Да не прослези, мати, своих ясных очей 255 . Всего Ты у Бога, матерь, не знаешь, Мою живоносную смерть не ведаешь 256 … Моя смерть, мать, живот вечный; Я верным дарую на спасение; Безверным на вечную муку 257 . Пожди, мати, малое время, Егда моё тело со креста соймут, И во плащаницу я, мати, положуся, Тогда погребён я, мати, буду, И во третий день, мати, воскреснуся, И на небо я, мати, вознесуся… Со ангелами и со херувимами И со всей со небесною силой 258 . Утешая Свою матерь, Иисус Христос указывает Ей на высшие пути Провидения. Он говорит Богоматери, что плач Её – это человеческий плач матери, которая «не ведает» смерти своего Сына, не понимает её важности, не знает, что «Его смерть живот вечный». Иисус Христос пророчественно указывает на Своё воскресение и будущую славу Свою, чем умеряет Её душевные муки. В некоторых стихах ответ Христа Богоматери стоит ближе к евангельскому: Не плачь, Мати Божия, Мария, Не одну я тебя спокидаю, И спокидаю я тебя со Св. Духом И на святого Иоанна, на Богослова 259 . После осмеяния и поругания Иисус Христос был пригвождён ко кресту. Относительно крестного древа среди народа ходит множество легендарных сказаний, заимствованных из апокрифической литературы. Крест, на котором был распят Христос, по этим сказаниям, был сделан из древа, которое выросло из ветки, принесённой умиравшему Адаму из рая Сифом. Крест был водружён на Голгофе, на том самом месте, где лежала голова Адамова. Кровь, точившаяся из ран Спасителя, лилась на голову нашего праотца и смывала его преступление. (Народные сказания о древе крестном мы ниже укажем.) Итак, На том древе, на кипарисе, Объявился нам животворящий крест. На том на кресте животворящем Распят был Сам Иисус Христос 260 , Он между двух воров, двух разбойников 261 . Нам нет нужды также останавливаться долго на изображении той картины явлений в мире, которые сопровождали смерть Спасителя. Мы приведём только один или два стиха, рисующих картину смерти Христа, причём отметим тот факт, что все эти явления вызываются – по стиху – стенаниями Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тобою, Пречистая, всем истекают лучшая, и на земли живущии к небеси восходят. Ангеловым проречением плод пречист от праведников Иоакима и Анны днесь произыде – Дева, Небо и Престол Божий, и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, жизни нашея Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание: тем в рождестве Твоем, Дево Богозванная, миру мир испроси и душам нашим велию милость. Всечестное Твое рождество светло торжествуем со Ангелы, Мати Дево Чистая; но о Богородительнице, не престай защищати христиан, воспевающих Тя! Лучи просияша всемирныя радости – рождества Твоего, Дево Мати Марие, на земли, и озариша мысли любовию поющих Тя. Яко дар Тебе, от Анны рождшейся, песнопение верно дароносим, Богородице, славословяще матери – Матерь, девы же – Деву едину, покланяемся Тебе, поем и славим. Ум человеческий по достоянию пета Тя, Владычице Пречистая, Богородице, недоумеет; но мы зовем Ти, яже Архангел Гавриил провеща: радуйся, Адамово свобождение, радуйся, праматере Евы оправдание; радуйся, мира спасение; радуйся, Мати Христа Бога! Рождшая Свет, просвети ны, торжествующия духом светоносное Твое рождество, Богородительнице, и света будущаго причастники покажи, Пречистая, и мир подаждь и избавление, лютых Матерними Твоими молитвами. Пречистыя руки Твоя, Дево Мати, простерши, покрый уповающия на Тя и Сыну Твоему зовущия: всем подаждь, Христе, милости Твоя! Святая, блаженная Мати Божия, поющия Тя любовию спаси, разоряющи молву искушений, милостивно, яко Бога рождши: вся елика хощеши, творити можеши, Дево: темже Тя величаем. Со апостолы моли, Богородице, Твоего Сына и Господа, помиловатися всем поющим Тя, и славящим, и во иконах Тя чествующим, и покланяющимся достойно, и любовию облобызающим. Дивятся, Мати Божия, небеснии чини красоте души Твоея и чистоте девства Твоего; мы же, земнии, недоумеем глаголати несказаннаго рождества Твоего: емуже тайно научающеся, познахом Тя рождшую Христа Бога нашего, егоже милостива нам сотвори в день судный страшнаго пришествия Его. Направи мое, Богородице, житие, наставляющи повелении Божественными Слова, воплощшагося из Тебе, и к свету настави, Дево – Мати, Марие Богоневесто!» 535.