Труд Себеоса особенно важен для истории армяно-визант. отношений. Происшедшее в VII в. араб. завоевание А. отразил в своей «Истории арабского завоевания» вардапет Левонд . В отношении арабов он выражает общую для христ. Востока убежденность, что это - бич Божий, посланный в наказание за грехи христиан. С большой скорбью он описывает притеснения и гонения, понесенные арм. народом и Церковью от исламских захватчиков. Самым знаменитым арм. историком-классиком является Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский). Его эпический труд, написанный по образцу «Хроники» Евсевия Кесарийского, охватывает историю А. от начала времен (эпическая часть) до кончины Месропа Маштоца. Мовсес называет себя учеником Маштоца и Саака и в арм. традиции считается автором V в.; эту датировку принимают и ряд арменоведов (напр., Г. Х. Саркисян), другие считают, что «История Армении» Мовсеса могла быть написана не ранее VIII в. (Р. Томсон, К. Туманов). Мовсес был первым арм. историком, рассуждавшим о целях и методах историографии, причем историк в его понимании - это бесстрастный «регистратор» событий, пишущий в назидание потомкам. В отношении язычества Мовсес (в отличие, скажем, от «Бузандарана») занимает спокойную позицию. Задача историко-эпической концепции Мовсеса - вписать арм. народ в библейско-античное мифо-эпическое пространство. Математик и богослов Анания Ширакаци (ок. 610-685) написал «Хронику» в продолжение и подражание Мовсесу Хоренаци. Автор X в. католикос Ованнес Драсханакертци (Иоанн из Драсханакерта) составил «Список католикосов» и «Историю Армении». Первый труд охватывает период от св. Григория Просветителя до X в., последний представляет собой историю А. с VIII в., по сути являющуюся церковной историей страны. Вардапет Товма (Фома) Арцруни был автором «Истории дома Арцруни» (в 2 ч.), повествующей об истории знатного арм. рода до нач. X в., отчего ее именуют «родовой» историей. В рукописной традиции существует еще одна родовая хроника того же дома, автора к-рой именуют Анонимным историком.

http://pravenc.ru/text/76104.html

По словам сестры милосердия, туземцы при полном отсутствии телеграфной и слабой почтовой связи за два-три дня узнавали о том, что «папа Нестор» едет к ним. Они выезжали встречать меня на нартах, лыжах и радостно приветствовали. Порой, когда где-нибудь в пути пурга заносила меня снегом, они находили меня и заботливо сопровождали до своего селения. После каждой такой поездки я с помощью туземцев на месте своего пребывания водружал крест или сооружал церковь , приют или школу. После моей проповеди и подготовки многие крестились, принимая православную христианскую веру. Сестра милосердия Т. Казанцева пробыла в Камчатской области шесть лет. По прибытии в Петропавловск она поступила в распоряжение уже бывшего тогда врачебного инспектора, доктора А. Ю. Левинского, и была назначена им в район западного побережья Охотского моря. Здесь ей пришлось, преодолевая трудности и лишения, обслуживать семнадцать населенных пунктов. Преисполнена духовной красоты жизнедеятельность сестры милосердия Анны Ивановны Томсон. Она прибыла в колонию прокаженных одной из последних. Как и ее предшественницы, эта милая старушка была для прокаженных заботливой и доброй, как мать. В начале 1917 года на Камчатке, в том месте, где находилась основанная мною колония для прокаженных, произошло сильное землетрясение. Случилось это стихийное бедствие глубокой ночью. Дом, в котором были размещены больные, был изолирован плетнем от окружающего мира, а домик, в котором жила сестра милосердия Томсон, стоял несколько в стороне от больницы. В момент страшного землетрясения домик Томсон был разрушен. Она жила одна, и никто не мог прийти к прокаженным и сказать, что их любимая сестра милосердия придавлена обломками рухнувшего домика. Горевшая висячая лампа в момент землетрясения упала в щебень, разбилась, и разлившийся керосин вспыхнул. Пламя быстро распространялось. Старушке Томсон, придавленной развалинами дома, грозила смерть от огня. Кругом никого не было. Но произошел непредвиденный счастливый случай. Неизвестный русский охотник со своей собакой проходил в эту ночную пору по горам. В момент землетрясения и бушевавшего снежного бурана охотник сбился с пути. Ощупью, наугад вместе с собакой он спустился с горы и совершенно случайно набрел на развалины горящего дома. Услыхав человеческий стон, охотник подошел к руинам и спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Комментируя