— У нас путь к сердцу лежит через желудок. В отличие от падших ангелов, у нас есть возможность воздействовать на свою душу через тело. Изменение рациона и поклоны (которых Великим постом немало), несмотря даже на не отпускающую нас суету, все равно заставляют нас о чем-то думать. Даже если мы думаем преимущественно о гастрономии, все равно у нас как бы висит такой огромный плакат на кухне: мы постимся, потому что хотим встретить Страстную и Пасху. Этот опыт проверен Церковью. Он дает свой эффект: и так трогательные службы Страстной на порядок более трогательны для человека, который к ним подготовился постом. Представь себе: ты приходишь сытый, довольный, в бодром состоянии духа, и тут тебе рассказывают о чьих-то страданиях и мучениях. Ты сострадаешь, но как бы с высоты своего состояния. Пост делает сердце более способным к состраданию. Намного более сложный аскетический подвиг называется «Светлая седмица». Есть аскетический принцип, о котором, опять-таки, в патериках говорится, что благодать сложнее удержать, чем получить. Нужно великое смирение, чтобы разумно, мягко и с сохранением всего приобретенного Великим постом выйти из него и продолжить свой путь. Крикливость, которая бывает на Светлой седмице, мне не близка. Устав церковный предписывает на Светлой седмице пребывать в храме, наслаждаясь Божественными Тайнами. Если пасхальная окраска слишком телесно эмоциональна, ее не дотянешь до Вознесения. Пасхальный канон при такой надрывности из ярко-красного становится бордовым, почти черным. Нет необходимости делать такой фейерверк чувств из Пасхи. Да, конечно, мы этой радостью друг друга обымем, но задача в том, чтобы и дальше пасхальную радость нести. Непростое занятие — на Светлой седмице так же часто ходить в храм, как и на Страстной, но если ты справляешься с этой задачей, то в большей степени становишься человеком Пасхи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/chto-delat-esli-staret...

Более экзотической Пасхи я не припомню в своей жизни! Потом была восхитительная Светлая седмица, на которой, собственно, и состоялся фестиваль «Багдадское небо». Мы испытывали гордость, когда наши парашютисты, красиво паря в пространстве, четко приземлялись на коврик, постеленный на стадионе перед трибуной, за которой стояли руководители государства; когда наши воздухоплаватели запускали в небо над Багдадом красиво расписанные воздушные шары; когда одного из парашютистов, которого внезапный порыв ветра унес на рынок, веселая толпа багдадцев принесла на руках, приплясывая и припевая… Потом нас возили по стране, мы побывали в древнем Вавилоне, на развалинах и фундаментах которого по приказу Саддама Хусейна восстановили все здания. Ездили на берег Евфрата. Встречались с различными государственными деятелями. И теперь уже можно было не поститься, а с полным правом вкушать все мясные и молочные блюда арабской кухни… Через семь лет мне вновь довелось побывать в столице Ирака, в составе более скромной делегации, и визит длился всего три дня. На сей раз в Багдаде мы праздновали не Пасху, а День Победы . Тоже довольно экзотично. Из всех, с кем я встречал Христово Воскресенье в 1995 году, в эти три дня я повидался только с Мустафой. Он вновь был сопровождающим. Когда я спросил его об Исмаиле и Аббасе, он поначалу лишь с тяжким вздохом махнул рукой, и в этом взмахе угадывалась пресловутая арабская букра – мол, расскажу завтра, то есть потом, то есть никогда. Но в последний день я всё же уговорил его рассказать. – Ты только никому не говори бро них, – склонившись ко мне, тихо заговорил Мустафа. – Исмаила теберь нет. Он оказался бредатель. Его арестобали и… Как у бас гоборится, кабут!.. А Аббас… – Мустафа заговорил громче, так, что стало слышно не только мне, но и двум моим спутникам Сергею Исакову и Андрею Охоткину. – Э-э-э… Зачем ты тогда нас застабил гоборить «Абаистину абаскрес!»? Аббас бросил ислам, стал теперь Бутрос. Стал сбященником в сирийском храме. Бутрос Юсифи. Жибёт б Дора.

