очи мои спасение Твое (Лк.2:29,30). О, блаженный Симеон! Увидев то, чего ждал, он уже стал смотреть на свою смерть, как на мир и успокоение. А вот, скажешь, читается и в Еван­гелии, что плакали и о дочери начальника синагоги (Лк. 8:52), и сестры Лазаря оплакивали Лазаря (Ин.11:31). Но они рассуждали еще по ветхозаветному закону, — потому что еще не видели воскресения Христова из мертвых. Пла­кал, правда, и сам Господь о Лазаре уже погребенном, но не для того, чтобы подать пример оплакивания умерших, а чтобы своими слезами показать, что и Он воспринял истинное тело; или вероятно, Он по человеческой любви оплакивал иудеев, которые, не смотря даже на такое чудо, не имели уве­ровать в Него. Ведь не могла быть причиною слез смерть Лазаря, о котором сам Иисус сказал, что он уснул, и обещал пробудить его, как и сделал.   5. Итак, древние имели свои нравы и свою немощь, как жившие прежде пришествия Христова. Но, когда Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин.1:14), когда приговор, изреченный первому Адаму, был разрешен последним Адамом, когда Господь разрушил нашу смерть Своею смертью и воскрес из мертвых в третий день, то смерть уже стала не страшна для верующих; не страшен запад, когда пришел Восток свыше. Сам Господь, Который не может говорить лжи, взывает так: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин.11:25,26). Ясно, возлюбленнейшие братие, говорит божественное изречение, что верующий во Христа и соблюдающий заповеди Его, хотя и умрет, будет жив. Это изречение принимая и со­держа всеми силами веры, блаженный апостол Павел и пред­лагал такое увещание: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (ц. сл.: усопших), дабы вы не скорбели (1Фес.4:12). О, дивное изречение апо­стола! Еще прежде, нежели изложил свое учение, он одним словом уже проповедует воскресение. Он называет умер­ших усопшими для того, чтобы, выражаясь о них как о спя­щих, сделать несомненным их будущее воскресение. Не скорбите , говорит, о усопших, как прочие .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Первый гонитель есть его собственная падшая, растленная природа. Она постоянно, неутомимо преследует его. Нет минуты, в которую бы доблестный ратник мог спокойно отдохнуть от труда и изнурительного бдения. Подвижники благочестия не знали, что делать с собой, падали духом и плакали кровавыми слезами над своим бессилием. От юности многие борют нас страсти; и не та, так другая, не другая, так третья постоянно возносят в нас свою преступную голову и посмеиваются всем усилиям добродетельной воли. Ты хочешь смирить свою буйную, строптивую природу, и лишь только начнешь достигать своего желания, является злоторжествующая гордость духа. Лишь только победишь гордость духа его нищетой, смотришь — закрадывается в сердце похоть; и нет здесь отрадной минуты для последователя Иисуса! Но вот настает последний суд. Восклонитесь и поднимите головы ваши - вы, утомленные трудники Христа ради! Блаженны вы, плачущие, кроткие, милостивые, миротворцы! Блаженны вы, нищие духом! Блаженны вы, чистые сердцем! потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 )… Последний суд положит конец вашей мучительной борьбе с самими собой и увенчает вас венцом победы. Вожделенный, радостный суд! Другой гонитель благочестия есть повсеместное царство лжи и неправды. Не хватит слез для достойного оплакивания несчастного извращения самых первых и святых оснований жизни — извращения, столь давно терзающего род человеческий. Вспомните, где и как началась нынешняя наша неправедная деятельность. Не умрете ( Быт.3:4 ), — говорил родоначальник лжи, и ложь его, к несчастью всего человечества, сделалась самым многоплодным семенем. Мы трепещем, когда бестрепетный братоубийца говорит Богу: Не знаю; разве я сторож брату моему! ( Быт.4:9 .) Как скоро и как сильно возросло проклятое семя! Земля наполнилась злодеяниями от людей ( Быт.6:13 ), — говорил Господь и водами потопа смыл ложь и неправду с лица земли. Но что же? Проходит несколько веков, и опять хвалится злодейством сильный; милость Божия всегда со мной; гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный ( Пс.51:3-6 ); зачал неправду, был чреват злобой и родил себе ложь ( Пс.7:15 ); пишет жестокие решения ( Ис.10:1 ), строит дом свой неправдой ( Иер.22:13 ), сеет на бороздах неправды ( Сир.7:3 )..

