Так говорит Господь: «Я воздвиг тебя, царя правды, призвал тебя правдой, взял тебя за руку правую, укрепил тебя, чтобы покорились тебе народы. Силу царей я разрушу, и отворю тебе ворота, и города не затворятся. Я пойду перед тобой, сравняю горы, двери медные сокрушу и затворы железные сломаю». И тогда непоколебимую и безупречную царскую власть даст Господь Бог в руки твои, Богом утвержденный государь, и сыновей сынов твоих в род и род и вовеки. Итак, от чистой веры молитвою к Богу день и ночь, в молитвах и мольбах, литиями и соборами святительскими, божественными возношениями вашими необходимое и подобающее поминовение о благочестивой державе вашей и царской вашей победе совершаем за литургией, чтобы покорены были враги ваши под ноги ваши, чтобы одолели вы их в сражениях. Да рассыплются поганые страны, рвущиеся в бой, ослепляемые Божьей молнией, и пусть они, как псы голодные, языками своими землю лижут, и ангел Господень погоняет их. Радуемся и веселимся, слыша о доблести и крепости твоей и о победе твоего сына, данной ему Богом, и о великом мужестве и храбрости твоего брата, – государей наших, ставших против безбожных этих агарян. Но по евангельскому великому слову: «Претерпевший до конца спасется». Молю же твое царское многоумие и Богом данную тебе премудрость, да не пренебрежешь моим худоумием. Ибо сказано: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание, потому что познание святыни – разум. Таким образом много лет проживешь и прибавится тебе лет жизни». И с этим всем да будет милость великого Бога Господа нашего Иисуса Христа, молитвами пречистой его матери и всех святых, и великих чудотворцев земли нашей, преосвященных митрополитов русских Петра, Алексия, и Ионы, и Леонтия, епископа ростовского, чудотворцев Исайи и Игнатия, преподобных и богоносных отцов наших Сергия, Варлаама и Кирилла, и прочих, и нашего смирения благословение на тебе, нашем государе, и на сыне твоем, и на твоем государстве, и на твоей братии, и на всех князьях, и боярах, и воеводах, и на всем вашем христолюбивом воинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

собственных средств 30 тысяч польских золотых (4 1/2 тысячи рублей на русские деньги). В этом просторном деревянном здании разместился первый состав Семинарии – учащих, учащихся и прислуги – всего 30 человек. Управление семинарией было вверено трем лицам белово духовенства регенсу (ректору), вице-регенсу (инспектору) и прокуратору (эконому). Те же лица в первое время после основания Семинарии состояли в ней и преподавателями наук. Первым регенсом был священник Лев Плескевич. Для создания на содержание Семинарии постоянного денежного фонда Рыло обратился за помощью к некоторым польским вельможам. Его призыв нашел живой отклик в рядах польской родовитой аристократии и она пожертвовала на это «столь необходимое, столь благочестивое и душеспасительное дело» около 100,000 польских злотых (15 тысяч рубл.). В числе жертвователей были: киевский воевода Францишен Потоцкий, отдавший епископу в безвозмездную аренду свое имение Помыник, приносившее дохода 48 тысяч польских золотых, подольский воевода Ян Замойский, отдавший на ту же цель в аренду две деревни с ежегодным доходом 30 тысяч пол. зл., холмский подкоморий Лука Венглинский, пожертвовавший долговых записей свыше 20 т. злотых. К этой сумме Рыло прибавил еще 20 т. зл. из своих средств. Когда Семинария была вполне обеспечена денежным фондом, Рыло позаботился и о благоустройстве её административного управления. Все управление Семинарией было вверено им монахам базилианского ордена и базилианин богемец Фавстин Кавба, получивший богословское образование в Риме, был назначен им регенсом. Грамотой от 10 декабря 1771 года М. Рыло засвидетельствовал об открытии духовной семинарии в Холме. В то же время он написал римской священной конгрегации письмо, в котором просил конгрегацию подтвердить своим декретом: во 1-х, «чтобы управление учрежденной в Холме семинарии оставалось навсегда за монахами чина св. Василия Великого , во 2-х, чтобы собранная им на её содержание сумма навсегда считалась неотъемлемою и неприкосновенною собственностью семинарии». Отцы конгрегации удовлетворили просьбу М. Рыло и папа Пий VI 19 января 1790 г. издал бреве, которым призна-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рис. 5. Крест сербского архиепископа и патриарха Саввы XIV век. Собор в Пиенце (Италия) (ил. из книги); Рис. 6. Напрестольный крест из Протата на Афоне. XIV–XV века. Рис. 7. Ковчег-мощевик Вассиана Рыло. 1463 год. Круг мастера Амвросия. СИХМЗ (фото А. В. Р.); Рис. 8. Оклад Евангелия митрополита Симона. 