находимся в состоянии пасхальной радости. А уже после мы должны соблюдать правила евхаристического поста. Даже священный Синод и Предсоборное присутствие приняли такое облегчение для прихожан, чтобы кто постится - может без особой подготовки приступать к святому причастию. Но впоследствии мы должны уже быть строже, потому что если не будем готовиться - мы сами не получим для себя внутреннего удовлетворения. Потому что если просто подойти - уже и ценность теряется. Ведущая: - Для меня открытием было, когда вы сказали, что в родительский день важно причащаться, это как совместная молитва с нашими усопшими. О.Алексей Ладыгин: - Это единение с ними, потому что мы все объединяемся через тело и кровь Христа Спасителя. Мы же поминаем, частичку вынимаем и потом эти частички опускаем в Чашу: " Омый, Господи, грехи всех поминавшихся Кровью Твоею Святою " . А сами так же причащаемся Тела и Крови. Это единство через Христа, через Чашу мы становимся одним единым целым. Телефонный звонок: - Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, последняя вечерняя молитва, которая начинается: «Исповедую Тебе, Господи, прегрешения моя». Там в конце говорится: «душевными вкупе и телесными». Телесные - это понятно, что за грехи. А что такое грехи душевные? И ещё, если возможно, вопрос. Когда Адам и Ева были в раю, Бог им являлся как Троица или же Бог открылся только как Сам Бог – Отец? Христос и Святой Дух открылись же непосредственно в Новом завете. Спаси вас, Господи. О.Алексей Ладыгин: - Спаси, Господи. Глубокие вопросы. Что касается грехов душевных и телесных. Телесные грехи являются грехами плоти нашей. Плотские грехи, они всегда называются телесные. А душевные грехи - это уже движения нашего сердца, нашей души, это гордость, это тщеславие и прочее, что касается наших душевных движений. А плотские грехи: объедохомся, опихомся, без ума смеяхся, и прочие, о которых, может, и не стоит говорить в прямом эфире, но которые мы все знаем. Поэтому вкупе все грехи - совокупность здесь как раз подчеркивает двухсоставность человеческого естества: душевное и телесное. Поэтому все может согрешать, и всё нужно держать и обуздывать, чтобы была гармония в одном случае и в другом, и вообще в целом.

http://radonezh.ru/text/ispoveduyu-tebe-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Расстрига 7 мин., 27.10.2016 Это подлинная история, рассказанная одним из ее участников. Имена героев изменены. Леха был правильным пацаном. После ПТУ шабашил на стройках, не дурак был выпить и подраться, но матери и сестрам деньгами помогал. Ему уже стукнуло хорошо за тридцать, когда в их строительной бригаде появился Сыч. Точнее, Константин, но работяги вскоре прозвали его Сычом. Странный он был парень. Высокий, плотный, с волосами, собранными в хвост на затылке, всегда смурной. Отказывался от курева и вина, бубнил чего-то себе под нос и совсем уж не выносил мужских разговоров про женский пол — краснел, бледнел, а то и вовсе уходил подальше. С ним было трудно общаться, а еще труднее — работать, потому что работал он честно. Вся бригада спешит кое-как закончить объект и смыться с участка, а из-за Сыча приходится вкалывать до заката — потому что он по правилам замешивает раствор и дожидается полного высыхания. Чудика пытались бить, но драки как-то не получалось, он всегда умудрялся избежать разборок. Озверев, бригада пошла к прорабу Михалычу с требованием убрать это чудо-юдо. Мол, не наш он совсем, да и работает плохо. Но Михалыч отмахнулся: «Хватит бухтеть, мужики! Костя — самый правильный из вас, просто несчастье у него. Не повезло парню... а всё эти, будь они неладны, попы». Леху эта новость прямо-таки поразила. Что за попы, что за чепуха? Просто у Сыча с головой не в порядке. Но все-таки он загорелся про этих попов узнать подробнее, вытянуть из Кости его историю. Зачем? А чтобы потом всей бригадой посмеяться. Фото Lora Sutyagina Так бы все это и оставалось в планах, но случай подвернулся сам. Стояла Светлая Седмица (о чем никто из работяг и не задумывался) — и тут вдруг Сыч явился на объект с подарками! Каждому в бригаде вручил он по куличу и паре крашеных яиц, а вдобавок спел что-то церковное. Тут-то над ним и заржали. Только недолго — увидели его глаза, потемневшие от гнева. Сыч переменился вмиг. Начал кричать, обзывать богохульниками — а после неожиданно расплакался. Встал на колени, произнес: «Простите, братья, меня окаянного!», вытер слезы рукавом и побежал на выход. А мужики сидели как пришибленные.

