1 тепло и уютно (фр.). 1078 2 Из стихотворения В.Соловьева " Бедный друг, истомил тебя путь… " . 1079 3 " Смысл тревоги " Ролло Мэя (англ.). 1080 1 Anxiety (англ.) – тревога, беспокойство; мед. патологическое состояние тревоги, беспричинного страха. 1081 2 Поль Валери: " Любой взгляд на вещи, который не странен, неверен. Если что-либо реально, оно может только потерять свою реальность, превратившись в нечто знакомое и обычное. Размышлять в философии – значит возвращаться из обычного к странному и в странном встречать реальное " (фр.). 1082 1 " Убитые вещи " (фр.). 1083 2 " опыты " (англ.). 1084 3 " духовности " (англ.). 1085 4 " Культуру нельзя выдумать " (фр.). 1086 5 Из стихотворения Е.Баратынского " Молитва " . 1087 6 К.С.Льюиса " Радостный христианин " . 1088 7 " …что такое анликанство, как не приспособленное к английскому темпераменту христианство – невозмутимое, благовоспитанное, прекрасно себя ведущее в часовне Оксфордского колледжа? Льюис – мастер уговаривать не до конца уверенных хорошего человека, который хотел бы быть христианином, но спотыкается о свой разум… Льюис всегда укрепит сомневающегося, обратит душу, готовую обратиться… И все же радость существует, и должен же существовать ее источник. Когда мы найдем источник, который есть Бог, нам, возможно, уже не нужна будет радость. То есть до тех пор, пока мы не перейдем к " серьезному бизнесу " Рая… " (англ.). 1089 1 " Распутин или гипнотическое очарование " (фр.). 1090 2 См. 1Кор.12:10. 1091 3 К.С.Льюис " Письма К.С.Льюиса " (англ.). 1092 1 С.176: " Попомните мои слова вы скоро увидите развитие как левого, так и правого псевдобогословия – гнусность появится там, где ей нельзя быть… " 1093 2 второстепенно, незначительно (англ.). 1094 3 за все надо платить (фр.). 1095 1 " новая атмосфера! " (англ.). 1096 2 " сексуальной ориентации " , " сексуальных предпочтениях " (англ.). 1097 1 операция на открытом сердце (англ.). 1098 2 манерность (фр.). 1099 1 блаженство (англ.). 1100 2 машину скорой помощи (англ.). 1101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Как и тот, он стремился достичь этого теми же средствами. Отсюда его законодательная деятельность имеет то же направление, что и Константина: с одной стороны, он покровительствует церкви, с другой – теснит язычество. Он значительно расширяет иммунитет духовенства 1075 , причем устанавливает exemptio епископов от светского суда 1076 . Смертной казнью он угрожает похитителям женщин и посвященных Богу дев 1077 . Вместе с тем он воспрещает язычникам приобретение рабов христианского исповедания 1078 . Если в данном отношении он уступал в продуктивности своему отцу, то он значительно превзошел Константина в проведении борьбы против язычества 1079 , девизом которой являются его слова: cesset superstitio, sacrificiorum aboleatur insania 1080 . Языческие храмы закрываются. Жертвоприношения воспрещаются под страхом смерти 1081 . Когда Констанций посетил Рим, то он несмотря на все свое уважение к учреждениям древнего города 1082 приказал удалить из сената алтарь победы 1083 . Возлагая на ступени трона свое исполненное дикого фанатизма сочинение de errore profanarum religionum, Фирмик Матерн 1084 знал, чего оно может достигнуть. Несмотря однако на это, язычество существовало не только как религия и жреческое учреждение, но даже продолжало находиться под покровительством императора 1085 , все еще сохранявшего достоинство и титул Pontifex Maximus 1086 . В сравнении с эпохой Константина положение таким образом принципиально не изменилось. Только язычество в большей мере было стеснено, а христианство соответственно усилено. Одновременно с этим увеличиваются репрессии государства к христианам. Важнейшая из них – запрещение под страхом смертной казни брака между христианами и иудеями 1087 . Церковная политика Констанция есть последовательное проведение политики, которую начал Константин Великий в последние годы своей жизни, когда он убедился, что предложенное им в Никее учение не соответствует духу восточной церкви 1088 . Как искренний христианин и как практический политик, Констанций хотел единства церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1062 См.: Болезнь, кончина и погребение Блаженнейшего Митрополита Анастасия//Церков­ная жизнь. 