1499 год. Работа новгородских ювелиров в Москве. ГОП (фото А. В. Р.) Какой же художественной традиции принадлежит филигрань нащокинского креста? Ответить на этот вопрос непросто, ибо Новгород в первой трети XV века испытал впервые сильное влияние Москвы, о чём свидетельствуют названные вещи. Всё же у новгородских ювелиров были особые, излюбленные мотивы скани. Это, во-первых, сердцевидные узоры, обильно используемые ещё в XIII–XIV веках, и, во-вторых, мотив кольца-устья с исходящими отростками, который, по мнению Μ. М. Постниковой-Лосевой, становится «визитной карточкой» новгородских ювелиров XV–XVI веков 569 . Надо признать, что оба этих элемента присутствуют на нащокинском кресте, причём сердцевидный узор является доминирующим на оборотной стороне, мотив же кольца, помещённый внизу, организует весь декор: из него, как из вазы, «вырастает» орнамент оправы. В филигранных работах Амвросия и мастеров его круга этих мотивов мы не найдём. Там, как и у московского ювелира Ивана Фомина (потир 1449 года) 570 преобладают спиральные завитки с крутыми отростками, орнамент вьющегося стебля. Лишь в одном случае мы находим известное совпадение: в нижней части правой створки ковчега-мощевика Вассиана Рыло (1463 год) 571 , приписываемого руке Амвросия, присутствует сердцевидный узор со вписанными вверху мотивами грушевидных лепестков, отчасти напоминающий повторяющийся узор оборотной стороны нашего креста. Однако в целом характер филигранного орнамента на нащокинском кресте всё же уводит нас к памятникам новгородского круга. Аргументы в пользу этой атрибуции можно извлечь и из способа нанизывания завитков сучёной проволоки на основной узор из проволоки плющеной. В отличие от скани московской, где дополнительные завитки, имея довольно длинные веточки, зрительно утолщают основной стебель, делая его как бы двойным, объёмным, – здесь веточки столь коротки, что узор воспринимается колечками, прилегающими к гладкой основе. Последнее делает орнамент более прозрачным, ажурным, менее насыщенным. Вспомним, кстати, что сплошной узор из колечек сучёной проволоки с XVI века получает в Новгороде особенно широкое распространение. Подобная же «разреженность» есть и в распределении «вводных» мотивов в виде грушевидных и листьевидных лепестков плющеной проволоки. В скани же греко-восточной и у Амвросия свободной плоскости совсем не остаётся – всё плотно заполнено, на нащокинском же кресте «вводные» мотивы как бы плавают на плоскости, оставляя не заполненные декором участки, а само их расположение очень свободно. Скань ковчега Вассиана Рыло опять-таки единственный московский памятник, где в структуре «вводных» мотивов нет строгой конструктивности.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В Брянской области уволят директора УК, который пригрозил женщине «хлопнуть в рыло» 12 февраля, 2019. Новостная служба Женщина пожаловалась руководителю УК на неубранный снег и лужи 12 февраля. ПРАВМИР. В правительстве Брянской области пообещали уволить директора управляющей компании, нахамившего местной жительнице. Женщине, пожаловавшейся на состояние дороги, нахамил директор управляющей компании Суземского района Сергей Цуканов, передает ТАСС . Видеозапись инцидента распространили в интернете СМИ. Женщина пожаловалась руководителю УК на неубранный снег и лужи на дороге. В ответ он предложил ей протрезветь, попытался уехать на своей машине, чуть не наехав на нее, и напоследок пригрозил ей «хлопнуть в рыло». В областном правительстве назвали такое поведение недопустимым и пообещали уволить главу «Суземкакомсервиса». С 8 февраля Цуканов находится на больничном. Решение о его дальнейшей судьбе будет приниматься после возвращения директора на работу. Сам чиновник заявил «БpяhckToday», что ролик с его участием смонтирован. Автора видео он обвинил в неадекватности. По факту происшествия проводится внутренняя проверка. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 февраля, 2015 6 ноября, 2018 12 ноября, 2018 19 мая, 2022 29 марта, 2022 7 февраля, 2022 24 декабря, 2021 27 октября, 2021 20 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-bryanskoy-oblasti-uv...

