Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

Е. выступал за «деятельное участие христиан в политической жизни страны». Он. считал необходимым для Церкви быть в потоке жизни, всюду отстаивать справедливость: «Мы работаем не вне политики, а вне партий и… стоим за демократическую республику. Я считаю такое участие долгом ради спасения Церкви от противохристианской пропаганды. Мы должны сказать политическое кредо как граждане русской земли; иначе удалимся от жизни и от участия в будущем определении России». Арх.: ЦГА СПб. Ф. 8. Оп. 1. Д. 3498; Ф. 8778. Оп. 1. Д. 45. Л. 43-43 об. Соч.: По поводу доклада г-на Мережковского: Заметка для журнала «Церковный вестник»//РНБ ОР. Ф. 832. Д. 244. Л. 1-12 об.; Великая задача//Церк. обновление. 1906. 6. С. 81-83; «Как по Божьему будет?»//Там же. 7. С. 97-100; Скоро рассвет//Там же. 1907. 2. С. 11-12; Живая проповедь//Там же. 6. С. 42-43; Христос и дети//Там же. 7. С. 52-54; Соборность и парламентаризм//Век. 1907. 23. С. 350-353; Соборность Христовой Церкви//Вопросы религии. 1908. 2. С. 92-107; О благодатной радости. СПб., 1909; О молитве. СПб., 1909; То же, изм. загл.: Беседы о молитве. СПб., 1910; О воспитании детей. СПб., 1909; Что такое Братство Св. Креста? СПб., 1910; Новый учеб. план, кр. программа и методика Закона Божия. Пг., 1917; Законы жизни. Пг., 1918. Кн. 1-3; Православие и жизнь в нем: Новый путь истинно-православной христианизации личной и общественной жизни. Пг., 1918; Простые речи о труде//Вестн. труда. 1918. 2; Светлой памяти христианина-пастыря//Божия нива. 1918. 1/2. С. 6-8; «Что же теперь делать?»//Соборный разум. 1918. 3/5. С. 15-16. Лит.: Зернов Н. М. Рус. религиозное возрождение ХХ в. П., 19912. С. 117; Колеров М. А. Издания «Христианского братства борьбы» (1906-1908)//Новое лит. обозр. 1993. 5. С. 299-308; он же. Не мир, но меч: Рус. религ.-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех» (1902-1909). СПб., 1996. С. 258, 268; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 25, 35; Шкаровский М. В. Обновленческие движения в РПЦ ХХ в. СПб., 1996. С. 10, 13, 96; Взыскующие града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997; СПб. епархия в ХХ в. 2000. С. 57, 58, 213, 235, 260; Макаров Ю. В. Моя служба в старой гвардии, 1905-1917: Мирное время и война. СПб., 2001. С. 117-118; «Обновленческий» раскол. С. 153, 373, 374, 985; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1980-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 325, 339, 610; Записки петербургских религ.-филос. собраний, 1901-1903. М., 2005. С. 69, 201, 514; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просвет. деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 68, 183, 201, 563; Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа. СПб., 2006. С. 275-276; Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Новосиб., 2006. С. 241; Ермичев А. А. Религиозно-философское об-во в Петербурге (1907-1917): Хроника заседаний. СПб., 2007. С. 209, 221, 240.

