Миниатюра из рукописи «О природе вещей» Рабана Мавра. Нач. XI в. (Cassin. 132. P. 189) Миниатюра из рукописи «О природе вещей» Рабана Мавра. Нач. XI в. (Cassin. 132. P. 189) Важнейшее произведение Амата Монте-Кассинского († до 1105), который предположительно был епископом в Пестуме и удалился в монастырь в кон. 50-х гг. XI в.,- «История норманнов», посвященная аббату Дезидерию. Историк описывает события, происходившие в Юж. Италии с 1016 по 1078 г.; его труд был завершен скорее всего в 1080 г. (не позднее 1086). Он восхваляет норманнских правителей, особенно Робера Гвискара, к-рые установили мир в стране и обеспечили безопасность Церкви, гл. обр. аббатства М.-К. Благодаря божественному благоволению они объединили страну и освободили Сицилию от мусульм. господства. Старофранцузский перевод (частично парафраз) «Истории норманнов» был выполнен в XIV в., вероятно, для анжуйского королевского двора в Неаполе. Амат составил также стихотворную «Книгу во славу блаженного апостола Петра», посвященную папе Григорию VII; в ней пересказываются гл. обр. легендарные сведения об апостоле, заимствованные из Псевдо-Клементин и др. источников (ок. 1078; изд.: Il poema di Amato su S. Pietro Apostolo/Ed. A. Lentini. Montecassino, 1958-1959. 2 vol.). Петр Диакон приписывал Амату стихотворный панегирик папе Григорию VII и соч. «О 12 камнях и Небесном Иерусалиме» (толкование на Откр 21. 10-20; не сохр.) (см.: Manitius M. Geschichte... Münch., 1931. Bd. 3. S. 449-453). При аббате Дезидерии монастырским библиотекарем и руководителем скриптория стал Лев из Марсики, впосл. известный как Лев Остийский († 1115). Среди рукописей, созданных под его руководством,- гомилиарий 1072 г. (Cassin. 99) и сборник трудов Альфана и Гвайферия (Cassin. 280). Ранние сочинения Льва (циклы рождественских и пасхальных проповедей, описание 1-го крестового похода) скорее всего утрачены; сохранилось сказание об освящении базилики М.-К. (PL. 173. Col. 997-1002). При аббате Одеризии I по просьбе Роберта, гр. Алифе и Каяццо, Лев написал Житие св.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

и др. 275 «Повесть временных лет» под 6594 (1086) г., 199–201 стр., «Чтение о житии... Бориса и Глеба», 8–9 столб.; «Сказание... мученику Бориса и Глеба», 47 и 53 столб. 284 «Ильино» (впрошение) 18-е, в «Русской исторической библиотеке», изд. археографич. комиссии, 6-й т. СПб. 1880 г., 2. 294 «Чтение о житии... Бориса и Глеба», 3 столб.; Ср. «Поучение св. Феодосия о терпении и милостыни», 208 стр. 311 «Слово, в новую неделю по Пасце, о поновлении Вскресения и артусе и о Фомине испытании ребр Господень», в «Памятниках рос. словесности», 26–27 стр. 322 О Христе, как Победителе диавола, ср. «Повесть временных лет», под 6491 (983) г., 81–82 стр., 6523 (1015) г., 128 стр., 6545 (1037) г., 149 стр., 6576 (1068) г., 168 стр.–6579 (1071) г., 174 стр., 6586 (1078) г., 197 стр., 6599 (1091) г., 207 стр.; «О законе Моисеом даннем», 241 стр.; «Житие Преподобного отца нашего Феодосиа», XXII–XXIII стр. и др. 325 «Древнерусское поверье, по которому вся пасхальная неделя признавалась одним великим днём». См. «Слово о воскресении Господни и о светлой неделе» и «Слово о посте о велицем, и о Петрове говенье и о Филипове», в Исторической христоматии Буслаева, 489 и 503 столб. 332 Ср. «Поучение св. Феодосия о хожении к церкви и о молитве», 213 стр.; «Житие преподобного нашего Феодосия», VII стр.; «От грешного Георгиа черноризца... повеченье...», 54–55 стр. и др. 338 «Второго послание... Поликарпа», CXXXVI стр. Ср. «Поучение св. Феодосия о терпении и о смирении», 210 стр., «Книга Паломник» архиеп. Антония, 104 столб.; «Житие преподобного отца нашего Феодосия», III и LV стр.; «От грешного Георгия черноризца... повеченье...», 57 стр. и др. 340 «Русские народные песни, собранные Петром Кириевским» в Чтениях Имп. общества истории и древностей российских, М. 1848 г., 214 стр. 345 «Повесть временных лет» под 6601 (1093) г., 209 стр. и Варенцов, стих «Об Анике-воине», 112 стр. 347 Варенцов, стих «О Гадаме», 42–43 стр. Ср. «Летопись по сборному архивскому», 6740 (1232) г., 19 стр. 349 «Повесть временных лет» под 6582 (1074) г., 183 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Упомянутый игумен Андреевского монастыря Григорий в 1128 г. во время отсутствия в Киеве митрополита выступил инициатором решения