I, s. 424), Köhler (Lehrbuch. d. bibl. Geschichte I, Bd. 1845 s. 16) Delitzch ( Genesis I , s. 190), Meyer (Krit.-exeget Handbuch üb. Brief d. Petrus, u. Iudas. 1859, ss. 214) Schott, (D. 2-te Brief d. Petr. u. Br. Iuda, 1863, s. 87 ff. 227 ft), Baumharten (Comm. z. Pentat.), Dillmann, (D. B. Henoch, ubers. u. erklärt. 1853 ss. XXXIV, XLII. cf. Die Genesis 5 -te Autl. Leipz. 1866 ss. 117–125), K. Marti (Gesch. d. Israëlit. Religion, 1897, ss. 247, ff.), Drechsler (Einheit. der Genesis, s 91). A. Knobel (D. Genesis, erklärt 1 A. 1852 и 2 A. 1862), Ewald (lahrbücher d. bibl. Wissensch., Bd. VII, s. 20), Tuch (Gomm. üb. Genes, s. 154), Hupfeld, (Quellen der Genesis, ss. 96, 130, 220), Nitzsch (System d. christl. Lehre, 5 A. 1844, s. 235), Twesten (Dogmatik, Bd. II, 1-ter Th.s. 332) F. Lenormant, Les origins de l´histoire 1880, t. 1-me p. 291–381) Schrader, (Studien zur Kritik und Erklär. d. bibl. Urgeschichte 1863, ss. 61–113), Bredenkamp ,(zur Urgeschichte, Stud. u. Kritik. 1889, H. 3,ss. 545–547) Stier (Brief Iuda s. 42 ff) Wiesinger (D. Zweite Brief d. Ap. Petr. u. d. Br. des ludas, 1862, s. 101 ff. 198 ff.) Spitta (Der 2 Brief des Petrus u. d. Brief d. Iuda 1885, s. 327) Huther (Comm. z. d. Briefen Petri u. Iuda, ss. 264ff. 341) Kübel (Herzog’s R.-E. (2 A.) Bd. IV. 222) Riehm, Alrtestamentl. Teologie s. 363. Schultz. (Alttest. Theol. I, s 332) R. Stier (Words of the angels, 1886. Introduct. p. XVIII) G. Ladd. (The Doctrine of sacred scripture, v. П s. 442). Cremer (Wörterbuch, Neuetestamentlichen Gracität, s. 23) и др. В русской богословской литература мнение это проводится в заметке неизвестного автора в Чтен. Общ. люб. дух. просвет. 1884г. январь, стр. 108 и след. Вообще, по заявлении Гофмана (Schrifbew. s 324), правильность толкования benei haelohim в смысле ангелов теперь может считаться общепризнанною. Тем не менее не мало и противиков этого толкования и защитников третьего: едва ли не все католические богословы и экзегеты (напр. I. Danko, Histor. revelat. div.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

834 Das letzte Passamahl Christi und der Tag Seines Todes nach den in Uebereinstimmung gebrachten Berichten der Synoptiker und des Evangelium des Johannis, nebst einem Anhang: Das Verhältniss der Pharisäer, Sadducäer und der Juden zu Jesus Christus nach den mit Hilfe rabbinischer Quellen erläuterten Berichten der Synoptiker. Von Prof. D. Chwolson. St-Pétersbourg 1892 (=«Mémoires de l’Académie des Sciences de St-Pétersbourg», VII-e serie. Tome XLL 1). S. 128. Cp. Le Sanhedrin de Jérusalem au premier siècle par Prof. Edmond Stapfer в «Revue de théologie et de philosophie» 1884, p. 109, и в книге La Palestine au temps de Jésus-Christ d’après le Nouveau Testament, l’histoire Filavius Josephe et les Talmuds. Qinquième édition, Paris 1892, p. 96 suiv.; E. Schurer, Geschichte des jüdischen Volkes S. 157; J. Derenburg, Essai p. 339; A. Edersheim., History of the Jewish Nation, p. 525. 835 По Иосифу Флавию, именно первосвященник есть верховный судья (Contra Apionem II, 21 у В. Niese V, 1889, р. 80) и глава всего народа (Antiqu. XX, 10: 5 у В. Niese IV, 318). А. Edersheim, History of the Jewish. Nation, p. 525: «Только после разрушения храма, когда архиерейство и древняя аристократия исчезли и священство потеряло свое значение, – только тогда коллегия учителей сделалась высшим авторитетом для Израиля. Лишь теперь раввин, избранный председателем восстановленного синедриона, в первый раз оказывается главою и представителем иудейского народа». E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, erster Theil (Lpzg 1890), S. 400–401. 142. 