http://pravenc.ru/text/189533.html

Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 575-576, 579; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 127-128; Верюжский. Вологодские святые. С. 342-346; Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1889. Вып. 1. С. 144-145; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 112-113; Красов А. В., свящ. Зыряне и просветитель их св. Стефан, первый еп. Пермский и Устьвымьский. СПб., 1896. С. 39; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 205-207; Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122; Зубарев Л. В. Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона//Изв. Перм. епарх. церк.-археол. об-ва. 1917. Вып. 2. С. 96-108; Грибова Л. К истории Перми Великой: 500 лет христианизации//Наш край: Мат-лы для изучения. Пермь, 1964. Вып. 1. С. 50-59; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 228-229, 231; Оборин В. А. Возникновение и ранняя история г. Чердыни: XV-XVII вв.//Из прошлого Чердынского края. Пермь, 1974. С. 11-15; Соловьев. История. 1989. Кн. 3. С. 71; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 178-179; Вершинин Е. В. И еще раз о князьях вымских и великопермских//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3. С. 285-305; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы. Прил. к ст.: Чагин Г. Н. Северная Русь и Пермские земли в XI-XV вв.//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3: Новгородская Русь: Ист. пространство и культурное наследие. С. 282; он же. Христианизация Перми Великой и Чердыни и ее роль в развитии государственности и культуры в XV-XVII вв.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чтений, посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 5-18; Мацук М. А. Святители Великопермские (Усть-Вымские) Герасим, Питирим, Иона//Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. С. 12-23; Алексеев Ю. Г. Устюжская летопись и поход 1462 г.//Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2002. Вып. 4. 26. С. 19-28; Романова А. А. Чудеса Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 233-235; Преображенский А. С. Урок язычникам: Икона «Чудо в Хонех» из с. Комарицы и христианизация зырян//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. М., 2005. С. 93-121; Тарасов А. Е. Религиозные аспекты политики моск. князей во 2-й пол. XV - 1-й тр. XVI в.: Дис. М., 2007. С. 225-229; Власов А. Н. Поздние Повесть о Стефане Пермском и Сказание о Пермских епископах: Проблемы лит. преемственности//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 710-731; Мальцев Г. И., Лалаян М. С. Христианизация Перми Великой. Чайковский, 2007. С. 57-58; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 64-65; Абеленцева О. А. Митр. Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009. С. 268-270, 276.

http://pravenc.ru/text/578252.html

Вечером 28 марта 1933 г. К. стал жертвой разбойного нападения уголовника-рецидивиста. Когда тот явился в дом епископа с просьбой о материальной помощи, К., отойдя от двери, наклонился, чтобы набрать для него картошки. В этот момент преступник нанес ему неск. ножевых ударов в голову и лицо и, считая епископа мертвым, забрал найденные им в доме вещи и скрылся. Придя в сознание, архиерей отказывался выдавать виновника своих ранений, говоря соседям, что упал сам, споткнувшись. Когда преступник был схвачен, К. отказался обвинять его в чем бы то ни было, и следствие велось лишь потому, что были обнаружены похищенные вещи. Ранения К. оказались тяжелыми, его состояние стало ухудшаться. Он терпеливо переносил сильные боли, несколько раз исповедовался. В Вербное воскресенье и в Страстную седмицу до Великого четверга К. совершал богослужения у себя на дому. Затем наступило резкое ухудшение состояния, и в светлый праздник Пасхи К. скончался. Отпевание было совершено по пасхальному чину еп. Иоанном в сослужении 6 протоиереев и иереев. К. был погребен на местном кладбище, в ряду прежде почивших ссыльных священнослужителей. Арх.: Архив МП. Ф. 1. Оп. 4. Д. 2041; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 874; Ф. 277. Оп. 1. Д. 3377, 3388, 3415, 3439, 3480; Ф. 470. Оп. 1. Д. 60, 62, 63а, 71, 72; ГА Свердловской обл. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 794; ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 47561; Ленинградский обл. ГА в г. Выборге. Ф. Р-314. Оп. 1. Д. 9; Ф. Р-387. Оп. 1. Д. 64; Оп. 2. Д. 36; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31639; Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-4601, 6391. Лит.: Изв. по С.-Петербургской епархии. 1910. 3. С. 6-7, 9, 22, 23; Тульские ЕВ. 1911. 45. С. 47-48; 1912. 1/2. С. 10, 41; 1914. 7. С. 15-16; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 149; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 145-146; Акты свт. Тихона. С. 406, 489, 490, 616, 777, 819, 870; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 156; Стефан (Садо), игум. Российская православная миссия в Урмии (1898-1918)//ХЧ. 1996. 13. С. 73-112; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 619-620; Цыпин. История РЦ. С. 53, 154, 155; Васищев Ю. С. Страницы горького века: Архиеп. Вязниковский Корнилий//Маяк: Газ. Вязники, 1999. 85; Захарова Л. Расстрел Крестного хода в Туле: Год 1918-й//Тульские ЕВ. 2000. 1(29). С. 21-24; Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917-1923 гг.)//БСб. 2000. Вып. 6. С. 26-75; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001. С. 146; Агапов И., прот. Тульская духовная семинария: страницы истории//УЗ Тульской ДС. 2005. Вып. 1. С. 4-9; Брылёв П., свящ. Новейшая история Тульской епархии//Вестн. Тульской ДС. 2011. 4. С. 12-15; 5. С. 10-11.