http://foma.ru/rasstriga.html

Потом назначили день свадьбы. Мама с папой говорят: — Мы решили, что вас молодых мучить? Если вы любите друг друга, чего вам ждать какого-то лета? Прямо после Пасхи и отпразднуем свадьбу. Нам с Федюшей настолько было хорошо вместе, что мы даже и о свадьбе не думали, но, конечно, с радостью согласились. Назначили дату, стали готовиться. Они мне все купили: и материал на платье, и туфли. Я только фату из Белоруссии привезла. Очень красивая была фата, многие потом у меня ее просили «на прокат», так она у кого-то и осталась. Как начались приготовления к свадьбе, с работы я уволилась, и мы поехали с Федей в Белоруссию. А дома у меня готовился «последний штурм». Я написала родителям, что собираюсь замуж, что жених мой будущий священник, и батюшка меня благословляет на брак. Сестры мои как узнали об этом, все восстали. Мама мне писала: «Раз тебя батюшка благословляет, и муж у тебя будущий священник, то я тебя благословляю, и отец благословляет. А на сестер не смотри». К нашему приезду они все съехались, чтобы взять меня в оборот и разрушить наши планы. В то время в их представлении будущий священник был не человеком, а, наверное, каким-то чудовищем. Забегая вперед, скажу, что теперь все мои восемь сестер — люди церковные. Одна из них сама матушка, другая — монахиня, но Вера, в постриге Валерия, никогда и не была на их стороне. Мы вернулись в Москву; вскоре кончился Великий пост , а за ним и Пасха . Прошла Светлая седмица, и в храме Адриана и Натальи, где настоятелем был папочка Федюши, отец Владимир, нас обвенчали. Таинство венчания совершал он с двумя дьяконами — отцом Николаем Важновым и отцом Сергием, братом Федюши, будущим епископом Новосибирским и Бердским. Поженились мы с Федюшей, свадьбу отпраздновали, а на следующее утро ему нужно было ехать в Семинарию на экзамен. В 5.30 утра он встал и поехал в Лавру. Приходит на экзамен, вытягивает билет и читает вопрос — христианский брак! Весь класс просто в голос захохотал. Преподаватель спрашивает: «В чем дело?» «Да, — отвечают, — у него только вчера свадьба была».

http://pravmir.ru/protoierej-feodor-soko...