158 flg. Prof. Oscar Holtzmann в Neutestamentliche Zeitgeschichte (Freiburg i. B. und Lpzg 1895): S. 67 («Рим предоставил первосвященнику юрисдикцию над всеми иудеями и вне Палестины»). 72 (первосвященнику «были вверены попечение и суд над всеми иудеями Римской империи»). 173 flg. («право суда первосвященника над всем иудейством удерживалось за ним при династии Иродовой и при прокураторах») и в «Zeitschrift für Kirchengeschichte» XIV, 4, S. 496 flg. («иудейский первосвященник и Иерусалимский синедрион во всей области Римского государства имели признанное право юрисдикции над всеми иудеями»: S. 499). Суждения О. Гольцмана вызвали возражения со стороны E. Schürer’a (в «Theologische Literaturzeitung» 1835, Nr. 4, Sp. 102), но он восстает только против мысли о формальной юрисдикции первосвященника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

446 Степанова Е.В. К вопросу о Судакском архиве печатей//Византия и Крым: Проблемы городской культуры: Тезисы докл. VIII Науч. Сюзюмовских чтений (1995 г., г. Севастополь). – Екатеринбург, 1995. – С. 13–15; Sandrovskaja К Die neuen Funde... – P. 96–98; Stepanova E. New Seals from Sudak. – P. 52–54, 11–16; Stepanova E. New Finds in Sudak//XX e Congress International des etudes byzantines (College de France – Sorbonne, 19–25 aout 2001). Pre-Actes. T. 2. – Paris, 2001. – P. 67; Степанова E.B. Связи Херсона и Сугдеи... – C. 19–28; Булгакова В.И. Печати стратигов Херсона из находок в Сугдее//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 384–388; Степанова Е.В. Новые находки из судакского архива печатей//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 231–233. 447 Сообщения о византийских средневековых монетах из Херсона, хотя и весьма лаконичные, были в свое время даны представителями Одесского общества истории и древностей, а затем К. К. Косцюшко-Валюжиничем в отчетах о раскопках за соответствующие годы. Уже первые систематические исследования городища, проведенные под контролем ООИД, дали большое число нумизматических находок. Причем это была «римская и византийская медная подержанная монета (noumion)» главным образом от императора Маврикия (582–602) до василевсов Василия II и Константина (976–1025). A.B. Орешников отметил, что с III по VI в. в Херсонесе обращалась позднеримская монета, к которой относится немного менее половины найденных на городище монет этого времени (Орешников A.B. Обозрение монет, найденных в Херсонесе при раскопках в 1888 и 1889 годах//МАР. – СПб., 1892. – – С. 46). Кроме того, он подчеркнул, что «главная масса монет приходится на IV–XI вв.», тогда как античных монет («времени самостоятельности Херсонеса») найдено было лишь 1/20 части всего количества (от более 800 экземпляров из раскопок 1888–1889гг.) (см.: Орешников A.B. Указ. соч.– С. 33–46). Следовательно, ни раскопщики, ни нумизматы не зафиксировали и не могли зафиксировать «цезуру» монетного обращения эпохи «темных веков» (см.: Отчет имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 Der christliche Gemeindegottesdienst in apostolischen und altkantolischen Zeitalter. Erlangen. 1854. SS. 83–84. 65 Fr. Spitta Zur Geschichte und Litteratur des Urchristenthums. Erster Band. Gttingen. 1893. S. 289. 295. 67 27 бес. на 1 цосл. к Кор.–р. перев. изд. СПБ. Акад. 1904 г., т. X, кн. 1-я, стр. 267… «αγπης υπϑεσις ην α πενας πααμυϑα α πλοτου σωφονισμος αι φιλοσοφας αφομη υης μεγσυς αι ταπεινοφοσυνης διδασαλα» 74 Geschichte der Pflanzung und Leitung chrietl. Kirche durch die Apostel. Hamburg. 1838. 1-er Band 2-te Auflage. S. 322. 86 27 бес. на 1 Кор. рус. дерев. 226 стр. ср. epist. 125 и толков., блаж. Феодорита на 1 Кор. patr. graec. t. 82, pag. 316. 