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И ныне: Егда узрела еси на Кресте Христа, Сына Твоего, Егоже безсеменно родила еси, Чистая, удивилася еси неизреченному Его долготерпению: темже Тя с Ним прославляем.   Песнь 8, ирмос Ужаснися бояйся, небо, и да подвижатся основания земли: се бо в мертвецех " вменяется в вышних живый, и во гроб мал странно приемлется, Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки. Се есть Сын Твой возлюбленный, Боже Отче, Егоже крещаема от Иоанна, и преобразующася на Фаворе, послушайте, рекл еси: послушай ныне Его жаждуща моего спасения, Емуже, мене ради умершему, пою: искупленнии Кровию Его вси языцы и вся племена, Господа пойте и превозносите Его во веки! Се есть Сын Твой, Боже Отче, Егоже послана уничижиша, яко землю желанную, не яша веры словесем Его, досаждением и мукою испыташа: аз же зову: роды родов, искупленнии Уровню Его, Господа пойте и превозносите Его во веки! Слава: Се есть Сын Твой, Боже Отче, Иже рожденный не име места в обители: живущь на земли, друг мытарем и грешником, и хульник наречеся, на смерть поносную осудися, да мене, греховною тяготою обремененна, в небесных селениих упокоит, поюща: вся внутренняя моя Господа пойте и превозносите Его во веки! И ныне: Се есть Соломон на Своем престоле, се Архиерей на Своем олтаре, се есть Вождь, даяй оружие непобедимое, се есть Сын Твой, Дево, и Сын Божий, Егоже Отец мене ради не пощаде, но на смерть предаде, да Ему поклаг няяся пою: вси от века праведнии и грешнии, искупленнии Кровию Его, Господа пойте и превозносите Его во веки!   Песнь 9, ирмос Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающыя. Вем кто виновен Страсти Твоея на Голгофе: аз, Господи, аз невоздержанием распях Тя: но не постави мне греха сего кающемуся! Не ктому Херувим хранит врат Едемских, се бо на древе живот мой Ты повешен еси, Христе. О любве Твоея неизглаголанныя! Научи мя достойно благодарити Тя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Православное богослужение охватывает не только внутреннее пространство храма, но иногда вырывается наружу. И пасхальный, и страстной крестные ходы имеют, с одной стороны, миссионерское значение – мы выходим на улицу, чтобы засвидетельствовать свою веру. Особенно, конечно, это относится к пасхальному крестному ходу, совершая который мы свидетельствуем миру о воскресении Христа. С другой стороны, происходит именно то, что так тонко увидел Пастернак, – участие природы, всего окружающего мира в истории Страстей Христовых и в истории Его Воскресения. Не случайно в литургической поэзии Православной Церкви тема весны, духовного воскресения играет не последнюю роль. Сам Христос именуется весной. В одном из песнопений Великой субботы Божия Матерь обращается к умершему Христу со словами: «Радость моя, весна моя». Это удивительное сочетание жизни природы, жизни человека и переживания Страстей Христовых. О. Седакова: Мы говорили о том, что светская поэзия чутка к космической стороне литургической жизни, но она чутка и к стороне исторической, потому что, если мы слушаем только литургические тексты, то замечаем, что они живут как бы в своем собственном пространстве, не будучи напрямую связаны с тем, что происходит. Когда светское искусство обращается к этим сюжетам, оно всегда связано с тем, что происходит в тот момент, – поэтому мы в этом очень глубоком пастернаковском переживании Гефсиманской молитвы чувствуем, какой исторический момент на дворе, чего ждет рассказчик. Он тоже должен решиться на гибель. А эпизоды распятия у Ахматовой – люди читали их, связывая это с гибелью друзей и знакомых. Я помню, как еще в школьные годы читала ахматовский «Реквием», напечатанный на тонкой бумаге, как тогда обычно бывало с самиздатскими текстами. Помню, как увидела там знакомые и вне этого контекста слова: Хор ангелов великий час восславил, и небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто меня оставил?» А Матери: «О, не рыдай Мене...» Это стало живым словом о настоящем. «Не рыдай Мене...» – это прямая цитата из литургической поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О.