Формы социальной жизни у различных животных весьма различны и даже у различных видов одних и тех же родов животных они принимают различный характер, в различной степени проявляются у животных и альтруистические инстинкты. В весьма различной степени присущи они различным человеческим племенам и одним и тем же племенам в различные времена… Человеческая совесть есть продукт эволюции, и так как факторы эволюции не были тождественны на всём земном шаре, то поэтому совесть у различных племён оказывается очень различной. Г. Спенсер, в статье, подвергающей беспощадной критике учение о морали Канта, попытался доказать это положение множеством примеров. «Леббок, говорит он, пишет: «я полагаю, что низшие расы можно считать лишёнными всяких идей о праве…, что есть также расы, не обладающие нравственным чувством, это противоречило тем предвзятым идеям, которые я внёс в начало моих исследований в жизнь дикарей, и я отстал от этой мысли лишь постепенно и не без борьбы». (Происхожд. цивилиз. 269). Вот факты, приводимые Спенсером в подтверждение этого взгляда. «Говоря о своём умершем сыне, Туи Тхахау, глава фиджийцев, хвалил его, определяя его ум смелым, а жестокость совершенной, так как она позволяла ему убивать своих собственных жён, когда те раздражали его, и съедать их (S. E. Erskine, Восточный океан, стр. 248)» . Проливать кровь для фиджийца не только преступление, но слава… Быть каким-либо образом признанным убийцей, есть предмет безграничной гордости для островитян Фиджи «(Т. Williams, Фиджи и Фиджийцы, стр. 212)». Томсон говорит о молодых зулусах: печально, что даже в довольно нежном возрасте они могут под влиянием минуты и по закону убить своих матерей, если те пытаются их наказывать «(Т. Thompson, Путешествия и приключения в южной Африке. 11, стр. 418)». Убийство, разврат, воровство и все другие сорта преступлений не считаются грехом на Золотом Берегу. «(Босман, Описание берегов Гвинеи)». Восточным африканцам неизвестна карающая совесть. Единственно, что они боятся, это преследования тени убитого, раздражённого их преступлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

При виде такого устройства школы, я понял, что это не может быть просто низшая школа. «Что это? богословская школа»?, спрашиваю учителя, – Да. «И вы все потом становитесь проповедниками»? – Да. Сам он преподавал в школе толкование Библии . Зашли и в комнату учителя. Она ничем не отличалась от ученических. На столе лежит Библия и маленькая Daily Book, с религиозными размышлениями на каждый день года. Спустились несколько под горку, на том же дворе, в ученическую столовую и кухню. Там уже был готов для наших любезных хозяев обед, и мы, не желая мучить их голодом, раскланялись с ними и ушли. Школа, по словам учителя, устроена всего прошлый год, поэтому она и смотрит такой чистой и веселой. Мистер Томсон жил в соседнем особом доме, точно такой же постройки и величины, как и школа. Я и раньше слышал, что протестантские миссионеры вообще живут пространно. Впрочем, сравнивать их с католическими совсем нельзя. Протестанты по большей части семейные люди, а где есть жена, там непременно будет и некоторый комфорт, некоторые удобства жизни, которых холостому человеку и не устроить, да и в голову не придет устраивать. На этот раз, впрочем, к миссионеру мы не пошли, ограничившись только внешним взглядом на его жилище. Нам передавали, что Шотландская миссия в Амой и, главным образом, еще в каких-то двух провинциях имела до 6000 человек крещенных. Да, сумма круглая... На следующий день мы вышли из Амой. Качки (по словам, впрочем, моряков) не было. На Благовещенье была у нас и служба. Но от вечерней беседы на кануне праздника пришлось отказаться, несколько смалодушничал, хотя и жаль было моих слушателей, которые бросали на меня ожидающие взгляды. Прекрасный народ. И как они каются на исповеди. Вот где учиться нам искреннему смирению и чувству греховности. Удивительно есть чистые души, хотя и приходится им по временам падать. Есть и ригористы между ними, но только это не узкие исполнители долга. Чувство законности нам русским, да пожалуй, и всем вообще славянам, не особенно свойственно, мы не немцы и не японцы. В русском ригористе имеется чувство страха Божия, закона Божия. Чувства эти принято ожидать только у людей поживших, несколько устаревших, но мне пришлись встретить совсем еще юношей, матросов первого года, которые благоговейно говорили – «Нельзя. Это не по закону». Должно быть, происходили из какой-нибудь богобоязненной старой семьи с хорошим домашним укладом. Конечно, большая часть легкомысленны, но где без немощей?..