http://pravenc.ru/text/2458709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛЬИН Андрей († 1677, Москва), жалованный иконописец Оружейной палаты. Первое упоминание о нем содержится в документах архива Оружейной палаты в связи с созданием лицевой кн. «Житие Иоасафа Царевича» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 5. 5868 (56)). До перевода из кормовых в жалованные иконописцы И. принимал участие в целом ряде работ в Московском Кремле: был у стенной росписи «в комнате у государя» и в Архангельском соборе (1660), в Архангельском и Успенском соборах (1666); писал иконы для иконостаса ц. прмц. Евдокии во дворце (1664) и др. Указом государя от 26 нояб. 1667 г. И. «велено быть в Оружейной палате... из кормовых в жалованных иконописцах... для того, что в Оружейной палате жалованных иконописцев немного» ( Успенский. 1910. С. 129). Из распоряжения 1668 г. Богдана Хитрово о назначении жалованья И. «против иконописца» Ивана Леонтьева следует, что И. писал «мелкия лица воображение святых икон» и получал ок. 12 р. и по 15 четвертей ржи и овса (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11232 (415)). В 1668-1669 гг. была создана еще одна сохранившаяся подписная икона работы И. из цикла миней на 5 досках, изначально принадлежавших имп. Петру I (т. н. Каппониановы образа),- минея на март, апр. и май, ныне находящаяся в Музеях Ватикана. В 1670 г. И. писал икону мц. Марфы Персидской - соименной святой вел. кнж. Марфы Алексеевны (Там же. 12830 (516)), а в 1672 г.- Иверскую икону Божией Матери в хоромы к царевнам. В 1673 г. вместе с ведущими иконописцами Оружейной палаты - Симоном Ушаковым , Георгием Зиновьевым , Никитой Павловцем , Федором Козловым и Иваном Филатьевым - писал иконы для праздничного ряда ц. Покрова Пресв. Богородицы в вотчине Хитрово с. Братцеве (ныне в черте Москвы; сохр. подписная икона «Сретение», ныне в ГИМ). В дек. 1674 г. вместе с Рожковым, Зубовым и Зиновьевым писал «к празднику к Богоявленьеву дню на Ердань на забранные углы апостолов... на цках с оба лица» (Там же. Ч. 11. Т. 1. 15312). В мае 1676 г. вместе с Никифором Бовыкиным писал икону «Страшный Суд» «к государевым царевнам большим и меньшим» (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15946). В том же году И. заболел и вскоре умер. Лит.: Некрасов И. К рус. иконографии: О некоторых произведениях рус. иконописи, находящихся в Зап. Европе//Древности: Археол. вестн. МАО. М., 1887. С. 161-164; Успенский А. И. Очерки по истории рус. искусства. М., 1910. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 877; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 299-300. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389447.html

(Отеч. Зап., кн. 8) 1860 год 5) Письмо провинциала к Тургеневу, по поводу повести Тургенева «Накануне». (Отеч. Зап., кн. 5) 6) Второй брак. Повесть. (Библ. для чт., кн. 4). 1861 год 7) О сочинениях Марко-Вовчка. (Отеч. Зап., кн. 3) 8) Подлипки. Роман. (Отеч. Зап., кн. 9–11) 1864 год 9) В своем краю. Роман. (Отеч. Зап., кн. 5–7) 1867 год 10) Ай-Бурун. Повесть. (Отеч. Зап., кн. 7) 1868 год 11) Хризо. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 7) 1869 год 12) Пембе. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 9) 13) Хамид и Маноли. Рассказ. (Заря, кн. 11) 1870 год 14) Поликар-Костаки. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 9) 15) Грамотность и народность. Беглые заметки. (Заря, кн. 11–12) 1871 год 16) Аспазия Ламприди. Повесть. (Русск. Вестн., кн. 6–9) 1873 год 17) Панславизм и греки. (Русск. Вестн., кн. 2) 18) Панславизм на Афоне. (Русск. Вестн.) 