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

По придворному церемониалу для оплакивания сына фараонова требовалось до семидесяти двух дней, и в это время отлагались все остальные дела. Но если фараон принужден был долго откладывать преследование, то теперь тем быстрее он должен был пуститься в погоню за беглыми рабами. Он быстро снарядил свою грозную конницу, и военные колесницы вихрем понеслись своими великолепными скакунами, которые, по выражению одного древнего египетского памятника, «были быстры как шакалы, с огненными глазами и с яростью подобно урагану, все разрушающему». Бедственная участь израильтян казалась неизбежною. Они между тем, снявшись станом, медленно подвигались к Чермному морю. Слышен был уже прибой волн на морском берегу, когда вдруг позади на небосклоне показались облака пыли, дававшие знать о преследовании. Ужас объял всех, и опять начался отчаянный ропот малодушных на своего вождя. Ввиду неизбежной гибели ропот превратился в обвинения, в которых звучала горькая усмешка отчаяния. «Разве нет гробов в Египте, что ты нас привел умирать в пустыне? роптал народ. Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не говорили ли мы тебе в Египте: оставь нас, пусть мы работаем египтянам? Ибо лучше нам быть в рабстве у египтян, чем умереть в пустыне». В этом ропоте слышалось злобное малодушие рабов, для которых цепи рабства милее, чем свобода, достигаемая отвагой и мужеством Можно представить, как тяжело было положение Моисея. Но великий вождь, спокойный даже в присутствии страшной опасности, сумел вовремя успокоить тревогу, пока она еще не перешла в гибельную панику. «Не бойтесь, стойте!» – громовым голосом сказал он: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны». Слова эти успокоительно подействовали на массу, и она стала ожидать своей участи, которая, несомненно, должна была скоро решиться. Море бурно волновалось впереди, а сзади уже показывались передовые ряды преследователей. Опасность была страшная, но Господь услышал вопль Моисея и повелел народу идти вперед, несмотря на бушующие волны, обещая, что море расступится перед ними и представит широкий путь для прохода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

погибнет, Иез. 18:24 ). – Строгий суд Божий поразит даже тех, которые в день суда будут говорить: «Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем чудеса творили? Я никогда не знал вас, объявит им Судия, отойдите от Меня делающие беззаконие» ( Мф.7:22,23 ). Нет сомнения, что эти несчастные пророки и чудотворцы были некогда угодниками Божиими, иначе не удостоились бы от Господа дара пророчества и чудотворения; За что же они на суде будут отвергнуты? За то, что они не до конца остались верными Господу, за то, что возгордились дарами Божиими, забыв, что это не их собственность, и вследствие гордости оставленные благодатью, впали в другие грехи. Иуда, бывший в лике апостолов, принадлежавший ас числу избранных по духовным достоинствам учеников Господа и чудотворец, погиб оттого, что не сохранил этих достоинств до конца. Подобная участь грозит всякому, кто не до конца верен Господу, кто на конце земного поприща сбивается с правого пути, каким шел доселе. Буди, верен даже до смерти, и дамти венец живота ( Апок. 2:60 ), изрек Христос. И Он же изрек: только претерпевый до конца той спасен будет ( Мф.10:22 ). Люди, уклонившиеся с правого пути, которым ходили долгое время, и умершие нераскаянными, тем безответнее будут на суде Божием, чем больше испытали над собою действий благодати Божией, помогавшей им успешно бороться с грехом. Пренебрегши благодать Божию, они тяжкий грех взяли на душу и потому достойно и праведно будут осуждены и предпочтены им будут грешники, обратившиеся на путь истинный перед смертью. На утрене сегодняшнёй воскресной службы после псалма: Хвалите имя Господне, мы слышали пение псалма: На реках вавилонских тамо седохом и плакахом. Почему Церковь установила петь этот псалом во время приготовлении к предстоящим подвигам поста и покаяния? Разве имеет он какое отношение к этому приготовлению? Имеет то отношение, что располагает нас к оплакиванию наших грехов, ибо бедственное состояние вавилонских пленников, изображенное в этом псалме, служит образом бедственного и плачевного состояния души, находящейся в плену греховном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Подробнее