Первые 200 лет Домовый однопрестольный Благовещенский храм ростовских владык был маленьким, низеньким и небогатым. Да и жителей в слободе было мало, а постоянных прихожан и вовсе не было. Жизнь текла тихая и незаметная, службы совершались монахами из Ростова. Храм неоднократно горел, претерпевал лишения и подновлялся, меняя свой первоначальный вид. Менялась и сама слобода, в которой стали происходить великие события. В 1456 году Смоленскую икону Божией Матери, находившуюся в Благовещенском соборе Кремля, возвращали в Смоленск. Святыню торжественно, с хоругвями, иконами и звоном колоколов, встретили у Благовещенского храма и проводили с крестным ходом до Саввина монастыря. Через 14 лет произошло еще одно событие. Благовещенский храм был связан с именем ростовского архиепископа Вассиана (Рыло), духовника великого князя Иоанна III Васильевича. В 1480 году архиепископ написал послание на Угру, где шло противостояние русских и ордынских войск, разделенных этой неширокой и неглубокой рекой. Это письмо укрепило волю 40-летнего московского князя и вдохновило его на борьбу. Как известно, стояние на Угре и битва закончились бегством хана Ахмата. Сам же архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский Вассиан скончался 23 марта 1481 года на ростовском подворье у Благовещенского храма. XVI–XVII века: тихая жизнь и большие перемены Время в слободе, казалось, замерло. В 1546 году в ней насчитывалось 32 двора, через сто лет все так же стояло 7 крестьянских и 25 бобыльских дворов. В них проживало более 70 человек, бывших прихожанами храма. Но люди кормились московской работой, приносившей малый доход, и часто уходили на торговые промыслы. Так что приход считался бедным. И это несмотря на благосклонное отношение к Благовещенской церкви царя Алексея Михайловича, который назначил ей денежное пособие из царской казны и начал решать вопрос с землей, бывшей в собственности ростовских митрополитов. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на карте Москвы 1878 г. retromap.ru В 1674 году Благовещенский храм на 16 лет отошел могущественному патриарху Московскому Иоакиму. Дело в том, что в XVI–XVIII веках подворье ростовских митрополита расположилось на новом месте – на Варварке, напротив храма великомученицы Варвары. Однако в 1678 году рядом с Благовещенским храмом на Бережках находились уже два митрополичьих двора: в одном из них могли останавливаться приезжавшие из Ростова крестьяне, в другом – представители духовенства и бояре.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святые иноки Троице-Сергиевой обители: святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.) ( † 23 марта 1481 г.); преподобный Мартиниан Белозерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.) ( † 12 января 1483 г.); святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.) ( † 16 марта 1516 г.); преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.) ( † 24 августа 1556 г.); святитель Иоасаф, митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.) ( † 27 июля 1556 г.); преподобный Максим Грек ( † 1556; память 21 января/3 февраля); священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.) ( † 5 июля 1610 г.; память 12/25 января); преподобный Иринарх пономарь ( † 1621; память 28 ноября/11 декабря, 12/25 января); преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.) ( † 12 мая 1633 г.); преподобный Дорофей книгохранитель ( † 1622; память 5/18 июня); святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой лавры с 1745 по 1748 гг.) ( † 10 декабря 1754 г.; прославление 4 сентября 1911 г.); святитель Иннокентий, митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой лавры с 1868 по 1879 гг.) ( † 31 марта 1879 г.; прославление 23 сентября 1977 г.). Сисой, схимник Печерский, преподобный Преподобный Сисой подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. Он проводил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздержанию удивлялись знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведше всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. В общей службе святым отцам, почивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавше своя страсти…» Память преподобного Святая Церковь отмечает 6/19 июля и 28 августа/10 сентября вместе с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН I (Рыло) († 23 марта 1481, Ростов), свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. Согласно «Летописцу о Ростовских архиереях» (XVIII-XIX вв.), В. род. недалеко от Ростова, в местечке на р. Луге. став Ростовским архиепископом, он устроил здесь уединенную молитвенную келью (в XIX в. дер. Рылово). Др. источники местом рождения В. называют окрестности Волоколамска. Прозвище Рыло святитель получил за то, что, по свидетельству «Летописца», любил рыть большие пруды. В XIX в. в селах Воржа и Песошня - бывш. вотчинах Ростовских архиереев - существовали 2 пруда, выкопанные, по преданию, при В. Буд. святитель подвизался в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре (основан в 1444), был учеником прп. Пафнутия Боровского . В 1455 г. стал игуменом Троице-Сергиева мон-ря . Уже в первые годы своего настоятельства В. пользовался особым доверием вел. кн. Василия II Васильевича , в 1458-1459 гг. по поручению вел. князя и свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси, В. вместе с Кассианом, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ездил в Литву, где должен был убедить духовенство Западнорусской митрополии не принимать присланного из Рима митр. Григория (Болгарина) и сохранить верность Московскому митрополиту. Поручение игумен выполнил успешно, судя по тому что кнг. Анастасия, вдова киевского кн. Александра Владимировича, по общему решению своих сыновей, архимандрита Киево-Печерского мон-ря , «князей и панов» дала крупный вклад в подмосковную Троицкую обитель (АСЭИ. Т. 1. 279). За время настоятельства В. Троице-Сергиев мон-рь значительно расширил свои земельные владения в Костромском, Переяславском, Дмитровском, Угличском, Бежецком, Московском уездах. Сохранилось большое число тарханных и несудимых, льготных оброчных грамот, данных обители вел. князьями Василием II и Иоанном III Васильевичем , а также удельным дмитровским кн. Юрием. Вел. кн. тверской Михаил Борисович дал В. жалованные грамоты на беспошлинный проход через Тверское княжество в р. Шексну монастырских рыболовецких судов и людей и, кроме того, на проезд «павозки с солью» по Волге и провоз монастырского товара до Новгорода и обратно.