В один прекрасный день маки расцвели «и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». На исходе вторых суток они осыпались. Евгений Иванович «поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток: - Вот и все, - сказал я громко. - Да сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля, - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...» Ее сын Алексей спикировал на своем «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика!.. За эти два дня цветения маков тетя Оля поняла, что сын ее прожил ровно столько, сколько «маку» положено. И печаль ее перестала быть горькой, перестала разъедать душу... Печаль стала светлой... И стала тетя Оля сеять маки в разные сроки. «Одни осыпались... А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». + + + Так проза Евгения Ивановича Носова вошла в мою жизнь. Пелагея из рассказа «Шуба» внушает дочери Дуняшке: «Гребенку купим, а на пальто не хватит. Понимать надо». И я теперь нередко говорю жене, дочерям: «Гребенку купим, а на пальто не хватит...» И они прекрасно понимают: на мелочи размениваться не нужно. Кто безделушками, пустяками увлекается, того на большое дело всегда не хватает - на мелочи он жизнь разменял. Моя дочь Оля от первого брака учится заочно у нас в Москве на филфаке. Однажды прочитал ей «Живое пламя». Растолковал, почему маки расцвели, что семена тех маков в точном ответе Евгения Ивановича «Что вы!» К сожалению, она этого не поняла. Вскоре моя жена Марина, желая поделиться нашим главным богатством, предложила ей: «Давай, Оля, в храм сходим». Как раз Светлая Седмица была. А она отказалась: «Я лучше в библиотеке посижу». С тех пор стало с дочерью трудно ладить. Дружба наша увяла... И все же я верю, научится она говорить такие слова, от которых будут маки расцветать. И надеюсь, когда-нибудь, войдя в мой дом, дочь спросит: «Папа, чем помочь тебе?» И я радостно отвечу, что она становится похожей на мою маму, свою бабушку... И расцветут маки!..

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/18/...

Ибо кажется, что в этот период, проведя в ночных и денных трудах и в ночной же радости праздник Пасхи, мы ощутим себя в течение целых шести дней приобщёнными к той вечной радости пребывания с Богом, к которой стремится, наверное, душа каждого человека, без значительной надежды всё-таки эту радость пережить. И вот проходит Пасха, приходит Светлая седмица. Но все мы с хорошо знаем, что даже в эти действительно светлые дни, когда нет никакого поста, когда не надо каяться или делать вид, что ты каешься, когда мы позволяем себе разные проявления своего естества — и в высоком, и в низком смысле этого слова, тем не менее возникает ощущение, что в этой безусловной, не скажу радости, но веселье и лёгкости — что-то уходит из нашей души. Я думаю, что каждый из вас к концу Светлой седмицы уже уставал от этого перманентного праздника — не только потому что естество его испытывало белковое отравление от избыточной, может быть, скоромной пищи, или от избыточного употребления горячительных напитков, или же даже просто от общения, которое начиналось как пасхальное, а заканчивалось подчас как обыкновенное обывательское общение симпатичных людей, после чего уже не хочется этих симпатичных людей видеть хоть какое-то количество времени. Мы погрузились незаметно в такую привычную обыденную суету. И вот именно по завершении Светлой седмицы в храмах звучит Евангелие, которое напоминает нам о том, о чём мы ухитряемся нередко забыть на Светлой седмице — о том, что подлинная христианская жизнь предполагает постоянное внутреннее напряжение, постоянную пытливость ума и сердца. Да, во имя Христа осуществляемые, но по отношению, наверное, к самым разным предметам этого мира направляемые. Мы должны думать, мы должны чувствовать даже в эти лёгкие, радостные дни, что быть христианином непросто. Быть христианином — это означает никогда не давать себе послабления в главном. И вот об этом нам напоминает Евангелие о святом апостоле Фоме. Вы уже не раз слышали в этом храме проповедь на тему этого Евангелия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