эти записи, Кросби Смит и Нортон Вайс в солидном академическом труде «Энергия и империя. Лорд Кельвин: биографическое исследование» отмечают принципиальное единство научной и теологической аргументаций, лежащих в основе утверждения У. Томсона о всеобщей диссипации энергии: «Новый акцент привнёс богословские и космологические аргументы в самую суть работы, аргументы, которые освещали проблемы потери полезной работы в машинах, связав их с неизбежной диффузией энергии, каковую только Сам Бог мог восстановить в её исходной концентрации. Рассеяние, наконец, стало самостоятельной проблемой, независимой от сохранения. Только Бог мог создать или уничтожить энергию, и только Бог мог установить исходное распределение энергии в созданной вселенной. Принимая такое кредо, основанное на богословской концепции всемогущего Бога, давшего человеку возможность использовать энергию, Уильям Томсон синтезировал мировоззрение, которое включило в себя проблему, неподдающуюся чисто динамическому пониманию» (перевод – В.И.). Можно видеть, что Псалом 101(ст. 26-27) служит связующим смысловым звеном между Священным Писанием и наукой и помогает понять, по крайней мере приблизительно, что именно в падшем мире является физическим проявлением «рабства тлению». Ссылаясь на него, свт. Иоанн Златоуст сравнивает «тление» с «обветшанием одежды», а с другой, научной стороны Томсон также даёт ссылку на этот Псалом и связывает «обветшание» с принципом всеобщей диссипации (рассеивания) энергии, нашедшим отражение во втором законе термодинамики. Таким образом, состояние «тленности», возникшее вследствие грехопадения и «проклятия земли», можно соотнести с конкретным физическим законом природы – 2ЗТ.   Умирающая Вселенная Вскоре после открытия 2ЗТ учёные пришли к пониманию важнейших последствий действия этого закона в масштабах Вселенной. Рассеяние энергии в виде тепла необратимо истощает запасы свободной энергии, способной совершать работу, и приближает Вселенную к состоянию термодинамического равновесия, при котором прекращаются все макроскопические процессы. В работах «Об универсальной тенденции в природе к диссипации механической энергии» (1851) и «О возрасте солнечного тепла» (1862) У. Томсон впервые высказал мысль об истощении свободной энергии во вселенском масштабе. Придерживаясь распространённого в то время мнения о безграничности Вселенной, он пишет:

http://bogoslov.ru/article/4866437

XII. Прошения (на имя Преосвященного Ректора Академии): а) Лектора немецкого языка Г. Я. Томсон: «Вследствие перевода моего в Кулебакское Коммерческое Училище (Нижегородск. губ.) я принужден от занятий во вверенной Вашему Преосвященству Духовной Академии отказаться, а поэтому честь имею покорнейше просить уволить меня от должности лектора немецкого языка». б) Доцента Академии по кафедре истории Греко-восточной, Славянских и Румынской церквей Ф. М. Россейкина: «По дошедшим до меня сведениям, преподаватель Синодального Училища Церковного Пения Густав Яковлевич Томсон, за переводом его на службу из Москвы в одно из коммерческих училищ Нижегородской губернии, оставляет занимаемую им при Императорской Московской Духовной Академии должность лектора немецкого языка. В виду крайне стесненного материального положения доцентов Академии, особенно при современной дороговизне, я имею честь покорнейше просить Совет Императорской Московской Духовной Академии предоставить мне должность лектора немецкого языка в Академии». Справка: §109, лит. δ. п. 1, устава духовных академий. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об увольнении —90— Коллежского Ассесора Г. Я. Томсон, согласно его прошению, от занимаемой им в Академии должности лектора немецкого языка с 1-го сентября 1916 года и о назначении на эту должность, с того же числа, доцента Академии Ф. М. Россейкина. XIII. Отношения Московской Духовной Консистории: а) От 3 августа за 10835: «Кандидат богословия Императорской Московской Духовной Академии Николай Бельчиков, резолюцией Его Преосвященства, от 6-го Июля сего года, определен на штатную псаломщическую вакансию при Московском Александро-Невском храме, на Миусской площади. – Сообщая о сем, Консистория покорнейше просит выслать в оную документы Бельчикова, каковые, по заявлению Бельчикова, находятся при делах Академии». б) От 17 августа за 11402: «Кандидат богословия Императорской Московской Духовной Академии выпуска 1915 года Михаил Введенский, резолюцией Преосвященного Димитрия, Епископа Можайского, от 