А. Седакова: Спасибо. Я помню, как еще в школьные годы читала ахматовский «Реквием», напечатанный на тонкой бумаге, как тогда обычно бывало самиздатскими текстами. Помню, как увидела там знакомые и вне этого контекста слова: Хор ангелов великий час восславил, и небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто меня оставил?» А Матери: «О, не рыдай Мене…». Это стало живым словом настоящего. «Не рыдай Мене…» — это просто цитата из литургической поэзии. Митрополит Иларион: Могу ли я Вас попросить прочитать Ваши стихи, посвященные этой теме? О. Седакова: Я прочту как раз о Лазаре. «Вокрешение Лазаря»: Немощная, совершенно немощная, как ничто, которого не касались творящие руки, руки надежды, на чей магнит поднимается росток из чёрной пашни, поднимается четверодневный Лазарь, перевязанный по рукам и ногам, в своем судáре загробном, в сударе мертвее смерти: ничто, совершенное ничто, душа моя! молчи, пока тебя это не коснулось. Митрополит Иларион: Спасибо, Ольга Александровна, за Ваши стихи, за то, что Вы пришли на нашу передачу. Я хотел бы и Вам, и себе, и всем нашим телезрителям пожелать, чтобы мы пережили Страстную седмицу так, как это необходимо для того, чтобы наша жизнь изменилась к лучшему. Я жду Страстной седмицы целый год, потому что это необыкновенное время. Это время, когда мы можем, придя в храм, услышать, казалось бы, знакомые истории, песнопения, но каждый раз все это по-новому ложится на наше сердце, на нашу душу. Каждая Страстная седмица по-новому открывает нам и Бога, Который пришел, чтобы прожить нашу человеческую жизнь и умереть вместе с нами для того, чтобы нас воскресить. Страстная седмица открывает нам и нашу собственную жизнь, и ее смысл. Каждый раз дает по-новому взглянуть на все, что нас окружает. Те стихи, которые Вы привели, стихи Пастернака, в частности, показывают, что сердце человека, которое открыто навстречу Богу, навстречу переживаниям Страстной седмицы, воспринимает окружающий мир совершенно по-другому — не в прозаическом, а именно в поэтическом ключе.

http://patriarchia.ru/db/text/2938020.ht...

«Житие Александра Невского» становится образцом позднейших княжеских жизнеописаний, в частности жития Дмитрия Донского. Имя Александра Невского пользуется популярностью в Московском государстве. Он оказывает помощь (уже в качестве святого патрона Русской земли) Дмитрию Донскому в победе над монголо-татарскими завоевателями, Ивану Грозному при осаде Казани, а Петр I делает Александра Невского патроном Петербурга. Переводная литература К середине XIII в. на северо-востоке Руси получили распространение две переводные повести – «Сказание об Индии богатой» и «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши». Как полагают исследователи, обе повести были переведены в начале XIII в. в Сербии: первая – с латинского языка, вторая – с восточного оригинала. «Сказание об Индии богатой» гиперболически изображает далекую сказочно-утопическую христианскую державу, превосходящую своим богатством, военной мощью Византийскую империю. Правитель этой православной державы царь и поп Иоанн является главой как светской, так и церковной власти. В послании, адресованном Иоанном греческому царю Мануилу, описываются чудеса и богатства Индии. По своему жанру послание Иоанна близко к хождениям. Возможно, этот жанр был использован в сказании для того, чтобы убедить читателя в истинности фантастических рассказов о гигантских размерах Индийского царства (в одну его сторону идти десять месяцев, а в другую – нельзя дойти, потому что там «соткнутся небо с землею»), его несметных богатствах. «Есть у мене, – пишет Иоанн, – в единой стране люди немы, а в ынои земли люди рогаты, а в ынои стране люди трепядци, а иныя люди 9-ти сажен, иже суть волотове (великаны), а иныя люди четвероручны, а иныя люди о шти (шести) рук, а иныя у мене земля, в ней же люди пол пса да пол человека, а иные у мене люди в персех очи и рот, а во иной земли у мене люди скотьи ноги имеюще. Есть у мене люди пол птици, а пол человека, а иныя у мене люди глава песья; а родятся у мене во царствии моем зверие у мене: слонови, дремедары (одногорбые верблюды), и коркодилы и велблуди керно (двугорбые)». Среди диковинных чудесных зверей Иоанн называет «петухов, на них же люди ездят», птицу «ногой», которая вьет себе гнездо на 15 дубах, чудесную птицу феникс, живущую пятьсот лет, приносящую с неба огонь и сжигающую свое гнездо и себя и вновь возрождающуюся из пепла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29. Слово в неделю всех Святых, при посещении города Коломны (Говорено в тамошнем Успенском Соборе, маия 28 дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. Матф. Х, 37 . 