http://pravenc.ru/text/149887.html

Вассиан, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский (Рыло) († 1481, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) Родился в XV веке в Волоколамске (по Ростовской летописи – родился в 19 верстах от Ростова при р. Луше). Был родственником преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 9/22 сентября и 18/31 октября). В юношеские годы он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию († 1478, память 1/14 мая) и стал его любимым учеником, а впоследствии написал его житие. С 1455 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. Вскоре по избрании своем он был отправлен святым митрополитом Московским Ионою для утверждения в Православии Киевской княгини Анастасии с детьми Симеоном и Михаилом. Свою миссию он выполнил с большим успехом. В 1466 году был архимандритом Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря. 13 декабря 1467 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа. Скончался 23 марта 1481 года. Современники характеризовали архиепископа Василия как архипастыря энергичного, образованного, начитанного и красноречивого. По красноречию архиепископ Вассиан считался «Демосфеном» своего времени. Преосвященный Вассиан известен и литературной деятельностью. В 1480 году он отправил в стан великого князя Ивана III Васильевича на реку Угру пространное и убедительнейшее Послание о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Священного Писания и отечественных летописей. Это Послание по важности содержания занимало первое место из всех посланий духовных лиц в литературе времен правления Ивана III. Как человек деятельный и образованный, архиепископ Вассиан занимал видное место в политической жизни своего времени. Он воодушевлял князей на борьбу с татарами. Отличаясь характером миролюбивым, архиепископ Вассиан всегда стремился примирить между собой враждующих князей и, пользуясь своим большим авторитетом, достигал в этом деле успеха. Труды: Житие преподобного Пафнутия Боровского//Четьи-Минеи 1 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовский (+1356) Иоасаф (Болотов), епископ Кадьякский (+1799) — 5 июня Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+1607) — 18 апреля и 2 июля Исайя, епископ Ростовский (+1090) — 7 июня Кирилл I (в схиме Кириак), епископ Ростовский (t1230) — 5 июня Кирилл II, епископ Ростовский (+1262) — 3 июня Кирилл, епископ Ростовский (+1384) — 5 июня Леонтий, священномученик, епископ Ростовский (t1073) — 5 июня Лука, епископ Ростовский (+1189) — 23 ноября Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703) — 6 декабря Питирим, епископ Великопермский, Устьвымский (+1455) — 11 февраля и 1 сентябя Прохор, епископ Ростовский (+1130) — 5 июня Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский (+1328) — 20 сентября Симон, епископ Ростовский ((+1226) — 5 июня Стефан, епископ Пермский (+ 1396) — 9 мая Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+1925) — 7 апреля и 9 октября Трифон, архиепископ Ростовский (+1468) — 12 января и 14 февраля Феодор, архиепископ Ростовский (+1394) — 11 декабря

http://pravicon.com/info-3614

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ярославские свв. Описания иконы Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовс[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1962-73.] Собор Ярославских святых. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 11171.jpg:   Размер: 880x1200, 1.06 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (150) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые (блгв. кнн.Василий, Константин и Феодор, Давид и Константин). Русь. Последняя треть XVII в. 122 х 103. Из Троице-Сергиева Варницкого монастыря. В 1929 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 11172.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 829 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (166) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые. Строгановская школа (Прокопий Чирин/?/). Икона. Русь. XVII в. 31.5 х 27.5. Coleccion Roger Cabal. Париж. Файл 11173.jpg:   Размер: 1000x1200, 1.2 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (145) , (4) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11174.jpg:   Размер: 581x1200, 0.7 MPix, 130 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (137) , (4) .