конфликта между Ярославом Святославичем и Всеволодом Ольговичем из-за Чернигова. Созвав иерейский собор, он снял с великого князя Мстислава крестное целование в пользу Ярослава и тем самым помог избежать вмешательства половцев в междукняжеский конфликт . Близость Андреевского монастыря к роду Всеволода позволила его игумену оказать влияние на политическую позицию его внука Мстислава. В Андреевском монастыре были похоронены вторая жена Всеволода Анна (1111) и сама Янка (1112) . Потомки Всеволода продолжали сохранять связь с Андреевским монастырем; здесь были похоронены сын Владимира Мономаха Ярополк (1139) и его внук Владимир Андреевич, князь брестский и дорогобужский (1170) . Монастырь был разрушен Батыем. Второй монастырь, Михайловский, посвященный чуду архангела Михаила, был заложен Всеволодом, когда он княжил еще в Переяславле. Практически монастырь находился далеко от Киева, в Выдубичах, за княжеским селом Берестовом и Печерским монастырем. Сообщение о том, что в 1070 г. «заложена бысть церквы святаго Михаила в манастыре Вьсеволожи на Выдо-бычи» , свидетельствует, что в это время монастырь уже существовал; его основание может быть отнесено к более раннему времени, к 60-м годам XI в., хотя о том, в связи с чем он был основан и как был связан праздник Михаила с жизнью Всеволода, остается только догадываться. Сохранившаяся до настоящего времени каменная церковь была освящена только в 1088 г. Такая длительная задержка с окончанием строительства монастырской церкви была вызвана, вероятно, новыми требованиями к ее оформлению, после того как Всеволод получил великокняжеский стол . Возможно, что строительство ее было завершено еще в 1086 г., так как в этом году князем была заложена другая церковь, в Андреевском монастыре . Рядом с монастырем на Выдубицком холме Всеволодом был построен дворец («двор красный»), сожженный половцами в 1096 г. Этот княжеский дворец был построен, скорее, еще до 1078 г., чтобы быть его киевской резиденцией во время приезда в столицу, а не тогда, когда он «вокняжился» в ней навсегда.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Д. Присёлков был уверен, что они пребывали в юрисдикции Киевских митрополитов. Поскольку владельческий комплекс земель Ростиславичей от Перемышля до Теребовля образовался скорее всего в 80-х гг. XI в., а епископия на Волыни вряд ли возникла позже правления блгв. кн. волынского Ярополка (Петра) Изяславича (1078-1086), то мнение Присёлкова представляется маловероятным. В то же время, если Перемышльская епархия , как иногда предполагают, существовала по крайней мере с кон. XI в. (М. С. Грушевский ) или со времени перемышльского кн. Володаря Ростиславича (1092-1124/25), отца Владимирка Галицкого (Щапов), то молчание источников о Перемышльских епископах до 1219/20 г. наводит на мысль, что в Галич кафедра могла быть перенесена из Перемышля. Вместе с тем слова В. Н. Татищева , к-рые во 2-й редакции его труда служат комментарием к известию о поставлении еп. Космы: «…а прежде была епископия в Перемышле» ( Татищев. Т. 3. С. 60), не могут служить аргументом для такого предположения. Создание или возобновление Перемышльской епархии в 1219/20 г. или неск. ранее (напр., при разделении Галицкого княжества по завещанию Ярослава Осмомысла в 1187) было связано с отделением от Г. е. ее крайней зап. территории. Храмы-ротонды Галицкой епархии. XII в. Планы по данным раскопок. Церковь во имя прор. Илии (слева), квадрифолий у с. Побережья Кафедральный собор в Галиче в честь Успения Пресв. Богородицы впервые упоминается в летописи в связи с погребением в нем в 1187 г. галицкого кн. Ярослава Осмомысла, но, по археологическим данным, его возникновение следует отодвинуть ближе к сер. XII в. или, возможно даже точнее, к кон. 40-х -нач. 50-х гг. ( Иоаннисян О. М. Основные этапы развития галицкого зодчества//ДРИ. М., 1988. [Вып.:] Худож. культура Х - 1-й пол. XIII в. С. 49). Если эти наблюдения верны, то они могли бы служить доводом в пользу учреждения Г. е. в 1141-1144 гг. Сохранились фрагменты богатой каменной резьбы, некогда украшавшей собор. Характерной приметой галицкой церковной архитектуры со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/161539.html

