А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV - нач. XVI в.//ДРИ. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 291-320; Сорокатый В. М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н. П. Кондакова на происхождение икон рус. святых//Охраняется государством: III Рос. науч.-практ. конф.: Сб. мат-лов (нояб. 1993 - июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 105-123; он же. Икона «Никита и Иоанн Новгородские в молении»//Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв. М., 2000. С. 191-194. Кат. 44; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 114-127; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Рус. икона XI-XIX вв. в собр. Новгородского музея: Путев. М., 2004; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Чернин С. Б. Средневековый культ св. Никиты, Новгородского епископа, в социокультурном контексте//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2006. 3. С. 18-20; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея. СПб., 2008; Петров А. С. Древнерус. шитые пелены под иконы XV-XVI вв.: Типология, функция, иконография: Канд. дис. М., 2010. Ркп. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

1. С. VII-XII) П. М. Мелиоранского. Печатались и статьи по егип., араб., тюрк., монг. и др. археологии и письменности: «Эпиграфические результаты поездки в Уади Хаммамат» (1888. Т. 2. Вып. 1/2. С. 65-79) и «Археологические результаты путешествия по Египту зимой 1888-1889» (1891. Т. 5. Вып. 1/4. С. 1-30) В. С. Голенищева , «Ярлыки Токтамыша и Темир-Кутлуга» В. В. Радлова (1889. Т. 3. Вып. 1/2. С. 1-40), «Образование империи Чингис-хана» Бартольда (1897. Т. 10. С. 105-119), «К вопросу о местоположении Старого Сарая Золотой Орды» Спицына (1899. Т. 11. С. 287-290), «Яса Чингис-хана. Уложение монгольской династии Юань-чао-дянь-чжан» П. Попова (1907. Т. 17. Вып. 2/3. С. 150-163), «Новые данные по вопросу о мнимом упоминании имени Мухаммеда в Пятикнижии Моисея» А. Э. Шмидта (1917. Т. 24. С. 1-28) и др. Христ., визант. и древнерус. тематика в меньшей степени, чем в др. изданиях, освещалась в «Записках Классического отделения РАО» (всего вышло 9 т.). Здесь были опубликованы работы Редина «Античные боги (планеты) в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова» (1904. Т. 1. С. 33-43), Латышева «Известия древних писателей латинских и греческих о Скифии и Кавказе» (1904. Т. 2. Вып. 1/2), Д. Ф. Беляева «Byzantina: Очерки, материалы и заметки по Византийским древностям. Кн. 3: Богомольные выходы византийских царей в городские и пригородные храмы Константинополя» (1907. Т. 4. С. 1-186), Айналова «Этюды по истории искусства Возрождения: К истории мозаик церкви Санта Мария Маджоре. Живопись Джотто в нижнем храме св. Франциска в Ассизи» (1908. Т. 5. С. 214-252) и «Византийская живопись XIV ст.» (1917. Т. 9. С. 62-230), В. Н. Бенешевича «Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика» (1914. Т. 8. С. 1-338). Лит.: Издания бывш. Рус. и Московского Археологического об-в. Б. м., б. г.; Перечень трудов и действий Петербургского археол.-нумизматического об-ва. [СПб., 1849]; Издания РАО. [СПб., 1873]; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1892. Т. 1. Кн. 1/2. С. 306-309; Сист. указ. статей, рецензий и докладов к т. 1-10 «Записок Восточного отд-ния РАО», 1886-1896//ЗВОРАО. 1897. Т. 10. С. 265-273; То же к т. 11-20//Там же. 1912. Т. 20. Вып. 4; Веселовский Н. И. История Имп. РАО за первое 50-летие, 1846-1896. СПб., 1900; РАО//Лит. вестн. 1901. Т. 2. Кн. 4. С. 192-193; Кн. 8. С. 362; РАО//Зодчий. 1903. Вып. 52. С. 617; Степанский А. Д. К истории научно-ист. об-в в дореволюционной России//АЕ за 1974 г. М., 1975. С. 49-50; Варлакова Н. А. Вост. отд-ние РАО и его состав: (1851-1923)//Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. М., 1990. Ч. 3. С. 231-243. Л. А. Беляев, С. Б. Григорян Рубрики: Ключевые слова: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников

http://pravenc.ru/text/182593.html

406. Письма преосвященного Игнатия Брянчанинова, епископа Черноморского, и Антония, игумена Череменецкого/Предисл. А. Г.; Сообщ. Пимен (Благово)//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. — 1875. — Кн. 2. — С. 55–102. 24 письма (1843–1867 гг.). Отд. отт.: Μ., 1875. 407. Письмо епископа Игнатия (Брянчанинова)//Краткие жизнеописания русских святых/Сост. Игнатий (Малышев): [В 2 т.]. — СПб., 1875. — [Т. 1]. — С. III—X. Без указания адресата и даты. 408. [Письмо преосв. Савве (Тихомирову) от 1 июля 1865 г.]//Савва (Тихомиров). Воспоминания о высокопреосвященнейшем Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. — Харьков, 1877. — С. 63 2-й паг. 409. [Письмо имп. Александру II от 24 июля 1861 г. с прошением об увольнении от епархиальных дел и предоставлении в управление Николо-Бабаевского монастыря]//Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. — СПб., 1886. — С. 64. 410. Письма аскета: Из переписки архим. Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым/Вступ. ст., публ. С. Г. Рункевича//Христ. чтение. — 1895. — Май/июнь. — С. 553–595. Письма и отрывки из писем (1834–1849 гг.) Отд. отт.: СПб., 1895. 411. [Письмо свт. Игнатия М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»]//Душеполез. чтение. — 1898. — Янв. — С. 157–160. Без указания автора и адресата. 412. Письмо архимандрита Игнатия К. П. Брюллову от 27 апр. 1847 г./Публ. И. А. Кубасова//Рус. старина. — 1900. — Т. 103. — Сент. — С. 162–163 (Прил.); Архив Брюлловых/Ред. и примеч. И. А. Кубасова. — СПб., 1900. — С. 162–163. 413. [Письмо преосв. Савве (Тихомирову) от 30 марта 1866 г.]//Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. высокопреосв. Саввы, архиеп. Твер. и Кашин. — Т. 3 (1862–1867 гг.). — Сергиев Посад, 1901. — С. 358. 414. [Письмо свт. Игнатия М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»]//Ист. вестн. — 1910. — С. 332–333. Без указания автора и адресата. 415. Дар слова. Как и что писать для «Русского инока?»: (По письмам епископа Игнатия Брянчанинова к игумену А.)/Публ. инока [Константина]//Рус. инок. — 1911. — С. 11–13.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

95 Бантыш-Каменский, Истор. извест. об унии, 1864 г., стр. 64, 65. См. также о прибытии Рутского с 1615 году во Львов: братство его выгнало из Онуфриевского монастыря, куда он забрался, но эта смелость дорого стоила братству впоследствии, так как оно должно было выдать большие суммы денег польским властям, чтобы затушить дело: см. Лет Льв. брат. под 1615 годом: см. также Вилен. Акт. VIII, стр. 97–100 и Вилен. Арх. Сбор., X, стр. 233. 96 «Перечень обид, насилий и гонений, претерпеваемых от униатов, в особенности св. Духовским Виленским братством», в Вестн. юго-запад. и запад. России., 1864 г., октябрь, см. Вилен. Акт., VIII, стр. 101. 97 «Святая Русь», или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси, до XVIII века, обще и местно чтимых; сочин. архим. Леонида, СПБ., 1891 г., стр. 204. 98 Сочинение «Обличение на унию», помещенное в Акт. Ю. и З. Р., т. II, стр. 205–287, от 1608 года, и приписанное перу иеродьякона Киево-Печерской лавры Леонтия, быть может, составлено Леонтием Карповичем бывшим иеродьяконом этой Лавры. См. Чтен. в общ. ист. и древ. рос. 1878, кн. 1. Филарет, Ист. рус. цер., ч. IV, стр. 135, замечает, что Леонтий описывает унию, как очевидец брестского собора и пером, достойным события. От Карповича остались в письменном виде: «Катание» на погребение кн. Голицына в брат. цер. св. Духа в 1619 году; две проповеди Леонтия Карповича изданы в 1878 г. Общ. истории и древностей российских при Москов. университете. См. также примеч. 