1875 год 19) Воспоминания Одиссея Полихрониадеса,загорского грека. (Рус. Вестн., кн. 6–8; 1876 г. кн. 1–3) 20) Византизм и Славянство. (Чт. в Общ. истор. и древн. Рос., кн. 3) 1876 год 21) Дитя души. Повесть. (Русск. Вестн., кн. 6–7) 1877 год 22) Сфакиот. Рассказ. (Рус. Вестн., кн. 1–3) 23) Камень Сизифа. Повесть. (Рус. Вестн., кн. 3, 10–12; 1878 г. кн. 7–10) 24) О памятнике в Филях. (Моск. Вед.) 1878 год 25) Русские, греки и юго-славяне. (Рус. Вест., кн. 2) 26) Храм и Церковь . (Гражд. 1878 г.) 1879 год 27) Письма отшельника. (Восток, 1879 г.) 28) Мои воспоминания о Фракии. (Рус. Вестн., кн. 3, 5, 8) 29) Новый драматический писатель. (О Н. Я. Соловьеве). (Рус. Вестн.) 30) Отец Климент Зедергольм . (Рус. Вестн., кн. 11–12) 1880 год 31) Из студенческих воспоминаний. (Рус. Арх. кн. 1) 32) О всемирной любви. (Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике). (Варшавский Дневник) 33) Ряд больших статей (передовых, литературно-критических) и заметок. (Варшавский Дневник) 1881 год 34) Рассказ Смоленского диакона о 1812 г. (Русск. Архив, кн. 6) 35) Египетский голубь. Рассказ. (Рус. Вестн., кн. 8–10; 1882 г. кн. 1) 1882 год 36) Православие и католицизм в Польше. (Гражд. 1882 г.) 37) Письма о восточных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Ист.: Деяния Русского Всезаграничного церк. собора. Сремски Карловцы, 1922. С. 26, 36, 50-51, 54-55; Мефодий (Герасимов), архиеп. По поводу церк. нестроений. Харбин, 1927; Определения Архиерейского Синода РПЦЗ по делу о восстановлении мира и единства в Зап.-Европейской епархии//Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1934. 7. С. 11-12; Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей от 9/22 августа с. г. г.] по поводу перехода Митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата//Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1938. 11/12. С. 181-183; Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции//ЖМП. 1945. 10. С. 14-25; С. 268-269; Акты свт. Тихона. С. 174, 184-185, 193, 194, 314, 315, 861, 862; По делу митр. Евлогия//ЖМП, 1931-1935. С. 24-30, 37-39; Зандер Л. А. Наш дорогой владыка//ЦИВ. 2002. 9. С. 189-190. Лит.: Горчаков М. К., кн. Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия. П., 1929-1930, 2 вып.; Ломако Г., прот. К вопросу о нашем церковном разделении//Церк. Вестник Западно-Европейской епархии. П., 1934. 3. С. 10-20; 4. С. 9-19; 5. С. 11-21; 6/7. С. 15-17; он же. Единство Церкви и церковные разделения рус. зарубежья//Там же. 1937. 9/10. С. 4-12; 11/12. С. 14-17; Днепров Р. Памяти митр. Евлогия//ЖМП. 1946. 9. С. 30-34; Зеньковский В. В., прот. Памяти митр. Евлогия//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 19-22; Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. П., 1960; Тальберг Н. Д. К 40-летию пагубного Евлогианского раскола. Джорд., 1966; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 119-129; Зернов Н. М. Юрисдикционные споры в Рус. Церкви эмиграции и 1-й Всезарубежный собор в Карловцах в 1921 г.//Вестн. РХД. 1974. 4(114). С. 119-146; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 31-33; 46, 47, 120-124, 134-139, 220-226, 230-232; Шавельский Г. И., протопр. Восп. последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996. Т. 1. С. 165, 168, 170, 172-174, 176-177, 179-181; Т. 2. С. 34, 384, 389, 390; Соловьев И. В. Дни примирения: (Попытка воссоединения Рус. Зап.-Европ. Экзархата с Моск. Патриархией)//ЦИВ. 1999. 4/5. С. 237-239; Лев (Жилле), архим. Памяти митр. Евлогия//Вестн. РХД. 2007. 1(192). С. 242-246; Струве Н. А. Двойное покушение на митр. Евлогия и его наследие//Там же. 2007. 1(192). С. 236-241; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церковные деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ.: М.; П., 2007. С. 191-193.