10 текущего Августа, определен штатным псаломщиком к Введенской, села Озер, церкви, Коломенского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ходе войны за независимость католич. Церковь понесла значительные финансовые потери. В 1823-1915 гг. в конституции страны было записано, что католицизм является национальной религией гос-ва. Вначале исповедание др. религий было запрещено, с 1839 г. представителям некатолич. веры было разрешено молиться в закрытых помещениях, но прозелитизм оставался под запретом. Сразу после обретения П. независимости страну стали посещать протестанты. В 1822-1888 гг. в П. распространяли Библию неск. представителей Британского и зарубежного библейского об-ва и Американского библейского об-ва. В 1822 г. Дж. Томсон (1788-1854), баптист из Эдинбурга, прибыл в Лиму по приглашению Сан-Мартина с целью учредить систему всеобщего гос. образования. К 1824 г. Томсон основал 3 общеобразовательные школы и подготовил перуанских специалистов, которые к 1847 г. создали еще 30 школ. После обретения страной независимости мн. католич. епископы были изгнаны или ушли под давлением светских властей. Боливар и последующие правители П. пытались установить патронат над Церковью и назначить новых епископов, однако Папский престол препятствовал вмешательству гос-ва и не ставил никого на вакантные места, пытаясь восстановить власть над Перуанской Церковью. В результате в течение долгих периодов мн. кафедры фактически пустовали: кафедра Лимы - в 1821-1835 гг., Трухильо - в 1820-1836 гг., Куско - в 1826-1843 гг. и др. Только еп. Арекипы Хосе Себастиан де Гойенече-и-Барреда сохранял сан с 1818 до 1859 г., когда был назначен архиепископом Лимы. В 1828 г. он обратился к папе Римскому Льву XII с просьбой возобновить отношения Папского престола с правительством П., что было сделано в 1835 г. Католич. Церковь долго не могла преодолеть кризис. Несмотря на то что количество священников испан. происхождения, покинувших страну после достижения независимости, уменьшилось, для мн. либерально настроенных жителей П. Церковь продолжала ассоциироваться с колониальным режимом. Во время пребывания в П. Боливар уменьшил количество мон-рей, передал нек-рые церковные здания больницам и приютам, сократил число праздников.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Нам важно было показать в службе значение Собора для России в то страшное время и почтить подвиг соборян — как тех, кто сподобился впоследствии мученического или исповеднического венца и был канонизирован, так и тех участников Собора, которые, проявив в служении гонимой Церкви свои лучшие христианские качества и знания, почили не от гонений, а от треволнений эпохи (как, например, профессор Борис Александрович Тураев), всех тех, кто по-христиански кротко переносил в эти годы страдания, болезни и лишения и чей подвиг можно сопоставить с бескровным мученичеством преподобных. При составлении канона участникам Поместного Собора были использованы принципы, которых не знают службы отцам Вселенских Соборов: в новой службе звучат имена всех участников Поместного Собора, прославленных в лике святых, а все песни канона и даже Богородичны отражают тот или иной этап страданий Русской Церкви. Например, о периоде ссылок и лагерей, когда гонимым приходилось самим создавать маленькие, чтобы их было легко спрятать, иконостасы, иконы, плащаницы, в Богородичне 5-й песни канона говорилось так: «Службу Божию совершающе в местех потаенных иже за веру страдальцы, образ Твой, о Богомати, яко зеницу ока храняху, на дщицах и каменех малых писан, исткан на холстех, рукама ревнителей истины Христовы». Сам материал, прочитанный при подготовке к написанию службы, проводимая в Университете работа по изучению гонений, — все определяло структуру службы. Отмечу интересный факт: в 2019 году в рамках конкурса переводов богослужебных текстов, проводимого в Русской Православной Церкви Заграницей , Уолкер Риггс Томсон, славист, выпускник Оксфорда, который проходил в ПСТГУ стажировку, перевел нашу службу на традиционный богослужебный английский язык, восходящий к XVI-XVII векам. Работа получила высокую оценку комиссии конкурса, а осуществивший ее Уолкер Томсон — благословение на новые переводы служб новомученикам. В декабре 2019 года ПСТГУ посетил предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Тихон , хор богословского факультета исполнил тропарь и кондак Святейшему Патриарху Тихону на английском языке из вышеупомянутого перевода.