1965. 1–6. С. 22–25. 1070 Ермилов П. Вхождение Константинопольского патриархата в русло внешней политики США... С. 230. 1077 Слова, вызывающие у верных большое смущение и требующие более точных выражений//Церковная жизнь. 1960. 3–4. С. 57–58. 1078 Б. М. О единой и единственной спасающей Церкви Христовой//Церковная жизнь. 1961. 5–7. С. 99–101; Заявления Архиепископа Иакова//Церковная жизнь. 1962. 1–6. С. 40. 1081 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей//Церковная жизнь. 1965. 7–12. С. 46. 1082 Филарет, митр. Открытое письмо его Высокопреосвященству, Высокопреосвященней-шему Иакову, Греческому Архиепископу Северной и Южной Америки//Церковная жизнь. 1968–1969. С. 48, 49. 1083 Филарет, митр. Его Святейшеству, Святейшему Афинагору I, Архиепископу Константи­нопольскому и Патриарху Вселенскому//Там же. С. 24. 1085 См.: Филарет, митр. Его Святейшеству, Святейшему Афинагору I, Архиепископу Кон­стантинопольскому и Патриарху Вселенскому. С. 28. 1086 Послание Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей преосвященным епископам Православной Церкви//Церковная жизнь. 1974. 7–12. С. 21. 1087 Филарет, митр. Открытое письмо его Высокопреосвященству, Высокопреосвященней-шему Иакову, Греческому Архиепископу Северной и Южной Америки//Церковная жизнь. 1968–1969. С. 47–49. 1090 См.: Слесарев. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). С. 134–138, 153–155. 1095 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей//Церковная жизнь. 1970. 1–4. С. 9–10. 1097 Послание Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей преосвященным епископам Православной Церкви//Церковная жизнь. 1974. 7–12. С. 20–21. 1098 Обращение к архипастырям, пастырям и мирянам Русской Архиепископии Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе//Там же. С. 36. 1099 Определения Расширенного Заседания Архиерейского Синода РПЦЗ//Церковная жизнь. 1992. 3–4. С. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

____________________ 04. Переходя к Маркиону, мы прежде всего перечислим те источники, какими располагает современная наука для обрисовки его личности и учения. Маркион принадлежал к гностикам не только устно учившим, но и письменно проводившим и отстаивавшим свои взгляды. Маркион составил 1) собственное евангелие, положивши в основу его евангелие Луки и переделавши его соответственно своим тенденциям 1076 ;– 2) апостол (ποστολικóν), в который он внес 16 посл. ап. Павла – Гал., 1–2 Кор., Римл., 1–2 Фесс., Лаод. (=Ефес.), Колос., Филипп. и Фил., также произведя в тексте их тенденциозные изменения 1077 ; 3) кроме того, Маркион написал «ντιθσεις“ 1078 (по ошибке названные Ипполитом – ντιπαραθσεις) 1079 , которые содержали основные положения системы Маркиона и у его последователей почитались, как summum instrumentum 1080 , т.е. каноническая книга 1081 ; 4) Маркиону приписываются послания, известные его ученикам 1082 ; 5) фрагмент Муратория 1083 упоминает «novum psalmorum librum Епифаний замечает 1084 , что кроме евангелия и апостола «он составил от себя другия сочинения для обманутых им“ (λλα δ συντγματα φ’ αοτο συνταξε τος π’ ατο πλανωμνοις). Гарнак 1085 , кажется, справедливо полагает, что это сообщение Епифания может относиться к «антитезам“, о которых он несомненно слышал. 05. Ни одно из указанных сочинений Маркиона не дошло до нас. Но сохранились выдержки из них в значительном количестве у Тертуллиана , затем у Епифания, отчасти у бл. Иеронима в его комментариях особ. на посл. Гал. и Ефес., так как Иероним компилировал не сохранившиеся до нас толкования на данные послания Оригена ; а последний, по заключениям изследователей 1086 , полемизировал с Маркионом, особ. в толковании на посл. Гал. гл. II, делая буквальные выдержки из его сочинений.