11 к IV т. Рус. Ист. Биб. 99 Мелетий Смотрицкий был сыном первого ректора Острожского училища Герасима Даниловича Смотрицкого. Первоначальное образование он получил в Острожском училище, затем в Вильне, а также в заграничных университетах (Лейпцигском, Вюртембергском). Неистовства Потея и бедствия православных побудили Смотрицкого написать книгу «Фринос». Скарга в ответ написал: «Na Threny Y Lament Theophila Orthologa, Do Rusi Grckiego Naboestwa, Przestroga», a в 1613 году Илья Мороховский издал «Утешение или утоление плача восточной церкви» (Paregoria albo utolenie).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Тело Д. Г. принесли в ц. св. Леонтия, где после отпевания оно находилось 7 дней до приезда в Галич кн. Дмитрия Шемяки. Останки Д. Г. положили в колоду и повезли в Москву, куда траурная процессия прибыла 14 окт. В Архангельском соборе Московского Кремля была отслужена панихида; затем колоду вскрыли, «мняще толико кости обрести», но увидели Д. Г. «всего цела суща, ничим же вредима», также и погребальные ризы, «яко же прежеположени на него», «лице же его бело, яко у спящаго, не имея черности, ниже синеты» (ПСРЛ. Т. 25. С. 261-262). Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сент. 1507 г., во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Д. Г. и его брата кн. Василия Косого были перезахоронены в одном гробу («того ради, что разсыпашася»). Гробница Д. Г. находится в Архангельском соборе, у зап. стены. Кончине Д. Г. посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Смерть Димитрия Красного». Имя Д. Г. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII в. Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (праздн. установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (праздн. установлено в 1981, имя Д. Г. включено в Собор в 2004). Ист.: Житие прп. Паисия Галичского: По списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. 7/9. С. 27-28; ДДГ (по указ.); АСЭИ. Т. 1, 3 (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 2 (по указ.); Т. 8. С. 109-111; Т. 12; Т. 15; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43 (по указ.); Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. (по указ.). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149-152; Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 353; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 153-154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556; Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский//Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. 9-15; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89; Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.

http://pravenc.ru/text/178195.html

278) История крестовых походов, соч. Мишо, с картою Малой Азии, планами Антиохии и Иерусалима, пер. с франц. Ив. Бутовский, 2 части, с атласом. Тоже, новое издание, Спб. 1841, 5 частей, 7 руб. (Отрывки в Сыне Отеч. 1821, ч. 74, стр. 3–20, 114–127, 145–160). 279) Крестовый поход для освобождения Иерусалима, 3 ч., М. 1852, 1 р. 50 к. 280) Повесть из истории крестовых походов, Журн. для детей, 1854, перепеч. в «Историч. повестях», М. Чистякова. Спб. 1860, стр. 292–372. 281) Картины и сцены из времени крестовых походов – в книге «Очерки из истории и народных сказаний», М. 1861. Средняя история, стр. 340–364. 282) Крестовые походы – в 3 томе «Истории средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых», М. Стасюлевича, том 3, часть 1, отд. 1. Спб. 1865, с планом Иерусалима, в XII веке (рец. Книжник 1865, и 11; Кн. Вестн. 1865, стр. 255; Рус. Инв. 1865, Спб. Вед. 1865, 167. 283) История ордена св. Иоанна Иерусалимского, соч. А. Лабзина и А. Вахрушева, 5 частей, Спб. 1799–1801, 8 , 10 р. (Сопик. 4853; Смирд. 3299). 284) Историческое сокращение державного ордена св. Иоанна Иерус., перев. с итальянск. кн. Ник. Долгоруков. Спб. 1800 (Соп. 11, 103; Смирд. 