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Так, Томсон утверждает, что один кубический метр эфира весит 0,0000000000001 грамма. Вычисление другого ученого (Гери) приводит к цифре в сто миллионов раз большей. С открытием радия явления радиоактивности признали продуктом распада атомов. И теперь построили новую теорию — электронную. Атом по своему строению состоит из тысяч электронов (и распадается на корпускулы). Эти электроны или электрические заряды двигаются в атоме, как в некоей космической системе. Картина строения материи представляется так: в одном кубическом сантиметре 20 триллионов молекул, в одной молекуле два атома, в атоме несколько тысяч электронов, их взаимные расстояния так огромны сравнительно с их размерами, что соответствуют взаимным расстояниям планет в Солнечной системе (Оливер Лодж). Таким образом, видимый космос мы пытаемся объяснить воображаемым космосом, действующая сила которого — электричество по существу нам все-таки неизвестна, что заявляют и такие специалисты, как Хвольсон. По словам одного философа, замена атомистической теории посредством электронной напоминает размен монеты на более мелкую единицу. Теория механическая уже имеет тенденцию разложить материю на силы и движения, в то время как энергетика все сводит к видам энергии, а взамен атомов признает нематериальные центры сил. Самое существование материи как субстанции не установлено (эмпириокритицист Эрнст Мах отрицает объективное существование тел: «Не тела вызывают ощущения, а комплекс ощущений образует тела»). (Сравним остроумное положение: «Материя есть энергия в статическом состоянии, энергия есть материя в кинематическом состоянии»). Сравнивая эти естественнонаучные изыскания и их фазисы, приходится сказать, что между ними едва ли не труднее установить согласие, чем между наукой и религией. Причина проста, не факты, научно установленные, а мнения ученых. А мнения, как мы видим, могут противоречить не только религии, но и друг другу, и самой природе. Беда не в том, что эти мнения существуют, ибо они представляют гипотезы и проекты, восхождения и падения на пути к созиданию истины, а в том, что мы принимаем эти временные кредитные билеты за звонкую монету, а часто и фальшивые билеты за настоящие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2280...

Среди первых такие имена, как Томсон, Оливер, Лодж и другие. Среди верующих христиан были названы такие, как Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт, имена которых увековечены в физике, как нарицательные для обозначения известных физических понятий. А кто не знает о религиозном энтузиазме гениального математика Паскаля, написавшего удивительные «Мысли о религии»! Вспомним еще религиозные взгляды некоторых из ученых. Галилей (1564–1642) — физик и астроном писал: «Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить зла, ни ошибаться, — изречения его абсолютно и непреложно истинны». Химик Бойль (1626–1691): «Сопоставленные с Библией все человеческие книги, далее самые лучшие, являются только планетами, заимствующими весь свой свет и сияние от солнца» (Деннерт). Химик и физиолог Пастер (1822–1895): «Так как я мыслил и изучал, то потому и остался верующим, подобно бретонцу. А если бы еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка». Философ и математик Ньютон (1643–1727) высказал свои положительные верования в чудеса и пророчества в своем толковании на книгу пророка Даниила и Апокалипсис. Работы гениального врача-гуманиста профессора Н.И.Пирогова и в области медицины, и в области педагогики до сих пор считаются классическими. До сих пор в виде веского довода делаются ссылки на его сочинения. Но отношение Пирогова к религии старательно скрывается современными писателями и учеными. Приведем из сочинений Пирогова замалчиваемые цитаты. «Мне нужен был отвлеченный недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда не читывал, а мне было уже 36 лет от роду, я нашел для себя этот идеал». «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных» «Мистицизм для нас совершенно необходим: это одна из естественных потребностей жизни». «Развитие индивидуальной личности и всех присущих ей свойств — вот, по моему мнению, телескоп наш против недугов века, клонящегося к закату».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2280...