http://pravicon.com/icon-3212

Андрей III Васильевич Большой Горяй, четвертый сын Василия Васильевича Темного, Великого Князя Московского и княгини Марии Ярославовны (Афанасьевны) Боровской (8 февраля 1433 г. она вышла в замужество, в 1462 году овдовела; † с иноческим именем Марфы 4 июля 1484 г. и погребена в Московском Вознесенском монастыре), родился в г. Углич (3) 13 (14–19) августа 1446 года; в силу духовного завещания своего отца, по смерти его, в 1462 г. 27 марта он получил в удел себе Углич с Устюжной, Рожаловым, Велетовым и Кистьмой, Бежецкий Верх и Звенигород; летом 1474г. мать князя Андрея, Мария Ярославовна, любившая его более чем остальных детей, дала ему с устьем Шексны свой город Романов, который утвержден был за ним 14 сентября 1473 года братом его, Великим Князем Иоанном III Васильевичем; в 1481 г. 2 февраля по договору с Великим Князем Иоанном III Васильевичем получил еще г. Можайск; в 1470 году 27 мая вступил в брак с княжною Еленою Романовною, дочерью князя Мезецкого (город Мещовск Калужской губернии) Романа Андреевича и венчан митрополитом Филиппом I (1465– 1473) «у Пречистой в Москве». В 1479 г. князь Андрей вместе с братом (младшим) своим, князем Борисом Волоколамским (Волоцким) со своим семейством и людьми вышел из своего удела и ушел к Литовской границе; когда братья пришли в Новгородскую землю, сюда приезжал и безуспешно увещевал их примириться с Великим Князем Ростовский владыка Вассиан Рыло (1467 † 1481 г. 23 марта); в 1480 году в конце октября братья возвратились в Каменец к Великому Князю и потом в свои уделы; Елена Романовна умерла в 1483 году 2 апреля и погребена в кремлевском Вознесенском монастыре; в июне 1491 года весь Углич (город и посад) выгорел (сгорело 15 церквей: за Волгою сгорело более 500 дворов); 20 сентября 1492 года князь Андрей был схвачен в Москве и посажен в заточение 26 в гор. Переяславль-Залесский, где и умер 6 ноября (или 7 октября) 1494 г. и погребен в Московском Архангельском соборе (иные в Угличском Спасо-Преображенском) 27 . У князя Андрея Васильевича были дети: 1) Димитрий (род. 1477 г.); 2) Иоанн (род. 1479 г.); оба были схвачены в Углич 22 сентября 1492 г. и сосланы в г. Переяславль Залесский, потом на Белоозеро и наконец, вскоре после смерти отца, в 1494 г., в Вологду, где князь Иоанн Андреевич принял иночество с именем Игнатия и скончался в оковах схимником 19 мая 1522 года (иные 1523 и 1525 г.). погребен в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре и причислен к лику святых, а князь Димитрий Андреевич получил облегчение в 1540 году: велено было «с него тягость сняти», умер в 1541 г. 28 июня и погребен у ног брата своего; 3) Евдокия (в иночестве после 1512 г. Елена) выдана была за князя Андрея Димитриевича Курбского (1470–1512), воеводу Московского и 4) Иулиания († 1537 г.), дедом своим князем Мезецким выданная в замужество за князя Иоанна Симеоновича Большого Кубенского. Были у князя Андрея и другие дети, умершие в детстве и погребенные в Угличе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Феодор Ростовский, †22 октября 1409. Преподобный Павел Ростовский, †после 1409, память 22 октября Преподобный Ферапонт Можайский, Белоезерский, †27 мая 1426, обретение мощей 27 декабря 1514. Преподобный Кирилл Белоезерский, †9 июня 1427. Святые иноки Троице-Сергиевой обители Святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.), †23 марта 1481. Преподобный Мартиниан Белоезерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.), †12 января 1483. Святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.), †16 марта 1516. Преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.), †24 августа 1556. Святитель Иоасаф, Митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.), †27 июля 1556. Преподобный Максим Грек , †1556, память 21 января. Священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.), †5 июля 1610, память 12 января. Преподобный Иринарх пономарь, †1621, память 28 ноября, 12 января. Преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.), †12 мая 1633. Преподобный Дорофей книгохранитель, †1622, память 5 июня. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой Лавры с 1745 по 1748 гг.), †10 декабря 1754, прославление 4 сентября 1911. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой Лавры с 1868 по 1879 гг.), †31 марта 1879; прославление 23 сентября 1977. Святые последующих поколений, которые продолжали иноческое делание по заветам Игумена земли Русской, образовали Белозерскую, Ферапонтовскую, Соловецкую, Комельскую, Обнорскую, Московскую, Боровскую, Волоколамскую, Нижегородскую, Прилуцкую и Ростовскую ветви генеалогического древа Радонежских святых. Приведенный перечень имен не исчерпывает всех подвижников, связанных с духовной школой Преподобного Сергия Радонежского. Собирание сведений о них должно продолжить благословенное начинание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Удаление его от престола Первосвятительского современники почитали бедствием для отечества 180 . 