http://pravoslavie.ru/61315.html

А усопших своих во сне люди часто видят. Вот, смотрите, листочек с именем рядом с иконкой лежит — это как раз о таком явлении упоминание. Очень поучительная история. Поминки пивом — Давно это было. Кончилась Пасхальная Светлая седмица. Отпраздновали, отгуляли Пасху. Кто праздновал ее на службе церковной, на каждодневном крестном ходе вокруг храма, радостью о Воскресении Христовом, ну, а большинство — гуляли, то бишь, объедались и опивались без меры, вовсе не думая о храме, и возглас «Христос Воскресе» для них был вроде тоста застольного, прости Господи. Об одном таком гулятеле и речь. И вот наступил вторник после Фоминой недели, Красной горки, дня венчаний в православных храмах. А вторник этот — Радоница, день особого поминовения наших усопших. Все православные записочки подают на литургию и панихиды о покойниках своих, о родственниках и вообще, кого помнишь, усопших, заказывают. Мой заупокойный поминальник две тетрадки имен занимает. А тогда действующих храмов в Москве мало было, и у каждого — очередь в полкилометра, чтоб записочки подать. В нашем храме, помню, двадцать корзин записочек осталось после Радоницы… Ну, вот… а гуляльщик этот, имя его Виктор, жил в коммунальной квартире, с соседкой старушкой; комнаты у каждого своя, а кухня общая. Вот выходит он поутру из комнаты своей и почти бежит к входной двери, торопится перед работой к дружку своему заглянуть, который пивом его обещал угостить. Всё прогулял гуляльщик Витя, а до зарплаты было еще далеко. Правда, зарплату тогда всю и вовремя платили. — Витенька, соколик, записочку с упокойниками моими отнеси в храм. Чегой-то у меня сегодня с ногами плохо. Соколик Витенька нехотя завернул на кухню: — Давай, давай, Андревна, быстрей давай, некогда мне. А старушка была древняя, малограмотная, подслеповатая, да и рука уже нетвердая. Только одно имя успела написать, сына своего, много лет назад умершего. — С именинами тебя, Витенька. Дай всех допишу. — Некогда, некогда, одного хватит, остальных так помянешь. Значит, говоришь, именинник? Ну что ж, лишний повод… гы… Вздохнула старушка, дала имениннику рубль, чтоб в храм отдал, и тот соколиком упорхнул в дверь.

http://azbyka.ru/fiction/dikovinki-krasn...

Не говорить лишнего и причащаться на Светлой седмице. Как удержать пасхальную радость Почему готовиться к Празднику мы умеем, а удержаться рядом – нет 17 апреля, 2023 Почему готовиться к Празднику мы умеем, а удержаться рядом – нет Мы настраиваемся на пост, напряженно его проживаем, подходим к Пасхе, чувствуем радость. А потом начинается обычная будничная жизнь – без напряжения, но и без особой радости. Как сохранить и удержать в себе радость о Воскресшем – рассказывает протоиерей Феодор Бородин. Протоиерей Федор Бородин У нас духовно-практическая культура по подготовке к празднику хорошо отработана. А способов для того, чтобы удержаться рядом с ним, нет. Это относится не только к Пасхе, но и к встрече любого праздника, и встрече самого причастия. Такое ощущение, что человек ждет гостей, накрывает на стол. Гости приходят, он их встречает, целует, разворачивается и… уходит к себе в кабинет. Как же удержать пасхальную радость, благодать Божию? Прежде всего, надо стараться не говорить лишнего. Это очень важно, особенно в первые часы после причастия. Есть старые монашеские традиции, важные для приобретения этого навыка, — когда причастившийся монах в этот день мог говорить только «да» или «нет», а лучше кивать или мотать головой. И не должен был говорить вообще никаких слов. Мы это знаем, когда после причастия, даже если говорим какие-то нужные, важные вещи, все равно ощущаем, будто теряем присутствие Божие, оно утекает, как вода в песок. Удержать пасхальную радость поможет частое причащение в Светлую седмицу, ведь каждый ее день литургически празднуется как Воскресение. Распространенное заблуждение о том, что на Светлой седмице нельзя причащаться потому, что нет поста, ничего, кроме огорчения, вызвать не может. Было время покаяния, покаянного труда, а теперь время радости. Господь сказал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк. 2:19). Светлая седмица — это время, когда христианин особенно остро переживает присутствие Небесного Жениха в своей душе. Слава Богу, сейчас все больше храмов, где людей не только допускают, но и призывают причащаться в дни Светлой.

http://pravmir.ru/ne-govorit-lishnego-i-...