Преисполнен духовной красоты самоотверженный труд сестры милосердия Анны Ивановны Томсон. Она прибыла в колонию прокаженных одной из последних. Как и ее предшественницы, эта милая старушка была для больных заботливой и доброй, как мать. В начале 1917 года на Камчатке в том месте, где находилась основанная мной колония для прокаженных, произошло сильное землетрясение. Случилось это стихийное бедствие глубокой ночью. Дом, где размещались больные, был огорожен плетнем, а домик, в котором жила сестра милосердия, стоял несколько в стороне от больницы. В момент страшного землетрясения он был разрушен. Анна Ивановна жила одна, и никто не мог прийти к прокаженным и сказать, что их любимая сестра милосердия придавлена обломками рухнувшего домика. Горевшая висячая лампа упала и разбилась, а разлившийся керосин вспыхнул. Пламя быстро распространялось. Пожилой женщине грозила смерть от огня. Кругом никого не было. Но произошло непредвиденное. Неизвестный русский охотник со своей собакой проходил в эту ночную пору по горам. В момент землетрясения и бушевавшего снежного бурана он сбился с пути. Ощупью, наугад вместе с собакой спустился он с горы и совершенно случайно пришел к горящему дому. Услыхав человеческий стон, охотник спросил: — Кто здесь? Что произошло? — Спасите меня!.. Снимите балки и бревна, придавившие меня, — слабым голосом просила несчастная старушка. — Я сестра милосердия из колонии прокаженных… Очень волнуюсь за судьбу моих больных… Кто их успокоит?.. Живы ли они? Освободите и ведите меня к ним. Охотник быстро и ловко погасил огонь, вытащил женщину из-под развалин и, придерживая ее, повел к зданию больницы. Здесь произошла трогательная сцена. Сестра милосердия заплакала от радости, что дом, в котором находились прокаженные, цел и все больные невредимы. А несчастные прокаженные в момент ночного землетрясения страдали не столько от страха, сколько от волнения за судьбу любимой ими сестры милосердия. Их пугало, приводило в недоумение то, что она пришла к ним в жуткие минуты. Вот почему, когда они увидели ее, хотя и израненную, измученную, но живую, радости их не было конца.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

п. и задаваться вопросом о единстве материи в этом смысле очевидно нелепость, потому что это значило бы задаваться вопросом о единстве, которого, заведомое дело, нет и быть не может. Правда, мы можем себе представить такое вещество, которое по комбинациям или сочетанию своих свойств и качеств не будет походить ни на одно из известных нам веществ; но представить себе вещество, которое обладало бы не новыми только комбинациями свойств, а новыми неизвестными над свойствами или даже лишено было бы всяких свойств мы совсем не можем 37 ; вот почему единственно правильный смысл вопроса о единстве материи заключается в том, существует ли какое-нибудь простое, т. е., химически неразложимое тело из известных нам теперь или необходимо ли признать существование такого же простого тела, из имеющих нам открыться в будущем, которое под влиянием известных нам физических сил могло бы обращаться во все прочие как простые, так и сложные тела? 38 Такой именно смысл вопросу о единстве материи продавали все наиболее серьезные алхимики, начиная с 8-го века, стремившиеся отыскать средства к превращению друг в друга благородных металлов; в таком же именно смысле вопрос этот был выдвинут в начале нашего столетия, когда Проут (в 1815 г.) и Мейнеке (в 1818) высказали гипотезу о происхождении всякого рода простых и сложных тел из водорода. Но понимая в таком смысле вопрос о единстве материи, и поставив его теперь ребром, как должны мы на него отвечать? Гипотеза Проута и Мейнеке в свое время произвела обаятельное впечатление на умы и возбудила продолжавшись почти до конца столетия спор, в котором последовательное принимали участие известные химики Томсон, Берцелиус, Турнер, Дюма, Стас и, наконец, Мариньяк. Спор разрешился не в пользу Проута, но лишь потому, что поставлен и веден был на почве атомистического строения материи. Проут в доказательство происхождения всех простых и сложных тел из водорода совершенно напрасно сослался на кратность атомных весов элементов по отношению к весу водорода, принимаемому за единицу.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/bog...