1822 По неисповедимым судьбам Божиим, видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет, и от котораго течением происшествий увлечен я был так, что никогда уже видеть его не чаял, – сверх чаяния, вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первыя приятныя ощущения жизни, – желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне, – любви, по которой, как изъясняется некто из Иерусалимлян, дети Иерусалима «благоволиша камение его, и персть его ущедрят» ( Ncaл. CI, 15 ), то есть, самые камни отечественнаго града им любезны, мил даже прах путей его. Сердце мое готово теперь воспевать сему граду песнь, которую они воспевали своему Иерусалиму: «вопросите, яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя! Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих, глаголах убо мир о тебе» ( Ncaл. CXXI, 6–8 ). Но что слышу? Сию сладкую песнь пресекает грозный глас заповеди Христовой, которая, как будто по особенному намерению, ныне оглашает меня среди сего храма. «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф.10:37 ). Что же буду делать? Восприиму иную песнь песнопевца Израилева: «не Богу ли повинется душа моя» ( Ncaл. LXI, 2 )? Покорю любовь к ближним и братиям, – покорю любви к Богу и Христу; «забуду люди моя, и дом отца моего» ( Пс. 44:11 ), и потщуся помнить токмо людей Господних и дом Отца небеснаго. В сем расположении духа и прерванную Иерусалимскую песнь продолжать мне позволено: «дому ради Бога нашего взысках благая тебе» ( Ncaл. CXXI, 9 ), Боголюбезный граде! Ради святыя Церкви, которая есть дом Божий, ради православных чад ея, которые суть присные Богу, желаю я тебе благ; и поелику желаю для Бога, то и благ желаю Божественных, «мира Божия, превосходящаго всяк ум, веры Божией», которая есть «Божий дар, любви Божией, изливающейся в сердца наши Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2. Благодарю Тебе Господа моего, Благодетеля прещедраго, яко вся мене ради туне сотворил еси: мене ради — небо, земля, солнце, луна и все звездное небесное украшение; мене ради — зверие, скоти, птицы пернаты, всяко животно; мене ради — моря, реки, источники, озера, рыбы, киты превеликия; мене ради — леса, дубравы, пустыни различныя, древеса плодоносна; мене ради — зелия, корения, семена, овощия различна; мене ради — вся видимая и невидимая сотворена суть, о Боже мой! 3. Благодарю Тебе — Господа моего, Благодетеля прещедраго, яко вся о мне праведне и милосердие устроил еси, и непрестанно промышляеши о душе моей: защищавши мя, сохраняеши мя, покрываеши, заступавши душу мою, даруеши ми крепость, здравие, живиши мя, вразумлявши мя и просвещавши, пособствуеши и помогавши ми, руководствуеши, и наставлявши мя на всякая дела благая. Вся праведне, и милосердие, и благоутробне о мне устроил еси. 4. Благодарю Тебе Господа моего, Благодетеля прещедраго, яко Ты Бог всесилен сый, мене ради, человек был еси, а мене соединиши Себе во едино. Не возгнушался еси взяти наша на Ся, яко да нам всего Себе отдаси. Мене ради — во яслех положен был еси; мене ради пеленами повит был еси, одеваяй небо облаки; мене ради — осмидневне обрезан был еси; мене ради бежал еси во Египет; мене ради — во Иордан крестился еси; мене ради — пречистую главу Свою Предтечи приклонил еси, да мене вознесеши горе; не требуя крещения, мене ради крестился еси, да мене очищение крещением подаси. 5. Благодарю Тебе Господа моего, Благодетеля прещедраго, яко мене ради — биен, безчестим, оплеван, заушен, связан, терновым венцем увязен был еси. Мене ради — кровь Свою пречистую излиял еси. Мене ради умер еси плотию, да оживши мя духом и жизнь вечную ми подаси. Мене ради — во гробе положен был еси. Мене ради — тридневно из гроба воскресл еси, да всем нам из гроба воскресение даруеши. 6. Благодарю Тебе — Господа моего, Благодетеля прещедраго, яко, аще и тьмами тем пред Тобою согрешаю, — милостив приемлеши мя кающагося. Колико аз пред Тобою согрешаю? Ты же единаче мя не отметаеши. Колико пред Тобою преступаю? Ты же не отвращаеши мя. Колико падаю? Ты же возставляеши мя, долготерпиши, не абие смерти мя предаеши, даже до последняго издыхания, даже до последния кончины, когда обращуся к Тебе, когда к Тебе припаду, каяся: Ты же милостивые кающагося мя приемлеши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2818...