всех рассказывающих об этом событии Ев. Марк передает, что Иисус, почувствовавший, что вышла из Него сила, спросил, обращаясь к народу: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Конечно, Он знал, кто прикоснулся, но спросил это для того, чтобы обнаружить перед всеми в назидание веру этой женщины и совершившееся по вере ее чудо. Женщина, понимая, что не может утаиться, пала пред Ним и открыла перед всеми «всю истину». По понятиям евреев, она совершила преступление тем, что вошла в толпу народа и сделала нечистыми всех тех людей, с которыми, по необходимости, должна была соприкоснуться, а потому в страхе и трепете ожидала осуждения за свой поступок, но Господь успокоил ее словами: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя: иди с миром и будь здорова от болезни твоей!» В это время умерла дочь Иаира, и кто-то из его дома пришел сказать, чтобы он не утруждал Учителя. Видя отчаяние удрученного горем отца, Господь успокоил его: «Не бойся, только веруй и спасена будет!» Придя в дом, они застали там «свирельщиков», которых по восточному обычаю приглашали для оплакивания умерших. Это оплакивание, продолжавшееся восемь дней для простого умершего, и месяц для лиц знатных, сопровождалось заунывной игрой на свирелях или флейтах. «Не плачьте», сказал им Иисус: «она не умерла, но спит». Эти слова, конечно, нельзя понимать буквально, ибо и про Лазаря, лежавшего четыре дня во гробе и уже разлагавшегося, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14) и лишь потом сказал прямо: «Лазарь умер». Действительная смерть девицы была так очевидна для окружающих, что они стали даже смеяться над Иисусом. Свидетелями великому чуду воскрешения умершей могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, а потому Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Апостолов Своих Петра, Иакова и Иоанна и родителей умершей. Подойдя к умершей, Господь взял ее за руку и двумя властными словами: «Талифа куми», что значит: «девица встань!» мгновенно воскресил ее, причем тело ее настолько укрепилось, что последствия тяжкой болезни не помешали ей сразу же ходить, как вполне здоровой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Показательно, что в обоих ритуалах все священнодействия являются имитацией действий божеств или «культурных героев», воспроизведением неких актов, лежащих в начале бытия мира. Ежегодно же производился ритуал оплакивания Думузи , сошедшего во ад. Эта традиция получила широкое распространение на всём Ближнем Востоке. Так, уже в VI в. до н. э. пророк Иезекииль сетовал, что иудейские женщины оплакивают на пороге Иерусалимского храма Думузи, которого пророк называет «Фаммуз»: И привёл меня ко входу в ворота дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе ( Иез.8:14 ). Шумерская цивилизация – одна из древнейших цивилизаций мира и, несомненно, древнейшая из цивилизаций Передней Азии. Религиозные идеи, сформулированные и зафиксированные письменно шумерами, оказались архетипичными. Шумеры задали образцы (парадигмы) осмысления важнейших религиозных концепций, которые впоследствии прочно вошли во многие религиозные традиции. Так, шумерские памятники содержат парадигматические мифы о происхождении, к которым следует отнести повествования космологического, антропологического, амартологического характера. Вместе с тем шумерская мифология даёт первый и уже потому замечательный образец мифа о преодолении ограниченности человеческой природы и всей будничной реальности человеческого мира, его «неправильности» и несовершенства. По сути, это «сотериологическая» концепция. Одной из отличительных архетипичных и парадигматических особенностей шумерского мировосприятия является представление о творящей силе слова, при помощи которого бог создаёт мир и человека. (Ср.: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( Быт.1:3 ). «Он – тот, кто, воистину, сотворил небеса и землю. И тогда, когда Он возвестит: „Возникни!“ – это и возникает. Его слово – истина» (Коран (пер. М.-Н.О. Османова) 6:73).) Шумерские мифы впервые явили миру письменную фиксацию идеи иерогамии как способа формирования мира в его нынешнем виде. Шумерская мифология содержит антропогоническую идею, ставшую доминирующей на Ближнем Востоке, а затем и на всём пространстве господства авраамических религий: идею создания человека из земли (глины) с последующим «вдохновением» в него жизни (души). (Ср.: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ). «Господь возвестил ангелам: „Я создам человека из глины. Когда Я придам ему [телесную оболочку] и вдохну в него Моего духа, то падите перед ним ниц“» (Коран (пер. М.