Под ногой звонаря имелись две, иногда три педали, которыми приводились в действие полиелейный и воскресный колокола. Помощник главного шонаря-трезвонщика звонил в большой благовестный колокол, раскачивая его язык и ударяя им в оба края колокола. Если количество больших язычных колоколов было два или три, то помощников требовалось больше. После очепного способа звона в большие благовестные колокола единственным способом звона с конца XVII века стал так называемый язычный способ. Для звона в тяжелые колокола, а звонят в оба края в те колокола, которые весом более 300 пудов (5 тонн), требуется ещё один звонарь, который во время звона стоит под колоколом на безопасном расстоянии от оси качания языка. Языки для колоколов изготавливаются из достаточно мягкой стали, примерно, сталь - 3. Раньше языки выковывались кузнецами вручную. На современных производствах существуют несколько способов изготовления языков: от проточки поковочной заготовки до отливки языка. Колокола подбирались на колокольни строго определенным образом, образуя стройный хор-звон. Если какой-либо один колокол диссонировал с остальными или выпадал из общего строя, то он получал довольно меткое, соответствующее его звучанию прозвище типа козел, баран, беспутный и тому подобное, а то и вовсе выпускался из звона. По мнению старых профессионалов-звонарей и знатоков церковного звона, основой настоящего, полновесного колокольного звона в России было наличие мощной басовой партии, в которой одновременно звучали до трех сочетающихся между собой тяжелых колоколов. В России никогда не существовало официальных школ и центров колокольного звона. В этом не было необходимости, ибо церковный колокольный звон всегда был неотъемлемой и, пожалуй, единственной частью основного звукового наполнения городов и сел нашего бескрайнего государства. Неделей рождения звонарей была Светлая Седмица, когда каждый желающий допускался произвести звон в любой колокол. В то время звонарь наблюдал за мальчишками, подсказывал, помогал и, если у кого получалось, то приглашал его на звон и в дальнейшем, так что в учениках недостатка не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальный звон: молитва в бронзе О профессии, которой владели цари и сапожники 10.05.2013 588 Время на чтение 12 минут На Светлой седмице звонят все храмы столицы, москвичи могут услышать звоны мастеров этого дела... А откуда берутся эти мастера? Что это за профессия, которой владели и цари, и сапожники? Кто сейчас ею занимается? О профессии, звоне, традициях Светлой пасхальной недели мы говорим с главным звонарем храма Христа Спасителя и Московского Кремля Игорем Васильевичем Коноваловым. Игорь Коновалов, главный звонарь Московского Кремля Рождение звонарей и смерть колоколов - Игорь Васильевич, существует традиция на Светлой седмице пускать народ на колокольни. Неужели действительно любой человек может подняться и позвонить? - Да, такая традиция существует, но она неоднозначная. Как говорят, Светлая седмица - время рождения звонарей и смерти колоколов. Звонари рождаются, потому что кто-то послушает, попробует и, может быть, у него самого возникнет желание звонить. А смерти колоколов - потому, что народ звонит со всей силой, дергает за веревки, что есть мочи, и случается, что колокола разбиваются. А ведь на колокольнях есть такие, которым сотни лет, старинные. Разобьют их - и что потом? - А как надо звонить, если уж человек взялся за веревки? - Если вы звоните в отсутствие звонаря или кого-либо учиненного от храма, нужно помнить, что мастера отливают колокол так, чтобы язык только своим весом, без дополнительного усилия, мог извлекать из колокола самое красивое звучание. Поэтому если усердствовать, ударяя сильно, то колокол захрипит, закашляет, но не запоет. Не бейте колокола, ни на Пасху, ни когда-либо еще! - Сейчас на Западе распространена традиция использовать электронный звон - и колокола целее, и, вроде бы, цель достигается. У нас такого поворота не предвидится? - Да, на Западе это существует уже довольно давно: ставят электромотор, он вращает колокол (язык тоже раскачивается вместе с колоколом и постепенно догоняет его. Происходит удар). Мы даже сложили песню: «Электронный звон над землей плывет, а в монастыре CD-Rom поет: «Господи, помилуй!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