Иоганн Кеплер (Kepler; 1571–1630), небесная механика, физическая астрономия Блез Паскаль (Pascal; 1623–1662), гидростатика Роберт Бойль (Boyle; 1627–1691), химия, динамика газов Николаус Стено (так же Стенсен, Стено; Steno; 1638–1686), стратиграфия Исаак Ньютон (Newton; 25 декабря 1642 января 1643 по новому стилю] – 1727), дифференциальное и интегральное исчисление, динамика Майкл Фарадей (Faraday, 1791–1867), теория поля Чарлз Бэббидж (Babbage; 1792–1871, вычислительные машины Жан Луи Агассис (Agassiz; 1807–1873), гляциология, ихтиология Джеймс Симпсон (Simpson; 1811–1870), гинекология Грегор Мендель (Mendel; 1822–1884), генетика Луи Пастер (Pasteur; 1822–1895), бактериология Уильям Кельвин (Томсон, Kelvin; 1824–1907), теория энергии, термодинамика Джозеф Листер (Lister; 1827–1912), антисептическая хирургия Джеймс Клерк Максвелл (Maxwell; 1831 – 1879), электродинамика, статистическая термодинамика Уильям Рамзай (Ramsay: 1852 – 1916), химия изотопов Кроме этих основополагающих представителей естественных наук и математики, существовали их предшественники, которые тоже верили в сверхъестественное творение. К ним относятся Роджер Бэкон (Bacon; 1220–1292), Николай Коперник (Copernicus; 1473–1543) и Галилео Галилей (Galilei; 1564–1642). За немногими исключениями, учёные до 1860 г. были христианами. Одно из высказываний Ньютона характеризует типичные представления учёных на протяжении первых двух с половиной столетий эпохи Просвещения: Эта, отличающаяся несравненной красотой, система Солнца, планет и комет могла появиться только благодаря мудрости и владычеству разумного и могущественного Существа. И если неподвижные светила представляют собой центры других подобных систем, то они, созданные столь же проникновенной мудростью, все должны находиться во власти Одного [Newton, 369]. Иоганн Кеплер так объяснял своё стремление заниматься наукой: О, если бы Бог устроил так, чтобы мои чарующие гипотезы (в Mysterium Cosmographicum) сполна принесли среди всех разумных людей тот результат, к которому я стремился, публикуя их, а именно, чтобы вера в сотворение мира укрепилась благодаря этому свидетельству извне, чтобы мысль Творца была распознана в природе, и чтобы Его неисчерпаемая мудрость день ото дня сияла всё ярче [цитируется в Holton, 84].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Проблема исторической достоверности повествования в кн. Б. о патриархах была предметом научных споров во 2-й пол. XX в. Археологические находки и исследования 30-60-х гг. обогатили востоковедение большим количеством новых источников и новых интерпретаций. И хотя наиболее распространенное гиперкритическое направление (работы Нота, Б. Мазара и большинства совр. зарубежных исследователей: Томсон. 1974; 1978; 1979; Лемхе. 1985, 1988; 1992; Алстрем. 1986; Ван Сетерс. 1975; 1983; и др.) считает патриархальную традицию поздней и анахронистической, доверие к патриархальной традиции характерно для умеренно-критического направления, представленного прежде всего работами амер. балтиморской школы (У. Олбрайт , Р. де Во , Дж. Брайт, Э. А. Спейзер, А. Парро и др.). «Время патриархов» относится этими исследователями к 1-й пол. II тыс. до Р. Х., периоду аморрейского переселения (см. Аморреи ); иногда считается, что непосредственно древнеевр. этнос выделился из среды хапиру амарнского периода (XIV в. до Р. Х.), принадлежащих западносемит. кочевому ареалу (Р. де Во; см. Westermann. Erträge der Forschung. S. 73). Переселение Авраама Олбрайт рассматривал как эпизод вторжения в Палестину полукочевых групп западносемитских скотоводов-аморреев из Сирии. Основной ячейкой общества аморреев была родоплеменная единица, носившая название «гайу» (ср.: евр. гой - народ) и делившаяся на более мелкие кровнородственные ячейки. Под властью главы большой патриархальной семьи были помимо его жен и детей также семьи сыновей, чужаки, усыновленные или присоединившиеся к роду, рабы и рабыни. При этом Олбрайт подчеркивал невозможность точной датировки миграции Авраама в Сиро-Палестинский регион или Иакова в Египет, но, исходя из общей исторической ситуации, относил 1-ю к XIX в. до Р. Х., 2-ю к гиксосскому вторжению в Египет (XVIII в. до Р. Х.) (см. Гиксосы ). С ними связывается изображение из егип. гробницы в Бени-Хасане (1890 г. до Р. Х.), где группа семитов движется вместе с ослами, навьюченными среди проч. груза мехами для плавильных горнов. Глава клана носит западносемит. имя Аб-Ша.