– На основании отмеченных извлечений из сочинений Маркиона делались попытки возстановления канона Маркиона и «антитезов“ его. Известен опыт Hahn’a еще в 1823 г. возсоздать евангелие и антитезы 1087 , затем Фолькмара 1088 ; а в новое время – попытки Zahn’a 1089 . Большим успехом эти попытки не увенчивались и не были популярны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Скачать epub pdf 53. Владимир II Всеволодович, прозванием Мономах, великий князь киевский сын Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от брака с греческой царевной, «мономахиней», достоверно неизвестной по имени (см. 30). Родился в Киеве в 1053 г.; 13-летним ребенком уже ходил из Переяслава (Полтавского), удела его отца, к Ростову в 1066 г.; из Смоленска посылался отцом к Владимиру-Волынскому и Бресту в 1068 г.; опять ходил к Владимиру в 1069 г.; получил в удел от дяди своего Святослава II Ярославича, великого князя киевского, Смоленск в 1073 г.; по приказанию того же дяди ходил с сыном его Олегом (см. 154) через Чехию (Богемию) за Глогау (в нынешней Селезни) против немецкого императора Генриха IV в 1075 г.; по приказанию другого дяди, Изяслава I Ярославича, великого князя киевского, дважды ходил на Полоцк в 1077 г.; вместе с отцом и дядей осаждал Чернигов и был в бою на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.; по вокняжении отца в Киеве посажен на столе черниговском, опустошил владения полоцкие, бился на р. Десне с половцами в 1079 г.; смирил торков в 1080 г.; ходил на вятичей в 1082 г.; преследовал Ростиславичей, князей-изгоев (безместных), отогнал за Хороль половцев, взял «изъездом» (внезапно) Всеславов Полоцк, не оставя там «ни челядина, ни скотины», в 1083 г.; отнял у Ростиславичей Владимир-Волынский и возвратил его Ярополку Изяславичу летом 1084 г.; по удалении того же Ярополка, друга Мономахова, в Польшу, захватил его город Луцк с семьей и имуществом беглеца в 1085 г.; но успел примирить Ярополка со своим отцом в 1086 г. и послал сына своего, Мстислава, на стол новгородский, покинутый Святополком II Изяславичем, в 1088 г.; уступив по смерти отца стол киевский этому же Святополку как старейшему князю, бился с половцами на р. Студне под Киевом, тут потерял единственного брата своего Ростислава, князя переяславского, и, осажденный Олегом в Чернигове, без кровопролития удалился в Переяслав в 1093 г.; отсюда вместе с великим князем Святополком II ходил громить «вежи» (станы) половецкие и на Святославичей, князей черниговских, к Смоленску в 1095 г.; снова утвердился в Чернигове, отнятом у Олега, в 1096 г.; за вероломное ослепление Василька, князя теребовльского (см. 50), после любечского съезда князей в 1097 г. начальствовал осадою Киева, но, упрошенный мачехой своей, не отнял его у Святополка в 1098 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

К утешению церкви, многие императоры, в противоположность соблазнительному примеру, поданному императором Львом, старались придавать твердость и устойчивость законам церковным. Они своими гражданскими законами подтверждали силу и обязательность законов церкви. Император Никифор III (1078–1081 гг.) новеллою утверждает соборные определения касательно браков, заключенных в кровном родстве 161 . Император Алексей Комнин, выходя из принципа разделения власти духовной и светской, законом, 1086 года объявлял, что все духовные дела, и прежде всего вопросы брачные принадлежат решению власти епископской 162 . Если же подобные, благорасположенные охранять самоуправление церковное и ее законодательство, императоры иногда и издавали новые законы, касающиеся церковной сферы, то их содержание не носит печати пренебрежения к церкви; они направляются к е же пользам. Что можно сказать против новеллы императора Алексея Комнена касательно лиц, каких должно возводить в церковные должности? Новелла эта определяла: чтобы стать митрополитом, епископом для этого требуется не только образцовое поведение, но и довольно основательное образование, чтобы они могли быть учительными. Лица подобных качеств должны быть предпочитаемы другим, не смотря на то, будут ли иметь какой церковный сан, или будут только числиться просто клириками. Он приказал сделать общий каталог всех клириков и обозначить, как лиц достойных чести, тех, кто с нравственностью соединяет знание, чтобы таким образом поощрять прочих 163 . Думаем, государство в видах пользы подданных всегда может с такими и подобными требованиями обращаться к церкви, не нарушая ее прав. Представим другие более важные образцы бесцеремонного, беззастенчивого отношения государства к столь же важным функциям церковным, как и законодательство церковное. Кому может придти на мысль, чтобы государство брало на себя инициативу столь священной вещи, как канонизация святых? И однако государственная власть брала на себя в рассматриваемое время и подобную задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Преп. Симеон Новый Богослов ещё пространнее, чем о христианской вере, говорит нам о «таинстве христианской жизни» (τ μυστριον τς χριστιανικς πολιτεας), как он называет последнюю 1064 . Самые нормы этой «таинственной жизни» 1065 , данные в евангельских заповедях блаженства, поскольку они вполне постигаются только опытом, Симеон называет не иначе, как «таинствами Христа» (τ μυστρια το Χριστο) 1066 . В духовной жизни, по словам св. Отца, «всё таинственно (μυστικς) всегда происходит» 1067 . Прежде всего, душа человека, как мёртвая по причине греха, нуждается в оживлении, в воскресении. Это последнее ещё здесь на земле, как говорит Симеон, «таинственно бывает и в нас», когда Христос, соединяясь «с душами нашими, воскресает в нас и вместе с Собою воскрешает и нас». Это есть «таинственное воскресение» ( μυστικ νστασις) или «таинство воскресения» нашего 1068 . Духовно-таинственное возрождение человека к новой жизни совершается в таинстве крещения или покаяния 1069 . Через них человек получает «таинственную благодать» (τν μυστικν χριν) 1070 , которая, по учению Симеона, как человеком воспринимается таинственно 1071 и содержится им некоторым неизъяснимым таинственным образом 1072 , так и сама, бывая для человека некоей световой купелью, восприемлет его «в лоно своё таинственно и возрождает благодатно» 1073 , таинственно услаждая его 1074 , таинственно подкрепляя 1075 , таинственно научая 1076 , таинственно действуя и побеждая в нём 1077 . Через таинственное действие благодати в душе человека совершается гармоническое сочетание 1078 , «возрождение и таинственное образование душевных сил» 1079 ; происходит богоусыновление и богоуподобление человека 1080 , – одним словом, через благодать совершается «таинство обновления душ человеческих» (τ μυστριον τς νακαινουργσεως τν νϑρωπνων ψυχν) 1081 , которое Симеон называет ещё «великим таинством божественной благодати» (τ μγα μυστριον τς ϑεας χριτος) или просто таинством благодати 1082 . Вместе с благодатью Сам Христос таинственно приходит в душу, вселяется, упокоевается, обитает и царствует в ней 1083 . Так происходит таинственное сдружение, сочетание души человеческой со Христом, описываемое Симеоном под образом таинственного брака души-невесты с Женихом-Христом 1084 . Это предивное таинство (τ παρδοξον το μυστηρου) 1085 называется у Симеона таинством браков (τ μυστριον τν γμων) 1086 или таинством обожения (τ μυστριον τς ϑεσεως) 1087 , когда Бог, душа и тело бывают едино, и человек делается богом по благодати 1088 . Говоря о высоте того созерцания и обожения, какого сам св. Отец удостоился от Бога, преп. Симеон весьма часто повторяет: «о таинство странное» ( μυστηρου ξνου) 1089 . А однажды, изобразив глубину своего падения, из которого Господь вознёс его на высоту славы, Симеон восклицает: «О глубина таинств! о высота славы! о восхождение! о обожение, о богатство!» и пр. 1090 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Близкий друг аббата Дезидерия, мон. Альфан († 1085), вместе с ним переселился из Беневенто в М.-К. и через неск. лет был возведен на архиепископскую кафедру в Салерно. Альфан считается одним из лучших средневек. поэтов, работавших в духе классической античной литературы (I carmi. 1974), но он известен гл. обр. переводами греч. сочинений по медицине, в т. ч. трактата Немесия Эмесского «О природе человека». Архиеп. Альфан заложил основы школы в Салерно, ставшей важнейшим средневек. центром изучения медицины. Помощником Альфана был Константин Африканский , к-рый впосл. стал монахом в М.