http://pravenc.ru/text/187191.html

Franz. Cassiodorius, S. 40. 1500 Преображенского. «Восточные и западные школы и т. д.», стр. 331–334. Franz. Aurel. Cassiodorius, S. 19. 22. 1502 Тарле. «Ницшеанство и его отношения к политическим и социальным теориям европейского общества» («Вестн. Евр.», 1901 г., авг., стр. 731). 1506 «Ницшеанство и его отношения к политическим и социальным теориям европейского общ.». Е. Тарле («Вестн. Евр.», 1901 г., авг., стр. 730–732). 1508 Герасимов, «Ницшеанство», стр. 12. Но особенно это подтверждает переписка Ницше («Русск. Бог.», 1901 г., март). О гордости Ницше см. ниже. 1553 «Помрачение кумиров», стр. 120; Н. Михайловский. «Литерат. и жизнь» («Рус. Бог.», 1894, 11, стр. 116). 1555 Известный публицист Н. Михайловский объясняет такое увлечение Ницше Достоевским, несмотря на полное различие духовных физиономий того и другого, тем, что немецкий философ знаком был, по-видимому, с одним «Мертвым домом» Достоевского, – иначе «усмотрел бы в его писаниях совсем иные стороны и иные окончательные выводы» («Русск. Богат.», 1894 г., 11, стр. 116). 1590 «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф. М. Достоевского». С. С. Б. (Еп. Антоний), стр. 26. 1605 Кроме указанных нами в примечаниях источников и пособий, которыми мы пользовались при составлении нашего реферата, мы имели под руками еще следующие сочинения: 1) Ницше. «Человеческое, слишком человеческое», 2) «Сверхчеловек Ницше и человек Христа». С. Левитского («Богосл. Вестн.», 1901 г., июль-сент.), 3) «Современные моралисты: Л. Толстой и Ф. Ницше». Светозарова («Вера и Церковь », 1901 г, кн. 6-я), 4) «Научное Обозрение». «Великий декадент Ницше и его письма. О сверхчеловеке». М. Филиппона (1901 г. март, 3), 5) «Православно-русское Слово», 1902 г. янв., 6) «Образование», 1901 г., ноябрь. «Мережковский о Толстом и Достоевском». И. Коробка, 8) «Афоризмы Ницше». 1610 «Весн. срп. ц.», 1901, июнь, 586. – 7 мая 1902 г. такая же конференция епархиального духовенства состоялась в резиденция Преосвященного Димитрия, епископа Шабачского. «Христ. Весник», 1902, май, 291–294.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Об отношении между христианством и философиею в первые три века (Хр. Чт. 1859 г. II т.) Смирнова П. Святоотеческие воззрения на значение научного и философского образования и на отношение веры к знанию (Вера и Раз. 1898 г. 11–24 кн.). Калачинского П. Учение отцов и учителей церкви в отношении к философии Платона (Вера и Раз. 1900 г. 1–6 кн.). Линицкого П. И. Значение философии для богословия (Тр. Киев. Ак. 1903 г. 12 кн.;. 1904 г. 2 кн.). Тихомирова П. Прав. Догматика и религ.-филос. умозрение (Вера и Раз. 1897 г. 16). Должно заметить, что второй вселенский собор и составленное на нем вероизложение (символ) не сразу и повсеместно в церкви были всеми признаны. Александрийский и римский патриархаты довольно долгое время хотели довольствоваться Никейским исповеданием, не принимая константинопольского символа; о последнем шли споры на догматической почве. Совершилось общее признание II-ro вселенского собора и его символа в половине V-ro века, на вселенском соборе, на котором торжественно был прочитан и признан константинопольский символ, равно признан и вселенский авторитет константинопольского собора (Деян. всел. соб. в рус. пер. IV т. Каз. 1865 г. Дeяh. IV, 103–106 стр; см. еще VI всел. соб. I прав.). Отчасти это, а также и некоторые другие обстоятельства, дали повод западным