90 Herzog-Hauck. Real-encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. I Band. 3 Auflage. Leipzig. 1896. S. 235. 98 Lightfoot. The apostolic Fathers. Part II. 2-nd edition. London. 1889. 13 p. Ср. того же abmopa–Ignam Smyrn. p. 1001. 99 Тишендорфъ. loc. cit. ср. Scrivener. A plain introduction to the criticism ot the New Testament. Edit. 4. London. 1894. 103 «Διδαχ написано прежде послания Апост. Павла (Sabatier), прежде 70 года (München u Comely), после разрушения Иерусалима (Bestmann), от 80 до 100 или 120 года (Funk, Zahn, Petersen, Langen, Aberle, Lechler, Bickell, Caspari, Massebieau, Menegoz, Romestin, Farrar, Lightfoot, Wordsworth, Spence, Potwin, Hitchcock, Schaff), в 70–10 (Chiapelli), от 120 до 165 для первой части и от 150 до 160 для 2-й (Bonet-Maury), от 133 до 165 (Volkmarr), от 190 до 200 (Coterill), в 5 или 6 столет. (Nelson) или несколько поздней – Iacquier–op. cit. 89 р. Сам Iacquier думаете, что Διδαχ написано во 2-й половине 1-го столетия, вероятно между 60 и 80 годами, 97 р. Сравн. Из русск. исследований Карашева «О новооткрытом памятнике –«Учение 12 апостолов». М. 1896. 61 стр., где памятник относится к 96–102–117 годам христианской эры. 104 Goltz. Das Gebet in der ältesten Christenheit. Leipzig. 1901; Spitta (Friedrich): 1) Zur Geschichte… op. cit. und 2) Die Abendmahlsgebete aus der «Lehre der 12 Apostel» und die Schlussacte des evangelischen Hauptgottesdienst» in Zeitschrift für practische Theologie. 1886. Ss. 313–392

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1275 Ер, ad Traian, 96 (97): «Multi enim omnis aetatis, omnis ordinis, utriusque sexus etiam vocantur in periculum et vocabuntur. Neque civitates tantum, sed vicos etiam atque agros superstitionis contagio pervagata est». 1277 Luciani, Aletander seu Pseudomantis, 25, 38. (См. Opera Luciani ed. G. Diondorfii, Parisii, 1847, p. 334. 338). 1280 Eusebii, Hist. Eccl. – III. 23, 31 (Migne P.G. XX, 256 sq.: 2 80 sq.; по русск. перев. стр. 134 и сл., 150 и сл.; V, 24 (Migne, ibid. 493 sq.; по русск. перев. стр. 281 и сл.) Clemens Alex. Quis dives saivetur. c. 42. Migne P.G. IX, 648 sqq. 1293 Athanas, Vita s. Anton. (Migne, Patr. Graec. XXVI, 840 sq.; по русск. переводу творен. св. Афанасия III, 205 Москв. 1853): Sozomeni Hist. eccl. 1, 13 (Migne, Patr. Graec. LXVII, 896). 1311 Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz. 1906, Bd. 2, S. 117. 1313 У нас в России это «Паломничество» издано Палестинским обществом на подлинном латинском языке, с переводом на русский и учеными примечаниями, под заглавием; «Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeutis, edita, rossice versa, notis illustrata ab loh. Pomialowsky» (Паломничество по святым местам конца IV века, изданное, переведенное и объясненное И.В. Помяловским» Спб. 1889). 1320 Martyrium s. Theodor! Ancyrani et septem cum eo virginum. Auctore Nilo, teste oculato с. I, п. 10. Acta Sanct. Bolland. Maji, t. IV, dies 18 p. 153. 1322 Euseb., Hist. eccl. V, 21, VI, 21, 34–36, VIII, 4 (Migne, P.G. XX, 485 sq., 573, 596 sq., 749, до русск. перев. стр. 278, 126, 339 и сл., 432). 1324 Rabari Mauri, in epist. ad Philipp, c. I (Migne, P.G. CXII. 479, in epist. ad Timoth. c. III. Migne, ibid. 603–605). 1325 Swete Н.В. Theodori Mopsuesteni in epp. b. Pauli commentarii, Cambridge 1880–1882, II, 121–125. Цитуем no Gillman’y, S. 26 f. 1326 Это видно, напр., из 2 и 3 глав Апокалипсиса, из послания св. Игнатия Богописца к Филадельфийцам (с. 10, Migne, Patr. graec V, 706, по русск. переводу, стр. 416) и из сочинения Климента Александрийского : «Какой богач спасется», (с. 42. Migne P.G. IX, 648).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