В проекте отсутствует какое бы то ни было обоснование самой необходимости говения, т. е. особого, в сравнении с «обычным» периодом, режима питания, молитвы, посещения храма и проч. Описываемая практика преподносится как данность, которая, якобы, не нуждается в осмыслении. С практической стороны (а это самая сильная сторона обсуждаемого проекта), предлагаемая норма «для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов» представляется, на первый взгляд, разумной. Однако во многих храмах прихожане причащаются каждое воскресенье. Если следовать предлагаемой норме, то у таких «особых» прихожан каждую неделю будет не два, а три постных дня: среда, пятница, суббота. Между тем, каноны не только не требуют, но и прямо запрещают пост в субботу (64 Апостольское правило; да, там имеется в виду не совсем тот пост, о котором у нас речь, но показателен сам факт запрета). Следует осознать саму искусственность такой постановки вопроса, когда причащение рассматривается как что-то экстраординарное в жизни христианина и потому требующее воздержания сверх того, что предписано уставом: один и тот же устав говорит о служении литургии по меньшей мере каждое воскресенье и о соблюдении поста лишь в среду и пятницу. Здесь нет и не может быть противоречия. Касательно молитвенного правила, «вычитываемого» перед причащением, отметим, что традиционные три канона по сути дела представляют собой замену тем канонам, которые звучат на утрене в составе всенощной, и, однако, проходят мимо сознания прихожан — по причине непонятности языка, богословской неподготовленности молящихся, плохой дикции многих чтецов и проч.; в свою очередь, последование к причащению (которое, в соответствии с его содержанием, скорее следовало бы соотносить с утраченной традицией самопричащения) подменяет молитвы самой евхаристии (анафоры), возможности слышать которые миряне лишены уже много столетий — несмотря на то, что это центральная часть важнейшей христианской службы, не содержащая в себе ничего специфически священнического. 3. Светлая седмица

http://pravmir.ru/proekt-dokumenta-o-pod...

Я очень рад, что вы меня подключили к такой замечательной аудитории, которая слушает нашу замечательную станцию «Радонеж». Я считаю, что «Радонеж» - это олицетворение единения русского народа, единения перед всеми бедами - внутренними и внешними. Это единение особенно необходимо в наше время. От души поздравляю всех граждан, всех жителей нашей великой России с международным Днем космонавтики, потому что это не только профессиональный праздник ракетно - космических специалистов, это праздник нашей страны. Потому что она проложила путь в космос за счет великого труда нашего народа, великих достижений в науке и технике и замечательных наших ученых, руководителей космической отрасли. К ним относится и Сергей Павлович Королев, который, кстати говоря, был искренне верующим человеком. Многие космонавты - да практически все - тоже верующие. Потому что, познакомившись с законами вселенной, действующими в солнечной системе, в других галактиках, узнав их исключительную точность, единство и взаимозависимость, они осознают, что вселенная развивается по законам Творца миллиарды лет, что ее, вселенную, мог создать только Творец. Кстати говоря, слово «космос» означает порядок. Вот мы все знаем слово «хаос», а слово «космос» означает порядок. Значит, в космосе. где властвуют законы Творца -порядок. Поэтому я от души поздравляю вас с этим великим праздником, который даже по решению ООН признан международным праздником. Н.К.: Я еще не представила нашего гостя. Это игумен Феофан. Он окормляет Софринскую дивизию. Хочет пригласить Вас туда к себе, в дивизию. Это возможно? В.А.: Естественно, возможно. о.Ф.: Всем желаю Пасхальной радости. Конечно. каждый из нас знает, что после Пасхи следует самая радостная и торжественная неделя в году –Светлая седмица. Открыты Царские врата в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением открыл нам врата Царствия Небесного. Каждый день совершаются крестные ходы, и, несомненно, Пасхальная радость компенсирует верующему человеку все жизненные невзгоды.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Церковное солнце. Рассказы Песня про гробы Светлая седмица. Переполняет радость оттого, что Господь победил смерть, болезни, горе и печаль. Хочется этой радостью делиться и делиться. Ее много, на всех хватит. На всех, кому она нужна. — Христос воскресе! — Воистину воскресе! — торжественно, словно на параде, отвечают прихожане. Их лица светятся ярче солнца. Счастливые. — Христос воскресе! — иду, почти лечу с кадилом и трисвечником по храму. — Воистину воскресе! — вещает пономарь Семеныч из алтаря. — Воистину воскресе! — из-за колонны ликует Виктор, старый христианин — беженец из Азербайджана. — Воистину воскресе! — из-за другой колонны тоненьким голоском звенит Екатерина — беглянка с Украины. — Воистину воскресе! — это Илья — переселенец из Казахстана. — Христос воскресе! — Воистину воскресе! В храме пять человек. Все беженцы с русской земли на Русскую землю. Рассказывают, что в этих самых странах и даже на Украине тосковали по духовности, оттого и прибежали сюда, в центр Святой Руси, побросав квартиры и работу. А тут... Местные беженцам не радуются, если же уличают в церковности, вовсе съедают. — Пусть лучше съедят свои, православные! — заявил как-то по прибытии из Азербайджана Виктор. — Православные? — удивился я. — Так ведь православные не съедают, они, то бишь мы — не волки. Но пасхальное настроение убивает все темные мысли. — Христос воскресе! — Воистину воскресе! После службы довольные пятеро молитвенников расходятся по домам. Словно фонарики, разбредаются по темным проулкам и приветствуют мрачных соседей, дымящих табачищем на лавочках возле дворов: — Христос воскресе! Те в ответ ворчат. Интересно, а почему так? Может, мы, священники, мало проповедуем? Может, мы, духовенство, малограмотные? С такими мыслями бреду домой. Меня отвлекает женщина, чей огород подходит вплотную к стене храма. Вот и ее церковная жизнь не волнует. Может, я виноват? — Батюшка, можно Вас спросить? «Ого! — думаю. — Неужели духовная жажда? Отрадно!» — Конечно! — говорю и добавляю: — Христос воскресе!