Рассматриваемые же в целом лекции В. Болотова представляют собой солидный вклад в общую сокровищницу церковно-исторического познания. Самое ученое имя проф. Болотова ручается уже за научную ценность их содержания. Тонкий и оригинальный ум, способный проникнуть в самые интимные мотивы изучаемых явлений, умение сказать новое там, где говорили многие, изящный литературный стиль, всестороннее и почти исчерпывающее изучение обсуждаемых вопросов – все это составляет отличительные качества рассматриваемого нами нового его труда. Он может служить незаменимым руководством для всех приступающих к занятиям в области церковной истории, составляющей предмет его содержания. Он в особенности полезен для преподавателей духовной семинарии в том отношении, что ближайшее знакомство с ним поможет им оживить бледный и малосодержательный учебник по церковной истории. Наконец, подробный указатель (467–472), составленный издателем лекций проф. А.И. Бриллиантов , делает книгу вполне пригодной для практического употребления. А. Спасский Витошинский Е.М. Краткий обзор истории Холмской Духовной Семинарии//Богословский вестник 1911. Т. 1. 2.С. 387–402 (2-я пагин.) —387— 9 минувшего сентября Холмская Духовная Семинария праздновала 150-летний юбилей своего существования. По времени основания это скромное учреждение является ровесником Московского университета, а по тем переменам и превратностям, которые оно пережило и по тому напряжению сил, которого потребовала от него полуторавековая жизнь, оно одно из исключительных по своей судьбе учебных заведений России. Ко дню юбилея преподаватель гражданской истории М. И. Струков составил на основании данных архива семинарии интересную историческую записку о минувших судьбах семинарии. Записка была прочитана автором на акте 9 сентября и мы заимствуем из неё все фактические данные настоящего очерка. I Основателем Холмской Духовной Семинарии был Холмский униатский епископ Максимилиан Рыло. По рождению он был поляком и первоначально исповедовал римско-католическую веру, но после принял унию. Богословское образование Рыло получил в Риме, а наставниками его были базилиане и иезуиты. Католические тенденции униатского епископа были настолько заметны современникам, что духовенство Перемышльской епархии (в Галиции) назвало его «более латинянином, чем греко-униатом». Здание Духовной семинарии было построено в 1759 году, в основу финансового фонда будущей Семинарии были положены Рыло из

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он пьет, как грецкая губка. Упился до положения риз. Пьет, как в бездонную кадку льет. Ему ворона глаз клюет, а он и носом не ведет. Мое рыло бороздило. Пьяное рыло – чертово бороздило. Четверней поехал (т. е. на карачках) . Служит землемером по винной части (т. е. валяется пьяный) . Как стелька пьян. Как вехотка насосался. Напился чернее матушки грязи (чернее государевой шляпы). Сам себя не видит (всегда пьян) . Так пьян, что через губу не плюнет. Не то пьяный, что ничком падает, а то пьяный, что навзничь. Спиться с кругу; пить мертвую, непробудную, непросыпную чашу. Его чарка бьет. У него под горлом дыра. У него в голове гусляк разгулялся (хмель растет на р. Гуслице, Богородск. уезда) . Допился до чертиков. Попей, попей – увидишь чертей. В глупую голову и хмель не лезет. Дурацкую голову и хмель не берет. Сивуха, сивалдай, сильвупле, французская 14-го класса, царская мадера, петровская, чем тебя я огорчила, чем ворота запирают, пожиже воды, пользительная дурь, дешевая, продажный разум, огонь да вода, душегрейка, хлебная слеза, что под тын кладет, распоясная, подвздошная, крякун, заунывная, плясовая, горемычная, клин