3301). 285) Краткое топографическое описание о. Мальты и державного ордена св. Иоанна Иерус. соч. Григорий Краевский, с картою. Спб. 1800, 4 , 2 части, в обеих 4, 101 и 2 стр. Посвящено имп. Павлу. Сочинитель сам был на о. Мальте (Сопиу. 7620; Смирд. 3611; Чертк. 2994). 286) История державного ордена св. Иоанна Иерус. с присовокуплением кратких известий о Палестине… собр. Ив. Черенков. Воронеж, 1803, 8 (Сопик. 4725; Смирд. 3300). 287) Уложение священного воинского ордена Иерусалимского, вновь сочиненное в 1776 г., в Мальте 1782 напечатанное, перевели, по повелению имп. Павла I, с итальянского, латинского и французского языков на российский Андреевский, Волынский и Маевский, 2 части. Спб. 1800 (Сопик. V, 12138; Смирд. 3298). 288) Последние времена и нынешнее состояние ордена св. Иоанна иерус. Из историч. альманаха Раумера; Библ. для Чтен. 1848, т. 86, стр. 5–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Лутовинов Александр; † 8.07.1905, Тифлис), архим., глава 17-й Пекинской духовной миссии , китаист. Род. в дворянской семье в Курской губ. По окончании 1-й московской гимназии 2 года слушал лекции в Московском ун-те. В 1862 г. поступил послушником в Коренную пуст. Курской епархии, в 1871 г. переведен в курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. мон-рь , где в 1872 г. принял постриг. В 1875 г. перешел в Балаклавский муж. мон-рь Таврической епархии. В 1878 г. в С.-Петербурге был награжден золотым наперсным крестом за служение в доме великой княгини Эдинбургской. Определением Святейшего Синода от 7 окт. 1883 г. А., в то время иером. в Александро-Невской лавре , был назначен начальником Пекинской духовной миссии с возведением в сан архимандрита. Находился на этом посту ок. 13 лет, активно занимаясь миссионерской деятельностью. Весной 1891 г. А. отправился в Ханькоу для встречи наследника рус. престола - цесаревича вел. кн. Николая Александровича (буд. св. мч. имп. Николая II ) и из его рук получил наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. По окончании заграничной службы А. был назначен настоятелем миссионерского московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и внештатным членом Московской духовной консистории. А. приветствовал телеграммой создание во Владивостоке Восточного ин-та в день его торжественного открытия 21 окт. 1899 г. В 1883 г. в петербургской типографии Вольфа вышел в свет 1-й том богословского труда А. «Пути Промысла в развитии Вселенной». Им же подготовлено учебное пособие для изучения кит. языка. С апр. 1902 г. А. состоял членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, одновременно являясь экономом дома экзарха. Соч.: Из истории христианства в Китае. Период 1-й: С начала христианской эры до падения Юаньской династии в 1369 г.//ПС. 1898. 11-14; Начатки грамматики китайского разговорного языка. СПб., 1898; Седмица крестных страданий Иисуса Христа, Воскресение, Вознесение Его и судьбы мира//Духовный вестн. Грузинского экзархата. Приб. 1904. 9 (1 мая). Лит.: Краткая история Русской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнявшегося в 1913 г. двухсотлетнего юбилея ее существования. Пекин, 1916. С. 176-183; Самойлов Н. А. Пекинская духовная миссия во 2-й пол. XIX в.//Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. СПб., 1993. С. 47-54. А. Н. Хохлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/114628.html