http://pravoslavie.ru/46992.html

Владимир Степанов 30 апреля 2019, 19:33 Светлая Седмица позволяет практиковать более выверенные службы по Типикону в другие дни, например, в среду, или в пятницу. Екатерина 29 апреля 2019, 13:51 Христос воскресе! Автор сердечно переживает за канон, что понятно. Однако, от того, что служба будет совершаться без сокращений и тропари пропеваться по 7 (!) раз, уставшие люди внимательней не станут. Народ уйдёт с середины канона. Дети и сокращенный не выстаивают -спят, плачут или отвлекаются. Замотанные взрослые примерно также. Большинство не будет в состоянии отстоять ночную Литургию. А про певчих я вообще молчу-они выжаты как лимон, с сорванными голосами и поют из последних сил все службы кряду (не каждый храм может дополнительно пригласить певчих). Однако, все это не исключает Пасхальной радости.Знать,любить и внимать надо, но и от реальности не отрываться, а не " мечтать " по Типикону. Алексей 29 апреля 2019, 12:54 Низкий поклон автору за статью. Полностью согласен с ответами на вопросы " Что же нам тогда делать? Реформировать богослужение? Скорее, реставрировать... " У старообрядцев и сейчас освящение пасхальной снеди совершается после праздничной Божественной Литургии. Евгений 29 апреля 2019, 12:17 Христос воскресе! :) Про куличи: у нас они освящаются только после ночной праздничной службы и потом в воскресенье. Никогда в субботу! И никто не носится с ними на службе – все корзинки ставятся на заднем дворе на заранее выставленные столы и лавки, а люди идут в храм, чтобы вернуться и забрать свою корзинку после службы, а многие – и после того как храм приведут в порядок и в трапезной разговеются. И никуда эти корзинки не деваются, стоят до рассвета. Если дождь – то аккуратно накрытые пленкой. Священник у нас один, поэтому служим ночью и утреню, и литургию. Вместе приберем храм за 15 минут, вместе 1,5-2 часа разговеемся и на рассвете по домам – немного поспать и отмечать праздник семьей. Евфросиния 29 апреля 2019, 08:29 Сама певчая и благодарна автору за статью, какон потрясает красотой и глубиной. Да, регент требует четко артикулировать все слова, но мы реально поем скороговорки. Передышка на Плотию уснув, и снова строчим...я согласна с автором, что так не должно быть. Мне представляется самым разумным разделить на две службы. Да, к Пасхе мы реально остаемся без сил, ног, спины, голоса, но мы верующие клирошане, другие у нас не задерживаются вообще. Я за то, чтобы какон стал центром службы а не фоном. Благодарю автора за вскрытие проблемы.

http://pravoslavie.ru/120819.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010