в голову, прильпе язык, мир Европы. Сапожник настукался, портной настегался, музыкант наканифолился, немец насвистался, лакей нализался, барин налимонился, солдат употребил. Сапожник накуликался, портной наутюжился, купчик начокался, приказный нахлестался, чиновник нахрюкался, служивый подгулял. Кто соль любит, пить станет, склонен к пьянству. Нос свербит – в рюмку глядеть. Где огурцы, тут и пьяницы. Наизнанку платье надел, либо остегнулся, так пьяным, не то битым быть. Выгляну в окошко: стоит долгий Антошка, в нем сусло и масло, и смерть человечья (кабак) . Вино надвое растворено: на веселье и на похмелье. Вино развязывает язык. Вино веселит сердце. Старухе ноги подымает, старику глаза протирает. Его же и монаси приемлют (семинарск.) . За вино бьют, а на землю не льют. Пей, да ума не пропей! Перепой пуще недопоя (и наоборот, в шутку) . Пьян бывал, а ума не пропивал.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

А может быть, и впрямь в некоторой наступившей ситуации его дело сторона? Он ведь в сущности никогда не был сторонником тупого коллективизма ради массовости. Кажется, в 1988 г. вышла кассета, на которой был записан грандиозный «Бошетунмай» со словами, посвященными этому столь ценному для многих состоянию, ничтожному, однако, в глазах Цоя: Все говорят, что мы в месте Все говорят, но немногие знают — в каком Я понимаю, что коллективизм — дело святое, даже если его не называют соборностью… Кто желает обидеться, может обижаться. А я тоже тогда обижусь. Потому что если человек, спевшие великие слова Есть лишь любовь и есть смерть Эй, а кто будет петь, когда все будут спать? Смерть стоит того чтобы жить А любовь стоит того чтобы ждать («Легенда») в последнем своем альбоме (а он не знал, что тот последний!) обращается к совсем другим сюжетам: Я не люблю когда мне врут Но от правды я тоже устал 39 или И мы могли бы вести войну Против тех кто против нас Так как те кто против тех кто против нас Не справляются с ними без нас 40 , то не правда ли, это больше всего напоминает нам шварцевского волшебника из «Обыкновенного чуда», который сетует и негодует, что его, веселого человека, обожающего всякие смешные волшебства, глупым и нелепым поведением заставляют чуть ли не проповеди произносить. Кстати, время у нас такое, что до произнесения проповедей, кажется, втайне мечтает дорваться буквально кто угодно. А это вовсе не идеальное состояние общества. Наконец, вспомним, зачем, по Честертону, нужны поэты. В этих печальных обстоятельствах я предлагаю Вам обратиться к песне «Нам с тобой» из «Черного альбома», предельно горькой, невзирая на подчеркнуто лирическую тональность, и процитирую ее довольно подробно. Здесь непонятно где лицо а где рыло И непонятно где пряник где плеть … Что построить и что разрушить И кому и зачем здесь петь ? Противопостояние лица и рыла восходит к Гоголю, у которого в финале «Ревизора» перед Городничим мелькают какие-то свиные рыла вместо лиц; да свиное рыло лезет в окно в «Сорочинской ярмарке». Политика кнута и пряника тоже изобретена не сегодня, но чтоб такие пряники, которые от плети не отличишь — это надо уметь. Полная дезориентация с тем, что строить, что рушить, — это наше любимое, а творческие трагедии… на них как-то не принято обращать общественное внимание. Может быть, и в этом проявляется тот самый уловленный Цветаевой тайный страх тайного советника Гете перед Бетховеном, о котором она в «Крысолове» сказала как о самой сердцевинной сущности музыки? Может быть, оказался напрасным тот прорыв в финале «Ассы», о котором тоже было сказано? Очень это плохо, но дальше не лучше:

http://pravmir.ru/deti-minut-ili-pismo-s...