лет. 1872 г. 20, стр. 314– 317. 447 Церк. лет. 1872 г. 40 и 42. Хр. Чт. 1872 г. окт. Вестник востока. Стр. 324 –342. Прав об. окт. 1872 г. слав. хр. 498– 508. Христ. Чт. декабр. кн. 1872. – Вести с востока. 761– 774. Посладие там же 773– 780. 448 Бодянский, а в след за ним и некоторые другие, полагал, что слав. азбука изобретена была в 862 г.; но это мнение опровергнуто Гильфердингом. Том 1., 299. – Первый, кажется, Добровский, католический священник, принялся за изучение слав. языка. А за ним последовали Юнгман, Ганка, Шафарик, Штур, Обрадович, Караджич, Срезневский и другие. 450 Глаголица– в порядке букв сходна с кириллицей, но отличается от ней своеобразным и вычурным изображением их. Глаголиты или далматские священники, совершавшие богослужение по обрядам западной церкви, но по книгам, писанным на слав. языке, изобретение глаголицы приписывали блаж. Иерониму. Другие же, напр., Шлецер, утверждали, что глаголица произошла от кириллицы вследствие того, что переписчики книг то разукрашали, то по небрежности искажали кирилловские буквы. Аббат Добровский полагал, что глаголица изобретена в XIII в. в Далмации или в Кроации с целью, с одной стороны, сохранить богослужение на славянском языке, а с другой – разницею букв удалить далматов и кроатов от употребления Кирилловских богослужебных книг, содержавших точный перевод греческих богослужебных книг. – Но глаголица употреблялась гораздо ранее XIII века, она и доселе в употреблении в Далмации. Ею писались грамоты и уставы, но преимущественно богослужебные книги. Ею написана и летопись пресвитера дуклянинкого. Пып. 35; 112; 114– 116. Подр. см. «Следы глаголицы в памятниках X века». Вып. 5– пзв. Имп. Ак. н. 1861 г, Шафарика: «о происхождении и родине глаголитизма», М. 1861 г.; Бодянского: «Новые открытия в области глаголицы». Рус. Вестн. 1856 г. Л° 3. – Изображение и название букв глаголицы можно вид. в 10 и 11 тетр. Хр. Древностей 1865 г. 452 Ассемани в своих Kalend. Slav и. IV. р. 408 решительно утверждал, что falsa haec Slavorum traditio,quod s.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

9 Четыре сочинения Афонского монаха Иоанна из Вишни помещены в А. Ю. и З. Р., т. II, стр. 205–270. Назидателен, между прочим, его совет как надлежит избирать приходу священника: «прето вы пастыря собе тако избирайте: прежде назнаменайте несколико особ, от жития и разума свидетельствованных, яко суть благоговейныи и правоверни; также узаконете собе день и пост и сътворете бдение, съвокупившися в церковь , и молетеся Богу, да вам дасть и открысть пастора, его же жребием от сих реченных искушайте». См. также неизданные сочинения и послания Иоанна Вишенского, начала XVII стол, (числом пять) В Арх. юго-запад. России, ч. I, т. VII, стр. 19–48. – О богатстве тогдашних епископов можно, например, судить по описи движимого имущества, принадлежавшего Луцкому епископу Кириллу Терлецкому; см. эту опись в А. Ю и З. Р., т. I, 218. 10 См. также письмо Иоанн Вишенского из Зографского монастыря к Львовскому братству с изложением упований и надежд истинно православных людей и с горячей просьбой о пребывании твердыми в православии Арх. юго-запад. России, ч I. т. VII, стр. 24–26. 11 Русские иноки, ушедшие из Киева от татарского разгрома, впервые поселились на Почаевской горе в 1240 году; в 1527 году тут уже находилась православная обитель и каменная церковь Успения Пресв. Богородицы; см. стат. «Местечко Почаев», Вестн. Запад. России, 1867 г., кн. 6-я. 13 В Дермани (село в 40 верстах от г. Дубно) в 1604 году издан «Октоих», и в 1605 году «Лист патриарха Мелетия к Ипатию Потею», перев. с греческого Иова Горецкого. См. Перечень зап. рус. старопечати, в Памят. стар. в запад. губ. Батюшкова, вып. VI, стр. 182. О Дерманском монастыре см. в Памят. Киев. Ком. т. IV, стр. 31. Дерманская архимандрия в 1639 гору, по решению князя Владислава Доминика Острожского и Заславского перешла в ведение униатского Холмского Епископа Мефодия Терлецкого; Вилен. Акты, т. XXIII, 182. 17 О враждебных братству действиях со стороны римской и униатской части Виленского магистрата, о домогательстве наложить хотя бы подати на братские дома и подорвать братские права, см. Вилен. Арх. Сбор. X, стр. 222 и Вилен. Лет., VIII, стр. 55, 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010