За эти два дня цветения маков тетя Оля поняла, что сын ее прожил ровно столько, сколько «маку» положено. И печаль ее перестала быть горькой, перестала разъедать душу… Печаль стала светлой… И стала тетя Оля сеять маки в разные сроки. «Одни осыпались… А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Так проза Евгения Ивановича Носова вошла в мою жизнь. Пелагея из рассказа «Шуба» внушает дочери Дуняшке: «Гребенку купим, а на пальто не хватит. Понимать надо». И я теперь нередко говорю жене, дочерям: «Гребенку купим, а на пальто не хватит…» И они прекрасно понимают: на мелочи размениваться не нужно. Кто безделушками, пустяками увлекается, того на большое дело всегда не хватает – на мелочи он жизнь разменял. Моя дочь Оля от первого брака учится заочно у нас в Москве на филфаке. Однажды прочитал ей «Живое пламя». Растолковал, почему маки расцвели, что семена тех маков в точном ответе Евгения Ивановича «Что вы!» К сожалению, она этого не поняла. Вскоре моя жена Марина, желая поделиться нашим главным богатством, предложила ей: «Давай, Оля, в храм сходим». Как раз Светлая Седмица была. А она отказалась: «Я лучше в библиотеке посижу». С тех пор стало с дочерью трудно ладить. Дружба наша увяла… И все же я верю, научится она говорить такие слова, от которых будут маки расцветать. И надеюсь, когда-нибудь, войдя в мой дом, дочь спросит: «Папа, чем помочь тебе?» И я радостно отвечу, что она становится похожей на мою маму, свою бабушку… И расцветут маки!.. Октябрь 2007 – июнь 2008 Старово-Смолино – Москва Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2779  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки:

http://azbyka.ru/fiction/i-rastsvetajut-...

День покоя — Сына Божия, почившего от дел Своих. И нашего покоя. Того, который необходим, чтобы, упразднившись от всего, ежедневно и ежечасно нас окружающего, вдуматься в то, что произошло когда-то на Голгофе и после нее. Нет, не постараться дойти до понимания, уразумения этого своим крохотным человеческим умом — это невозможно. А именно, что упраздниться, успокоиться и дать Господу возможность Самому открыть нам то, что будет Ему угодно, что сможем мы хотя бы в какой-то мере вместить. Ведь без этого и радости Пасхи настоящей не будет. Будет неразумное, детское веселье. Детское не в том смысле, который подразумевает Христос, говоря «если не будете, как дети», а совсем в другом: до конца не осмысленное, стихийное, душевно-телесное и ничуть не духовное. И оно быстро пройдет, исчезнет, оставив нас недоумевать: почему Светлая седмица на дворе, почему мы поем и восклицаем «Христос воскресе!», а радости уже не чувствуем?.. Конечно, ни от хлопот, ни от забот в Субботу никуда нам не деться, хоть и Великая она. Не иудеи мы (в данном случае — к сожалению), умеющие-таки в этот день не делать ничего, кроме решительно необходимого, пусть и не наполнен он для них в действительности таким смыслом, как для нас. Придется и убираться, и готовить, и даже в магазины какие-то зайти. Но будем все-таки помнить при этом — постараемся, по крайней мере, — о Том, Кто неизмеримо важнее всего этого. Чьими страданиями, смертью и воскресением мы спасены. С Кем и черствый кусок черного хлеба слаще пасхи и залитого глазурью кулича. Кто взирает на нас с любовью и сожалением (увы!) всегда. В том числе и в этот, такой беспокойный день покоя. Рейтинг: 9.9 Голосов: 3550 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Alexei 17 апреля 2023, 11:34 Эта статья поднимает в очередной раз совсем не-детскую, как кажется автору, проблему обрядоверия в нашей Церкви и местами - суеверия. Кто-то из священников досадно пожмет плечами, кто-то воспринимает с юмором, а кто-то скажет что это чуть ли не важная часть нашей Веры: куличики, пасочки, иерусалимские свечечки, вербочки, травка на полу, крещенские купания. Я сам из тех, кому досадно. Но один в поле не воин...