47 Jacob Cramer, De kanon der Heilige Schrift in de erste vier eeuwen der christlijke kerk, geschiedkundig onderzoek (Amsterdam, 1883). 48 Zur Geschichte des Kanons: Die Tradition der alten Kirche uber den Hebraerbrief; 2. Der neutestamentliche Kanon und das Muratorische Fragment(Chemnitz, 1880). 49 The Gospels in the Second Century; An Examination of the Cntical Part of a Work entitled «Supernatural Religion» (London, 1876). О более позднем очерке Сандей «The Canon of the New Testament» (Oxford House papers, 3rd Ser. London, 1897., pp. 105–145, можно смело сказать «многое в немногом». 51 Шум, который наделала эта книга, был даже большим, чем после известной, даже знаменитой публикации 1860 г. Essays and Reviews; см. H. S. Nash в New Schaff–Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, xi (New York and London, 1911), pp. 166–167. Сам Мэтью Арнольд (Matthew Arnold) в главе «Канон Библии» (в God and the Bible London, 1884., pp. 96–134) неоднократно упоминает ее, как правило – с неприязнью, Supernatural Religion. 52 Lehrbuch der historisch–kritischen Einleitung in das Neue Testament (Freiburg i. В., 1885:3–е изд., 1892 ), pp. 75–204. 53 Einleitung in das Neue Testament (Berlin, 1886:3–е изд., 1897); пер. на англ. яз., А Manual of Introduction in the New Testament, i (London, 1887), pp. 28–148. 54 Die Einleitung in das Neue Testament (Tubingen, 1894:2–е изд., 1900); пер. на англ. яз., An Introduction to the New Testament (London, 1904), pp. 459–566; исправ. нем. изд., Erich Fascher (1931), pp. 450–558. 55 Geschichte des neutestamentlichen Kanons: Das Neue Testament vor Origenes(Leipzig, 1888–1889); 2. Urkunden und Belege zum ersten und dritten Band (Erlangen und Leipzig, 1890–1892). (Третий том так и не был опубликован.) 56 Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons und der altkirchlichen Literatur (Erlangen, 1881–1929). 57 (Leipzig, 1901:2–е изд., 1904:3–е, расширенное изд., Wuppertal, 1985). В книге воспроизведена статья Цана по канону из 2–е изд., в Herzog–Hauck Realencyclopedie, 2–е изд., ix (1901), pp. 768–798, которая дополнена приложением. Гораздо более сокращенный пересказ статьи Цана «The Canon of the New Testament» помещен New Schaff–Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ii (New York and London, 1908), pp. 393–400.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

95), равняясь « innerhalb des Christus» (ibid., Ц. 84) или «быть внутри Христа». Тут Господь «есть жизненный элемент, в котором живет христианин» (Н. Gunkel, Die Wirkungen des heiligen Geistes, S. 97). При этом «внедрение христиан во Христа у Савла мыслится, как такое общение, где человек переходит во Христа и срастается с Ним настолько, что они делаются «одним духом " » (H. Gunkel ibid., S. 99). Последний, являясь физическим агентом этого сцепления, естественно получает материальные свойства подле динамических (H. Gunkel ibid., S. 107 f. и cp. 47–53). Правда, ассоциация с вышемирной тонкой материальностью δξης, служащей для обнаружений Духа и бывающей телом небесных существ ( 2Кор. 3:18. 4:6 . Филипп. 