Оно успокоило кровь (необыкновенно бурную у евреев, см. Библию), выправило нравы, создав одну и самонужнейшую вещь: деликатность, нежность, осторожность. " Тут ужасно легко порвать: а поэтому будем осторожны " . Совершенно противоположно нашему: " У, канатище - не оборвешь. Попробуем! Наляжем! " - У меня любовница. - У меня тоже любовник. - Идем в консисторию. Пришли. - У нас по любовнику и по любовнице. - Худо. Есть свидетели? - Как же, вся улица знает. - Нет, особенные, которые чтобы подкуплены были и чтобы врали. Мы только им верим. - Почем же стоит такой свидетель? - По три тысячи на рыло. Нужно два свидетеля. - Отчего так дорого? - Как же, под присягой ведь. Трудно. Тоже совесть. - Нет таких денег. - Ну, а нет, так и живите... согласно, любите друг друга и не оскорбляйте святое таинство брака. - Это - платонически? или... как? - Платонически. По закону ты можешь ей рыло свернуть и она может тебя мышьяком отравить, а платонически вы " живите согласно, любите друг друга и не нарушайте святого " ... - Хорошо, Матрена, пойдем домой; и теперь ты - меня, а я - тебя; и кто кого скорей до гробовой доски. Так-то и выходит, что действительно в " неисповедимой тайне " супружества паутинка-ниточка разводного письма не лопается, а наш корабельный канат брака (процедура развода) - трещит. - У, постылая! убью тебя! - У, постылый! отравлю тебя! Корреспонденты пишут: " Крайняя подвижность общества, железные дороги, новейшая школа и развращающее действие скандальных судебных хроник расшатали благочестивые нравы прошлого века (в котором буквально писали то же самое) и дали еще один скорбный инцидент: в улице NN городка ММ чиновник, или мастеровой, или писатель, бив 12 лет жену, действительно сварливую и негодную, - и все-таки не добив, полоснул ножом по горлу. Осталось пять человек детей, нервнобольных, от отца и матери - пропойц: благотворители, примите участие " . Вот о чем надо подумать. МАТЕРЬЯЛЫ К РАЗРЕШЕНИЮ ВОПРОСА XXVIII. Параллельно В.В. Розанову Итак, милый друг, приходится продолжать, и все в том же роде? Смущает меня только вопрос: да не надоели ли мы с вами читателям? Нет? Ну, пусть будет нет: начнем говорить далее.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Открыв дверь в комнату, он был приятно изумлен: вместо конфорки от печки или машинки для картофельного пюре в него полетели только слова. Мистер Мак-Каски решил, что благосклонная майская луна смягчила сердце его супруги. — Слышала я тебя, — долетели до него суррогаты кухонной посуды. — Перед всякой дрянью ты извиняешься, что наступил ей на хвост своими ножищами, а жене ты на шею наступишь и не почешешься, а ято жду его не дождусь, все глаза проглядела, и ужин остыл, купила какой-никакой на последние деньги, ты ведь всю получку пропиваешь по субботам у Галлегера, а нынче уж два раза приходили за деньгами от газовой компании. — Женщина, — сказал мистер Мак-Каски, бросая пальто и шляпу на стул, — этот шум портит мне аппетит. Не относись презрительно к вежливости, этим ты разрушаешь цемент, скрепляющий кирпичи в фундаменте общества. Если дамы загораживают дорогу, то мужчина просто обязан спросить разрешения пройти между ними. Будет тебе выставлять свое свиное рыло в окно, подавай на стол. Миссис Мак-Каски тяжело поднялась с места и пошла к печке. По некоторым признакам Мак-Каски сообразил, что добра ждать нечего. Когда углы ее губ опускались вниз наподобие барометра, это предвещало град — фаянсовый, эмалированный и чугунный. — Ах, вот как, свиное рыло? — возразила миссис Мак-Каски и швырнула в своего повелителя полную кастрюльку тушеной репы. Мак-Каски не был новичком в