-Н.О. Османова) 38:71–72).)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Похоронить отца Нечистота – главное препятствие для приближения к Богу в Ветхом Завете 5 ноября, 2016 Нечистота – главное препятствие для приближения к Богу в Ветхом Завете «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9:59-60). В Димитриевскую родительскую субботу Ольга Шульчева-Джарман размышляет над смыслом этих евангельских строк. Ольга Шульчева-Джарман Нам становится как-то неловко за Иисуса. Как это Он так жестоко не позволяет сыну погребать отца, родного папу, отдать сыновний долг? Да и в конце концов, почему Иисус не утешает сына? Почему от Него не слышно слов утешения? Неужели нельзя было подождать, когда сын закончит печальный свой долг – похороны, а потом сможет присоединиться к ученикам и будет благовествовать? «Нет, – говорят нам суровые люди. – Иисус эту заповедь дает для совершенных, а совершенный не плачет над своими папой и мамой, умершим ребенком и умершей бабушкой. Совершенный не прилепляется ни к чему земному. Вот Иисус ему и говорит – исполни или отойди. Либо послушайся, либо не мешайся. А по папе-маме нечего тут плакать. Ты к Богу пришел!» Ни мы, ни суровые люди никогда не хоронили близких по обычаям Древнего Израиля. Похороны у нас – через несколько дней после смерти, редко даже на третий. А после похорон – поминки, все расходятся. Кто-то придет на девятый. Еще раз соберутся на сороковой. Но никто не будет сидеть за столом и плакать до девятого, скажем, дня, а то и до сорокового, оставив работу и посвятив себя полностью оплакиванию отца и друга. Похоронить отца – это не значит не оставить тело отца без погребения. Погребение должно было совершиться в день смерти, до захода солнца. Да, и свадьба, и похороны – на Востоке событие не одного дня, люди целиком отдаются и радости, и плачу. Многие дни, а не один день, проводят они на поминках. В знак печали люди в Древнем Израиле надевали на себя вретище из грубой темной ткани, остригали волосы, посыпали голову пеплом и даже разрывали на себе одежду. Это было настолько принято, что запрет на подобные действия первосвященнику по Закону Моисееву выделял его среди остальных израильтян.

http://pravmir.ru/pohoronit-ottsa/

Преодоление главного искушения Другой, старший сын, тоже должен этому научиться, но он еще так же далек, чтобы не сомневаться в отчей любви. И его обучение будет более трудным. Теперь он только исполнен презрения к этому своему младшему брату, который является позором семьи. Его-то, по крайней мере, не в чем упрекнуть. Его отец должен бы об этом помнить: «Вот я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего». С ним все в порядке, и это отец, полагает он, не соблюдает условия договора: «Но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Как если бы он заслуживал больше, чем отец давал ему, и как если бы он не получил все во всецелом даре любви и в непрекращающемся присутствии с ним его отца: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое». Чего большего он мог пожелать? Но именно этого старший сын не заметил. Он видел только свои добродетели, свои права, и это заслуживающее более чем оплакивания поведение брата, явного грешника, возвышало его в собственных глазах. Его добродетельная жизнь стала для него ловушкой, завесой, сокрывающей от него ничем не заслуженную любовь отца, в которой он купался всю свою жизнь. На этом поражении старшего сына заканчивается притча. Как будто Господь хочет напомнить нам, что долгой будет дорога для того, кто ослеплен собственными заслугами, и считает себя лучше других. Это одна из непостижимых тайн благовестия Христова, что грешники имеют преимущество перед праведниками. Те, кто сознают себя грешниками, перед мнящими себя праведниками. Главное недоумение и камень соблазна сегодня для мира, как и во времена земной жизни Господа: «Вот человек, который ест и пьет с грешниками» (ср. Лк. 7, 34). Для мира это камень соблазна, а для нас — драгоценный камень, единственное основание, на котором мы можем строить нашу жизнь. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/19/pr...