3:21), применяется больше к наглядному убеждению в реальности данной силы (О. Pfleiderer, Der Paulinismus, S. 208), но это и не голая абстракция литературной изобразительности, поскольку тогда была бы невероятна самая «локальность» духовного сочленения. Для критики же это аксиома, а потому слабые протесты против материалистического толкования (напр., у J. Gloël, Der Heilige Geist, S. 372 ff.) направляются собственно против утрированной грубости и не устраняют его в принципе коль скоро допускается воздействие философских понятий на Павлову пневматологию (Prof. C. F. Georg Heinrici, Erklärung der Korinthierbriefe II, Berlin 1887, S. 588–589). Даже при признании вечной личности в Духе Св. – с полным обнаружением лишь после пятидесятницы (Prälat D. th. et ph. Karl. v. Lechler, Die biblische Lehre vom heiligen Geiste, Gütersloh 1889, S. 247 ff.) – Его деятельность поставляется в столь тесную связь с внешним миром, что при творении Он почти сливается с водой (S. 78: «im Bereich der Offenbarung WasserundGeist überhauptnichtzweieinanderausschliessende , sondern einandervonderSchöpfungheranziehende , innerlichverwandteWesensind »), связан с чувственными посредствами (S. 84. 86) и сообщается чрез них (S. 96), почему возрождение нужно понимать в буквальном смысле (S. 143) телесного акта (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ТРУДЫ: Речь при наречении его в епископа. «Церк.Вед.» 1889 г., 49, стр.1496. Литература: «Церк.Вед.» 1889 г., стр.291· «Церк.Вед.» 1893 г., 20, стр.152. «Церк.Вед.» 1893 г., 31, стр.253. «Приб. к «ЦВ». 1894 г., 49, стр.1746. «Приб. к «ЦВ». 1900 г., II, стр.439 «Церк.Вед». 1897 г., 42, стр.387· «Церк.Вед.» 1904 г., 18–19, стр.181. «Церк.Вед.» 1910, 34, стр.344. «Церк.Вед.» 1912, 18, стр.104. «Церк.Вед. » 1914, 2, стр.5· «Церк.Вед. » 1918, 7–8, стр.322. «Церк.Вед. » 1918, 19–20, стр.114. «ЖМП», 1931, I, стр.4. «ЖМП», 1958, 8, стр. 19· «ЖМП», 1959, II, стр.45· Булгаков, стр. 1401, 1404, 1410, 1415· БЭЛ, m.V. стб.1032. БЭС m.I, стб.50,51, 956. БЭС m.II, стб. 1528, 1955, 2168. «Русск.Паломн.» 1889, 46, стр.554· «Русск.Паломн.» 1914, 3, стр.47. «Мисс.Календарь» I1907, стр.127· «Вестн.Свящ.Синода Прав.Русск.Церкви» (обновл.) 1928, 3(16), стр.21. 1928, 5, стр.4. «Прав.Собес.» 1900,ноябрь, стр.473–482. ФАМ I, 6, cmp.I. Елевферий митр. «Неделя в Патриархии». Париж 1933 г., стр.34, 62, 70–71,74, 83, 89–93, 96,124, 126–128. - " - «Соборность Церкви, Божие и Кесарево». Париж, 1938, стр.46, 49, 53, 74, 76, 85, 86, 177, 179–184, 192–195, 198, 200–213, 263,343. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии». на 1917 г., стр.46–47. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 518, стр.78. «Изв.Казан.епарх». 1913, 47, стр.1392. «Изв.Казан.епарх.» 1914, 4, стр.123. Протоиерей Н.Люперсольский. «Митр.Сергий – законный канонич. Заместитель Патр.Местоблюстителя»· Изд.Епарх. Совета. Вятка, 1928. «Прав.Церк.Календарь на 1927 г.» Изд.Е.Н.Львова под редакцией архп.Григория (Яцковского), стр.27–28. Архимандрит Иоанн (Снычев) «Церковные расколы», стр.128–182. M Agafangel durfte zunächst Jaroslavl’ nicht verlassen. Er wurde verhaftet und befand sich von August bis 28. Dezember 1922 im Lubljanka-Gefängnis, dann wurde er in die Verbannung geschickt (Narymskij Kraj , Westsibirien). Literatur : Pol " skij, Novye muceniki I, 144 – 147. Johannes Chrysostomus OSB, Kirchengeschichte Rußlands der neuesten Zeit, Bd. II, S.109 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. Ч. 1, §§ 106—108.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Матф. Беседа 58-я.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 4. Беседа 14. Ср.: Св. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 2 (Наставления христианского учителя относительно питья); Учение о вере и жизни. Ч. 2. С. 278—282. Кормчий. 1902. 35. С. 542; прот. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. СПб., 1900. С. 255—271. См. также: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. Слово о пресыщении и пьянстве. С. 366—572.    Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 500.    См. В. С. Соловьев. Проблема продления жизни. М., 1953. Гл. VII, §§ 1—8. С. 46—78. Ср.