такого рода дуэтах. Он знал, что должно следовать за вступлением. На столе лежал кусок жареной свинины, украшенный трилистником. Этим он и ответил, получив отпор в виде хлебного пудинга в глиняной миске. Кусок швейцарского сыра, метко пущенный мужем, подбил глаз миссис Мак-Каски. Она нацелилась в мужа кофейником, полным горячей, черной, не лишенной аромата жидкости; этим заканчивалось меню, а следовательно, и битва. Но Мак-Каски был не какой-нибудь завсегдатай грошового ресторана. Пускай нищая богема заканчивает свой обед чашкой кофе. Это дело нехитрое. Он сделает кое-что похитрее. Чашки для полоскания рук были ему небезызвестны. В пансионе Мэрфи их не полагалось, но эквивалент был под руками. Он торжествующе швырнул умывальную чашку в голову своей супруги-противницы. Миссис Мак-Каски увернулась вовремя. Она схватила утюг, надеясь с его помощью успешно закончить эту гастрономическую дуэль. Но громкий вопль внизу остановил ее и мистера Мак-Каски и заставил их заключить перемирие.

http://azbyka.ru/fiction/chetyre-million...

Опытному глазу заметны и некоторые общие сдвиги в самом летописном повествовании: большее внимание к простым людям, непосредственно принимавшим участие в событиях, более реальный взгляд на ход событий и большее место, уделяемое истолкованию значения событий в ходе исторического процесса. События мировой истории соединялись в сознании русских людей с русскими событиями. Когда огромное войско хана Ахмата в ответ на отказ Ивана III платить ему дань подошло к реке Угре, а с другой стороны к той же реке подошло русское войско, и стояли оба войска друг против друга сорок дней, не решаясь начать битву, – стало ясно, что наступили решающие дни: быть или не быть Руси в иноземной зависимости. Может, именно этим – значительностью и судьбоносностью события – и объяснялось то, что прежде столь решительные противники теперь стояли и не начинали битвы, и в конце концов Ахмат ушел без боя, придя к решению, что попытка принудить Русь к прежней зависимости ни к чему не приведет. Но пока оба войска стояли друг против друга, напряжение с обеих сторон достигло крайних пределов. Московский митрополит Вассиан Рыло (прозвание «Рыло» происходит от глагола «рыть» и подчеркивает в Вассиане его строительную деятельность – главным образом по устройству запруд и прудов) от имени всего русского народа и всей русской церкви ободрял Ивана III, побуждая к активным действиям, напоминая ему всеми примерами мировой истории и решимостью пращура его Дмитрия Донского о необходимости сбросить чужеземную зависимость. Когда в конце концов войско Ахмата ушло, значение совершившегося не было все еще достаточно осознано. Казалось, что окончание зависимости от Орды могло бы явиться только результатом решительного сражения. Уход ордынского войска представлялся еще только временной передышкой, и поэтому составленная вскоре же после события «стояния на Угре» повесть продолжала решительно призывать Ивана III и всех его воевод к свержению ига. Как это иногда бывает в истории, современники не во всем и не до конца осознают значение совершившегося. Поэтому «Повесть о стоянии на Угре» завершалась энергичным призывом не только к современникам, но и ко всем потомкам современников сохранить Русскую землю от иноземного ига: «О храбри мужствении сынове рустии! Подщитеся свое отечество, Рускую землю от поганых сохранити, не пощадите своих глав, да не узрят очи ваши разпленения и разграбления домов ваших, и убьяния чад ваших, и поругания над женами и дтми вашими, якоже пострадаша инии велицыи славнии земли от турков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010