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли часто ходить на кладбище к умершему сыну? Похожие вопросы 4 Ответа Надежда, думаю, что главный вопрос здесь не можно или нельзя , а зачем, с какой целью? Вашему сыну сейчас как воздух нужна молитва, церковное поминовение (если он христианин), милостыня на помин его души. Можно, если не превращать это в некое “поклонение” покойному. Если же использовать эти посещения кладбища для молитв о упокоении его души, то это будет очень хорошо и для покойного, и для Вас. С уважением, Вопрос аналогичен тому, можно ли часто кушать, можно ли много читать, можно ли часто ходить на работу. Часто кушать можно по совету врача при определенных болезнях, а можно объедаться и портить себе здоровье. Можно много читать духовной и полезной для тела, души и духа литературы, а можно читать низкокачественную греховную беллетристику. Можно много работать, чтобы содержать большую семью и не дать умереть ей сголоду, а можно перерабатывать, чтобы копить на греховные удовольствия. Апостол Павел говорит: “ Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ” ( 1Кор.6:12 ). Стоит этот вопрос задать Вашему духовному отцу. Молиться за сына Вы можете и дома, равно как и подавать поминовение за упокой в храме (это очень важно усопшему). Это самое главное. Не важно, где совершается молитва. Хоть кладбище, хоть дом. Важно другое: когда Вы посещаете могилу сына, то страдаете. А это не полезно. “Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу”. ( Сир. 38:16–18 ). Эти слова об оплакивании усопшего нам доносит  неканоническая, учительная книга  Библии. Излишняя скорбь вредна Вам. Молитва о сыне полезна и Вам, и ему. Поэтому, лучше задайте этот вопрос свовему духовному отцу, который Вас знает лично. Помоги Вам Господь преодолеть эту скорбь! Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 59  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3975 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-chasto...

Разодрав свои одежды и надев на себя, вретище, Давид принудил Иоава сделать то же самое и идти пред гробом Авенира во время его погребения. Во время погребения не только сам царь, но и народ плакали о столь безвременной гибели столь доблестного человека. Это был человек, который один только был способен и готов объединить всех израильтян под одним знаменем, и он был убит как раз накануне предложенного им акта воссоединения народа. На самого Давида могло в таком случае падать подозрение, что он нарочито заманил Авенира, как главную опору Иевосфея, для того, чтобы погубить его, и это обстоятельство могло возбудить против него израильские колена. Кроме того, это значило запятнать кровью первые шаги своего царствования и быть участником в самом низком преступлении, между тем как все его сердце стремилось к достойной и мирной жизни. Все, что он теперь мог сделать, это было почтить умершего таким погребением, которое бы вполне доказало его собственную невинность в отношении Авенира. Отказываясь от всякой пищи в течение целого дня, он неудержимо плакал над его гробом, заражая плачем и весь окружающий его народ. Это горькое оплакивание воплотилось у него в надгробном гимне: „Смертью ли подлого умирать Авениру? Руки твои не были связаны, И ноги твои не в оковах, И ты пал, как падают от разбойников! 60 . Вместе с тем такое дело слишком живо раскрыло и опасное могущество Иоава. Давид мог выражать свое негодование в ближайшем кругу своих приближенных, но не смел высказать укора в лицо ему самому. «Знаете ли, – говорил Давид, –что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле? Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его» ( 2Цар. 3:38, 39 ). Весть об умерщвлении Авенира быстро распространилась по всей стране, и повлекла за собою весьма важные результаты. На время, как и опасался Давид, Израиль совершенно устранился от дальнейших сношений с человеком, который, как казалось всем, так низко умертвил столь высокочтимого и знаменитого военачальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010