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. С. 391.    Наставления игум. Вонифатия из Феофании. См. старческие советы некоторых отеч. подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913. С. 562.    Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 1 О посте. С. 78; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 345; VIII, 147.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 21.    Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. С. 119.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 36.    Он же. Слово 14, § 1.    Преп. авва Дорофей. Поучение 16. К келлиотам.    Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. Т. II, § 16. С. 17.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 223; ср. отв. 96.    Он же. Отв. 253, 302.    Он же. Отв. 96, 223, 550.    О страхе Божием. См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. IV, гл. 39. С. 46. См.: Русский инок. 1914, 19—20.    Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 2. С. 377.    Преп. авва Дорофей. Поучение 4. С. 59—60.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. T. I. С. 101.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 36.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 18. Ср.: Преп. Нил Синайский//Добротолюбие. T. II.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 256.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 253.    Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 21, С. 89, 88; Слово 43. С. 183.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Говоря о распятии Христа, Иларий предполагает, что тело Христа не только было прибито гвоздями ко Кресту, но и привязано веревками 2764 . Он с сомнением говорит о смерти апостола Иоанна, о котором хотя и не сказано того, что он не умрет, но сказано, что он пребудет 2765 . Иларий отмечает, что обычай не записывать Символ сохранялся в Галлии еще в никейскую эпоху 2766 . Совет апостола о непрерывной молитве Иларий понимает в смысле постоянного сообразования наших дел с требованием закона 2767 . Библиография 2768 1 . Идея обожения в древневосточной Церкви Die sogenannte Kirchengeschichte des Zacharias Rhetor/Hrsg. von K. Ahrens. Leipzig, 1889. Ficker G. Amphilochiana. Leipzig, 1906. Gieseler D. Commentationis, qua Monophysitarum variae de Christi persona opiniones inprimis ex ipsorum effatis recens editis illustrantur, particulae I et II. Gottingae, 1835; 1838. Harnack Ad. Lehrbuch der Dogrnengeschichte. 3 Aufl. Leipzig, 1894. Bd. II. Holl K. Amphilochius von Iconium in seinem Verhältnis zu den grossen Kappadoziera Tübingen, 1904. Junglas Job. Leontius von Byzanz. Studien zu seinen Schriften, Quellen und Anschauungen. Paderborn, 1908. Kocb H. Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen. Mainz, 1900. Patrologia Graeca/Ed J.P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T. 3, 5, 7, 9, 11, 14, 25, 26, 29, 31–37, 44–46, 68, 69, 73, 74, 86, 94, 96, 99. Rehrmann A. Die Christologie des hi. Cyrillus von Alexandrien. Hildeshaim, 1905. Weigl Ed. Die Heilslehre des hL Cyrill von Alexandrien Mainz, 1905. Zeller Ed. Die Philosophic der Griechen. 2 Aufl. Leipzig, 1889. Афанасий Александрийский . Творения/Изд. 2-е, испр. и доп. СТСЛ, 1902. Ч. 1, 2. СТСЛ, 1903. Ч. 3, 4. Василий Великий. Творения/Пер. с греч. Сергиев Посад, 1892–1893. Григорий Богослов . Творения/Пер с греч. Изд. 3-е. М., 1889. Ефрем Сирин. Творения/Пер. Моск. дух. акад. Изд. 5-е. Сергиев Посад, 1907–1914. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры /Пер, А, Бронзова. СПб., 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010