30 . Трифон, Архимандрит Новоспасский, посвящен 13-го мая 1462 года, и прибыл в Ростов 23-го Мая 181 ; при обретении мощей Ярославских Чудотворцев, Св. Князя Феодора Ростиславича и чад его, Давида и Константина, в 1463 году, за сомнение в святости сих мощей, впал в расслабление, что заставило его в 1467 году, оставить Епархию 182 и удалиться в Спасо-Ярославский монастырь, где вскоре и скончался. 31 . Вассиан/, по прозванию Рыло, ученик Пр. Пафнутия Боровского, Игумен Троицкого Сергиева монастыря, в 1455 году 183 , послан был Св. Ионою для утверждения в Православии Киевской Княгини, Анастасии, с детьми, и вполне успел в этом поручении 184 . В 1466 г., переведен Архимандритом в Симонов монастырь; 13-го Декабря, 1468 г., посвящен в сан Архиепископа Ростовского, Митрополитом Филиппом I-м. Примирил В. К. Uoahha III -го с матерью и братьями; одушевлял его в 1480 г., сильною речью 185 , и еще сильнейшим посланием 186 , не страшиться Татар, и смело идти на Ахмата, преставился 23-го Марта, 1481 г. 32 . Иоасаф I, из роду Князей Оболенских 187 , Настоятель Ферапонтова Белоезерского монастыря, посвящен Митрополитом Геронтием 22-го июля, 1487 г. Оставил Епархию в 1489 г. 188 ; скончался 7-го Октября, 1514 года. 33 . Тихон Малышкин, Архимандрит Ярославского Спасского монастыря, хиротописан Митрополитом Зосимою 15-го Генваря 1490 г.; участвовал в Соборах: 1491 года противу Жидовствующих, и 1492 года для утверждения нового Пасхального круга на 8-ю тысячу лет. При нем строена в Устюге деревянная Соборная церковь на место погоревшей: «круглая, рубленая по старине, о 20 стенах» 189 . В Генваре 1503 г., за болезнию оставив Епархию, удалился в Борисоглебский (на Устье) монастырь, где и скончался. Уже по удалении его, в 1503 году, был в Москве Собор, воспретивший священнослужение вдовьм Священникам. Между рукописями Московской Духовной Академии есть послание к этому Собору, вдового Ростовского священника, Георгия Скрыпици, в котором он сильно жалуется на жестокость и несправедливость сего определения 190 . Вероятно, проситель осмелился относиться прямо к Собору, потому, что Ростовская кафедра была тогда без Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Житие написано, как видно из его содержания, одним из юнейших постриженников Пафнутия, лицом близким к Иосифу Волоцкому , и везде встречается с именем автора: очевидно, что Вассиан, архиепископ Ростовский и был один из юнейших учеников Пафнутия, лицо, близкое к Иосифу. Житие это обыкновенно приписывается Вассиану Рыло, автору послания к Ивану III на Угру, который поэтому и считается учеником Пафнутия Боровского и сродником Иосифа Волоцкого 9 ; между тем, как этот Вассиан не мог быть первым и не был ни вторым, ни третьим. Шевырев приписывает житие Пафнутия Боровского Вассиану Санину, который был также архиепископом Ростовским и Ярославским и рукоположен в этот сан из архимандритов Симоновского монастыря 10 . Справедливость мнения Шевырева подтверждается следующими доказательствами: автор жития рассказывает, как Пафнутий предрек юному Вассиану, что он будет архимандритом на Симонове и тут же прибавляет, что предречение это сбылось и что Вассиан уже архиепископ Ростовский и Ярославский. Ясно, что Вассиан Рыло не мог говорить как о случившемся о том, что сбылось после его смерти. Уже игумен Троицкий в 1455 г. 11 Вассиан Рыло был ровесником Пафнутия и не мог быть не только юнейшим его учеником, но и пострижеником его обители. Странно было бы предположить назначение новопостриженного монаха только что возникшего монастыря игуменом Троице-Сергиевой обители 12 . Ложное положение привело к целому ряду таких же заключений об отношениях Вассиана Рыло к Пафнутию и Иосифу, а равно и о времени написания жития. Так между прочим думали, что житие было писано между 1479 и 1481 годом, т. е. в последние годы жизни престарелого архиепископа, которые кроме того были годами его политической деятельности. С 1479 года он призван в Москву и находится там почти безотлучно до самой смерти. В том же году он два раза посылается великим князем по делу примирения с братьями. Летом следующего года Москва смутилась известием о нашествии Ахмата и в конце октября энергичный старец писал послание на Угру, а через несколько месяцев после того его не стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010