1069 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Никодима (Калиуша). 1070 Там же. В послужных списках братии Глинской пустыни за 1899 г. сказано, что Иван Калиуш поступил в обитель в 1893 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 97). Благочестивое стремление к иночеству Ивана было столь пламенным, что оказало сильное влияние на его 17-летнего брата Михаила, который в 1894 г. также поступил в Глинскую пустынь (Там же, л. 100). 1071 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 97. 1072 Там же, д. 2, л. 19. 1073 Там же. 1074 Там же, д. 3, л. 8. 1075 Там же. 1076 Там же, д. 2, л. 19. 1077 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 18. 1078 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Никодима (Калиуша). 1079 Там же. 1080 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 8. 1081 Там же. 1082 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Никодима (Калиуша). 1083 АСЕУ. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия архимандриту Тавриону (Батозскому) от 21 августа 1957 г. 1084 Там же. Послужной список иеромонаха Гордия (Тюшина). 1085 АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 6 мая 1944 г. 1086 Там же. Послужной список иеромонаха Гордия (Тюшина). 1087 Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1883. С. 105. 1088 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Гордия (Тюшина). 1089 АСЕУ. Послужной список игумена Серафима (Кондратенко). Данные биографии о. Серафима изложены в соответствии с этим списком. 1090 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области на 1 мая 1953 г. 1091 Там же. Послужной список игумена Серафима (Кондратенко). 1092 Там же. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1956 г. 1093 ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 107 об. 1094 Там же. 1095 Там же. 1096 Феофан, епископ. Письма о христианской жизни. М.,1891. С. 3. 1097 Феофан, епископ. Напоминание всечестным инокам о том, что требует от них иночество. М. ,1892 С. 5. 1098 Феофан, епископ. Письма о христианской жизни. С. 3 1099 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 62.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Прочитаем далее мысль блаженного Феофилакта: «Итак, когда ты идешь деятельностью, тогда Христос бывает для тебя путем, а когда упражняешься в созерцании. Он бывает для тебя истиной. Но как многие, шествуя деятельностью и занимаясь созерцанием, все-таки не получили жизни, или потому, что, совершая добродетель из тщеславия, здесь получили награду, или потому, что в догматических мнениях уклонились от правого пути; то к пути и истине, то есть к деятельности и созерцанию, присоединена жизнь. Посему нам должно шествовать и богословствовать, стремясь к живущей вовек, а не к гибнущей славе — от людей». 1068 Символ веры, член 8. 1069 Флавий, кстати, также не упоминает никаких имен: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 13, 3. Т. 1. С. 101. 1070 Блаженный Феофилакт считает, что имена волхвов Павел узнал либо из неписанного предания, либо, что вероятно, от Духа Святого (Феофилакт Болгарский на 2Тим.3:8). 1071 Феофан Затворник на 2Тим.3:8. 1072 Феофилакт Болгарский на 2Тим.3:9. 1073 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 344. 1074 Лавсаик. С. 68—69. 1075 Там же. С. 70. 1076 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 282. 1077 Там же. С. 283. 1078 Там же. 1079 Андрей Кесарийский на Апок.20:5—6 (цит. по; Андрей, архиепископ Кесарийский, святитель. Толкование на Апокалипсис. М., 2000). 1080 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С 289—290. 1081 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 288. 1082 Андрей Кесарийский на Апок.20:5—6. 1083 В последовании повечерия среды первой седмицы — «калом смесихся» (Триодь постная. Л. 114). 1084 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, глас 6, песнь 6, тропарь 2. 1085 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 2, 28 (со ссылкой на Григория Нисского). 1086 Там же. I, 3, 33. 1087 Афонский патерик. С. 157 (из поучений святителя Саввы Сербского). 