http://patriarchia.ru/db/text/5771521.ht...

Арабы читали свои сочинения в общем собрании, критиковали их, рассуждали свободно о предметах веры и тщеславились своею болтовнею. Цель всех подобных собраний и рассуждений заключалась в том, чтобы посредством свободных бесед, злонамеренной, или насмешливой критики православных догматов, уставов и обрядов незаметно внушить православным протестантские понятия, влить, под видом сладкого и приятного меду, тонкий яд, который должен был постепенно убить древние верования, предания и нравственность неразвитых арабов 81 . При помощи такой хитрой политики, американские миссионеры иногда пожинали обильные плоды среди шаткого в вере сирийско-арабского населения, о чем свидетельствует архим. Порфирий в своем дневнике. «В православном селении Хасбее, – пишет он, напр., под 3 декабря 1848 года, – назад тому девять месяцев, несколько семейств приняли протестантство по проискам американских миссионеров, пребывающих в Бейруте» 82 . «Американская миссия протестантов в Бейруте, – писал он несколько раньше 26 ноября 1848 года, – действует успешно. – Она открыла школу в ближней православной деревне Хамдунь для приготовления миссионеров и пасторов в Сирии (протонотарий наименовал еще одну деревню, в которой учреждена протестантская школа, но я забыл ее название) 83 . Не стеснялись американские миссионеры завлекать православных в протестантство и посредством подкупа, практиковавшегося в самых разнообразных видах. «Огласилось, – пишет, напр., архим. Порфирий в своем дневнике под 14 сентября 1851 года, – что православные ливаногорцы в деревне Бесканте близ Бейрута, числом 600 душ, недавно обратились в протестантство, после того как американские миссионеры помогли им выиграть какую-то тяжбу с игуменом Ильинского монастыря Макарием» 84 . Впоследствии Томсон переселился из Бейрута в Сидон и здесь начал усердно насаждать протестантство. «Отдыхаю в Сидоне, – писал архим. Порфирий 30 мая 1852 года. – Здесь назад тому год открыто протестантское училище. Наставник англичанин. Он обучает мальчиков и девочек, в числе которых находятся и православные, но не многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Новые языки студенты I курса изучали под руководством лекторов: Александра Мишина (французский язык), священника Николая Преображенского (английский язык) и Густава Томсон (немецкий язык). Особые (учено-литературные и др.) труды наставников Академии. О. Инспектор Академии, экстраординарный профессор архимандрит Иларион. напечатал: 1) в Богословском Вестнике статьи: а) «Богословие и свобода Церкви (О задачах освободительной войны в области русского богословия)» (1915, сентябрь) и б) «О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского» (1916, январь); 2) в журнале Христианин: а) «Новый Завет в апостольское время» (1916, январь) и б) «Новый Завет во втором веке» (1916, март – апрель); 3) в сборник в память трехсотлетнего державного Дома Романовых «Россия в ее прошлом и настоящем» – статью: «Исторический очерк существования Православной Церкви в России за время с 1613 года по настоящий момент». Сверхштатный заслуженный ординарный профессор М. Д. Муретов окончил перевод и издание жития и службы св. —58— Максима Исповедника , составившие 69-й том Творений Святых Отцов, издаваемых при Императорской Московской Духовной Академии, – и составил отзывы о магистерских диссертациях свящ. В. Платонова и испр. д. доцента А. Туберовского . Ординарный профессор С. И. Соболевский напечатал некролог «Александр Николаевич Шварц» в Журнале Министерства Народного Просвещения (1916, январь, февраль, март) и в Отчет Императорского Московского Университета за 1915 год. Ординарный профессор С. С. Глаголев напечатал: 1) в Богословском Вестнике: а) «О философии религии» (1915, 9; 1916, 1), б) «Древо знания и древо жизни» (1916, 2, 3–4, 5); в) начал печатание исследование: «Опыты математического решения философских вопросов» (1916, 6, 7–8); 2) в журнал Вера и Разум: а) «Без родины» (1916, 1); б) начал печатанием «Прошлое человека» (1916, 5, 6–7, 8–9); 3) в журнале Церковь и Общество: «Затмение светил и 1916 год» 1). Ординарный профессор М. М. Богословский напечатал: 1) «Еще к вопросу о Судебнике 1589 г.» в Журнале Министерства Народного Просвещения (1915 г. кн. 12) и 2) рецензию на книгу проф. Флоровского «Состав Законодательной Комиссии 1767–74 г.