http://pravenc.ru/text/153739.html

– Не знаю, – сказал Ганувер, – мне объясняли, так как я купил и патент, но я мало что понял. Принцип стенографии, радий, логическая система, разработанная с помощью чувствительных цифр, – вот, кажется, все, что сохранилось в моем уме. Чтобы вызвать слова, необходимо при обращении произносить „Ксаверий“, иначе он молчит. – Самолюбив, – сказал Томсон. – И самодоволен, – прибавил Галуэй. – И самовлюблен, – определила Дигэ. – Скажите ему что-нибудь, Ганувер, я боюсь! – Хорошо Ксаверий! Что ожидает нас сегодня и вообще? – Вот это называется спросить основательно! – расхохотался Галуэй. Автомат качнул головой, открыл рот, захлопал губами, и я услышал резкий, как скрип ставни, ответ: – Разве я прорицатель? Все вы умрете; а ты, спрашивающий меня, умрешь первый. При таком ответе все бросились прочь, как облитые водой. – Довольно, довольно! – вскричала Дигэ. – Он неуч, этот Ксаверий, и я на вас сердита, Ганувер! Это непростительное изобретение. Я выходил последним, унося на затылке ответ куклы: „Сердись на саму себя!“». Замечательно, что это тот самый случай, когда позиции Дигэ, Дюрока и автора совпадают. Но механическая кукла у Грина не только наделена даром пророчества, она – страдает, как живая, как не дано страдать Корриде Эль-Бассо, и приносит смерть не только своему создателю, но и новому хозяину. И здесь не просто угроза механической жизни, могущей разрушить живую жизнь, – но какая-то запредельная, необъяснимая тоска. Ах, как несовершенен человеческий мир, несовершенны дела людей, даже если дать им так много денег, что всякая роскошь станет им доступной. Выстроил огромный, изобилующий чудесами дворец Ганувер, предварительно вываляв свое золото в нефти, каменном угле, биржевом поту и судостроении. Напичкал его волшебствами, поразил сотню-другую богатых бездельников и потерял единственную, любимую девушку, потому что: «Ганувер, вы дурак! Неужели вы думаете, что девушка, которая только что была здесь, и этот дворец – совместимы? Стоит взглянуть на ее лицо… Вы сделали преступление, отклонив золото от его прямой цели, – расти и давить, – заставили тигра улыбаться игрушкам, и все это ради того, чтобы бросить драгоценный каприз к ногам девушки, которая будет простосердечно смеяться, если ей показать палец! Меж вами и Молли станет двадцать тысяч шагов, которые нужно сделать, чтобы обойти все эти – клянусь! – превосходные залы».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

– Нога… – перебила Дигэ, рассматривая свою тонкую руку. – Да. Я сказал, что виноват. Так вот, я крикнул: „Стоп! Задний ход!“ И мы остановились, как охотничья собака над перепелкой. Я скажу, берите кисть, пишите ее. Это была фея, клянусь честью! – „Послушайте, – сказал я, – кто вы?“… Катер обогнул кусты и предстал перед ее – не то чтобы недовольным, но я сказал бы, – не желающим чегото лицом. Она молчала и смотрела на нас, я сказал: „Что вы здесь делаете?“ Представьте, ее ответ был такой, что я перестал сомневаться в ее волшебном происхождении. Она сказала очень просто и вразумительно, но голосом, – о, какой это красивый был голос! – не простого человека был голос, голос был… – Ну, – перебил Томсон, с характерной для него резкой тишиной тона, – кроме голоса, было еще что-нибудь? Разгоряченный капитан нервно отодвинул свой стакан. – Она сказала, – повторил капитан, у которого покраснели виски, – вот что: „Да, у меня затекла нога, потому что эти каблуки выше, чем я привыкла носить“. Все! А? – Он хлопнул себя обеими руками по коленям и спросил: – Каково? Какая барышня ответит так в такую минуту? Я не успел влюбиться, потому что она, грациозно присев, собрала свое хозяйство и исчезла. И капитан принялся за вино. – Это была горничная, – сказала Дигэ, – но так как солнце садилось, его эффект подействовал на вас субъективно». Ироническая злючка Дигэ – соперница Молли, принадлежащая к «высшему разряду темного мира». Любовник Дигэ Галуэй, выдающий себя за ее брата, говорит, что «сумасшедший Фридрих никогда не написал бы своих книг, если бы прочел только тебя». Она красива, хищна, коварна, умеет произвести на мужчину впечатление и овладеть его душой, она – женщина-вамп, хищница, разрушительница, несущая герою гибель. Но в «Золотой цепи» весь этот демонизм снимается мягкостью и ироничностью повествования, даже некоторым обаянием, предсказывающим будущий жанр «иронического детектива». И точно так же иронично и беззлобно описаны циничные сообщники Дигэ, хозяин суденышка, на котором служит Санди, и злые, насмешливые матросы. «Золотая цепь» в этом смысле замечательный пример того, как далеко ушел Грин от той магии и всесилия зла, которые присутствовали в его ранних рассказах. Позднее именно это обстоятельство позволило многим мемуаристам и гриноведам говорить о том, что творчество Грина сильно просветлело после Октябрьской революции и что именно в такую своеобразную художественную форму вылился вклад Грина в советскую литературу.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010