церковным историкам (Ад. Гарнаку, англич. Хорту и др.) развивать теорию, будто константинопольский символ не есть символ II-ro всел. собора, равно и не есть распространенный или дополненный на этом соборе Никейский символ, а что в основе его лежит какой-либо другой древний символ, в который лишь внесены некоторые выражения из Никейского символа, или он сам представляет совершенно особый символ, только с Никейскими вставками; константинопольский же символ, следовательно, есть „апокриф“ или „подлога“. По мнению Ад. Гарнака, символ, известный под именем константинопольского будто бы есть именно символ иерусалимской церкви со вставками из Никейского символа, сделанными не на II-м всел. соборе; этот символ будто бы приводится Епифанием в его „Якоре“, написанном до II-ro всел. соб. лет за восемь (в 373–374 г.) и был читан на соборе вместе с другими документами; однако имя константинопольского он получил после собора, равно позднее досгигнул и общецерковного значения. Но все такие предположения не только не имеют для себя достаточных оснований, но и опровергаются положительными историческими данными. См. об этом: Лебедева А.П. проф. О нашем символе веры (Бог. Вестн. 1902 г. 1 и 2 кн. и 1908 г. 9 кн.; прилож. к его же „Истории всел. соборов“, 1 ч.). Спасского А А. проф. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. I т. Серг. пос. 1906 г. 588–628 стр. См еще заметки А.Н. О никео-константинопольском символе в Пр. Соб. 1909 г. май.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Лит.: Пискарёв П. И. Описание Троицкого Макарьева-Желтоводского 2-кл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1846; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Памятная книжка Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 310-311; Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 121; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 44-45; Баженов И. В. Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Денисов. 1908. С. 266-267; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 126; Воззвание//Костромские ЕВ. 1911. 13. Отд. офиц. С. 191-192; Залетный Н. На закладке храма в Решме//Поволжский вестн.: Газ. Кострома, 1911. 29 июля; Решма: Закладка храма//Наша костромская жизнь: Газ. 1911. 28 июля; Решма: Пребывание Их Имп. Высочеств//Поволжский вестн. 1913. 7 июня; Крестный ход (Решма)//Советская газ. Кострома. 1918. 12 марта (27 февр.); Заключительное слово предуисполкома т. И. Е. Смирнова//Приволжская правда. Кинешма, 1927. 18 марта; Как будет ликвидирована Решемская с/х артель//Там же. 26 окт.; За монастырскими стенами//Там же. 28 окт.; В Решемском детдоме творятся вопиющие безобразия//Там же. 1928. 17 авг.; Решма без Макария//Там же. 23, 24 авг.; Классовый враг с крестом и молитвой: Контрреволюция под флагом церкви//Там же. 3 нояб.; Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 40-51; СПАМИР. 2000. Т.: Ивановская обл. Ч. 2. С. 487-488; Дамаскин. 2001. Кн. 2. С. 21-29, 246-253, 256-257; Зосима (Шевчук), архим., Гылко О. В. Решемский Макарьев муж. мон-рь//Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 244-251; Федотов А. А. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003. С. 10-11, 29; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2010. Т. 3. С. 525-526; Денисов В. В. История мон-рей Верхнего Поволжья: 2-я пол. XVIII - нач. XX вв. Ярославль, 2012. С. 123, 135, 143, 144.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010