-К.; у него учились Азон (Аттон), бывш. капеллан имп. Агнессы, и крещеный сарацин Иоанн Аффлаций, к-рый занимался в т. ч. переводом греч. и араб. трудов по медицине (см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 93-110, 127-134). Мон. Альберик Старший († ок. 1105), эксперт по лат. риторике, преподававший «свободные искусства» в М.-К., считается основоположником средневек. эпистолографии (ars dictandi; см.: Murphy J. J. Rhetoric in the Middle Ages: A History of Rhetorical Theory from Saint Augustine to the Renaissance. Berkeley etc., 1974. P. 202-211). Среди его учеников был Иоанн из Гаэты, к-рый в 1088 г. стал папским канцлером и в 1118-1119 гг. занимал Папский престол (см. Геласий II ). Альберик Старший обладал познаниями в богословии, поэзии и музыке. На Римском Соборе 1079 г. он вступил в полемику с Беренгарием (см. ст. Беренгар Турский ) и составил трактат «О Теле Господнем» (не сохр.). Утрачено также полемическое соч. «Об избрании Римского понтифика против императора Генриха». Из др. произведений Альберика сохранились Жития св. Схоластики, св. Аспрена Неаполитанского, католич. св. Доминика из Соры († 1031), Страсти мч. Модеста, гимны (см.: Manitius M. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1931. Bd. 3. S. 301-305; Lentini A. Alberico di Montecassino nel quadro della riforma gregoriana//StGregEccl. 1952. Vol. 4. P. 55-109). Агиографией занимался также поэт и проповедник Гвайферий († между 1078 и 1086), уроженец Салерно; его труды отличает стремление к стилистическому изяществу в подражание античным классикам (Гвайферий использовал «Диалоги» Сенеки, «Флориды» Апулея и трактат Цицерона «Об ораторе») (см.: Limone O. L " opera agiografica di Guaiferio di Montecassino//Monastica. 1981-1984. Vol. 3. P. 77-130; Dell " Omo M. Guaiferio//DBI. 2003. Vol. 60. P. 95-99).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Беседа 31. Пояснение к сказанному вместе с необходимыми увещаниями, относящимися к теме 1078 путешествия к Богу. 1 . Необходимо знать также и то, что, хотя существуют все эти различные пути 1079 в этом покойном и сладостном служении безмолвия, тем не менее в самом начале, когда только вступают на путь безмолвия, 1080 не предпочитают они идти по одному из этих различных путей, 1081 но исходный пункт 1082 и начало пути для всех одинаковы. Каждый человек знает это благодаря единой внешней этого служения, то есть, непрестанному труду псалмопения вместе с явным и видимым постничеством, 1083 а также – бывают ведь такие люди! 1084 – и с чтением, хотя значение того, что читает, не может он воспринять или полностью уразуметь, даже если он весьма ученый и искусный в обычном чтении и в изящной словесности. 1085 Что же до точного понимания духовного значения, то по мере возрастания внутреннего человека в подвижничестве и сокровенного преуспеяния 1086 дает ему вкусить божественная сила, которая является для него путеводителем в великом и просторном океане безмолвничества. 2 . Таким образом, как сказал я выше, на начальном этапе 1087 путешествия есть только один путь и одно начало для всех, кто путешествует в безмолвии. 3 . Впоследствии же, когда вступит на широкий и долгий путь подвижничества, 1088 тогда начинают разделяться все эти пути и дороги, которые мы ясно указали выше в настоящей Беседе. Итак, будем придерживаться того же мнения относительно различных путей, показанных в этой Беседе, какого придерживались мы в разделе об изменении образа жизни, 1089 различные виды которого 1090 были отмечены немного ранее, хотя настоящая чем-то и отличается по ясности изложения от того . 4 . Ибо все люди в меньшей или большей степени участвуют во всех подвижнических трудах; 1091 однако же каждый человек 1092 занимается и особенно пользуется одним из этих трудов в соответствии с тем служением, через исполнение которого, – больше, чем через что-либо другое, – он, как ему кажется, 1093 наиболее приближается к просветленности помыслов и озарению мышления. В этом труде он особенно усерден, исполняя его так, что становится более искусным в нем, 1094 чем в других .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010