1088 Послушаем толкователя этих Христовых слов: «вскую Мя еси оставил, — сказал в означение того, что Он истинный человек, а не призрачный, ибо человек, будучи животолюбив, естественно хочет пожить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Летом 1064 г. после длительной осады К. заняли войска Фернандо I Великого, кор. Леона и Кастилии. Город долго оставался пограничной крепостью, на территории еп-ства велись военные действия. Завоеванием К. руководил мосараб Сижнанду Давидиш († 1091), ранее занимавший высокий пост в Севилье и перешедший на службу кор. Фернандо I. Он был назначен наместником завоеванных земель к югу от р. Дору (его титул в источниках обозначается как алвазил, граф или консул); после взятия Толедо (1085) Сижнанду нек-рое время управлял этим городом. Основную часть христианского населения К. составляли мосарабы; Сижнанду оказывал покровительство мосарабскому духовенству, передал кафедру еп. Патерну (упом. между 1078 и 1088), к-рый прибыл с территории, находившейся под властью мусульман. При поддержке наместника епископ основал при соборной церкви капитул каноников и школу ( Cardoso. 1993. P. 61-68). В богослужении сохранялся испано-мосарабский обряд. Впосл. в ходе григорианской реформы и проводимой в ее рамках романизации богослужения положение К. как «бастиона мосарабских традиций» (História Religiosa de Portugal. 2000. Vol. 1. P. 434) стало причиной пристального внимания светской и церковной властей. Вероятно, Петр, присутствовавший в качестве епископа К. на Соборе в Бургосе (1080), был ставленником кор. Альфонсо VI. В 1088 г. король назначил на кафедру К. еп. Крескония из Галисии, однако в источниках упоминается о приоре соборного капитула Мартине, избранном на кафедру К., а также о епископах Иоанне и Юлиане. Лишь в 1092 г. Кресконий был рукоположен Бернардом, архиеп. Толедским (1086-1124) и примасом Испании. Архиеп. Бернард Толедский, последовательный сторонник григорианской реформы, следил за положением дел в К. и назначал на епископскую кафедру своих ставленников. Еп. Мауриций (1099-1109; впосл. антипапа Григорий VIII ), бывш. монах бургундского аббатства Клюни , пытался упрочить положение кафедры и подавить сопротивление мосарабского духовенства. Этому способствовал переход графства К.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

1078 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. Изд. 5-е. Сергиев Посад. 1907. С. 154—159. 1079 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово, читанное в Московских церквах перед молебствием об охранении от губительной болезни. С. 205—207. 1080 Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II и в начале III века. Изд. 2-е. СПб., 1849. Ч. 1. Апология, § 41. Ч. 1. С. 86—97. 1081 Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1861. С. 239. 1082 Там же. С. 240. 1083 Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 232. 1084 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Книга о смертности. С. 239—249, 232—233. 1085 Свт. Василий Великий. Творения. T. VII. М., 1854. С. 252—253. 1086 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. Т. II. Беседа на текст Матф. 24:6. С. 278. 1087 Достопамятные сказания. М., 1845. С. 119; Древний Патерик. Предисловие. Гл. 18, § 10. С. 5. 1088 Свт. Тихон Задонский. Творения T. V. Келейные письма. П. 67. 1089 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. Гл. 30. С. 136—141. 1090 Преп. Антоний Великий. Наставления. § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45. 1091 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 56 на Деян. 1092 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 312, 354. 1093 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 35. 1094 Иеросхм. Макарий Оптинский//Указ соч. С. 399—400. 1095 Там же. С. 703. 1096 Архиеп. Филарет Черниговский. Слова и речи. Слово в день апп. Петра и Павла. С. 427. 1097 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 1098 Еп. Петр. Наставление и утешение в скорби. С. 14. 1099 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 43 на Деян. 1100 Там же. С. 158. Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. T. V. С. 39—40. 1101 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6. Гл. 9. 1102 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 42 на Деян. С. 374. 1103 Буго, еп. Лявальский. Смысл страданий. М., 1911. С. 41. 1104 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X. Беседа 26 на 2Кор. С. 694—695; свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, § 420. С. 274—275.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Н. И. Сагарда, Первое соборное послание святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, стр. 50–58. См. также у нас выше стр. 11 дал. 1077 Thiersch, Die Kirche im Apostolischen Zeitalter, S. 249, 265–266. Ср. Weizsäcker, op. cit., S. 483. 