http://pravoslavie.ru/61322.html

В карете скорой помощи я искренне полагала, что спасать будут уже меня. Ровно два часа я просидела в холодном коридоре приемного покоя. Единственный в тот день гинеколог – а это были майские выходные – был на операции. Помню, что молилась Господу и просто просила: «Не оставь меня, пусть будет так, как Ты хочешь, не как я, но не оставь». УЗИ и осмотр показали, что с ребенком всё в порядке. Но угроза выкидыша очень сильная. Меня подняли в переполненное женщинами отделение и сделали укол. Это были еще те ковидные времена, когда особенно обращали внимание на статистику заболевших и президент объявил, что на майских праздниках будет десять дней выходных. В моем случае это означало, что все десять дней я была без лечащего врача, а всего лишь с осмотром у дежурного. Лечения особого не было. Каждый новый врач приходил, качал головой и говорил: «Подождем». На следующий день настало Светлое Христово Воскресение. Мама передала мне освященный кулич и яйцо. Такой Пасхи в моей жизни еще никогда не было. На обходе врач заявил, что угроза прерывания беременности еще сохраняется. Не могу вдаваться в подробности, но при том состоянии здоровья, что было у меня в тот момент, женщины в лучшем случае донашивали детей до середины срока, и то в абсолютно постельном режиме. Мне делали уколы, давали лекарства, я буквально боялась пошевелиться. В день повторного УЗИ я искренне надеялась на чудо, но его не случилось. Тот же самый доктор, что смотрел меня в приемном покое, угрюмо глядел в монитор: – Вот здесь тонус еще сильнее, а здесь все еще больше укоротилось, – показал он. Это означало, что дела мои с каждым днем становились всё хуже. Через пять дней надо было явиться на контрольное УЗИ. А тем временем шла Светлая Седмица. Вернувшись в палату, я легла на кровать и уткнулась в подушку. Но не рыдать. Я стала читать Иисусову молитву . Почти сутками. Мне казалось, что это только мой с Господом личный диалог. Он меня слышит, и я Его очень прошу помиловать меня и, если есть воля Его, сохранить моего малыша.

http://pravoslavie.ru/159873.html

Мне весьма приятно поздравить вас с сей новой честью прежде, нежели получите диплом на нее, по форме. Кочетов 6-го октября 1835 года. P. S. Приношу мою благодарность вашему высокопреподобию за присланные вами опыты вашей академии, о коих я беспокоил вас моей покорнейшей просьбой. Не отнесите к моей невежливости, что так поздно благодарю. Я в этом нисколько невиноват. Пакет был адресован на имя петропавловских училищ 3 ; его принял и распечатал инспектор; долго держал у себя книги, потом сдал в библиотеку училищную. А я узнал об этом только на сих днях, когда инспектор спросил меня, что делать с опытами киевской академии, которые присланы без всякой бумаги? Я велел их принести ко мне, догадываясь, что они принадлежат не училищной, но моей библиотеке, если только не ошибаюсь в своей догадке. Новостей у нас пока нет никаких. Судьба учившихся в академии и по слухам, некоторых учащихся, еще не решена комиссией духовных училищ. Скоро ожидается решение. Много при вас доставалось цензурному комитету нашему; но ныне гораздо более. Бывало только выговорами потчевали; а ныне, как слышно, цензорам доведется заплатить за издержки издания. После этого, спаси Господи от цензуры, как от солдатчины. 3 Усерднейше благодарю вас за «праздники», за «Светлую Седмицу» и за проповеди о. Аверкия. Говорить о внутреннем достоинстве сих даров боюсь, чтобы не показаться льстецом; хотя трудно не говорить о том, чем ум и сердце восхищены. «Светлая Седмица» светла, как бриллиант. Бриллиант ценен и без похвал. Господь Бог благодатью своей да дарует вам много-много вложить в сокровищницу церкви таких бриллиантов; и по благости Своей, сторицей да воздаст вам за усердные труды ваши в назидании душ и сердец, ревнующих о благочестии, за труды апостольские да облечет вас властью апостольской в церкви Своей. Читая ваши писания, я часто со скорбью сердца воображал слабое ваше здоровье; но в то же время, утешаюсь духом, видя, как сила Божия в немощах ваших совершается. О! Да совершается она долго-долго в сих немощах! Пусть внешний человек тлеет, – он и создан на истление; только бы внутренний так светло обновлялся на все дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010