г.» в Исторических Известиях (1916 г. кн. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сверхштатному заслуженному ординарному профессору, Действительному Статскому Советнику Митрофану Дмитриевичу Муретову, согласно его прошению и представлению Преосвященного Ректора, указом Святейшего Синода от 10 января 1912 года за 224 предоставлено право читать в Академии лекции, принимать на себя исполнение различных поручений Совета и участвовать в заседаниях Совета с правом решающего голоса, без особого вознаграждения. Ординарный профессор по кафедре истории древней церкви, Статский Советник Анатолий Алексеевич Спасский —8— Советом Академии 11 января 1912 года избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 21 числа того же месяца утвержден, со дня избрания, в должности члена Правления Академии. Экстраординарные профессора: по кафедре греческого языка – Действительный Статский Советник Сергей Иванович Соболевский и по кафедре русской гражданской истории – Коллежский Советник Михаил Михаилович Богословский указом Святейшего Синода от 7 февраля 1912 года за 1872 утверждены в звании ординарных профессоров Академии, с 11 января 1912 года – дня избрания их в это звание академическим Советом. Доцент по II-oй кафедре Священного Писания Нового Завета священник Владимир Николаевич Страхов и исправляющий должность доцента по I-oй кафедре Священного Писания Ветхого Завета священник Димитрий Васильевич Рождественский тем же указом Святейшего Синода от 7 февраля 1912 года за 1872 утверждены в звании экстраординарных профессоров, с 11 января 1912 года – дня избрания их в это звание Советом Академии. Преподаватель Московского Синодального училища церковного пения Густав Яковлевич Томсон Советом Академии в собрании 11 января 1912 года избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 21 числа того же месяца утвержден, со дня избрания, в должности лектора немецкого языка при Академии. Помощник инспектора Академии, кандидат богословия, Константин Владимирович Владиславлев резолюцией Его Высокопреосвященства от 11 Декабря 1911 года назначен на священническую вакансию к Московской Василие-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христианство, преодолев языческие предрассудки людей, открыло путь не только к Богопознанию, но и научному естествознанию. Вместе с тем, несмотря на изначальный импульс христианства на становление научной деятельности, развитие науки и техники под влиянием секулярных идеологий, начиная с эпохи Просвещения, а особенно в XIX веке, стало порождать определенное противостояние веры и знания, науки и религии. Отношения науки и религии складываются по-разному на Востоке и Западе христианской цивилизации. Наиболее драматичны они были на католическом Западе. Это было обусловлено тем, что Запад стал колыбелью новой европейской науки. Католическое богословие уже с XII-XIII веков позиционирует себя как рациональную систему знаний и пытается включить в себя естественнонаучные теории. Это породило такие «неудобные» исторические факты для Ватикана, как, например, дело Галилео Галилея, реабилитированного только в 1992 году после попыток, предпринятых в 1820 году и после II Ватиканского собора в 1962-1965 гг. На христианском Востоке взаимодействие науки и религии не принимало такого острого характера, как на Западе. Христианский Восток запаздывал с развитием науки, понимаемой как математическое естествознание. Михаил Васильевич Ломоносов справедливо писал: наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду Эту же мысль выразил святитель Московский Филарет: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с Впрочем, несмотря на определенное напряжение во взаимоотношениях Церкви и науки на Западе, многие западные ученые, особенно связанные с естественными науками — физикой, математикой, химией — были людьми верующими и занимались научными исследованиями не в отрыве от религиозного мировоззрения. Их список весьма обширный. Упомянем хотя бы тех, кто знаком нам со школьной скамьи — Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Блез Паскаль, Андрэ Мари Ампер, Карл Фридрих Гаусс, Уильям Томсон (лорд Кельвин), Томас Эдисон, Джеймс Прескотт Джоуль, Луи Пастер.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4269363...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010