Христос, приняв по ЛЮБВИ ПЛОТЬ человеческую, почтил ЧЕЛОВЕКА великой честью Апостол святый написал:, «не от ангел убо воистину приемлет, но от семене Авраамова приемлет» ( Евр. 2, 16 ). Что сие слово значит? Значит горячую и неизреченную Сына Божия к роду человеческому любовь: так Он возлюбил род человеческий, что не ангельское естество, высшее паче человеческаго, но человеческое Себе приняти в соединение благоизволил, чим неизреченно почтил наше естество; плоть от плоти нашей, и кость от костей наших учинился. Откуда не стыдится братией нарицати нас, глаголя: «возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя» ( Евр. 2, 12 ), и на прочиих местах. Какая большая может быть ЧЕСТЬ человеком паче сея? Ум постигнуть не может как любви Сына Божия к человеком, так и чести их от того. Сего ради глаголет: «елицы прияша Его (Иисуса), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин. 1, 12 ) (5:89). Христос ради человека сошел с небес и претерпел все Ради мене сошел еси с небес, да мене на небо возведеши; ради мене смирился еси, да мене вознесеши; ради мене, Бог сый вочеловечился еси, да мене Божественнаго естества Твоего причастником сотвориши ( 1Пет. 1, 4 ). Ради мене плотию родился еси, дабы мне духом родитися; ради мене гонение претерпел еси, да мене, изгнаннаго из рая, паки в рай введеши. Ради мене странствовати изволил еси, да мене плененнаго в отечество возвратиши. Ради мене похулен был еси, да врагу моему, клеветнику диаволу, заградиши уста. Ради мене связан был еси, да мене от греховных уз разрешиши. Ради мене тужил, скорбел, печалился и плакал, да мене от скорби, туги, печали и слез вечных избавиши. Ради мене обесчещен и поруган был еси, да мене прославиши. Ради мене со беззаконными вменен был еси, да мене оправдаеши. Ради мене, животе мой, смерть вкусил еси, да мене оживиши. Удивляюсь человеколюбию Твоему! пою милосердие Твое! покланяюся глубочайшему смирению и снисхождению Твоему! Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми, нищий и убогий раб Твой? (4:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

2 . Благодарю Тебе Господа моего, Благо­детеля прещедрого, яко вся мене ради туне со­творил еси: мене ради – небо, земля, солнце, луна и все звездное небесное украшение; мене ради – зверие, скоти, птицы пернаты, всяко животно; мене ради – моря, реки, источники, озера, рыбы, киты превеликия; мене ради – леса, дубравы, пустыни различныя, древеса плодоносна; мене ради – зелия, корения, се­мена, овощия различна; мене ради – вся види­мая и невидимая сотворена суть, о Боже мой! 3 . Благодарю Тебе – Господа моего, Благо­детеля прещедрого, яко вся о мне праведне и милосердие устроил еси, и непрестанно промы­шляеши о душе моей: защищавши мя, сохраняеши мя, покрывавши, заступавши душу мою, даруеши ми крепость, здравие, живиши мя, вразумляеши мя и просвещаеши, пособствуеши и помогавши ми, руководствуеши, и наставляе­ши мя на всякая дела благая. Вся праведне, и милосердие, и благоутробне о мне устроил еси. 4 . Благодарю Тебе Господа моего, Благо­детеля прещедрого, яко Ты Бог всесилен сый, мене ради, человек был еси, а мене соедини­ши Себе во едино. Не возгнушался еси взяти наша на Ся, яко да нам всего Себе отдаси. Ме­не ради – во яслех положен был еси; мене ра­ди пеленами повит был еси, одеваяй небо об­лаки; мене ради – осмидневне обрезан был еси; мене ради бежал еси во Египет; мене ра­ди – во Иордан крестился еси; мене ради – пречистую главу Свою Предтечи приклонил еси, да мене вознесеши горе; не требуя креще­ния, мене ради крестился еси, да мене очище­ние крещением подаси. 5 . Благодарю Тебе Господа моего, Благо­детеля прещедрого, яко мене ради – биен, безчестим, оплеван, заушен, связан, терно­вым венцем увязен был еси. Мене ради – кровь Свою пречистую излиял еси. Мене ра­ди умер еси плотию, да оживши мя духом и жизнь вечную ми подаси. Мене ради – во гробе положен был еси. Мене ради – трид­невно из гроба воскресл еси, да всем нам из гроба воскресение даруеши. 6 . Благодарю Тебе – Господа моего, Бла­годетеля прещедрого, яко, аще и тьмами тем пред Тобою согрешаю, – милостив приемле­ши мя кающагося. Колико аз пред Тобою со­грешаю? Ты же единаче мя не отметаеши. Ко­лико пред Тобою преступаю? Ты же не отвра­щаеши мя. Колико падаю? Ты же возставляе­ши мя, долготерпиши, не абие смерти мя пре­даеши, даже до последнего издыхания, даже до последния кончины, когда обращуся к Тебе, когда к Тебе припаду, каяся: Ты же милос­тивне кающагося мя приемлеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010