1078 Renan, Der Antichrist, S. 446–447. Успенский, Вопрос о пребывании св. Ап. Иоанна Богослова в М. Азии в „Христианское Чтение“ 1879, ч. I, стр. 287–289. 1080 Euseb., H. E. III, 39, 3–4 (p. 147–148). „Не премину тебе и то, что некогда хорошо узнал от пресвитеров и хорошо запомнил, присовокупить к истолкованиям для подтверждения их истины. Ибо я не тем, которые говорят много, радовался (как многие делают), но тем, которые учат истинному; и не тем, которые вспоминают чужие заповеди, но заповеди, данные Господом для веры и происходящие от самой истины. И если как-либо заходил кто-либо из обращавшихся с пресвитерами, я выспрашивал от них слова пресвитеров: что сказал Андрей или Петр, или Филипп, или Фома, или Иаков, или Иоанн, или Матфей, или иной кто из учеников Господа, также что говорят Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господа. Ибо я думал, что не получу столько пользы из книг, сколько от голоса живого и пребывающего“. 1081 Lützelberger, Die kirchliche Tradition über den Apostel Johannes, S. 80–81, 84–85; Scholten, Der Apostel Johannes in Kleinasien, S. 53, 55–56; Moffatt, An Introduction, p. 599. 1082 Chapman, John the Presbyter, p. 10–11. При отношении термина к ученикам Апостолов слова ε δ που κα παρηκολουθηκς τις τος πρεσβυτροις λθοι и т. д. имеют такой смысл: если приходил кто-либо, обращавшийся с пресвитерами, я расспрашивал о словах пресвитеров, а именно о передаваемых пресвитерами словах Андрея, Петра и т. д. Так Larfeld, Die beiden Johannes von Ephesus, S. 55 ff. 1086 Относительно Ап. Иоанна это должен был признать даже Larfeld (Die beiden Johannes von Ephesus, S. 142–143, 165–167), отрицатель тезиса, что у Папия πρεσβτερος=πστολοι (ibid. S. 55). 1091 Moffatt, An Introduction, p. 600. Из новейших исследователей вопроса повреждение текста видит здесь Larfeld, утверждающий, что το κυρου μαθητα произошло по ошибке переписчика из ωννου μαθητα, причем эта ошибка предполагает сокращенное начертание апостольского имени в тексте сочинения Папия (Die beiden Johannes von Ephesus, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

1074 ...писма неподобного изуграфи... – Имеются в виду иконописцы нового направления, ориентировавшиеся на западноевропейские образцы. 1078 ...Спасов образ Еммануила... не написано. – Т. е. икона с изображением Христа (Эммануил в Ветхом завете – Мессия). В XVII в. изображался «оплечно» в виде юного отрока, потому аввакумовское описание «персты надутыя, такоже и у ног бедры и лыста толстыя... брюхат и толст» позволяет предположить, что речь идёт о другом типе иконы, известной как «Спас царя Мануила» (т. е. Спас в силах). 1080 ...Никон, враг, умыслил... – Никон охотно позировал художникам-портретистам, что вызывало возмущение сторонников старой веры, которые видели в этом посягательство патриарха на создание собственного иконного изображения. 1081 ...Благовещение пресвятыя Богородицы... обретеся. – Возможно, речь идёт об иконе Благовещения с Акафистом, которая была написана в 1659 г. тремя «изографами»: молодым иконописцем Симоном Ушаковым, Яковом Казанцем (Яковом Рудаковым) и Гаврилой Кондратьевым для церкви Троицы в Никитниках, которая была построена в Китай-городе у Варваринских ворот в 1630-х гг. ярославским купцом Г. Никитниковым. Храм назывался также церковью Грузинской Богоматери по находящейся там с 1654 г. иконе, с которой связывали прекращение чумы в Москве в 1655 г. 1084 ...при апостолах еретик был Николай... – Основатель ереси николаитов, упоминаемый в Деяниях апостолов. 1086 Златоуст Иоанн... спрятали... – В Житии Златоуста рассказывается, что он обличал царицу Евдоксию, отнявшую виноградник у вдовы некоего Феогноста, за что царица приказала созвать собор, осудивший Иоанна, а затем отправила его в ссылку в «Куксы армейские». 1090 Не по што в Персы штьти... возсылающы. – Имеются в виду боярыня Ф. П. Морозова, её сестра княгиня Е. П. Урусова и М. Г. Данилова. 1092 ...претвори Навходоносора... лвом... – Царь Навуходоносор за гордость был превращён в вола с львиной гривой и птичьими когтями. 1095 Малакса – так презрительно называли троеперстное знамение старообрядцы по имени навплийского протопопа Николая Малаксы (XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010